Тема: Работа с информационными и образовательными ресурсами. Практическая работа: Работа с информационными и образовательными ресурсами Теоретические сведения к лабораторной работе

Как правило, электронные базы данных располагают панелью управляющих элементов для функций, доступных в любой момент сеанса поиска. Однако, в зависимости от базы, в которой проводится поиск, число функций может меняться. Для облегчения поиска используйте сервисную панель управления или окно базового поиска (Basic Search)ю в них обычно содержится подсказка, облегчающая задачу параметров поиска.

Функция "Режимы поиска" вводит ограничения по поисковым признакам (базам данных, терминам, хронологическому охвату и т.п.). Например, в ЭБСКО доступны 4 режима работы:

Стандартный поиск (Standard Search)

Поиск по всем терминам (All Words)

Поиск по точной фразе (Exact Phrase)

Поиск по любому из введенных терминов (Any Words) .

Как мы уже отмечали выше, электронные ресурсы позволяют совершать поиск по их контенту с использованием логических операторов. Логические поисковые операторы - это AND, OR, и NOT. Использование этих операторов позволяет создать очень расширенный, либо, наоборот, очень конкретизированный запрос.

Оператор AND (и) объединяет поисковые термины таким образом, что каждый результат поиска содержит все заданные термины. Например, travel AND Europe приведет к выбору документов, содержащих одновременно оба термина.

Оператор OR (или) сочетает поисковые термины таким образом, что каждый результат поиска содержит, по крайней мере, один из заданных терминов. Например, college OR university проведет подбор документов, содержащих либо college, либо university.

Оператор NOT (нет) исключает термины таким образом, что ни один из результатов не будет содержать термины, заданные в запросе после него. Например, запрос television NOT cable приведет к результатам, которые будут содержать термин television, но не cable.

Используя логические операторы, сформулируйте запрос по теме своей работы на английском языке.

В случае, когда пользователь затрудняется точно сформулировать запрос, используются заменяющий символ (?) и символ усечения (*)

Символы усечения и замены применяются для формирования запроса слов с неизвестными буквами, вариантами написания или разными окончаниями. Примечание: Заменяющий символ, также как и символ усечения нельзя использовать в качестве первой буквы поискового термина.

Замена буквы производится вопросительным знаком (?). Для применения этого символа, введите поисковые термины и замените каждую неизвестную букву знаком "?". Система произведет подбор результатов, содержащих варианты данного буквенного сочетания, заменяя знак "?" буквой. Например, напечатайте ne?t для получения всех ссылок, содержащих слова neat, nest, или next. Однако, система не проводит поиск слова net, поскольку одна буква заменена символом "?".

Усечение обозначается звездочкой (*). Для применения усечения, введите основу поискового термина и замените окончание звездочкой "*". Система проведет поиск всех возможных форм данного слова. Например, напечатайте comput* для поиска слов computer

Символ? или * можно использовать в начальной, конечной или средней части слова, но не больше одного раза в одном слове. Эти знаки заменяют неопределенную последовательность знаков в слове, шифре, числе. Например: по запросу?механический будет найдено: механический, биомеханический, геомеханический, микромеханический, котельно-механический, электромеханический; при поиске по автору котов? - будет найдено: Котов, Котова, Котовский с различными именами и отчествами. При отсутствии знака? в конце фамилии будут найдены только авторы с фамилией Котов.

При поиске по слову, имеющему варианты написания, в том случае, когда один вариант написания представлен большим количеством букв, чем другой можно использовать символ #. При поиске будут найдены все записи с имеющимися вариантами слова. При этом в найденном слове на месте символа # может не оказаться ни одного знака. Например, по запросу colo#r будут найдены записи и со словом color и со словом colour; а по запросу штут#гарт - Штуттгарт и Штутгарт. Когда варианты написания слова различаются одной буквой используют символ!. Например, по запросу wom!n будут найдены записи, содержащие и слово woman и слово women, а по запросу конверт!р - конвертер и конвертор. Этот символ удобно применять, если Вы сомневаетесь, какая буква стоит на конкретном месте в поисковом слове в нужных записях.

Следующие примеры демонстрируют разницу между функциями символов?, #, !:

если задано слово пан#ев, то будут найдены Панаев, Паниев, Панев, Пантев, но не Паничев;

если задано слово пан!в, то Панов и Панев, но не Панков, Панкратов или Панаев.

Символ % с последующим числом можно поставить между двумя словами, чтобы показать желаемый интервал, внутри которого эти слова должны встречаться в искомом тексте, т.е. число в запросе означает, сколько слов (без союзов) между указанными словами может быть в найденной записи. Порядок слов при этом не имеет значения. Например, по запросу для поиска по заглавиям психология %1 семьи будут найдены записи, содержащие заглавия: Психология семьи; Психология современной семьи; Психология и психотерапия семьи; Здоровье всей семьи: Психология. Физическое здоровье. Воспитание, но не будут найдены заглавия: Психология воспитательного влияния семьи на ребенка; Психология и психотерапия брака и семьи; Здоровье всей семьи: Физическое здоровье. Психология. Воспитание.

Символ! с последующим числом можно поставить между двумя словами, чтобы показать желаемый интервал, внутри которого эти слова должны встречаться в искомом тексте в порядке ввода, т.е. число в запросе означает, сколько слов (без союзов) между указанными словами может быть в найденной записи. При этом слова в записи должны стоять в той же последовательности, как и в запросе. В этом случае по запросу для поиска по заглавиям психология!2 семьи будут найдены записи, содержащие заглавия: Психология семьи; Психология современной семьи; Психология и психотерапия семьи; Психология и психотерапия брака и семьи, но не заглавия: Здоровье всей семьи: Психология. Физическое здоровье. Воспитание.

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретические сведения к лабораторной работе

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов , то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

    тематика хранящейся в них информации;

    форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

    доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;

    принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;

    источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

    назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

    форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

    вид носителя информации– бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

    субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);

    субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

    субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

    субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

    учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

    учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

    научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

    дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

    системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),

    электронные полнотекстовые библиотеки;

    электронные периодические издания сферы образования;

    электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

    электронные архивы выпусков.

Информатика. Лабораторная работа «Работа с информационными и образовательными ресурсами»

Лабораторная работа

Тема: Работа с информационными и образовательными ресурсами

Цель работы: Познакомиться с основными информационными и образовательными ресурсами. Научиться использовать Интернет-ресурсы для оптимального поиска образовательной и специальной информации с учетом специфики поставленных задач.

Используемые программные средства: браузер Internet Explorer (или его аналог), поиско­вые серверы, MS Word.

знать

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.

Конечно, к современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде.

Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы . К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д.

Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства , используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках , содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии , объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические справочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме , т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов . Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.ru на государственном образовательном портале www.edu.ru.

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги , отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.

Электронные библиотеки в системе информационных образователь­ных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.

Задание 1.

Используя сайт «Единое окно» - http://window.edu.ru/, составьте список ссылок на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии (табл. 1).

Рисунок 1 – Сайт «Единое окно»

Таблица 1

Адреса Web-страниц

Заголовок сайта

Назначение или пояснение об их содержании

http://www.edu.ru/abitur/act.11/index.php

Специальности системы профессионального образования (СПО). Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Задание 2.

Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона (5 и более ссылок), в котором вы живете, используя Интернет. Параметры: название, расположение, официальный сайт или страница.

Задание 3.

Подберите коллекцию работ любимого художника (3 и более картин), используя электрон­ную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/). Параметры: автор, название, год, материалы, собственник или место хранения.

Задание 4.

Осуществите перевод нескольких фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютер­ного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

Задание 5.

Найдите закон об образовании , используя портал российского образования www.edu.ru. Укажите ссылку на страницу с законом.

Результаты поиска отразите в отчете, созданном в текстовом редакторе MS Word под именем:
«Работа с информационными и образовательными ресурсами_группа_ФИО» .

Пришлите результат работы на электронный почтовый ящик преподавателя. При отправке сообщения в поле «Тема » укажите: тему лабораторной работы, свои группу и ФИО.

Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации

Выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности, конечной цели, которая ставится при поиске информации.

Информационные ресурсы можно анализировать на основе критериев:
назначение (цель) - развлечение, познание, учение;
информативность - полнота, количество конкретных фактов и сведений;
достоверность - наличие справочного аппарата, наличие примеров, ссылки на подтверждение фактов;
объем текста - краткий, подробный;
язык текста - образный, научный, разговорный;
способ подачи материала - стиль речи, оформление, характер иллюстраций.

Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература


Справочная литература - это словари, справочники и энциклопедии.

Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенностью справочных изданий является алфавитное расположение сведений, краткость, сжатость изложения, строгость языка.


Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систе¬матизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.

Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические. Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.

В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.

Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приво¬дятся примеры употребления слова в речи.

Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.

Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.

В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.

Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой-либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.

Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке.

Энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.

Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные. Можно отметить, что энциклопедии бывают большие - несколько десятков томов (БСЭ), малые (10-12 томов), краткие (3-4 тома).

Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту или систематически.

Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания. Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.

Электронные словари, справочники, энциклопедии.

Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Электронный документ - документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров.

Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?

Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.

Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.

Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.

Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере.

Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.

Электронные справочники - это совокупность материалов разнообразного формата (от схем и диаграмм до художественных фильмов).

Электронные энциклопедии - это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера.

Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами – мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и, безусловно, небольшой физический объем. 50 томов энциклопедии умещаются на одном диске.

К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора, и необходимость очень бережного обращения с дисками.

Ресурсы удаленного доступа (оn-line) - это те, которые можно найти в Интернете.
Например некоторые справочные ресурсы, такие как:
Рубрикон http://www.rubricon.com/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru


Либо электронные библиотеки, которые представляют собой распределенную информационную систему, позволяющую надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечногопользователя виде.

Например:
Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
Библиотека Мошкова http://lib.ru
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru

Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков

Одним из путей внедрения новых подходов в практику образовательной деятельности школьных библиотечных медиацентров в США стало проектирование альтернативных моделей организации учебного процесса, которые противопоставляются традиционному курсу обучения. Это личностно-центрированные модели, в которых акцент делается не на заучивание ребенком определенного количества фактов, а на развитие его способностей учиться. При этом главным условием эффективности в достижении результатов является активная самостоятельная работа школьников.

В. Б. Антипова,
заведующая центром научно- педагогической информации ПОИПКРО, г. Псков

В моей образовательной программе есть модуль "Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации ". Подробнее жми по ссылкам.

Занятие №1 . .
Задачи: научить идентифицировать информационные ресурсы; сформировать умения работы со справочными изданиями.

Занятие №2 .
Задачи: научить идентифицировать информационные ресурсы; формировать умения работы с периодическими изданиями, научно-познавательной литературой; умения работы с текстом; умения оценки информационных ресурсов.

Занятие №3-№4 .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: