Использование икт детьми дошкольного возраста. Использование икт в работе воспитателя дошкольного учреждения

Ширинбекова Ольга Николаевна

Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - я научусь. Древняя китайская мудрость

Тема самообразования: «Использование ИКТ в работе с дошкольниками

в дополнительном образовании».

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей стремление к деятельности с ним; - компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать; движения, звук, мультипликация на-долго удерживают внимание ребёнка; - проблемные задачи и поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей; - компьютер позволяет моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт спутника, рост растений, другие необычные эффекты - в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; · позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Основная цель повышении качества обучения . Качество обучения - это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи :

Практическое применение:

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; · предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; · несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; · движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; · обладает стимулом познавательной активности детей; · предоставляет возможность индивидуализации обучения; · Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

    повышает качество знаний

    помогает преодолеть трудности

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия - принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

6. ИКТ - это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности

Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках - “Уроки Живой природы. Окружающий мир”.

Основа занятия- это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

Программа Microsoft PowerPoint из пакета Microsoft Office - это удобный и эффектный способ представления информации, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала. Показ презентации можно сравнить с показом красивой детской книги, где на всех страницах большая яркая картинка с подписью.

Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения в работе с дошкольниками, родителями и коллегами. В своей работе я применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий: . Подбор иллюстративного материала к занятиям, (Интернет; принтер, презентация);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, родительским собраниям. . Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дополнительном образовании детей

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов, размещение своих методических разработок и материалов на образовательных порталах:

1. Международный образовательный портал 2. - Социальная сеть работников образования

Оформление материалов по различным направлениям деятельности;

Создание персонального сайта: Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Фавурок»

Широко использую ИКТ в подготовке и проведению методических объединений, так как являюсь руководителем МО социально-педагогической направленности.

Просмотр содержимого документа
««Использование ИКТ в работе с дошкольниками в дополнительном образовании».»

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Использование ИКТ в работе с дошкольниками в дополнительном образовании».

Педагог дополнительного образования, методист

Ширинбекова Ольга Николаевна

Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь.
Древняя китайская мудрость

Тема самообразования: «Использование ИКТ в работе с дошкольниками в дополнительном образовании».

В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования, поскольку возникла необходимость в поколении, умеющем работать с передовыми технологиями.

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.

Передо мной, как педагогом, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Практика показала неоспоримые преимущества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для дошкольников:

Фактор привлекательности: движение, звук, цвет способствует передаче информации в понятной и привлекательной форме; - новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения (Е. И. Машбиц); - повышается уровень познавательных возможностей; - реализуется индивидуальное обучение; - практическая манипуляция облегчает процесс познания и запоминания (С. Ларсен); - компьютер выступает как средство самостоятельной деятельности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей стремление к деятельности с ним; - компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать; движения, звук, мультипликация на-долго удерживают внимание ребёнка; - проблемные задачи и поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей; - компьютер позволяет моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт спутника, рост растений, другие необычные эффекты - в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Цели и задачи применения ИКТ:

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения . Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи :

    Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.

    Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность обучающихся в работе с информацией.

    Изменение форм и методов учебной деятельности.

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

    Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

Практическое применение:

Для решения выше изложенных задач использую следующие направления:

    создание слайд-презентаций к занятиям;

    подготовка индивидуальных карточек для обучения;

    подготовка дополнительного материала;

    использование готовых электронных учебных материалов.

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
· обладает стимулом познавательной активности детей;
· предоставляет возможность индивидуализации обучения;
· Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Занятия с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

    повышает качество знаний

    продвигает ребенка в общем развитии

    помогает преодолеть трудности

    вносит радость в жизнь ребенка

    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности

Я работаю с дошкольниками в возрасте 5-7 лет. На своих занятиях используюуниверсальные электронные пособия:

На развитие математических представлений: «Уроки тетушки Совы. Арифметика-Малышка». На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение. Занятие включает в себя все виды игровой деятельности: игры на развитие математических способностей, игра на развитие внимания и мышления, подвижная игра, игры, совмещающие в себе речь и движение, игры на развитие моторики рук.

На развитие фонематического слуха и обучению чтению и грамоте «Уроки тетушки Совы. Азбука - Малышка».

Для развития интереса к занятиям, по развитию речи обучающимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. В содержание занятий литературного чтения (развитие речи) включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяют и закрепляют полученные знания (уроки - викторины по сказкам)

Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – “Уроки Живой природы. Окружающий мир”.

С его помощью я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал программы, но и развить внимание и логическое мышление.

Дети не только знакомятся с дикими животными, но и помогают им в разных проблемных ситуациях, взамен животные играют с детьми в различные развивающие игры.

Эти пособия помогают мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают высокую степень визуализации учебного процесса, которая, в свою очередь, позволяет проводить уроки в форме интерактивного обучения.

Основа занятия– это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Я считаю, если педагоги в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему педагогу расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Программа Microsoft PowerPoint из пакета Microsoft Office – это удобный и эффектный способ представления информации, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала. Показ презентации можно сравнить с показом красивой детской книги, где на всех страницах большая яркая картинка с подписью.

К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности".

Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения в работе с дошкольниками, родителями и коллегами.
В своей работе я применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий:
Подбор иллюстративного материала к занятиям, (Интернет; принтер, презентация);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, родительским собраниям.
Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дополнительном образовании детей

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов, размещение своих методических разработок и материалов на образовательных порталах:

1. http://www.maam.ru/- Международный образовательный портал 2.http://nsportal.ru/- Социальная сеть работников образования

Оформление материалов по различным направлениям деятельности;

Создание персонального сайта: Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Инфоурок»

Широко использую ИКТ в подготовке и проведению методических объединений, так как являюсь руководителем МО социально-педагогической направленности.

Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ при проведении непосредственной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Введение информационных технологий в программу воспитания и обучения в детском саду является одним мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Использование ИКТ в дошкольном образовании должно носить динамический характер, что собственно и обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Особенностью данных технологий на современном уровне является работа с образами предметов. Это соответствует физиологически обусловленному, для старших дошкольников, переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления.

Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.

Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с дошкольного возраста. Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютерных технологий включают четыре взаимосвязанных компонента:

  • Активное познание детьми окружающего мира.
  • Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
  • Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
  • Активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений со взрослыми и сверстниками.

Использование ИКТ в образовательной деятельности вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети с удовольствием работают с компьютером, а неудача игры побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

Согласно психологическим аспектам теории развития личности, в зависимости от доминанты механизма мышления (правого и левого полушария), информационные технологии способствуют созданию условий для одновременной работы обоих полушарий, что приводит к развитию координации, художественно-образному развитию, сбалансированности, эффективного развития мыслительных операций у ребенка, его физических качеств.

Использование компьютерных развивающих программ при проведении непосредственной образовательной деятельности не только увеличивает скорость передачи информации обучающимся, и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как образное мышление. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, простого и понятного интерфейса, соответствия заданий уровню развития ребенка. Развивающие компьютерные программы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

При выборе компьютерных развивающих программ нужно учитывать не только педагогические, технологические, но психологические аспекты развития ребенка. Потому программные продукты, проходят комплексную проверку воспитателя и дошкольного психолога. Применяемые программные продукты направлены на развитие:

  • координации движения, глазомера, навыки владения манипулятором «мышь»;
  • панорамного внимания;
  • основных психических функций;
  • логического мышления;
  • информационной культуры.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходит непосредственная образовательная деятельность.

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ может проводиться лишь в присутствии воспитателя или педагога, который несёт ответственность за безопасность ребёнка. Для проведения такого рода образовательной деятельности необходим специальный кабинет. Общая продолжительность непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25–30 минут. Из них 5–7 минут дети могут находиться за компьютером.

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к непосредственной образовательной деятельности, так и во время ее проведения:

  1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих дошкольников.
  2. У воспитателей недостаточно времени для подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ.
  3. Не хватает компьютерного времени на всех.
  4. Обеспеченность дошкольных образовательных учреждений современными средствами ИКТ.
  5. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ в непосредственной образовательной деятельности, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Но опыт показывает, что дозированное использование ИКТ не отражается на психофизиологическом здоровье детей.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии мыслительных операций старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством
Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году были разработаны теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться компьютерные программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование пользовательских сред в ДОУ с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывают мнение, что они являются фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

  • развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
  • обогащение кругозора;
  • оказание помощи в освоении социальной роли;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация).

Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Обучающие компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных информационных технологий является эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы старших дошкольников. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса с применением компьютерных развивающих программ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обучения, внедренные около 10 - 15 лет назад, показали за прошедшее время свою действенность. Основные закономерности их применения не являются чем-то специфичным, а следуют законам педагогической науки.

Использование ИКТ в дошкольном образовании носит динамический характер, что в первую очередь обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Особенностью ИКТ является работа с образами предметов, что соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольных переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления.

Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.

Сейчас ведётся много споров, какой быть в школе в двадцать первом веке, чтобы она соответствовала требованиям и запросам современного общества. И как показывает практика, без новых информационных технологий нельзя представить современную школу.

Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.

Зачастую родители, приводящие в детский сад своих детей, уверены, что «готовность к школе», это умение ребенка писать, читать и считать, совершенно забывая при этом об объективных возрастных закономерностях развития дошкольника.

Ребенка нужно развивать, пробуждая весь тот потенциал, что в нем заложен, видеть прекрасное, разработать у него мелкую моторику. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к этапу предшкольного образования.

Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с момента подготовки ребенка к обучению в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Приобщение к информационной культуре - приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Нельзя забывать и о том, что мега развитие информационных компьютерных технологий в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.

При этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Как известно, доминирующим у старших дошкольников является наглядно-образное мышление, в этом же возрасте закладывается и требует направленного развития словесно-логическое мышление.

Развитие ребенка с помощью компьютера связано не только с типами мотивации детей за компьютером:

интерес к новому, загадочному предмету - компьютеру;

исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

мотив успешного решения познавательных задач, но и особенностью и специфической сложностью компьютеризованных предметных уроков в дошкольной подготовке.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

Активное познание детьми окружающего мира.

Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.

Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.

Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Ни для кого не секрет, что у ребенка в процессе работы за компьютером помимо огромного интереса к нему, формируются настойчивость, терпение, устойчивое внимание, что так не свойственно возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.

За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Совместные компьютерные занятия-игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей, так характерных в этом возрасте и способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе.

Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений с взрослыми и сверстниками.

Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети с удовольствием работают с компьютером, а неудача игры побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

Согласно психологическим аспектам теории развития личности, в зависимости от доминанты механизма мышления (право- и левополушарного), информационные технологии способствуют созданию условий для одновременной работы обоих полушарий, что приводит к развитию координации, художественно-образному развитию, сбалансированности, эффективного развития мышления ребенка, его физических качеств.

Применение информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями. Поэтому электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Дело в том, что применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, простого интуитивного, понятного интерфейса и доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

При выборе компьютерных развивающих программ нужно учитывать не только педагогические, технологические, но психологические аспекты развития ребенка. Потому программные продукты, проходят комплексную проверку учителей начальных классов, школьного психолога, учителя информатики. Применяемые программные продукты направлены на:

· координацию движения;

· счет геометрических фигур, разно величинных объектов, динамических фигур;

· развитие панорамного внимания;

· создание объемных изображений;

· развитие координации движения, глазомера, навыки владения мышкой;

· развитие реакции;

· развитие памяти (в том числе числовой и музыкальной);

· развитие мыслительных процессов;

· развитие математических навыков в игровой форме;

· развитие логического мышления;

· развитие внимания и воображение;

· создание и выполнение творческих заданий;

· знакомство с «живой» азбукой;

· развитие информационной культуры;

· развитие информационной грамотности.

Занимательность, включение в содержание дидактической игры, а также раскраски, удобство управления, возможность фрагментарного использования и, в тоже время, наличие определенных уровней трудности в освоении программы, все это гарантирует высокий образовательный эффект от включения пособия в педагогический процесс.

Принципиально значимой для сферы обучения старших дошкольников является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Одной из особенностей является гармоничное сочетание программное обеспечение, дизайн, объем графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы.

Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, т.к. способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.

Использование ИКТ с детьми дошкольного возраста

В настоящее время все чаще задается вопрос использовать ли ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста.

Сейчас я постараюсь рассмотреть плюсы использования информационных технологий в работе с детьми. В последнее время компьютерные технологии активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере раннего обучения.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Моя пусть не большая практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использовать ИКТ я начала в кружковой работе по ознакомлению детей с миром математики. Вся работа по ознакомлению детей с информационными технологиями проходит в форме игры. Ведь именно игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Хорошо мы ознакомим дошкольника с информационными технологиями но в чем же плюсы использования ИКТ?:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Но самое главное что хочу сказать компьютерные технологии конечно обладают огромными плюсами в работе с детьми, но нужно помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: