Покрытие кинескопа. Выбираем кинескопный телевизор. Проблемы переработки и реализации

Кинескоп - приемная электронно-лучевая трубка с лю-минофорным экраном, преобразующая мгновенные значения сигнала изображения (видеосигнала) в последовательность световых импульсов, совокупность которых образует телевизионное (ТВ) изображение.

Принцип действия черно-белого кинескопа основан на возбуждении свечения люминофорного экрана сфокусированным электронным лучом, который под действием отклоняющей системы описывает на экране точку за точкой телевизионный растр 1 (см. рис., а).

Электронный луч (2) кинескопа формируется электронно-оптической системой (электронным прожектором) (1) и модулируется по интенсивности телевизионным электрическим сигналом. Яркость свечения люминофорного экрана (5) в каждой точке пропорциональна интенсивности электронного луча. Таким образом, на экране получается черно-белое телевизионное изображение.

Основными частями кинескопа являются стеклянная колба (стеклооболочка) (6), электронно-оптическая система (электронный прожектор) (1), формирующая электронный луч; лю-минофорный экран (5). На горловине кинескопа помещается отклоняющая система (9), с помощью которой формируется магнитное поле, обеспечивающее перемещение электронного луча в процессе развертки изображения. В связи с тем, что внутри кинескопа имеется высокий вакуум для исключения разрушения стеклооболочки под действием атмосферного давления или случайного удара, кинескоп снабжается взрывоза-щитным устройством в виде металлического бандажа (4), охватывающего стекло по периметру экрана и создающего усилие сжатия.

Стеклянная колба кинескопа состоит из горловины, конической части и фронтального стекла. Фронтальное стекло изготавливают из так называемого контрастного стекла, представляющего собой нейтральный светофильтр. На внутреннюю поверхность фронтального стекла экрана нанесен люми-нофорный слой (5), обладающий свойством светиться белым цветом под воздействием потока электронов, причем яркость свечения прямо пропорциональна кинетической энергии элек-

тронного потока. Поверх люминофора нанесена зеркальная алюминиевая пленка толщиной 0,05-0,2 мкм, исключающая возможность проникновения к люминофору разрушающих его массивных отрицательных ионов, излучаемых катодом кинескопа. Электроны же свободно проникают через эту пленку. Пленка также значительно увеличивает яркость и контрастность изображения, так как она отражает в сторону зрителя свет, испускаемый люминофором, и устраняет засветку от внутренних стенок колбы.

Алюминиевый слой на экране переходит в алюминиевое покрытие (3) на стенках конической части колбы, которая заканчивается в зоне перехода от конуса к горловине и соединяется с графитовым покрытием (8) верхней части горловины кинескопа. От алюминиевого покрытия имеется вывод (7) на конической части колбы.

В цилиндрической горловине колбы помещен электронный прожектор (1). Электронным прожектором называется конструктивный узел кинескопа, который предназначен для формирования тонкого пучка быстролетящих электронов электронного луча.

Конструктивно электронный прожектор представляет собой систему цилиндрических электродов (см. рис., б) и состоит из катода подогреваемого типа (2), управляющего электрода-модулятора (3), ускоряющего электрода (4), фокусирующего электрода (5), анода (6). Детали прожектора соединены с выводами в цоколе, которым заканчивается горловина.

Оксидный катод (2) косвенного накала является источником электронов. Вблизи катода размещен модулятор (3) с отрицательным потенциалом относительно катода. На него подается телевизионный (ТВ) сигнал. Затем расположен ускоряющий электрод (4) с положительным потенциалом. Система этих трех электродов образует линзу предварительной фокусировки.

Катод (2) выполнен в виде цилиндра из никеля. На его торец, обращенный внутрь кинескопа, нанесен оксидный слой. Внутри катода расположен подогреватель (1) (нить накала из

вольфрамовой проволоки). Модулятор (3) цилиндр и служит для управления потоком электронов. На него подают небольшой отрицательный потенциал, изменяя который (регулятор яркости в телевизоре), уменшают или увеличивают поток электронов, проходящий через модулятор. Достигая экрана кинескопа, поток электронов вызывает свечение люминофора.

Ускоряющий электрод (4) также выполнен в виде полого цилиндра. Он предназначен для первоначального ускорения электронов, испускаемых катодом. Для этой цели на него подают положительный потенциал.

Фокусирующий электрод (5) предназначен для того, чтобы собрать электроны в очень тонкий луч. Чем меньше диаметр электронного луча, тем выше четкость изображения.

Анод (6) служит для придания электронам наибольшей скорости. Чем с большей скоростью электроны воздействуют на люминофор, тем ярче светится экран. Конструктивно анод состоит из цилиндра, который электрически соединен с проводящим слоем (аквадагом), нанесенным на внутреннюю часть конуса. От аквадага наружу сделан вывод для подсоединения высоковольтного провода. Анод также соединен с алюминиевой пленкой, покрывающей люминофор, определяя тем самым потенциал экрана (он всегда равен потенциалу анода).

На горловину кинескопа надета отклоняющая система (ОС) (9) (рис., а). На пути к экрану на электронный луч действует магнитное отклоняющее поле, создаваемое отклоняющей системой и направленное перпендикулярно направлению луча. С помощью ОС луч приводится в движение; последовательно пробегая по всему экрану, он вызывает свечение люминофора и образует, так же как и в передающей трубке, растр. Экран светится ровным белым цветом. Когда на модулятор (3) (рис., б) поступает видеосигнал, несущий информацию об оптическом изображении, то на экране возникает это изображение. Так происходит потому, что видеосигнал то увеличивает, то уменьшает отрицательный потенциал на модуляторе, тем самым уменьшая или увеличивая поток электронов. Поскольку луч движется по экрану, то в соответствии с изменением тока, поданного на модулятор видеосигнала, происходит чередование менее и более светлых участков изображения. Совокупность этих участков на экране и составляет черно-белое изображение.

Основными параметрами черно-белых кинескопов, характеризующими качество телевизионного изображения, являются: яркость, контрастность, разрешающая способность.

Яркость кинескопа (L) определяется светоотдачей (С) (эффективностью) люминофора, прозрачностью фронтального стекла экрана (т), режимом работы кинескопа и площадью растра (S):

где 1 а - рабочий ток анода;

U а - рабочее напряжение на аноде;

U - напряжение пробивания алюминиевой пленки.

Яркость современных черно-белых кинескопов составляет 150-200 Кд/м 2 . Принятая в телевидении частота полей 50 Гц позволяет получить немигающее изображение. Однако при больших яркостях (более 200 Кд/м 2) мерцания становятся заметными.

Под контрастностью понимают отношение яркости светящихся участков экрана (Lcb), возбуждаемых электронным лучом, к яркости темных участков экрана Lm, не возбуждаемых электронным лучом:

Величина контрастности зависит от размера этих участков, так как темные участки экрана подсвечиваются от светлых за счет внутренних отражений света в стекле, создающих ореол вокруг каждой светящейся точки. Значение контраста современных кинескопов при номинальном размере растра составляет 150-200.

Разрешающая способность характеризуется наименьшим размером детали, которую можно наблюдать на н: юОраж ниц; выражается числом раздельно наблюдаемых черных плюс белых линий, отнесенных к высоте растра. Разрешающая способность черно-белых кинескопов не менее 500-5-550 линий в центре и на углах.

Выбираем кинескопный телевизор

Катодно-лучевой кинескоп (его еще называют электронно-лучевой трубкой, ЭЛТ) - это технология, дошедшая до нас из прошлого века. Серийный выпуск первых телевизоров, работавших по такому принципу, начался в далеком 1939 году. Тем не менее столь почтенный возраст этой технологии является, скорее, ее достоинством, чем недостатком, ведь кинескопные телевизоры используются и сегодня, а значит, они вполне удовлетворяют запросам любителей проводить свободное время у голубых экранов. Так что в данном случае снисходительное словосочетание «прошлый век» означает вовсе не «старье», а проверенные временем традиции.

В наше время наибольшее распространение получили , о принципах работы этих устройств наиболее «продвинутые» потребители уже имеют представление. А вот о том, что находится внутри корпуса кинескопного телевизора, некоторые потенциальные покупатели и не подозревают.

Устройство и принцип работы кинескопного телевизора

Как уже упоминалось выше, основным элементом телевизора старого образца является катодно-лучевой кинескоп (в англоязычном варианте Cathode Ray Tube, CRT). В этом устройстве происходит процесс формирования телевизионной «картинки», которая затем отображается на экране.


На рисунке цифрами обозначены:

1 - электронные пушки (три - у цветных телевизоров, одна - у черно-белых);
2 - электронные лучи;
3 - фокусирующие катушки;
4 - отклоняющие катушки;
5 - анодный вывод;
6 - теневая «маска», отфильтровывающая красные, зеленые и синие части «картинки»;
7 - слой фосфорсодержащего люминофора, покрывающий внутреннюю поверхность экрана, с областями красного, зеленого и синего свечения;
8 - увеличенное изображение люминофорного покрытия внутренней стороны экрана.

По сути, электронно-лучевая трубка представляет собой стеклянную колбу, внутри которой создается вакуум. Под воздействием электричества электронные пушки (1) начинают испускать лучи (2), которые проходят сквозь трубку кинескопа. Эти лучи, являющиеся направленными потоками электронов, улавливаются системой фокусирующих и отклоняющих катушек (3, 4). Электромагнитные катушки перенаправляют лучи на анодный вывод (5), подающий электроны на маску-фильтр (6), разделяющую общий поток на цветовые составляющие. В самых старых моделях черно-белых телевизоров цветной фильтр, естественно, отсутствовал.

Процесс появления изображения на экране можно описать следующим образом. После формирования и фильтрования световых потоков лучи попадают на внутреннюю, невидимую для зрителей поверхность телеэкрана (7). Люминофорное покрытие состоит из красных, зеленых и синих частиц, которые светятся под воздействием луча соответствующего цвета. Покрытая люминофором поверхность освещается не полностью, подсвечиваются лишь отдельные частицы вещества - таким образом посылаемые анодным выводом лучи формируют на экране быстро перемещающееся световое пятно. Это пятно движется по экрану построчно, слева направо и сверху вниз, но перемещение происходит очень быстро, неуловимо для человеческих глаз, поэтому зритель видит целостное изображение. Соответственно, чем больше частота обновления экрана (период «пробегания» светового пятна от первой до последней точки), тем качественнее получается изображение.

Трубка кинескопа располагается перпендикулярно поверхности экрана, а это значит, что она занимает достаточно много места под корпусом телевизора. Именно поэтому корпус такого устройства отличается столь внушительными габаритами и сделать его супертонким, как у современных плазменных или жидкокристаллических телевизоров, невозможно по чисто технологическим причинам. Не удивительно, что кинескопные аппараты получили в народе нежное прозвище - «ящики»!


Основные технические характеристики кинескопных телевизоров

Теперь, когда мы получили общее представление о работе кинескопа, можно приступать к выбору телевизора. В принципе основные параметры, на которые следует ориентироваться при выборе, вполне очевидны. Тем не менее неопытные покупатели могут не обратить внимания на достаточно важные технические подробности, которые испортят все удовольствие от просмотра любимого сериала или важного спортивного матча.

1. Размер и форма экрана

Приобретая «окошко» в огромный мир телевидения, важно не прогадать с размерами, иначе разглядеть удастся не так уж много. Очевидно, что телевизоры с наибольшей диагональю экрана отличаются большими габаритами, поэтому владельцам малометражных гостиных придется умерить свои аппетиты. В кинескопных телевизорах по мере возрастания размера экрана увеличиваются не только высота и ширина, но и глубина корпуса, а значит, делая ставку на крупный экран, незадачливый покупатель может столкнуться с большой проблемой: обновка займет слишком много свободного пространства в комнате.

Самые маленькие ЭЛТ-телевизоры имеют диагональ 10 дюймов - просмотр передач на них нельзя назвать комфортным. Оптимальный минимум - это 14-15 дюймов, телевизоры с такими параметрами выпускают практически все известные фирмы. Еще более популярны экраны с диагональю от 20 до 25 дюймов. Телевизоры с такими габаритами прекрасно вписываются в среднестатистическую квартиру и обладают, как правило, полным набором наиболее востребованных функций. Самыми большими считаются 29-дюймовые кинескопные телевизоры, однако в продаже можно найти модели и с 34-дюймовым экраном. Это настоящие гиганты, они подходят только для очень больших помещений и обычно устанавливаются на специальные тумбы, поставляемые в комплекте или по заказу.

При выборе телевизора важно помнить и о таком параметре, как наиболее комфортное расстояние просмотра.


Ориентируясь на эту таблицу, несложно определить примерное расположение мебели в зоне отдыха гостиной, а именно, расстояние, на которое должны быть разнесены телевизионная подставка и диван или кресла. Приобретая ЭЛТ-телевизор, необходимо заранее планировать место его установки. Если он будет стоять в мебельной нише, то обязательным условием является наличие зазора между стенками ниши и корпусом устройства, при этом нельзя перекрывать доступ воздуха к вентиляционным отверстиям. В противном случае телевизор перегреется и выйдет из строя.

Формат экрана также немаловажен. При классическом соотношении ширины и высоты 4:3 удобнее всего просматривать обычные телевизионные передачи. Широкоформатные экраны с соотношением сторон 16:9 идеальны для просмотра видеофильмов, поэтому, если телевизор будет чаще всего работать в паре с DVD-проигрывателем, широкий формат более предпочтителен. Существует еще несколько менее популярных форматов, позволяющих получить изображение с минимальным искажением. В современных моделях телевизоров есть функция автоматической подстройки формата.

Соотношение форматов экранов

Четкость изображения зависит от геометрии экрана. Выпуклый кинескоп достаточно сильно искажает «картинку». Чтобы получать изображения с максимальной реалистичностью, лучше приобрести телевизор с плоским или суперплоским экраном.

2. Частота развертки - это один из показателей качества изображения. В соответствии с описанным выше принципом работы кинескопа изображение на экране появляется благодаря свечению люминофорных частиц. Именно частотой развертки и определяется скорость перемещения светового пятна по экрану. В старых моделях телевизоров этот показатель равнялся 50 Гц, поэтому зрителю казалось, что «картинка» мерцает. При длительном просмотре телепередач нестабильное изображение становилось причиной сильной усталости глаз. Современные кинескопы обеспечивают частоту развертки 100-120 Гц - этот показатель считается оптимальным для телевизоров с большой диагональю, где нестабильность изображения особенно заметна.

Следует отметить, что при частоте обновления экрана 100 Гц иногда наблюдается эффект шлейфа от быстро перемещающихся в кадре предметов. Для стабилизации «картинки» фирмы-производители используют специальные технологии. Приобретая крупногабаритный телевизор, стоит обратить внимание на технологию стабилизации изображения: для это Digital Plus, для - Digital Scan Natural Motion, для - Super Digital, для - Digital Mastering или Intelligent Mastering, в зависимости от модели.

3. Динамики

Телевизионные программы - это не только визуальный ряд, поэтому мощное и качественное звучание является одной из основных технических характеристик. Небольшие телевизоры часто оснащаются одиночными динамиками, в то время как в крупногабаритных моделях устанавливают только стереоколонки. Вне зависимости от количества динамиков они всегда располагаются на фронтальной поверхности корпуса, обычно снизу или по бокам от экрана.

Стандартное расположение динамиков под экраном (слева) и по бокам экрана (справа)

Дорогие современные ЭЛТ-телевизоры часто имеют встроенные сабвуферы, которые передают звук низкой частоты, и системы объемного звучания, выполненные по технологии Dolby Pro Logic или Dolby Digital.

4. Разъемы для подключения внешних устройств

Как известно, телевизор не может работать сам по себе, для приема сигнала ему нужны внешняя антенна или цифровой кабель. Пожалуй, среди современных телевизоров невозможно найти ни одной модели, которая оснащалась бы только разъемом для антенны. Для полноценного использования необходимы еще, как минимум, аудио- и видеовыходы, к которым подключают видеомагнитофон и DVD-проигрыватель.

Минимальный набор разъемов: гнездо для телеантенны и RCA-разъемы для аудио- и видеосигналов

Кроме того, в наборе разъемов не окажется лишним аналоговый порт VGAи универсальный порт SCART - к нему можно подключать мультимедийную аппаратуру, спутниковый или цифровой ресивер.

5. Способ управления телевизором

Пульт дистанционного управления давно уже стал неизменным атрибутом телевизора. Это простое и удобное в использовании устройство позволяет переключать каналы, регулировать уровень звука и выполнять многие другие процедуры, не вставая с дивана. Тем не менее на лицевой панели телевизора, как правило, можно найти основные кнопки управления, дублирующие соответствующие клавиши пульта, обычно это кнопка включения, регуляторы громкости и кнопки перехода по каналам.

Кнопки управления, расположенные на корпусе телевизора

Выбирая телевизор, не стоит покупать такую модель, на корпусе которой был бы продублирован весь набор кнопок пульта управления - такое устройство будет слишком громоздким. Достаточно только основных клавиш, которые можно использовать, если в пульте сели батарейки.

Достоинства и недостатки ЭЛТ-телевизоров

Поскольку с основными техническими характеристиками ЭЛТ-телевизоров мы уже разобрались, необходимо еще рассмотреть сильные и слабые стороны этих устройств.

Достоинства:

  • низкая цена;
  • большое разнообразие моделей;
  • хорошее качество изображения;
  • реалистичная цветопередача;
  • продолжительный срок службы (около 15 лет).

Недостатки:

  • большие габариты и вес;
  • негативное влияние на зрение при длительном просмотре.

Основные элементы цветного кинескопа:- корпус (колба) кинескопа с глубоким вакуумом;
электронная оптическая система с тремя
электронными пушками;
-отклоняющая система (ОС), обеспечивающая
развертку растра по экрану;
-теневая маска, разделяющая электронные лучи,
препятствующая попаданию их на люминофоры
“чужого” цвета;
-люминофоры первичных цветов, на внутренней
поверхности экрана, преобразующие энергию
электронного луча в световую соответствующего
цвета.

Поверхность экрана кинескопа Trinitron фрагмент боковой поверхности цилиндра,
в обычных кинескопах экран
-фрагмент сферы большого радиуса, в Trinitron
отсутствуют геометрические искажения по
вертикали.

Соотношение радиуса кривизны экрана и диагонали кинескопа

Последние модели цветных
кинескопов имеют
сверхплоские экраны со
спрямленными углами
(FST - Full Square Tube,
FSQ - Flat and Square,
Flat,Super Flat, Ultra Flat).

Для увеличения контрастности:

- светопоглощающее покрытие из графита
между “зернами” люминофоров, Black Matrix;
- затемнение стекла экрана;
- антибликовое покрытие.
В самых последних моделях поверх люминофорных триад
Люминофоры излучают свет в широкой полосеприменение цветофильтров улучшает чистоту цвета.
Светофильтры ослабляют засветку люминофора внешним
светом в “чужих” спектральных полосах, поглощая его.

Эволюция цветных кинескопов:

Эволюция
цветных кинескопов:
1.Уплощение поверхности экрана.
Степень уплощенности характеризуется радиусом кривизны R
условного кинескопа со сферическим экраном.
2. Повышение контраста за счет применения “черных
матриц”, затемненных стекол, антибликовых покрытий.
3.Применение теневых масок из инвара - почти исключает
нарушение чистоты цвета из-за нагрева маски. В кинескопах со
стальной маской, на светлых участках -нарушение чистоты цвета
(локальная термическая деформация маски)

4.Примение прецизионной электронной оптики, для
получения малой апертуры электронных лучей
на люминофоре (диаметр луча 0,1- 0,2 мм).
5.Усовершенствование отклоняющих и
фокусирующих систем.
Уплощение экрана ужесточает нормы на геометрические параметры
изображения и сведение лучей в центре и на краях изображения. Для
одинаковой четкости изображения по всему экрану в больших кинескопах
029") -динамическая фокусировка - Dynamic Multiple Focus

BIO-кинескопы

Кинескопы с керамическим
покрытием теневой маски,
уменьшающем ее тепловую деформацию.
материал покрытия преобразует энергию в тепловое
излучение, которое положительно влияние на
живые организмы…?))
поэтому они называются
BIO

Внутри колбы кинескопа:
3 электронных прожектора - 1,
формируют 3 электронных луча - (2)
трех основных цветов R, G и B.
состав прожекторов:
катод- 4;
подогреватель- 3;
модулятор (управляющий электрод)- 5;
ускоряющий электрод- 6,
фокусирующий электрод –7, анод -8.
Отклоняющая система - 9 /общая для всех лучей/ 2 строчные и 2 кадровые отклоняющие катушки.
Блок полюсных наконечников 10 - часть системы радиального
сведения лучей.Анод - графитовое покрытие стекла колбы
внутри раструба и передней части горловины и соединенные с
ним цилиндры: а, б и в.

Экран - состоит из триад люминофоров.
R - Y2O3E4;
G - (ZnCd)SAg
B - ZnCdAg
Несоблюдение точности расположения точек люминофора искажает
цветовоспроизведение. Перед экраном -цветоделительная маска -11
, для попадания ЭЛП только на люминофоры «своих» цветов.

Масочные кинескопы

дельтавидные
планарные

Маска - стальной лист толщиной 0,15 мм с круглыми отверстиями
(D = 0,3 мм), число которых = числу элементов.
Катоды всех ЭЛП -под углами в 120°
в плоскости, перпендикулярной оси трубки. Оси симметрии
прожекторов наклонены к оси трубки на 1° (+2").
После прохождения сквозь отверстия лучи расходятся, попадая
каждый на свою точку люминофора

Трехлучевой кинескоп со щелевой маской и компланарной оптикой

Люминофорный
экран
Красный луч
Зеленый луч
Синий луч
Электронные
пушки
Теневая маска
со щелями

B
G
R
B
G
R

Преимущества планарного кинескопа:
1. Упрощаются условия сведения лучей.
2. Повышается яркость свечения экрана, из-за большей
прозрачности щелевой маски.
3. Улучшается чистота цвета (при сдвиге луча в вертикальном
направлении он продолжает засвечивать свою люминофорную
полоску.
4. Используется метод самосведения лучей
5. Магнитное поле Земли не влияет на чистоту цвета.
Нз
Нз

Для самосведения - формы отклоняющих
катушек и плотности распределения витков,
создающих неравномерное отклоняющее поле.
Общая для трех лучей ОС сконструирована т.о, что поле
горизонтального отклонения подушкообразное,
а вертикального -
бочкообразное.

Результирующее поле самосведения

Образует электромагнитную линзу, совмещающую три луча в
плоскости маски по всей ее площади, несмотря на
уплощенную форму экрана и маски. Корректирует
трапецеидальные искажения красного и синего растров,
которые возникли бы при отклонении равномерным полем,
т.о., отпадает необходимость в динамическом сведении лучей
Установку и юстировку отклоняющей системы
на горловине кинескопа производят при изготовлении,
после чего прочно закрепляют (наклеивают).

Подойдем к экрану включенного телевизора и пристально приглядимся к нему (лучше, через увеличительное стекло). Мы увидим, что изображение состоит из мельчайших точек или полосок . Эти точки переливаются цветами, становятся то тусклее, то ярче, но стоит отойти от экрана на шаг — и перед нами снова движущаяся картинка. Человеческий мозг обладает способностью «собирать» из сливающихся воедино точек целую картинку, а последовательность быстро сменяющихся неподвижных изображений мы воспринимаем как движущееся изображение.

Экран кинескопного телевизора — это видимая часть сложного электронного прибора, который называется и формой отдаленно напоминает грушу.

Там, где у груши черенок, у кинескопа размещено устройство, которое называетсяать электронной пушкой . «Пушка» выстреливает электронными потоками (невидимыми глазу потоками мельчайших частиц) в направлении экрана.

Сам экран покрыт крошечными точками люминофора (именно их мы и видели через лупу). Люминофор — это вещество с особыми свойствами. При попадании на него электронного луча, он начинает светиться, и чем луч мощнее, тем ярче светится люминофор. На экране черно-белого телевизора изображение складывается из таких вот маленьких точек, которые «бомбардирует» электронный луч. Там, где на люминофор падает особенно мощный поток из «пушки» мы видим яркое свечение, то есть белый цвет. Там где луч послабее — серый. Те же точки, по которым «пушка» в это мгновение не «стреляет» , мы воспринимаем как черный цвет. Так из черных, серых и белых точек на экране складывается черно-белая картинка. Точки собраны в строки — идущие справа налево ряды. Всего таких рядов 625.

Да, но ведь на экране цветного телевизора мы видим не только черный, серый и белый цвета, но и красный, изумрудный, фиолетовый, оранжевый… Как же дело обстоит там? Устройство кинескопа цветного телевизора несколько сложнее. Здесь экран поделен на точки (или полоски), каждая из которых состоит из трех участков люминофора с разными свойствами. Один из участков при попадании на него электронного потока светится зеленым цветом, другой — синим, и третий — красным. Оказывается, все остальные цвета можно получить, смешивая только эти три.

Проведем небольшой эксперимент. Возьмем два карманных фонарика и наденем на стекло фильтры из прозрачной цветной пленки — на один красную, на другой зеленую. Теперь зайдем в темную комнату и направим оба фонарика на стену. Мы видим два круга — зеленый и красный. Теперь сдвинем их вместе. Там, где круги пересекутся появится участок желтого цвета! А если к двум фонарикам добавить третий, с синим фильтром, и совместить три круга, мы увидим еще три цвета — малиновый, бирюзовый и — там где пересекаются все три круга — белый.


Если бы у нас была возможность сделать так, чтобы один фонарик светил ярче, а другой слабее, то на пересечении кругов получались бы другие оттенки цветов. В них было бы, скажем больше красного, но меньше зеленого, или больше зеленого, но меньше синего. Так можно получить любой цвет — и оранжевый, и лиловый, и бежевый.

Теперь мы понимаем, что для того, чтобы на экране телевизора появилось полноцветное изображение, одного луча из электронной пушки недостаточно . Нужно чтобы каждый из участков люминофора — красный, синий и зеленый — «обстреливался» отдельным лучом. Заставляя светиться эти разноцветные участки то ярче, то более тускло, три луча будут создавать в точке экрана любой цвет, смешивая всего три «самых главных» из них.

Остается самый интересный вопрос. Ведь если электронная пушка черно-белого телевизора «выстреливает» всего одним лучом всего в одну крохотную точку, а в цветном телевизоре таких луча три, то как же возникает изображение одновременно на всем экране? Да еще при этом получается движущаяся картинка.

Действительно, в каждое мгновение три электронных луча «бомбардируют» только одну точку экрана. Но это мгновение настолько коротко, что за секунду лучи «оббегают » все точки люминофора на экране 25 раз . Это настолько быстро, что человеческий глаз видит на экране лишь непрерывно меняющееся изображение. Происходит это благодаря тому, что люминофор после встречи с электронным лучом гаснет не сразу, а еще некоторое время сохраняет свечение. Именно поэтому, пока телевизор не выключен, экран его никогда не гаснет.

Специальные электромагниты , управляемые электрическими сигналами, направляют электронные лучи, заставляя их оббегать все строки экрана за считанные доли секунды!

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Телевизоры, имеющие в своей конструкции кинескопы, давно сменились плазменными и жидкокристаллическими устройствами. Однако есть люди, в домах которых ещё можно увидеть эти приборы. Из-за долгого срока службы они часто выходят из строя, поэтому, несмотря на развитие технологий, ремонт кинескопных телевизоров до сих пор является востребованной услугой.

Устройство кинескопа

Роль главной детали в телевизионном приёмнике старого образца выполняет электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), называемая кинескопом. Принцип её действия основывается на электронной эмиссии. Механизм такой трубки включает в себя:

  • электронные пушки;
  • фокусирующие и отклоняющие катушки;
  • анодный вывод;
  • теневую маску для разделения цветных изображений;
  • слой люминофора с разными зонами свечения.

Кинескоп, изготовленный из стекла, внутри покрывают дискретным люминофором. Покрытие состоит из триад - совокупности трёх точек, каждая из которых соответствует красному, синему и зелёному цвету.

Точка, входящая в триаду, принимает на себя луч, исходящий от конкретной электронной пушки, и начинает испускать свет разной интенсивности. Для достижения необходимого оттенка в конструкцию трубки встраивают специальные металлические решётки теневого, щелевого или апертурного типа.

Принцип работы

Чтобы изображение появилось на экране телевизора, луч, выпущенный электронной пушкой, должен последовательно коснуться всех точек в направлении слева направо и сверху вниз, вызвав их свечение. Скорость распространения луча по экрану должна достигать 75 раз в секунду , иначе точки будут гаснуть. Если скорость снизится до 25 раз в секунду, это вызовет мерцание картинки.

Чтобы лучи, коснувшиеся люминофорного покрытия, отражались от него, на горловину кинескопа крепится система, состоящая из четырёх катушек. Создающееся на них магнитное поле способствует отражению лучей в нужном направлении. Отдельные светящиеся точки складываются в единое изображение под действием управляющих сигналов. За каждое направление движения луча отвечает конкретная развёртка:

  • строчная обеспечивает прямой горизонтальный ход;
  • кадровая отвечает за вертикальное движение.

Кроме прямых траекторий имеются зигзагообразные (от верхнего левого к нижнему правому углу монитора) и обратные ходы. За движение в обратном направлении отвечают сигналы с выключенной яркостью.

Основной технической характеристикой кинескопного экрана считается кадровая частота, измеряемая в герцах. Чем она выше, тем устойчивее будет изображение. Произведение частоты вертикальной развёртки на число строк, выводимых в одном кадре, определяет параметр частоты строк в килогерцах. В зависимости от способа форматирования картинки (построчного или чересстрочного) чётные и нечётные строки могут появляться по очереди либо сразу в течение одного периода кадровой развёртки.

Другой важный параметр - размер люминофорных точек . Он влияет на чёткость выводимого изображения. Чем мельче точки, тем лучше. Чтобы картинка на экране была качественной, расстояние между ними должно составлять 0,26-0,28 мм.

В чёрно-белых телевизорах экран электронно-лучевой труби полностью покрывается люминофором, испускающим только белый свет. Электронный прожектор, закреплённый в горловине трубки, формирует тонкий луч, который производит сканирование экрана по строкам и способствует свечению люминофора. Интенсивность такого свечения регулируется силой видеосигнала, содержащего всю информацию об изображении.

Возможные проблемы

При работе кинескопного телевизора могут возникать разные неполадки. Причина их возникновения кроется в поломке деталей электронно-лучевого механизма.

Выход из строя питающего блока приведёт к тому, что прибор не будет включаться. Для проверки его работоспособности нужно сначала отключить каскад строчной развёртки, выполняющий роль нагрузки, затем впаять в схему бытовую лампу. Отсутствие света в лампе говорит о том, что блок питания неисправен.

Выявление проблем в строчной развёртке осуществляется с применением такой же лампы. Постоянное её свечение сигнализирует о неисправности выходного транзистора. В нормальном состоянии лампа должна вспыхивать и гаснуть.

При светящейся горизонтальной полосе следует обратить внимание на развёртку кадров. Чтобы восстановить её работу, потребуется снизить уровень яркости, тем самым защитив люминофорный слой. Дополнительно нужно проверить исправность задающего генератора и выходного каскада. При этом обязательно следует учитывать, что их рабочее напряжение находится в диапазоне 24-28 вольт.

Полное отсутствие свечения чаще всего может быть вызвано проблемами с питанием кинескопа. В процессе диагностики потребуется проверить нить накала и уровень напряжения на ней. Если целостность нити не нарушена, тогда выходом станет наматывание обмотки . Замены трансформатора в этом случае не потребуется.

При проблемах с блоком цветности и видеоусилителем пропадает звук. Противоположная ситуация, когда при наличии звука не будет изображения, означает наличие неполадки в низкочастотном усилителе. Если вместе со звуком исчезнет изображение, тогда причину стоит искать в неисправно работающем радиоканале , запускающем видеопроцессор и тюнер.

Услуги по ремонту телевизоров

Для устранения неполадок в работе телевизионного приёмника своими силами необходимо иметь соответствующие знания об устройстве и работе кинескопа. Если таких знаний нет, лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам. Найти фирму, производящую ремонт ЭЛТ телевизоров, не составит труда.

Большинство таких фирм предоставляет клиентам удобный способ ремонта (в мастерской или на дому) и бесплатную диагностику. Опытные мастера быстро диагностируют проблему и устраняют её, используя для этого качественные детали, рекомендованные производителями телевизоров, и современное оборудование. На все проведённые работы даётся гарантия. Все проблемы, возникшие в период действия гарантийного срока, устраняются бесплатно

.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: