Введение тегеранской ялтинской и потсдамской конференции. Решения тегеранской, ялтинской и потсдамской конференцииглав государства ссср, сша и великобритании

Первая за годы Второй мировой войны конференция «Большой тройки» - лидеров трёх стран: Ф. Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И. В. Сталина (СССР), состоявшаяся в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года.

Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников. Основным вопросом было открытие второго фронта в Западной Европе.

Кроме того, были намечены контуры послевоенного устройства мира, было достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира, обсуждались вопросы о начале войны СССР с Японией после разгрома фашистской Германии и было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии.

Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана».

Итоги Тегеранской конференции свидетельствуют о возможности военного и политического сотрудничества государств с различным общественным строем в решении международных проблем. Конференция способствовала укреплению антигитлеровской коалиции.

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав

Одна из встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце в Ялте, в Крыму с 4 по 11 февраля 1945 года.

К тому моменту крах нацизма сомнений уже не вызывал, и победа над Германией была лишь вопросом времени - в результате мощных наступательных ударов советских войск военные действия были перенесены на германскую территорию, и война вступила в завершающую стадию.

Судьба Японии тоже не вызывала особых вопросов, поскольку США уже контролировали почти весь Тихий океан. Союзники понимали, что у них уникальный шанс распорядиться историей Европы по-своему, поскольку впервые в истории практически вся Европа находилась в руках всего трёх государств.

Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем:
Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников - дело, которое было начато ещё в Тегеране.
Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.
В пане передела границ Рузвельту, Черчиллю и Сталину удалось найти общий язык практически по всем вопросам. Польша резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны.


В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях в Тегеране и Ялте была сформирована идеология Организации Объединённых Наций (ООН).

Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 80-х – начале 90-х годов. ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, авторитетной и иногда даже достаточно эффективной организацией в разрешении межгосударственных проблем.

Потсдамская конференция

Третья и последняя встреча «большой тройки» антигитлеровской коалиции. состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года.

Определяющее место в повестке дня занял германский вопрос. Главы трёх держав договорились осуществлять в период оккупации Германии согласованную политику. Три державы подтвердили, что «германский милитаризм и нацизм будут искоренены», с тем чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире.

Характер отношений в «Большой Тройке» кардинальным образом изменился после смерти в апреле 1945 Рузвельта. На первом же пленарном заседании вновь встал вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру – Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте.

Также на Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.

Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства. Стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах.

Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (4-11 февраля 1945 г.) и Подсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.) конференции - конференции глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во II Мировой войне: СССР (председатель СНК СССР И. Сталин), США (президент Ф. Д. Рузвельт; на Подсдамской – Г. Трумэн) и Великобритании (премьер-министр У. Черчилль; на Подсдамской его сменил К.Эттли), на которых решались основные вопросы военного взаимодействия, международных отношений, экономических связей и послевоенного устройства мира. Среди прочих, на конференциях рассматривался вопрос о будущем Германии. Учитывая, что она в течение 25 лет развязала две войны, стороны уделили особое внимание ее послевоенному устройству. Черчилль заявил, что Германию необходимо расчленить на несколько новых государственных образований, с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин полагал, что невозможно уничтожить Германию, и нет никаких мер, которые могли бы исключить возможность ее объединения. Он предлагал не создавать новых нежизнеспособных государственных образований, предоставить самостоятельность Австрии и Венгрии, а проблему Германии решать на путях ее юдемилитаризации и демократизации. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было, вопросбыл передан на изучение в Европейскую консультационную комиссию. В Ялте вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения. Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение. На Потсдамской конференции была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией, над которой был установлен четырехсторонний контроль оккупирующих держав – СССР, Англии, США и Франции и создан единый орган управления – Союзный контрольный совет.



Война с Японией. Источники и причины победы советского народа в

Великой Отечественной войне. Итоги войны. Материальные и людские

Потери СССР.

Сове́тско-япо́нская война́ - вооружённый конфликт в августе-сентябре 1945 года между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой с одной стороны и императорской Японией и государством Маньчжоу-Го с другой. Завершился победой советских войск над Квантунской армией в Маньчжурии, японскими войсками на Южном Сахалине и Курильских островах и подписанием Акта о капитуляции Японии.

Советско-японская война имела огромное политическое и военное значение. Так 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил:

Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны.

Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны. Американские руководители и историки не раз заявляли, что без вступления в войну СССР она продолжалась бы ещё не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней.

Главнокомандующий американскими вооружёнными силами в бассейне Тихого океана генерал Макартур считал, что «Победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы». Государственный секретарь США Э. Стеттиниус утверждал следующее:

Накануне Крымской конференции начальники американских штабов убедили Рузвельта, что Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром её может стоить Америке миллиона солдат.



Дуайт Эйзенхауэр в своих мемуарах указывал, что обращался к президенту Гарри Трумэну: «Я говорил ему, что, поскольку имеющиеся сведения указывают на неизбежность скорого краха Японии, я категорически возражаю против вступления Красной Армии в эту войну»[

За отличия в боях в составе 1-го Дальневосточного фронта 16 соединений и частей получили почётное наименование «Уссурийские», 19 - «Харбинские», 149 - награждены орденами. 308 тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями (87 из них стали Героями Советского Союза)

В результате войны СССР фактически вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании Русско-японской войны 1904-1905 годов по итогам Портсмутского мира (южный Сахалин и, временно, Квантун с Порт-Артуром и Дальним), а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил.

Последняя территориальная потеря Японией не признана до сих пор. Согласно Сан-Францисскому мирному договору Япония отказалась от любых притязаний на Сахалин (Карафуто) и Курилы (Тисима Рэтто). Но договор не определял принадлежность островов. И СССР, в том числе и по этой причине, не подписал его. Однако в 1956 году была подписана Московская декларация, по которой прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией. В 9 статье Декларации, в частности, сказано:

СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора.

Тем не менее, сразу же после подписания Япония начала требовать возврата всей южной группы Курил как предварительного условия для переговоров по мирному договору. Эта позиция японского правительства сохранилась до сих пор и препятствует заключению мирного договора между Японией и Россией как государством-наследником СССР.

Помимо СССР, после окончания Второй мировой войны Япония ведёт территориальные споры с рядом других государств. Так, Япония вовлечена в территориальный спор с Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой по поводу принадлежности островов Сэнкаку, несмотря на наличие мирных договоров между странами (с Китайской Республикой договор заключён в 1952 году, с КНР - в 1978 году). Кроме того, несмотря на наличие Базового договора об отношениях между Японией и Кореей, Япония и Республика Корея также вовлечены в территориальный спор о принадлежности островов Лианкур.

Несмотря на статью 9 Потсдамской декларации, предписывающую возвращение домой военнослужащих по завершении военных действий, согласно приказу Сталина № 9898, по японским данным, до двух миллионов японских военнослужащих и мирных граждан было депортировано на работы в СССР. Сразу же после окончания военных действий освобождено 65 176 раненых и больных. Умерло в плену 62 069 военнопленных, из них 22 331 до поступления на территорию СССР. Ежегодно репатриировалось в среднем по 100 000 человек. К началу 1950 года осталось около 3000 человек, осуждённых за уголовные и военные преступления (из них 971 переданы Китаю за совершённые преступления против китайского народа), которые в соответствии с Советско-японской декларацией 1956 года были досрочно освобождены и репатриированы на родину.

Причины победы ссср в войне.

1. Причина победы явился Советский государственный строй. «Народный характер Советской власти определил полное доверие народа к государственному руководству в тяжёлых испытаниях войны. Высокая централизация государственного управления, организованность работы системы государственных органов и общественных организаций обеспечивали быструю мобилизацию всех сил общества на решение важнейших задач, превращение страны в единый военный лагерь, тесное единство фронта и тыла.»

2. «социалистический общественный строй. Социалистический строй придал нашей стране огромные жизненные силы в многовековом противостоянии с Западом. Он открыл простор творческим силам народа, сплотил его в единой воле, создал экономическую основу вооружённой борьбы и выдвинул к руководству народные таланты.» Именно поэтому главные силы врага были брошены именно на уничтожение социалистического строя как небывало мощной, противостоящей и побеждающей их силе. «Во имя победы и будущего своей Родины отдали жизнь миллионы советских людей. Историческую победу над фашизмом одержал советский народ и едва сформировавшийся за 20 лет российский социализм. В жестокой борьбе с реакционным западноевропейским империализмом они доказали свое превосходство.»

3. «сплочённость советского общества в борьбе с врагом. Социальное равенство общества, отсутствие в нём эксплуататорских классов были основой морально-политического единства всех советских людей в годы тяжёлых испытаний. Умом и сердцем они поняли, что в сплочении их сила и надежда на спасение от иноземного ига. Выдержала испытание и дружба народов СССР, базирующаяся на социальной однородности, социалистической идеологии и общих целях борьбы.» Удел предателей - гнев и презрение народа – вот под каким лозунгом сражались в бою советские воины и жил всю жизнь великий советский народ.

Неотделима и плавно проистекает из предыдущей причины и следующая, имя коей – «духовная мощь советского народа, вызвавшая массовый героизм на фронте и в тылу. Справедливые освободительные цели войны сделали её поистине Великой, Отечественной, Народной. Советский патриотизм, впитавший военные традиции и национальную гордость России, включал также социалистические идеалы. Духовная мощь народа проявилась в высоком моральном духе войск и трудовом напряжении в тылу, в стойкости и самоотверженности при выполнении своего долга перед Родиной, в героической борьбе в тылу врага и массовом партизанском движении.»

Потери:

Существуют различные оценки человеческих потерь Советского Союза и нацистской Германии во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Различия связаны как со способами получения исходных количественных данных по разным группам потерь, так и с методами расчёта.

Некоторые считают официальными те данные, которые были изданы группой исследователей под руководством консультанта Военно-мемориального центра Вооружённых Сил Российской Федерации Григория Кривошеева в 1993 году (доктор исторических наук генерал армии М. А. Гареев не считает эти данные официальными ). Начальник управления Министерства обороны России по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Владимир Попов,13 ноября 2015 года назвал новые, уточнённые цифры потерь СССР в Великой Отечественной войне.

· Людские потери СССР - по донесениям частей и соединений: 6,329 млн. военнослужащих убитыми и умершими от ранений, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осуждённых к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов), 4,559 млн. попавших в плен (погибло в плену согласно расчётам группы Кривошеева 1,784 млн. ) и пропавших без вести и 500 тыс. призванных по мобилизации, но не зачисленных в списки войск.

· Людские потери нацистской Германии - по подсчётам группы Григория Кривошеева на советско-германском фронте 3 604 800 военнослужащих погибли, умерли от ран, пропали без вести, 3 576 300 попало в плен (умерло в плену 442,1 тыс. ) . Кроме того, демографические потери вермахта сегодня, в общем, достаточно установлены и систематизированы в одном из последних фундаментальных исследований Рюдигера Оверманса . Третье издание его труда «Германские военные потери во Второй мировой войне» состоялось в Мюнхене, в 2004 году. По этим данным демографические потери германских Вооруженных Сил на всех театрах военных действий в 1939-1945 годах составили 5,318 млн. человек погибшими (включая потери фольксштурма, полиции и военизированных формирований), в том числе на Восточном фронте - до 31.12.1944. 1,607 млн. убито, умерло от ран, небоевые потери, и 1,135 млн. пропавших без вести объявленных погибшими. Потери в неразделённом 1945 году (по предположению Оверманса, две трети из них пришлись на Восточный фронт) составили 533 тыс. убитых и умерших от ран, небоевые потери, и 697 тыс. пропавших без вести объявленных погибшими, потери в плену составили 361 тыс. человек.

· Людские потери стран-союзниц нацистской Германии - по подсчётам группы Григория Кривошеева 668 тыс. военнослужащих убито, умерло от ран и болезни, пропало без вести и небоевые потери, и 137,8 тыс. погибшими в плену, ещё 662,2 тыс. человек вернулись из плена после войны .

· Безвозвратные потери армий СССР и нацистской Германии - по подсчётам группы Григория Кривошеева 11,5 млн. и 8,6 млн. человек (не считая 1,6 млн. военнопленных после 9 мая 1945 года, неизвестные потери фольксштурма, Гитлерюгенда, организации Тодта, Службы трудовой повинности, Службы имперских путей сообщения, полиции) соответственно. По данным центра Григория Кривошеева, соотношение безвозвратных потерь армий СССР и Германии с сателлитами составляет 1,3:1 .

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 2015 год, потери населения СССР составили :

· в результате увеличения смертности в возрасте старше 4 лет: 25,5 миллиона человек (19,5 миллиона мужчин, 6 миллионов женщин);

· в результате снижения рождаемости и увеличения младенческой смертности: 13,9 миллиона человек (7 миллионов мужчин, 6,8 миллиона женщин).

По демографическим данным, потери этнических немцев и австрийцев (включая погибших на всех фронтах войны, но не включая потери других европейских стран, напавших на СССР) составили:

· 7,4 миллиона человек убитыми и умершими ;

· 1,7 миллиона потерь от снижения рождаемости

Группа исследователей под руководством Г. Ф. Кривошеева оценивает общие людские потери СССР в Великой Отечественной войне, определённые методом демографического баланса, в 26,6 млн. человек. Сюда входят все погибшие в результате военных и иных действий противника, умершие вследствие повышенного уровня смертности в период войны на оккупированной территории и в тылу, а также лица, эмигрировавшие из СССР в годы войны и не вернувшиеся после её окончания. Для сравнения, по оценкам того же коллектива исследователей, убыль населения России в Первую мировую войну (потери военнослужащих и гражданского населения) составила 4,5 млн. человек, а аналогичная убыль в Гражданской войне - 8 млн. человек.

Что касается полового состава умерших и погибших, то подавляющее большинство приходилось на мужчин (около 20 млн.). В целом к концу 1945 численность женщин в возрасте от 20 до 29 лет вдвое превышала в СССР численность мужчин того же возраста.

Рассматривая работу группы Г. Ф. Кривошеева, американские демографы С. Максудов и М. Элман приходят к выводу о том, что данная ей оценка людских потерь в 26-27 миллионов относительно надёжна. Они, однако, указывают как на возможность недооценки числа потерь за счёт неполного учёта населения территорий, присоединённых СССР перед войной и в конце войны, так и на возможность завышения потерь за счёт недоучёта эмиграции из СССР в 1941-45 годы. Кроме того, официальные подсчёты не учитывают падение уровня рождаемости, из-за которого население СССР к концу 1945 должно было быть ориентировочно на 35-36 миллионов человек меньше, чем было-бы при отсутствии войны. Впрочем, это число признаётся ими гипотетическим, поскольку оно базируется на недостаточно строгих допущениях.

По мнению другого зарубежного исследователя М. Хайнеса, число 26,6 миллионов, полученное группой Г. Ф. Кривошеева, задаёт лишь нижний предел всех потерь СССР в войне. Общая убыль населения с июня 1941 по июнь 1945 составила 42,7 миллионов человек, и это число соответствует верхнему пределу. Поэтому реальное число военных потерь находится в данном промежутке. Ему, однако, возражает М. Харрисон, который на основе статистических подсчётов приходит к выводу о том, что даже учитывая некоторую неопределённость при оценке эмиграции и снижения уровня рождаемости реальные военные потери СССР должны оцениваться в пределах от 23,9 до 25,8 миллионов человек.

В истории Второй мировой войны Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции занимают особые страницы. Державы антигитлеровской коалиции приняли на них решения, имевшие впоследствии колоссальное международное значение. Всему миру был преподан убедительный пример возможности военного и политического сотрудничества государств с различными общественными системами.

Московская конференция.

Еще во время конференции в Квебеке было сказано: " По окончании войны Россия будет занимать господствующее положение в Европе. После разгрома германии в Европе не останется ни одной державы, которая могла бы противостоять огромным военным силам России. Поскольку Россия является решающим фактором в войне, ей надо оказывать всяческую помощь и надо прилагать все усилия к тому, чтобы добиться ее дружбы."

Успехи советской армии вынуждали правительства США и Англии рассмотреть важнейшие международные проблемы совместно с правительством СССР. Во второй половине 1943 года состоялись совещания представителей СССР, США и Англии, явившиеся подтверждением возможности и необходимости международного сотрудничества государств в решении вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира.

В Москве 19-30 октября 1943 года состоялась конференция министров иностранных дел СССР. США и Англии. В Москву были направлены правительственные делегации: американскую возглавил К.Хэлл, английскую - А.Иден. Им в помощь прикомандировывались военные миссии. Советская делегация возглавлялась Молотовым В.М.

На конференции в Москве главное внимание было уделено вопросу о военном сотрудничестве трех великих держав. СССР настаивал на сокращении сроков войны против Германии и ее сателлитов. Правители США и Англии не смогли выдвинуть каких-либо аргументов против советских предложений. Кроме того конференция признавала необходимым развитие международного сотрудничества и после войны.

Большое место в переговорах заняли вопросы о Восточной Европе. По указанию Черчилля Иден пытался заручиться согласием СССР и США на английское вторжение в Юго-Восточную Европу с участием Турции. СССР заявил, что стремление к вторжению диктуется целями, не имеющими ничего общего с интересами народов. СССР настаивал на создании второго фронта в западной Европе. Представители Англии и США добивались согласия СССР на восстановление дипломатических отношений с польским эмигрантским правительством. Эти предложения не могли встретить поддержку советской стороны и не дали результатов.

Тегеранская конференция.

Сталин, Черчилль и Рузвельт впервые встретились в Тегеране в конце ноября 1943 года. Они обсудили вопросы военной стратегии и послевоенного устройства для достижения мира и стабильности. Переговоры проходили в атмосфере искренности, благожелательности и надежды на хорошее взаимопонимание и сотрудничество в грядущие годы.

Англо-советские отношения после последнего визита Черчилля в Москву, когда он заявил Сталину, что второго фронта в 1942 году не будет, оставались весьма натянутыми. Их усугубили неудачи с поставками вооружения конвоем в северные порты России. Британские ВМС практически погубили конвой "PQ-17". Это был, по словам Черчилля, "самый грустный эпизод в войне на море". В письме от 17 июля Черчилль сообщил, что на некоторое время посылка конвоев прекращается, на что Сталин ответил гневным письмом. Это был полный достоинства резкий протест против решения союзников в то время, когда Красная Армия находилась в угрожающем положении под Сталинградом и остро нуждалась в поставках сырья и вооружений.

Второго фронта все не было, и англо-советские отношения продолжали ухудшаться. Личный представитель президента Рузвельта Уэнделл Уилки заявил в Москве, что США были не против открытия второго фронта в 1942 году, но Черчилль и английское военное командование чинили препятствия.

Победа под Сталинградом несколько смягчила жесткость Сталина в отношении к союзникам. Кампания в Северной Африке и бомбардировки Германии означали пробуждение некоторой активности с их стороны. Однако Сталин по-прежнему не упускал случая упомянуть о необходимости открытия второго фронта во Франции и упрекнуть союзников в бездеятельности.

Слухи о том, что немцы ищут подходы к союзникам на предмет заключения сепаратного мира, усилили недоверие и подозрительность русских. Однако Сталин опроверг эти слухи и саму возможность сепаратных переговоров, ибо "ясно, что только полное уничтожение гитлеровских армий и безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии установят мир в Европе".

В это время Сталин распустил Коминтерн, который всегда представлял прямую угрозу воинствующего коммунизма для Запада. Сталину, противнику интернационализма и автору социализма в одной стране, Коминтерн был помехой и не способствовал в это критическое время русским интересам. Упразднение Коминтерна было с удовлетворением и пониманием воспринято союзниками.

Организации Объединенных Наций.

25 ноября Сталин в сопровождении Молотова, Ворошилова и телохранителей из НКВД отправился поездом в Сталинград и Баку, а оттуда на самолете в Тегеран. Штеменко, как представитель Ставки, вез карты районов боевых действий. В Тегеране Сталин поселился на вилле в Советском посольстве. Штеменко и шифровальщики заняли комнату по соседству, рядом с узлом связи. Отсюда Сталин связывался с Ватутиным, Рокоссовским и Антоновым, продолжая руководить операциями на фронтах.

Первое заседание состоялось днем 28 ноября в Советском посольстве. Английская и американская делегации насчитывали по 20-30 человек, тогда как со Сталиным были только Молотов, Ворошилов и переводчик Павлов.

Выступая на конференции, Сталин говорил взвешенно, спокойно, свои мысли выражал весьма четко и лаконично. Больше всего его раздражали длинные и туманные речи, которыми зачастую грешил Черчилль.

На конференции Сталин проявил интерес к непосредственным военным планам союзников, особенно относительно второго фронта. Он также много думал и говорил о послевоенном устройстве Европы, будущем Польши и Германии, об установлении и сохранении мира.

Черчилль и Рузвельт говорили о боевых действиях в Восточном Средиземноморье, о вовлечении в войну Турции, о посылке англо-американских кораблей в Черное море. Сталин же вновь вернулся к вопросу о высадке союзников во Франции. Распылять силы на операции в Средиземноморье было бы ошибкой. Надо все усилия сосредоточить на открытии второго фронта (операция "Оверлорд"). Черчилль, всегда увлекавшийся множеством вариантов в планах, противопоставлял этому возможность операций на Балканах. Терпение Сталина иссякло. К концу заседания 29 ноября Сталин, глядя в глаза Черчиллю, сказал:

Я хочу задать премьер-министру очень прямой вопрос относительно операции "Оверлорд". Премьер-министр и британская делегация действительно верят в эту операцию?

Если вышеуказанные условия для этой операции будут созданы ко времени, когда она назреет, мы будем считать своим прямым долгом перебросить через Ла-Манш все имеющиеся у нас в наличии силы против немцев, - ответил Черчилль.

Это был типичный ответ опытного дипломата, полный оговорок и риторики. Сталин же хотел услышать простое "да", но от комментариев воздержался. Позже Черчилль сказал, что он полностью поддерживает план высадки союзников во Франции, но не согласен с американским планом высадки в районе Бенгальского залива против японцев. Сталин вновь подчеркнул важное значение высадки на севере Франции и сказал, что эта операция будет поддержана мощным наступлением русских.

К удовольствию Сталина, открытие второго фронта было назначено на май.

На следующем заседании развернулись дискуссии вокруг Польши. Сталин был намерен любым путем укрепить свои западные границы. Надо было решить проблему Польши, которая больше трехсот лет питала враждебность к России. Его беспокоила также враждебность польского правительства в Лондоне. Сталин понимал, что вековая враждебность между двумя нациями не может исчезнуть моментально, но он также не мог позволить, чтобы на границе с Россией возродилась недружественная Польша во главе с антирусскими лидерами Сикорским и Андерсом. В России образовался Союз польских патриотов.

Введение……………………………………………………………………….3


  1. Тегеранская конференция и проблема открытия второго фронта……….4

  2. Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав…………………11

  3. Конференция в Потсдаме: мир или продолжение противостояния……17
Заключение………………………………………………………………….....21

Список использованной литературы………………………………………...22
Введение

Невозможно представить, как принимались бы решения по важнейшим стратегическим военным и политическим вопросам второй мировой войны без личных встреч руководителей антигитлеровской коалиции. На конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме принимались решения, которые кардинально меняли ситуацию на фронтах войны и закладывали принципы международного послевоенного устройства мира.

Цель работы – изучить ход и основные решения конференций «большой тройки » антигитлеровской коалиции в Тегеране (1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль – август 1945 г.). Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: 1. Проследить за ходом подготовки, проведения пленарных заседаний и итогами работы первой встречи лидеров коалиции в Тегеране. 2. Охарактеризовать течение и решения Ялтинской конференции, ставшей гарантом мира (или по крайней мере неоткрытого военного конфликта) в послевоенной Европе. 3. Рассмотреть, в какой атмосфере проходила последняя из конференций – Потсдамская, показать её важнейшие для всего мира решения и выявить начало нового противостояния, теперь уже между бывшими военными союзниками (США и Великобритании против СССР).

При написании работы большую помощь оказали такие источники, как: сборники документов «Тегеран – Ялта – Потсдам» и многотомное издание «Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Также использовались материалы многотомного издания «История второй мировой войны: 1939-1945 в 12 т.» под редакцией Устинова, двухтомника «История внешней политики СССР, 1917-1985» под редакцией Громыко, Пономарева и исследование профессора МГИМО , доктора исторических наук Волкова Ф.Д. «За кулисами второй мировой войны».

^ Тегеранская конференция и проблема открытия второго фронта

В конце октября в Москве впервые за годы второй мировой войны состоялась встреча министров иностранных дел СССР, США и Англии. На конференции помимо 12 пленарных заседаний имели место личные встречи министров иностранных дел. Главное внимание было уделено вопросу военного сотрудничества трех держав, тому, какие меры должны быть приняты для сокращения сроков войны против Германии и ее сателлитов в Европе. Советская делегация четко поставила вопрос: будут ли в 1944 г. выполнены данные в начале июня 1943 г. повторные обещания Черчилля и Рузвельта относительно вторжения англо-американских сил в Северную Францию и начала операции «Оверлорд» по открытию второго фронта. Министры иностранных дел США и Англии подтвердили решение Квебекской конференции об открытии второго фронта в 1944 г. Важным решением конференции явилась декларация о всеобщей безопасности после войны, позднее составившая некоторую основу устава Организации Объединенных Наций .

Московская конференция способствовала созыву Тегеранской конференции – первой встрече руководителей трех держав антигитлеровской коалиции: главы Советского правительства И. В. Сталина, президента Соединенных Штатов Америки Франклина Делано Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.

Историческое значение конференции трудно переоценить - это была первая встреча «Большой Тройки», на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира. В целях безопасности в иранской столице президент США остановился не в собственном посольстве, а в советском, которое находилось напротив британского. Между посольствами создали брезентовый коридор, чтобы перемещения лидеров не были видны извне. Созданный таким образом дипломатический комплекс окружили тремя кольцами пехоты и танков. На три дня конференции город был полностью блокирован войсками и спецслужбами. В Тегеране приостановили деятельность всех СМИ , отключили телефон, телеграф и радиосвязь. Даже семьи советских дипломатов были временно «эвакуированы» из зоны предстоящих переговоров.

В центре внимания Тегеранской конференции находились проблемы дальнейшего ведения войны, в особенности вопрос об открытии второго фронта. Делегация СССР шла на переговоры с твердым на-мерением окончательно договориться о дате высадки американо-англий-ских войск в Западной Европе. Позиции же делегаций США и Англии по этому вопросу были весьма противоречивы, что и определило остроту развернувшейся полемики .

28 ноября перед открытием конференции И. В. Сталин встретился с Ф. Рузвельтом в советском посольстве. На встрече Рузвельт заявляет, что он хотел бы отвлечь с советско-германского фронта 30–40 германских дивизий. Сталин отвечает, что если это возможно сделать, то было бы хорошо .

В воскресенье 28 ноября 1943 г. в 4 часа дня открылось первое пленарное заседание Тегеранской конференции, продолжавшееся три с половиной часа. В состав советской делегации входили председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. В. Сталин, народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов и маршал К. Е. Ворошилов. Делегацию США возглавлял президент Ф. Д. Рузвельт. В ее составе были специальный помощник президента Г. Гопкинс, посол в СССР А. Гарриман, начальник штаба армии США генерал Д. Маршалл, главнокомандующий военно-морскими силами США адмирал Э. Кинг, начальник: штаба военно-воздушных сил США генерал Г. Арнольд, начальник штаба президента адмирал У. Леги. Делегацию Англии возглавил премьер-министр У. Черчилль. В нее входили министр иностранных дел А. Иден, начальник имперского генерального штаба генерал А. Брук, посол в СССР А. Керр, первый морской лорд Э. Кеннингхэм, фельдмаршал Д. Дилл, главный маршал авиации Ч. Портал, начальник штаба министра обороны X. Исмей .

На первом пленарном заседании президент США информировал совет-скую делегацию о решении Квебекской конференции предпринять экспе-дицию через Ла-Манш около 1 мая 1944 г. Однако он сразу же оговорился, что если Англия и США начнут проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то ее, возможно, придется отложить на два-три меся-ца.

Представители США и Англии запрашивали мнение советской стороны, каким образом лучше всего использовать их вооруженные силы, находившиеся в бассейне Средиземного моря. Сталин ответил, что наилучший результат дал бы удар по врагу в Северной или Северо-Западной Франции, так как «наиболее слабым местом Германии является Франция». Итальянский театр, по его мнению, для наступления непосредственно на Германию не годится, ибо путь к ней закрывают Альпы . Черчилль, избрав для ведения дискуссии свой испытанный метод, прямо не высказался против высадки на территорию Франции. Свое крас- норечие он обратил на то, чтобы поставить открытие второго фронта в за- висимость от развития операций на Средиземноморском театре. Доказы- вая, что срок вторжения еще далек, а союзные войска не вправе бездей- ствовать, английский премьер предложил заняться выполнением двух задач, имевших, на его взгляд, первостепенное значение: развернуть на- ступление в Италии, взять Рим и продвинуться до линии Пиза – Римини; вовлечь Турцию в войну. По его мнению, такие действия союзников ока- жут значительное влияние на румын, которые уже тогда искали путей для выхода из войны, а также на Венгрию и другие страны. Политическая подоплека английской стратегии была очевидна. Бри-танский премьер, как и Рузвельт, стремился не допустить глубокого прод-вижения Советской Армии на запад. Но он надеялся достигнуть этого путем развития операций в Италии и на Балканах. В этом случае, по его замыслам, англо-американские войска могли бы опередить Советскую Армию и первыми выйти в Юго-Восточную и Центральную Европу.

Итало -балканские планы Черчилля явно не соответствовали реше-ниям Московской конференции министров иностранных дел, провозгла-сившей первейшей целью СССР, США и Англии ускорить конец войны. Создание фронта на Балканах, вдали от важнейших экономических и стра-тегических центров рейха, привело бы к дальнейшему затягиванию ее и увеличению жертв. Поэтому Сталин предлагал основной операцией 1944 г. считать «Оверлорд», а вспомогательной - высадку в Южной Франции. Операция в районе Рима расценивалась им как отвлекающая. Относитель- но же Турции советские представители считали, что она не вступит в вой- ну, какое бы давление на нее ни оказывали .

На втором пленарном заседании, 29 ноября, выяснилось, что союзники не имеют согласованного решения о назначении командующего операцией «Оверлорд». Предварительное совещание военных представителей не привело к каким- либо положительным результатам. Черчилль вновь попытался доказать участникам конференции «пре-имущества» своего «балканского варианта». Рузвельт, в целом склоняясь к проведению операции «Оверлорд», стал колебаться в отношении ее сро-ка. Открытие второго фронта в Европе вновь оказалось под угрозой срыва. В таких условиях советская делегация заняла твердую линию. Когда Рузвельт, уступая давлению Черчилля, согласился на передачу всех военных вопросов на рассмотрение комиссии, Сталин отверг это предложение: «Не нужно никакой военной комиссии. Мы можем решить все вопросы здесь, на совещании. Мы должны решить вопрос о дате, о главнокомандующем и вопрос о необходимости вспомогательной операции в Южной Франции. Мы, русские, ограничены сроком пребывания в Тегеране. Мы могли бы пробыть здесь в течение 1 декабря, но 2-го мы должны уехать. Президент помнит о том, что мы с ним условились о 3–4 днях» [Цит. по 8, с. 74]. Позиция советской делегации возымела действие. Черчилль поспешил внести предложение о том, что они с Рузвельтом согласуют точки зрения и доложат свою позицию советской делегации.

Утром 30 ноября на заседании Объединенного комитета начальников штабов США и Англии после продолжительного обсуждения наконец бы-ло принято решение о том, что западные союзники в мае начнут операцию «Оверлорд» и вспомогательную операцию в Южной Франции («Энвил») по возможности в широких масштабах, насколько позволят десантные суда и средства, которыми они будут располагать к тому времени. Было также решено продолжать наступление в Италии с целью выхода на линию Пиза – Римини .

На третьем заседании конференции в присутствии Сталина, Рузвельта и Черчилля генерал Брук информировал советскую де-легацию о решении союзников провести в мае 1944 г. операции «Оверлорд» и «Энвил». Сталин со своей стороны зая- вил, что с целью «не дать немцам возможности маневрировать своими ре- зервами и перебрасывать сколько-нибудь значительные силы с Восточного фронта на Запад, русские обязуются к маю организовать большое наступ-ление против немцев в нескольких местах, с тем чтобы приковать немецкие дивизии на Восточном фронте и не дать возможности немцам создать какие-либо затруднения для «Оверлорда» Такое заявление было вос-принято союзниками с большим удовлетворением .

1 декабря И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль парафировали военные решения Тегеранской конференции. Конференция: 1. Согласилась, что партизаны в Югославии должны поддерживаться снабжением и снаряжением в возможно большем размере, а также операциями "коммандос"; 2. Согласилась, что с военной точки зрения крайне желательно, чтобы Турция вступила в войну на стороне союзников до конца года; 3. Приняла к сведению заявление маршала Сталина о том, что, если Турция окажется в войне с Германией и если в результате этого Болгария объявит войну Турции или нападет на нее, Советский Союз немедленно окажется в состоянии войны с Болгарией. Конференция далее приняла к сведению то, что об этом факте может быть сообщено во время предстоящих переговоры о вовлечении Турции в войну; 4. Приняла к сведению, что операция "Оверлорд" будет предпринята в течение мая 1944 г., вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный фронт; 5. Согласилась, что военные штабы трех держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе. В частности, было решено, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций .

В Тегеране впервые в истории межсоюзнических отношений в период Отечественной войны были согласованы совместные действия и операции армий СССР, Англии и США. Численность армии вторжения во Францию должна была составить 35 дивизий, из них 16 британских и 19 американских. За этими силами последовали бы главные - около 1 млн. человек, поддержанные мощным военно-морским флотом и авиацией .

Важное значение для укрепления единства антигитлеровской коали- ции и скорейшего завершения войны имело заявление Сталина о вступлении в войну с Японией после капитуляции Гер- мании. Оно явилось ответом СССР на неоднократные просьбы США и Англии об его участии в войне на Дальнем Востоке. На пленарном засе- дании 28 ноября после краткого обзора военных действий на Тихом океа- не, сделанного президентом США, Сталин зая- вил, что СССР пока не может присоединиться к борьбе против Японии, по-скольку все его силы заняты на Западе .

На последнем, четвёртом заседании конференции в Тегеране представители СССР, США и Англии обменялись мнениями о бу-дущей международной организации безопасности, устройстве Германии после ее поражения, решении польскогои других вопросов. Вновь встал вопрос о расчленении Германии. Английский премьер-министр выдвинул свой план раздела Германии. Он предложил, во-первых, изолировать Пруссию и держать ее в жестких условиях и, во-вторых, отделить от остальной Германии ее южные про-винции - Баварию, Баден, Вюртемберг, Палатинат от Саара вплоть до Саксонии и включить их в дунайскую федерацию. Предложение Черчил-ля не представляло чего-то нового. Уже более года он выступал с много-численными проектами образования в Европе сначала федераций и конфе-дераций - скандинавской, дунайской, балканской и других, затем евро-пейского совета из 10 государств и, наконец, Соединенных Штатов Евро-пы.Пути решения германской проблемы Советское правительство виде-ло не в расчленении Германии, а в ее демилитаризации и демократизации с непременной ликвидацией гитлеровского государства и наказанием его руководителей, а также уничтожением фашистского «нового порядка» в Европе. По мнению правительства СССР, для предотвращения опасности возрождения германского милитаризма великие державы, ответственные за сохранение мира, должны были создать сильный международный ор-ган, который помешал бы Германии развязать новую войну .

Обсуждался также и польский вопрос. И. В. Сталин так высказался по этому вопросу: «Я должен сказать, что Россия не меньше других, а больше других держав заинтересована в хороших отношениях с Польшей, так как Польша является соседом России. Мы – за восстановление, за усиление Польши» и насчёт установления границ «между нами и Польшей должна существовать граница 1939 года, установленная советской Конституцией» [Цит. по 8, с.92]. На том же заседании английский премьер-министр огласил следующее предложение по польскому вопросу: «...очаг польского государства и на-рода должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер...». Конференция согласилась с этой формулой. Был согласован также вопрос о передаче Советскому Союзу Кёнигсберга с прилегающей к нему территорией.

На конференции была принята декларация об Иране. В ней подтверждалось желание трех стран сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную целостность Ирана. Также на конференции рассматривались некоторые проблемы послевоенного сотрудничества и обеспечения прочного мира. Американская сторона изложила свою точку зрения относительно создания в будущем междуна-родной организации безопасности. Согласно схеме президента, изложен-ной в Тегеране, всемирная организация безопасности должна быть ос-нована на принципах Объединенных наций и иметь три органа: Ассам-блею из представителей всех членов Объединенных наций, не имеющую «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций», и собирающуюся «не в одном определенном месте, а в разных местах»; Исполнительный ко-митет в составе СССР, США, Великобритании, Китая, двух европейских стран, одной латиноамериканской, одной страны Среднего Востока, одной азиатской (кроме Китая) и одного британского доминиона, занимающийся всеми невоенными проблемами: экономическими, продовольственными, здравоохранения и т. п.; Полицейский комитет из четырех стран, который следил бы за сохранением мира и за тем, чтобы не допустить новой агрессии Германии и Японии .

Поздним вечером 1 декабря, после заключительного пленарного заседания, спешно была согласована декларация конференции. Она гласила: «Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время... Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу. Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир... Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели» . Таким образом, хотя тегеранские переговоры и не привели к принятию какого-либо специального решения о создании международной организации, они сви-детельствовали о стремлении трех великих держав к послевоенному сотрудничеству.
^ Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав

Начало 1945 г. Созыв новой конференции руководителей трех союзных держав, "большой тройки" стал необходимым. Это обусловливалось политической и военной ситуацией того периода. Конференция должна была обсудить военные вопросы, связанные с окончательным разгромом фашистской Германии и милитаристской Японии. Приближение неизбежного и скорого военного разгрома Германии требовало решения вопросов, связанных с ее безоговорочной капитуляцией. Требовали безотлагательного решения и проблемы будущего устройства Германии. Сталин готов был встретиться с Рузвельтом и Черчиллем в конце января – начале февраля на черноморском побережье .

4 февраля 1945 г. в 17 часов в Большом зале Ливадийского дворца открылось первое пленарное заседание Крымской (Ялтинской) конференции. Началась вторая встреча руководителей трех великих держав. В состав делегации США входили помимо возглавлявшего ее Ф. Д. Рузвельта Э. Стеттиниус, государственный секретарь, Г. Гопкинс, специальный помощник президента, адмирал В. Леги, начальник штаба президента, генерал Дж. Маршалл, начальник штаба американской армии, адмирал Э. Кинг, главком военно-морских сил, А. Гарриман, посол США в Москве. Английскую делегацию возглавил 70-летний премьер У. Черчилль. В составе делегации были: А. Иден, министр иностранных дел, А. Кадоган, постоянный заместитель министра иностранных дел, фельдмаршал А. Брук, начальник имперского генерального штаба, генерал X. Исмей, начальник штаба министра обороны, маршал авиации Ч. Портал, начальник штаба воздушных сил, адмирал флота Э. Кеннингхэм, первый лорд адмиралтейства. В состав советской делегации входили И. В. Сталин, Председатель СНК, В. М. Молотов, народный комиссар иностранных дел, его заместители, Н. Г. Кузнецов, народный комиссар военно-морского флота, А. И. Антонов, заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии, А. А. Громыко, советский посол в США, Ф. Т. Гусев, советский посол в Англии, и т. д. .

Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем. Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников - дело, которое было начато ещё в Тегеране. Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий. Конференция, а ее работа проходила с утра до поздней ночи, началась с обзора положения на фронтах, в частности на советско-германском фронте. Доклад сделал заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал Антонов. Он говорил об успехах известного январского наступления на фронте от Нёмана до Карпат. Главный удар наносили армии маршалов Рокоссовского, Жукова и Конева. Генерал Маршалл сделал подробное сообщение о положении дел на Западном фронте. Сталин подчеркнул необходимость более тесной координации операций союзных войск, недопущение разнобоя. В дальнейшем обсуждение военных вопросов было перенесено на регулярно собиравшиеся совещания представителей штабов СССР, Англии и США. Эти совещания привели к более тесной координации военных усилий трех союзных держав, чем это было раньше .

Второе пленарное заседание конференции состоялось 5 февраля. Оно и все последующие пленарные заседания конференции (всего их было 8) были посвящены обсуждению политических вопросов. Здесь уже не было того единодушия, которое обнаружилось при рассмотрении военных вопросов. Главы трёх делегаций договори-лись о порядке пр инудительного осуществления условий безого-ворочной капитуляции гитлеровской Германии. Они наметили начала согласованной политики в отношении Германии, в основу которых были положены принципы её демократизации и демили-таризации. Было подтверждено, что в соответствии с согласован-ным в Европейской консультативной комиссии планом Герма-ния будет оккупирована войсками победителей и над нею будет установлен контроль трёх союзных держав. Целью оккупации и союзнического контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Герма-ния никогда больше не будет в состоянии нарушить мир». Союз-ные державы заявили о своей готовности разоружить и распус-тить все германские вооруженные силы; ликвидировать генераль-ный штаб, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю гер-манскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех военных преступ-ников справедливому и быстрому наказанию; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреж-дений, культурной и экономической жизни немецкого народа, а также принять совместно и другие меры, которые могли бы оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всех народов. Участники конференции торжественно заявляли, что в их цели не входит уничтожение германского народа .

Главы правительств трёх держав подтвердили в решениях Крымской конференции выработанные в Европейской консульта- тивной комиссии документы«О зонах оккупации Германии » и об управлении «Большим Берлином» и «О контрольном меха-низме в Германии». По соглашению «О контрольном механизме в Германии » вер-ховная власть в стране в период оккупации должна осуществ- ляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Англии, каждым в своей оккупационной зоне по директивам своих правительств. По во просам, затрагивающим Германию в целом, главнокомандующие обязаны будут действовать совмест но как члены Союзного контрольного совета по Германии . На конференции было решено, что Франции должна быть предоставлена в Германии зона, подлежащая оккупации французскими войсками. Эта зона будет образована из британской и американской зон, и её размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с Французским Временным Правительством. Было также решено, что Французское Временное Правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии .

Следующим вопросом, рассмотренным на конференции в свя-зи с обсуждением германской проблемы, явился вопрос о репарациях с Гер мании. Советское правительство требовало, чтобы Германия хотя бы частично возместила тот огромный материальный ущерб, который она нанесла стране. Конференция в этом вопросе признала следующее: 1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям. 2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах: а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии; б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена; в) использование германского труда. 3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается Межсоюзная Комиссия по Репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании. 4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: «Московская Комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского Правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 2-й должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу .

Конференция приняла «Декларацию обосвобожденной Европе», определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. В ней провозглашалось, что СССР, США и Англия « договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих Трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств - сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем» . Однако идея о совместной помощи, как и ожидалось, позднее не стала реальностью: каждая держава-победительница имела власть лишь на тех территориях, где были размещены её войска. В результате каждый из бывших союзников в войне начал по её окончании старательно поддерживать своих собственных идеологических союзников. Европа за несколько лет разделилась на социалистический лагерь и Западную Европу, где Вашингтон, Лондон и Париж пытались противостоять коммунистическим настроениям.

Напряженная дипломатическая борьба развернулась между делегациями СССР, с одной стороны, Англии и США - с другой, по вопросу об Организации Объединенных Наций. Основы ООН были заложены в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе. Однако там не был решен вопрос о применении принципа единогласия великих держав в Совете Безопасности, подчеркивавшего особую ответственность ведущих держав за поддержание мира и безопасности. По предложению Рузвельта была принята формула: при решении вопросов, касающихся поддержания мира, постановления Совета Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса семи членов Совета (из 11), включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета (СССР, Англии, США, Франции и Китая). Главы правительств трёх держав условились созвать 25 апреля 1945 г. конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско, чтобы подготовить и принять устав ООН .

Большое внимание Крымская конференция уделила рассмот-рению польского вопроса. Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового Временного правительства Национального единства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим. Что касается будущих границ Польши на востоке и западе, то здесь провозглашалось следующее: «Главы трех Правительств считают, что восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех Правительств признают, что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и на западе. Они считают, что по вопросу о размере этих приращений в надлежащее время будет спрошено мнение нового Польского Правительства Национального Единства и что, вслед за тем, окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции». .

Конференция рассмотрела вопрос о Югославии, рекомендовав Тито и Шубашичу образовать Временное Объединенное Правительство. Крымская конференция приняла в отношении Югославии компромисс, до некоторой степени сходный с тем, который был достигнут в отношении Польши. Ликвидация эмиг-рантского правительства и устранение короля обеспечивались ценой включения в состав народного прави-тельства, фактически управлявшего страной, некоторого числа буржуазных деятелей .

На конференции были определены и сроки вступления Советского Союза в войну против милитаристской Японии. В результате конструктивного обсуждения проблемы главы великих держав выработали соглашение по вопросам Дальнего Востока. Оно не обсуждалось на пленарных заседаниях конференции, а было достигнуто в секретных переговорах глав правительств и гласило следующее: Руководители Трех Великих Держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании - согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии: 1. Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики); 2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно: a) возвращения Советскому Союзу южной части о.Сахалина и вcех прилегающих к ней островов; b) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Маньчжурии полный суверенитет; 3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов. Главы Правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией .

11 февраля состоялось восьмое, заключительное заседание Крымской конференции. Было выработано коммюнике о конференции руководителей трех союзных держав - СССР, Великобритании и США. Главы правительств согласились передать текст коммюнике по радио 12 февраля 1945 г. в 23 часа 30 минут по московскому времени одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне .

Крымская конференция, несмотря на трудности и разногласия, стала апогеем, вершиной дружественного сотрудничества СССР, Англии и Соединенных Штатов в борьбе с общим врагом и потому была на Западе названа "конференцией века". Она вновь продемонстрировала возможность успешного сотрудничества государств двух различных общественных систем.
^ Конференция в Потсдаме: мир или продолжение противостояния

Потсдамская конференция состоялась в антигитлеровской коалиции . По составу участников Потсдамская конференция лишь частично отличалась от Крымской. В состав делегации СССР входили И. В. Сталин, В. М. Молотов, А. А. Громыко, Ф. Т. Гусев, С. И. Кавтарадзе, К. В. Новиков, С. К. Царапкин, А. А. Лаврищев, от военных - Г. К. Жуков, А. И. Антонов, Н. Г. Кузнецов и др. Делегацию Англии возглавлял до 25 июля Уинстон Черчилль в сопровождении Антони Идена. После поражения консерваторов на парламентских выборах, с 28 июля, ее возглавил новый премьер лейбористского правительства Клемент Эттли. Его сопровождал министр иностранных дел Эрнест Бевин. Американскую делегацию возглавил новый президент США Гарри Трумэн. Его сопровождал государственный секретарь Джеймс Бирнс.

Решения Потсдамской конференции, ее постановления во многом развивали и закрепляли итоги работы Крымской конференции. Что касается центрального вопроса Потсдамской конференции - германского, то его решение являлось завершающим этапом многочисленных переговоров в ходе войны между правительствами СССР, Англии и США в Европейской консультативной комиссии. С первых же шагов работы конференции обнаружились большие трудности и разногласия в подходе к решению важнейших политических проблем. Серьезные разногласия, возникли при решении германского вопроса: определении будущего Германии, новых германских границ на востоке, по репарационной и многим другим проблемам .

Политические и экономические принципы при обращении с Германией в начальный контрольный период предусматривали широкую программу демократизации, демилитаризации, денацификации и декартелизации страны, уничтожение ее военного потенциала. В соответствии с целями оккупации должно быть произведено: 1. Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней: а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и Гестапо со всеми их организациямибудут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма; б) все вооружение, амуниция и орудия войны должны находиться в распоряжении Союзников или должны быть уничтожены. 2. Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации. Кроме того, военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Также декламировалось, что управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры . Союзники решили также ликвидировать германские монополии, картели, синдикаты, тресты, являвшиеся носителями милитаризма и реваншизма. Именно пушечные короли и другие монополисты Германии вдохновляли Гитлера на разбойничьи походы, финансировали фашизм.

Острые дискуссии развернулись в Потсдаме по вопросу о репарациях с Германии. Было законно, чтобы Германия возместила хотя бы малую часть ущерба, нанесенного СССР и другим странам. СССР требовал уплаты минимальной цифры в 20 млрд. долл. Однако из-за неуступчивой позиции в первую очередь английской делегации и нового министра иностранных дел лейбористского правительства Бевина, поддержанного делегацией США, сумма репараций так и не была определена в Потсдаме. Не было принято и советское предложение об установлении совместного четырехстороннего контроля над кузницей оружия - Руром.

Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии. Черчилль весьма болезненно воспринял даже сам факт постановки этой проблемы, не допуская и мысли о разделе флота между союзниками на том основании, что Англия понесла самые большие потери флота от немецких подводных лодок. Были приняты следующие принципы распределения германского военно-морского флота: 1. Весь германский надводный военно-морской флот, исключая потопленные корабли и те, которые были взяты у союзных государств, но включая корабли, находящиеся в постройке и в ремонте, будет разделен поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. 2. Большая часть германского подводного флота должна быть потоплена. Не более 30 подводных лодок должны быть сохранены и разделены поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами для экспериментальных и технических целей. Были приняты следующие принципы распределения германского торгового флота: 1. Германский торговый флот, сдавшийся трем Державам, независимо от его местонахождения, будет поровну разделен между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Реальная передача судов соответствующим странам будет иметь место, как только это практически станет возможным после окончания войны против Японии .

Острая борьба развернулась по польскому вопросу, обсуждавшемуся на нескольких заседаниях. Советский Союз добился в Потсдаме решения по вопросу о западных границах Польши: «Главы трех Правительств согласились, что до окончательного определения западной границы Польши бывшие германские территории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соответствии с решением Берлинской Конференции не поставлена под управление Союза Советских Социалистических Республик, и включая территорию бывшего свободного города Данциг, – должны находиться под управлением Польского государства и в этом отношении они не должны рассматриваться как часть советской зоны оккупации в Германии» .

Конференция согласилась с предложением Советского правительства о передаче СССР города Кенигсберга и прилегающих к нему районов Восточной Пруссии.

В развитие принятых в Крыму постановлений конференция решила образовать Совет министров иностранных дел в составе СССР, США, Англии, Китая и Франции. На Совет была возложена подготовительная работа по составлению проектов мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии и выработка предложений по урегулированию территориальных вопросов. Совет также должен был подготовить мирное урегулирование для Германии. Конференция создавала условия для установления длительного мира в Европе после победоносного завершения войны. В Потсдаме было принято решение распустить Европейскую консультативную комиссию, успешно справившуюся со своими задачами. Дальнейшая работа по координации политики союзников в отношении контроля над Германией и Австрией возлагалась на Контрольный совет в Берлине и Союзническую комиссию в Вене .

Было установлено четырехстороннее управление Берлином межсоюзнической комендатурой. Берлин был намечен как местопребывание верховного органа власти в Германии - Контрольного совета, который должен был осуществлять согласованную политику в период оккупации страны.

На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии . Союзники также подписали Потсдамскую декларацию , потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. Рассмотрев ряд других важных вопросов, поздно ночью 2 августа 1945 г. Потсдамская конференция закончила работу. Она явилась важным этапом в истории международных отношений. Несмотря на серьезные разногласия по ряду вопросов, конференция показала возможность позитивного решения сложнейших международных проблем.

Заключение

Образование союза под названием Антигитлеровская коалиция, послужило началом совместных действий Англии, СССР и США. Этот союз многим напоминал ранее образованную «Антанту», но имел более существенное значение в истории международных отношений. Именно благодаря Тегеранской, Крымской (Ялтинской) и Потсдамской конференциям были достигнуты соглашения способствовавшие победе над фашизмом.

Важнейшим результатом Тегеранской конференции явились координация военных усилий СССР, США и Англии против фа-шистской Германии, принятие решения об открытии второго фронта в За-падной Eврoпe и отклонение «балканской стратегии» британского империа-лизма. Военные решения, принятые в Тегеране, значительно упрочили антигитлеровскую коалицию. Крымская конференция руководителей США, СССР и Великобритании также имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем. Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились на полвека, вплоть до 1990-х годов, что говорит об устойчивости этой системы.

Потсдамская же конференция стала первой конференцией Высшего уровня, на которой, фактически, состоялся дебют ядерных вооружений в качестве политического фактора международных отношений. Началась эра ядерной дипломатии и об этом не следует забывать, потому что она продолжатся и сегодня, но уже с применением новых, более изощренных технологий.

Список использованной литературы


  1. Волков, Ф.Д. За кулисами второй мировой войны / Ф.Д. Волков. Режим доступа: .

  2. История внешней политики СССР, 1917-1985: в 2 т. / под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. – М.: Наука, 1986 – .Т.1: 1917-1945 гг. – 1986 г. – С. 466-485.

  3. История второй мировой войны: 1939-1945: в 12 т. / под ред. Д.Ф. Устинова [и др.]. – М.: Воениздат, 1973 – .Т.8: Крушение оборонительной стратегии фашистского блока. – 1977. – С. 30-42.

  4. История второй мировой войны: 1939-1945: в 12 т. / под ред. Д.Ф. Устинова [и др.]. – М.: Воениздат, 1973 – .Т.11: Поражение милитаристской Японии. – 1980. – С. 30-34.

  5. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Том II. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.) М.: Издательство политической литературы, 1984. – С. 79-157.

  6. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов. Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4–11 февраля 1945 г.) М.: Издательство политической литературы, 1979. – С. 48-300.

  7. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов. Том VI. Берлинская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 г.) М.: Издательство политической литературы, 1984. – С. 39-447.

  8. Тегеран – Ялта – Потсдам: Сборник документов / Сост.: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. – 2-е изд. – М.: Издательство «Международные отношения», 1970. – 416 с.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: