Javascript наследование объектов. Наследование на основе классов. JavaScript использует прототипное наследование

JavaScript – это язык, основанный на прототипах. Это значит, что свойства и методы объектов можно повторно использовать посредством общих объектов, которые можно клонировать и расширять. Это называется наследованием прототипов и отличается от наследования классов. Среди популярных объектно-ориентированных языков программирования JavaScript относительно уникален, поскольку другие известные языки (PHP, Python и Java) являются языками на основе классов, которые в качестве макетов для объектов используют классы вместо прототипов.

В этом мануале вы узнаете, что такое прототипы объектов, наследование и цепочки прототипов и как использовать функцию-конструктор для расширения прототипов в новых объектах.

Прототипы в JavaScript

Создайте новый массив:

Помните, что создать его можно также с помощью конструктора массива: let y = new Array().

Если посмотреть на [] нового массива y, вы увидите, что он имеет больше свойств и методов, чем объект x. Он унаследовал все это от Array.prototype.

y.__proto__;

Вы увидите свойство constructor в прототипе, для которого задано значение Array(). Свойство constructor возвращает функцию-конструктор объекта, которая является механизмом для построения объектов из функций.

Теперь можно объединить два прототипа, так как в этом случае цепочка прототипов будет длиннее. Он выглядит так: y-> Array -> Object.

y.__proto__.__proto__;
{constructor: ƒ, __defineGetter__: ƒ, __defineSetter__: ƒ, …}

Эта цепочка теперь относится к Object.prototype. Можно проверить внутренний [] на свойство prototype функции конструктора, чтобы увидеть, что они ссылаются на одно и то же.

y.__proto__ === Array.prototype; // true
y.__proto__.__proto__ === Object.prototype; // true

Также для этого можно использовать свойство isPrototypeOf():

Array.prototype.isPrototypeOf(y); // true
Object.prototype.isPrototypeOf(Array); // true

Можно использовать оператор instanceof, чтобы проверить, появляется ли свойство prototype конструктора в пределах цепочки прототипов объекта.

y instanceof Array; // true

Итак, все объекты JavaScript имеют скрытое внутреннее свойство [] (которое можно определить с помощью __proto__ в некоторых браузерах). Объекты могут быть расширены и наследуют свойства и методы от [] их конструктора.

Прототипы складываются в цепочки, и каждый дополнительный объект наследует все по этой цепочке. Цепочка заканчивается на Object.prototype.

Функции-конструкторы

Функции-конструкторы – это функции, которые используются для построения новых объектов. Оператор new используется для создания новых экземпляров на основе функции конструктора. Вы уже знаете некоторые встроенные конструкторы JavaScript (new Array() и new Date(), например); вы также можете создавать собственные пользовательские шаблоны для построения объектов.

Предположим, что вы создаете очень простую текстовую ролевую игру. Пользователь может выбрать персонажа, а затем класс персонажа (например, воин, целитель, вор и т. д.).

Поскольку каждый персонаж будет иметь множество характеристик – имя, уровень, количество набранных баллов — имеет смысл создать конструктор. Однако, поскольку каждый класс персонажа может иметь совершенно разные способности, нужно, чтобы каждый персонаж имел доступ только к своим способностям. Давайте попробуем добиться этого с помощью наследования прототипов и конструкторов.

Функция-конструктор изначально является обычной функцией. Она становится конструктором, когда экземпляр вызывает ее с ключевым словом new. По соглашению JavaScript функция-конструктор записывается с большой буквы.

// Initialize a constructor function for a new Hero
function Hero(name, level) {
this.name = name;
this.level = level;
}

Теперь у вас есть функция-конструктор Hero с двумя параметрами: name и level. Поскольку у каждого персонажа будет имя и уровень, для них имеет смысл наследовать эти свойства. Ключевое слово this будет ссылаться на новый созданный экземпляр; this.name в параметре name гарантирует, что новый объект будет иметь свойство name.

Создайте новый экземпляр с помощью new.

let hero1 = new Hero("Bjorn", 1);

Если запросить в консоли hero1, вы увидите новый объект с правильно установленными свойствами:

Hero {name: "Bjorn", level: 1}

Теперь, если запросить [] объекта hero1, вы увидите constructor Hero().

Object.getPrototypeOf(hero1);
constructor: ƒ Hero(name, level)

Как видите, пока что в конструкторе определены только свойства, а не методы. В JavaScript методы прототипов обычно определяются для повышения эффективности и удобочитаемости кода.

Мы можем добавить помощью prototype. Создайте метод greet().

// Add greet method to the Hero prototype


}

Поскольку greet() – это prototype в Hero, а hero1 является экземпляром Hero, метод будет доступен и для hero1:

hero1.greet();
"Bjorn says hello."

Если вы проверите [] в Hero, вы увидите доступную опцию greet().

Теперь нужно создать классы персонажей. Вкладывать все способности для каждого класса в конструктор Hero не имеет смысла, потому что разные классы будут иметь разные способности. Нужно создать новые функции-конструкторы и связать их с оригинальным Hero.

С помощью метода call() скопируйте свойства одного конструктора в другой. Создайте конструкторы Warrior и Healer.

...
// Initialize Warrior constructor

// Chain constructor with call

// Add a new property
this.weapon = weapon;
}
// Initialize Healer constructor

Hero.call(this, name, level);
this.spell = spell;
}

Оба новых конструктора теперь обладают свойствами Hero и несколькими уникальными свойствами. Добавьте метод attack() в Warrior и метод heal() в Healer.

], которым обладают все объекты. Также вы теперь умеете создавать пользовательские функции-конструкторы и использовать наследование прототипов для передачи значений свойств и методов.

Tags:

JavaScript is a bit confusing for developers experienced in class-based languages (like Java or C++), as it is dynamic and does not provide a class implementation per se (the class keyword is introduced in ES2015, but is syntactical sugar, JavaScript remains prototype-based).

When it comes to inheritance, JavaScript only has one construct: objects. Each object has a private property which holds a link to another object called its prototype . That prototype object has a prototype of its own, and so on until an object is reached with null as its prototype. By definition, null has no prototype, and acts as the final link in this prototype chain .

Inheriting "methods"

JavaScript does not have "methods" in the form that class-based languages define them. In JavaScript, any function can be added to an object in the form of a property. An inherited function acts just as any other property, including property shadowing as shown above (in this case, a form of method overriding ).

When an inherited function is executed, the value of this points to the inheriting object, not to the prototype object where the function is an own property.

Var o = { a: 2, m: function() { return this.a + 1; } }; console.log(o.m()); // 3 // When calling o.m in this case, "this" refers to o var p = Object.create(o); // p is an object that inherits from o p.a = 4; // creates a property "a" on p console.log(p.m()); // 5 // when p.m is called, "this" refers to p. // So when p inherits the function m of o, // "this.a" means p.a, the property "a" of p

Using prototypes in JavaScript

Let"s look at what happens behind the scenes in a bit more detail.

In JavaScript, as mentioned above, functions are able to have properties. All functions have a special property named prototype . Please note that the code below is free-standing (it is safe to assume there is no other JavaScript on the webpage other than the below code). For the best learning experience, it is highly recommended that you open a console (which, in Chrome and Firefox, can be done by pressing Ctrl+Shift+I), navigate to the "console" tab, copy-and-paste in the below JavaScript code, and run it by pressing the Enter/Return key.

Function doSomething(){} console.log(doSomething.prototype); // It does not matter how you declare the function, a // function in JavaScript will always have a default // prototype property. var doSomething = function(){}; console.log(doSomething.prototype);

As seen above, doSomething() has a default prototype property, as demonstrated by the console. After running this code, the console should have displayed an object that looks similar to this.

{ constructor: ƒ doSomething(), __proto__: { constructor: ƒ Object(), hasOwnProperty: ƒ hasOwnProperty(), isPrototypeOf: ƒ isPrototypeOf(), propertyIsEnumerable: ƒ propertyIsEnumerable(), toLocaleString: ƒ toLocaleString(), toString: ƒ toString(), valueOf: ƒ valueOf() } }

We can add properties to the prototype of doSomething() , as shown below.

Function doSomething(){} doSomething.prototype.foo = "bar"; console.log(doSomething.prototype);

This results in:

{ foo: "bar", constructor: ƒ doSomething(), __proto__: { constructor: ƒ Object(), hasOwnProperty: ƒ hasOwnProperty(), isPrototypeOf: ƒ isPrototypeOf(), propertyIsEnumerable: ƒ propertyIsEnumerable(), toLocaleString: ƒ toLocaleString(), toString: ƒ toString(), valueOf: ƒ valueOf() } }

We can now use the new operator to create an instance of doSomething() based on this prototype. To use the new operator, simply call the function normally except prefix it with new . Calling a function with the new operator returns an object that is an instance of the function. Properties can then be added onto this object.

Try the following code:

Function doSomething(){} doSomething.prototype.foo = "bar"; // add a property onto the prototype var doSomeInstancing = new doSomething(); doSomeInstancing.prop = "some value"; // add a property onto the object console.log(doSomeInstancing);

This results in an output similar to the following:

{ prop: "some value", __proto__: { foo: "bar", constructor: ƒ doSomething(), __proto__: { constructor: ƒ Object(), hasOwnProperty: ƒ hasOwnProperty(), isPrototypeOf: ƒ isPrototypeOf(), propertyIsEnumerable: ƒ propertyIsEnumerable(), toLocaleString: ƒ toLocaleString(), toString: ƒ toString(), valueOf: ƒ valueOf() } } }

As seen above, the __proto__ of doSomeInstancing is doSomething.prototype . But, what does this do? When you access a property of doSomeInstancing , the browser first looks to see if doSomeInstancing has that property.

If doSomeInstancing does not have the property, then the browser looks for the property in the __proto__ of doSomeInstancing (a.k.a. doSomething.prototype). If the __proto__ of doSomeInstancing has the property being looked for, then that property on the __proto__ of doSomeInstancing is used.

Otherwise, if the __proto__ of doSomeInstancing does not have the property, then the __proto__ of the __proto__ of doSomeInstancing is checked for the property. By default, the __proto__ of any function"s prototype property is window.Object.prototype . So, the __proto__ of the __proto__ of doSomeInstancing (a.k.a. the __proto__ of doSomething.prototype (a.k.a. Object.prototype)) is then looked through for the property being searched for.

If the property is not found in the __proto__ of the __proto__ of doSomeInstancing, then the __proto__ of the __proto__ of the __proto__ of doSomeInstancing is looked through. However, there is a problem: the __proto__ of the __proto__ of the __proto__ of doSomeInstancing does not exist. Then, and only then, after the entire prototype chain of __proto__ "s is looked through, and there are no more __proto__ s does the browser assert that the property does not exist and conclude that the value at the property is undefined .

Let"s try entering some more code into the console:

Function doSomething(){} doSomething.prototype.foo = "bar"; var doSomeInstancing = new doSomething(); doSomeInstancing.prop = "some value"; console.log("doSomeInstancing.prop: " + doSomeInstancing.prop); console.log("doSomeInstancing.foo: " + doSomeInstancing.foo); console.log("doSomething.prop: " + doSomething.prop); console.log("doSomething.foo: " + doSomething.foo); console.log("doSomething.prototype.prop: " + doSomething.prototype.prop); console.log("doSomething.prototype.foo: " + doSomething.prototype.foo);

This results in the following:

DoSomeInstancing.prop: some value doSomeInstancing.foo: bar doSomething.prop: undefined doSomething.foo: undefined doSomething.prototype.prop: undefined doSomething.prototype.foo: bar

Different ways to create objects and the resulting prototype chain Objects created with syntax constructs var o = {a: 1}; // The newly created object o has Object.prototype as its [] // o has no own property named "hasOwnProperty" // hasOwnProperty is an own property of Object.prototype. // So o inherits hasOwnProperty from Object.prototype // Object.prototype has null as its prototype. // o ---> Object.prototype ---> null var b = ["yo", "whadup", "?"]; // Arrays inherit from Array.prototype // (which has methods indexOf, forEach, etc.) // The prototype chain looks like: // b ---> Array.prototype ---> Object.prototype ---> null function f() { return 2; } // Functions inherit from Function.prototype // (which has methods call, bind, etc.) // f ---> Function.prototype ---> Object.prototype ---> null With a constructor

A "constructor" in JavaScript is "just" a function that happens to be called with the new operator .

Function Graph() { this.vertices = ; this.edges = ; } Graph.prototype = { addVertex: function(v) { this.vertices.push(v); } }; var g = new Graph(); // g is an object with own properties "vertices" and "edges". // g.[] is the value of Graph.prototype when new Graph() is executed.

With Object.create "use strict"; class Polygon { constructor(height, width) { this.height = height; this.width = width; } } class Square extends Polygon { constructor(sideLength) { super(sideLength, sideLength); } get area() { return this.height * this.width; } set sideLength(newLength) { this.height = newLength; this.width = newLength; } } var square = new Square(2); Performance

The lookup time for properties that are high up on the prototype chain can have a negative impact on the performance, and this may be significant in the code where performance is critical. Additionally, trying to access nonexistent properties will always traverse the full prototype chain.

Also, when iterating over the properties of an object, every enumerable property that is on the prototype chain will be enumerated. To check whether an object has a property defined on itself and not somewhere on its prototype chain, it is necessary to use the hasOwnProperty method which all objects inherit from Object.prototype . To give you a concrete example, let"s take the above graph example code to illustrate it:

Console.log(g.hasOwnProperty("vertices")); // true console.log(g.hasOwnProperty("nope")); // false console.log(g.hasOwnProperty("addVertex")); // false console.log(g.__proto__.hasOwnProperty("addVertex")); // true

hasOwnProperty is the only thing in JavaScript which deals with properties and does not traverse the prototype chain.

Note: It is not enough to check whether a property is undefined . The property might very well exist, but its value just happens to be set to undefined .

Bad practice: Extension of native prototypes

One misfeature that is often used is to extend Object.prototype or one of the other built-in prototypes.

This technique is called monkey patching and breaks encapsulation . While used by popular frameworks such as Prototype.js, there is still no good reason for cluttering built-in types with additional non-standard functionality.

The only good reason for extending a built-in prototype is to backport the features of newer JavaScript engines, like Array.forEach .

Summary of methods for extending the prototype chain

Here are all 4 ways and their pros/cons. All of the examples listed below create exactly the same resulting inst object (thus logging the same results to the console), except in different ways for the purpose of illustration.

Name Example(s) Pro(s) Con(s)
New-initialization function foo(){} foo.prototype = { foo_prop: "foo val" }; function bar(){} var proto = new foo; proto.bar_prop = "bar val"; bar.prototype = proto; var inst = new bar; console.log(inst.foo_prop); console.log(inst.bar_prop); Supported in every browser imaginable (support goes all the way back to IE 5.5!). Also, it is very fast, very standard, and very JIST-optimizable. In order to use this method, the function in question must be initialized. During this initialization, the constructor may store unique information that must be generated per-object. However, this unique information would only be generated once, potentially leading to problems. Additionally, the initialization of the constructor may put unwanted methods onto the object. However, both these are generally not problems at all (in fact, usually beneficial) if it is all your own code and you know what does what where.
Object.create function foo(){} foo.prototype = { foo_prop: "foo val" }; function bar(){} var proto = Object.create(foo.prototype); proto.bar_prop = "bar val"; bar.prototype = proto; var inst = new bar; console.log(inst.foo_prop); console.log(inst.bar_prop); function foo(){} foo.prototype = { foo_prop: "foo val" }; function bar(){} var proto = Object.create(foo.prototype, { bar_prop: { value: "bar val" } }); bar.prototype = proto; var inst = new bar; console.log(inst.foo_prop); console.log(inst.bar_prop) Support in all in-use-today browsers which are all non-microsoft browsers plus IE9 and up. Allows the direct setting of __proto__ in a way that is one-time-only so that the browser can better optimize the object. Also allows the creation of objects without a prototype via Object.create(null) . Not supported in IE8 and below. However, as Microsoft has discontinued extended support for systems running these old browsers, this should not be a concern for most applications. Additionally, the slow object initialization can be a performance black hole if using the second argument because each object-descriptor property has its own separate descriptor object. When dealing with hundreds of thousands of object descriptors in the form of object, there can arise a serious issue with lag.

Object.setPrototypeOf

function foo(){} foo.prototype = { foo_prop: "foo val" }; function bar(){} var proto = { bar_prop: "bar val" }; Object.setPrototypeOf(proto, foo.prototype); bar.prototype = proto; var inst = new bar; console.log(inst.foo_prop); console.log(inst.bar_prop); function foo(){} foo.prototype = { foo_prop: "foo val" }; function bar(){} var proto; proto=Object.setPrototypeOf({ bar_prop: "bar val" }, foo.prototype); bar.prototype = proto; var inst = new bar; console.log(inst.foo_prop); console.log(inst.bar_prop) Support in all in-use-today browsers which are all non-microsoft browsers plus IE9 and up. Allows the dynamic manipulation of an objects prototype and can even force a prototype on a prototype-less object created with Object.create(null) . Should-be-deprecated and ill-performant. Making your Javascript run fast is completely out of the question if you dare use this in the final production code because many browsers optimize the prototype and try to guess the location of the method in the memory when calling an instance in advance, but setting the prototype dynamically disrupts all these optimizations and can even force some browsers to recompile for deoptimization your code just to make it work according to the specs. Not supported in IE8 and below.
__proto__ function foo(){} foo.prototype = { foo_prop: "foo val" }; function bar(){} var proto = { bar_prop: "bar val", __proto__: foo.prototype }; bar.prototype = proto; var inst = new bar; console.log(inst.foo_prop); console.log(inst.bar_prop); var inst = { __proto__: { bar_prop: "bar val", __proto__: { foo_prop: "foo val", __proto__: Object.prototype } } }; console.log(inst.foo_prop); console.log(inst.bar_prop) Support in all in-use-today browsers which are all non-microsoft browsers plus IE11 and up. Setting __proto__ to something that is not an object only fails silently. It does not throw an exception. Grossly deprecated and non-performant. Making your Javascript run fast is completely out of the question if you dare use this in the final production code because many browsers optimize the prototype and try to guess the location of the method in the memory when calling an instance in advance, but setting the prototype dynamically disrupts all these optimizations and can even force some browsers to recompile for deoptimization your code just to make it work according to the specs. Not supported in IE10 and below.
prototype and Object.getPrototypeOf

JavaScript is a bit confusing for developers coming from Java or C++, as it"s all dynamic, all runtime, and it has no classes at all. It"s all just instances (objects). Even the "classes" we simulate are just a function object.

You probably already noticed that our function A has a special property called prototype . This special property works with the JavaScript new operator. The reference to the prototype object is copied to the internal [] property of the new instance. For example, when you do var a1 = new A() , JavaScript (after creating the object in memory and before running function A() with this defined to it) sets a1.[] = A.prototype . When you then access properties of the instance, JavaScript first checks whether they exist on that object directly, and if not, it looks in [] . This means that all the stuff you define in prototype is effectively shared by all instances, and you can even later change parts of prototype and have the changes appear in all existing instances, if you wanted to.

If, in the example above, you do var a1 = new A(); var a2 = new A(); then a1.doSomething would actually refer to Object.getPrototypeOf(a1).doSomething , which is the same as the A.prototype.doSomething you defined, i.e. Object.getPrototypeOf(a1).doSomething == Object.getPrototypeOf(a2).doSomething == A.prototype.doSomething .

In short, prototype is for types, while Object.getPrototypeOf() is the same for instances.

[] is looked at recursively , i.e. a1.doSomething , Object.getPrototypeOf(a1).doSomething , Object.getPrototypeOf(Object.getPrototypeOf(a1)).doSomething etc., until it"s found or Object.getPrototypeOf returns null.

So, when you call

Var o = new Foo();

JavaScript actually just does

Var o = new Object(); o.[] = Foo.prototype; Foo.call(o);

(or something like that) and when you later do

O.someProp;

it checks whether o has a property someProp . If not, it checks Object.getPrototypeOf(o).someProp , and if that doesn"t exist it checks Object.getPrototypeOf(Object.getPrototypeOf(o)).someProp , and so on.

In conclusion

It is essential to understand the prototypal inheritance model before writing complex code that makes use of it. Also, be aware of the length of the prototype chains in your code and break them up if necessary to avoid possible performance problems. Further, the native prototypes should never be extended unless it is for the sake of compatibility with newer JavaScript features.

Нет ничего более постоянного, чем временное.
Народная мудрость

Если помните, предыдущая набла закончилась полгода назад на том, что при программировании на JavaScript очень неплохо использовать прототипы объектов. Сейчас настало время уточнить данный термин, и заодно показать, как его применять еще эффективнее.

В JavaScript каждый объект может иметь асоциацию с другим объектом - так называемый «прототип» (prototype). В случае, если поиск некоторого свойства (или метода - это одно и то же) в исходном объекте заканчивается неудачно, интерпретатор пытается найти одноименное свойство (метод) в его прототипе, затем - в прототипе прототипа и т. д. К примеру, если мы затребовали обращение к obj.prop (или, что абсолютно то же самое, obj["prop"]), JavaScript начнета искать свойство prop в самом объекте obj , затем - в прототипе obj , прототипе прототипа obj , и так до конца.

Секреты прототипов

В Интернете масса литературы, описывающей, что такое prototype , и в каком контексте его обычно используют. Однако львиная доля статей страдает одним большим недостатком: там не разъясняется детально, как именно работают прототипы, когда их можно применять, а когда - нельзя .

Продемонстрируем «классическое» применение прототипов для реализации наследования в JavaScript.

Листинг 1

//** //** Базовый "класс" Car (Машина). //** function Car() { document.writeln("Вызван конструктор Car()."); } // Определяем новый метод "класса" Car. Car.prototype.drive = function() { document.writeln("Вызван Car.drive()"); } //** //** Производный "класс" Zaporojets (Запорожец - тоже Машина). //** function Zaporojets() { document.writeln("Вызван конструктор Zaporojets()."); } // Говорим, что прототип Car - "класс" Zaporojets. Zaporojets.prototype = new Car(); // Определяем новый метод "класса" Zaporojets. Zaporojets.prototype.crack = function() { document.writeln("Вызван Zaporojets.crack()"); } //** //** Основная программа. //** document.writeln("Программа запущена."); // Создаем объект производного "класса" Zaporojets. // (*) вызывается функция базового объекта var other = new Zaporojets(); vehicle.crack();

Запустив данный пример, можно заметить, что с точки зрения "обычного" ООП результат выглядит несколько необычно:

Листинг 2

Вызван конструктор Car(). Программа запущена. Вызван конструктор Zaporojets(). Вызван Car.drive() Вызван конструктор Zaporojets(). Вызван Zaporojets.crack()

В объектно-ориентированных языках с поддержкой классов (C++, Java, PHP, Perl, Python и т. д.) конструкторы базовых классов обычно вызываются непосредственно внутри конструкторов производных. В JavaScript, как было уже сказано в предыдущей набле , классов нет, есть только объекты. Здесь мы видим совершенно другую картину: конструктор Car запустился даже до вывода сообщения "Программа запущена"! Кроме того, при повторном создании объекта Zaporojets конструктор Car вызван не был, а значит, один и тот же объект Car «разделяется» многими объектами Zaporojets ! С точки зрения идеологии наследования это совершенно неправильно.

К сожалению, невозможно задать прототип для некоторого объекта, не создав предварительно объект базового класса. Если вы хотите присвоить Zaporojets.prototype новое значение, вы просто обязаны использовать оператор new Car() . Иными словами, создание подобъекта базового «класса» производится в JavaScript не в конструкторе производного (как во всех остальных объектно-ориентированных языках), а гораздо раньше, еще на этапе конструирования «класса-потомка», и при том однократно.

Подобное поведение, конечно, следует из того, как написана программа. Действительно, мы создали объект Car только один раз - при присваивании значения прототипу Zaporojets ; соответственно, и его конструктор был вызван в этот момент лишь однажды.

Вывод: в JavaScript «стандартное» наследование реализуется совсем не так, как в других, «класс-ориентированных» языках программирования. Понятие «конструктора» в нем - не то же самое, что конструктор в C++, Java или даже Perl.

Чем не являются прототипы?

Как и в дзене, чтобы лучше понять, что собой представляет некоторый термин, иногда бывает полезно уяснить, чем он точно не является . В тридцать девятой набле было сказано, что с каждым объектом (или, что то же самое, хэшем) может быть ассоциирован свой собственный хэш-прототип, просматриваемый интерпретатором в случае отсутствия некоторого свойства текущего объекта. Основываясь на этом, вы могли, обрадовавшись, тут же кинуться писать примерно следующий код:

Листинг 3

Var obj = { // Зато у него есть прототип... prototype: { // ...в котором данное свойство определяется... prop: 101 } // ...так что в итоге интерпрететор должен считать его. } // Проверим? alert("Значение свойства: " + obj.prop); // What a...

Увы и ах: данный пример не работает , выдавая: "Значение свойства: undefined". А следовательно, присваивание свойству prototype произвольного объекта нового значения ничего нам не дает!

Модифицируем теперь код программы:

Листинг 4

Var obj = { // В самом объекте свойства prop нет. } // Пробуем обратиться к прототипу по-другому. obj.constructor.prototype.prop = 101; // Проверим? alert("Значение свойства: " + obj.prop); // Он в этом-то объекте свойства быть не должно... var newObj = {}; // пустой хэш alert("Пустота: " + newObj.prop); // А это еще откуда?!

Результат "Значение свойства: 101" говорит нам, что программа заработала. Однако какой ценой? Свойство prop теперь появилось вообще в любом объекте, создаваемом когда-либо в программе, а не только в obj ! Убедиться в этом позволяет второй вызов alert() , гордо сообщающий, что «пустота», оказывается, является числом 101. («Просветлей сам - просветлятся все существа в мире.»)

Какие выводы можно сделать из примера?

  • В самом объекте свойства prototype не имеет никакого особого смысла.
  • К прототипу объекта следует обращаться через служебное свойство constructor , присутствующее в любом хэше.
  • Выражение obj.constructor.prototype (а не obj.prototype ! это важно!) означает прототип объекта.
  • Оператор new и obj.constructor

    Новый объект в JavaScript может быть создан только одним способом: применением оператора new:

    Листинг 5

    Var vehicle = new Car(); // создание нового объекта var hash = {}; // сокращенная запись для new Object() var array = ; // сокращенная запись для new Array()

    Немногие над этии задумываются, но первый оператор примера полностью эквивалентен такому коду:

    Листинг 6

    Var vehicle = new window.Car(); // можно и так... var vehicle = new self.Car(); // в браузере self==window

    или даже такому:

    Листинг 7

    Он также функционально не отличается от следующего примера:

    Листинг 8

    // Создание объекта стандартным способом. self.Car = function() { alert("Car") } var vehicle = new self.Car();

    Ну что, понравилось? Начали улавливать закономерности? Вот еще примеры:

    Листинг 9

    // Создаем "класс" на лету. var clazz = function() { alert("Динамическая!") } var obj = new clazz(); // А можно и без промежуточной переменной. var obj = new (function() { alert("Wow!") })();

    Иными словами, справа от new может стоять любое значение JavaScript. Это совсем не обязательно имя функции - к тому же, что такое функция, как не переменная, значение которой является ссылка на код?

    Так вот, после создания объекта интерпретатор присваивает его свойству constructor значение, равное величине, стоящей справа от оператора new . Таким образом, vehicle.constructor == self.Car , а obj.constructor в последнем примере вообще ссылается на функцию, не имеющую отдельного имени в глобальной области видимости (анонимную). Это настолько важно, что я приведу еще один поясняющий пример:

    Листинг 10

    // Создаем "класс" на лету. var clazz = function() { alert("Динамическая!") } var obj = new clazz(); alert(obj.constructor == clazz); // выводит true!

    Но позвольте, ведь справа от new не может стоять совсем уж все, что угодно. К примеру, там недопустимо число или строка... Следующий пример также не работает:

    Листинг 11

    Var clazz = {}; // clazz.constructor == self.Object var obj = new clazz(); // не работает!

    Что же можно использовать с оператором new ? Ответ прост: только функции (точнее, объекты, конструктор которых равен self.Function). А если еще точнее - разрешено использовать стандартные объекты JavaScript self.Array , self.String и т. д.

    Оказывается, что свойство prototype со специальным назначением есть только у таких объектов, которые могут быть использованы в правой части new ! Например, допустимы обращения к Function.prototype , String.prototype или Array.prototype .

    Теперь вы понимаете, почему JavaScript не рассматривает элемент obj.prototype произвольного хэша obj как специальный, но обращается к obj.constructor.prototype ? Ведь специальное назначение prototype имеет только для встроенного объекта, коим всегда является ссылка obj.constructor .

    Итак, вывод: прототипы объектов доступны по цепочке obj.constructor.prototype.constructor.prototype... , а не obj.prototype.prototype , как можно понять из многих руководств по JavaScript в Интернете. Конструктором объекта может быть только объект встроенного класса (обычно это Function).

    Заставляем конструкторы базовых классов работать

    Данная набла имеет циклический характер, и сейчас, хорошо понимая, как работают прототипы и конструкторы, мы снова возвращаемся к самому первому примеру. Речь пойдет о создании базового и производных объектов в стиле «класс-ориентированного» программирования.

    Итак, перед нами стоят следующие задачи:

    • Заставить конструкторы базовых объектов вызываться при создании производных.
    • Научиться получать доступ к методам, переопределенным в производных объектах под тем же именем.

    Если программировать на «чистом» JavaScript, данные две задачи выливаются в довольно громоздкий код. Чтобы каждый раз его не писать, я предлагаю вам использовать совсем небольшую библиотечку, обеспечивающую удобное применение рассматриваемых подходов. С ее использованием создание производных классов выглядит весьма просто:

    Листинг 12

    // Базовый "класс". Car = newClass(null, { constructor: function() { document.writeln("Вызван конструктор Car()."); }, drive: function() { document.writeln("Вызван Car.drive()"); } }); // Производный "класс". Zaporojets = newClass(Car, { constructor: function() { document.writeln("Вызван конструктор Zaporojets()."); this.constructor.prototype.constructor.call(this); }, crack: function() { document.writeln("Вызван Zaporojets.crack()"); }, drive: function() { document.writeln("Вызван Zaporojets.drive()"); return this.constructor.prototype.drive.call(this); } }); document.writeln("Программа запущена."); // Создаем объект производного "класса". var vehicle = new Zaporojets(); vehicle.drive(); // вызывается функция базового объекта // Создаем еще один объект того же класса. var vehicle = new Zaporojets(); vehicle.crack(); // функция производного объекта

    Результат работы данного примера кардинально отличается от того, что было приведено в начале наблы.

    Листинг 13

    Программа запущена. Вызван конструктор Zaporojets(). Вызван конструктор Car(). Вызван Zaporojets.drive() Вызван Car.drive() Вызван конструктор Zaporojets(). Вызван конструктор Car(). Вызван Zaporojets.crack()

    Как видите, все работает так, как и ожидает программист на «класс-ориентированном» языке: конструктор Car() вызывается вместе с конструктором Zaporojets() . Однако запускать конструктор базового класса в конструкторе производного нужно явно (заодно приведено, как вызывать метод drive из базового объекта, если он был переопределен в производном):

    Листинг 14

    // Вызов конструктора базового объекта. this.constructor.prototype.constructor.call(this); // Вызов переопределенного метода базового объекта. this.constructor.prototype.drive.call(this); // У стандартного метода call() можно указывать // дополнительные аргументы (после this), которые // будут переданы функции-члену объекта.

    Библиотека Oop.js состоит из определения одной-единственной функции newClass . Она невелика, однако детальный разбор механизма ее работы, возможно, займет у вас немало времени (по крайней мере, я потратил не один час на эксперименты в разных браузерах). Могу сказать, что информации данной наблы должно быть вполне достаточно.

    Листинг 15

    // // Create proper-derivable "class". // // Version: 1.2 // function newClass(parent, prop) { // Dynamically create class constructor. var clazz = function() { // Stupid JS need exactly one "operator new" calling for parent // constructor just after class definition. if (clazz.preparing) return delete(clazz.preparing); // Call custom constructor. if (clazz.constr) { this.constructor = clazz; // we need it! clazz.constr.apply(this, arguments); } } clazz.prototype = {}; // no prototype by default if (parent) { parent.preparing = true; clazz.prototype = new parent; clazz.prototype.constructor = parent; clazz.constr = parent; // BY DEFAULT - parent constructor } if (prop) { var cname = "constructor"; for (var k in prop) { if (k != cname) clazz.prototype[k] = prop[k]; } if (prop && prop != Object) clazz.constr = prop; } return clazz; }

    После выхода окончательной версии спецификации ECMA Script 2015 (ES2015 ) сообщество получило возможность двигаться в направлении ее реализации в движках JavaScript .

    ES2015 предлагает для существующих функций множество новых полезных возможностей и более чистый синтаксис. Например, ключевое слово class , а также улучшенный синтаксис для JavaScript prototype .

    До ES2015 реализация наследования прототипов с помощью JavaScript была запутанной. В традиционной модели классы наследуются от классов. Классы являются не более чем спецификацией или шаблоном, используемым для создания объектов.

    Спецификации могут наследовать свойства других спецификаций. Используя унаследованные и собственные свойства, можно создавать новые объекты. В отличие от традиционного наследования, JavaScript не включает в себя поддержку этих спецификаций.

    Что такое наследование прототипов JavaScript?

    Наследование прототипов в JavaScript предполагает, что один объект наследуется от другого объекта, вместо того, чтобы одна спецификация наследовалась от другой. Даже ключевое слово нового класса является некорректным, потому что подразумевает спецификацию. Но на самом деле один объект наследуется от другого. Синтаксис в более ранних версиях JavaScript был слишком сложным, и ему трудно было следовать. Поэтому, как только разработчики принимают наследование от объекта к объекту, возникает вторая задача. Она состоит в том, чтобы улучшить синтаксис JavaScript prototype наследования — ввести классы ES2015 .

    ES2015 классы в JavaScript

    Данная спецификация обеспечивает более четкий синтаксис для определения структур классов, создания функций конструктора, расширения классов, вызова конструктора и функций в супер классе, а также предоставляет статические функции. Также ES2015 улучшает синтаксис для создания стиля ES5 получателя / установщика дескриптора свойств, что позволяет разработчикам использовать эти малоизвестные возможности спецификации.

    Определения классов

    JavaScript не содержит классов. Даже классы ES2015 это не совсем классы в традиционном смысле этого слова. А всего лишь «вычищенный » синтаксис для создания наследования прототипов между объектами. Но поскольку ES2015 использует термин «класс » для объектов, созданных с помощью функции конструктора (функция-конструктор является конечным результатом ключевого слова class ), в этой статье мы будем использовать термин «класс «, чтобы описать не только классы ES2015 , но и ES5 .

    В версии ES5 и более ранних функции конструктора определяли «классы » следующим образом:

    function MyClass() { } var myClass = new MyClass();

    В ES2015 был введен новый синтаксис, с использованием ключевого слова class :

    class MyClass { constructor() { } } var myClass = new MyClass();

    Функция конструктора осталась той же, что определена в ES5 . В обернутом блоке ключевого слова class определяются свойства для JavaScript function prototype . Синтаксис ключевого слова new для установки нового экземпляра класса остался неизменным.

    С введением ключевого слова class появляется объект функции, который используется ES5 . Рассмотрим следующий выходной результат среды Node.js REPL . Во-первых, мы определяем новый класс, а затем оператор TypeOf перечисляет типы объекта класса:

    > class MyClass { constructor() {} } class MyClass { constructor() {} } > typeof MyClass "function" >

    В ES2015 роль и назначение функции конструктора не пересматривались, для нее просто был «вычищен » синтаксис.

    Что такое конструкторы в JavaScript?

    Конструктор — это функция, которая выполняется, когда используется оператор new для создания нового экземпляра класса. В функцию конструктора могут быть переданы аргументы для инициализации свойств объекта и выполнения других задач.

    В ES5 функция конструктора выглядит следующим образом:

    function Person(firstName, lastName) { this.firstName = firstName; this.lastName = lastName; }

    Аналог функции конструктора с синтаксисом ES2015 выглядит следующим образом:

    // имя функции конструктора ES5 - // это имя класса ES2015 class Person { // обратите внимание, что здесь нет ключевого слова "function" // также используется слово "constructor", а не "Person" constructor(firstName, lastName) { // этот код представляет новый созданный и // инициализированный объект this.firstName = firstName; this.lastName = lastName; } }

    Хотя новый синтаксис стал более объемным, но он является более четким и позволяет проще добавлять наследуемые свойства.

    Чтобы установить объект с тем же синтаксисом, код должен быть тот же:

    var person = new Person("Bob", "Smith"); // выводит "Bob" console.log(person.firstName); // выводит "Smith" console.log(person.lastName);

    Нажмите здесь, чтобы загрузить код

    Расширение классов

    До ES2015 большинство разработчиков не понимали, как реализовать наследования между объектами и использовать JavaScript prototype . Пообщавшись с разработчиками на C ++ , Java или C # , вы поймете, с какой легкостью они настраивают наследование одного класса от другого, а затем создают экземпляр объекта из подкласса. Попросите JavaScript разработчика продемонстрировать, как происходит наследование между двумя объектами, и в ответ вы увидите пустой взгляд.

    Настройка наследования прототипов является непростым делом, а понятие наследования прототипа является неизвестным для большинства JavaScript разработчиков. Вот несколько примеров кода с комментариями, которые поясняют процесс настройки наследования:

    // вызывается с оператором "new", // создается новый объект Person function Person(firstName, lastName) { // оператор "new" устанавливает связь // от "this" к новому объекту this.firstName = firstName; this.lastName = lastName; } // это свойство, связывающее функцию, // конфигурируется для объекта прототипа Person, // и наследуется Student Person.prototype.getFullName = function() { return this.firstName + " " + this.lastName; }; // Когда функция конструктора Student // вызывается с оператором "new", // создается новый объект Student function Student(studentId, firstName, lastName) { // оператор "new" устанавливает связь от "this" к // новому объекту, новый объект затем передается в // функцию конструктора Person через использование вызова, // таким образом могут быть установлены свойства имени и фамилии this._super.call(this, firstName, lastName); this.studentId = studentId; } // Student наследуются от нового объекта, // который наследуется от родительского Student.prototype = Object.create(Person.prototype); // устанавливаем свойства конструктора обратно для // функции конструктора Student Student.prototype.constructor = Student; // "_super" НЕ является частью ES5, его конвенция, определенная // разработчиком, устанавливает // "_super" для функции конструктора Person Student.prototype._super = Person; // это будет существовать в прототипе объекта студента Student.prototype.getStudentInfo = function() { return this.studentId + " " + this.lastName + ", " + this.firstName; }; // устанавливаем новый объект Student var student = new Student(1, "Bob", "Smith"); // вызываем функцию в выводе родительского // прототипа "Bob Smith" console.log(student.getFullName()); // вызываем функцию в выводе родительского // прототипа "1 Smith, Bob" console.log(student.getStudentInfo());

    Нажмите здесь, чтобы загрузить код

    Приведенный выше код трудно разобрать, и на то, чтобы установить наследование одного объекта от другого, поддерживая при этом функции конструктора, уходит много времени. Большинство JavaScript разработчиков не могут создать этот код по памяти, а многие вообще никогда не видели ничего подобного при работе с JavaScript .

    Чтобы решить эту проблему, в новом синтаксисе структуры классов в ES2015 было введено ключевое слово extends . В следующем коде продемонстрировано то же наследование, что и в первом примере кода, но с использованием синтаксиса ES2015 для JavaScript object prototype :

    "use strict"; class Person { constructor(firstName, lastName) { this.firstName = firstName; this.lastName = lastName; } getFullName() { return this.firstName + " " + this.lastName; } } class Student extends Person { constructor(studentId, firstName, lastName) { super(firstName, lastName); this.studentId = studentId; } getStudentInfo() { return this.studentId + " " + this.lastName + ", " + this.firstName; } } var student = new Student(1, "Bob", "Smith"); console.log(student.getFullName()); console.log(student.getStudentInfo());

    Нажмите здесь, чтобы загрузить код

    Очевидно, что второй подход более прост для понимания. Оба кода воспроизводят одинаковую структуру объекта. Таким образом, новый синтаксис улучшает код наследования, но не меняет результат.

    Другой способ изучить, как это работает — рассмотреть код наследования ES5 , сгенерированный TypeScript . TypeScript – это препроцессорный язык, который оптимизирует JavaScript через строгую типизацию и транспиллинг кода ES2015 в код ES5 . Транспилинг — это процесс компиляции исходного кода одного языка программирования в исходный код другого языка.

    Функция _extends в JavaScript

    Для поддержки наследования классов ES2015 TypeScript транспилирует функционал ключевого слова extends в функцию с именем __extends , которая запускает код, необходимый для настройки наследования. Вот код функции __extends :

    var __extends = (this && this.__extends) || function (d, b) { for (var p in b) if (b.hasOwnProperty(p)) d[p] = b[p]; function __() { this.constructor = d; } d.prototype = b === null ? Object.create(b) : (__.prototype = b.prototype, new __()); };

    Приведенный выше код немного труден, поэтому ниже приводится его расширенная, задокументированная версия. Чтобы понять назначение каждой строки кода, прочтите комментарии, добавленные в исходный код JavaScript prototype . Функция __extends работает с любой парой родительских и дочерних объектов:

    // объявляем переменную, чтобы связать функцию extends var __extends; if (this && this.__extends) { // функция extends уже определена в контексте // этого кода, поэтому используйте существующую функцию __extends __extends = this.__extends; } else {

    Остальное содержимое блока — это реализация функции __extends . Она использует как шаблон примеси и JavaScript prototype наследование, чтобы построить взаимосвязь наследования между родительским и дочерним объектами. Шаблон примеси копирует свойства из одного объекта в другой. Приведенный ниже код обрабатывается через функцию __extends :

    // функция extends еще не определена в текущем контексте; // поэтому определяем ее __extends = function (child, parent) { // шаблон примеси для копирования свойств функции родительского конструктора // в качестве статических свойств для свойств функции дочернего конструктора // в функции конструктора часто называют статическим свойством for (var parentPropertyName in parent) { // только скопированные свойства отдельно определяются для родителя if (parent.hasOwnProperty(parentPropertyName)) { // для простейших типов этот код копирует значения, // для типов объектов этот код копирует только связи child = parent; } } // функция конструктора для объекта, который установил дочерний объект, // наследуемый из этой функции, // является уникальной внутри контекста каждого вызова extend function __() { this.constructor = child; } if (parent === null) { // объект, установленный с помощью дочерней функции конструктора, // наследуется от объекта, который в свою очередь не наследуется ни от чего, // даже не от встроенного JavaScript Object child.prototype = Object.create(parent); } else { // назначаем свойства прототипа родительской функции конструктора // свойствам прототипа функции конструктора, определенной выше __.prototype = parent.prototype; // создаем объект, от которого наследуются все дочерние экземпляры, // и назначаем его свойству прототипа дочерней функции // конструктора child.prototype = new __(); } };

    Следующие две строки кода сбивают с толку многих разработчиков:

    // назначаем свойство прототипа родительской функции конструктора // свойству прототипа функции конструктора, определенной выше __.prototype = parent.prototype; // создаем объект, от которого наследуются все дочерние экземпляры // и назначаем его свойству прототипа дочерней // функции конструктора child.prototype = new __();

    Можно подумать, что вместо этого код должен быть составлен следующим образом:

    // Этот код не даст нужного результата child.prototype = parent.prototype;

    Разработчики ошибочно полагают, что дочерний объект теперь будет наследоваться от объекта прототипа родительской функции конструктора. Но на самом деле объекты, созданные с помощью родительской функции конструктора, а также объекты, созданные с помощью дочерней функции конструктора, наследуются от точно такого же JavaScript object prototype . Это нежелательно, так как свойство прототипа дочерней функции конструктора не может быть изменено без одновременного изменения свойства прототипа родительской функции конструктора. Поэтому все изменения, внесенные в дочерний объект, будут также применены к родителю. Это некорректное наследование:

    При создании нового экземпляра объекта с помощью оператора new и родительской или дочерней функции конструктора, полученные объекты будут наследоваться от того же объекта-прототипа (РРО ). Установленные родительские и дочерние объекты являются объектами одного уровня с РРО в качестве родителя. Дочерний объект не наследуется от родителя.

    Таким образом, целью данного кода является установить следующую структуру наследования:

    Prototype = parent.prototype; child.prototype = new __();


    С помощью этой новой структуры новые дочерние объекты наследуются от CPO (объект прототипа потомков ), который наследуется от РРО . Новые свойства могут быть добавлены в CPO , который не влияет на РРО . Новые родительские объекты наследуются от РРО , и не зависят от изменений в СРО . Изменения в РРО будут унаследованы объектом, созданным как с помощью родительской, так и с помощью дочерней функций конструктора. С помощью этой новой структуры дочерние объекты наследуются от родителя.

    И в конце закрывающая фигурная скобка относится к изначальному блоку if :

    Нажмите здесь, чтобы загрузить код

    Синтаксис ES2015 для расширения классов гораздо более прост для понимания JavaScript prototype . Он содержит два новых ключевых слов: extends и super . Ключевое слово extends устанавливает отношения наследования прототипа между родительскими и дочерними классами. Ключевое слово super вызывает конструктор для класса родителя (он же суперкласс ). Вызов функции super требуется, даже если родительский объект не содержит конфигурацию.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: