Личное пространство: держи дистанцию. Как приводить в порядок личное информационное пространство

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

могут иметь экономическим или производственный характер.

3.1. Отличия экономического характера выражаются в том, что для такого специалиста знания есть продукт интеллектуального труда, который поддается оцениванию и коммерциализации. Следствием этого понимания является готовность к включению профессиональной деятельности в рыночные отношения и процессы товарообмена.

3.2. Отличия производственного характера заключаются в том, что такой специалист свободен от «знаниевых ограничений», заключающихся в психологическом сдерживании научного поиска по причине веры в знания, обличенные в известные формы. Онтогенетическое мышление, ставящее в основу миропонимания не знания, а понятия, воспринимает все научные знания, как известные и проверенные, так и еще не добытые, в статусе преходящих представлений, актуальность которых изменчива.

Что же касается «компетенции» и «компетентности», выращенных в культуре онтогенетического мышления, то

обладание такими качествами обеспечит их носителям преимущество не догонять, а опережать научно-технический прогресс и находиться всегда в зоне сопряжения новейших достижений науки с неизвестным.

1. Дворецкий, И. X. Латинско-русский словарь / И. X. Дворецкий. - Москва: Русский язык, 1976. - 1096 с.

2. Карякин, Ю. В. Инновационная модель организации учебного процесса в системной парадигме / Ю. В. Карякин // Инженерное образование и наука в мировом пространстве: сб. тр. междунар. конф., 1-2 июня 2006 г. - Томск, 2006. - С. 279-283.

3. Карякин, Ю. В. Объект и предмет науки / Ю. В. Карякин // Философия образования. - 2008. - Спецвып. № 1.

4. Карякин, Ю. В. Учебный процесс в вузе / Ю. В. Карякин. - Томск: Дельтаплан, 2006. - 131 с.

5. Кондаков, Н. И. Логический словарь /

Н. И. Кондаков. - Москва: Наука, 1971. - 655 с.

6. Леонтьев, А. Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2. - С. 5-6.

Поступила 10.04.12.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА

Г. Р. Водяненко (Пермский государственный педагогический

университет)

Автором предпринята попытка выявить сущность понятий «информация», «информационная среда», «информационное пространство» и на этой основе предложить трактовку информационного пространства человека. Рассмотрены его компонентный состав, ключевые характеристики и возможности установления его наличия.

Ключевыге слова: информация; информационная среда; информационное пространство; информационный подход; взаимодействие; информационное пространство человека.

гулирования возникающих при этом общественных отношений.

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии вызывает сегодня повышенный интерес к определению понятий, в выражении которых так или иначе присутствует слово «информация», таких как «информацион-

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы ре-

© Водяненко Г. Р., 2012

ная среда», «информационное пространство», «информационные ресурсы», «информационная культура», «информационное мировоззрение» и пр., многократно увеличивая разнообразие их интерпретаций. Целью нашего исследования являются выяснение сущности понятий «информация», «информационная среда», «информационное пространство», соотнесение их между собой и на основе аналитического подхода отыскание наиболее адекватной трактовки понятия «информационное пространство человека».

Ключевая позиция в ходе наших дальнейших рассуждений и выводов состоит в выявлении сущности понятия «информация», которое, и без того необычайно широкое, продолжает раскрываться все шире и глубже, вставая в один ряд с такими фундаментальными категориями, как «материя» и «энергия». В Большом энциклопедическом словаре термин «информация» (от лат. тЮгшайо - разъяснение, изложение, осведомленность) трактуется как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и пр. . В зависимости от области исследований информация имеет множество определений: обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер); коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); передача разнообразия (У. Р. Эшби); отрицание энтропии (Л. Бриллюэн); мера сложности структур (X. Моль); вероятность выбора (а. М. Яглом и И. М. Яглом) .

Каждая из приведенных трактовок раскрывает ту или иную грань многоаспектного понятия информации. Мы остановимся на наиболее общем понимании информации как сведений об объектах, явлениях и событиях окружающей среды (реального мира), их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимаются информационными системами (в том числе человеком) в процессе жизнедеятельности (жизни и деятельности). Эти сведения (информация) представляют собой продукт взаимодействия данных (сигналов от объектов окружа-

ющей среды) и соответствующих им методов (способов распознавания и обработки сигналов).

Объекты реального мира находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, что сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена связаны с появлением сигналов о состоянии объектов. Наблюдая, измеряя или иными способами фиксируя такие сигналы, человек получает данные. Следовательно, данные есть не что иное как зарегистрированные (воспринятые) человеком сигналы, которые несут в себе информацию (сведения) о событиях, произошедших в реальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. Наблюдая явления или события окружающей информационной действительности, человек получает определенный поток данных, но станут ли эти данные информацией (сведениями), зависит, в частности, от методов, которые используются для работы с ними. Другими словами, методы выступают посредниками превращения данных в информацию. Адекватность (соответствие) применения методов определяет не только количество (объем) и качество (ценность) получаемой информации, но и само наличие информации, которая не является статичным объектом - она динамически меняется и существует лишь в момент взаимодействия данных и методов, т. е. в период протекания информационных процессов. Одни и те же данные могут поставлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов как способов практического и теоретического действия человека, направленного на овладение объектом .

Таким образом, информация (сведения), являясь продуктом взаимодействия данных и соответствующих им методов, возникает и существует в момент протекания информационных процессов, характер и эффективность которых предопределяются используемыми методами.

Далее, ориентируясь на вышеизложенную интерпретацию понятия «информация», необходимо выявить сущность понятий «информационная среда» и «информационное пространство», кратко пояснив особенности используемого метода (информационного подхода).

Информационный подход - это современный фундаментальный метод научного познания, причиной возникновения которого стало осознание главенствующей роли информации в природе и социальных явлениях (практически все существующие в природе отношения и взаимосвязи имеют информационный характер). Суть этого метода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выделяются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, которые существенным образом определяют их состояние и развитие . Научная практика показывает: использование метода информационного подхода позволяет увидеть в совершенно новом свете многие, казалось бы, уже хорошо изученные объекты, процессы и явления, что оказывается крайне важным для понимания их глубинной сущности и определения возможных тенденций их дальнейшего развития на основе использования общих свойств и закономерностей проявления информационных процессов .

Существование в современной науке понятий «информационная среда» и «информационное пространство», их содержательная близость не только обусловливают необходимость соотнесения их между собой и с вышеизложенным подходом к пониманию «информация», но и заставляют обратиться к истокам - категориям «среда» и «пространство».

В Толковом словаре русского языка термин «среда» определяется как окружающие человека условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий . Среда, с одной стороны, оказывает решающее воздействие на развитие человека (формирование его личности), а с другой - сама изменяется под влиянием деятельности человека, другими в процессе пре-

образований становятся и люди . В любом случае «среда» трактуется как некие объективно данные обстоятельства (условия), которыми можно более или менее успешно управлять при наличии конкретной цели.

Категория «пространство» рассматривается, во-первых, как одна из основных объективных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; во-вторых, как место, способное вместить что-либо; в-третьих, как множество объектов, между которыми установлены отношения. Заметим, что свое отношение к окружающему человек начинает выстраивать по мере того, как, воздействуя на объекты реального мира и испытывая, в свою очередь, их ответные воздействия, он начинает воспринимать многочисленность и многообразие этих объектов (процессов и явлений), обнаруживать их существенные свойства, осмысливать и понимать наличие связей и взаимосвязей между ними. Отношения и реальные связи (как особый вид устойчивых, прочных отношений) между человеком и окружающим его миром (средой) устанавливаются через деятельность, которая «и является реальным отношением индивида к миру, к другим людям» . В результате сложного процесса взаимодействия человека с реальным миром (объектами и событиями окружающей среды) начинает проявляться и оформляться особое пространство жизнедеятельности (жизни и деятельности) человека, изменение границ которого сопряжено с его интеллектуальным личностно-деятельностным развитием.

Опираясь на приведенные рассуждения, сделаем вывод, что центральным моментом в общенаучном понимании среды выступает выполнение ею контекстной функции по отношению к любому существующему в ней объекту и развивающемуся в ней процессу, а пространство обусловливает бытийные характеристики, конституирует объект (устанавливает состав, содержание).

Теперь для определения сущности информационной среды и информационного пространства представляется важ-

ным обратить внимание на понятие «взаимодействие».

Любое «взаимодействие» с точки зрения философии есть фундаментальная категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход . Вместе с тем понятие «взаимодействие» неотделимо от понятия «отражение». С одной стороны, взаимодействие происходит на основе отражения, а с другой - отражение как свойство материальной системы запечатлевать и сохранять в своей структуре следы воздействия другой системы происходит в процессе взаимодействия. Отражение, в свою очередь, неотделимо от понятия «информация». Так, в современной философии су-щестует определение информации как «передающейся части отражения» (У. Р. Эшби, А. Д. Урсул). В этой связи с достаточной долей уверенности можно предположить, что взаимодействие есть не только функция отражения, но и функция информации. Иначе говоря, взаимодействие всегда является информационным. Взаимодействие находится также в глубинной связи с понятием «структура» и выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, которая может быть названа системой. Отдельные элементы системы обусловливаются взаимодействиями, и, следовательно, она сама (система) также является информационным образованием . Стоит отметить, что один из основных принципов формирования пространства системы - взаимодействие со средой, поэтому, логично предполагая информационную сущность пространства, будем называть его информационным пространством, а среду, с объектами и в условиях которой осуществляются взаимодействия, - соответственно информационной средой.

Исходя из вышеизложенного, для реализации цели нашего исследования примем следующие дефиниции.

Информация - это сведения об объектах, явлениях и событиях окружающей среды (реального мира), их пара-

метрах, свойствах и состоянии, которые воспринимаются информационными системами (в том числе человеком) в процессе жизнедеятельности (жизни и деятельности).

Информационная среда - это системная совокупность объектов, событий и явлений окружающей среды, потенциально содержащих в себе информацию и представляющих собой условия, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность (жизнь и деятельность).

Информационное пространство - это пространство отношений и связей, которое формируется как результат процесса взаимодействия людей друг с другом в ходе деятельностного освоения ими потенциала информационной среды (объектов, событий и явлений реального мира).

Теперь рассмотрим трактовку понятия «информационное пространство человека», стараясь выяснить: насколько объективно существование этого пространства, каким может быть его компонентный состав, каким образом возможно установление его наличия и насколько вероятно формирование этого пространства извне.

Как было показано выше, объекты, явления и события реального мира служат для человека источниками информации, создающими в его сознании образ действительности, а совокупность этих объектов и явлений окружающей реальности есть среда, в которой живет и действует человек, воспринимая, осознавая и осмысливая поступающую к нему информацию. Поэтому существующий вокруг человека мир с позиции информационного подхода мы называем информационной средой, любой объект которой потенциально содержит в себе информацию. В свою очередь, пространство жизни и деятельности, формируемое человеком вокруг себя, мы называем его информационным пространством. Это пространство человек создает, вступая во взаимодействие с реальными объектами информационной среды (включая и других людей), выстраивая с ними взаимоотношения на основе оценки жизненного значения для себя возникающих

объективных обстоятельств и своих действий в этих обстоятельствах (т. е. придавая личностный смысл реальным условиям своего существования).

Таким образом, информационное пространство человека представляет собой полисистемное образование, формирующееся в процессе деятельностного освоения им потенциала информационной среды и выстраивания своего отношения к окружающему и с окружающими на основе возникновения понимания и личностных смыслов, строящихся в ходе взаимодействия.

В качестве компонентов информационного пространства человека логично будет определить следующие:

1) информационная среда - база для формирования информационного пространства;

2) коммуникативное пространство - сфера взаимодействия людей друг с другом и с информационной средой;

3) понятийно-смысловое пространство - сфера личностных смыслов;

4) пространство деятельностей - сфера присвоения способов действий, приобретения опыта и развития способностей.

Тот факт, что реальный мир воспринимается человеком субъективно и представляет собой некую совокупность «отдельных миров» (семья, друзья, коллеги, соседи и пр.), позволяет предполагать, что и информационная среда конкретного человека объединяет в себе различные информационные среды, дифферен-цированность (изолированность) или интегрированность которых им самостоятельно регулируется. В свою очередь, каждая из информационных сред включает источники информации (объекты, явления, события) и продуцируемые ими информационные потоки, под влиянием которых формируется информационное пространство человека как субъективное пространство его объективных информационных взаимодействий с окружающей средой на основе развитости его психических процессов (восприятия, внимания и пр.) и степени сформированно-сти понятийно-смысловой сферы личности.

Информационное пространство человека строится в процессе сложной, прежде всего интеллектуальной, деятельности, в ходе которой он начинает адекватно воспринимать явления действительности и соответственно на них реагировать; осознавать и осмысливать реальность, проникая в суть происходящих событий и давая им оценку; усваивать значения и придавать им личностные смыслы.

Структура информационного пространства человека создается им под воздействием различных информационных сред, отличающихся друг от друга количеством и качеством не только источников информации, но и самой информации. Каждый элемент подобной структуры также является информационным пространством, которое будем называть подпространством. Множественность информационных подпространств, обнаруживающихся в ходе различных взаимодействий человека с объектами окружающей информационной среды, позволяет говорить о многомерности его информационного пространства. Циркулирующую в каждом подпространстве информацию думающий человек постоянно «просматривает», осмысливает, оценивает, обновляет, структурирует и перестраивает в процессе активной интеллектуальной деятельности. Соответственно рассмотрению и оценке подвергаются и источники информации (объекты и явления действительности), входящие в состав того или иного подпространства. А поскольку все подпространства существуют в едином информационном пространстве человека, управляемом его мыслительной системой, они не могут быть совершенно изолированы друг от друга. Обрабатывая воспринимаемые потоки информации, интеллектуальная система человека заставляет различные информационные подпространства вступать в некий «диалог» между собой. Такой процесс, инициируя изменение в одном информационном подпространстве, влечет за собой модификации в других, что вызывает трансформацию всей структуры информационного пространства человека.

Необходимо подчеркнуть, что структурная организация информационного пространства - важное условие устойчивости процессов взаимодействия, в ходе которых постепенно складываются отношения человека к реальности, возникают устойчивые связи и взаимосвязи, указывающие на то, что структуризация - процесс созидательный. Следуя философским законам структурности, можно говорить о качественном изменении пространства при выстраивании структуры, поскольку «структурные изменения, накапливаясь в объекте до определенной меры и ее границы, неизбежно... приводят объект изменения к коренному преобразованию качества данного объекта» . Стабилизация, расширение, сужение информационного пространства человека связаны с динамикой его интеллектуально-личностно-деятельностного развития, поскольку мир обретает пространственное измерение по мере становления личности.

Следовательно, для становления личности человека, реализации заложенного природой потенциала конструируемое им информационное пространство должно быть не просто местом бытия, а неким полем напряженности (как совокупной взаимосвязи потребностей и мотивов, желаний и интересов, целей, смыслов и ценностей), которое инициирует развитие личности и этой же развивающейся личностью, в свою очередь, структурируется. Такое пространство образовывается человеком, с одной стороны, как пространство включенности в широкий, реально существующий информационный мир, а с другой - как пространство, ограничивающее негативные влияния внешнего мира. Основой для формирования информационного пространства человека служит широкая информационная среда окружающего мира, а его состав и содержание определяются в процессе деятельностного освоения человеком объектов, событий и явлений этой среды и регулируется уровнем развития его личности.

Убежденность в том, что деятельностное освоение человеком соответствующей информационной среды есть клю-

чевое условие создания им своего информационного пространства, позволяет предполагать, что информационное пространство человека репрезентируется его деятельностью, т. е. оно начинает проявляться, оформляться, строиться и развиваться в процессе и посредством деятельности. Следовательно, «увидеть» это пространство - определить его структуру, выявить связи и отношения компонентов, установить степень развет-вленности коммуникативных процессов - возможно только сквозь призму деятельности, оценивая и уровень владения разнообразными умениями, составляющими операциональную сферу деятельности, и степень самостоятельности, осознанности и мотивированности осуществления ее целенаправленного процесса.

В качестве главных «маркеров» нахождения границ информационного пространства человека выступают методы деятельности (как способы выполнения деятельности и как способы ее организации), отслеживая (выделяя, фиксируя, классифицируя) которые можно обнаруживать динамику его развития. Иным способом зафиксировать наличие и степень изменения такого пространства практически невозможно, поскольку информационное пространство человека - это его субъективное отношение к информационной действительности, способ и форма его собственного существования и действования в реальном информационном мире на основе особенного информационного восприятия и понимания действительности и сложившегося информационного мировоззрения.

Опираясь на исследования К. Левина , который считал основными характеристиками жизненного пространства личности степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ, и принимая во внимание все вышеизложенное, назовем ряд основных характеристик информационного пространства человека, имея в виду, что они могут изменяться под влиянием средовых и внутриличностных факторов (в частности, интеллектуаль-

но-личностно-деятельностного развития человека):

Протяженность (определяется по количеству тех областей информационной среды, которые нашли отражение в информационной картине мира человека, послужили основой формирования его информационного мировоззрения);

Структурность (связана с восприятием связей между объектами, событиями и явлениями информационной среды и их категоризацией по степени значимости для субъекта);

Дифференцированность и интегрированность (разделение и объединение отдельных компонентов пространства, регулируемое самим субъектом);

Многомерность (задается субъективным видением и восприятием человеком информационной реальности);

Проницаемость границ (открытость информационному потоку извне и ответному потоку со стороны субъекта пространства; может быть двухсторонняя хорошая или плохая либо односторонняя, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую).

Все вышесказанное позволяет сделать вывод об объективности существования информационного пространства человека, основными характеристиками которого служат протяженность, структурность, дифференцированность и интегрированность, многомерность, проницаемость границ. Формируется такое пространство непосредственно самим человеком: его самостоятельной деятельностью, выстраиванием его отношений к окружающему и с окружающими, его пониманием и личностными смыслами, приобретаемыми в процессе личного взаимодействия с миром. Извне можно только помогать человеку в конструировании этого пространства, вовлекая его в процесс активного познания мира, поддерживая его стремления к исследованию и преобразованию действительности путем деятельностного освоения им потенциала информационной среды.

Очевидно, что человек в состоянии самостоятельно постигать сложность реального информационного мира, выстраивая свое отношение к нему, осваи-

вая различные виды деятельности, постепенно продвигаясь в своем развитии. Вместе с тем можно не только ускорить процесс познания, но и существенно изменить его качество, используя возможности специально создаваемых с этой целью условий образования - такого образования, которое воспитывает в человеке умение вдумываться, оценивать и понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, не теряя самостоятельности своего мышления, «соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы» .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - Москва: Владос, 1994. - 336 с.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vedu.ru/BigEncDic/.

3. Зинченко, В. П. Живое Знание. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций [Электронный ресурс] / В. П. Зинченко. - 2-е изд. - Самара, 1998. - Ч. 1. - 216 с. - Режим доступа: http: //p sychlib .ru/mgppu/ZZHz-1998/ZJZ-001.htm.

4. Колин, К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания [Электронный ресурс] / К. К. Колин // Межотраслевая информационная служба / ВИМИ. - 1998. - Вып. 1 (102). - С. 3-17. - Режим доступа: http:// www.philosophy.ru/scm/TEZ/25.doc.

5. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. - 368 с.

6. Нехаев, С. А. Основные определения и понятия прикладной интернетики [Электронный ресурс] / С. А. Нехаев, Н. В. Кривошеин. - Москва: ВЭБ-ПЛАН Групп. - 2001. - 24 с. - Режим доступа: http://www.uprav.biz/materials/info/view/ 2185.html.

7. Разумовский, О. С. Структура [Электронный ресурс] / О. С. Разумовский. - Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/.

8. Рувакин, Н. А. Письма к читателям о самообразовании / Н. А. Рубакин // Мудрость воспитания. - Москва, 1988. - 288 с.

9. Словарь терминов. Философия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.slovari.info/philosophical/641 .html.

10. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров - Москва: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с.

11. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. Н. Ю. Шведовой. - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/ 34225.shtml.

Скорее всего, у каждого человека есть хотя бы один знакомый, который для того, чтобы вы лучше его слышали, хватает за руки. Иногда соседи заваривают чай именно в вашей кружке. Это может вывести из себя, так как они затрагивают личное пространство. Наверное, каждый человек старается оберегать своё личное пространство от других (конечно же, кроме родных).

Вторжение в личное пространство многим не нравится из-за того, что личным пространством является зона, контролируемая только нами и никем другим. В этом пространстве человек чувствует себя абсолютно защищённым от любых вторжений извне. Часто личное пространство многие воспринимают даже как часть самого себя. Именно из-за этого многим не нравятся нарушения границ личной зоны.

Ещё под понятием «личное пространство» многие подразумевают дистанцию, на которую человек готов подпустить собеседника. Довольно известный антрополог Эдвард Холл смог выделить межсубъективные зоны. Их всего четыре, вот они:

  1. интимная зона - примерно до 50 см;
  2. персональная зона - примерно до 1,5 м;
  3. социальная зона - примерно до 4 м;
  4. общественная - немного больше 7 м.

Интимная зона, личное пространство

В интимную зону человек пускает только самых близких ему людей, олицетворяющих его личное пространство. В персональную же зону обычно допускаются те люди, которые не являются близкими, но которым мы доверяем. Многие отмечают эту зону как зону для лучших друзей, а также знакомых. В следующей зоне, социальной, человек разговаривает с посторонними людьми. Самая последняя зона, общественная, это зона между аудиторией и оратором. Ну а всё то, что находится вне последней зоны, люди воспринимают как что-то, не имеющее к ним отношение.

Вот почему многие не ездят на общественном транспорте, а также не любят очередей. Это, конечно, во многом это связано с тем, что мы ощущаем физический дискомфорт, но ещё это может быть связано с тем, что нарушается личная зона. В общественном транспорте много таких людей, которых человек бы, наверное, не пустил даже в свою социальную зону.

Конечно же, эти цифры не всегда правильные, ведь ещё многое зависит от того, где проживает человек и кто он – экстраверт или же интроверт. У народов юга личное пространство немного меньше, чем у народов севера. То, что у южных народов является простым проявлением дружелюбства, у северных народов является прямым нарушением личного пространства. Также многое зависит от конкретного человека, ведь экстраверт не так сильно оберегает своё личное качество, как интроверт.

Но личная зона не рассматривается только как пространство для общения, ведь это ещё и те вещи, которые мы считаем своими и ничьими больше. Но личным пространством может быть и стул на работе (хоть он официально и не ваш). Также в личное пространство входит квартира, даже если человек в ней проживает с семьёй.

Информационное личное пространство

Личным пространством каждого человека также является та информация или те эмоции, которыми человек не решается делиться с другими, иногда даже с близкими (как, например, некоторое подростки).

Любой человек обязан правильно оценивать личное пространство других людей, ведь то, что вам может казаться нормальным, обыденным, некоторым может показаться слишком эмоциональным, тем самым вызвать негативную реакцию. Вот вам пример: человек по своей привычке при встрече со своими знакомым целует его в щёку, но некоторым это может показаться нарушением личного пространства.

Часто с проблемой нарушения личного пространства сталкиваются молодожёны, ведь у них всё общее: друзья, посуда, территория, а также шкафы. Многим сначала это нравится, но потом начинает серьёзно раздражать. Именно из-за этого у каждого человека должен быть свой собственный уголок в квартире, например свой кабинет или просто рабочий стол. Также обязательно каждый человек, хоть на полчаса, должен побыть в одиночестве – отдохнуть, почитать книгу. Конечно, общих друзей тоже надо иметь, но всё же личное пространство должно быть своё.

Нельзя нарушать личную зону других людей, так как она придаёт человеку чувство защищённости, а также позволяет избежать стрессов.

Личное пространство окружает каждого человека. Можно заметить это невооруженным глазом на примере того, на какое расстояние мы подпускаем к себе разных людей. Незнакомых людей мы стараемся держать подальше - на расстоянии полутора метров. Если незнакомый или малознакомый человек пересекает воображаемую черту - это вторжение, приятное или неприятное - уже второй вопрос. В радиусе полутора метров могут находиться только «свои». А вот любимый человек сокращает это расстояние до нуля - и это признак доверия с нашей стороны. На самом деле «личное пространство» имеет несколько измерений: материальное, духовное или психологическое, и совсем интимное. Именно здесь, наедине с собой, мы можем привести в порядок мысли, ощутить вдохновение, заглянуть к себе в душу, продумать планы на будущее, побеседовать с собственной совестью, залечить психологические травмы, успокоиться и ощутить гармонию и тишину в себе самом.

Материальные границы личного пространства

У каждого человека есть потребность в собственных вещах, в собственном пространстве, где он чувствует себя «в своей тарелке», в относительной безопасности. Чем шире границы материального личного пространства, тем более защищенными мы чувствуем себя от внешнего мира. Заметим, как мы чувствуем себя, например, на чужой кухне. Усталость от напряжения наступает очень быстро. Зато на своей - мы можем находиться часами. Личное пространство начинается с собственного полотенца, к которому никто кроме вас не прикасается, личной авторучки, письменного стола, персонального компьютера, собственной комнаты, где вы можете закрыть дверь и ощутить себя независимым, побыть наедине с собой. Где заканчиваются материального границы личного пространства? Скорее всего там, где находится «общая» территория, где вы пересекаетесь с теми, кто живет рядом. Человек, у которого с личным пространством все в порядке, редко станет посягать на чужую личную территорию. Впрочем, есть индивидуумы, с легкостью вторгающиеся, а иногда и подчиняющие себе личное пространство другого, даже если это чревато конфликтом.

Психологическое личное пространство

Если с границами материального пространства более-менее все очевидно, то психологическое личное пространство - понятие тонкое и сложное. Можно назвать это внутренним миром, в котором находятся очень личные эмоции, воспоминания, привязанности, любовь, дружба, личные человеческие ценности. Казалось бы, в эту бесплотную область трудно проникнуть. Но на деле оказывается, что сделать это легче простого. Некорректные вопросы "Не хотите ли вы завести ребенка?", "А спишь ли ты с..." и другие вопросы личного характера - уже означают, что в ваше личное пространство вторгаются. Особенно болезненно, когда на внутренний мир посягают близкие люди. Бдительная мама находит дневник дочери и публично обсуждает сделанные записи. Любимый человек пытается контролировать ваши мысли, распорядок дня, личную переписку. Ревнивая жена роется в мобильном телефоне или выискивает в вашем компьютере «следы преступлений». Домашний тиран (муж, отец, брат) критикует ваш внешний вид и запрещает носить слишком сексуальное, на его взгляд, платье или употреблять макияж. Лучшая подруга выпытывает подробности вашей интимной жизни. Постоянный контроль может сделать человека неприкаянным, несчастным! В таких случаях человек замыкается, становится скрытным. И не всегда потому, что в чем-то виноват. Просто тяжело жить, когда кто-то постоянно заглядывает тебе через плечо в интимный мир, бесцеремонно лезет в душу.

Как вести себя, чтобы сохранить личную суверенность?

Наберитесь смелости и терпения, объясните близким, тактично и деликатно, что вам неприятно, когда в вашу комнату входят без стука, роются в ваших вещах, пользуются вашим полотенцем или анализируют содержимое сумки, компьютера, мобильного телефона, платяного шкафа. Постарайтесь убедить близких, вторгающихся в ваше психологическое пространство, что подобный путь приведет к ухудшению взаимоотношений. Нарисуйте безрадостную перспективу - как вы начнете врать, замыкаться, скрытничать, прятаться, ограждать себя от контактов, в результате чего ваши надоедливые "контролеры" рискуют потерять ваше доверие, искреннее отношение и драгоценное общение, которое станет сухим и формальным. Действуйте смело, не жалея слов. Постарайтесь стать на время "художником слова"! Тот, кто пытается подчинить себе вашу душу, автоматически превращается во врага, а врагам правды не говорят. А одним из самых неприятных наказаний для человека, принудительно лишенного свободы, является тотальный контроль и слежка за его личным пространством - но ведь семья не ? Не бойтесь показаться излишне патетическим. Аргументы должны быть точными и убедительными, но разговор не должен быть нервозным. Говорите спокойно и рассудительно. Если же вас не поймут - включайте «план Б» и закройте доступ к вашим личным вещам и делам. Конфликты забудутся, но результат вас порадует, вы одержите маленькую победу и отвоюете для себя личную территорию.


С другой стороны, взгляните на себя критически. Возможно, ваше поведение не безупречно, и вы даете повод для недоверия? А может быть, сами часто ведете себя бестактно, безалаберно в отношениях с другими людьми, грубо нарушаете границы чужого пространства? Заботясь о собственной независимости, не забывайте о том, что личное пространство есть не только у вас.


Увеличение информационного потока и необходимость оперирования все большим количеством информации вынуждает нас разумно подходить к организации своего информационного пространства. Основным инструментом организации личного информационного пространства в памяти компьютера являются папки. Они же являются средством организации и представления системных ресурсов компьютера (каталогов, файлов, программ и т.д.).






Все папки функционируют одинаково независимо от их содержимого. Установив для папок подходящие параметры, можно быстрее выполнить поставленные задачи. Для установки параметров открытых папок необходимо выполнить команду Сервис/Свойства папки. В появившемся окне задаются все необходимые параметры папки (см. рис.). Окно «Свойства папки»


Копирование и перемещение папок выполняется также, как и копирование, и перемещение файлов. Чтобы скопировать папку, достаточно перетащить ее правой кнопкой на то место, куда нужно ее скопировать. Когда появится контекстное меню, можно выбрать пункт Копировать для копирования папки либо Переместить для изменения местоположения папки. Для переименования папки вызывается контекстное меню и осуществляется выбор команды Переименовать.


Рассмотрев технический аспект работы с папками, опишем, как сформировать свое информационное пространство. Документы, формируемые пользователем, должны быть строго структурированы, а средством структуризации в данном случае выступает папка. Если все документы хранить в одной папке, тогда после достижения определенной критической массы пользователю будет трудно ориентироваться в собственных документах. И фактическое время работы будет тратиться на нахождение нужного документа.

«Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал? Кто сидел на моём стуле и сдвинул его? Кто ложился в мою постель и смял её?». Незадачливой сказочной девочке удалось улизнуть от разъярённого медвежьего семейства через окно, а поймали бы – ой, несладко бы ей пришлось. Потому что несанкционированного нарушения границ личного пространства не любит никто.

Место под солнцем

Потребность в личном пространстве универсальна, как потребность в любви или общении – она есть у каждого. У кого-то оно шире, у кого-то уже, но, но хотя бы какое-то личное пространство необходимо для того, чтобы не сойти с ума и не потерять человеческий облик. Личное пространство, пусть убогое, в виде «своей» койки и не запирающейся тумбочки, есть даже у заключённых в колониях и у солдат-срочников.

Дело в том, что собственная территория, зона, которая полностью управляема и находится под контролем, воспринимается как часть собственного «я». Да и не только воспринимается, но и действительно является. Поэтому инстинкт маркирует вторжение в личное пространство как посягательство на «я», как опасность, от которой нужно защищаться. Кроме того, «я» – это личность, уникальная идентичность; то, чем человек отличается от всех остальных.

Таким образом, личное пространство нужно для сохранения индивидуальности. Между прочим, во всех социальных антиутопиях – что у Оруэлла в «1984», что у Замятина в «Мы», что у Хаксли в «О дивный новый мир» люди полностью лишены личного пространства и, тем самым – личности.

Многомерное пространство

Обычно под личным пространством подразумевают коммуникационную дистанцию, или телесное пространство – область, происходящее внутри которой человек относит к себе и стремится регулировать самостоятельно. Внутри личного телесного пространства выделяют несколько зон:

  1. Интимная зона, порядка 50 см – это по существу расстояние вытянутой руки. В интимную зону пускают только очень близких людей, а проникновение в неё постороннего вызывает немедленный дискомфорт и тревогу.
  2. Персональная зона радиусом (строго говоря, личное пространство имеет овальную форму, по бокам от человека оно чуть короче, чем спереди и сзади) от 50 см до 1,5 м – это дистанция личной доверительной беседы.
  3. Социальная зона – расстояние от 1,5 до 3,5-4 м, область для контактов с посторонними, чужими людьми.
  4. Публичная зона – до 7 метров – это самые дальние области пространства, которое человек вообще воспринимает как имеющее отношение к себе. В публичной зоне, например, находится оратор, выступающий перед аудиторией.

Все приведённые здесь цифры так же условны, как средняя температура по больнице. На самом деле они зависят и от конкретного человека, и от, например, специфики культурной среды. Из-за этой разницы могут даже возникать этнические конфликты: темпераментный южанин вторгается в интимную зону сдержанного представителя северного народа, потому что сам-то воспринимает это расстояние как социальное – а его дружелюбие выглядит агрессией. И наоборот, нормальная, комфортная для европейца дистанция в глазах восточного человека будет демонстрацией холодности и отстраненности.

Расстояние, которое люди инстинктивно выбирают для общения, может многое рассказать приметливому наблюдателю об их отношениях. Вам приходилось наблюдать почти анекдотическую сцену разговора, в котором один собеседник всё время приближается, а другой помаленьку пятится, пока не окажется в углу и отступать далее станет некуда? Одно из двух: либо он не отвечает взаимностью на чувства первого, либо расценивает его как источник опасности, возможно, сам того не подозревая.

У личного пространства есть и иные, помимо телесного, измерения.

Личное предметное пространство – это вещи, по отношению к которым мы претендуем на эксклюзивный доступ . И дело тут совсем не в праве собственности: рабочий стол и компьютер в офисе принадлежат не вам, но коллега, который воспользуется ими без спроса, вызовет ваше закономерное раздражение. И страсть, с которой домохозяйка отгоняет от раковины гостью, решившую в порядке дружеской помощи помыть посуду, связана совсем не с любовью к мочалке и моющему средству: она просто защищает своё предметное пространство. Потому что гостья расставит вымытые тарелки не в том порядке.

Личное жилое пространство – это место, где можно уединиться. Пусть не квартира, пусть своя комната или хотя бы угол. Испортивший москвичей квартирный вопрос, вошедшие в фольклор склоки на кухнях коммунальных квартир, мытарства любовников, а то и супругов, которым негде, и сортиры, где оборудованы книжные полки и разве что не кофейный столик – всё это от нехватки жилого пространства. Кстати, планируя евроремонт и снос стен между комнатами, подумайте: нужен ли вам концептуальный дизайн, если он вас же лишит берлоги, в которую можно залечь?

Личное информационное пространство – это, прежде всего, право на тайну. Иногда приходится слышать, будто тайна нужна только тем, кто хочет скрыть что-то неблаговидное. Правда, чаще всего это говорят любители читать чужие письма, почему-то полагающие, что уж их-то письма точно никто никогда читать не станет.

Личное эмоциональное пространство – это чувства, которые мы предпочитаем переживать по собственному усмотрению. Мало что раздражает так сильно, как попытка навязать, в каких случаях и как именно следует грустить, когда – радоваться, а когда гневаться. Отсюда возмущение натуралистичными репортажами СМИ о катастрофах, дешёвыми мелодрамами, рассчитанными на вышибание слезы, или розовыми слюнями умиления в рекламных роликах.

Личное время – это время, не просто свободное от работы, но вообще не связанное никакими обязательствами. Время, которым можно распорядиться по собственному усмотрению, как в голову взбредёт – хоть поискать философский камень, хоть лежать на диване и плевать в потолок. Так что если вы относитесь к отдыху, как к работе и даже в отпуске расписываете каждую минуту, думая, что эффективно управляете временем – не удивляйтесь, вдруг почувствовав себя загнанной дичью. Вы сами урезали своё жизненное пространство.

Рецепт счастья

Нет, рецепта счастья, конечно, не существует. А вот источники несчастий поискать и обезвредить можно.

Один из них – недооценка важности своего и, как следствие, чужого персонального пространства. Понятно, почему это происходит: ведь оно не огорожено стеной, «кирпичом» или красными флажками. Это от перекрытия кислорода человек задыхается моментально, а недостаточность личного места давит медленно, подспудно. Не всегда даже можно понять, откуда, из-за чего вдруг возник дискомфорт. Но стоит дать себе чуть больше места, отнестись с чуть большим уважением к неприкосновенности друг друга, отодвинуться чуть в сторону от толпы, сделать зазор между собой и остальным миром чуть свободнее – и дышать сразу станет легче.

Женя Харт



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: