Женевская конференция. Смотреть страницы где упоминается термин женевская конференция Конференция по мерам укрепления доверия, безопасностии разоружению в Европе

международная конференция по сокращению и ограничению вооружений, созванная по решению Совета Лиги Наций; начала работу после длительного подготовительного периода 2 февраля 1932 в Женеве при участии 63 государств; из них 9 (СССР, США, Афганистан, Бразилия, Египет, Коста-Рика, Мексика, Турция, Экуадор) в Лигу Наций не входили. Главные империалистические державы стремились использовать конференцию для ослабления своих возможных противников и усиления собственной военной мощи. Французская делегация добивалась сохранения военного превосходства над Германией, полученного Францией по Версальскому мирному договору 1919 (См. Версальский мирный договор 1919). Этой цели служил один из французских планов («План Тардье»), предусматривавший создание под эгидой Лиги Наций международной армии, в которой руководящая роль принадлежала бы Франции. Германская делегация выступила с требованием «равенства в вооружениях»; не добившись удовлетворения этого требования, пришедшее в Германии к власти фашистское правительство заявило в октябре 1933 об отказе участвовать в работе конференции и о выходе Германии из Лиги Наций. Делегация Великобритании направляла усилия на то, чтобы любые меры по разоружению не ослабили её имперских позиций и морского могущества. Этой цели по существу служил выдвинутый в марте 1933 английский план («План Макдональда»), предусматривавший предельные цифры сухопутных вооруженных сил европейских стран без какого-либо обоснования их определёнными критериями и предоставлявший Великобритании и США большие преимущества в военно-морских и военно-воздушных силах (этот план был принят 8 июня 1933 Генеральной комиссией Ж. к. по р. за основу будущей конвенции по разоружению).

Единственным участником конференции, последовательно добивавшимся решения проблемы разоружения, был Советский Союз. 18 февраля 1932 СССР предложил, чтобы конференция положила в основу своей работы принцип всеобщего и полного разоружения, и внёс на её рассмотрение два проекта (о всеобщем, полном и немедленном разоружении и о прогрессивно-пропорциональном сокращении вооруженных сил); однако они не были приняты конференцией. В феврале 1933 сов. делегация предложила проект декларации об определении агрессии, который также не был принят, но СССР заключил с рядом государств конвенции об определении агрессии. Позиция западных держав завела Ж. к. по р. в тупик. Советский Союз, стремясь использовать любую возможность для ослабления гонки вооружений и смягчения международной напряжённости, предложил на последней сессии Генеральной комиссии Ж. к. по р. (29 мая - 11 июня 1934) превратить эту конференцию «в перманентную, периодически собирающуюся конференцию мира», в функции которой входила бы выработка мероприятий по охране безопасности всех государств. Но и это предложение было отклонено. В 1935 Ж. к. по р. прекратила работу.

Публ.: 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917-1967. Сб. док-тов, М., 1967; League of Nations. Conference for the reduction and limitation of armaments. Conference documents, v. 1-3, Gen., 1932-36.

Д. Асанов.

  • - "... - штриховая мера длиной 1 м трапецеидального сечения, на скошенных краях которой располагаются шкалы с ценой деления 1 мм и 0,2 мм с двумя отсчетными лупами и встроенным термометром.....

    Официальная терминология

  • - министров иностранных дел Великобритании, Франции, Германии, Италии, Бельгии и Японии - происходила 14-16. VI во время сессии Совета Лиги наций; была созвана по инициативе О. Чемберлена...

    Дипломатический словарь

  • - по разоружению - происходила в Женеве; в момент открытия М. к. в ней принимали участие представители 63 стран...

    Дипломатический словарь

  • - глав представительств главных держав победительниц во 2-й мировой войне: СССР, США и Великобритании...

    Политология. Словарь.

  • - совещание крупных предпринимателей и банкиров Германии, состоявшееся в янв. 1932. Целью собравшихся было ознакомление с подлинными целями Национал-социалистской партии...
  • - конференция министров иностр. дел Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции и Японии; состоялась по инициативе англ. мин. иностр...

    Советская историческая энциклопедия

  • - конференция, созванная в Женеве 2 февр. 1932 по вопросу сокращения и ограничения вооружения; в момент открытия М. к. по р. в ней приняли участие 63 гос-ва...

    Советская историческая энциклопедия

  • - международная ассоциация страховых исследований...

    Словарь бизнес терминов

  • - многосторонние международные договоры, заключенные на конференциях в Женеве в 1930 г. и 1931 г. и определяющие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков...

    Словарь бизнес терминов

  • - многосторонние международные договоры, заключенные на конференциях в Женеве в 1930 и 1931 гг. и регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков...

    Большой экономический словарь

  • - Известное под этим именем международное соглашение для облегчения участи раненых и больных воинов во время войны заключено, по почину Швейцарии, 10 августа 1864 г., представителями 16 государств, участвовавшими в...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - совещание крупных германских предпринимателей, состоявшееся в Дюссельдорфе в январе 1932...
  • - конференция министров иностранных дел Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции и Японии; состоялась в Женеве 14-16 июня по инициативе английского министра иностранных дел О. Чемберлена...

    Большая Советская энциклопедия

  • - международная научная система названий органических соединений, принятая в Женеве в 1892. Подробно см. Номенклатура органических соединений...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в лингвистике, направление структурного языкознания, непосредственно опирающееся на идеи «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - последовавшее в 1864 г. между европейскими державами соглашение об облегчении участи раненых на войне...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Женевская конференция по разоружению 1932-35" в книгах

На переговорах по разоружению

Из книги Антисоветский Советский Союз автора Войнович Владимир Николаевич

Конференция по мерам укрепления доверия, безопасностии разоружению в Европе

Из книги Сугубо доверительно [Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)] автора Добрынин Анатолий Фёдорович

Конференция по мерам укрепления доверия, безопасностии разоружению в Европе Эта конференция с участием 33 европейских государств, а также США и Канады открылась в Стокгольме 17 января. В числе выступавших были Шульц и Громыко, которые изложили позиции своих правительств и

Глава 7. Заседание Лиги Наций в королевском дворце в Гааге и Вестминстере. Конференция по репарациям и Морская конференция

Из книги автора

Глава 7. Заседание Лиги Наций в королевском дворце в Гааге и Вестминстере. Конференция по репарациям и Морская конференция Гаагская конференция. – Великолепный Тардье. – Адольф Шерон и ее величество королева Вильгельмина. – Принц-консорт и нескромные фотографы. –

Николай Алексеевич Островский (1904–1936) «Как закалялась сталь» (1930–1932, опубликован 1932–1933)

Из книги 100 великих романов автора Ломов Виорэль Михайлович

Николай Алексеевич Островский (1904–1936) «Как закалялась сталь» (1930–1932, опубликован 1932–1933) Русский писатель, в 15 лет вступивший в Красную армию, сражавшийся в кавалерийской бригаде Г. Котовского и 1-й Конной армии С. Буденного, ставший вследствие тяжелого ранения, контузии и

автора Пыхалов Игорь Васильевич

Глава восемнадцатая Международная конференция по разоружению и борьба ссср против дальнейших вооружений(1932–1933 гг.)

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава восемнадцатая Международная конференция по разоружению и борьба ссср против дальнейших вооружений(1932–1933 гг.) Крах пацифистской дипломатии. Открытое нарушение Японией версальско-вашингтонской системы не встретило серьёзного противодействия со стороны других

ГЛАВА VI. ЖЕНЕВСКАЯ МЕЖПАРТИЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Из книги Японский резидент против Российской империи. Полковник Акаси Мотодзиро и его миссия 1904-1905 гг. автора Чихару Инаба

ГЛАВА VI. ЖЕНЕВСКАЯ МЕЖПАРТИЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Как и было договорено на парижской встрече начала февраля 1905 г., эсеры обратились к Гапону с просьбой помочь организовать новую межпартийную конференцию с непременным участием в ней социал-демократов. Гапон откликнулся

Приложение 2 ХОД ОПЕРАЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ ЧЕЧНИ ПО ДНЯМ

Из книги За что Сталин выселял народы? автора Пыхалов Игорь Васильевич

Приложение 2 ХОД ОПЕРАЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ ЧЕЧНИ ПО ДНЯМ 22 августаОтряд т. Буриченко выступил в 5 часов из Владикавказа по дороге на Сунженская - Алкун и прибыл в последний пункт в 20 час. 22 мин., сделав, таким образом, 40 вёрст в течение 14 часов. Входящий в состав отряда

Женевская конференция

Из книги Ответный сталинский удар автора Галин Василий Васильевич

Женевская конференция Опасность возникновения новой войны подчеркивали результаты Женевской конференции, начавшейся еще весной 1932 г. Она была посвящена сокращению и ограничению вооружений и созвана по решению Совета Лиги Наций, при участии 63 государств. На

ЖЕНЕВСКАЯ БИБЛИЯ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ЖЕНЕВСКАЯ БИБЛИЯ англ. пер. Библии 1560, см. ст. Переводы Библии на новые европейские

Когда один и тот же доход облагается дважды гос-вом, в к-ром находится объект обложения (промышленное предприятие , земельная собственность , плантации, недвижимое и движимое имущество), и гос-вом, в к-ром проживает непосредственный получатель дохода. Наиболее часто Д. о. встречается при взимании подоходных налогов и налогов с наследств при этом все доходы и имущество независимо от места их происхождения и нахождения облагаются по совокупной сумме. Поскольку в эпоху империализма экспорт капитала достигает колоссальных размеров, Д. о. превратилось в сложную международную проблему, к-рой занимались специальная комиссия (1928 г.) и технический комитет (1929 г.) Лиги Наций . Типовые конвенции, одобренные Женевской конференцией (1929 г.), также не урегулировали вопроса. Империалистич. гос-ва, экспортирующие капитал и проводящие политику экономич. экспансии (США, Англия и др.), самостоятельно добиваются освобождения от обложения доходов, получаемых от инвестиций в зависимых странах. Под давлением американских и английских монополий страны Азии, Африки, Юж. Америки вынуждены идти на уступки, устанавливая большие льготы и скидки при обложении налогами иностранных предприятий или предприятий, построенных на иностранные инвестиции . Нередко под Д. о. подразумевают повторное обложение имущества или дохода от него различными налогами, что не является Д. о. в точном смысле слова.  

Женевской конференцией, наряду с конвенцией о Единообразном вексельном законе, была выработана также конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (приложение 2).  

Наиболее показательным примером может служить рекомендация Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г., направленная на предоставление развивающимся странам со стороны развитых стран режима преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа), но без распространения таких льгот на сами развитые страны. Эта рекомендация послужила отправной точкой для укоренившегося сегодня принципа преференциальное торговых условий для развивающихся стран . Рекомендация именно рекомендовала предоставление развитыми странами для развивающихся стран преференциальных льгот в определенных, отнюдь не в строго очерченных параметрах как по предметам льгот, так и по их размерам, но на основе некоторых правовых условий , общей схемы соответствующего преференциального режима.  

Женевская конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. - См. ЮНКТАД  

Заключительный акт Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. - 180  

Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла известные Женевские Принципы международных торговых отношений и торговой политики , в которых, в частности, содержалась императивно не обязывающая рекомендация о предоставлении промышленно развитыми странами развивающимся странам преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа) без распространения этих льгот на развитые страны в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации, действующего в отношениях между соответствующими развитыми странами. При этом развитая страна сама вольна определять конкретные товары, размеры пошлинных скидок, как и вообще само их предоставление. Предположим, развитая страна А в одностороннем порядке предоставляет согласно указанной рекомендации определенную скидку с ввозной пошлины на апельсины, импортируемые из развивающихся стран . Но между страной А и другой развитой страной В действует  

Последние годы ознаменовались крупными успехами в решении проблемы управляемого термоядерного синтеза. Как образно охарактеризовал эту динамику акад. Л. А. Арцимович, в 1958 г. уровень исследований, продемонстрированный на Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии, был, по существу, выставкой идей, причем эти идеи в большинстве своем были лишь слегка задрапированы грубыми и плохо проверенными экспериментальными данными, имевшими рекогносцировочный характер. В 1961 г. из докладов, зачитанных на Международной конференции по мирному использованию атомной энергии (Зальцбург, Австрия), следует, что почти по каждому разделу общей термоядерной программы существует большое число тщательно выполненных экспериментальных работ и очень ценных результатов. Оценивая успехи в области одного из перспективных направлений по осуществлению управляемого синтеза, акад. Л. А. Арцимович шутливо замечает Если дело пойдет так и дальше, то мы скоро приблизимся к осуществлению лозунга каждая домашняя хозяйка должна иметь свой собственный тета-пинч.  

Примером своего рода Параорганизации может служить и так называемая Группа 77, объединяющая практически все развивающиеся страны . Группа 77, первоначально включавшая лишь 75, а затем 77 и более стран, впервые образовалась в ходе Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г., и с этого времени развивающиеся страны не только в рамках ЮНКТАД, но и на других крупных международных форумах по экономическому сотрудничеству выступают во многом с согласованными позициями, нередко оказывая определяющее влияние на принятие тех или иных решений.  

Такие решения, особенно оформленные в виде заключительных актов, рассматриваются в теории и как могущие обладать обязательной силой (Л. Оппенгейм) и даже в качестве одной из форм многостороннего договора (Я. Броунли). Соответственно, такие решения могут обладать в зависимости от договоренностей государств-участников рекомендательной или императивной правовой силой. Среди документов международных конференций , имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важными являются, в частности, содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. Принципы международных торговых отношений и торговой политики , способствующие развитию, раздел Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды (так называемая вторая корзина) Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в 1975 г. в Хельсинки, а также раздел Экономическое сотрудничество в Парижской хартии для новой Европы, принятой на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1990 г.  

На протяжении XVIII- XIX вв. европейские страны неоднократно пытались объединить национальные законы о векселях. В 1910и 1912 гг. в Гааге.прошли конференции с участием представителей 33 государств (включая Россию), на которых был выработан текст общего закона о векселях. Принятию конвенции об. объединении законов о векселях помешала первая мировая война. Только в 1930 г. Женевской вексельной конференцией был принят Единообразный вексельный закон (ЕВЗ) о переводных и простых векселях , в основу которого был положен Общегерманский вексельный устав 1868 г. Страны, присоединившиеся к Женевской вексельной конвенции (европейские страны, кроме Великобритании страны Средиземноморского бассейна, а также Аргентина, Бразилия, Япония и др.), разрабатывают национальные вексельные законы на основе ЕВЗ. Однако полного согласия в Женеве не было достигнуто. Великобритания, США и страны англо-американского права (Австралия, Индия, Ирландия, Канада и др.) не присоединились к конвенции и до сих пор руководствуются Английским вексельным законом 1882 г. и Единообразным торговым кодексом США 1962 г.  

В результате поэтапной работы, проделанной Объединенными международными бюро по охране инт ллг-ктуальной собственности (БИРПИ) - предшественником Всемирной организации интеллектуальной собственности (ЮИС) совместно с национальными ведомствами по охране промышленной собственности была проработана Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков, которая была была официально признана Соглашением, заключенным странами-участницами Ниццкой дипломатической конференции 15.июня 1957 г. и пересмотренным в Стокгольме 14 июля 1967 г. (Стокгольмский акт) и в Кеневе 13 мэя 1977 г. (Женевский акт).  

Опасность возникновения новой войны подчеркивали результаты Женевской конференции, начавшейся еще весной 1932 г. Она была посвящена сокращению и ограничению вооружений и созвана по решению Совета Лиги Наций, при участии 63 государств. На конференции французская делегация предложила «План Тардье», предусматривавший создание под эгидой Лиги Наций международной армии под руководством Франции. Делегация Великобритании предложила «План Макдональда», предусматривавший предельные цифры сухопутных вооруженных сил европейских стран и предоставлявший Великобритании и США преимущества в военно-морских и военно-воздушных силах. Англия вообще не была настроена на сотрудничество, так, например, К. Райт из Чикагского университета утверждал, что «английские консерваторы враждебно относятся к целям Лиги Наций»103. Для Англии привыкшей на протяжении веков к «блестящей изоляции», обеспечивавшей ей доминирующее положение в мире, Лига Наций действительно была обузой, сдерживающей свободу действий. Вступление в Лигу СССР означало, что усиление Лиги ведет к усилению международных позиций Советского Союза, чего Англия допустить не могла ни под каким видом. Формально оставаясь в Лиге, Англия на деле уже бросила последний инструмент, способный предупредить новую войну.

Германская делегация выступила с требованием «равенства в вооружениях». У Черчилль в октябре 1932 г., обращаясь к палате общин, предупреждал: «Не обманывайте себя. Не позволяйте правительству Его Величества поверить, будто все, чего просит Германия, - это равный статус... Не к этому стремится Германия. Все эти отряды упорной тевтонской молодежи, марширующие с горящими глазами по улицам и дорогам Германии, ищут вовсе не равного статуса»104. Министр иностранных дел Великобритании Дж. Саймон, в свою очередь, рассуждал о Германии как о какой-то допотопной колонии: «суровые и грубые методы быстро приведут Германию в чувство... недостаток твердости при рассмотрении (требовании равноправия) повлечет за собой новые тщательно продуманные атаки на структуру договора... Несколько резких слов, сказанных нами (британцами), в Берлине произведут благотворный эффект»105.

Немцев поддержал американский сенатор Бора, который заявил, что считает их требования справедливыми; что, продолжая вооружаться, союзники сами нарушили «дух» Версальского договора, хотя бы даже они и могли доказать, что «буквы». договора они не нарушили. «Если Женевская конференция окончится неудачно, дело разоружения придет к позорному концу, и виновниками будут не немцы, а союзники...»106.

Не добившись удовлетворения своих требований Германия в октябре 1933 г вышла из Лиги Наций. Как писал в то время Нейрат на имя председателя Конференции по разоружению Гендерсона: «Окончательно выяснилось, что Конференция по разоружению не выполнит своей единственной задачи, состоящей в осуществлении полного разоружения»107. Консервативная «Морнинг пост» по этому поводу заявила, что она не прольет «ни одной слезы из-за кончины Лиги Наций и конференции по разоружению», скорее следует испытывать чувство облегчения от того, что «подобный балаган» подошел к концу108.

Отношение к конференции США демонстрируют записи в «дневнике посла» У. Додда. В 1934 г. он убеждал президента: «Соединенные Штаты должны вступить в Лигу Наций и заставить Германию и Италию сотрудничать с Англией и Францией в целях сохранения мира и сокращения вооружений...». Посол передавал слова фон Бюлова: «Мы немедленно вернемся в Лигу Наций, как только Соединенные Штаты вступят в нее». Ответ Рузвельта гласил: «относительно вступления Соединенных Штатов в Лигу Наций... я не уверен, что общественное мнение сейчас благоприятствует этому...»109. События подтвердили слова Ф. Рузвельта, в январе следующего года «сенат отклонил предложение Рузвельта о вступлении Соединенных Штатов в Палату международного суда»110. По мнению У Додда, «Рузвельт... как будто не слишком сожалея по поводу решения сената. Мне кажется, он не был в этом деле достаточно настойчив»111. В результате Лига Наций окончательно теряяа свой международный авторитет* превращаясь в клуб по интересам.

Что касается Советской России, то еще до начала конференции газета «Уоррен тайме миррор» отмечала, что в Женеве продолжает обсуждаться вопрос о сокращении вооружений лишь под давлением «русских»112.

18 февраля 1932 г. Советский Союз внес на рассмотрение конференции два проекта - «о всеобщем, полном и немедленном разоружении» и «о прогрессивно-пропорциональном сокращении вооруженных сил», а в феврале 1933 г. проект декларации об определении агрессии. Предложения советской делегации не были приняты. Тогда Советский Союз на последней сессии конференции/предложил превратить ее «в перманентную, периодически собирающуюся конференцию мира». Но и это предложение было отклонено.

Между тем, направление тенденций развития Германии проявлялись все более отчетливо. Так, Шнитман в апреле 1933

г. сообщал из Берлина: «В настоящее время ведется неслыханная агитация в пользу идеи «вооруженного народа». Эта агитация проникает буквально во все отрасли и области государства и быта и ведется самыми разнообразными методами: в кино появилась масса военно-патриотических картин (бои Фридриха Великого и т. д.); в театрах появились пьесы типа «Шлагейтер» (расстрелянный французами на Рейне во время оккупации немецкий патриот) и т.д.; школьники маршируют под звуки марша «Frederiks - Rex»; газеты беспрерывно рассказывают о страданиях немцев в оторванных от Германии областях, о безоружности Германии и т.д. Словом, такого разгула шовинизма не знала даже Гогенцоллернская Германия. А под весь этот «бум» рейхсвер упорно и систематически реорганизуется и вооружается, и нет ничего удивительного в том, что, как говорил в прошлый раз 37-й, в 1935 году вся намеченная программа организации вооруженных сил будет полностью закончена»113.

Еще в декабре 1932 г., когда конференция в Лозанне фактически покончила с вопросом о военных репарациях Германии, У. Черчилль впервые указал, что Германия может перевооружиться. Он процитировал Гитлера, которого он назвал «движущей силой, стоящей за германским правительством, которая может значить еще больше в будущем»114. 23 марта - через два месяца после прихода Гитлера к власти Черчилль забил тревогу: «Когда мы читаем о Германии, когда мы смотрим с удивлением и печалью на эти поразительные проявления жестокости и воинственности, на это безжалостное преследование меньшинств, на это отрицание прав личности, на принятие принципа расового превосходства одной из наиболее талантливых, просвещенных, передовых в научном отношении и мощных наций в мире> мы не можем скрыть чувства страха». В апреле Черчилль выразился еще более определенно: «Как только Германия достигнет военного равенства со своими соседями, не удовлетворив при этом своих претензий, она встанет на путь, ведущий к общеевропейской войне»113. В ноябре Черчилль снова выступал в палате общин: «Огромные силы пришли в движение, и мы должны помнить, что речь идет о той могущественной Германии, которая воевала со всем миром и почти победила его; о той могущественной Германии, которая на одну немецкую жизнь ответила убийством двух с половиной жизней своих противников. Неудивительно, что, видя эти приготовления, открыто провозглашаемые политические доктрины, все народы, окружающие Германию, охватывает тревога»П6.

Военный атташе американского посольства в Берлине полковник Уэст в конце 1934 г. утверждал: «Война неизбежна, к ней готовятся повсюду»117. Голландский посол также не сомневался, что «Нидерландам придется участвовать в следующей европейской войне или же они будут при соединены к Германии. Он уверен, что война близка»118. У Черчилль в своем радиообращении по британскому радио 16

ноября призвал слушателей подумать о том, что всего лишь в нескольких часах полета от них «находится семидесятимиллионная нация самых образованных в мире, умелых, оснащенных наукой, дисциплинированных людей, которых с детства учат думать о войне и завоеваниях как о высшей доблести и о смерти на поле боя, как о благороднейшей судьбе для мужчин. Эта нация отказалась от своих свобод, чтобы увеличить коллективную мощь. Эта нация, со всей своей силой и достоинствами, находится в объятиях нетерпимости и расового высокомерия, не ограниченного законом... У нас есть лишь один выбор, это старый мрачный выбор, стоявший перед нашими предками, а именно, подчинимся ли мы воле сильнейшей нации или покажем готовность защищать наши права, наши свободы и собственно наши жизни»119.

Женевская конференция по разоружению 1932-35

международная конференция по сокращению и ограничению вооружений, созванная по решению Совета Лиги Наций; начала работу после длительного подготовительного периода 2 февраля 1932 в Женеве при участии 63 государств; из них 9 (СССР, США, Афганистан, Бразилия, Египет, Коста-Рика, Мексика, Турция, Экуадор) в Лигу Наций не входили. Главные империалистические державы стремились использовать конференцию для ослабления своих возможных противников и усиления собственной военной мощи. Французская делегация добивалась сохранения военного превосходства над Германией, полученного Францией по Версальскому мирному договору 1919 (См. Версальский мирный договор 1919). Этой цели служил один из французских планов («План Тардье»), предусматривавший создание под эгидой Лиги Наций международной армии, в которой руководящая роль принадлежала бы Франции. Германская делегация выступила с требованием «равенства в вооружениях»; не добившись удовлетворения этого требования, пришедшее в Германии к власти фашистское правительство заявило в октябре 1933 об отказе участвовать в работе конференции и о выходе Германии из Лиги Наций. Делегация Великобритании направляла усилия на то, чтобы любые меры по разоружению не ослабили её имперских позиций и морского могущества. Этой цели по существу служил выдвинутый в марте 1933 английский план («План Макдональда»), предусматривавший предельные цифры сухопутных вооруженных сил европейских стран без какого-либо обоснования их определёнными критериями и предоставлявший Великобритании и США большие преимущества в военно-морских и военно-воздушных силах (этот план был принят 8 июня 1933 Генеральной комиссией Ж. к. по р. за основу будущей конвенции по разоружению).

Единственным участником конференции, последовательно добивавшимся решения проблемы разоружения, был Советский Союз. 18 февраля 1932 СССР предложил, чтобы конференция положила в основу своей работы принцип всеобщего и полного разоружения, и внёс на её рассмотрение два проекта (о всеобщем, полном и немедленном разоружении и о прогрессивно-пропорциональном сокращении вооруженных сил); однако они не были приняты конференцией. В феврале 1933 сов. делегация предложила проект декларации об определении агрессии, который также не был принят, но СССР заключил с рядом государств конвенции об определении агрессии. Позиция западных держав завела Ж. к. по р. в тупик. Советский Союз, стремясь использовать любую возможность для ослабления гонки вооружений и смягчения международной напряжённости, предложил на последней сессии Генеральной комиссии Ж. к. по р. (29 мая - 11 июня 1934) превратить эту конференцию «в перманентную, периодически собирающуюся конференцию мира», в функции которой входила бы выработка мероприятий по охране безопасности всех государств. Но и это предложение было отклонено. В 1935 Ж. к. по р. прекратила работу.

Публ.: 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917-1967. Сб. док-тов, М., 1967; League of Nations. Conference for the reduction and limitation of armaments. Conference documents, v. 1-3, Gen., 1932-36.

Д. Асанов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Женевская конференция по разоружению 1932-35" в других словарях:

    Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Женевская конвенция 1864 ... Женевская конвенция 1927 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях… … Википедия

    Годы 1928 · 1929 · 1930 · 1931 1932 1933 · 1934 · 1935 · 1936 Десятилетия 1910 е · 1920 е 1930 е 1940 е · 1950 е … Википедия

    По разоружению происходила в Женеве; в момент открытия М. к. в ней принимали участие представители 63 стран (54 государства члены Лиги наций, а также СССР, США, Мексика, Бразилия, Египет, Афганистан, Эквадор, Коста Рика и Турция). Вопрос о… … Дипломатический словарь

    Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа советское социалистическое государство и тем положила начало советской внешней политике,… …

    Война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В. м. в., как и первая, возникла в силу действия… … Большая советская энциклопедия

    Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Жен … Википедия

    Система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в… … Большая советская энциклопедия

    - (фр. Tardieu) французская фамилия. Тардьё, Александр (Alexandre Tardieu, 1803 1868) французский адвокат и журналист. Тардьё, Андре (André Tardieu; 1876 1945) французский политик Третьей республики межвоенного периода,… … Википедия

    СОКРАЩЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ - – международная проблема, состоящая в проведении мероприятий по уменьшению вооружений и вооружённых сил, включая изъятие из национальных вооружений атомной бомбы как оружия агрессии и массового уничтожения людей. Вопрос о С. в. и разоружении… … Советский юридический словарь

Женевская конференция по разоружению 1932-35, международная конференция по сокращению и ограничению вооружений, созванная по решению Совета Лиги Наций; начала работу после длительного подготовительного периода 2 февраля 1932 в Женеве при участии 63 государств; из них 9 (СССР, США, Афганистан, Бразилия, Египет, Коста-Рика, Мексика, Турция, Экуадор) в Лигу Наций не входили. Главные империалистические державы стремились использовать конференцию для ослабления своих возможных противников и усиления собственной военной мощи. Французская делегация добивалась сохранения военного превосходства над Германией, полученного Францией по Версальскому мирному договору 1919 . Этой цели служил один из французских планов («План Тардье»), предусматривавший создание под эгидой Лиги Наций международной армии, в которой руководящая роль принадлежала бы Франции. Германская делегация выступила с требованием «равенства в вооружениях»; не добившись удовлетворения этого требования, пришедшее в Германии к власти фашистское правительство заявило в октябре 1933 об отказе участвовать в работе конференции и о выходе Германии из Лиги Наций. Делегация Великобритании направляла усилия на то, чтобы любые меры по разоружению не ослабили её имперских позиций и морского могущества. Этой цели по существу служил выдвинутый в марте 1933 английский план («План Макдональда»), предусматривавший предельные цифры сухопутных вооруженных сил европейских стран без какого-либо обоснования их определёнными критериями и предоставлявший Великобритании и США большие преимущества в военно-морских и военно-воздушных силах (этот план был принят 8 июня 1933 Генеральной комиссией Ж. к. по р. за основу будущей конвенции по разоружению).

Единственным участником конференции, последовательно добивавшимся решения проблемы разоружения, был Советский Союз. 18 февраля 1932 СССР предложил, чтобы конференция положила в основу своей работы принцип всеобщего и полного разоружения, и внёс на её рассмотрение два проекта (о всеобщем, полном и немедленном разоружении и о прогрессивно-пропорциональном сокращении вооруженных сил); однако они не были приняты конференцией. В феврале 1933 сов. делегация предложила проект декларации об определении агрессии, который также не был принят, но СССР заключил с рядом государств конвенции об определении агрессии. Позиция западных держав завела Ж. к. по р. в тупик. Советский Союз, стремясь использовать любую возможность для ослабления гонки вооружений и смягчения международной напряжённости, предложил на последней сессии Генеральной комиссии Ж. к. по р. (29 мая - 11 июня 1934) превратить эту конференцию «в перманентную, периодически собирающуюся конференцию мира», в функции которой входила бы выработка мероприятий по охране безопасности всех государств. Но и это предложение было отклонено. В 1935 Ж. к. по р. прекратила работу.

Публ.: 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917-1967. Сб. док-тов, М., 1967; League of Nations. Conference for the reduction and limitation of armaments. Conference documents, v. 1-3, Gen., 1932-36.

Д. Асанов.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: