Как написать скрипт для программ. Скрипты - это просто. Переменные, оператор присваивания

Скрипт (scripting language - в переводе с английского «язык сценариев») - это высокоуровневый язык программирования, который был разработан специально для написания сценариев - кратких инструкций к выполнению системой определенных действий. Скрипт - это программа, которая имеет дело с готовыми программными компонентами. Главным образом, скрипты применяются для создания диалога с читателем гипертекста, а также для снабжения сайтов разными «фишками»: например, всплывающими советами или счетчиками посещений. Скриптом также называется программа, которая автоматизирует какую-либо задачу ПК, например, настройку параметров прокси-сервера.

С чего начать?

Вопрос о том, как научиться создавать скрипты, по сути равнозначен вопросу - как научиться программированию. Во многих источниках в сети можно найти статьи под заголовком «Как создать скрипт», которые начинаются словами - «Сделать это очень просто и это может каждый….». Но, на самом деле, утверждение это весьма сомнительное. Главная проблема заключается в необходимости изучения массы команд и внутренних особенностей языка. Простенький скрипт, конечно, можно создать по шаблону, коих в сети просто масса. Здесь, и правда, справится любой. Например, вы можете прямо сейчас открыть «Блокнот» и напечатать следующий текст:

  • WScript.Echo("Привет!");
  • text = "";

Теперь нужно сохранить файл с разрешением.js. Как запустить скрипт? Просто кликаем два раза мышкой по созданному файлу, и вуаля - появляется классическое окно уведомлений Windows с текстом «Привет!». Вы можете нажать на «крестик» или клавишу «ОК» и закрыть скрипт. Дополнительные сведения читайте в нашей статье . Таким образом, вы написали скрипт и можете даже теперь создавать такие окна уведомлений с любыми надписями, однако вы совершенно не понимаете, что означают команды, вы просто их копируете. Если перед вами встанет задача, чтобы при нажатии на кнопку «ОК» появлялось какое-то меню, вы окажетесь в полной растерянности. Если вы хотите именно писать скрипты, а не копировать их, вам потребуется, прежде всего, выучить синтаксис и структуру языков сценариев.

Языки сценариев

Языки сценариев можно поделить на четыре класса:

  • командно-сценарные. Наиболее известный - JCL. Эта группа языков служит для управления заданиями в операционных системах. Языки были созданы в 1960-х, но сегодня с ними мало кто работает.
  • прикладные сценарные. К ним можно отнести популярнейший JavaScript. Эта группа языков работает в клиентской части программного обеспечения. Неплохие уроки по JavaScript можно найти .
  • языки разметки, позволяющие встраивать теги в обычный текст для структурирования и определенного динамического поведения. Наиболее известен PostScript, изучаем его .
  • универсальные языки, больше всего подходящие для программирования веб-пространства. Самый популярный - Tcl, вникаем в его синтаксис .

Неплохие шаблоны скриптов вы можете найти на сайтах - webnav.ru и besttemplates.ru .

Установка скрипта

Как устанавливать скрипты на сайте? Программы, с помощью которых пользователь конструирует сайт, могут различаться интерфейсом, однако общая схема выглядит так:

  1. Закачиваем на сайт файл скрипта в разрешении ftp;
  2. Устанавливаем в настройках безопасности право на запуск скрипта;
  3. Запускаем инсталляционную форму и заполняем необходимые данные;
  4. Проводим дополнительную настройку скрипта в панели управления.

Как написать скрипт продаж? Таким вопросом задается, наверное, каждый, кто работает в продажах. И это неудивительно — ведь хороший скрипт продаж позволит Вам быстрее и легче привлекать клиентов, поможет менеджерам преодолевать возражения и отвечать на вопросы потенциальных покупателей. Плюсы от использования скрипта очевидны.

Но есть и обратная сторона.

Разработка скрипта продаж — занятие не простое. В статье «3 способа написать и оформить скрипт продаж » я уже делился с Вами своим мнением по поводу подготовки скрипта (электронный формат, бумажный формат).

Сегодня я хочу предложить Вам схему создания скрипта — 9 шаговый алгоритм написания скрипта с нуля (речь идет про написание скрипта холодного звонка. Для других видов звонков алгоритм будет аналогичным с небольшими корректировками). Когда я создаю скрипты продаж для корпоративных клиентов, я сам опираюсь на этот алгоритм.

Я подготовил алгоритм в формате PDF. Скачать его можно бесплатно, разблокировав доступ через (нажать на любую кнопку соцсетей).

Более подробно каждый шаг я описал в этих видео:

Как написать скрипт продаж: шаг 1-5 (видео)

Давайте рассмотрим основные шаги при написании скрипта.

1. Начни с сегментации

Этот шаг (к сожалению, незнакомый большинству) позволяет на начальном этапе разделить базу наших потенциальных клиентов на более перспективных и интересных для нас и на менее интересных. На этом шаге важно определить критерии сегментации для своей ситуации. Например, если я продаю тренинги продаж, то для меня клиент с наличием отдела продаж в компании и необученными сотрудниками будет гораздо интереснее, чем клиент вообще без отдела продаж. Таким образом мы для себя выделяем категории клиентов А, B, C и далее по необходимости для Вашего бизнеса. Более подробно этот важный шаг я разбирал на онлайн-тренинг (здесь можно посмотреть отчет с тренинга), но думаю логика сегментации Вам понятна.

2. Определи целевое действие

На этом шаге важно спланировать для каждого сегмента клиентов те целевые действия, которые будут нам выгодны. Например, с клиентами категории А мы готовы встречаться на территории клиента (т.к. они наиболее перспективные, интересные для нас. Мы готовы инвестировать свое время в таких клиентов), а с клиентами категории С, к примеру, можно ограничиться подпиской на рассылку.

3. Определи ЛПР

ЛПР — лицо, принимающее решение. Кто в Вашем случае определяет решение о работе с Вами? Часто менеджеры напролом пробиваются к руководителю, не понимая, что решение по их вопросу в компании, вероятно принимает другой человек. Это важный шаг, который напрямую влияет на наполнение нашего скрипта эффективными речевыми оборотами.

4. Наполни таргет-лист

Таргет-лист — это список компаний для привлечения. Я рекомендую иметь небольшой список тех, кому Вы хотите позвонить уже в процессе составления скрипта.

5. Продумай выход на ЛПР

Что Вы скажете секретарю, чтобы он Вас соединил с руководителем. Мне обычно достаточно 2-3 техники чтобы обойти почти любого секретаря. В курсе 10 звонков — 10 продаж я о таких техниках рассказываю.

6. Определи идеальную линию разговора с ЛПР

Представьте, что Ваш разговор проходит идеально гладко. Клиент не возражает. Подумайте, с чего Вы начнете беседу, как утеплите контакт, как будете аргументировать свою позицию. Я обычно выделяю 4 составляющих в этом блоке, о которых расскажу в другой статье (техника «ВУУЗ»).

7. Добавь ветвистость

Скрипт продаж подразумевает разные варианты поведения клиентов. Он может согласиться с Вами сразу (в таком случае сработает Ваша идеальная линия разговора), либо будет отказывать и возражать. На 7 шаге важно предусмотреть возможные отказы и отговорки клиента. Я обычно выделяю возражения универсальные (они могут появиться на любом узле скрипта) и узловые (они могут появиться только на определенном узле. Например, во время установления контакта). Преодолеть любые возражения Вам поможет курс . Там есть все необходимые приемы для обработки любых возражений.

8. Автоматизируй скрипт

На этом шаге я рекомендую автоматизировать скрипт продаж. Вы можете использовать заготовки для автоматизации (например, я использовал экселевский шаблон в курсе ), либо специальные сервисы для автоматизации скриптов (мне нравится ).

9. Улучшай!

Следите за конверсией каждого узла, скрипта в целом, пробуйте разные ответы на возражения и способы аргументации. И у Вас получится убойный скрипт продаж!

P.s. Более подробно технологию создания скриптов я разобрал на онлайн-тренинге (точнее — воркшопе) Скрипты продаж, которые выстреливают . Посмотрите подробности о том, как прошло мероприятие, какие выводы я сделал для себя в ходе общения с участниками. Возможно, и для Вас и Вашей ситуации это будет полезным.

Полезные ссылки:

  • Посетите бесплатный вебинар , чтобы узнать о наиболее эффективных стратегиях телефонных продаж в Вашем бизнесе
  • Чек-лист продающего звонка из 14 шагов ()
  • Подписывайтесь на канал Youtube «Пора расти» и будем развиваться и расти вместе
  • Прокачайте свои навыки продаж . Пожалуй, одно из лучших бюджетных решений в интернете, которое поможет Вам и Вашим сотрудникам увеличить продажи!
  • Скрипты продаж: 9 шагов для создания скрипта с…
  • Обход секретаря. 4 техники для скрипта продаж с…

Каким бы простым ни был графический интерфейс в Linux и сколько бы там ни было функций, все равно есть задачи, которые удобнее решать через терминал. Во-первых, потому что это быстрее, во-вторых - не на всех машинах есть графический интерфейс, например, на серверах все действия выполняются через терминал, в целях экономии вычислительных ресурсов.

Если вы уже более опытный пользователь, то, наверное, часто выполняете различные задачи через терминал. Часто встречаются задачи, для которых нужно выполнять несколько команд по очереди, например, для обновления системы необходимо сначала выполнить обновление репозиториев, а уже затем скачать новые версии пакетов. Это только пример и таких действий очень много, даже взять резервное копирование и загрузку скопированных файлов на удаленный сервер. Поэтому, чтобы не набирать одни и те же команды несколько раз можно использовать скрипты. В этой статье мы рассмотрим написание скриптов на Bash, рассмотрим основные операторы, а также то как они работают, так сказать, bash скрипты с нуля.

Скрипт или как его еще называют - сценарий, это последовательность команд, которые по очереди считывает и выполняет программа-интерпретатор, в нашем случае это программа командной строки - bash.

Скрипт - это обычный текстовый файл, в котором перечислены обычные команды, которые мы привыкли вводить вручную, а также указанна программа, которая будет их выполнять. Загрузчик, который будет выполнять скрипт не умеет работать с переменными окружения, поэтому ему нужно передать точный путь к программе, которую нужно запустить. А дальше он уже передаст ваш скрипт этой программе и начнется выполнение.

Простейший пример скрипта для командной оболочки Bash:

!/bin/bash
echo "Hello world"

Утилита echo выводит строку, переданную ей в параметре на экран. Первая строка особая, она задает программу, которая будет выполнять команды. Вообще говоря, мы можем создать скрипт на любом другом языке программирования и указать нужный интерпретатор, например, на python:

!/usr/bin/env python
print("Hello world")

Или на PHP:

!/usr/bin/env php
echo "Hello world";

В первом случае мы прямо указали на программу, которая будет выполнять команды, в двух следующих мы не знаем точный адрес программы, поэтому просим утилиту env найти ее по имени и запустить. Такой подход используется во многих скриптах. Но это еще не все. В системе Linux, чтобы система могла выполнить скрипт, нужно установить на файл с ним флаг исполняемый.

Этот флаг ничего не меняет в самом файле, только говорит системе, что это не просто текстовый файл, а программа и ее нужно выполнять, открыть файл, узнать интерпретатор и выполнить. Если интерпретатор не указан, будет по умолчанию использоваться интерпретатор пользователя. Но поскольку не все используют bash, нужно указывать это явно.

Чтобы выполните:

chmod ugo+x файл_скрипта

Теперь выполняем нашу небольшую первую программу:

./файл_скрипта

Все работает. Вы уже знаете как написать маленький скрипт, скажем для обновления. Как видите, скрипты содержат те же команды, что и выполняются в терминале, их писать очень просто. Но теперь мы немного усложним задачу. Поскольку скрипт, это программа, ему нужно самому принимать некоторые решения, хранить результаты выполнения команд и выполнять циклы. Все это позволяет делать оболочка Bash. Правда, тут все намного сложнее. Начнем с простого.

Переменные в скриптах

Написание скриптов на Bash редко обходится без сохранения временных данных, а значит создания переменных. Без переменных не обходится ни один язык программирования и наш примитивный язык командной оболочки тоже.

Возможно, вы уже раньше встречались с переменными окружения. Так вот, это те же самые переменные и работают они аналогично.

Например, объявим переменную string:

string="Hello world"

Значение нашей строки в кавычках. Но на самом деле кавычки не всегда нужны. Здесь сохраняется главный принцип bash - пробел - это специальный символ, разделитель, поэтому если не использовать кавычки world уже будет считаться отдельной командой, по той же причине мы не ставим пробелов перед и после знака равно.

Чтобы вывести значение переменной используется символ $. Например:

Модифицируем наш скрипт:

!/bin/bash
string1="hello "
string2=world
string=$string1$string2
echo $string

И проверяем:

Bash не различает типов переменных так, как языки высокого уровня, например, С++, вы можете присвоить переменной как число, так и строку. Одинаково все это будет считаться строкой. Оболочка поддерживает только слияние строк, для этого просто запишите имена переменных подряд:

!/bin/bash
string1="hello "
string2=world
string=$string1$string2\ and\ me
string3=$string1$string2" and me"
echo $string3

Проверяем:

Обратите внимание, что как я и говорил, кавычки необязательны если в строке нет спецсимволов. Присмотритесь к обоим способам слияния строк, здесь тоже демонстрируется роль кавычек. Если же вам нужны более сложные способы обработки строк или арифметические операции, это не входит в возможности оболочки, для этого используются обычные утилиты.

Переменные и вывод команд

Переменные не были бы настолько полезны, если бы в них невозможно было записать результат выполнения утилит. Для этого используется такой синтаксис:

$(команда )

С помощью этой конструкции вывод команды будет перенаправлен прямо туда, откуда она была вызвана, а не на экран. Например, утилита date возвращает текущую дату. Эти команды эквивалентны:

Понимаете? Напишем скрипт, где будет выводиться hello world и дата:

string1="hello world "
string2=$(date)

string=$string1$string2

Теперь вы знаете достаточно о переменных, и готовы создать bash скрипт, но это еще далеко не все. Дальше мы рассмотрим параметры и управляющие конструкции. Напомню, что это все обычные команды bash, и вам необязательно сохранять их в файле, можно выполнять сразу же на ходу.

Параметры скрипта

Не всегда можно создать bash скрипт, который не зависит от ввода пользователя. В большинстве случаев нужно спросить у пользователя какое действие предпринять или какой файл использовать. При вызове скрипта мы можем передавать ему параметры. Все эти параметры доступны в виде переменных с именами в виде номеров.

Переменная с именем 1 содержит значение первого параметра, переменная 2, второго и так далее. Этот bash скрипт выведет значение первого параметра:

!/bin/bash
echo $1

Управляющие конструкции в скриптах

Создание bash скрипта было бы не настолько полезным без возможности анализировать определенные факторы, и выполнять в ответ на них нужные действия. Это довольно-таки сложная тема, но она очень важна для того, чтобы создать bash скрипт.

В Bash для проверки условий есть команда Синтаксис ее такой:

if команда_условие
then
команда
else
команда
fi

Эта команда проверяет код завершения команды условия, и если 0 (успех) то выполняет команду или несколько команд после слова then, если код завершения 1 выполняется блок else, fi означает завершение блока команд.

Но поскольку нам чаще всего нас интересует не код возврата команды, а сравнение строк и чисел, то была введена команда [[, которая позволяет выполнять различные сравнения и выдавать код возврата зависящий от результата сравнения. Ее синтаксис:

[[ параметр1 оператор параметр2 ]]

Для сравнения используются уже привычные нам операторы <,>,=,!= и т д. Если выражение верно, команда вернет 0, если нет - 1. Вы можете немного протестировать ее поведение в терминале. Код возврата последней команды хранится в переменной $?:

Теперь объединением все это и получим скрипт с условным выражением:

!/bin/bash
if [[ $1 > 2 ]]
then
echo $1" больше 2"
else
echo $1" меньше 2 или 2"
fi

Конечно, у этой конструкции более мощные возможности, но это слишком сложно чтобы рассматривать их в этой статье. Возможно, я напишу об этом потом. А пока перейдем к циклам.

Циклы в скриптах

Преимущество программ в том, что мы можем в несколько строчек указать какие действия нужно выполнить несколько раз. Например, возможно написание скриптов на bash, которые состоят всего из нескольких строчек, а выполняются часами, анализируя параметры и выполняя нужные действия.

Первым рассмотрим цикл for. Вот его синтаксис:

for переменная in список
do
команда
done

Перебирает весь список, и присваивает по очереди переменной значение из списка, после каждого присваивания выполняет команды, расположенные между do и done.

Например, переберем пять цифр:

for index in 1 2 3 4 5
do
echo $index
done

Или вы можете перечислить все файлы из текущей директории:

for file in $(ls -l); do echo "$file"; done

Как вы понимаете, можно не только выводить имена, но и выполнять нужные действия, это очень полезно когда выполняется создание bash скрипта.

Второй цикл, который мы рассмотрим - это цикл while, он выполняется пока команда условия возвращает код 0, успех. Рассмотрим синтаксис:

while команда условие
do
команда
done

Рассмотрим пример:

!/bin/bash
index=1
while [[ $index < 5 ]]
do
echo $index
let "index=index+1"
done

Как видите, все выполняется, команда let просто выполняет указанную математическую операцию, в нашем случае увеличивает значение переменной на единицу.

Хотелось бы отметить еще кое-что. Такие конструкции, как while, for, if рассчитаны на запись в несколько строк, и если вы попытаетесь их записать в одну строку, то получите ошибку. Но тем не менее это возможно, для этого там, где должен быть перевод строки ставьте точку с запятой ";". Например, предыдущий цикл можно было выполнить в виде одной строки:

index=1; while [[ $index < 5 ]]; do echo $index; let "index=index+1"; done;

Все очень просто я пытался не усложнять статью дополнительными терминами и возможностями bash, только самое основное. В некоторых случаях, возможно, вам понадобиться сделать gui для bash скрипта , тогда вы можете использовать такие программы как zenity или kdialog, с помощью них очень удобно выводить сообщения пользователю и даже запрашивать у него информацию.

Выводы

Теперь вы понимаете основы создания скрипта в linux и можете написать нужный вам скрипт, например, для резервного копирования. Я пытался рассматривать bash скрипты с нуля. Поэтому далеко не все аспекты были рассмотрены. Возможно, мы еще вернемся к этой теме в одной из следующих статей.

Как правильно писать скрипты для сайтов, операционной системы или игр? В рамках данной статьи мы попробуем рассмотреть ответ на этот вопрос.

Как писать скрипты для Windows: общая информация

Для написания скриптов желательно обладать хотя бы минимальными знаниями в программировании. Если же вам что-то кажется непонятным, то восполнить пробел поможет статья-другая. Давайте первоначально определим, что собой представляет скрипт. Скрипт это алгоритм, который написан определенными языками программирования. Он хранится на компьютере пользователя и может взаимодействовать с определенными программами, файлами и системными настройками. Все это дает возможность значительно дополнить стандартные возможности, создать автоматизированного помощника, который сможет взять на себя часть работы.

Работа с браузерами

Работа с интернет-браузерами, пожалуй, является одним из наиболее легких занятий. Для написания скриптов на Java Script будет достаточно знания этого языка программирования и обычного блокнота. Однако и здесь могут быть свои недостатки. Каждый пользователь, у которого есть та же самая стандартная программа «Блокнот», легко может посмотреть, что собой представляет скрипт. Если у пользователя будут плохие намерения, а в коде уязвимость, то вполне могут появиться проблемы. При ответе на вопрос о том, как писать скрипты на Java Script стоит отметить, что для этого нужно просто изучить данный язык программирования. Чтобы создавать более сложные программы, можно использовать различные библиотеки. Однако для них потребуются и соответствующие расширения веб-обозревателей. При смене компьютерной техники пользователю придется осуществлять дополнительные настройки. При использовании сторонних разработок следует убедиться в том, что созданный скрипт не будет отправлять данные пользователя на сторонние сервисы. Необходимо отметить, что у каждого интернет-браузера имеются свои определенные ограничения. Однако с их помощью в целом можно сделать все, что угодно. Зачем же их создают? Скрипты нужны для того, чтобы автоматизировать деятельность пользователя.

Работа с операционной системой Windows

Предположим, нам нужно поменять конфигурацию персонального компьютера. Для этого существует большой набор графических средств, но, к сожалению, все возможности они не охватывают. Поэтому приходится дополнительно создавать системные скрипты, которые имеют расширение.bat. Каждый пользователь, который работает за компьютером более-менее длительное время, наверняка встречался с такими файлами. Но как же писать скрипты для операционной системы Windows? Для этой цели нам понадобится стандартная программа «Блокнот». Для начала нужно создать новый текстовый файл. Необходимо записать в нем системные команды. После этого расширение файла нужно заменить на.bat. Затем останется только запустить данную разработку. Если все будет сделано правильно, команды будут успешно выполнены. В случае неграмотного написания кода или ошибок в лучшем случае ничего не произойдет. По этой причине лучше разбираться в том, что пишешь. Категорически не рекомендуется просто брать код и бездумно вставлять его. Это может привести к возникновению проблем в работе операционной системы. Повезет, если опасные операции будут осуществлены с гостевого аккаунта. Команда, выполненная от имени администратора, запросто может превратить ваш персональный компьютер в «кирпич».

А как обстоят дела с Linux? Стоит учитывать, что Windows – это далеко не единственная операционная система. Довольно популярной системой также является Linux. Как же писать скрипты в данной операционной системы? Скрипты здесь создаются при помощи оболочки или специального командного интерпретатора. Такой интерпретатор является интерфейсом между ядром операционной системы и пользователем. По сути, скрипт в Linux представляет собой простой файл, в котором перечислены системные команды. Это одновременно удобно и просто. При этом оболочке обязательно нужно знать, какой файл необходимо обрабатывать. Она по умолчанию просто читает. Если нужно выполнить команду, то используется конструкция «#!». Ее нужно просто вставить перед командой. Все скрипты в Linux имеют расширение.sh. Необходимо отметить, что при помощи скриптов можно делать множество довольно сложных вещей. Так, например, при помощи данного инструмента можно осуществлять резервное копирование файлов. В целом существует множество вариантов использования скриптов.

Пишем скрипты

Прежде всего, необходимо определиться со средой, в которой мы будем набирать код. Для этого почти всегда достаточно только «Блокнота». В этой стандартной программе не слишком удобно отображать строение конструкций. Здесь не подсвечиваются операторы и другие элементы. В качестве достойной альтернативы можно предложить программу под названием Notepad++. Пользователи, которые хорошо знают английский язык, наверняка сообразили, что это тот же «Блокнот», но обладающий расширенными возможностями. Это небольшая, но достаточно приятная разработка, которая в первую очередь ориентирована на программистов. Здесь можно включить настройку отображения практически всего, что есть. Также присутствует довольно удобный инструмент отображения кода и много других мелких приятных вещей, которые делают более комфортным процесс написания кода. В целом же можно дать множество различных ответов на вопрос, «где писать скрипты». Это могут быть и навороченные среды с множеством элементов отладки и эмуляторами. Достаточно только выбрать то, что вам по душе. Затем необходимо позаботиться о наличии знаний. В качестве основы вполне подойдет справка по выбранному языку программирования или команд ОС. Для более подробного изучения нужно будет почитать книги, в которых подробно излагаются все особенности обработки кода и машинной логики.

Сервисы для обучения в режиме реального времени

Если вас интересует процесс написания скриптов, то стоит рассмотреть возможность обучения при помощи информационных образовательных технологий. Как примерно выглядит такая «школа программистов»? Новичка по программе, составленной опытными разработчиками, ведут от легких моментов к сложным. Первоначально может быть изучено динамическое обновление данных, чтобы перейти в последующем к созданию сокет-серверов. Пользователь может без спешки проходить обучение, усваивая поэтапно максимальное количество информации. По этой причине, если возникнуть сложности, то вы легко сможете обратиться к ним за помощью. Если первый попавшийся сервис не удовлетворит все ваши потребности, то вы легко сможете попробовать что-то новое. Зачем же изучать их? Многих пользователей интересует вопрос, как писать скрипты для компьютерных игр. Однако это не единственное применение подобной возможности. Давайте же рассмотрим процесс написания скрипта. Предположим, вам нравится играть на каком-то определенном сайте. Увы, этот процесс предусматривает или вложение собственных средств, или длительное монотонное выполнение определенных действий. Если вы предпочитаете второй способ, то скрипты это как раз то, что вам нужно. Подобный подход может использоваться и в стационарных играх. Там существуют персонажи под управлением искусственного интеллекта. Чтобы сразиться с ними, можно создать свою версию искусственного интеллекта. Таким образом, вы можете устроить битву компьютера с самим собой. Скрипты могут успешно использоваться не только в компьютерных играх. Предположим, существует сайт какой-то серьезной организации. В данном случае максимальная поддержка коммуникации с клиентами является важным аспектом. Для этого можно добавить небольшую форму в виде скрипта, при помощи которой можно в онлайн-режиме получить консультацию специалиста. Возможностей использования скриптов существует большое количество.

Заключение

К сожалению, в рамках одного обзора достаточно сложно передать, как же правильно писать скрипты. Конечно, можно использовать общие рекомендации по оптимизации кода и так далее, но действительно понять, что все это означает, вы сможете только на практике. Только поиск оптимальных решений и опыт смогут помочь вам в реализации программ таким образом, чтобы они выполняли свои функции с минимальными трудозатратами. Вообще в программировании многое зависит от практики. Нужно постоянно учиться чему-то новому, самосовершенствоваться и думать о том, как лучше решить поставленную задачу.

Пишем скрипты в Linux (обучение на примерах)

———————————————————————————-

1. Введение

Что нужно, чтобы писать скрипты
Владение инструментами командной строки и их необходимыми опциями.
Базовые знания английского языка уровня начальной школы не помешают.

Зачем нужны скрипты
Во-первых, администрирование linux-сервера в той или иной степени сводится к систематическому выполнению одних и тех же команд. Причем не обязательно, чтобы эти команды выполнял человек. Их можно запрограммировать на выполнение машиной.
Во-вторых, даже просто выполнение обычной задачи, которая (вдруг) составляет 20-1000… однообразных операций ГОРАЗДО проще реализовать в скрипте.

Что такое скрипт
Скрипт — набор инструкций, которые должен в определенном порядке и в определенное время выполнить компьютер. Инструкциями могут быть как внутренние команды оболочки (циклы, условия, обработка текстовой информации, работа с переменными окружения и прочее), так и любая программа, выполняемая нами в консоли с необходимыми параметрами.

Как писать скрипт
В нашем случае скрипт будет представлять из себя текстовый файл с атрибутами выполнения. Если файл сценария начинается с последовательности #!, которая в мире UNIX называется sha-bang, то это указывает системе какой интерпретатор следует использовать для исполнения сценария. Если это трудно понять, то просто запомните, что все скрипты мы будем начинать писать именно со строчки #!/bin/bash или #!/bin/sh, а далее пойдут команды и комментарии к ним.

Напутствие
Я Вам искренне советую писать как можно больше комментариев чуть ли ни к каждой строчке в скрипте. Пройдет время и Вам понадобится изменить или модернизировать написанный когда-то скрипт. Если не помнишь или не понимаешь, что написано в скрипте, то становится сложно его изменять, проще писать с нуля.

Какие скрипты могут нам понадобиться:

    устанавливающий правила файервола при загрузке системы.
    выполняющий backup настроек и данных.
    добавляющий почтовые ящики в почтовый сервер (точнее в базу mysql)
    запускающий в определенное время (лучше каждую ночь) программу, которая сканирует логи прокси-сервера и выдает удобный web-отчет по количеству скачанного трафика.
    отправляющий нам на почту информацию о том, что кто-то получил доступ к нашему серверу по ssh, время подключения и адрес клиента.

О методике написания скриптов
Создаем текстовый файл, редактируем его, устанавливаем права на выполнение, запускаем, смотрим ошибки, исправляем, запускаем, смотрим ошибки…
Когда все вылизано и работает правильно, ставим его в автозагрузку либо в планировщик на определенное время.

———————————————————————————-

2. Обучение написанию сценариев на внутреннем языке BASH
оригинал: https://www.linuxconfig.org/Bash_scripting_Tutorial

Это руководство предполагает отсутствие предварительных знаний о методике написания сценариев (далее скриптов) с помощью внутреннего языка Bash. С помощью данного руководства вы обнаружите в скором времени, что написание скриптов очень простая задача. Давайте начнем наше обучение с простого сценария, выполняющего вывод строки «Hello World!» (в перев. с англ. — Всем привет!)

1. Сценарий «Всем привет»
Вот ваш первый пример bash-скрипта:

#!/bin/bash
echo «Hello World»

Переходим в директорию, содержащую наш файл hello_world.sh и делаем его исполняемым:

Код: Выделить всё $ chmod +x hello_world.sh

Запускаем скрипт на выполнение

Код: Выделить всё $ ./hello_world.sh

2. Простой архивирующий bash-скрипт

#!/bin/bash
tar -czf myhome_directory.tar.gz /home/user

Код: Выделить всё $ ./backup.sh

$ du -sh myhome_directory.tar.gz
41M myhome_directory.tar.gz

3. Работа с переменными
В данном примере мы объявляем простую переменную и выводим её на экран с помощью команды echo

#!/bin/bash
STRING=»HELLO WORLD!!!»
echo $STRING

Код: Выделить всё $ ./hello_world.sh
HELLO WORLD!!!

Наш архивирующий скрипт с переменными:

#!/bin/bash
OF=myhome_directory_$(date +%Y%m%d).tar.gz
IF=/home/user
tar -czf $OF $IF

Код: Выделить всё $ ./backup.sh
tar: Removing leading "\" from member names
$ du -sh *tar.gz
41M myhome_directory_20100123.tar.gz

3.1 Глобальные и локальные переменные

#!/bin/bash
# Объявляем глобальную переменную
# Такая переменная может использоваться в любом месте этого скрипта
VAR=»global variable»
function bash {
# Объявляем локальную переменную
# Такая переменная действительна только для функции, в которой её объявили
local VAR=»local variable»
echo $VAR
}
echo $VAR
bash
# Обратите внимание, что глобальная переменная не изменилась
echo $VAR

Код: Выделить всё $ ./variables.sh
global variable
local variable
global variable

4. Передаем аргументы в скрипт

#!/bin/bash
# Используйте предопределенные переменные для доступа к аргументам
# Выводим аргументы на экран
echo $1 $2 $3 ‘ -> echo $1 $2 $3’

#Мы так же можем получить доступ к аргументам через специальный массив args=(«$@»)
# Выводим аргументы на экран
echo ${args} ${args} ${args} ‘ -> args=(«$@»); echo ${args} ${args} ${args}’

# Используйте переменную $@ для вывода всех аргументов сразу
echo $@ ‘ -> echo $@’

Используйте переменную $# для вывода количества переданный в скрипт аргументов
echo Number of arguments passed: $# ‘ -> echo Number of arguments passed: $#’

Код: Выделить всё $ ./arguments.sh Bash Scripting Tutorial
Bash Scripting Tutorial -> echo $1 $2 $3
Bash Scripting Tutorial -> args=("$@"); echo ${args} ${args} ${args}
Bash Scripting Tutorial -> echo $@
Number of arguments passed: 3 -> echo Number of arguments passed: $#

5. Выполнение в скрипте команд оболочки

#!/bin/bash
# используйте обратные кавычки » ` ` » для выполнения команды оболочки
echo `uname -o`
# теперь попробуем без кавычек
echo uname -o

Код: Выделить всё $ uname -o
GNU/Linux
$ ./bash_backtricks.sh
GNU/Linux
uname -o

Как видим, во втором случае вывелась сама команда, а не результат её выполнения

6. Читаем пользовательский ввод (интерактивность)

#!/bin/bash
echo -e «Hi, please type the word: \c »
read word
echo «The word you entered is: $word»
echo -e «Can you please enter two words? »
read word1 word2
echo «Here is your input: \»$word1\» \»$word2\»»
echo -e «How do you feel about bash scripting? »
# read command now stores a reply into the default build-in variable $REPLY
read
echo «You said $REPLY, I’m glad to hear that! »
echo -e «What are your favorite colours ? »
# -a makes read command to read into an array
read -a colours
echo «My favorite colours are also ${colours}, ${colours} and ${colours}:-)»

Код: Выделить всё $ ./read.sh
Hi, please type the word: something
The word you entered is: something
Can you please enter two words?
Debian Linux
Here is your input: "Debian" "Linux"
How do you feel about bash scripting?
good
You said good, I"m glad to hear that!
What are your favorite colours ?
blue green black
My favorite colours are also blue, green and black:-)

7. Использование ловушки

#!/bin/bash
# объявляем ловушку
trap bashtrap INT
# очищаем экран
clear;
# функция ловушки выполняется, когда пользователь нажимает CTRL-C:
# На экран будет выводиться => Executing bash trap subrutine !
# но скрипт будет продолжать выполняться
bashtrap()
{
echo «CTRL+C Detected !…executing bash trap !»
}
# скрипт будет считать до 10
for a in `seq 1 10`; do
echo «$a/10 to Exit.»
sleep 1;
done
echo «Exit Bash Trap Example!!!»

Код: Выделить всё $ ./trap.sh
1/10
2/10
3/10
4/10
5/10
6/10

7/10
8/10
9/10
CTRL+C Detected !...executing bash trap !
10/10
Exit Bash Trap Example!!!

Как видим, сочетание клавишь Ctrl-C не остановило выполнение скрипта.

8. Массивы
8.1 Объявляем простой массив

#!/bin/bash
# Объявляем простой массив с 4 элементами
ARRAY=(‘Debian Linux’ ‘Redhat Linux’ Ubuntu Linux)
# Получаем количество элементов в массиве
ELEMENTS=${#ARRAY[@]}

# выводим в цикле каждый элемент массива
for ((i=0;i<$ELEMENTS;i++)); do
echo ${ARRAY[${i}]}
done

Код: Выделить всё $./arrays.sh
Debian Linux
Redhat Linux
Ubuntu
Linux

8.2 Заполняем массив значениями из файла

#!/bin/bash
# Объявляем массив
declare -a ARRAY
# Команда exec # stdin (обычно это клавиатура), будет производиться из этого файла. Это дает возможность читать
# содержимое файла, строку за строкой, и анализировать каждую введенную строку с помощью sed и/или awk.
exec 10 let count=0

while read LINE <&10; do

ARRAY[$count]=$LINE
((count++))
done

echo Number of elements: ${#ARRAY[@]}
# Вывод значений массива
echo ${ARRAY[@]}
# закрываем файл
exec 10>&-

Код: Выделить всё $ cat bash.txt
Debian Linux
Redhat Linux
Ubuntu
Linux
$ ./arrays.sh
Number of elements: 4
Debian Linux Redhat Linux Ubuntu Linux

9. Условия «если-то-иначе»
9.1. Простое использование «если-иначе» условий
Обратите внимание на пробелы в квадратных скобках, без которых условие работать не будет.

#!/bin/bash
directory=»./BashScripting»

# проверяем наличие директории
if [ -d $directory ]; then
echo «Directory exists»
else
echo «Directory does not exists»
fi

Код: Выделить всё $ ./if_else.sh
Directory does not exists
$ mkdir BashScripting
$ ./if_else.sh
Directory exists

9.2 Вложенные «если-иначе» условия

#!/bin/bash
# Объявляем переменную со значением 4
choice=4
# Выводим на экран
echo «1. Bash»
echo «2. Scripting»
echo «3. Tutorial»

# Выполняем, пока переменная равна четырем
# Зацикливание
while [ $choice -eq 4 ]; do

# читаем пользовательский ввод
read choice
# вложенное «если-иначе» условие
if [ $choice -eq 1 ] ; then

echo «You have chosen word: Bash»

if [ $choice -eq 2 ] ; then
echo «You have chosen word: Scripting»
else

if [ $choice -eq 3 ] ; then
echo «You have chosen word: Tutorial»
else
echo «Please make a choice between 1-3 !»
echo «1. Bash»
echo «2. Scripting»
echo «3. Tutorial»
echo -n «Please choose a word ? »
choice=4
fi
fi
fi
done

Код: Выделить всё $ ./nested.sh
1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial

5

1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial
Please choose a word ?
4
Please make a choice between 1-3 !
1. Bash
2. Scripting
3. Tutorial
Please choose a word ?
3
You have chosen word: Tutorial

Таким образом сначала тело цикла «while» выполняется, т.к. переменная choice изначально равна четырем. Потом читаем в неё пользовательский ввод, и если ввод не равен 1,2 или 3 то делаем нашу переменную снова равную 4, в связи с чем тело цикла повторяется (снова необходимо вводить 1,2 или 3).

10. Сравнения
10.1 Арифметические сравнения

Lt <
-gt >
-le <=
-ge >=
-eq ==
-ne !=

#!/bin/bash

NUM1=2
NUM2=2
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
else
echo «Values are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
Both Values are equal

#!/bin/bash
# Объявляем переменные с целочисленными значениями
NUM1=2
NUM2=3
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
else
echo «Values are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
Values are NOT equal

#!/bin/bash
# Объявляем переменные с целочисленными значениями
NUM1=2
NUM2=1
if [ $NUM1 -eq $NUM2 ]; then
echo «Both Values are equal»
elif [ $NUM1 -gt $NUM2 ]; then
echo «$NUM1 is greater then $NUM2»
else
echo «$NUM2 is greater then $NUM1»
fi

Код: Выделить всё $ ./equals.sh
2 is greater then 1

10.2 Символьно-текстовые сравнения

Одинаковые
!= не одинаковые
< меньще чем
> больше чем
-n s1 переменная s1 не пустая
-z s1 переменная s1 пустая

#!/bin/bash

S1=»Bash»

S2=»Scripting»
if [ $S1 = $S2 ]; then

else
echo «Strings are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./statement.sh
Strings are NOT equal

#!/bin/bash
# Объявляем символьную переменную S1
S1=»Bash»
# Объявляем символьную переменную S2
S2=»Bash»
if [ $S1 = $S2 ]; then
echo «Both Strings are equal»
else
echo «Strings are NOT equal»
fi

Код: Выделить всё $ ./statement.sh
Both Strings are equal

11. Проверка файлов

B filename Block special file
-c filename Special character file
-d directoryname Check for directory existence
-e filename Check for file existence
-f filename Check for regular file existence not a directory
-G filename Check if file exists and is owned by effective group ID.
-g filename true if file exists and is set-group-id.
-k filename Sticky bit
-L filename Symbolic link
-O filename True if file exists and is owned by the effective user id.
-r filename Check if file is a readable
-S filename Check if file is socket
-s filename Check if file is nonzero size
-u filename Check if file set-ser-id bit is set
-w filename Check if file is writable
-x filename Check if file is executable

#!/bin/bash
file=»./file»
if [ -e $file ]; then
echo «File exists»
else
echo «File does not exists»
fi

Код: Выделить всё $ ls
file.sh
$ ./file.sh
File does not exists
$ touch file
$ ls
file file.sh
$ ./file.sh
File exists

Аналогично для примера мы можем использовать «в то время как» петли, чтобы проверить, если файл не существует. Этот сценарий будет спать, пока файл не существует. Обратите внимание на Bash отрицатель «!» что сводит на нет (инвертирует) -e опцию.

12. Циклы
12.1. Цикл For

#!/bin/bash
# for цикл
for f in $(ls /var/); do
echo $f
done

Запуск for-цикла из командной строки bash:

Код: Выделить всё $ for f in $(ls /var/); do echo $f; done Код: Выделить всё $ for f in $(ls /var/); do echo $f; done
backups
cache
crash
games
lib
local
lock
log
mail
opt
run
spool
tmp
www

12.2. While цикл

#!/bin/bash
COUNT=6
# while цикл
while [ $COUNT -gt 0 ]; do

let COUNT=COUNT-1
done

Код: Выделить всё $ ./while_loop.sh
Value of count is: 6
Value of count is: 5
Value of count is: 4
Value of count is: 3
Value of count is: 2
Value of count is: 1

12.3. Until цикл

#!/bin/bash
COUNT=0
# until цикл
until [ $COUNT -gt 5 ]; do
echo Value of count is: $COUNT
let COUNT=COUNT+1
done

Код: Выделить всё $ ./until_loop.sh
Value of count is: 0
Value of count is: 1
Value of count is: 2
Value of count is: 3
Value of count is: 4
Value of count is: 5

12.4. Циклы с неявными условиями
В следующем примере условием while-цикла является наличие стандартного ввода.
Тело цикла будет выполняться пока есть чему перенаправляться из стандартного вывода в команду read.

#!/bin/bash
# Данный скрипт будет искать и удалять пробелы
# в файлах, заменяя их на подчеркивания
DIR=».»
Управление циклом с командой read путем перенаправления вывода в цикле.
find $DIR -type f | while read file; do
# используем POSIX-класс [:space:] чтобы найти пробелы в именах файлов
if [[ «$file» = *[[:space:]]* ]]; then
# замена пробелов подчеркиваниями
mv «$file» `echo $file | tr ‘ ‘ ‘_’`
fi;
done

Код: Выделить всё $ ls -1
script.sh
$ touch "file with spaces"
$ ls -1
file with spaces
script.sh
$ ./script.sh
$ ls -1
file_with_spaces
script.sh

13. Функции

#!/bin/bash
# Функции могут быть объявлены в любом порядке
function function_B {
echo Function B.
}
function function_A {
echo $1
}
function function_D {
echo Function D.
}
function function_C {
echo $1
}
# Вызываем функции
# передаем параметр в функцию function A
function_A «Function A.»
function_B
# передаем параметр в функцию function C
function_C «Function C.»
function_D

Код: Выделить всё $ ./functions.sh
Function A.
Function B.
Function C.
Function D.

14. Оператор выбора — Select

#!/bin/bash
PS3=’Choose one word: ‘
# select
select word in «linux» «bash» «scripting» «tutorial»
do
echo «The word you have selected is: $word»
# Прерываем, в противном случае цикл будет бесконечный.
break
done
exit 0

Код: Выделить всё $ ./select.sh
1) linux
2) bash
3) scripting
4) tutorial
Choose one word: 4
The word you have selected is: tutorial

15. Оператор выбора — Case

#!/bin/bash
echo «What is your preferred programming / scripting language»
echo «1) bash»
echo «2) perl»
echo «3) phyton»
echo «4) c++»
echo «5) I do not know !»
read case;
# простая структура case-выбора
# обратите внимание, что в данном примере $case — всего лишь переменная
# и не обязана так называться. Это лишь пример
case $case in
1) echo «You selected bash»;;
2) echo «You selected perl»;;
3) echo «You selected phyton»;;
4) echo «You selected c++»;;
5) exit
esac

Код: Выделить всё $ ./case.sh
What is your preferred programming / scripting language
1) bash
2) perl
3) phyton
4) c++
5) I do not know !
4
You selected c++

———————————————————————————-

Более подробную информацию можно получить из различных источников, например отсюда
оригинал: https://www.linuxconfig.org/Bash_scripting_Tutorial
https://ruslandh.narod.ru/howto_ru/Bash-Prog-Intro/
https://bug.cf1.ru/2005-03-17/programmin … -book.html

https://ubuntologia.ru/forum/viewtopic.php?f=109&t=2296



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: