Форматированный ввод данных. Функция Scanf C: описание

Как хорошо когда все данные даны, и ничего вводить не надо. Но, поверьте мне, так практически не бывает. Вспомните школу, когда вы измеряли определенные вещи, а потом полученные значения вставляли в нужные формулы.

scanf

В языке Си кроме функции вывода printf, существует так же функция scanf для ввода. Вот функцию scanf мы щас и рассмотрим подробнее:

int i;
scanf("%d", &i);

Вроде очень похоже на функцию printf. Так же есть в двойных кавычках спецификатор формата , но разница как раз находится во второй части функции. Обратили внимание на появление знака (&)? Так вот этот знак означает взятие адреса. Щас объясню для чего это нужно.

Мы должны записывать введенное значение не куда-то там, а именно по адресу, по которому находится наша переменная. Т.е. без знака (&) наше введенное значение попадет во все места, кроме того что нам нужно. Поэтому всегда, когда вам нужно вводить значения с клавиатуры, ставьте перед переменной знак взятия адреса (&).

Спецификаторы формата

Ну теперь пробежимся по спецификаторам формата :
  1. %d - прочитать целое число
  2. int i;
    scanf ("%d", &i);

  3. %o - прочитать восьмеричное число
  4. int i;
    scanf ("%o", &i);

  5. %x - прочитать шестнадцатеричное число
  6. int i;
    scanf ("%x", &i);

  7. %e(%f) - прочитать вещественное число
  8. float t;
    scanf ("%f", &t);

  9. %с - прочитать символ
  10. char ch;
    scanf ("%c", &ch);

  11. %s - прочитать строку
  12. char *str;;
    scanf ("%s", str);

    Пока не вникайте в работу со строками. Почему нету знака взятия адреса? Эту тему мы рассмотрим чуть позднее.

Операции сравнения

В компьютер изначально заложена булева логика, т.е. все построено на 0 и 1. Если не понимаете о чем речь, то пересмотрите фильм Матрица, где каждая зеленая заставка как раз состояла из этих двух магических цифр.

Конечно, 0 и 1 это хорошо, но нам нужен логический смысл, поэтому в логических операциях 0 - это FALSE, а 1 - это TRUE. Эти понятия TRUE и FALSE тесно связанны с операциями сравнения . Для начала приведем всевозможные операции сравнения:

В принципе, самая распространенная ошибка, которую делают новички - это путают операцию присваивания (=) с операцией сравнения (==). Это абсолютно разные вещи. Но у всех на первых порах кодирования возникают ошибки именно на этой почве, поэтому будьте внимательнее.

#include
int scanf (const char *format, ...);

Функция scanf() представляет собой процедуру ввода общего назначения, которая читает поток stdin и сохраняет информацию в переменных, перечисленных в списке аргументов. Она может читать все встроенные типы данных и автоматически преобразовывать их в соответствующий внутренний формат.

В версии С99 к параметру format применен квалификатор restrict .

Управляющая строка, задаваемая параметром format , состоит из символов трех категорий:

  • спецификаторов формата;
  • пробельных символов;
  • символов, отличных от пробельных.

  • Спецификации формата начинаются знаком % и сообщают функции scanf() тип данного, которое будет прочитано. Например, по спецификации %s будет прочитана строка, а по спецификации %d - целое значение. Строка форматирования читается слева направо, и спецификации формата сопоставляются аргументам в порядке их перечисления в списке аргументов.

    Спецификации формата функции scanf() :
    Читает значение с плавающей точкой (только С99)
    Аналогично коду (только С99)
    Читает один символ
    %d Читает десятичное целое
    %i Читает целое в любом формате (десятичное, восьмеричное или шести ад цате ричное)

    Аналогично коду
    %f Читает число с плавающей точкой
    %F Аналогично коду %f (только С99)
    %g Читает число с плавающей точкой
    %G Аналогично коду %g
    %o Читает восьмеричное число
    %s Читает строку
    Читает шести ад цате ричное число
    Аналогично коду
    Читает указатель
    %n Принимает целое значение, равное количеству прочитанных до сих пор символов
    %u Читает десятичное целое без знака
    % Просматривает набор символов
    %% Читает знак процента

    По умолчанию спецификации a , f , е и g заставляют функцию scanf() присваивать данные переменным типа float . Если перед одной из этих спецификаций поставить модификатор l , функция scanf() присвоит прочитанные данные переменной типа double . Использование же модификатора L означает, что полученное значение присвоится переменной типа long double .

    Современные компиляторы, поддерживаюшие добавленные в 1995 году средства работы с двухбайтовыми символами, позволяют к спецификации с применить модификатор l ; тогда будет считаться, что соответствующий указатель указывает на двухбайтовый символ (т.е. на данное типа wchar_t ). Модификатор l также можно использовать с кодом формата s ; тогда будет считаться, что соответствующий указатель указывает на строку двухбайтовых символов. Кроме того, модификатор l можно использовать для того, чтобы указать, что набор сканируемых символов состоит из двухбайтовых символов.

    Если в строке форматирования встретится разделитель, то функция scanf() пропустит один или несколько разделителей во входном потоке. Под разделителем, или пробельным символом, подразумевается пробел, символ табуляции или разделитель строк (символ новой строки). По сути, наличие одного разделителя в управляющей строке приведет к тому, что функция scanf() будет читать, не сохраняя, любое количество (возможно, даже нулевое) разделителей до первого символа, отличного от разделителя.

    Если в строке форматирования встретился символ, отличный от разделителя, то функция scanf() прочитает и отбросит его. Например, если в строке форматирования встретится %d , %d , то функция scanf() сначала прочитает целое значение, затем прочитает и отбросит запятую и, наконец, прочитает еще одно целое. Если заданный символ не найден, функция scanf() завершает работу.
    Все переменные, получающие значения с помощью функции scanf() , должны передаваться посредством своих адресов. Это значит, что все аргументы должны быть указателями на переменные.
    Элементы входного потока должны быть разделены пробелами, символами табуляции или разделителями строк. Такие символы, как запятая, точка с запятой и т.п., не распознаются в качестве разделителей. Это означает, что оператор
    scanf ("%d%d", &r, &c); примет значения, введенные как 10 20, но откажется от последовательности символов 10,20.

    Символ * , стоящий после знака % и перед кодом формата, прочитает данные заданного типа, но запретит их присваивание. Следовательно, оператор
    scanf ("%d%*c%d", &x, &y); при вводе данных в виде 10/20 поместит значение 10 в переменную х, отбросит знак деления и присвоит значение 20 переменной у.

    Команды форматирования могут содержать модификатор максимальной длины поля. Он представляет собой целое число, располагаемое между знаком % и кодом формата, которое ограничивает количество читаемых для всех полей символов. Например, если в переменную address нужно прочитать не более 20 символов, используется следующий оператор.
    scanf ("%20s", address);
    Если входной поток содержит более 20 символов, то при последующем обращении к операции ввода чтение начнется с того места, в котором "остановился" предыдущий вызов функции scanf() . Если разделитель встретится раньше, чем достигнута максимальная длина поля, ввод данных завершится. В этом случае функция scanf() переходит к чтению следующего поля.

    Хотя пробелы, символы табуляции и разделители строк используются в качестве разделителей полей, при чтении одиночного символа они читаются подобно любому другому символу. Например, если входной поток состоит из символов х у, то оператор
    scanf ("%c%c%c", &a, &b, &c); поместит символ х в переменную а, пробел - в переменную b, а символ у - в переменную с.

    Помните, что любые символы управляющей строки (включая пробелы, символы табуляции и новой строки), не являющиеся спецификациями формата, используются для установки соответствия и отбрасывания символов из входного потока. Любой соответствующий им символ отбрасывается. Например, если поток ввода выглядит, как 10t20, оператор
    scanf ("%dt%d", &x, &y); присвоит переменной х значение 10, а переменной у - значение 20. Символ t отбрасывается, так как он присутствует в управляющей строке.

    Функция scanf() поддерживает спецификатор формата общего назначения, называемый набором сканируемых символов (scanset) , В этом случае определяется набор символов, которые могут быть прочитаны функцией scanf() и присвоены соответствующему массиву символов. Для определения такого набора символы, подлежащие сканированию, необходимо заключить в квадратные скобки. Открывающая квадратная скобка должна следовать сразу за знаком процента. Например, следующий набор сканируемых символов указывает на то, что необходимо читать только символы А, B и С.
    % При использовании набора сканируемых символов функция scanf() продолжает читать символы и помещать их в соответствующий массив символов до тех пор, пока не встретится символ, отсутствующий в заданном наборе. Соответствующая набору переменная должна быть указателем на массив символов. При возврате из функции scanf() этот массив будет содержать строку из прочитанных символов, завершающуюся символом конца строки.

    Если первый символ в наборе является знаком ^ , то получаем обратный эффект: входное поле читается до тех пор, пока не встретится символ из заданного набора сканируемых символов, т.е. знак ^ заставляет функцию scanf() читать только те символы, которые отсутствуют в наборе сканируемых символов.
    Во многих реализациях допускается задавать диапазон с помощью дефиса. Например, функция scanf() , встречая набор сканируемых символов в виде % , будет читать символы, попадающие в диапазон от А до Z.

    Важно помнить, что в наборе сканируемых символов различаются прописные и строчные буквы. Следовательно, чтобы сканировать как прописные, так и строчные буквы, в наборе сканируемых символов придется задать их отдельно.

    Функция scanf() возвращает число, равное количеству полей, для которых успешно присвоены значения. К этим полям не относятся поля, которые были прочитаны, но присвоение не состоялось в связи с использованием модификатора * , подавляющего присваивание. При обнаружении ошибки до присвоения значения первого поля функция scanf() возвращает значение EOF .

    Модификаторы формата, добавленные к функции scanf() Стандартом С99

    В версии С99 для использования в функции scanf() добавлены модификаторы формата hh , ll , j , z и t . Модификатор hh можно применять к спецификациям d , i , о , u , х и n signed char или unsigned char . Модификатор ll также можно применять к спецификациям d , i , о , u , х и n . Он означает, что соответствующий аргумент является указателем на значение типа signed long long int или unsigned long long int .

    Модификатор формата j d , i , о , u , х и n , означает, что соответствующий аргумент является указателем на значение типа intmax_t или uintmax_t . Эти типы объявлены в заголовке и служат для хранения целых максимально возможной разрядности.

    Модификатор формата z , который применяется к спецификациям d , i , о , u , х и n size_t и служит для хранения результата операции sizeof .

    Модификатор формата t , который применяется к спецификациям d , i , о , u , х и n , означает, что соответствующий аргумент является указателем на объект типа ptrdiff_t . Этот тип объявлен в заголовке и служит для хранения значения разности между двумя указателями.

    Функция scanf() является процедурой ввода общего назначения, считывающей данные из пото­ка stdin. Она может считывать данные всех базовых типов и автоматически конвертировать их в нужный внутренний формат. Если бы printf() выполняла ввод, а не вывод, ее можно было бы назвать аналогом scanf().

    Управляющая строка, на которую указывает format, состоит из символов трех типов:

    • Спецификаторы формата
    • Специальные символы
    • Прочие символы (не специальные)

    Спецификаторы формата следуют за символом процент и сообщают scanf(), данные какого типа будут считаны следующими. Коды спецификаторов приведены в таблице.

    Табпица: Коды форматов для scanf()
    Код Значение
    Считать один символ
    %d
    %i Считать десятичное число целого типа
    %f Считать число с плавающей запятой
    %g Считать число с плавающей запятой
    Считать восьмеричное число
    %s Считать строку
    Считать шестнадцатиричное число
    Считать указатель
    %n Принимает целое значение, равное количеству считанных до текущего момента символов
    %u Считывает беззнаковое целое
    % Просматривает набор символов
    %% Считывает символ %

    Например, %s считывает строку, a %d считывает переменную целого типа.

    Строка формата считывается слева направо, при этом устанавливается соответствие между ко­дами формата и аргументами из списка аргументов.

    Специальные символы в управляющей строке заставляют scanf() пропускать один или больше специальных символов во входном потоке. Специальные символы - это пробел, табуляция или новая строка. Один специальный символ в управляющей строке заставляет scanf() считывать, не запоминая, любое количество (включая нуль) идущих подряд специальных символов из входного потока, пока не встретится символ, не являющийся специальным символом.

    Наличие обычного символа заставляет scanf() считать и отбросить соответствующий символ. Например, "%d,%d" заставляет scanf() считать целое число, считать и отбросить запятую и затем считать еще одно целое число. Если указанный символ не обнаружен во входном потоке, scanf() останавливается.

    Все переменные, используемые для приема значений с помощью функции scanf(), должны отыс­киваться по их адресам. Это значит, что все аргументы функции должны быть указателями на переменные. Таким образом, С создает возможность передачи по ссылке, и это позволяет функ­ции изменять содержимое аргумента.

    Scanf("%d", &count);

    Строки считываются в массивы символов, и имя массива, без всякого указателя, является адре­сом первого элемента массива. Поэтому, чтобы считать строку в массив символов address, можно использовать команду

    Scanf("%s", address);

    В этом случае имя address уже является указателем и не нуждается в префиксе &.

    Элементы вводимых данных должны разделяться пробелами, знаками табуляции или новой строки.
    Знаки пунктуации, такие как запятая, точка с запятой и т.п., не считаются разделителями. Это значит, что для оператора

    Scanf("%d%d", &r, &с);

    Последовательность 10 20 будет воспринята, а последовательность 10,20 - нет. Спецификаторы формата scanf() расположены в том же порядке, что и переменные в списке аргументов, которым присваиваются значения принимаемых переменных.

    Знак *, помещенный после % и перед спецификатором формата, считывает данные указанного типа, но подавляет их присваивание. Таким образом, код

    Scanf ("%d%*c%d", &х, &у);

    При вводе последовательности 10/20 присваивает значение 10 переменной х, отбрасывает символ / и присваивает значение 20 переменной у.

    Командами форматирования может задаваться модификатор максимальной ширины поля. Он представляет собой целое число, которое помещается между знаком % и спецификатором фор­мата. Он ограничивает количество считываемых символов для любого поля. Например, если не­обходимо считать не больше, чем 20 символов в массив address, следует написать

    Scanf ("%20s", address);

    Если входной поток содержал больше 20 символов, то при последующем вызове функция ввода начнет ввод с того места, где был остановлен ввод при текущем обращении. Ввод поля может быть прерван и до достижения максимальной длины поля, если встретится пробел. В этом случае scanf() переходит к следующему полю.

    Хотя пробелы, символы табуляции и новых строк используются как разделители полей, они считываются как любой другой символ при вводе одиночного символа. Например, при входном потоке х у функция

    Scanf("%с%с%с", &а, &b, &с);

    Поместит символ х в переменную а, пробел - в переменную b и y - в переменную c.

    Надо быть внимательным: любые другие символы в управляющей строке - включая пробелы, символы табуляции и новых строк - используются для указания и отбрасывания символов из входного потока. Например, при входном потоке 10t20 функция

    Scanf ("%st%s", &х, &у);

    Поместит 10 в х, а 20 в у. Символ t будет отброшен, поскольку в управляющей строке имеется t.

    Еще одна возможность функции scanf() называется множеством сканирования. С помощью мно­жества сканирования определяются символы, которые будут считываться функцией scanf() и при­сваиваться элементам соответствующего массива символов. Чтобы задать множество сканирова­ния, надо символы, ввод которых допустим, поместить в квадратные скобки. Перед первой квадратной скобкой ставится знак процента. Например, следующий перечень множества скани­рования задает считывание функцией scanf() только символов А, В и С:

    Соответствующий перечню множества сканирования аргумент должен быть указателем на мас­сив символов. При использовании множества сканирования функция scanf() считывает символы и помещает их в указанный массив до тех пор, пока не встретится символ, не входящий в множе­ство сканирования (то есть считываются только символы, входящие в множество сканирования).

    Массив, возвращенный scanf(), будет содержать строку с нулевым символом в конце. Перечень считы­ваемых символов можно задать и в инверсной форме. Для этого в качестве первого символа надо поместить ^. Тогда scanf() будет принимать любой символ, не входящий в множество сканирования.

    С помощью кавычек можно задать диапазон воспринимаемых символов. Например, следующее выражение дает указание scanf() принимать буквы от «А» до «Z»:

    Множество сканирования различает прописные и строчные буквы. Если необходимо, чтобы scanf() принимала те и другие, необходимо перечислить их в множестве сканирования отдельно.

    Функция scanf() возвращает число, равное количеству полей, значения которых были действи­тельно присвоены переменным. В это количество не входят поля, которые были считаны, но их значения не были ничему присвоены вследствие использования модификатора * для подавления присваивания. Если до присвоения значения первого поля произошла ошибка, возвращается EOF.

    При использовании Borland С++ в 16-разрядной среде можно изменить модель памяти, ис­пользуемую по умолчанию для компилирования программы, путем явного указания размера каж­дого указателя, используемого при вызове scanf(). Ближний указатель задается модификатором N, а дальний - модификатором F. (Нельзя использовать модификатор N, если программа ском­пилирована для модели памяти huge.)

    Стандартная библиотека C/C++ включает ряд функций для чтения и записи на консоли (клавиатура и монитор). Эти функции читают и пишут данные как простой поток символов.

    Понятие потока (stream), использованное в программировании, тесно связано с обычным, бытовым пониманием этого слова. Поток ввода можно сравнить с трубой, по которой вода (информация) поступает в бассейн (память компьютера), поток вывода - с трубой, по которой вода выходит из бассейна. Важной особенностью этой трубы является то, что в каждый момент времени данные могут двигаться только в одном направлении. Даже если одна и та же труба используется для ввода и вывода, это не может происходить одновременно: для переключения направления потока его нужно остановить, выполнить некие действия и лишь затем направить поток в обратном направлении. Другой особенностью потока является то, что он почти никогда не иссякает. Иногда он высыхает, но этот период не может быть долгим, если система функционирует нормально.

    Функция стандартного вывода printf()

    Функция printf() является функцией стандартного вывода. С помощью этой функции можно вывести на экран монитора строку символов, число, значение переменной...

    Функция printf() имеет прототип в файле stdio.h
    int printf(char *управляющая строка, ...);

    В случае успеха функция printf() возвращает число выведенных символов.

    Управляющая строка содержит два типа информации: символы, которые непосредственно выводятся на экран, и спецификаторы формата, определяющие, как выводить аргументы.

    Функция printf() это функция форматированного вывода. Это означает, что в параметрах функции необходимо указать формат данных, которые будут выводиться. Формат данных указывается спецификаторами формата. Спецификатор формата начинается с символа % за которым следует код формата.

    Спецификаторы формата:

    символ
    %d целое десятичное число
    %i целое десятичное число
    %e десятичное число в виде x.xx e+xx
    %E десятичное число в виде x.xx E+xx
    %f
    %F десятичное число с плавающей запятой xx.xxxx
    %g %f или %e, что короче
    %G %F или %E, что короче
    %o восьмеричное число
    %s строка символов
    %u беззнаковое десятичное число
    %x шестнадцатеричное число
    %X шестнадцатеричное число
    %% символ %
    %p указатель
    %n указатель

    Кроме того, к командам формата могут быть применены модификаторы l и h.

    %ld печать long int
    %hu печать short unsigned
    %Lf печать long double

    В спецификаторе формата, после символа % может быть указана точность (число цифр после запятой). Точность задаётся следующим образом: %.n<код формата>. Где n - число цифр после запятой, а <код формата> - один из кодов приведённых выше.

    Например, если у нас есть переменная x=10.3563 типа float и мы хотим вывести её значение с точностью до 3-х цифр после запятой, то мы должны написать:

    printf("Переменная x = %.3f",x);

    Результат:
    Переменная x = 10.356

    Вы также можете указать минимальную ширину поля отводимого для печати. Если строка или число больше указанной ширины поля, то строка или число печатается полностью.

    Например, если вы напишите:

    printf("%5d",20);

    то результат будет следующим:
    20

    Обратите внимание на то, что число 20 напечаталось не с самого начала строки. Если вы хотите чтобы неиспользованные места поля заполнялись нулями, то нужно поставить перед шириной поля символ 0.

    Например:

    printf("%05d",20);

    Результат:
    00020

    Кроме спецификаторов формата данных в управляющей строке могут находиться управляющие символы:

    \b BS, забой
    \f Новая страница, перевод страницы
    \n Новая строка, перевод строки
    \r Возврат каретки
    \t Горизонтальная табуляция
    \v Вертикальная табуляция
    \" Двойная кавычка
    \" Апостроф
    \\ Обратная косая черта
    \0 Нулевой символ, нулевой байт
    \a Сигнал
    \N Восьмеричная константа
    \xN Шестнадцатеричная константа
    \? Знак вопроса

    Чаще всего вы будете использовать символ \n. С помощью этого управляющего символа вы сможете переходить на новую строку. Посмотрите примеры программ и вы всё поймёте.

    Примеры программ.

    /* Пример 1 */
    #include

    void main(void)
    {
    int a,b,c; // Объявление переменных a,b,c
    a=5;
    b=6;
    c=9;
    printf("a=%d, b=%d, c=%d",a,b,c);
    }

    Результат работы программы:
    a=5, b=6, c=9

    /* Пример 2 */
    #include

    void main(void)
    {
    float x,y,z;

    X=10.5;
    y=130.67;
    z=54;

    Printf("Координаты объекта: x:%.2f, y:%.2f, z:%.2f", x, y, z);
    }

    Результат работы программы:
    Координаты объекта: x:10.50, y:130.67, z:54.00

    /* Пример 3 */
    #include

    void main()
    {
    int x;

    X=5;
    printf("x=%d", x*2);
    }

    Результат работы программы:
    x=10

    /* Пример 4 */
    #include

    void main(void)
    {
    printf("\"Текст в кавычках\"");
    printf("\nСодержание кислорода: 100%%");
    }

    Результат работы программы:
    "Текст в кавычках"
    Содержание кислорода: 100%

    /* Пример 5 */
    #include

    void main(void)
    {
    int a;

    A=11; // 11 в десятичной равно b в шестнадцатеричной
    printf("a-dec=%d, a-hex=%X",a,a);
    }

    Результат работы программы:
    a-dec=11, a-hex=b

    /* Пример 6 */
    #include

    void main(void)
    {
    char ch1,ch2,ch3;

    Ch1="A";
    ch2="B";
    ch3="C";

    Printf("%c%c%c",ch1,ch2,ch3);
    }

    Результат работы программы:
    ABC

    /* Пример 7 */
    #include

    void main(void)
    {
    char *str="Моя строка.";

    Printf("Это %s",str);
    }

    Результат работы программы:
    Это Моя строка.

    /* Пример 8 */
    #include

    void main(void)
    {
    printf("Здравствуйте!\n"); // После печати будет переход на новую строку - \n
    printf("Меня зовут Павел."); // Это будет напечатано на новой строке
    }

    Результат работы программы:
    Здравствуйте!
    Меня зовут Павел.

    Функция стандартного ввода scanf()

    Функция scanf() - функция форматированного ввода. С её помощью вы можете вводить данные со стандартного устройства ввода (клавиатуры). Вводимыми данными могут быть целые числа, числа с плавающей запятой, символы, строки и указатели.

    Функция scanf() имеет следующий прототип в файле stdio.h:
    int scanf(char *управляющая строка);

    Функция возвращает число переменных которым было присвоено значение.

    Управляющая строка содержит три вида символов: спецификаторы формата, пробелы и другие символы. Спецификаторы формата начинаются с символа %.

    Спецификаторы формата:

    При вводе строки с помощью функции scanf() (спецификатор формата %s), строка вводиться до первого пробела!! т.е. если вы вводите строку "Привет мир!" с использованием функции scanf()


    scanf("%s",str);

    то после ввода результирующая строка, которая будет храниться в массиве str будет состоять из одного слова "Привет". ФУНКЦИЯ ВВОДИТ СТРОКУ ДО ПЕРВОГО ПРОБЕЛА! Если вы хотите вводить строки с пробелами, то используйте функцию

    char *gets(char *buf);

    С помощью функции gets() вы сможете вводить полноценные строки. Функция gets() читает символы с клавиатуры до появления символа новой строки (\n). Сам символ новой строки появляется, когда вы нажимаете клавишу enter. Функция возвращает указатель на buf. buf - буфер (память) для вводимой строки.

    Хотя gets() не входит в тему этой статьи, но всё же давайте напишем пример программы, которая позволяет ввести целую строку с клавиатуры и вывести её на экран.

    #include

    void main(void)
    {
    char buffer; // массив (буфер) для вводимой строки

    Gets(buffer); // вводим строку и нажимаем enter
    printf("%s",buffer); // вывод введённой строки на экран
    }

    Ещё одно важное замечание! Для ввода данных с помощью функции scanf(), ей в качестве параметров нужно передавать адреса переменных, а не сами переменные. Чтобы получить адрес переменной, нужно поставить перед именем переменной знак &(амперсанд). Знак & означает взятие адреса.

    Что значит адрес? Попробую объяснить. В программе у нас есть переменная. Переменная хранит своё значение в памяти компьютера. Так вот адрес, который мы получаем с помощью & это адрес в памяти компьютера где храниться значение переменной.

    Давайте рассмотрим пример программы, который показывает нам как использовать &

    #include

    void main(void)
    {
    int x;

    Printf("Введите переменную x:");
    scanf("%d",&x);
    printf("Переменная x=%d",x);
    }

    Теперь давайте вернёмся к управляющей строке функции scanf(). Ещё раз:

    int scanf(char *управляющая строка);

    Символ пробела в управляющей строке дает команду пропустить один или более пробелов в потоке ввода. Кроме пробела может восприниматься символ табуляции или новой строки. Ненулевой символ указывает на чтение и отбрасывание этого символа.

    Разделителями между двумя вводимыми числами являются символы пробела, табуляции или новой строки. Знак * после % и перед кодом формата (спецификатором формата) дает команду прочитать данные указанного типа, но не присваивать это значение.

    Например:

    scanf("%d%*c%d",&i,&j);

    при вводе 50+20 присвоит переменной i значение 50, переменной j - значение 20, а символ + будет прочитан и проигнорирован.

    В команде формата может быть указана наибольшая ширина поля, которая подлежит считыванию.

    Например:

    scanf("%5s",str);

    указывает необходимость прочитать из потока ввода первые 5 символов. При вводе 1234567890ABC массив str будет содержать только 12345, остальные символы будут проигнорированы. Разделители: пробел, символ табуляции и символ новой строки - при вводе символа воспринимаются, как и все другие символы.

    Если в управляющей строке встречаются какие-либо другие символы, то они предназначаются для того, чтобы определить и пропустить соответствующий символ. Поток символов 10plus20 оператором

    scanf("%dplus%d",&x,&y);

    присвоит переменной x значение 10, переменной y - значение 20, а символы plus пропустит, так как они встретились в управляющей строке.

    Одной из мощных особенностей функции scanf() является возможность задания множества поиска (scanset). Множество поиска определяет набор символов, с которыми будут сравниваться читаемые функцией scanf() символы. Функция scanf() читает символы до тех пор, пока они встречаются в множестве поиска. Как только символ, который введен, не встретился в множестве поиска, функция scanf() переходит к следующему спецификатору формата. Множество поиска определяется списком символов, заключённых в квадратные скобки. Перед открывающей скобкой ставиться знак %. Давайте рассмотрим это на примере.

    #include

    void main(void)
    {
    char str1, str2;
    scanf("%%s", str1, str2);
    printf("\n%s\n%s",str1,str2);
    }
    Введём набор символов:
    12345abcdefg456

    На экране программа выдаст:
    12345
    abcdefg456

    При задании множества поиска можно также использовать символ "дефис" для задания промежутков, а также максимальную ширину поля ввода.

    scanf("%10", str1);

    Можно также определить символы, которые не входят в множество поиска. Перед первым из этих символов ставиться знак ^. Множество символов различает строчные и прописные буквы.

    Напомню, что при использовании функции scanf(), ей в качестве параметров нужно передавать адреса переменных. Выше был написан код:

    char str; // массив на 80 символов
    scanf("%s",str);

    Обратите внимание на то, что перед str не стоит символ &. Это сделано потому, что str является массивом, а имя массива - str является указателем на первый элемент массива. Поэтому знак & не ставиться. Мы уже передаем функции scanf() адрес. Ну проще говоря str это адрес в памяти компьютера где будет храниться значение первого элемента массива.

    Примеры программ.

    Пример 1.
    Эта программа выводит на экран запрос "Сколько вам лет?:" и ждёт ввода данных. Если, например, ввести число 20, то программа выведет строку "Вам 20 лет.". При вызове функции scanf(), перед переменной age мы поставили знак &, так как функции scanf() нужны адреса переменных. Функция scanf() запишет введённое значение по указанному адресу. В нашем случае введённое значение 20 будет записано по адресу переменной age.

    /* Пример 1 */

    #include

    void main(void)
    {
    int age;

    Printf("\nСколько вам лет?:");
    scanf("%d",&age);
    printf("Вам %d лет.", age);
    }

    Пример 2.
    Программа калькулятор. Этот калькулятор может только складывать числа. При вводе 100+34 программа выдаст результат: 100+34=134.

    /* Пример 2 */

    #include

    void main(void)
    {
    int x, y;

    Printf("\nКалькулятор:");
    scanf("%d+%d", &x, &y);
    printf("\n%d+%d=%d", x, y, x+y);
    }

    Пример 3.
    Этот пример показывает как установить ширину поля считывания. В нашем примере ширина поля равна пяти символам. Если вы введёте строку с большим количеством символов, то все символы после 5-го будут отброшены. Обратите внимание на вызов функции scanf(). Знак & не стоит перед именем массива name так как имя массива name является адресом первого элемента массива.

    /* Пример 3 */

    #include

    void main(void)
    {
    char name;

    Printf("\nВведите ваш логин (не более 5 символов):");
    scanf("%5s", name);
    printf("\nВы ввели %s", name);
    }

    Пример 4.
    Последний пример в этой статье показывает как можно использовать множество поиска. После запуска программы введите число от 2 до 5.

    /* Пример 4 */

    #include

    void main(void)
    {
    char bal;

    Printf("Ваша оценка 2,3,4,5:");
    scanf("%", &bal);
    printf("\nОценка %c", bal);
    }

    Основной задачей программирования является обработка информации, поэтому любой язык программирования имеет средства для ввода и вывода информации. В языке Си нет операторов ввода-вывода.

    Ввод и вывод информации осуществляется через функции стандартной библиотеки. Прототипы рассматриваемых функций находятся в файле stdio.h . Эта библиотека содержит функции

    • printf() — для вывода информации
    • scanf() — для ввода информации.

    Вывод информации

    Функция printf() предназначена для форматированного вывода. Она переводит данные в символьное представление и выводит полученные изображения символов на экран. При этом у программиста имеется возможность форматировать данные, то есть влиять на их представление
    на экране.

    Общая форма записи функции printf() :

    printf("СтрокаФорматов" , объект1, объект2, ..., объектn);

    СтрокаФорматов состоит из следующих элементов:

    • управляющих символов;
    • текста, представленного для непосредственного вывода;
    • форматов, предназначенных для вывода значений переменных различных типов.

    Объекты могут отсутствовать.

    Управляющие символы не выводятся на экран, а управляют расположением выводимых символов. Отличительной чертой управляющего символа является наличие обратного слэша ‘\’ перед ним.

    Основные управляющие символы:

    • ‘\n’ - перевод строки;
    • ‘\t’ - горизонтальная табуляция;
    • ‘\v’ - вертикальная табуляция;
    • ‘\b’ - возврат на символ;
    • ‘\r’ - возврат на начало строки;
    • ‘\a’ - звуковой сигнал.

    Форматы нужны для того, чтобы указывать вид, в котором информация будет выведена на экран. Отличительной чертой формата является наличие символа процент ‘%’ перед ним:

    • %d - целое число типа int со знаком в десятичной системе счисления;
    • %u - целое число типа unsigned int ;
    • %x - целое число типа int со знаком в шестнадцатеричной системе счисления;
    • %o - целое число типа int со знаком в восьмеричной системе счисления;
    • %hd - целое число типа short со знаком в десятичной системе счисления;
    • %hu - целое число типа unsigned short ;
    • %hx - целое число типа short со знаком в шестнадцатеричной системе счисления;
    • %ld - целое число типа long int со знаком в десятичной системе счисления;
    • %lu - целое число типа unsigned long int ;
    • %lx - целое число типа long int со знаком в шестнадцатеричной системе счисления;
    • %f - вещественный формат (числа с плавающей точкой типа float );
    • %lf - вещественный формат двойной точности (числа с плавающей точкой типа double );
    • %e - вещественный формат в экспоненциальной форме (числа с плавающей точкой типа float в экспоненциальной форме);
    • %c - символьный формат;
    • %s - строковый формат.

    Строка форматов содержит форматы для вывода значений. Каждый формат вывода начинается с символа % . После строки форматов через запятую указываются имена переменных, которые необходимо вывести.
    Количество символов % в строке формата должно совпадать с количеством переменных для вывода. Тип каждого формата должен совпадать с типом переменной, которая будет выводиться на это место. Замещение форматов вывода значениями переменных происходит в порядке их следования.
    Пример на Си

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10

    #include
    int main()
    {
    int a = 5;
    float x = 2.78;
    printf("a=%d\n" , a);
    printf("x=%f\n" , x);
    getchar();
    return 0;
    }

    Результат работы программы

    Тот же самый код может быть представлен с использованием одного вызова printf :

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9

    #include
    int main()
    {
    int a = 5;
    float x = 2.78;
    printf("a=%d\nx=%f\n" , a, x);
    getchar();
    return 0;
    }

    Табличный вывод

    При указании формата можно явным образом указать общее количество знакомест и количество знакомест, занимаемых дробной частью:

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8

    #include
    int main()
    {
    float x = 1.2345;
    printf("x=%10.5f\n" , x);
    getchar();
    return 0;
    }


    Результат выполнения

    В приведенном примере 10 - общее количество знакомест, отводимое под значение переменной; 5 - количество позиций после разделителя целой и дробной части (после десятичной точки). В указанном примере количество знакомест в выводимом числе меньше 10, поэтому свободные знакоместа слева от числа заполняются пробелами. Такой способ форматирования часто используется для построения таблиц.


    Ввод информации

    Функция форматированного ввода данных с клавиатуры scanf() выполняет чтение данных, вводимых с клавиатуры, преобразует их во внутренний формат и передает вызывающей функции. При этом программист задает правила интерпретации входных данных с помощью спецификаций форматной строки.
    Общая форма записи функции scanf() :

    scanf ("CтрокаФорматов" , адрес1, адрес2,...);

    Строка форматов аналогична функции printf() .
    Для формирования адреса переменной используется символ амперсанд ‘&’ :
    адрес = &объект

    Строка форматов и список аргументов для функции обязательны.

    Пример на Си

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14

    // для возможности использования scanf
    #include
    #include // для перехода на русский язык
    int main()
    {
    float y;
    system("chcp 1251" ); // переходим в консоли на русский язык
    system("cls" ); // очищаем окно консоли
    printf("Введите y: " ); // выводим сообщение
    scanf("%f" , &y); // вводим значения переменной y
    printf("Значение переменной y=%f" , y); // выводим значение переменной y
    getchar(); getchar();
    return 0;
    }


    Результат работы программы:

    Функция scanf() является функцией незащищенного ввода, т.к. появилась она в ранних версиях языка Си. Поэтому чтобы разрешить работу данной функции в современных компиляторах необходимо в начало программы добавить строчку

    #define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS

    Другой вариант — воспользоваться функцией защищенного ввода scanf_s() , которая появилась несколько позже, но содержит тот же самый список параметров.

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10

    #include
    int main()
    {
    int a;
    printf("a = " );
    scanf_s("%d" , &a);
    printf("a = %d" ,a);
    getchar(); getchar();
    return 0;
    }



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: