Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.
Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии
Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили - это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.
Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка
Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор - это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 - это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) - есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.
Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:
- длина тела - 60 см, средний показатель (коридор 5);
- вес - 5600 г, средний показатель (коридор 4);
- окружность груди - 39 см, средний показатель (коридор 5);
- окружность головы - 40 см, средний показатель (коридор 4).
Значение центилей и соответствие нормам - таблица
показатель коридоров | центили | область величин | встречается у здоровых детей | рекомендации | оценка развития |
1 и ниже | до 3 | очень низкая | в 3% случаев | низкое | |
1–2 | 3–10 | низкая | в 7% случаев | Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов. | гармоничное, ниже среднего |
2–3 | 10–25 | ниже среднего | в 15% случаев | Не нуждается в дополнительных обследованиях | гармоничное, соответствующее возрасту |
3–6 | 25–75 | средняя | в 50% случаев | ||
6–7 | 75–90 | выше среднего | в 15% случаев | ||
7–8 | 90–97 | высокая | в 7% случаев | Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья. | гармоничное, опережающее возраст |
8 и за пределами коридора | выше 97 | очень высокая | в 3% случаев | Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. | опережающее возраст |
Среднеквадратическое отклонение
Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» производится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста данной возрастной группы.
Оценка показателя:
- в пределах ± 1 σ - рост средний;
- от ± 1 σ до ± 2 σ - рост ниже/выше среднего;
- от ± 2 σ до ± 3 σ - рост низкий/высокий;
- выход за пределы +/- Зσ - рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).
Непопадание показателей ребёнка в норму
Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.
Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.
Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт .
Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.
Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек - фотогалерея
Рост и вес девочек Окружность груди и головы девочек Пропорциональность роста и веса девочек
Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор (или центильный интервал) , в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.
Грубо говоря, нормой считаются 3 средних столбца, но не это главное. Важно, чтобы резко не менялся центильный коридор. К примеру, если в 2 месяца вес ребенка на 6, а в 3 месяца - на 3 или наоборот, есть большая вероятность проблем со здоровьем и малышу необходимо обследование.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина - 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса - 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди - 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы - 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка - умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.
Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор , в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.
По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.
Грубо говоря, нормой считаются 3 средних столбца, но не это главное. Важно, чтобы резко не менялся центильный коридор. К примеру, если в 2 месяца вес ребенка на 6, а в 3 месяца - на 3 или наоборот, есть большая вероятность проблем со здоровьем и малышке необходимо обследование.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Каждый ребенок индивидуален - это не секрет. Однако существуют показатели, которые у детей в определенных должны соответствовать среднестатистическим нормам. Такие параметры помогают врачу определить возможное наличие проблем со стороны физического и психического развития, а также предположить наличие какого-либо заболевания.
Оценка ребенка - очень важный момент для любого доктора и, конечно, для родителей. Что обозначают все эти шкалы, оценки и таблицы в жизни малыша и откуда они берутся?
Новорожденный
Когда ребенок только появляется на свет, он сразу получает свои первые оценки. По шкале Апгар в первую и пятую минуту жизни малыша неонатолог выставляет определенное количество баллов. От этих двух цифр зависит то, останется ли он с мамой или ему требуется дополнительная медицинская помощь, решается вопрос о первых прививках.
Малыш до года
После того как ребенку исполнится один месяц, мама обязательно должна носить малыша на плановые приемы к педиатру. Это происходит по графику, когда грудничку исполняется:
- один месяц;
- три месяца;
- шесть месяцев;
- девять месяцев;
- двенадцать месяцев.
На этих приемах в обязательном порядке проводится оценка физического развития по центильным таблицам. Также записывают возраст, когда ребенок начал улыбаться, первый раз сел, встал, сделал первые шаги, сказал первое слово, сроки прорезывания зубов. Измеряют:
- Длину тела.
- Объем/окружность головы.
- Размер грудной клетки.
- Температуру тела.
- Размер родничка.
На основании этих данных и возможных жалоб матери, ребенка могут отправить на дополнительные анализы или прием специалиста. В остальных случаях выставляется оценка физического развития по центильным таблицам. Нормой развития по данным таблицам всегда считается попадание в средние коридоры, то есть в интервале 25-75 процентов. Но ребенок может также развиваться вполне нормально, если данные по всем показателям находятся в одинаковом диапазоне, ниже или выше среднестатистического (в этом случае говорят об особенностях телосложения).
Центильные таблицы для мальчиков до года
Для измерения роста малыша до года в поликлинике используют специальную доску с бортиками. К одному из них прижимают головку ребенка, к другому - ножки.
Возраст | Рост мальчика |
||||||
Центильный интервал, % |
|||||||
новорожденный | |||||||
Центильные таблицы для мальчиков и девочек также содержат данные Несоответствие стандартам по этому параметру является поводом направить малыша к невропатологу.
Возраст
| Окружность головы мальчика |
||||||
Центильный интервал, % |
|||||||
новорожденный | |||||||
Факторы, влияющие на физическое развитие
Физическое здоровье ребенка - это главный показатель состояния его здоровья. Оно зависит от нескольких факторов:
- климатических условий;
- наследственности;
- питания;
- уровня материального благополучия семьи;
- соблюдения режима дня;
- отношения родителей к ребенку;
- психологической атмосферы в семье.
Обязательные для оценки физического развития детей после года
Оценка физического развития детей после года происходит по следующим показателям:
- Соматические показатели (вес в кг, рост в см, в см).
- Соматоскопические показатели (состояние покровов кожи, слизистых, развитие подкожно-жировых отложений, развитие опорно-двигательной системы, уровень полового развития).
- Физиометрические показатели (сила мышц, емкость легких, артериальное давление, частота пульса).
- Общее состояние здоровья (перенесенные заболевания, наличие хронических недугов).
Методы оценки физического развития строго унифицированы, поскольку, только проводя измерения в одинаковых условиях и одинаковыми инструментами, можно говорить о сопоставимости и достоверности результатов исследования.
Соматические показатели
Оценка физического развития ребенка часто происходит таким образом: соматические показатели развития конкретного ребенка сопоставляют с центильными таблицами согласно возрасту и полу. Как выглядят эти таблицы для мальчиков, можно рассмотреть ниже.
Возраст
| Рост мальчика |
||||||
Центильный интервал, % |
|||||||
Для девочек немного отличаются. До двух лет они обычно немного меньше мальчиков, но после догоняют и даже опережают в росте.
Возраст
| Рост девочки |
||||||
Центильный интервал, % |
|||||||
Исследование соматоскопических показателей
Методы оценки физического развития включают в себя ряд основных показателей измерения. Их можно изучить в следующей таблице.
Признак | Параметры | Норма | Примечание |
Жироотложение | Толщина жировой складки на животе | Сбоку на уровне пупка и под лопаткой |
|
Форма и особенности развития грудной клетки | Цилиндрическая, плоская, коническая, смешанная, рахитическая, бочкообразная | Цилиндрическая | Иногда у детей младшего возраста нормой может считаться грудная клетка смешанного типа |
Тонкий, коренастый, промежуточный | |||
Позвоночник | Нормальный, кифотический, лордостический | Нормальный - имеет s-образную форму в сагиттальной плоскости | К деформации позвоночника относятся также сколиозы |
Форма ног | Сводчатая, плоская, уплощенная | Сводчатая (нормальная) |
Физиометрические показатели
Оценка физического развития школьников происходит в том числе с помощью измерения функциональных показателей организма:
1. Жизненная емкость (объем) легких - это показатель силы дыхательной мускулатуры и объема легких. Измерение проводится с помощью воздушного спирометра или водяного. Возрастные показатели у детей разного пола и возраста будут отличаться.
Возраст | ||||
Девочки | Мальчики |
|||
Объем, мл | Сила | Объем, мл | Сила |
|
2. Сила мышц рук - степень развития мускулатуры. Измерение проводится прибором, который называется ручным динамометром.
3. Становая сила - сила разгибающих тело мышц в тазобедренных суставах.
4. ЧЧС - частота сердечных сокращений.
5. Артериальное давление начинают замерять после семи лет. В норме с этого возраста систолическое (верхнее) должно быть в пределах 100-120 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) - 60-80 мм рт. ст.
Оценка физического развития по этим показателям производится путем сопоставления индивидуальных показателей и средних значений, характерных для данной возрастной и половой группы детей.
Другие методы оценки развития
Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития используются и в других методах:
Комплексный метод оценки физического развития
Все рассмотренные ранее методы учитывают только морфологические данные оценки развития, но для растущего человека естественным и необходимым является учет биологического развития. Комплексный метод включает в себя:
- Оценку биологического возраста (степени соответствия возрасту созревания систем и органов ребенка). Критерии: прибавки веса и длины тела за год, возраст по количеству зубов, половое созревание, развитие костного аппарата.
- по соотношению формы ног, живота, грудной клетки, спины, развития мышц, костей, жировой ткани.
- Оценку гармоничности особенностей развития по соотношению роста и веса тела.
Комплексная оценка физического развития, которую проводят в учреждениях лечебно-профилактической направленности, а также при проведении развернутых медицинских осмотров позволяет в зависимости от совокупности данных разделить детей на пять различных групп здоровья:
- I группа . К ней относятся дети без хронических заболеваний, не болеющие или редко болеющие, развивающиеся в физическом и психическом плане без отклонений.
- II группа . К этой группе относится категория детей без хронических болезней и болеющих не более четырех раз в год, имеющих риски развития хронических заболеваний, возможно наличие несущественных отклонений по уровню функционирования систем и органов.
- III группа определяет детей с хроническими болезнями, патологиями (врожденными, не мешающими организму нормально функционировать), часто болеющих (более четырех раз в год).
- IV группа . Дети с пороками развития (врожденными), хроническими заболеваниями, нарушающими нормальное самочувствие и общее состояние организма.
- V группа . К этой группе относятся дети, болеющие серьезными хроническими заболеваниями, вызывающими очевидные расстройства и нарушения функционирования организма.
Подростки
Оценка физического развития подростков не отличается от методов оценки, применяющихся для всех детей. Во все таблицы и шкалы включены данные для детей до 17 лет.
Хотя, конечно, нельзя забывать, что развитие девочек после девяти лет и мальчиков после одиннадцати будет существенно отличаться от развития детей более младшего возраста.
В подростковом возрасте происходят существенные изменения в пропорциях тела и развитии органов и систем:
- Девочки до 14 лет существенно опережают своих сверстников по параметрам веса, роста,
- За этот период происходит сильный скачок роста (девушки успеют вырасти примерно на 25 сантиметров и прибавить 25 килограмм; юноши - 35 сантиметров и 35 килограмм).
- К 13-15 годам полностью завершится формирование вторичных половых признаков.
- Продолжается активное формирование нервной, психической, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
- Пульс и давление постепенно приближаются к показателям взрослого человека и в 18 лет остановятся на цифрах 120 на 65 у девушек и 115 на 60 у юношей.
Стоит отметить, что ускоряющиеся темпы физического развития (акселерации) значительно изменили за последнее время нормы соматических показателей.
Добрый день, посетитель моего блога!
В целом рост и развитие моего ребенка меня ни разу не заставляли задуматься о наличии каких-либо проблем со здоровьем, чему я несказанно рада. Данный вопрос меня заинтересовал, спустя 21 месяц после рождения Максима, когда я случайно наткнулась на центильные таблицы в просторах интернета. Анализ графика роста моего ребенка меня немного удивил и одновременно успокоил.
Центильные таблицы физического развития. Что это такое?
Центиль – это показатель конкретного параметра, который имеет конкретное число обследуемых детей одного возраста. Использование данных таблиц на практике абсолютно просто и удобно, а также сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Маркировка центильных таблиц различна: они могут иметь вид нескольких таблиц или графиков, но суть их от этого не меняется.
Понять, что такое центильная шкала, например, роста, можно на следующем примере: для измерения взяли 100 здоровых детей одного возраста и пола, выстроили их в одну шеренгу по росту: от самого низкого до самого высокого. Рост с 1-го по 3-го ребенка оценивается как очень низкий, с 3-го по 10-го ребенка - низкий, с 10-го по 25-го - ниже среднего, с 25-го по 75-го - средний, с 75-го по 90-го - выше среднего, с 90-го по 97-го - высокий и последних трех детей - очень высокий. За средние или нормальные принимают показатели, принадлежащие половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-75 %. В таблицах этот интервал отмечен розовым цветом.
Центильные таблицы физического развития для девочек:
Центильные таблицы физического развития для мальчиков:
Цифры от 1 до 8, находящиеся между колонками таблицы, называют коридорами . Интервалы, находящиеся рядом со средними (нормальными) показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (а именно, интервал 10-25 % (коридор 3) и интервал 75-90 % (коридор 6)). Данные показатели родителям можно также оценивать, как нормальные. Если же показатель попадает в интервал 3-10 % (коридор 2) или 90-97 % (коридор 7), то следует обратить на это внимание, сохраняя при этом спокойствие. Интервалы 3-10% (коридор 2) и 90-97% (коридор 7) - так называемые зоны внимания, которые требуют дополнительных обследований и консультаций со специалистами. Если же какой-либо показатель физического развития ребенка выходит за пределы значений 3% (коридор 1) или 97% (коридор 8) в меньшую или большую сторону соответственно, то есть вероятность, что у ребенка патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
Как по центильным таблицам оценить пропорциональность физического развития?
Самый простой вариант – это посмотреть в пределах скольких колонок (коридоров) находятся показатели Вашего ребенка. На плановом приеме в поликлинике у ребенка измеряют показатели роста, веса, окружности головы и грудной клетки и смотрят, к каким колонкам или промежуткам между ними (коридорам) они относятся. Если все показатели находятся в пределах одной колонки или одного коридора, или разница между ними составляет не больше одной колонки, можно говорить о пропорциональности физического развития. Если разница между параметрами составляет две колонки, врачи говорят о диспропорциональном или дисгармоничном развитии, три и более колонок – резко дисгармоничное развитие. Если Вы посмотрите ниже таблицу физического развития моего ребенка, то увидите, что у нас единожды была разница между показателями в 4 (!!!) колонки, а неоднократно встречается разница в 3, а тем более в 2 колонки.
Что делать, если имеет место быть дисгармоничное развитие?
Во-первых, отставьте панику! Если дисгармоничное развитие в Вашем случае — это заболевание, то его выявят при дальнейшем полном обследовании. Но это зачастую может быть нормой для Вашего ребенка. Измерения, проведенные в разных странах и на разных группах детей - отличаются. И это легкообъяснимо, ведь среднестатистический западноевропеец явно выше среднестатистического китайца. Поэтому, полюбопытствуйте, какими таблицами (чьего производства) при оценке параметров пользуетесь Вы и педиатры на участке.
Во-вторых, это может быть наследственность , от которой никуда не денешься. Если у папы и мамы ребенка высокий рост и худощавое телосложение, то не нужно удивляться, если педиатр заметит и у их ребенка диспропорциональное развитие, с высоким ростом и худобой. И в нашем случае наследственность не прошла мимо: папа Максима очень высокий и плотного телосложения, мама же, наоборот, низкая и худая. Ребенку есть в кого быть высоким и худым, но я бы и не сказала, что Максим худой, он скорее просто не пухляш). Поэтому запомните:
Отклонение от нормы относительно стандартных графиков, это не диагноз, это лишь очередной повод обратить внимание и обследоваться на момент наличия заболеваний
Мы не обследовались, и я скажу больше – нас не направляли, так как ребенок растет и развивается скачками. На протяжении месяца у него периодически меняется аппетит и настроение. В разные периоды жизни ребенок по-разному усваивает часто новую для него пищу и адаптируется к условиям окружающей среды. Учитывая все это, ждать конкретного показателя к определенному моменту измерения – совершенно неправильно. Главные критерии оценки состояния здоровья грудничка – это поведение, сон, здоровый вид, соответствующий рост, нормальный регулярный стул и сравнение антропометрических показателей физического развития с предыдущими.
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения. Долгое время специалисты ВОЗ разрабатывали общие усредненные нормы роста и развития детей всего мира. Но это же неправильно! Дети, да что там дети, люди разных стран очень сильно отличаются по росту, весу и еще многочисленным параметрам. И вот в 2006 году ВОЗ разработали новые нормы роста детей с учетом регионов.
Актуальные нормы роста и веса детей России скачать бесплатно
По рекомендациям ВОЗ вес ребенка до 2 лет необходимо измерять следующим образом: мама встает на весы, показатель ее веса обнуляют при нахождении женщины на весах, затем голого ребенка дают матери в руки и весы выдадут показатель веса малыша!
В детских поликлиниках нашего города вес малышей измеряется на специальных весах, на которые помещают пеленку с ребенком. Мне не нравится в данном способе взвешивания то, что ребенок порой плачет, а когда становится старше, и вовсе пытается слезть с весов или встать. Бывали случаи, что дети просто-напросто сносили весы с тумбы. На руках у мамы малыш не чувствует дискомфорта при взвешивании и окружающим не приходится слушать истошные крики детей – это очень гуманно по отношению ко всем.
Таблица физического развития моего ребенка:
возраст | Рост/длина, см | коридор | Масса, г | коридор | Окружность головы, см | коридор | Окружность груди, см | коридор |
При рождении | 50 | 4 | 3000 | 3 | 33 | 2 | 32 | 2 |
1 месяц | 56 | 6 | 4410 | 5 | 37 | 4 | 38 | 6 |
2 месяца | 61 | 8 | 5300 | 5 | 39 | 4-5 | 38 | 4 |
3 месяца | 62 | 6 | 6170 | 5 | 40 | 4 | 39 | 5 |
4 месяца | 66 | 7 | 6950 | 5 | 41 | 4 | 40 | 4 |
5 месяцев | 66 | 6 | 7200 | 5 | 42 | 4 | 41 | 3 |
6 месяцев | 69 | 6 | 7600 | 4-5 | 43 | 4 | 43 | 4 |
7 месяцев | 69 | 5 | 7880 | 4 | 44 | 4 | 44 | 4 |
8 месяцев | 70 | 4-5 | 8000 | 3-4 | 45 | 4 | 45 | 4 |
9 месяцев | 72,5 | 5 | 8470 | 4 | 45 | 4 | 45 | 3 |
10 месяцев | 73 | 4-5 | 8800 | 3-4 | 45 | 4 | 45 | 2 |
11 месяцев | 75 | 5 | 9120 | 4 | 46 | 3 | 46 | 3 |
1 год | 76 | 5 | 9200 | 3 | 46 | 3 | 46,5 | 3 |
1 год 3 месяца | 80 | 5 | 10200 | 4 | 46 | 2 | 48 | 4 |
1 год 6 месяцев | 83 | 5 | 10500 | 3 | 47 | 3 | 49 | 4 |
1 год 9 месяцев | 84 | 4 | 11000 | 3 | 49 | 5 | 51 | 5 |
2 года | 88 | 5 | 12000 | 4 | 49 | 4 | 51 | 4 |
В заключение хочу отметить, что Максим здоров и развивается в соответствии со своим возрастом. Поэтому призываю мамочек не паниковать, а наблюдать за показателями роста и развитием своего ребенка в динамике! И наша практика в очередной раз это подтверждает. Гораздо важнее, нужнее, полезнее заниматься , , нежели самостоятельно выискивать и придумывать болезни, которые Вашего ребенка в принципе и не касаются. А еще мне очень интересно были ли у Вашего малыша аналогичные скачки физического развития? Какие интересные моменты, закономерности Вы отмечали/отмечаете во время роста? Многие мамочки отмечают, что с введением прикорма вес деток резко увеличивается. В нашем случае такого не наблюдалось, наверное, потому, что прикорм начался с овощных пюре, а не с каш.
Будьте здоровы! Растите и развивайтесь на радость всем!