Что такое гипертекст. Понятие: гипертекста, гипертекстовая ссылка 4 что означает гипертекст

Гипертекст – это текст, который имеет определённую структуру. Скорее это целая система, включающая в себя ссылки на релевантные страницы этого же текста, либо на другой текст, сходной тематики. Считается, что термин гипертекст был введён Тедом Нельсонов в середине прошлого века. Гипертекст может быть и в художественной литературе. Но чаще его можно заметить в научных журналах, энциклопедиях, словарях. Он применяется там, где необходимо разделение текста на подразделы и переходы между различными его частями.

Что такое гипертекст в информатике

Гораздо большую область применения гипертекст нашёл в информатике, или же попросту в интернете. Все современные сайты, блоги, форумы и вообще все странички в интернет, написаны с использованием гипертекста. Если вы заметили, то видели, что практически на любой открытой вами странице есть ссылки, ведущие на разделы сайта или же на другие сайты. Так происходит более полный обмен информацией, чем вы видите на экране монитора за один раз. И переходя по ссылкам, вы сможете расширить свой кругозор по просматриваемой вами теме. По сути дела, интернет – это сплошной гипертекст.

Гипертекст в литературе

В современную литературу постепенно входит новая форма – гипертекстовость. Гипертекстовость - новая форма литературы, обретающей популярность в последнее время. Прозаические произведения имеют характерные черты гипертекста, то есть обладают внутренними корреляционными ссылками, отсутствием линейности повествования. Используют такую форму повествования чтобы создать эффект игры. При этом количество вариантов текста значительно расширяется, из-за читательского формирования сюжетных линий. Можно считать, что это более обширное понятие - что такое гипертекст. Информатика не единственная область его применения. Из наиболее заметных произведений этого жанра можно упомянуть роман-лексикон Милорада Павича «Хазарский словарь», а так же философскую повесть Дмитрия Галковского «Бесконечный тупик».

Гипертекст – это набор документов, соединенных гиперссылками.

Данное определение сильно напоминает инопланетную энциклопедию из незабвенных «Дневников Йона Тихого».

  • Сепульки – сепуление – сепулярий.

Однако все так и есть.

В глобальном смысле вся всемирная сеть интернет представляет собой бесконечный гипертекст, буквально пронизанный пересылочными связями, как бы эманациями квантовых переходов, позволяющими осуществлять мгновенные взаимодействия сквозь пространство независимо от расстояний.

Хотя в цифровой реальности понятия пространства и времени должны сильно отличаться от того, что мы можем увидеть, с трудом оторвавшись от мерцающих компьютерных дисплеев и выглянув в окошко.

  • «Ни фига себе, уже зима началась и снег красиво припорошил личные и корпоративные автомобили, нагло припаркованные прямо на пешеходных зонах».

Кстати, к элементам гипертекста и гипертекстовых взаимодействий можно отнести и недавно принятый подзаконный акт, согласно которому каждый неравнодушный гражданин своей страны может сфотографировать нарушения ППД с помощью смартфона (неправильная парковка, мешающая пользователям дорожного движения передвигаться по гипер-дорогам) и мгновенно отправлять уведомление прямиком в ГИБДД.

А уж доблестные и неподкупные сотрудники последнего найдут способ прищучить и взять за жабры злостного нарушителя.

Исторический экскурс

Старожилы и ветераны от информатики все еще смутно припоминают (в кошмарных снах) легендарный MS DOS (не путать с DDoS!), где были такие вызываемые нажатием на функциональную клавишу F1 помощи и инструкции, рассказывающие, как пользоваться Нортон или Волков коммандерами.

Так вот, это и был прародитель современного гипертекста – при нажатии на гиперссылку можно было быстро перемещаться между страницами и разделами.

Впрочем, перемещения ведь тоже производились при помощи клавиатуры, так как такой манипулятор, как компьютерная мышь еще не работал в этих программах.

Собственно термин Гипертекст (Hypertext) придумал и ввел в обращение один из отцов-основателей HTML (язык разметки гипертекста) Теодор Нельсон аж в 1965 году, в самый разгар Битломании.

Кстати, сам Тед происходил из артистической, не побоимся этого слова – голливудской семьи.

Мама – оскароносная актриса, папа – режиссер. И что его потянуло в эту кибернетику? Пошел бы в актеры, глядишь, стал бы президентом, как Рейган. Как видно, не всегда яйца падают недалеко от курицы.

Следует признать, что гипертекст вовсе не инновация цифрового документоведения. Гиперссылки известны в литературе с незапамятных времен.

Бумажные ссылки выглядят вот так (1) и искать такие цитаты приходится вручную, предварительно намусолив папиллярные подушечки слюной, чтобы было удобнее перелистывать страницы пальцами. Дикость и темное средневековье – все равно, что пытаться зажечь газовую горелку с помощью огнива.

Секретные технологии – как это работает

Принцип работы гипердокумента можно схематично описать следующим образом.

  • Пункт назначения отмечается (ankor – в слэгне британских моряков « »).
  • Ссылка, ведущая к анкору, по сути, представляет собой URL – универсальный локатор, адрес документа в сети интернете.
  • Клик по ссылке подает во всемирную сеть команду «искать и перейти».
  • После чего запрос поступает на удаленный сервер, на котором хранится запрашиваемый документ.
  • Сервер отправляет данные на запрашивающего компьютера.
  • Информация в формате HTML-файла обрабатывается в браузере и представляется в виде тексто-графического документа на экране компьютера.

Потому что скорость перемещения электромагнитных волн достигает что-то около 300.000 километров в секунду. С такими скоростями земной шарик выглядит совсем малюсеньким.

Гипертекст в литературе и кино

В искусстве под гипертекстовостью понимается нелинейная организация художественного произведения, характеризующаяся перескоками сюжетной линии в процессе последовательного изложения.

Тем самым достигается иллюзорное восприятие объемности, одновременности протекания сразу нескольких сюжетных линий.

Ярким примером гипертекстового художественного произведения являются кинофильмы Квентина Тарантино.

Например, «Криминальное чтиво», где сюжет то и дело перескакивает от философствующих киллеров Винсента и Джулса к простодушному боксеру Бутчу, а зажигательные танцы в «Тощем зайце» сменяются жуткими сценами в подвале педофилов.

Гипертекстовость можно обнаружить в романах братьев Вайнеров – «Визит к минотавру», «Эра милосердия», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве».

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В статье про я писал, что фактическим родоначальником этого «чуда» стал один человек — Тим Бернерс-Ли. Он разработал все основные концепции глобальной сети и реализовал их. И как раз одним из основополагающих факторов в этом деле стал гипертекст .

Что такое гипертекст? Справедливости ради стоит сказать, что понятие это появилось несколько раньше и использовалось в печатных изданиях (литературе). Это уже потом оказалось, что такая организация информации как нельзя лучше подходит для реализации концепции доступного и всем понятного интернета. Данный принцип заключался в такой организации текста, когда линейность повествования заменялась возможностью перехода по разным ссылкам (связям).

Благодаря этому свойству гипертекст можно читать в разной последовательности, тем самым получая различные варианты линейного текста (ну, вам это, как пользователям интернета со стажем, сейчас должно быть понятно — захотели по ссылке перешли, а захотели продолжили изучать эту страницу дальше). В роли узлов гипертекста должны были выступать так называемые , которые мы сейчас называем просто ссылками. Но гипертекст — это не только «ценный мех»...

Гипертекст — это...

Как я уже говорил, впервые гипертекст стал использоваться в печатных изданиях. Есть примеры литературных произведений, которые были написаны в этом формате, когда можно было осуществлять чтение не только линейно, но и переходя на определенные фрагменты. Наверное, самой наглядной иллюстрацией такого построения печатного текста могут быть справочники, словари и энциклопедии.

По сути, это гипертекст в чистом виде. Судите сами. Как вы используете словарь, справочник или энциклопедию ? Читаете все подряд, страницу за страницей? Вряд ли, хотя такое использование (линейное) тоже возможно. Но чаще вы используете оглавление, алфавитный указатель или расположенные на страницах ссылки (сноски), чтобы переходить к чему-то, что вам в данный момент интересно, а не читать все подряд. Замечательное свойство, не правда ли?

В этом и состоит вся прелесть гипертекста. Он позволяет размещать в сети огромные массивы информации, но каждый пользователь не должен будет читать все от начала и до конца — он может попасть на какой-то отдельный фрагмент (страницу сайта), а уже дальше перемещаться по ссылкам ведущим с нее на другие страницы этого же или другого сайта. Так же можно осуществлять поиск по всему массиву интернета с помощью поисковых систем или каталогов, либо отслеживать появление новой информации на отдельных интересных вам сайтах (опят же не читая на них все подряд).

Именно этот принцип разрыва линейности текста и стал основополагающим. Да и само название гипертекст подразумевает текст сверхвысоких размеров. Ведь весь интернет можно представить как один бесконечный по сути , который собран из отдельных фрагментов связанных между собой гиперссылками (узлами).

Для реализации принципа гипертекста и гиперссылок Тиму Бернерсу-Ли понадобилось с нуля создать и разработать сразу несколько вещей:

  1. Во-первых, нужен был новый протокол передачи данных, которым стал всем вам сейчас известный протокол HTTP (HTTPs).
  2. Во-вторых, был разработан с нуля , аббревиатура которого сейчас известна всем вебмастерам в мире.
  3. Следующим шагом стало создание стандартов . Первый позволял идентифицировать документ на отдельном сервере (сайте), а второй позволял подмешать в идентификатор URI или .
  4. Осталось сделать всего лишь один шаг для того, чтобы всемирная паутина WWW, наконец-то, заработала и стала востребована пользователями. Знаете какой? Конечно же, нужна была программа, которая бы на компьютере пользователя могла отображать содержимое любой запрошенной в интернете (с помощью URL адреса) веб-страницы. Такой программой .

Вообще, поражает тот факт, что все необходимые инструменты для современного интернета (гипертекста) были созданы всего лишь одним человеком за столь короткое время. Браво.

Да, со временем в дополнение к разработанному Бернерсом-Ли языку Html добавился еще и . Благодаря этому часть операторов в Html стала не нужна, а им на замену для красивого оформления гипертекста пришли гораздо более гибкие инструменты каскадных таблиц стилей, которые позволили существенно повысить привлекательность и гибкость дизайна у создаваемых сейчас сайтов.

Так что же такое гипертекст? Да это практически все (на 99.9%), с чем вы сталкиваетесь при использовании интернета — сайты, социальные сети, поисковики, даже видеопорталы и онлайн-игры. Все это построено и использует принципы того самого гипертекста, хоть мы уже это особо не осознаем, ибо все стало обыденностью...

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Ссылка - что это такое и как ее создать
Когда появился интернет - история сети и когда отмечается день интернета Что такое контент Что такое пролог
Как онлайн сделать надпись на фото или наложить текст на картинку Мем - что это такое, кто их создает и как сделать свои мемы в онлайн-генераторе Аллюзии - это новое с намеком на старое
ВЕБ - что такое web 2.0, веб-поиск, вебсайт, веб-браузер, web-сервер и все остальное с приставкой веб (онлайн) Что такое шипперить и кто такой шиппер Что такое пресс-релиз: содержание, виды, примеры
Что такое рерайт (рерайтинг) и с чем его едят?

Что такое гипертекст? Каков структурный состав гипертекста?

Термин гипертекст был введен в обращение Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в 1965 г. для описания документов (например, представляемых компьютером), которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи. Более поздний термин «гипермедиа» близок к нему по смыслу, но он подчеркивает наличие в гипертексте нетекстовых компонентов, таких как анимация, записанный звук и видео.

«Под «гипертекстом» ? писал Нельсон? я понимаю непоследовательную запись. Обычно процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи..., которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, потому, что книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако мысли образуют структуры, которые не являются последовательными - они связаны многими возможными переходами».

В популярной литературе встречаются различные толкования термина гипертекст.

Приведем два:

ѕ «Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществляться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте».

ѕ «Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию, в последовательности, которую он сам выбирает».

Гипертекстовая информационная модель, основанная на гипотезе о том, что переработка и генерация идей человеческим мозгом происходит ассоциативно, получает все большее признание в качестве структуры для эффективного представления и передачи знаний. Технически реализующая эту модель «гипертекстовая система» использует электронные и программные средства для преодоления ограничений линейной природы текста напечатанного на бумаге. Бумага (плоская среда) хорошо приспособлена для представления только 2-мерного потока информации: линейного и иерархического. Мы читаем последовательно слева направо, сверху вниз, переворачиваем страницы. В отличие от этого гипертекстовая система, содержащая сеть узлов (фрагментов, модулей, фреймов) и заданные на них ассоциативные связи порождает трехмерное информационное пространство, что создает информационную среду адекватную глубинной структуре переработки идей человеческим мозгом.

Когнитивная психология, изучающая процесс передачи знаний, полагает, что линейно писать и читать человек учится, тогда как в глубине его мышления лежат трансформации значительно более сложных представлений. В весьма упрощенной модели писатель (ученый, специалист, литератор и др.) идет от сети идей к линейному тексту, а читатель осуществляет обратную трансформацию линейного текста в сеть идей.

Гипертекстовая система позволяет писателю любого (научного, технического, экономического, художественного и др.) текста записать в явной форме сеть идей (мыслей, тезисов, фрагментов) и открывает читателю прямой доступ к этой сети идей автора. Производительность труда писателя и адекватность восприятия материала читателем при этом возрастают, так как исключаются промежуточные трансформации. Оперируя вербальными и невербальными представлениями, гипертекстовые (гипермедиа) системы позволяют выдавать пользователю («читателю») информацию в наиболее эффективной форме с учетом не только сущности информации, но и индивидуальных психофизиологических особенностей пользователя.

Тем самым гипертекстовые системы впервые предлагают инструмент, способный поддерживать процессы ассоциативного мышления, доминирующие в правом полушарии нашего мозга.

Для того, чтобы информационная система могла быть названа гипертекстовой информационной системой, она должна обладать следующим рядом характеристик в совокупности:

1. Структурный аспект

Система должна иметь базу данных, состоящую из объектов двух видов: а) информационных единиц (ИЕ) или «узлов», содержащих информацию, потенциально интересную для пользователей и б) дуг, представляющих структурные и семантические отношения связывающие информационное содержание узлов. (Информация, представляемая дугами разных типов, и возможность исследовать и интерпретировать возможные траектории перемещения от одних ИЕ к другим может иметь для пользователя значение не меньшее, чем информация содержащаяся в узлах). В литературе базу данных гипертекстовой системы называют по-разному: гипертекстом, гипертекстовой базой данных, гипербазой данных, гиперпространством. гипертекст звукозапись информация компьютер

2. Функциональный аспект

Создание гипертекста (ИЕ и «следов», в смысле Буша) и навигация в гиперпространстве является нелинейной (не последовательной) деятельностью. Соответственно этому гипертекстовая система должна иметь специальные инструментальные средства двух видов: 1) средства для поддержки авторской деятельности и 2) средства для броузинга (см. дальше) ИЕ в процессе ассоциативной навигации.

3. Визуальный аспект.

Управление функционированием гипертекстовой системы осуществляется на основе принципа прямого манипулирования представленными на экране монитора символами внеязыковых объектов. Принцип прямого манипулирования означает возможность инициировать быстрые, реверсивные операции над объектами с немедленно видимыми результатами. Пользователь получает возможность легко и практически мгновенно перемещать единицы информации и фрагменты гипертекста из одного контекста в другой вместе со всей совокупностью заданных в первом контексте связей: ИЕ или ее элемент активизируются (выбираются) путем нажатия мышью на так называемую, «электронную кнопку», играющую роль исходной точки связи, ведущей к той или иной информации, которая может представлять интерес для пользователя. Система осуществляет переход в конечную точку указанной связи и выдает на экран соответствующую ей ИЕ. Это может быть либо новая ИЕ, замещающая на экране исходную, либо вставка некоторого нового элемента в представленную на экране единицу информации, или старая и новая единицы информации могут быть представлены на экране одновременно.

В отличие от других типов информационных систем, например, использующих традиционные СУБД, использование дисплея в качестве основного устройства управления процессами авторизации и навигации является необходимым, хотя и недостаточным, признаком гипертекстовой системы.

Словом гипертекст называют особую организацию текста, в котором переход возможен не только от тезиса к тезису, в порядке их развертывания (чтение подряд), но и минуя промежуточные тезисы, через гиперссылки (чтение по ссылкам). В основе гипертекста лежит модель множеств: текст представляется областью пересечения различных множеств, которые необходимо развертывать, раскрывать, извлекать смысл из каждого, для чего переход по ссылкам оказывается более надежен, чем простое чтение подряд. При этом в гипертексте нет привилегированных множеств, в отличие от простого текста, для которого привилегированным множеством будет оглавление, краткое содержание, конспект или сведение содержания в формулы и таблицы. Гипертекст во многом создан христианской культурой: необходимость цитировать различные места Библии в подтверждение отвлеченных тезисов потребовала заменить свиток кодексом (книгой, которая одновременно может быть заложена на разных страницах) и находить "параллельные места" в Библии: например, соответствия между пророчествами Ветхого Завета и событиями Нового Завета. В традиционной книжной культуре гипертекст создавался отсылками на полях или сложным многоуровневым устройством указателя к книге, современные информационные технологии позволяют размечать текст и обеспечивать переход простым запросом (нажатием на выделенный гиперлинк). Признаки гипертекста мы находим во многих произведениях современной литературы, построенных по принципу ветвящегося "дерева", а не линейного изложения от начала к концу.

Следует добавить к ответу Александра Маркова, что не только древовидное устройство текста практикуется в литературе. Одной из основных черт современного гипертекста является не возможность "перескакивания" или "развертывания", а принципиальное отсутствие Начала текста и его конца. Самый показательный пример такого текста - это Википедия, в рамках которой, в теории, можно бесконечно переходить от текста к тексту и от смысла к смыслу. По сути, это бесконечный текст, который выстраивается каждый раз заново, в зависимости от читателя и пользователя. Одна из поднимаемых философских проблем, таким образом, "Взаимосвязь всех явлений природы, человека, его фантазий/конструкций (текстов обо всем)". В художественной литературе такой гипертекст (без начала и конца) попытался воплотить Милорад Павич со своим "Хазарским словарем".

Однако, есть и принципиально иная трактовка понятия гипертекст (не в техническом, а литературоведческом плане). Она принадлежит и воплощена в художественных работах Умберто Эко: гипертекст как многоуровневый текст. Здесь имеются ввиду не классический еще для средневековья поиск четырех уровней смысла [священного] текста (буквальный, моральный, аллегорический, анагогический), а в целом утверждения, что составленный определенным образом текст будет обладать множеством "уровней" и "отссылок", распознать которые сможет только подготовленный читатель. И таким приемом автор может попытаться выразить свою мысль еще яснее, давая своему читателю своеобразную игру в прятки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: