Статистические данные федеральной службы государственной статистики. Организация государственной статистики в российской федерации. Что такое Росстат

01. Что такое Росстат

Организации обязаны сдавать:

  • налоговую отчетность ,
  • бухгалтерскую отчетность;
  • статистическую отчетность .

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - это орган, который формирует официальную статистическую информацию о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

С 3 апреля 2017 года Росстат находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Представляет из себя весьма внушительную службу под стать выполняемых задач, примерно 18 управлений, в каждом из которых от 3 до 8 отделов и службы в регионах, например такие подразделения:

  • Управление статистики цен и финансов (Отдел статистики государственных финансов и денежно-кредитной системы, Отдел статистики финансов организаций, Отдел статистики потребительских цен, Отдел статистики цен производителей);
  • Управление статистики предприятий (Отдел сплошных обследований малых и средних предприятий, Отдел структурной статистики и макроэкономических расчётов, Отдел текущей статистики малого предпринимательства, Отдел индексов производства, Отдел энергетической статистики, Сводно-информационный отдел, Отдел статистики производства промежуточных и инвестиционных товаров, Отдел статистики производства потребительских товаров).

Служба статистики задумана для сбора и анализа информации. Речь идет про формирование информационной базы, на основе которой можно принимать обоснованные управленческие решения. Она примерно сравнима с информационной базой предприятия, но в масштабах страны. Эта информация нужна органам власти для совершенствования налоговой, таможенной, инвестиционной политики. По данным статистики можно понять, насколько высока налоговая нагрузка на предприятия, в каком состоянии находится та или иная отрасль, как развивается государство, как улучшается или ухудшается положение в отдельных сферах жизни.

Регулирует деятельность Росстата - ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" от 29.11.2007 № 282-ФЗ .

03. Кто должен отчитываться в Росстат

Статистические отчеты должны сдавать (ст. 5 № 209-ФЗ):

  1. органы государственной власти и местного самоуправления;
  2. юридические лица РФ;
  3. индивидуальные предприниматели;
  4. филиалы и представительства организаций РФ.

Далее мы говорим только про 2-4 категории подотчетных лиц. Итак, закон выделяет малый, средний и крупный бизнес, который обязан сдавать статистические отчеты. Кто является малым бизнесом? Закон определяет категории отнесения компаний и ИП к малому и среднему бизнесу (ст. 4 Категории ). Основные требования такие:

  • Доля участия прочих российских юридических лиц в уставном капитале ООО не может быть выше 25 %, а доля иностранных компаний - 49 % ;
  • Численность не должна выходить за определенные законом рамки: для микропредприятий не более 15 человек , для малых - максимально допустимое значение 100 человек, для средних - не больше 250 человек;
  • Годовой доход не должен выходить за рамки предельных значений: микропредприятия - 120 млн рублей ; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Компании, которые не относятся к малому и среднему бизнесу, сдают основную статистическую отчетность и дополнительную, которая зависит от направления деятельности. Чтобы окончательно понять, относится ли ваша организация к малому бизнесу, воспользуйтесь сервисом налоговой службы "Реестр малого бизнеса" . Как в него попасть, мы писали в отдельной статье - как проверить наличие фирмы в реестре малого бизнеса .

04. Как узнать по ИНН об отчетности в Росстат

Получить список отчетности в Росстат по своему предприятию просто:

  1. Узнаем ИНН предприятия ();
  2. Заходим на сервис статочетности Росстата , вводим свои реквизиты и получаем список отчетности на организацию.

Сервис работает с февраля 2017 года, формирует список форм статотчетности, которые должно представить конкретное юридическое лицо с указанием их наименования. Информация на сайте обновляется ежемесячно. Если возникают вопросы, то организация может обратиться в территориальный орган Росстата с официальным письменным запросом списка отчетности (п. 2 письма Росстата от 22.01.2018 № 04-4-04-4/6-сми).

Примеры отчетности в Росстат

На сайте Росстата можно посмотреть список всех форм статистического наблюдения, но разобрать его применительно к себе довольно сложно. Мы не приводим здесь полный список форм, он регулярно изменяется. Форм статистической отчетности довольно много. Оценить масштаб стат.отчетности попыталась популярная СПС Консультант плюс и создала сервис Календарь стат. отчетности .

Для примера, существует один из многочисленных документов, Приказ Росстата от 27.07.2018 № 461 , он говорит о необходимости сдавать такие отчеты:

некоторые годовые с отчета за 2018 год:

  • 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации";
  • МП (микро) - натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием";
  • МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия"

ежемесячные с отчета за январь 2019 года:

  • 1-ДАП "Обследование деловой активности организаций добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха"

квартальные с отчета за январь - март 2019 года:

  • 1-НАНО "Сведения об отгрузке товаров, работ и услуг, связанных с нанотехнологиями";
  • ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

квартальные с отчета за I квартал 2019 года:

  • ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха";
  • 6-нефть "Сведения о себестоимости добычи нефти, производства нефтепродуктов";

недельную с отчета за 1 неделю января 2019 года:
1-автобензин "Сведения о производстве нефтепродуктов"

с периодичностью 1 раз в 3 года для отчета за 2018 год:
9-АПК (мясо) "Сведения о переработке скота и птицы и выходе мясопродуктов".

05. Штрафы

Если в отчеты по стастистике в Росстат не сданы или сданы не в срок - штраф для организации 20-70 тыс. руб, для руководителя 10-20 тыс. руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Срок давности - 2 мес. Далее приведем ответы Росстата по работе данного сервиса.

06. Росстат официально - статотчетность по ИНН

Использованы ответы из писем Ростата от 17 февраля 2017 г. № 04-04-4/29-СМИ и от 26.07.2016 N 04-04-4/92-СМИ.

  • В ресурсе statreg.gks.ru размещены официальные данные? Да, в ресурсе statreg.gks.rи размещены официальные данные.

  • Каким образом точно выяснить, обязана компания сдавать форму или нет? Перечень форм федерального статистического наблюдения формируется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, с ежемесячной актуализацией в связи со структурными изменениями хозяйствующих субъектов (ликвидацией предприятий, созданием новых, реорганизацией, изменением статуса организации и др.). Действующие организации должны получать информацию о перечне форм федерального статистического наблюдения в конце года, предшествующего отчетному, вновь созданным организациям следует проверять информацию ежемесячно в течение первого года их создания. В случае отсутствия респондента в перечне отчетность не предоставляется, за исключением случаев, если организация была уведомлена в письменном виде.
  • Пользуются ли сами сотрудники Росстата этим ресурсом, чтобы узнать, кто какие формы обязан сдавать? Да, сотрудники Росстата и его территориальных органов пользуются вышеназванным ресурсом.
  • Если на statreg.gks.ru форма значится как обязательная, а орган статистики письменно подтвердил, что сдавать ее не нужно, это исключает штраф за непредставление формы?
    В случае, если организация была проинформирована в письменной форме о том, что форму не нужно предоставлять, штрафные санкции на нее не налагаются.
  • Как использовать новый сервис? Предприниматель должен ввести свои коды по ОКПО и ИНН, а также государственный регистрационный номер (ОГРН или ОГРНИП). После этого в автоматическом режиме на компьютер пользователя загружается перечень обязательных к сдаче отчетных форм. В этой же таблице приводится периодичность и крайний срок сдачи отчетов, а также ссылки на страницы Росстата, где можно бесплатно скачать их формы для заполнения. Система работает даже в том случае, если пользователь ввел только один из вышеперечисленных параметров поиска, однако в этом случае, перечень отчетов может быть некорректным.
  • Почему информация на statreg.gks.ru меняется: один день одна, через два - другая? Это связано с системой обновлений? Как она обновляет? Информационно-поисковая система разработана в 2016 году в целях оперативного информирования хозяйствующих субъектов о предоставлении ими форм статистической отчетности. Перечень форм федерального статистического наблюдения, размещаемый в указанной системе для респондентов, формируется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, с ежемесячной его актуализацией. Ежемесячная актуализация перечней форм в системе обусловлена происходящими структурными изменениями хозяйствующих субъектов (ликвидацией предприятий, созданием новых, реорганизацией, изменением статуса организации и др.), а также периодичностью предоставления форм статистической отчетности (месячная, квартальная, полугодовая). Действующие организации должны получать информацию о перечне форм федерального статистического наблюдения в конце года, предшествующего отчетному, вновь созданным организациям следует проверять информацию ежемесячно в течение первого года их создания. Учитывая важность этого сервиса для респондентов, в I полугодии 2017 года Росстатом будут выполнены существенные доработки интерфейса, направленные на оптимизацию и повышение стабильности его работы.
  • Почему в списки на statreg.gks.ru попадают «ненужные» формы? Как быть компаниям? Перечни форм федерального статистического наблюдения, подлежащих представлению респондентами, формируются на основе статистической методологии с учетом осуществляемых видов экономической деятельности организации, в том числе всех заявленных при государственной регистрации. Ряд форм федерального статистического наблюдения согласно указаниям по их заполнению предоставляется только при наличии наблюдаемого события. Предоставление «нулевых» отчетов за отчетный период по таким формам не требуется, и отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента. По формам федерального статистического наблюдения, в указаниях по заполнению которых не содержится требование о предоставлении данных исключительно при наличии явления, возможно информирование респондентами территориальных органов Росстата в субъектах Российской Федерации официальным письмом об отсутствии показателей по конкретным формам статистической отчетности вместо предоставления «нулевых» отчетов (в случае отсутствия явления).
  • Каким компаниям Росстат рассылает письма со списком отчетов? Тем, кто попал в выборку? В соответствии с пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, территориальные органы Росстата обязаны проинформировать (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения. Информирование респондентов осуществляется путем размещения перечней форм отчетности в информационно-поисковой системе. Направление информационного письма о проведении в отношении хозяйствующего субъекта федерального статистического наблюдения, как правило, осуществляется респондентам, включенных в выборочные обследования.
  • Что делать тем, кто получил письмо из статистики со списком форм, но части отчетов из списка нет на сайте? Сдавать отчет или уточнять информацию в органе статистики? Как уточнять? Организации, включенные в выборочные обследования, могут быть уведомлены органами государственной статистики письменно о предоставлении конкретных форм федерального статистического наблюдения. Если опубликованный для респондента по адресу statreg.gks.ru перечень форм отчетности отличается от того, который направлен организации письменно, следует руководствоваться уведомлением в письменном виде. При необходимости уточнения вопросов о заполнении и представлении форм федерального статистического наблюдения организации могут обратиться в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по месту нахождения организации.
  • Что делать компаниям, чтобы не было штрафов? Письменно обращаться в орган статистики? Как доказать, что мы не пропустили срок, а не знали об отчете, так как его не было на statreg.gks.ru? В случае отсутствия организации в перечне, опубликованном на statreg.gks.ru, штрафные санкции по статье 13.19 КоАП РФ не применяются, за исключением случаев, когда респондент в порядке, предусмотренном пунктом 4 Положения, был проинформирован (в том числе в письменной форме) о проведении в отношении него федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения обязательным для предоставления. "Скриншоты" являются надлежащим доказательством, только если они содержат определенные данные, т.е. на них проставлены дата и время получения информации с сайта в сети Интернет, содержатся данные о лице, которое произвело его выведение на экран и дальнейшую распечатку, данные о программном обеспечении и использованной компьютерной технике, наименование сайта, принадлежность заявителю. Таким образом, при соблюдении данных требований "скриншоты" могут служить оправдательным документом.

Фирммейкер, февраль 2017
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна

Система доступа к данным в базы данных ООН.Статистический отдел Организации Объединенных Наций (СОООН) Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) запустил новую интернет-службу данных для глобального сообщества пользователей. Он позволяет статистическим базам данных ООН легко добираться до пользователей через единую точку входа. Теперь пользователи могут искать и загружать различные статистические ресурсы системы ООН.Полезные функции, такие как профили стран, расширенный поиск и глоссарии, также предоставляются для проведения исследований. Многочисленные базы данных, таблицы и глоссарии, содержащие более 60 миллионов точек данных, охватывают широкий круг тем, включая сельское хозяйство, преступность, образование, занятость, энергетику, окружающую среду, здравоохранение, ВИЧ/СПИД, развитие человека, промышленность, информационные и коммуникационные технологии, национальные счета, народонаселение, беженцы, туризм, торговля, а также показатели целей развития тысячелетия.Несмотря на то, что эта первоначальная версия UNdata полностью оснащена всеми функциями доступа к данным, команда разработчиков постоянно добавляет новые базы данных и функции для дальнейшего повышения полезности для пользователей. При полной разработке UNdata будет иметь широкий спектр международных и национальных баз данных, обеспечивающих мировой доступ к огромной статистической информации.

Государственный комитет по статистике Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • 1) осуществляет сбор, обработку, защиту и хранение статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных;
  • 2) обеспечивает функционирование единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) на основе учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
  • 3) разрабатывает научно обоснованную статистическую методологию, отвечающую потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
  • 4) осуществляет проверку за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам статистики;
  • 5) издает постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Российской Федерации.

Совокупность методов статистических показателей, методы и формы сбора и обработки статистических данных, принятые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

Госкомстат России в своей основной деятельности руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и других организаций и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Главными задачами статистических органов страны является обеспечение гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия достоверности, правдивости и точности учтенных данных. Кроме того, задачами Госкомстата России являются:

  • 1) представление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;
  • 2) разработка научно доказанной статистической методологии, соответствующей надобностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
  • 3) координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставление условий для применения указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
  • 4) разработка и анализ экономико-статистической информации, составление необходимых балансовых расчетов и национальных счетов;
  • 5) гарантирование полной и научно-обоснованной статистической информации;
  • 6) обеспечение всем пользователям одинакового доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных сообщений о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики, издания статистических сборников и других статистических материалов.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время статистическая наука в России претерпевает некоторые изменения. Можно отметить основные направления, по которым должны быть произведены реформы:

  • 1) необходимо соблюдать основной закон статистического учета - гласность и доступность информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных показателей (коммерческой тайны);
  • 2) необходимо реформирование методологических и организационных основ статистики: изменение общих задач и принципов ведения хозяйства приводит к изменению и теоретических положений науки;
  • 3) переход к рыночной статистике порождает необходимость совершенствования системы сбора и обработки информации путем введения таких форм наблюдения, как цензы, регистры (реестры), переписи и др.;
  • 4) необходимо изменить (усовершенствовать) методологию исчисления некоторых статистических показателей, которые характеризуют состояние экономики Российской Федерации, при этом должны быть учтены международные стандарты, иностранный опыт ведения статистического учета, необходимо систематизировать все показатели и привести их в порядок, соответствующий вопросам и требованиям времени, с учетом системы национальных счетов (СНС);
  • 5) необходимо обеспечить взаимосвязь статистических показателей, характеризующих уровень развития общественной жизни страны;
  • 6) должны быть учтены тенденции компьютеризации. В ходе реформирования статистической науки должна быть создана единая информационная база (система), которая будет включать в себя информационные базы всех статистических органов, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы организации государственной статистики.

В результате реформирования экономики РФ изменилась и структура органов статистики. Местные районные статистические регистратуры упразднены и образованы межрайонные отделы статистики, которые являются представительствами территориальных органов статистики. Организация статистических органов России сейчас находится на стадии реформирования. На рис. представлена схема органов статистики РФ на 2004 г.

В основу организации статистической работы в РФ положены следующие основные принципы:

  • 1) централизованное руководство статистикой;
  • 2) единое организационное строение и методология;
  • 3) неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314, Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).

Сфера деятельности статистической службы определена в Положении о Федеральной службе государственной статистики, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №339. Согласно данному Положению Росстат является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • · по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;
  • · по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны;
  • · контролю в сфере государственной статистической деятельности в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

Для обеспечения адекватного описания сфер экономики программы включали системы согласованных общероссийских классификаторов, которые были гармонизированы с международными классификациями.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы обязательны для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов.

Важнейшей составляющей на современном этапе развития государственной статистики является внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЕД). До настоящего времени обеспечение проведения статистического наблюдения в разрезе отраслей экономики базировалось на Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства(ОКОНХ).Но ряду основополагающих позиций методология ОКВЕД существенно отличается от методологии ОКОНХ, и прежде всего по самому объекту классификации. Единицей классификации ОКОНХ является состоящее на самостоятельном балансе предприятие. Соответственно, отрасль ОКОНХ представляет совокупность предприятий, производящих однородную продукцию. Объектом классификации в ОКВЕД является вид экономической деятельности, которой характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

О дополнении Федерального плана статистических работ информацией о социально-экономическом развитии моногородов Распоряжение от 2 февраля 2017 года №170-р. Сбор статистических данных по установленным 15 показателям социально-экономического развития моногородов позволит повысить достоверность характеристик процессов, происходящих на территориях таких муниципальных образований, в том числе обеспечить достоверную оценку значений целевых показателей по приоритетному направлению «Моногорода».

26 января 2017 О заместителе руководителя Федеральной службы государственной статистики Распоряжение от 25 января 2017 года №84-р.

23 августа 2016 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования отношений при проведении Всероссийской переписи населения Законопроектом, в частности, предлагается дополнить существующие способы опроса населения новым способом сбора сведений с использованием интернета, установить обязательность проведения выборочного статистического наблюдения (микропереписи населения). Это позволит повысить достоверность и полноту итогов переписи, которые служат информационной основой для демографической и социальной политики государства.

17 мая 2016 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, устраняющий правовые пробелы в сфере официального статистического учёта Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений в сфере официального статистического учёта, связанных с первичными статистическими данными, предоставляемыми респондентами субъектам официального статистического учёта в целях формирования официальной статистической информации.

14 апреля 2016 , Арктическая деятельность О дополнении федерального плана статистических работ информацией об Арктической зоне России Распоряжение от 9 апреля 2016 года №638-р. С учётом целевых показателей госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» федеральный план статистических работ дополнен официальной информацией, характеризующей социально-экономическое развитие Арктической зоны России. Это позволит получать достоверную характеристику процессов, происходящих в Арктической зоне России.

22 февраля 2016 , Государственная статистика О внесении в Госдуму законопроекта о порядке заключения и исполнения контрактов на работу, связанную с проведением федерального статистического наблюдения Распоряжение от 22 февраля 2016 года №268-р. Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части возможности не устанавливать требование о предоставлении физическими лицами обеспечения исполнения контракта при заключении соответствующих договоров. Это будет способствовать оперативному и эффективному проведению Росстатом федеральных статистических наблюдений.

9 февраля 2016 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о порядке заключения и исполнения контрактов на работу, связанную с проведением федерального статистического наблюдения Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части возможности не устанавливать требование о предоставлении физическими лицами обеспечения исполнения контракта при заключении соответствующих договоров. Это будет способствовать оперативному и эффективному проведению Росстатом федеральных статистических наблюдений.

18 сентября 2015 , Оплата труда. Доходы населения О совершенствовании статистического учёта среднемесячного дохода от трудовой деятельности Постановление от 14 сентября 2015 года №973. Предусматривается замена показателя «среднемесячная заработная плата по субъекту Федерации» на показатель «среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту Федерации». В отличие от старого показателя, который рассчитывался только по кругу наёмных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму. Расширение круга охватываемых статистическим наблюдением работников позволит получать более объективную информацию о доходах наёмных работников.

1 июля 2015 О внесении в Госдуму законопроекта о повышении ответственности в сфере государственного статистического учёта за достоверность и своевременность представления первичных сведений Распоряжение от 29 июня 2015 года №1199-р. Принятие законопроекта позволит предупредить правонарушения, связанные с непредоставлением первичных статистических данных, несвоевременным предоставлением этих данных, предоставлением недостоверных первичных статистических данных.

9 июня 2015 Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила внесённый Росстатом законопроект о повышении ответственности в сфере государственного статистического учёта за достоверность и своевременность представления первичных сведений Принятие законопроекта позволит предупредить правонарушения, связанные с непредоставлением первичных статистических данных, несвоевременным предоставлением этих данных, предоставлением недостоверных первичных статистических данных.

22 апреля 2015 О порядке предоставления первичных статистических и административных данных Постановление от 22 апреля 2015 года №381. Направлено на повышение оперативности представления первичных статистических данных и их достоверности.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее - статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации. Официальный сайт: http://www.gks.ru/

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» установлено, что руководство Федеральной службой государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Росстат передан в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.

Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

    представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;

    разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

    разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

    сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;

    контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;

    развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

    обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

    реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

В организационном плане статистика в Российской Федерации подразделяется на государственную и ведомственную.

На федеральном уровне органом государственной статистики является Федеральная служба государственной статистики (Росстат), находящаяся в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации . В подчинении Росстата находятся его территориальные органы регионального (областного, краевого, республиканского) и районного уровня.

Росстат разрабатывает концептуальные вопросы развития государственной статистики.

На районном уровне осуществляется обработка отчётов, поступающих в районные органы Росстата от субъектов экономической деятельности.

На региональном уровне осуществляется:

    Обработка отчетной информации,

    Анализ её показателей с целью выявления основных закономерностей, присущих соответствующему субъекту Федерации.

Представление информации в органы государственной статистики является обязательным.

На федеральном уровне обстоятельно на основе информации, содержащейся в отчетах анализируются закономерности, действующие на макроуровне.

Представление ведомственной статистики регламентируется нормативными актами соответствующих ведомств, либо – на договорной основе. При этом ведомственные органы статистики представляют в органы статистики государственной исключительно информацию по формам отчётности, утверждённым на федеральном уровне.

Источники статистических данных.

Ведущее место в системе официальных статистических публикаций занимают официальные статистические издания Росстата :

      Комплексные статистические сборники, издаваемые ежегодно

«Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ», «Регионы России. Социально-экономические показатели».

2.Тематические статистические сборники, издаваемые как ежегодно, так и с большей периодичностью: «Демографический ежегодник России», «Социальное положение и уровень жизни населения России», «Национальные счета России», «Цены в России», «Финансы России», «Инвестиции в России», «Торговля в России» и др.

3. Периодические издания: ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение», ежемесячный журнал «Вопросы статистики» и ежемесячные оперативные доклады о социально-экономическом положении страны.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: