Познание мира с помощью аналогий на примере информационных систем «человек» и «компьютер. Познание мира с помощью аналогий на примере информационных систем «человек» и «компьютер Аналогия между человеком и компьютером

Этот сайт использует «cookies».

Также сайт использует Интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью проведение аналитической работы, касающейся повышения качества сервиса, информирование пользователей об изменениях на сайте и уведомления о полученных ответах в переписке и на форуме посредством рассылки сообщений на указанный e-mail.

Пользуясь сайтом, Вы подтверждаете свое согласие с указанными выше правилами. В случае, если Вы не согласны с правилами, Вам следует незамедлительно прекратить использование сайта.

ОК. Понятно!

Файлы «Cookie»

×

При осуществлении доступа к сайту, некоторая информация в формате «cookie» или в аналогичных файлах может автоматически загружаться на компьютер. Это позволяет нам настроить сайт в соответствии с вашими интересами и предпочтениями. Если вы не хотите, чтобы файлы «cookie» были отправлены или хранились в вашей системе, большинство Интернет-браузеров позволит вам удалить файлы «cookie» с жесткого диска компьютера, предотвратить их сохранение или подать сигнал перед сохранением файла «cookie». Для того чтобы узнать больше об этих функциях, вам следует обратиться к инструкциям вашего браузера или к справочной информации.

IP адрес

×

Сайт может фиксировать IP адреса (Internet protocol address) посетителей в целях сбора и анализа статистических данных о посещаемости сайта для последующего улучшения предоставляемых услуг. Следует отметить, что IP адрес не содержит какой-либо личной информации и не относится к персональным данным.

Гордыня человека не имеет границ. Порой он воображает о себе невесть что. Более того, такие мысли нередко толкают его на совершенно безрассудные поступки. Например, однажды человек создал по своему образу и подобию настоящий искусственный мозг. И назвал это творение компьютером.

Что же общего между таким электронным оборудованием и человеческой психикой? На первый взгляд едва ли можно придумать более нелепый вопрос. А какая разница между живым и неживым, спросит читатель. И будет прав. Человек не только наделен свободой воли, но и способен развиваться, в то время как компьютер - нет.

Правда, внутреннее состояние этого устройства постоянно меняется. Но чем тогда такой механизм отличается от часов или автомобиля? Тем не менее, будучи психиатром, я насчитал шесть таких аналогий. Это – один из важнейших факторов, определяющих характер взаимоотношения человека с компьютерной техникой. Именно эта тема более восьми лет назад заставила меня обратиться к психоаналитической публицистике.

Аналогия первая – ТЕЛО И РАЗУМ. Бросается в глаза прежде всего то, что «железо» (сама аппаратура) подобно мозговому веществу. Оно точно также по своим ресурсам заранее жестко задано и в широких пределах практически неизменяемо. А вот «софт» (программное обеспечение) всегда можно заменить или обновить. Поэтому эта часть компьютера совпадает с социальными установками и приобретенными навыками, к которым человек приобщается в процессе обучения.

Аналогия вторая – КАРТИНА МИРА. Системный блок компьютера соединен с монитором, посредством которого информация и становится доступной для пользователя. Такие изображения очень похожи на образы, возникающие в нашей голове и основанные на впечатлениях, получаемых от контактов с внешней действительностью. Но подобные ощущения далеко не всегда точно отражают окружающую среду. И неважно, какие факторы генерируют такого рода искажения – органические, связанные с необратимыми повреждениями мозга, токсические или психогенные. Это – модель человеческого сознания.

Аналогия третья – НЕРВНАЯ КЛЕТКА. Ее суть заключается в соответствии простейшего элемента машинного «языка» (бита) двум основным состояниям нервной клетки, которая может находиться в возбужденном либо в спокойном состоянии. А за такими «сигналами» стоят два значения, которые «бит» может передавать (1 или 0). Это своеобразный молекулярно-кибернетический Эрос и Танатос. Интересно, что компьютерное «слово» имеет 8 значений, что также примерно совпадает с оптимальным объемом запоминаемой нами информации (от пяти до девяти элементов).

Аналогия четвертая – ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ОПЫТ – описывает устройства и процессы, находящиеся на границе между жестко заданным и функциональным, но значительно ближе к последнему. Совершенно очевидно, что если бы природа не наделила человека способностью опосредованно фиксировать все происходящее с ним, то он просто бы не выжил в столь изменчивом мире. А как иначе человек определял бы суть встречающихся ему вещей – заключена ли в них какая-то угроза или, наоборот, они являются чрезвычайно полезными? В компьютере имеется оперативное запоминающее устройство (RAM), которое по своим функциональным возможностям равнозначно нашей краткосрочной памяти. А винчестер – это тоже своеобразная память, но только долгосрочная.

Аналогия пятая – ВООДУШЕВЛЕНИЕ. Известно, что компьютер совершенно не может работать без «подхлестывания» своих систем. Эта функция возложена на специальное устройство, называемое таймером. Оно-то и синхронизирует электронные импульсы, непрерывно проходящие по компьютерным микросхемам. У человека также есть нечто похожее. В такой роли выступают эмоциональные реакции, которые способны мобилизовать в трудную минуту скромные человеческие ресурсы.

Аналогия шестая – ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. В компьютере воссоздано такое свойство нашего мозга, как наличие двух способов обработки информации. Дело в том, что мозг разделен на два полушария. Левая половина этого важнейшего человеческого органа отвечает за последовательную обработку информации – элемент за элементом. Поэтому с этим полушарием связана речь. А вот правая часть нашей центральной нервной системы в основном оперирует образами или монолитными смысловыми блоками.

Закономерности первого типа в компьютере воспроизведены в виде последовательного интерфейса. К такому входу (COM) обычно присоединяется манипулятор-мышь. Второй же способ можно сравнить с параллельным интерфейсом (LPT), к которому подключается принтер.

Итак, человек сотворил компьютер, взяв за основу самого себя. Но что ожидает человечество в отдаленном будущем, когда народившееся на свет «дитя» повзрослеет? И останутся ли отношения живого и искусственного разума такими же безоблачными, какими они являются сегодня? Но об этом – в моих других публикациях.

Самоанализ урока информатики

в 8 класса «Аналогия между компьютером и человеком»

Сегодня вашему вниманию был предложен урок информатики в 8 классе по программе «Информатика и ИКТ» под редакцией Натальи Владимировны Макаровой. Тема урока «Аналогия между компьютером и человеком». Урок информатики, который вы просмотрели входит в раздел «Техническое обеспечение информационных технологий». Уроку предшествовало первичное усвоение новых знаний из раздела «Информационная картина мира», куда входили темы: «Восприятие информации человеком. Кодирование информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы.

Тип урока – урок-открытие «нового» знания. Специфика урока состояла в организации индивидуальной и парной работы на деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по информатике, а также и другим предметам: обществознание, биология.

Урок проводился в 8б классе. Со слов учителя информатики Дружининой Натальи Михайловны, ученики этого класса отличаются средними способностями, высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 8 класса.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

За 30 минут урока отрабатываются УУД (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формировалась внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формировались учебные действия, направленные на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся учатся владению основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся учатся учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание.

Цели урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.

Образовательная цель урока – познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

Деятельностная цель - научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Отбор дидактического материала осуществлялся для фронтальных и парных форм работы - раздаточные карточки.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы:

1 этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

В начале урока высказались добрые пожелания детям. Так же было предложено учащимся подумать и ответить на вопрос «Как происходит познание нового?», дети высказались. Итог я подвела на слайде.

На данном этапе учащиеся с первой минуты погружены в деятельность. Была организована деятельность учащихся по повторению изученных тем, информация которых пригодиться для открытия нового знания. Дифференцированное задание на повторение ориентировано на учеников разных уровней.

Обучающиеся самостоятельно оценили свои ответы. Была организована проверка по образцу.

    этап. Пробное действие

На этом этапе я организую погружение в проблему. Учащиеся должны найти ответ на 3 проблемных вопроса. Ставлю перед учащимися 1 проблемный вопрос: Что объединяет всех этих известных людей на слайде? Изначально было предусмотрено 2 ситуации, когда учащиеся не знают ответа и им предлагается задание в парах декодировать информацию и узнать что это. Если бы учащиеся дали сразу ответ, то им было бы предложено проверить свои догадки, используя задание декодировать информацию.

После этого идёт новое погружение в проблему, рассказывается небольшая историческая справка ставиться перед учащимися 2 проблемный вопрос «Есть ли в природе прототип компьютера?» Учащиеся обсуждают и высказывают свои варианты. Опираясь, на ответы учащихся я сама подытожила главное, небольшое стихотворение является ответом на поставленный вопрос.

3 проблемный вопрос «» подвёл учащихся к пробному действию задание «Аналогия между компьютером и человеком». Учащимся было предложено самим сформулировать задание и выполнить его индивидуально на применение новых знаний запланированных для изучения на данном уроке.

В ходе выполнения задания учащиеся столкнулись с тем, что их знаний не достаточно для заполнения данной таблицы. Они зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

    этап. Выявление места и причины затруднений.

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Это является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Мною задаются следующие вопросы.

Что вы не смогли сделать? В чем возникли затруднения? Причина затруднения. Учащиеся рассуждают и приходят к выводу, что бы провести аналогию между человеком и компьютером, они не владеют информацией - какие устройства входят в состав компьютера и за что они «отвечают».

    этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учащиеся в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться). Предложили и согласовали тему урока, которую я уточнила «Аналогия между компьютером и человеком». Выбрали способ построения нового знания (как?) - метод дополнения, мною был предложен план открытия новых знаний.

    этап .

Учащиеся на этом этапе работали практически самостоятельно в парах. Моя роль на данном этапе заключалась в координации и консультации (индивидуальной). Я занимала позицию: «Я рядом. Я с вами». Учащиеся работали с опорными таблицей, схемой и текстом. Т.к. в учебнике на эту тему дано очень мало материала, для учащихся был подготовлен опорный конспект «Устройства компьютера», где в жатой форме были прописаны все устройства. Почему именно в жатой форме? Образовательная цель урока - заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера. На следующих уроках учащиеся будут подробно изучать основные устройства компьютера.

Данный материал достаточен для того, чтобы учащиеся смогли зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения, заполнение таблицы «Аналогия между компьютером и человеком». На этом этапе учащиеся применили новые знания для выполнения заданий «На проверку полученных знаний», выполнение этих заданий в дальнейшем стало основой для выполнения пробного действия. Использование опорных конспектов, раздаточного материала экономит время на уроке, приучает к самостоятельной работе, а также к работе в коллективе.

    этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися материала при выполнении задания «Аналогия между компьютером и человеком». На этом этапе я применила приём системно-деятельностного подхода Приём «Согласен – Не согласен».Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность.

Формирует:

    умение оценивать ситуацию или факты;

    умение анализировать информацию;

    умение отражать свое мнение.

    этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет и знает. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Аналогия между компьютером и человеком». Далее идёт проверка по образцу. Для учащихся, допустивших ошибки, была предоставлена возможность выявления причин ошибок и их исправления.

    Этап. Включение в систему знаний.

На данном этапе учащиеся сформулировали вывод о схожести компьютера и человека. А так же поразмышляли над вопросом: Чем компьютер отличается от человека?

    Этап. Рефлексия деятельности на уроке.

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учащиеся соотнесли цель и результаты своей учебной деятельности. Ответили на вопросы учителя:

Раскрыли ли тему урока?

Была организованна рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке при помощи оценочного листа. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

Было определено задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Получив разноуровневое задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведет к поиску решений заданий и повышению качества знаний.

На уроке частично применяется метод исследования, учащиеся под моим руководством рассуждали, анализировали, обобщали.

На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик (работа в парах) - это повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение, ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.

Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Образовательная цель урока (познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера) и деятельностная цель (научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком) мною были достигнуты.

Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.


«Открытый урок информатики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Пермский край

Гайнский район

Открытый урок информатики

по теме: «Аналогия между компьютером и человеком» 8 класс

Петрова Надежда Михайловна, учитель информатики и ИКТ, 1 квалификационной категории МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Ход урока.

    Мотивация к учебной деятельности 3 минут .

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики проведу у вас я. Меня зовут Надежда Михайловна, я учитель информатики Сергеевской школы.

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А как происходит познание нового? Узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное, (слайд 1)

    для этого нам необходимо повторить уже известное;

    вспомнить то, что вы узнали на прошлых уроках;

    правильно определить то, что мы не знаем;

    найти способ преодоления затруднения,

    сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило), научиться его применять.

Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.

На рабочем столе у вас находится карточка Приложение 1 . В этом листе 3 задания определённого уровня сложности, вы по своему желанию выбираете задание и выполняете его. (Учащиеся выполняют задание)

(Проверяют по образцу). (слайды 2,3,4)

Кто не справился с заданиями?

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Пробное действие 6 минут

А сейчас всё внимание на слайд. На слайде представлены имена великих людей. Как вы думайте, что может объединять их? (слайд 5)

французский ученый Герберт он же Папа Римский Сильвестр II.

немецкий ученый, профессор математики и восточного языка Вильгельм Шиккард

французский математик, физик и философ Блез Паскаль

немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц.

английский математик Вильям Оутред

английский математик Чарльз Беббидж

английский математик Ада Лавлейс

американский инженер Герман Холлерит

немецкий инженер Конрад Цузе

американский инженер Говард Эйкен и т.д.

То что объединяет всех этих известных людей, вы узнаете, выполнив задание из Приложения 2 , которое у вас лежит на парте. Работаем мы в парах. Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать?

На листочках закодировано слово, применив специальный код, вы должны декодировать данную информацию. У вас у всех практически разный способ кодирования информации. У кого-то это Азбука Морзе, у кого-то шифр римского императора Гая Юлия Цезаря, ну а кто-то воспользуется шифром «Пляшущие человечки» из рассказа английского писателя Артура Конана Дойля о сыщике Шерлоке Холмсе.

(слайд 6)

Правильно, это компьютер. И все эти известные люди внесли большой вклад в изобретении данного устройства. А какой они внесли вклад, об этом вы узнаете на следующих уроках информатики.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, т.е. работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел в природе. Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов. (слайд 7) Русский ученый Николай Егорович Жуковский, основоположник науки аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц. (слайд 8)

(слайд 9)

Учащиеся предлагают свои ответы.

А с кого человек списал компьютер?
Давай сейчас порассуждаем. Как человек изобретает.
Тогда понятно станет всем. Как создавалась ЭВМ.
По небу вертолет летает. Кого он нам напоминает? ………..
Он схож, конечно, не с козой. А с попрыгуньей стрекозой.
На землю самолет садится – огромная стальная птица.
А лодка, что по морю ходит, немного на кита походит.
Так за природой наблюдая. Ее законы открывая,
Все человек изобретал, идеи у природы брал.
Не может человек создать, что невозможно увидать. (слайд 10)
Все, что придумать он сумел. То у природы подглядел.
И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,
На самого себя смотрел.

С самого себя!

Что общего у компьютера и человека? (слайд 11)

Приложени е 3 . Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать? Правильно, нужно вставить пропущенные слова. Я предлагаю вам выполнить это задание парах. Заполните схему «Аналогия между компьютером и человеком», в пустые клетки надо вписать устройства компьютера.

    Выявление места и причины затруднений. 1 минута

Кто не справился с заданием?

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли заполнить схему.)

В чем возникли затруднения? (Мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они «отвечают»)

Кто справился с заданием? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать)

    Построение проекта выхода из затруднения. 1 минута

Так как мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, давайте сформулируем учебную задачу и тему урока (узнать какие основные устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, а так же провести аналогию между человеком и компьютером)

Давайте сформулируем тему нашего урока? («Аналогия между компьютером и человеком»). (слайд 12)

(слайд 13)

На экране

    Прочитайте текст.

    Заполните таблицу «Аналогия между компьютером и человеком».

    Реализация проекта выхода из затруднения. 10 мин

Ребята для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов.

В состав современного компьютера входят различные устройства. Функции, которые выполняют эти устройства, подобны функциям мыслящего человека.

Определим функции человека и компьютера.

Имеются четыре основных компонента информационной функции человека: (слайд 14)

    прием информации;

    запоминание информации

    процесс мышления

    передача информации.

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека, т.е. компьютер, как и человек, может выполнять информационные процессы. И сейчас Вы узнаете, какие устройства входят в состав компьютера, и для каких информационных процессов эти устройства предназначены.

Для того, чтобы узнать какие это устройства и функцию каждого из них я предлагаю поработать со схемой и текстом Приложением 4 , а так же выполнить задание Приложение 5.

Учащиеся работают с текстом.

    Первичное закрепление во внешней речи. 2 мин

Ответ: Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств

(слайд 15)

Ответ: процессор, память, устройства ввода и вывода.

А сейчас мы с вами поиграем в игру название которой «Согласен – Не согласен». Вам нужно будет выразить своё отношение к ряду утверждений. Если я всё сказала правильно, то вы говорите хором согласны, если нет то не согласны.

    У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. (Согласны)

    У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. (Согласны)

    С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. (Согласны)

    Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. (Не согласны, устройства вывода информации)

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 2 мин

Задание Приложение 3.

Самостоятельная работа

Проверим по образцу (слайд 16)

Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер.

    Включение в систему знаний.

(слайд 17)

Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.

Компьютер – модель человека, работающего с информацией.

(слайд 18)

Ответы учащихся. (слайд 19)

Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.

Где вы сможете применить новые знания?

    Рефлексия деятельности на уроке. 2 мин

Вернемся к нашей теме и учебной задаче, поставленной в начале урока.

Выполнили ли мы поставленную учебную задачу?

Раскрыли ли тему урока?

На ваших столах найдите оценочный лист Приложение 5 работы на уроке. Заполните его (слайд 20)

1 балл за правильный ответ.

2 балла – выполнено 2 задания

1 балл - выполнено 1 задание

Результат:

Если вы набрали за урок

10 баллов – оценка 5;

7-9 баллов – оценка 4;

4-6 балла – оценка 3.

    Домашнее задание.

(задание на использование полученных знаний). (слайд 21)

На ваших столах есть карточка Приложение 6 с разноуровневым домашним заданием.

Повышенный уровень:

    Разгадать кроссворд.

Высокий уровень:

    Разгадать кроссворд.

Всем спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 1»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ:

Задание: Заполни таблицу.

Вид информации

Орган

Зрительная

Глаза

Звуковая

Вкусовая

Обанятельная (запах)

Осязательная (ощущение)


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:

Задание: Заполни таблицу.

Пример представления информации

Способ восприятия информации

Форма представления информации

Таблица умножения

Зрительный

числовая

Схема движения автобуса, рисунок

Бой часов, пение птиц

Стихотворение в учебнике

Просмотр видеофильма

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

Задание: С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (назовите объект о котором получают информацию и чувство)

Информация

Чувство

Объект

Мальчик ест арбуз

Вкус, обоняние

арбуз

Девочка собирает в поле букет цветов

Мужчина выбирает книгу в магазине

Слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля

Лисица охотится за зайцем

Спортсмен ныряет в воду

Зритель смотрит фильм в кинотеатре

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

- - - - - - - - - - - - - - -

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОТВЕТ: ____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЛПНРЭЯУЁС

ОТВЕТ: ____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание 2. Декодируй слово при помощи кода «Пляшущие человечки» из произведения английского писателя Конан Дойль» Шерлок Холмс»

ОТВЕТ: ____________________________

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 4, 5»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА.

Компьютер – это электронное устройство, предназначенное для работы с информацией, а именно введение, обработку, хранение, вывод и передачу информации .

Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств.

Согласно определению компьютера компоненты компьютера можно разделить на устройства, которые выполняют определенные функции, связанные с информацией.СХЕМА УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА

На рисунке показана схема устройства компьютера с учетом двух видов памяти. Стрелки указывают направления информационного обмена.

ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕСЯ В СОСТАВ КОМПЬЮТЕРА

Устройства обработки информации

(процессор )

Устройства ввода

информации

(клавиатура , мышь, трекбол, джойстик, сканер, микрофон и т.д.)

Устройства вывода

информации

(монитор , принтер, плоттер, колонки и т. д.)

Устройства хранения информации

(оперативная память и долговременная память: дискеты, к арты памяти SD /xD/MS, жесткие диски , или винчестеры, п риводы CD и DVD , USB флеш-накопители)

Основные устройства компьютера «живут» в системном блоке. К ним относятся: материнская плата, процессор, видеокарта, оперативная память, жесткий диск. Но за его пределами, обычно на столе, «проживают» также не менее важные устройства компьютера, это периферийные устройства. Такие как: монитор, мышь, клавиатура, колонки, принтер.

В этой статье мы рассмотрим, из чего состоит компьютер , как эти устройства выглядят, какую функцию выполняют и где они находятся.

СИСТЕМНЫЙ БЛОК.

1. МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА.

Материнская плата – это печатная плата, которая предназначена для подключения основных комплектующих компьютера. Часть из них, например, процессор или видеокарта устанавливается непосредственно на саму материнскую плату в предназначенный для этого разъем. А другая часть комплектующих, к примеру, жесткий диск или блок питания, подключается к материнской плате с помощью специальных кабелей.

2. ПРОЦЕССОР.

Процессор – это микросхема и одновременно «мозг» компьютера. Почему? Потому что он отвечает за выполнение всех операций. Чем лучше процессор тем быстрее он будет выполнять эти самые операции, соответственно компьютер будет работать быстрее.

3. ВИДЕОКАРТА.

Видеокарта или по-другому графический плата, предназначена для вывода картинки на экран монитора.

4. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ.

Оперативная память - предназначена для временного хранения данных. К примеру, она хранит буфер обмена. Копировали мы какой-то текст на сайте, и тут же он попал в оперативку. Информация о запущенных программах, спящий режим компьютера и другие временные данные хранятся в оперативной памяти. Особенностью оперативки является то, что данные из неё после выключения компьютера полностью удаляются.

5. ЖЕСТКИЙ ДИСК.

Жесткий диск, в отличие от оперативной памяти, предназначен для длительного хранения файлов. По-другому его называют винчестер. Он хранит данные на специальных пластинах.

5. ДИСКОВОД.

Дисковод нужен для работы с дисками. Хоть уже и гораздо реже используется, все-же на стационарных компьютерах он пока что не помешает. Как минимум дисковод пригодится для установки системы.

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА.

Ну а чтобы полноценно начать работать на компьютере, а не смотреть на «жужжащий» системный блок, нам понадобятся Периферийные устройства. К ним относятся те компоненты компьютера, которые за пределами системника.

1. МОНИТОР.

Монитор само собой нужен, чтобы видеть то, с чем мы работаем. Видеокарта подает изображение на монитор. Между собой они подключены кабелем VGA или HDMI.

2. КЛАВИАТУРА.

Клавиатура предназначена для ввода информации, ну само собой какая работа без полноценной клавиатуры. Текст напечатать, в игры поиграть, в интернете посидеть и везде нужна клавиатура.

3. МЫШЬ.

Мышь нужна чтобы управлять курсором на экране. Водить его в разные стороны, кликать, открывать файлы и папки, вызывать различные функции и много другое. Также, как и без клавиатуры, без мыши никуда.

4. КОЛОНКИ.

Колонки нужны в основном чтобы слушать музыку, смотреть фильмы и играть в игры. Кто еще сегодня использует колонки больше, чем ежедневно их воспроизводят обычные пользователи в этих задачах.

5. ПРИНТЕР И СКАНЕР ИЛИ МФУ.

Принтер и сканер нужен чтобы печатать и сканировать документы и всё, всё необходимое в области печатанья. Или МФУ, многофункциональное устройство. Пригодится всем тем, кто часто что-то печатает, сканирует, делает ксерокопии и совершает много других задач с этим устройством.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Задание на проверку полученных знаний.

Задание 1. Системный блок включает в себя: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Вставь пропущенное слово.

Монитор – это устройство __________________________ информации на экран.

Клавиатура – устройство _____________________________ данных в компьютер.

Мышь – координатное устройство ____________________________ информации.

Принтер – устройство ________________________информации на бумагу.

Сканер – устройство _____________________________информации.

Колонки, наушники – устройство ________________звуковой информации.

Микрофон – устройство ____________________________звуковой информации.

Задание 3. С текста выпиши устройства компьютера и разбей их на группы.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 6»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РАБОТЫ НА УРОКЕ.

Задание различного уровня сложности на тему «Восприятие информации»

3 балла – самостоятельно выполнено задание (высокий уровень)

2 балла - самостоятельно выполнено задание (повышенный уровень)

1 балл - самостоятельно выполнено задание (базовый уровень).

Задание на кодирование информации.

1 балл за правильный ответ.

Задание на проверку полученных знаний.

3 балла – выполнено все 3 задания

2 балла – выполнено 2 задания

1 балл - выполнено 1 задание

Исследовательская деятельность, заполнение схемы «Аналогия между компьютером и человеком»

3 балла – самостоятельно заполнено все 5 пропусков

2 балла - самостоятельно заполнено 4 пропуска

1 балл - самостоятельно заполнено 3 пропуска.

Результат:

Если вы набрали за урок

10 баллов – оценка 5;

7-9 баллов – оценка 4;

4-6 балла – оценка 3.

Менее 4 баллов – повтори пройденный материал дома и исправся на следующем уроке.

Оценка за урок:_____________

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 7»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повышенный уровень:

    Разгадать кроссворд. (на обратной стороне листа)

Высокий уровень:

    Разгадать кроссворд. (на обратной стороне листа)

    Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?»

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

    Устройство ввода текстовой информации

    Устройство обработки информации

    Устройство отображения визуальной информации

    Устройства хранения информации

    Координатное устройство ввода информации

    Гибкий магнитный диск

    Другое название жёсткого диска

    Устройство вывода на бумагу текстовой и графической информации

По вертикали:

    Устройство получения, обработки, хранения и передачи информации

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Информатика

Тема урока

Аналогия между компьютером и человеком

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель:

Научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком.

Образовательная цель:

Познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

Формирование УУД:

Личностные:

    формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

    формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

    способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания.

Предметные:

    проводить аналогию между компьютером и человеком;

    работать с раздаточным материалом;

    умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.

Метапредметные:

    Познавательные УУД:

    • изучить основные устройства компьютера;

      применять полученные знания на уроках информатики.

      Регулятивные УУД

      • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

        соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

        выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    • Коммуникативные УУД

      • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

Материально-техническое обеспечение урока

Дидактический материал:

    Презентация Microsoft Office PowerPoint 2007 «Аналогия между компьютером и человеком»

    Карточки для учащихся

Приложение 1, разноуровневые задания на повторение;

Приложение 2, кодирование информации;

Приложение 3, таблица «Аналогия между компьютером и человеком»;

Приложение 4, текст с информацией;

Приложение 5, оценочный лист работы на уроке;

Приложение 6, разноуровневое домашнее задание.

Технические средства обучения

    ПК учителя

    Мультимедийный проектор

Программные средства

Операционная система Windows XP и пакет Microsoft Office2010 (включая MS Excel 2007).

Учебно-методическое обеспечение урока:

Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2009

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

    Мотивация к учебной деятельности

Настраивает обучающихся на урок. Привлекает внимание детей. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Учитель предлагает обучающимся для проверки готовности к уроку на выбор три типа заданий разной сложности, оценить результат его выполнения.

Актуализирует ЗУН и мыслительные операций, достаточные для построения нового знания.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу.

Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!

Кто не справился с заданиями?

В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим.

Приветствие учителя.

Обучающиеся по своему желанию выбирает задание определенного уровня сложности и выполняет его.

Систематизируют ранее изученный материал.

Обучающиеся проверяют по образцу. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

А сейчас всё внимание на слайд.

На слайде представлены имена великих людей. Как вы думайте, что может объединять их?

Организует активный диалог.

Все эти великие люди внесли большой вклад в изобретение одного предмета. Узнать, что это, вам поможет карточка Приложением 2 , которая у вас лежит на парте.

Какое слово было у вас закодировано? (Небольшая историческая справка)

Организует погружение в проблему. Ставит проблемный вопрос, анализирует и обобщает высказывания обучающихся.

А есть ли в природе прототип у компьютера?

Читает стихотворение.

Что общего у компьютера и человека?

Разве компьютер похож на человека внешне или по устройству?

Чем же схожи компьютер и человек?

На столах перед вами лежит карточка Приложени е 3 . Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать?

Организует детей для парной работы.

Знакомятся с проблемной ситуацией, осмысливают полученную информацию.

Высказывают предположения, обсуждают, останавливаются на одном варианте.

Обучающиеся в паре декодирую информацию.

Отвечают на поставленный вопрос учителя.

Формулируют задание, пытаются заполнить в парах схему «Аналогия между компьютером и человеком».

Личностные УУД : способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания.

Регулятивные УУД: владение умениями организации собственной учебной деятельности. Познавательные УУД: владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми

    Выявление места и причины затруднений.

Кто не справился с заданием?

Что вы не смогли сделать?

В чем возникли затруднения?

Кто справился с заданием?

Докажите, что вы правы.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Те учащиеся которые выполнили задание, пытаются доказать, что они правы.

Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение;умение обосновывать, отстаивать свое мнение;грамотно использовать речевые средства для представления результата.

    Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагает сформулировать учебные задачи урока, составить план урок.

Так как мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, давайте сформулируем учебную задачу и тему урока.

Построим план нашей работы.

Ребята, у меня на слайде шаги плана открытия новых знаний.

На экране

    Рассмотреть схему устройства компьютера.

    Прочитайте текст.

    Выполнить задание в конце текста.

    Заполните таблицу «Аналогия между компьютером и человеком»

Формулируют учебную задачу и тему урока.

Осмысливают шаги плана открытия новых знаний.

Личностные УУД: процесс смыслообразования через самостоятельную формулировку учебных задач урока, плана работы, процесс самоопределения.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать деятельность, вносить коррективы при составлении плана работы.

    Реализация проекта выхода из затруднения.

Ребята, для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов.

Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего?

Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек?

Для того, чтобы узнать какие это устройства и функцию каждого из них я предлагаю поработать со схемой и текстом, а так выполнить задание после текста, работаем с Приложением 4. Работу вы будете выполнять в парах.

Отвечают на вопросы, ориентируясь на знания предыдущих уроков.

Работают в паре с раздаточным материалом.

Ознакомление с новым материалом, осмысливание полученной информации. Выполняют задание в конце текста.

Регулятивные УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение.

Предметные:

Уметь: работать с раздаточным материалом; умение выделять главное и фиксировать это в задании.

    Первичное закрепление во внешней речи.

Что же представляет собой персональный компьютер?

Какие основные узлы включает в свой состав компьютер?

Проверка выполненного задания.

Приём «Согласен – Не согласен». Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен.

Выражают свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен. Делают вывод ы о схожести выполнения информационных процессов человека и компьютера.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь вернемся к пробному действию и на основе полученных новых знаний, выполним Задание «Аналогия между человеком и компьютером», Приложение 3.

Проверим по образцу (на слайде показана заполненная таблица)

У кого возникли затруднения при выполнении задания?

В каком месте возникли затруднения?

В чем причина, что у вас возникли затруднения?

Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений?

Самостоятельно на основе сделанных выводов заполняют схему «Аналогия между компьютером и человеком».

Проверяют задание по образцу, который представлен на слайде.

Беседа с учителем (ответы на вопросы).

Делают вывод, ответив на вопрос о схожести компьютера и человека.

Предметные УУД:

Знать: устройства вывода, ввода, обработки и хранения информации;

Уметь: проводить аналогию между компьютером и человеком; работать с раздаточным материалом; умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

    Включение в систему знаний.

Какой вывод можно сделать о схожести компьютера и человека?

Можно ли поставить знак = между человеком и компьютером?

Между их работой с информацией?

А чем отличается компьютер от человека?

Где вы сможете применить новые знания?

Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы учителя.

Коммуникативны е: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: соотносить приобретенные знания с реальной жизнью.

    Рефлексия деятельности на уроке.

Выполнили ли мы поставленную учебную задачу?

Раскрыли ли тему урока?

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке, заполнив оценочный лист.

Оценочный лист.

Задание различного уровня сложности на тему «Восприятие информации»

3 балла – самостоятельно выполнено задание 3 (повышенный уровень)

2 балла - самостоятельно выполнено задание 2 (средний уровень)

1 балл - самостоятельно выполнено задание 1 (низкий уровень).

Задание на кодирование информации.

1 балл за правильный ответ.

Задание на проверку полученных знаний.

3 балла – выполнено все 3 задания

2 балла – выполнено 2 задания

1 балл - выполнено 1 задание

Исследовательская деятельность, заполнение схемы «Аналогия между компьютером и человеком»

3 балла – самостоятельно заполнено все 5 пропусков

2 балла - самостоятельно заполнено 4 пропуска

1 балл - самостоятельно заполнено 3 пропуска.

Результат:

Если вы набрали за урок

10 баллов – оценка 5;

7-9 баллов – оценка 4;

4-6 балла – оценка 3.

Менее 4 баллов – повтори пройденный материал дома и исправься на следующем уроке.

Анализируют свою учебную деятельность и работу всего класса на уроке. Осуществляют самооценку, степень освоения материала,

соотносят учебную задачу и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные : рефлексия, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в соответствии с заданными требованиями, контроль, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные : умение структурировать знания.

    Домашнее задание.

Предлагает учащимся выполнить разноуровневое домашнее задание.

Повышенный уровень:

    Разгадать кроссворд.

Высокий уровень:

    Разгадать кроссворд.

    Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?»

Усваивают объяснения учителя, записывают задание в дневник или тетрадь .

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Гордыня человека не имеет границ. Порой он воображает о себе невесть что. Более того, такие мысли нередко толкают его на совершенно безрассудные поступки. Например, однажды человек создал по своему образу и подобию настоящий искусственный мозг. И назвал это творение компьютером.

Что же общего между таким электронным оборудованием и человеческой психикой? На первый взгляд едва ли можно придумать более нелепый вопрос. А какая разница между живым и неживым, спросит читатель. И будет прав. Человек не только наделен свободой воли, но и способен развиваться, в то время как компьютер - нет.

Правда, внутреннее состояние этого устройства постоянно меняется. Но чем тогда такой механизм отличается от часов или автомобиля? Тем не менее, будучи психиатром, я насчитал шесть таких аналогий. Это – один из важнейших факторов, определяющих характер взаимоотношения человека с компьютерной техникой.

Аналогия первая – ТЕЛО И РАЗУМ. Бросается в глаза прежде всего то, что «железо» (сама аппаратура) подобно мозговому веществу. Оно точно также по своим ресурсам заранее жестко задано и в широких пределах практически неизменяемо. А вот «софт» (программное обеспечение) всегда можно заменить или обновить. Поэтому эта часть компьютера совпадает с социальными установками и приобретенными навыками, к которым человек приобщается в процессе обучения.

Аналогия вторая – КАРТИНА МИРА. Системный блок компьютера соединен с монитором, посредством которого информация и становится доступной для пользователя. Такие изображения очень похожи на образы, возникающие в нашей голове и основанные на впечатлениях, получаемых от контактов с внешней действительностью. Но подобные ощущения далеко не всегда точно отражают окружающую среду. И неважно, какие факторы генерируют такого рода искажения – органические, связанные с необратимыми повреждениями мозга, токсические или психогенные. Это – модель человеческого сознания.

Аналогия третья – НЕРВНАЯ КЛЕТКА. Ее суть заключается в соответствии простейшего элемента машинного «языка» (бита) двум основным состояниям нервной клетки, которая может находиться в возбужденном либо в спокойном состоянии. А за такими «сигналами» стоят два значения, которые «бит» может передавать (1 или 0). Это своеобразный молекулярно-кибернетический Эрос и Танатос. Интересно, что компьютерное «слово» имеет 8 значений, что также примерно совпадает с оптимальным объемом запоминаемой нами информации (от пяти до девяти элементов).

Аналогия четвертая – ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ОПЫТ – описывает устройства и процессы, находящиеся на границе между жестко заданным и функциональным, но значительно ближе к последнему. Совершенно очевидно, что если бы природа не наделила человека способностью опосредованно фиксировать все происходящее с ним, то он просто бы не выжил в столь изменчивом мире. А как иначе человек определял бы суть встречающихся ему вещей – заключена ли в них какая-то угроза или, наоборот, они являются чрезвычайно полезными? В компьютере имеется оперативное запоминающее устройство (RAM), которое по своим функциональным возможностям равнозначно нашей краткосрочной памяти. А винчестер – это тоже своеобразная память, но только долгосрочная.

Аналогия пятая – ВООДУШЕВЛЕНИЕ. Известно, что компьютер совершенно не может работать без «подхлестывания» своих систем. Эта функция возложена на специальное устройство, называемое таймером. Оно-то и синхронизирует электронные импульсы, непрерывно проходящие по компьютерным микросхемам. У человека также есть нечто похожее. В такой роли выступают эмоциональные реакции, которые способны мобилизовать в трудную минуту скромные человеческие ресурсы.

Аналогия шестая – ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. В компьютере воссоздано такое свойство нашего мозга, как наличие двух способов обработки информации. Дело в том, что мозг разделен на два полушария. Левая половина этого важнейшего человеческого органа отвечает за последовательную обработку информации – элемент за элементом. Поэтому с этим полушарием связана речь. А вот правая часть нашей центральной нервной системы в основном оперирует образами или монолитными смысловыми блоками.

Закономерности первого типа в компьютере воспроизведены в виде последовательного интерфейса. К такому входу (COM) обычно присоединяется манипулятор-мышь. Второй же способ можно сравнить с параллельным интерфейсом (LPT), к которому подключается принтер.

Итак, человек сотворил компьютер, взяв за основу самого себя. Но что ожидает человечество в отдаленном будущем, когда народившееся на свет «дитя» повзрослеет? И останутся ли отношения живого и искусственного разума такими же безоблачными, какими они являются сегодня?

"Информация, положенная в основу Ииссиидиологии, призвана в корне изменить всё ваше нынешнее видение мира, который вместе со всем, что в нём находится, - от минералов, растений, животных и человека до далёких Звёзд и Галактик - в действительности представляет собой невообразимо сложную и чрезвычайно динамичную Иллюзию, не более реальную, чем ваш сегодняшний сон".

1. Субъективизм мировоззрения.

2. Примеры аналогий между ПК и человеком. Ознакомление с терминологией ииссиидиологии.

3. Cложность изменения устоявшегося мировоззрения.

4. Заключение.

Субъективизм мировоззрения

В этой статье будет рассмотрено моё видение причин субъективного восприятия человеком окружающего мира, а также будет показан механизм познания мира с помощью мысленных ассоциаций между хорошо известным и ещё мало изученным. Я часто пользуюсь аналогиями, проводя вспомогательные параллели между миром техники и окружающей природой (в частности, биологией, психологией, социологией), чтобы лучше разобраться с новыми явлениями и понятиями в некой предметной области. Они служат мне, по сути, теми дополнительными информационными взаимосвязями со всеми другими имеющимися у меня представлениями, которые позволяют мне не заучивать, а понимать суть нового и неизвестного, используя багаж уже накопленных знаний.

Помогая знакомым устранить те или иные неполадки их персональных компьютеров (далее в тексте ПК), объясняя им возможные причины возникновения таковых с помощью принципов построения и функционирования компьютерной техники, я заметил, что людям, которые не имеют специальной подготовки и знаний, намного легче интуитивно понять суть работы вычислительной техники, используя аналогию с имеющимися представлениями [I]. Для этих целей оказалось удобным использовать сравнения работы ПК с психоментальными и физиологическими процессами , протекающими в человеке .

Как человека, так и ПК, можно рассматривать как отдельную информационную систему или некоторую её часть. Информационная система - это система, состоящая из программного (Software) и аппаратного (Hardware) обеспечения, предназначенная для сбора, обработки, создания и распределения данных.

Использование ассоциативного подхода для взаимоувязывания с помощью аналогий различных явлений является ограниченным и субъективным, так как для построения взаимосвязей между отдельными блоками информации человек может оперировать только теми представлениями и опытом, которыми он обладает на данный момент. Субъективность возникает из-за многообразия возможных индивидуальных вариантов взаимосвязей (ассоциаций), которыми каждая личность соединяет манипулируемые ею информационные блоки (например, одна и та же мелодия вызывает у каждого человека свои субъективные впечатления). Так на протяжении жизни представления человека обрастают всё новыми и более глубокими познаниями, формируя его взгляд на жизнь, предпочтения, желания, суждения и тому подобное (его мировоззрение).

Поскольку система восприятия человека ограничена, мы можем лишь интерпретировать (и с некоторой степенью точности интерполировать и экстраполировать) известные нам факты, стараясь как можно точнее реконструировать картину происходящего. Но эта картина всегда будет менее точна, чем та, что будет базироваться на дополнительных новых сведениях. Субъективность интерпретации (восприятия и понимания) происходящего явления (события) продемонстрирую на следующих примерах.

Предположим, нам нужно соединить точки 1, 2, 3 с помощью линии. Как видно с рисунка 1, количество таких линий может быть бесконечно. Все три варианта представленных линий решают поставленную задачу, но лишь при условии, что никакие другие ограничения на решение поставленной задачи не ставятся (например, что линия должна быть прямой или проходить через точку 4). Каждая из линий является аналогом субъективной интерпретации (в данном случае - трех точек) для воссоздания целостной картины. Что же происходило в промежутках между точками с «настоящей» линией, которая отображает «действительность» - неизвестно. Так и в реальности: человек, наблюдая за каким-то явлением (будь то физический эксперимент или жизненная ситуация), способен воспринять только ограниченное количество условий и фактов, которые привели к данному наблюдению. Интерпретируя имеющиеся сведения, человек воссоздает наиболее правдоподобную картину происходящего события, что вовсе не говорит об её истинности. Невозможность воспринять человеком происходящее без искажений часто приводит его к непониманию поведения и взглядов других людей. [Сколько же необходимо взять точек, чтобы точно реконструировать линию? Смотри теорему Котельникова и частоту Найквиста].

Рисунок 1. Возможные варианты соединения точек с помощью линии

Следующий пример взят из оптики - преломление света через призму. Представьте, что луч света несёт в себе определённую информацию, например то, что понимает какой-то человек под словом «любовь». Как видно на рисунке 2, одна часть луча отражается, а другая - преломляется через призму в зависимости от её физико-химических характеристик. На «выходе» из призмы видно лишь рассеянную часть (проекцию) изначальной информации (луча). Так вот, наши представления являются множеством таких взаимоувязанных призм (рисунок 3), с помощью которых происходит фильтрация, анализ, сбор и накопление новой информации. Как призмы по разному преломляют свет, так и люди по-разному интерпретируют одни и те же явления, события, поступки. Поэтому и «любовь» каждый понимает по-своему (видит свою проекцию), хотя речь может идти об одном и том же.



Рис. 2. Дисперсионная призма. Рис. 3. Дисперсия света.

Третий пример субъективности восприятия - один из коанов из дзен-буддизма. Это короткое повествование показывает в юмористической форме, как люди могут по-разному понимать происходящее с ними.

«Диспут за приют»

В одном храме на севере Японии жили вместе два брата-монаха. Старший был ученым, а младший - глупым и кривым на один глаз. Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения. Устав за день от занятий, старший брат приказал младшему пойти вместо себя.

Иди и предложи дискутировать молча,— предупредил он его.

Молодой монах и странник вошли в храм и уселись там. Вскоре пришелец встал, и, зайдя к старшему брату, сказал: «Твой младший брат - замечательный парень. Он выиграл диспут».

Расскажи мне, как это произошло, — попросил старший.

Так вот, - начал странник, - сперва я поднял вверх один палец, представляя Будду, Просветленного. Он же поднял два пальца, обозначая Будду и его учение. Тогда я поднял три пальца, символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии. На это он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, показывая, что все они происходят из одного и того же осознания. Поэтому он победил меня, и я не могу здесь больше оставаться. Сказав так, путник ушел.

Где этот тип? - спросил, вбегая, младший брат.

Я понял, что ты победил его.

Я не победил, но зато сейчас я его отделаю!

Ну-ка расскажи мне о диспуте.

Едва завидев меня, он тут же поднял один палец, нагло намекая на то, что у меня всего один глаз.

Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым и поднял два пальца, поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза. Тогда этот бесстыжий негодяй поднял три пальца, показывая, что у нас всего три глаза на двоих. Тут я рассвирепел и только было начал его бить, как он сбежал.

Резюмируя вышеприведенное и возвращаясь к аналогиям, которыми оперирует наше самосознание, скажу, что качество построенной аналогии между двумя различными явлениями зависит в большей мере от:

    переносимых свойств и отношений;

    степени абстрагирования / конкретизации явления;

    степени понимания предмета самим индивидуумом (его представлениями);

    актуальности сравнения (так как новые представления вытесняют старые);

Насколько правомерна возникшая аналогия - остаётся судить другим. Главная, с моей точки зрения, в данном случае цель - разобраться на первоначальном этапе с новыми понятиями и явлениями, не искажая природу вещей ещё больше. По мере накопления и углубления знаний в выбранном направлении, вспомогательные старые аналогии отпадут сами собой, в силу возникновения всё новых и новых более точных представлений, и надобность их дальнейшего использования пропадёт.

Чтобы не ограничиваться в данной заметке сравнением только между человеком и компьютером, я привожу взаимосвязи с терминами и понятиями из , которая позиционирует себя в качестве новой концепции об энергоинформационном устройстве Вселенной и человека, включая такие понятия, как пространство, время, многомерность, самосознание и многое другое. Ииссиидиология предлагает уникальный механизм для описания причинно-следственных взаимосвязей и сути большинства явлений и процессов окружающего мира, не оставляя места ничему сверхъестественному и невозможному. Насколько эффективно и умело человек сможет использовать этот механизм, будь то в повседневной жизни или в профессиональной деятельности, зависит от него.

Факты, информация Информация Переносчики информации - инфо-творцы Нервные импульсы Заряды Переносчики энергии - формо-творцы (био-творцы) Биология тела Аппаратное обеспечение ("железо") Отдельные представления Файлы

Совокупность СФУУРММ-Форм, УУ-ВВУ-Конгломераты ; (творчество СЛУИ-СЛУУ )

Сформировавшиеся представления и суждения Программы Усложнение используемых СФУУРММ-Форм Расширение представлений (обучение) Обновления Активность первых двух ИИССИИДИ-Центров (АРГЛЛААМУНИ и ИНГЛИМИЛИССА ) Инстинкты и программы самовыживания Системные процессы, драйвера ОС

Активность вторых двух ИИССИИДИ-Центров (ОРЛААКТОР и АИГЛЛИЛЛИАА )

Планетарное, космическое творчество Пользовательские программы

Как наши отдельные представления складываются в суждения и целостное видение происходящего, которое мы с каждым мгновением расширяем и уточняем, так и отдельные информационные файлы складываются в целые программы (СФУУРММ-Формы структурируют УУ-ВВУ-Конгломераты), которые время от времени при обнаружении ошибок и недостатков обновляются пользователем на более универсальные и актуальные. При этом в ПК есть программы (системные файлы, драйвера) и процессы, без которых система может стать недееспособной или сильно ограниченной. Сама система старается ограничить пользователя в правах доступа, чтобы он по своему «незнанию» не навредил системе (самому себе). Это очень похоже на инстинкты самовыживания у человека (активность первой пары ИИССИИДИ-Центров - ментальной (АРГЛЛААМУНИ) и чувственной (ИНГЛИМИЛИССА) составляющей человеческой деятельности). Пользовательские программы расширяют базовый функционал системы и являются «планетарным творчеством», которым человек может заниматься, когда ему не нужно думать о выживании (активность второй пары ИИССИИДИ-Центров - более качественной ментальной (ОРЛААКТОР) и чувственной (АИГЛЛИЛЛИАА) составляющей человеческой деятельности). Структура и характеристика ИИССИИДИ-Центров на самом деле является более сложной и будет более детально описана в последующих томах основ ииссиидиологии.

Как аппаратные неполадки и дефекты в ПК приводят к выводу определённых его компонентов из строя, так и физические болезни влияют на работоспособность человеческого организма. Вирусы - вредоносное программное обеспечение, вызывающее нарушение информационной целостности системы, сродни психическим болезням человека. С точки зрения ииссиидиологии, болезни возникают тогда, когда между конфигурацией формо-творцов (биология человека) и поступающими инструкциями от инфо-творцов (его интересы, устремления, жизненное творчество, мировоззрение) имеется «существенное» разногласие. Одной из причин этому может быть, например, смена направления развития, когда человек начинает развиваться не в человеческом (ллууввумическом) направлении развития (когда «человеческое тело» используется не по «назначению») или, наоборот, в человеческом. Сначала такой дисбаланс вызывает «тензорное напряжение» (тензор), которое направлено на уравновешивание взаимосвязей между формо- и инфо-творцами. Длительное тензорное напряжение перерастает в усталость, истощенность, депрессии, болезни. Сам по себе тензор может иметь как негативный (например, вредные привычки), так и позитивный характер (например, во время избавления от вредных привычек). Возможные причины возникновения тензоров подробно рассмотрены в 12 томе ииссиидиологии .

ИИССИИДИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕК КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА
Получать жизненный опыт Использовать компьютер (играть, смотреть, слушать, писать, симулировать, считать)
ЧКК Все-Любовь-Все-Мудрость Аспекты чувств Магнитное поле
ЧКК Все-Воля-Все-Разума Аспекты интеллекта Электрическое поле

4. Б.И.Ходоров. Импульс нервный. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978, http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90292/Импульс

5. Орис. Ииссиидиология. 12 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга пятая - «Ноовременная динамика Универсального Фокуса Самосознания». 2011

8. Орис. Ииссиидиология. 14 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга пятая - «Принципы резонационности структур Самосознания». 2011

9. Орис. Ииссиидиология. 2 том. Основы. Космические Качества как Основа энергоинформационного проявления всех Формо-систем Мироздания. 2013

10. The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. Telepathy. www.encyclopedia.com (2008)

11. Орис. Ииссиидиология. 15 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга шестая - Осознанный Путь к Человеческим Мирам «личностного» Бессмертия. 2012



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: