Основные объекты операционной системы и работа с ними. Основные объекты и приемы управления WINDOWS Общий вид представления примеры

Основными объектами Windows являются файлы, папки и ярлыки.

Файл – поименованная совокупность данных на внешнем носителе. В ОС Windows они также называются документами . Имя файла состоит из собственно имени и расширения. Имя может содержать до 255 символов и включать цифры, пробел и некоторые специальные символы (! @ # $ % ^ & () { } _ -). Расширение уточняет вид информации, находящейся в файле.

Например: doc txt frm wri - текст

Bmp pcx tif pif wpg jpg - графика pst pab – электронная почта dbf db – базы данных xls – электронная таблица lib obj dll - библиотеки hlp – файлы помощи arj zip rar – архивные файлы

Кроме того, в Windows с каждым из файлов связывается пиктограмма, соответствующая типу файла, обусловленному расширением.
Например:

Открыть файл можно двойным щелчком по его пиктограмме. Файлы регистрируются в папках (каталогах). Папка – это способ организации и представления системных ресурсов. Папка может содержать другие папки (вложенные), файлы, а также такие объекты как принтер, диски и т.д.

Папки бывают:

Окно – прямоугольная область экрана, предназначенная для отображения на экране объектов, элементов управления и информации. В ОС Windows можно выделить четыре вида окон:

Диалоговыми окнами пользуются, когда надо что-либо настроить или изменить. В отличие от окон папок, диалоговые окна не стандартны, хотя и стандартизированы за счет применения типовых элементов управления.

Большинство диалоговых окон содержат больше информации, чем может разместиться на одной экранной странице окна. В этом случае в диалоговом окне создаются вкладки . Переключение между вкладками выполняют щелчком мыши на ее названии.

Диалоговые окна обычно содержат командные кнопки , которые служат для выполнения команд.
Например:

  • ОК – закрытие окна с сохранением всех выполненных в нем настроек.
  • Отмена - закрытие окна без сохранения внесенных изменений.
  • Обзор… - открывает диалоговое окно, с помощью которого удобно выполнить поиск и выбор объекта.
  • Печать – печать на принтере текущих параметров настройки.
  • Далее>, <Назад - переход к следующему этапу работы программы-мастера или возврат к предыдущему этапу.

В диалоговых окнах также может содержаться много других разнообразных элементов управления,
например:

  • Текстовое поле – область ввода текстовой информации с клавиатуры;
  • Список, Поле со списком, Раскрывающийся список – позволяют выбрать один параметр из заданного набора;
  • Переключатели – позволяют выбрать только один вариант настройки из нескольких;
  • Флажки – похожи на переключатели, но в отличие от них может быть установлено одновременно несколько флажков;
  • Счетчик – для ввода числовых параметров;
  • Позиционируемый движок - наглядно осуществляет изменение регулируемых параметров.

Примеры диалоговых окон:

Образы представления классифицируются по нескольким основаниям: виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степени обобщенности образов; степени волевых усилий, необходимых для формирования образа; продолжительности сохранения образов и др.

По виду анализаторов , включенных в процесс формирования образа, выделяют зрительные, слуховые и двигательные представления.

Зрительные представления воспроизводят форму, габариты, цвет объекта. Вместе с тем в зрительных представлениях обычно выделяется какой-нибудь один параметр объекта, чаще всего связанный с постоянным занятием индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры будут привлекать больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению. Соответственно, все это отразится и на содержании образов представления этих людей. В образах представления у архитектора будут лучше и больше представлены детали, имеющие отношение к архитектуре.

Рисунок 8.1 – Классификация представлений

Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество и содержание этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.

Двигательные представления воспроизводят движение какой-либо части тела. Такие представления вызывают сокращения соответствующих

групп мышц. Экспериментально установлено, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в области гортани.

Единичные представления – это образы определенных конкретных объектов, в то время как общие представления – это обобщенный образ целой группы однородных объектов. Например, образ легкового автомобиля

– это обобщенный образ представление, образ своего собственного автомобиля – это единичный образ представления.

Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, что возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Например, направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся у него информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча и др. Сформированное в результате представление будет произвольным. А вот образ представления о состоявшейся встрече, возникший в сознании человека помимо его желания при отходе к ночному сну – это непроизвольное представление.

По продолжительности существования выделяют кратковременные и долговременные представления.

Кратковременные представления обеспечивают текущую деятельность, они существуют в течение долей секунд. Например, в процессе произнесения фразы возникает кратковременное представление, помогающее построить эту фразу.

Оперативные представления существуют до конца решения задачи.

Долговременные представления сохраняются в долговременной памяти, периодически используются. Они являются, как правило, профессиональными представлениями. Например, у специалиста по ITтехнологиям такими представлениями будут: программа, алгоритм, интерфейс, принтер, компьютер и др.

45. Индивидуальные особенности представлений .

Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объекта. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, в обеспечении взаимопонимания при деловом общении и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:

слуховые представления , то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (например, при подготовке к экзамену студенту-аудиалисту существенную помощь окажут возникающие у него звуковые образы представления в виде фрагментов лекций, воспроизводимых голосом лектора);

зрительные представления , то при воспроизведении материала предмета к нему на помощь приходят наглядные картины (фрагменты страниц конспекта или учебника);

двигательные представления , то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двигательные акты (мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.).

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в процессе индивидуального развития

человека еще не изучена в достаточной степени. Накопленные к настоящему времени экспериментальные данные показывают, что:

- первые представления у человека появляются примерно в возрасте полутора лет;

- к двум годам быстро развивается слухо-двигательные и речевые представления. Обеспечивающее быстрое освоение речи;

К 5-6 годам должное развитие получают зрительные представления (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Для этого необходимо накапливать перцептивную информацию в определенной области. Нельзя, к примеру, вызвать представление о возможной причине неисправности телевизора, если человек никогда не изучал его устройство и принцип действия.

46. Сущность речи и языка и их роль в жизнедеятельности человека.

Чаще всего, когда хотят подчеркнуть совершенство человека как представителя живого мира, называют его владение речью.

Как психический познавательный процесс речь позволяет человеку:

взаимодействовать с другими людьми при решении различных проблем повседневной жизни:

получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна процессам чувственного познания ощущению и восприятию (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики и др.);

изучать историю жизни на планете;

обогащать свои знания опытом предшествующих поколений;

обмениваться информацией с другими людьми.

Речь – это процесс практического использования языка в целях общения человека с другими людьми. Речь и язык – это не одно и то же. Речь

– это процесс общения, а язык – средство общения. Речь реализуется с помощью языка. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает, «оживляет» языковые символы. Речь не может существовать без субъекта общения. Язык же может существовать и развиваться сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.

Одним из общих элементов речи и языка является слово. В языковом аспекте можно сказать, что слово – это минимальный элемент (единица) языка, который может быть использован автономно в устной или письменной речи. Язык устанавливает за каждым словом конкретную смысловую нагрузку – значение . Значение слова есть, то что думает человек услышав это слово или увидев его в письменном виде.

Взятое в отдельности, слово представляет человеку то, что за ним стоит в обобщенном виде. Так, за словом «театр» в сознании человека воспроизводятся образы театров, в которых он сам бывал, о которых слышал или которые видел по телевизору.

Употребленное в речи совместно с другими, слово приобретает смысловое значение в соответствии с контекстом.

Контекст – это те окружающие слова, фразы, предложения, фрагменты разговора или даже ситуации общения, которые придают данному слову конкретное значение. Возьмем, к примеру, такой вопрос:

«Каково твое впечатление об этом театре?». Если вопрос задает один любитель-театрал другому, то значение слова «театр» относит собеседников к конкретному театру, приехавшему на гастроли в их город. Если же этот вопрос относится к участнику межличностного конфликта в трудовом коллективе, то значение слова «театр» окрашивается негативным чувством, связанным с неприятным событием социально-психологического плана – скандалом.

Таким образом, значение слова, имеющееся в уме одного из собеседников, должно быть передано партнеру по диалогу без искажений. Это и обязывает участников разговора позаботиться о помещении слова в контекстные рамки, ограничивающие уровень обобщенности этого слова.

47. Структура языкаи речи .

Структура языка включает в себя три основных элемента: фонемы, морфемы и грамматику.

Фонемы – это звуки, последовательное произношение которых приводит к образованию слов. Нарушение последовательности фонем или их замена приводят, как правило, к изменению значений слов. Например, в слове «кот» имеется три фонемы – «к», «о» и «т». Поставив фонемы в обратном порядке, получаем слово «ток» с совершенно иным значением. Тот же эффект будет, если заменить в слове «кот» последнюю фонему на «д».

Морфемы – это наименьшие лингвистические единицы, которые присущи значения. Они могут использоваться в языке либо самостоятельно («ад», «я», «однако»), либо в совокупности с другой морфемой («при»- открылся, «над»-стройка»). Морфемы могут быть как однофонемные, так и многофонемные.

Грамматика – система правил, по которым на данном языке строятся предложения (фразы). Благодаря соблюдению этих правил люди могут общаться, понимая истинный смысл сказанного. Грамматика имеет два аспекта - синтаксический и семантический.

Синтаксический аспект обеспечивает язык правилами соединения слов в предложении таким образом, чтобы правильно воспринимать их содержательную сторону. Сравним предложения «Четырнадцатое февраля – день Святого Валентина» и «Святого Валентина – четырнадцатый день февраля».

Семантический аспект связан с изучением значений слов в любом из их проявлений. Так, присоединение к слову «нести» морфем «от», «под», «у» существенно изменят смысловое значение этого слова.

К элементам функциональной структуры речи относятся речевые акты. Речевой акт – это выраженное словами сообщение, цель которого либо передача информации, либо стимулирование к действию. Наиболее распространенными речевыми актами являются декларативы, директивы, экспрессивы, репрезентативы, комиссивы.

Декларативный акт – это речевое действие, состоящее в сообщении (декларации) собеседнику информации с целью существенного изменения текущей ситуации. Например, взрослая дочь заявляет родителям: «Я выхожу замуж».

Директивный акт – это речевое распорядительное действие, вынуждающее собеседника выполнить то, что ему говорят. При этом распоряжение может быть выражено прямо или косвенно. Например,

заявление преподавателя нерадивому студенту: «Прошу вас больше не опаздывать на мои занятия» – это прямой директивный акт . Когда же сотрудник лаборатории говорит своему коллеге: «Сквозняк», имея при этом в виду не передачу информации, а скрытое требование прикрыть дверь или окно, – то это будет косвенный директивный акт.

Экспрессивный акт – речевое действие, ориентирующее собеседника на свободное, раскрепощенное поведение в данной ситуации. Например, хозяин говорит гостям: «Чувствуйте себя как дома».

Репрезентативный акт – это речевое действие, выделяющее объект среди подобных. Например, слова учителя истории об известной личности: «Он один из тех, кто достиг своей цели».

Комиссивный акт – это речевое действие, состоящее в принятии говорящим на себя каких-то обязательств. Например, в известном мультфильме мыши в очередной раз заявляют коту Леопольду: «Мы больше так не будем».

Современные компьютеры невозможно себе представить без наличия в них операционной системы - средства взаимодействия между пользователем и компьютером (программами и «железными» компонентами). Сегодня их можно насчитать десятки. Рассмотрим вопрос о том, что собой представляют главные объекты операционной системы на примере ОС Windows.

Форма организации взаимодействия между пользователем и операционной системой

На современном этапе развития компьютерной индустрии большинство разработчиков ОС используют методы объектно-ориентированного программирования и графические интерфейсы, позволяющие максимально упростить работу пользователя или обеспечить быстрый доступ к необходимой информации или настройкам.

Если ранее применялись ОС с пакетным вводом данных, когда нужно было задавать системе исполнение определенной команды путем ее ручного ввода, сегодня, благодаря наличию графического интерфейса, такая задача существенно упростилась. Пользователь не вводит команды, а нажимает кнопки для организации какого-то события, активации процесса, подтверждения исполнения программ, изменения настроек и т. д. Но какие же существуют объекты операционной системы, какую роль они исполняют, каковы их свойства, какие действия с ними можно производить? Рассмотрим основные понятия.

Основные объекты операционной системы

В свое время корпорация Microsoft при разработке первой версии Windows отказалась от использования организации работы, применяемой в DOS-системах. Само название ОС Windows свидетельствовало о том, что она состояла из окон в графическом представлении, что позволяло использовать так называемый режим многозадачности с быстрым переключением между программами, параметрами и настройками. Однако даже не в окнах суть.

Сегодня можно найти множество различных классификаций, однако в самом широком понимании объекты операционной системы можно представить в виде следующего списка:

  • графический интерфейс («Рабочий стол», окна, панели, меню, ярлыки и пиктограммы, переключатели, кнопки, интерактивные оболочки);
  • файловая организации файлов и каталогов);
  • приложения и документы (исполняемые элементы, программы или их совокупность, файлы, созданные в программах).

Интерфейс

Одно из главных мест отводится интерфейсу. Первое, что видит пользователь после старта ОС, - «Рабочий стол» и «Панель задач», на которых размещаются кнопки, ярлыки и другие вспомогательные элементы. Свойства объектов этого типа таковы, что с их помощью можно получить доступ практически ко всем функциям и возможностям ОС.

Особое внимание в этом плане отведено кнопке «Пуск» и вызываемому при нажатии на нее одноименному меню. Здесь расположено большинство ссылок на программы и основные настройки. Обратите внимание, что физически приложения находятся в другом месте, а в меню присутствуют только ярлыки, представленные в виде названий приложений или настроек с пиктограммами.

Пиктограммы или иконки как объекты операционной системы представляют собой небольшие графические изображения. Отличие ярлыков от пиктограмм состоит в том, что ярлыки, кроме названия программы или имени файла, описывают еще и некоторые свойства приложений, настроек или документов, а также указывают на месторасположение самого файла, подлежащего открытию. Для описания файлов используется еще указание на программу, с помощью которой его и можно открыть.

Меню являются средствами выбора действий пользователя. Условно их можно разделить на основные и контекстные (те, которые вызываются правым кликом). Однако организация основных меню входит в состав объектов, называемых окнами. И меню можно отнести также к элементам управления, поскольку именно в них пользователю предлагается выбор определенного действия.

Окна: разновидности и доступные операции с ними

Окна - это основные объекты (Windows или любой другой компьютерной ОС). В них имеется основное пространство, где отображается информация, или, как его еще называют, рабочая область. Также представлены специальные панели с основными меню, содержащими наборы команд или действий, кнопки быстрого доступа к тем или иным функциям, линейки прокрутки и т. д.

Действия с объектами операционной системы этого типа состоят в том, что их размеры можно уменьшать или увеличивать, сворачивать и разворачивать, производить быстрое переключение между программами, изменять масштабирование рабочей области и т. д. Кроме того, сами окна бывают основными и диалоговыми, что обеспечивает более тесное взаимодействие между программой и пользователем.

Элементы управления

И тут отдельно стоит остановиться на элементах управления. Главным элементом, если не учитывать планшетные ПК или смартфоны, а также сенсорные экраны, является курсор, при помощи которого можно перемещаться по всему интерфейсу, вызывать какие-то действия, производить изменение размеров и т. д.

Курсор «привязан» к мыши в стационарных ПК или к тачпаду в ноутбуках. В общих чертах курсор - это не только указывающий элемент. Например, при растяжении окон он меняет свой значок. Таким образом, даже по изменению состояния курсора всегда можно определить, какое именно действие производится или предполагается произвести в данный момент. Опять же, если на экране появляются песочные часы или вращающийся свидетельствует о том, что в данный момент происходит исполнение какого-то процесса и до завершения доступа к нему не будет.

Еще один управляющий элемент - экранная клавиатура, которая получила основное распространение на планшетах и смартфонах, когда подключение «железной» клавиатуры не предусмотрено.

Файлы и папки

Наконец, самым большим классом являются каталоги (директории, папки) и файлы, которые в совокупности образуют единую структуру, называемую файловой системой.

Файлы и папки с точки зрения компьютерной системы между собой не различаются, поскольку даже директории сами по себе являются файлами без расширения и также занимают определенное место на диске (причем для пустой папки может быть указан нулевой размер в файловом менеджере, но на самом деле это не так). Просто для удобства группирования сходных по каким-то признакам файлов и используется методика их объединения в один каталог.

В физическом плане, несмотря на то что некоторые файлы вроде бы присутствуют в какой-то директории, они могут располагаться в совершенно разных местах жесткого диска. Свойства объектов операционной системы этого типа определяются в первую очередь размером (занимаемым местом на жестком диске), местоположением в файловой структуре, типом и т. д.

И наверняка все знают, какие именно действия можно производить с обоими типами. Работа с объектами представленными в виде отдельных файлов или целых каталогов, сводится не только к простейшим операциям вроде копирования, удаления, переименования или перемещения. Для файлов, например, предусмотрен просмотр, редактирование, открытие в определенной программе (часто с возможностью самостоятельного выбора приложения) и многие другие действия.

Вместо итога

Но в целом это лишь краткий обзор основных объектов любой ОС. Заметьте, здесь мы не рассматривали организацию того же системного реестра только по той простой причине, что сегодня можно встретить и ОС, в которых он отсутствует как таковой (Linux), а структура ключей очень схожа с организацией файлов и папок. Собственно, и сами ключи являются файлами. Кстати сказать, приложения и программы - это тоже файлы или совокупность файлов, подлежащих выполнению средствами операционной системы.

Представления в жизни каждого человека играют свою роль – у одних людей преобладают зрительные представления, у других – слуховые, у третьих – двигательные представления. По той роли, которую играют представления, люди, отличаются друг от друга. В зависимости от преобладающего типа представлений они разделены на 4 группы. Помимо названных выше трех групп, есть группа лиц с представлениями смешанного типа.

Если прошлый перцептивный опыт лежит в основе представлений, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Исходя из этого, выделяют такие виды представлений:

  • Зрительные представления;
  • Слуховые представления;
  • Двигательные представления;
  • Осязательные представления;
  • Обонятельные представления;
  • Вкусовые представления;
  • Температурные представления;
  • Органические представления.

Это не единичный подход к классификации представлений, так, например, Б.М. Теплов считает, что классификацию представлений можно представить по таким признакам:

  1. По содержанию. В этом плане можно выделить представления математические, географические, технические, музыкальные и др.
  2. По степени обобщенности. Здесь можно говорить о частных и общих представлениях;
  3. По степени проявления волевых усилий – непроизвольные и произвольные представления. Классификация представлений по Б.М. Теплову показана на схеме.

Зрительные представления

В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.

Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.

Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.

Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.

Слуховые представления

К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».

Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.

Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.

Двигательные представления

К двигательным представлениям относятся образы движений разной степени сложности. Они всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Любое двигательное представление, как показали эксперименты, сопровождается сокращением мышц. Если, например, представить, что сгибаешь в локте руку, то приборы регистрируют сокращение, происходящее в бицепсах. Более того, даже мысленно произнесенное слово, приводит к сокращению в мышцах языка, губ, гортани. Получается, таким образом, что все тело человека является моделью самого себя.

Материальной основой двигательных представлений выступают слабые двигательные ощущения.

Двигательные представления можно разделить на группы:

  • Представления о движении всего тела;
  • Представления о движении отдельных частей. Как правило, эти представления являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами;
  • Речевые двигательные представления. Эти представления есть результат слияния рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

Два первых вида по-другому называют зрительно-двигательными, третий вид – слухо-двигательным. Более сложными являются представления о движении всего тела, в сравнении с отдельными частями тела.

Все основные типы представлений в какой-то мере связаны друг с другом, поэтому деление их на классы и типы очень условно.

Пространственно-временные представления

В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени. При этом представлении объекты могут быть представлены схематично и бесцветно, поэтому понятие «зрительный образ» к ним неприменим. Назвать их можно «схематичные представления».

В основном эти представления являются зрительно-двигательными, в основе которых лежат зрительные и двигательные представления. Пространственно-временные представления характерны для шахматистов, которые просчитывают разные варианты развития партии. Характерны они также для тренеров футбольных команд, представляющих схемы атак и защиты при игре, водителей, оценивающих дорожную ситуацию.

При изучении физико-технических дисциплин пространственно-временные представления тоже очень важны. Физики-теоретики оперируют именно пространственно-временными представлениями. Различают плоские и трехмерные пространственные представления.

По степени обобщенности выделяют представления общие, отражающие свойства ряда сходных предметов и единичные, основанные на наблюдении одного предмета. По волевым усилиям они могут быть непроизвольные и произвольные. Классификация основных видов представлений показана на схеме.

Основным понятием ООП и элементом программы является объект, сочетающий в себе как совокупность данных, так и действий над ними. Тип-объект в Тurbo Раsсаl напоминает тип-запись, однако вместо зарезервированного слова rесоrd используется слово оbject, а кроме полей, представляющих данные, в нем перечислены и заголовки подпрограмм, называемых методами. При задании та­кого типа после зарезервированного слова оbject перечисляются все поля объек­та и заголовки методов, после чего пишется слово еnd. Так, в рассматриваемом примере используется тип (Соnnection (связь элементов):

tCоnnection = оbject

РredElem: Роinter;

NextElem: Pointer;

В этом типе РredЕlem и NextЕlem - указатели на предыдущий и последующий элементы в структуре (если соответствующего элемента нет, указатель имеет значениеnil ). Используются указатели типа Роinter, т.к. элементы могут быть различными: они могут быть и элементами строки, и строками. Далее идут заголовки двух процедур и двух функций, позволяющих либо задавать, либо получать значения указателей объекта.

Естественно, что затем все используемые методы должны быть описаны так же, как это делается для подпрограмм в модулях. При этом Допускается записывать сокращенный заголовок метода, однако перед ним следует через точку записать имя типа-объекта, к которому относится данная подпрограмма:

рrосеdure tConnection.РutPredElem;

РredЕlеm:=РredЕl;

Это нужно потому, что несколько разных методов, относящихся к разным объектам, могут иметь одно и то же имя, как и поля в разных типах-записях.

Некоторые объекты программы, особенно находящиеся в начале иерархичес­кого дерева, могут и не соответствовать каким-либо реальным объектам. Так, например, объекты типов tСоnnection (связь), tStructure (структура) и tOperation (операция) не имеют какого либо физического воплощения - они указывают лишь на некоторые двойства других, реальных объектов, таких, как строки, эле­менты строк. Однако выделение этих общих свойств в отдельные объекты бывает удобно, т. к. позволяет затем не повторять их многократно при описании уже ре­альных объектов. Такие объекты называются абстрактными, и переменных таких типов в программе, как правило, не бывает.

12.2.1. Инкапсуляция

Под термином "инкапсуляция" понимается совмещение в одном объекте как параметров, так и действий над ними. При этом включенные в объект подпрограммы (методы), как правило, оперируют с данными этого объекта или обращаются к методам объектов-предков (см. п. 14.2.2). Это позволяет объединить в одном месте все свойства объекта, что облегчает понимание работы программы, ее отладку, модификацию. Так, например, все свойства связей между элемента­ми в структуре, текста сосредоточены в типе tСоnnection. Как правило, к данным объекта извне непосредственно не обращаются, хотя это и возможно. Для обра­щения к данным обычно используют соответствующие методы. Так, в рассматри­ваемом примере для этой цели служат четыре метода РutPredElem, РutNextElem, GetPredElem и GetNextElem, с помощью которых можно задавать и получать зна­чения указателей на предыдущий и последующий элемент. Это обстоятельство не является надуманным. В нашей повседневной жизни так обычно и происхо­дит - мы используем те, или иные параметры опосредованно. Если взять уже упоминавшийся пример с компьютером, то у него есть такой параметр, как размер свободной памяти на жестком диске. Однако вряд ли владелец компьюте­ра для определения этого параметра будет непосредственно отсчитывать байты - для этой цели служат специальные подпрограммы.

Такое опосредованное обращение к данным позволяет избежать во многих случаях непредвиденных нежелательных изменений параметров. В Тurbo Раscal с этой целью используется специальное зарезервированное слово рrivate (приватный), в принципе запрещающее непосредственное обращение к тем или иным данным и методам объекта вне модуля, в котором описан объект. В версия 7.0 (приватная секция может размещаться в любом месте объекта (раньше -только в конце (после обычных, доступных параметров и методов). Так, если необходимо запретить из основной программы обращаться к данным объекта типа tСonnection (напомним, что основная программа редактора находится в отдель­ном файле), этот тип можно описать следующим образом:

tCоnnection = оbject

рrосеdure РutPredElem(PredEl: Pointer);

рrосеdure РutNextElem(NextЕl: Роinter);

function GetPredElem: Роinter; I

function GetNextElem: Роinter;

private

РredElem: Роinter;

NextElem: Pointer;

Если приватная секция находится не в конце объекта, то для ограничения диа­пазона действия зарезервированного слова р rivate следует после приватной секции поместить зарезервированное словоpublic (доступный извне) -только в вер­сии 7.0:

tCоnnection = оbject

РredElem: Роinter;

NextElem: Pointer;

рrосеdure РutPredElem(PredEl: Pointer);

рrосеdure РutNextElem(NextЕl: Роinter);

function GetPredElem: Роinter; I

function GetNextElem: Роinter;



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: