Какие бывают социальные статусы и положения. Понятие 'социальный статус' и его виды

Лекция 23. Понятие социального статуса. Виды статусов

Родоначальниками статусно-ролевого теоретического подхода явились американские ученые Джордж Герберт Мид и Ральф Линтон. В центре него находятся два взаимосвязанных друг с другом понятия - статус и роль.

Социальный статус характеризует положение человека в обществе, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей . Обладание статусом позволяет индивиду ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. В любом обществе его представители могут занимать различные позиции: высокие и низкие. При этом каждого из них можно охарактеризовать «статусным набором» (преподаватель, например, это мужчина, отец, муж, кандидат наук, представитель среднего поколения, член ЛДПР). Это понятие ввел в социологическую науку американский социолог Роберт Мертон. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, он назвал статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Им, как правило, называют тот статус, который связан с должностью, местом работы или с местом жительства.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Например, господин Н. – мужчина средних лет, преподаватель, кандидат наук, заведующий кафедрой, член профсоюза, православный, муж, отец и т.д. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор . (Термин ввел Р. Мертон). Статусный набор совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом .

В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным , т.е. дифференцирующим конкретное общество.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными , что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий – выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей). Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо, следует различать основную, общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, а также в решающих жизненных сферах, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях. К примеру, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. Но эти статусы могут быть малозначительными в условиях неформальной компании друзей, здесь будет важнее лидерство.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы. С этим связана сложность выделения главного статуса человека, который определяет и самоопределяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, который выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющий свое место в обществе, в общественном мнении.

В наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых. манеру поведения и т.п. Главными статусами могут считаться те статусы, которых человек достигает сам, собственными действиями, например, профессиональный статус, образовательный статус и т.п.

Социальный статус – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Когда-то чернокожих в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому чернокожему – талантлив он или нет, добродетельный человек или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на задний план. Национальные – на передний. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример: предрассудки по отношению к женщинам. Бытует мнение, что с руководящей работой она справится хуже мужчины только потому, что она – женщина.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, т.е. неформальный авторитет.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т. п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т. е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр – прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина – прирожденный статус, характеризующий пол. Русский – прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Хирургическое вмешательство понадобилось потому, что две разновидности пола пришли в противоречие. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол – мужской или женский – следует в таких случаях считать прирожденным? Однозначный ответ до сих пор не найден.
В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди меняют. Когда родители – лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.



Уехав навсегда в другую страну, особенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты (тем более их дети) нередко забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жителей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась социально приобретенной.

Возраст – биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых – заботу о детях и стариках.
После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король – приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка», «кузен» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Кроме них существуют некровные родственники, т.н. законные родственники. После женитьбы все кровные родственники жены становятся родственниками мужа. У него появляется теща, тесть и т.д. Стать законным родственником можно посредством брака. Приобрести статус кровного родственника можно также посредством усыновления. Статусы падчерицы и пасынка (хотя их называют дочерью и сыном), статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его; иначе говоря, если усыновление происходит без согласия ребенка.
Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. Прирожденным является биологически унаследованный статус. Приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того, чтобы не возникало путаницы, социологи договорились называть и тот, и другой типы статуса одним словом – приписываемый статус.

Следовательно, приписываемым (или аскриптивным) является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как «школьник», «покупатель» и т.п.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» – статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная перестройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.
Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 80-х годов на предприятиях и в учреждениях были ликвидированы парткомы, тысячи людей вышли из рядов коммунистической партии.

Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве достигаемого статуса.

Несовпадение статусов (статусная несовместимость). Каждый из нас причастен ко множеству групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Зачастую престиж данного статуса поддерживается, в основном, только силой социальной инерции. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот, необоснованная заниженность других, утрачивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди коллекционеров марок, но коллеги по работе считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети даже посматривают на него свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, к которым он относится. Несовпадение статусов – это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтому несовпадение возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Дж. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец – дед). Согласно его учению, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями и может быть определена как ожидаемое поведение. Данный процесс взаимодействия означает, что люди в пределах исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей.

Подобно «статусному» Р.Мертон выделяет и ролевой набор, т.е. совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например, преподаватель может выполнять роли обучающего, воспитателя, исследователя, экзаменатора и т.д. При этом возникает вопрос: какие роли для человека являются лично значимыми, какие – ничего не значащими, а от каких он просто пытается дистанцироваться? Все это может приводить к возникновению ролевого конфликта, который обуславливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса.

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня приготовил классный материал о том, что такое социальный статус. Эту тему необходимо знать всякому сдающему ЕГЭ по обществознанию, потому что она является базовой для понимания как социальной сферы, так и других сфер. В прошлом посте мы разбирали . Но тема столь нужная, что решил написать отдельный пост.

Понятие социального статуса

Социальный статус — это фиксированное положение человека в обществе. Очень простое определение. Общество представляет собой слоеный пирог из социальных страт. Каждый человек занимает в той или иной стране фиксированное положение, которое можно однако изменить.

Например, статус ученика в школе. Ученик может быть первоклашкой (первоклассник), 10-классником или выпускником школы. Каждый из этих статутов предполагает свое положение в школе и в обществе. К выпускнику школы гораздо больше требований со стороны педагогов, чем к первокласснику, больше ответственность.

Статус ребенка подразумевает, что дитя должно слушаться родителей, ходить в детский сад, школу, познавать мир, и выполнять свои домашние обязанности.

То же самое относится к других сторонах жизни общества. На любом предприятии есть специалисты, которые работают здесь уже по 10-20 лет. А есть стажеры, принятые на работу недавно. У стажера и специалиста разная доля ответственности, разные функции.

Преподаватель должен формировать у своих учеников необходимые для их профессиональной жизни компетенции. Шофер — нормально водить автобус или машину, чтобы пассажиры не чувствовали себя так, как будто едут в скотовозке и.т.д.

Кроме обязанностей статус наделяет своего владельца и правами. Например, если ты водитель автобуса твой ежегодный отпуск должен быть не менее 35 дней, а если преподаватель — то не менее 56-ти 🙂

Таким образом, статус имеет следующие характеристики: объем обязанностей по отношению к обществу, объем прав, статусные символы (например у военных), свою социальную роль.

Виды социальных статусов

С целью более подробного освещения данной темы взял из своих закромов вот такую инфокарту:

Скачать эту инфокарту в натуральном размере

Если разбираться с видами статусов, то думаю, тоже всё понятно.

Основной или главный социальный статус — тот, который для тебя в твоей жизни значим. Ясно, что если ты звезда Голливуда, как Мэт Дэймон (показан на инфокарте), то ты от него уже никуда не денешься. Твоя жизнь будет связана с ним. Если ты врач, то ясно и понятно, что твоя основная занятость — по лечению пациентов.

Второстепенный - меняем несколько раз в день: пассажир автобуса, покупатель в магазине и пр. Само собой с ним мы себя гораздо слабее идентифицируем, чем в с главным социальным статусом. К примеру, когда ты выходишь на улицу, ты не почувствуешь себя пешеходом, пока не дойдешь до светофора.

Аскриптивный — который тебе присваивается независимо от твоего желания и твоей воли. Родился в башкирской семье — будешь башкиром, родился в бурятской — будешь бурятом. Родился мальчиком - будешь эээ... ну в большинстве случаев мальчиком, родилась девочкой скорее всего ей и останешься 🙂

Достигаемый социальный статус — который ты достигаешь по ходу жизни. Он может быть профессиональным, основным и пр.

Смешанный статус — присваивается тогда, когда твое положение на социальной лестнице непонятное. Возможно ты стал люмпеном или социальным аутсайдером. Для ознакомления с этими терминами прочти статью . Примеры: поколение pepsi, поколение большого пальца..., ну это когда ты постоянно жмешь на кнопки своего телефона, чтобы твой большой палец стал более приплюснутым.

Ребенок твой родится с уже нормальным приплюснутым пальцем, чтобы удобнее было на телефон нажимать 🙂 Вот и получается поколение большого пальца.

Личный социальный статус тот, который ты получаешь в социальной группе. Обычно он может быть как формальным (менеджер направления, директор, бригадир и пр.), так и неформальный (водолаз, очкарик — тот кто носит очки; мачо, чувак, чувиха, бомж, бич, лузер, здравый или нездравый - теремное).

Надеюсь тема стала понятнее. Оформи подписку на новые статьи, поделись этим материалом с друзьями в социальных сетях!

С уважением, Андрей Пучков

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

(Вол и Добр) Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол, расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым . У спех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса.

Основной статус. Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями.Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

Значение социальной роли. Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то, что социологи называют ролью . Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

Итак, роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.

Социальная роль – динамическая сторона и функциональное предназначение социального статуса; нормативно одобренный образец (модель) поведения личности, соответствующий требованиям, которые предъявляются к данному статусу. (Осипов)

Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.

Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль “хорошего товарища” в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.


Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Например, ваши права студента – прослушивать на лекциях заслуживающий доверия материал, честно сдавать экзамены и получать объективные оценки – составляют обязанности преподавателя. А ваши обязанности – изучать назначенный материал, сдавать экзамены и посещать занятия – являются правами преподавателя.

Права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой.

Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока

Ролевая напряженность это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль. Для примера рассмотрим отношения между врачами и пациентами. Считается, что врачи должны быть мягкими, человечными, жертвенными спасителями больных, и в то же время от них ожидают поведения мелких предпринимателей, торгующих в розницу знаниями, которые они приобрели ценой больших затрат и усилий.

(Осипов) Социальный статус характеризует место (положение) личности в системе социальных отношений в соответствии с ее рангом или конкретными правами и обязанностями.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов (статусный набор), один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие – второстепенными.

В зависимости от жизненных ситуаций носителя статусы подразделяются на предписываемые, задаваемые внешними, неконтролируемыми личностью обстоятельствами (происхождением, расой…), и достигаемые, являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий (заслуги, образование…).

Социальная роль выражает динамическую сторону статуса, в точнее – нормативно одобренный способ поведения личности.

Социальный статус реализуется, как правило, в системе социальных ролей – ролевом наборе.

Социальные роли включают в себя, с одной стороны, нормативные требования (предписания, положения и прочее), а с другой – нормативные ожидания участников взаимодействия.

Ролевое поведение является результатом исполнения роли, которому предшествуют процессы обучения и принятия ролей.

В случае расхождения между реальным поведением и нормативными предписаниями и ожиданиями могут возникать ролевые конфликты и напряженности.

Для предотвращения конфликтов участники взаимодействия используют несколько процедур: рационализацию, разделение, регулирование ролей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: