Обзор ОС для мобильных устройств (курсовая работа). Мобильные ценности: семейство «раскладушечных». Мобильные процессоры компании AMD

С момента появления самых первых персональных компьютеров конкурентная борьба процессорных гигантов переживала множество обострений. Принято считать, что основным законодателем развития персоналок была компания Intel со своей архитектурой x86, хотя в те времена существовала масса других решений, многие из которых так или иначе дожили до наших дней.

Сейчас мы имеем относительно стабильную ситуацию: на рынке «больших» компьютеров правит архитектура x86, тогда как мобильные решения захвачены разработками концерна ARM. Так ждут ли нас перемены?

Вполне возможно. Развитие технологий и колебания рынка привели к ситуации, когда специалисты всерьез обсуждают возможность обострения конкуренции между процессорами ARM и x86.

Процессоры ARM впервые появились в 1978 году, когда была создана британская компания Acorn Computers. Под маркой Acorn выпускались несколько чрезвычайно популярных на местном рынке моделей персональных компьютеров на основе восьмибитных чипов MOS Tech 6502. Этот же ЦП, кстати, стоял в Apple I и II и Commodore PET.

Однако с появлением более совершенной модели 6510, которая в 1982 году стала устанавливаться в Commodore 64, линейка компьютеров Acorn, включая популярнейший образовательный BBC Micro, потеряла актуальность. Это подтолкнуло владельцев Acorn к созданию собственного процессора на базе архитектуры 6502, который позволил бы на равных конкурировать с машинами класса IBM PC.

Проект под названием Acorn RISC Machine (ARM) был создан в октябре 1983 года. Разработку возглавили Уилсон и Фербер — их основной целью было достижение низкой латентности обработки прерывания, как у MOS Technology 6502. Архитектура доступа к памяти, взятая от 6502, позволила разработчикам достичь хорошей производительности без использования дорогостоящего в реализации модуля DMA. Первый процессор был произведен компанией VLSI 26 апреля 1985 года — тогда он впервые заработал и был назван ARM1, а первые серийные процессоры под названием ARM2 стали доступны уже в 1986 году. Кристалл ARM2 состоял из 30 000 транзисторов, и эта компактность конструкции сопровождает нас до сих пор: у ARMv7 всего на 5000 транзисторов больше.

В отличие от Intel или AMD, корпорация сама ничего не производит, предпочитая продавать это право другим. Среди компаний, обладающих лицензиями, есть те же Intel и AMD, а также VIA Technologies, IBM, NVIDIA, Nintendo, Texas Instruments, Freescale, Qualcomm, Samsung и, конечно же, Apple.

До недавнего времени ARM-процессоры были 32-битными, и лишь в конце прошлого года был представлен первый процессор ARMv8, поддерживающий 64-разрядные вычисления. Он основан на ядре Cortex-A57/A53 и имеет следующие ключевые особенности: поддержка исполнения команд с изменением последовательности; 44-битная виртуальная адресация памяти; поддержка до 16 Тбайт ОЗУ (от LPDDR3 до DDR4); 48 Кбайт кеш-памяти L1 для инструкций и 32 Кбайт кеш-памяти L1 для данных; мультимедийный SIMD-движок NEON; от 128 Кбайт до 2 Мбайт кеш-памяти L2 (с поддержкой ECC); 128-бит CoreLink Interconnect (CCI-400 и CCN-504).

В отличие от процессоров ARM, основанных на базе архитектуры RISC (Reduced Instruction Set Computer), ЦПУ x86 используют CISC (Complex Instruction Set Computing, то есть полный набор инструкций), в котором каждая инструкция может выполнять сразу несколько низкоуровневых операций.

История возникновения семейства x86 началась в 1978 году, когда была представлена 16-разрядная модель Intel 8086. Сначала он работал на частоте 4,77 МГц, которая позднее была увеличена сперва до восьми, а затем до 10 МГц. Этот процессор изготавливался по 3-мкм технологии и имел 29 000 транзисторов.

Сейчас, говоря об архитектуре x86, мы подразумеваем процессоры Intel, хотя в те годы ситуация была далеко не столь проста. Дело в том, что эти чипы стали основой IBM PC, построенных по принципу открытой архитектуры. Соответственно, производить (и продавать) такие компьютеры хотели многие компании, процессоров на всех не хватало и, естественно, тут же нашлись специалисты, научившиеся копировать дефицитные микросхемы. Происходило это во всем мире, не исключая СССР - отечественные инженеры смогли создать чип КР1834ВМ86, не уступавший заокеанскому аналогу.

Впрочем, 32-битными процессоры x86 стали лишь в 1985 году, когда был представлен первый 80386. В 1989 году Intel выпустила скалярный (то есть выполняющий одну операцию за один такт) чип i486, в котором появились встроенная кэш-память и блок вычислений с плавающей запятой FPU. Процессоры Pentium, представленные в 1993 году, стали суперскалярными (то есть выполняющими несколько операций за такт) и суперконвейерными (в них было два конвейера).

Формально главным отличием линеек ARM и x86 является набор инструкций RISC и CISC. Однако начиная с модификации Intel 486DX, микросхемы x86, сохраняя совместимость со всеми предыдущими наборами команд, демонстрируют максимальную производительность лишь с ограниченным набором простых инструкций, который напоминает пресловутый набор RISC-команд. Впрочем, есть и другие отличия - так, сейчас x86 являются универсальными ЦПУ, имеющими множество блоков и модулей, предназначенных для реализации любых поставленных задач, начиная от обработки текстовых файлов и заканчивая работой с трехмерной графикой. В то же время ARM, ориентированные на использование в смартфонах, планшетах и других портативных устройствах имеют другие возможности и ориентированы на иные цели.

Разумеется, если сравнивать топовые модификации x86 и ARM, результат окажется плачевным для последних, ибо вычислительная мощность Core i7 существенно превосходит скромные возможности новейшего Apple A7. Однако на рынке мобильных устройств ситуация далеко не столь однозначна. Все, что может предложить Intel, это семейство процессоров Atom, тогда как ведущие компании успешно осваивают выпуск довольно мощных решений на ядре Cortex A-53 и A-57.

Интересно, что если большинство «настольных» процессоров Intel используют внеочередное выполнение команд, Atom работает по принципу последовательного исполнения инструкций. Неудивительно, ведь в его основе лежит модифицированное ядро, унаследованное от первых Pentium. Чип адаптировали под новый техпроцесс, добавили возможность исполнения 64-битного кода и мультимедийных инструкций, а также кэш-память второго уровня и поддержку многопоточного исполнения (SMT, аналог Hyper-threading). Однако как говорилось выше, для удешевления конструкции было решено отказаться от внеочередного исполнения команд, что не лучшим образом сказалось на производительности данного решения.

Переломным моментом может стать решение Intel, озвученное исполнительным директором корпорации Полом Отеллини (Paul Otellini) на ежегодной встрече с инвесторами в Санта Клара. По его словам, уже сейчас многие отраслевые специалисты интересуются, на какую долю рынка смартфонов и планшетов рассчитывает Intel. Соответственно, теперь основная задача компании сделать свои чипы привлекательными настолько, чтобы основные игроки рынка больше не смогли их игнорировать. Например, компания Apple использует процессоры Intel только в своих ноутбуках и настольных ПК, а в смартфонах и планшетах использует ARM-чипы собственной разработки. В Intel надеются, что в скором времени ситуация изменится в их пользу. Такая уверенность базируется на применении передовых технологий и огромном научно-производственном потенциале компании.

Конечно, это всего лишь слова - даже такой могущественной корпорации будет очень сложно догнать конкурентов, несколько десятилетий успешно работающих в сфере мобильных технологий. Однако оснований для оптимизма по завоеванию мобильного рынка у компании Intel более чем достаточно.

Преимущество может заключаться в том, что разрабатываемые Intel решения для мобильных устройств опираются на ту же архитектуру, что и в настольных процессорах, обеспечивая тем самым высокую производительность, а планируемый в этом году переход к 14-нм технологиям должен раз и навсегда решить проблему энергопотребления.

В то же время тайваньская компания MediaTek, известная недорогими решениями для смартфонов и планшетных компьютеров, анонсировала в этом году новую платформу для устройств указанных типов - MT6595. В новом чипсете используется концепция ARM big.LITTLTE, подразумевающая применение кластеров из процессорных ядер. В MT6595 предусмотрены четыре мощных ядра ARM Cotrex-A17, а также четыре экономичных ядра Cortex-A7. Судя по всему, все ядра могут работать параллельно - это одна их самых сложных реализаций ARM big.LITTLTE. За обработку графики в MT6595 отвечает ускоритель PowerVR Series 6 от Imagination Technologies.

Так стоит ли нам ожидать в ближайшее время обострение конкурентной борьбы между семействами процессоров ARM и x86? Вопрос довольно сложный. С одной стороны, Intel при желании, скорее всего, сможет модернизировать свои решения на базе Atom, доведя их до совершенства, с другой - не факт, что это сможет заинтересовать производителей популярных смартфонов и планшетов. Дело в том, что производственные мощности компании не безграничны, тогда как выпуск процессоров с ARM-архитектурой рассредоточен по всему миру. Рынок мобильных устройств, выпускаемых сейчас, исчисляется миллиардами, поэтому Intel, с ее нежеланием лицензировать свои решения, скорее всего, просто не сможет обеспечить требуемое количество процессоров - такая ситуация уже возникала в конце прошлого века.

Компания AMD на специальном мероприятии перед CES 2018 выпустила новые мобильные процессоры и анонсировала настольные чипы со встроенной графикой. А Radeon Technologies Group, структурное подразделение AMD, - анонсировала мобильные дискретные графические чипы Vega. Компания также раскрыла планы по переходу на новые техпроцессы и перспективные архитектуры: графическую Radeon Navi и процессорные Zen+, Zen 2 и Zen 3.

Новые процессоры, чипсет и охлаждение

Первые настольные Ryzen с графикой Vega

Сразу две модели настольных Ryzen со встроенной графикой Vega появятся в продаже 12 февраля 2018 года. Модель 2200G относится к процессорам начального сегмента Ryzen 3, а 2400G - к среднему сегменту Ryzen 5. Обе модели динамически повышают частоту на 200 и 300 МГц с базовых частот в 3,5 ГГц и 3,6 ГГц соответственно. Фактически они сменяют ультра-бюджетные модели Ryzen 3 1200 и 1400.

Блоков графики у 2200G всего 8 штук, в то время как у 2400G - на 3 больше. Частота графических ядер 2200G достигает 1 100 МГц, а 2400G - больше на 150 МГц. Каждый графический блок заключает в себе 64 шейдера.

Ядра обоих процессоров носят носят такое же кодовое имя, что и мобильные процессоры со встроенной графикой - Raven Ridge (букв. Воронья гора, горная порода в Колорадо). Но тем не менее, они подключаются в такое же LGA гнездо AMD AM4, как и все остальные процессоры Ryzen 3, 5 и 7.

Справка: Иногда AMD называет процессоры со встроенной графикой не CPU (Central Processing Unit, англ. Центральное процессорное устройство), а APU (Accelerated Processor Unit, англ. Ускоренное процессорное устройство, иначе говоря, процессор с видеоускорителем).
Настольные процессоры AMD со встроенной графикой маркируются буквой G на конце, по первой букве слова graphics (англ. графика). Мобильные процессоры и AMD и Intel маркируют буквой U на конце, по первой букве слов ultrathin (англ. ультратонкий) или ultra-low power (англ. сверхнизкое энергопотребление) соответственно.
При этом не стоит думать, что если номера моделей новых Ryzen начинаются на цифру 2, то архитектура их ядер относятся ко второму поколению микроархитектуры Zen. Это не так - эти процессоры ещё в первом поколении.

Ryzen 3 2200G Ryzen 5 2400G
Ядра 4
Потоки 4 8
Базовая частота 3,5 ГГц 3,6 ГГц
Увеличенная частота 3,7 ГГц 3,9 ГГц
Кэш 2 и 3 уровней 6 Мб 6 Мб
Блоки графики 8 11
Максимальная частота графики 1 100 МГц 1 250 МГц
Процессорное гнездо AMD AM4 (PGA)
Базовое тепловыделение 65 Вт
Переменное тепловыделение 45-65 Вт
Кодовое имя Raven Ridge
Рекомендуемая цена* 5 600 ₽ ($99) 9 500 ₽ ($99)
Дата выхода 12 февраля 2018

Новые мобильные Ryzen с графикой Vega

В прошлом году AMD уже вывела на рынок первые мобильные Ryzen под кодовым именем Raven Ridge. Всё мобильное семейство Ryzen предназначено для игровых ноутбуков, ультрабуков и гибридных планшетов-ноутбуков. Но таких моделей было всего две, по штуке в среднем и старшем сегментах: Ryzen 5 2500U и Ryzen 7 2700U. Младший сегмент пустовал, но прямо на CES 2018 компания это исправила - к мобильному семейству прибавились сразу две модели: Ryzen 3 2200U и Ryzen 3 2300U.

Вице-президент AMD Джим Андерсон демонстрирует мобильное семейство Ryzen

Процессор 2200U - первый двухъядерный ЦП из всех Ryzen, в то время как 2300U - стандартно четырёхъядерный, однако, оба они работают в четырёх потоках. При этом базовая частота у ядер 2200U - 2,5 ГГц, а у 2300U пониже - 2 ГГц. Но при возрастающих нагрузках частота обеих моделей поднимется до одного показателя - 3,4 ГГц. Впрочем, потолок мощности могут понизить производители ноутбуков, ведь им надо ещё и рассчитывать затраты энергии и продумывать систему охлаждения. Также между чипами есть разница в объёме кэша: у 2200U всего два ядра, а потому в два раза меньше кэша 1 и 2 уровней.

Графических блоков у 2200U всего 3 штуки, а вот у 2300U - в два раза больше, также как и процессорных ядер. Но разница в графических частотах не столь существенна: 1 000 МГц против 1 100 МГц.

Ryzen 3 2200U Ryzen 3 2300U Ryzen 5 2500U Ryzen 7 2700U
Ядра 2 4
Потоки 4 8
Базовая частота 2,5 ГГц 2 ГГц 2,2 ГГц
Увеличенная частота 3,4 ГГц 3,8 ГГц
Кэш 1 уровня 192 Кб (96 Кб на ядро) 384 Кб (96 Кб на ядро)
Кэш 2 уровня 1 Мб (512 Кб на ядро) 2 Мб (512 Кб на ядро)
Кэш 3 уровня 4 Мб (4 Мб на комплекс ядер)
Оперативная память Двухканальная DDR4-2400
Блоки графики 3 6 8 10
Максимальная частота графики 1 000 МГц 1 100 МГц 1 300 МГц
Процессорное гнездо AMD FP5 (BGA)
Базовое тепловыделение 15 Вт
Переменное тепловыделение 12-25 Вт
Кодовое имя Raven Ridge
Дата выхода 8 января 2018 26 октября 2018

Первые мобильные Ryzen PRO

На второй квартал 2018 года AMD запланировала выпуск мобильных версий Ryzen PRO, процессоров корпоративного уровня. Характеристики мобильных PRO идентичны потребительским версиям, за исключением Ryzen 3 2200U, который вообще не получил PRO-реализации. Отличия настольных и мобильных Ryzen PRO - в дополнительных аппаратных технологиях.

Процессоры Ryzen PRO - полные копии обычных Ryzen, но с дополнительными функциями

Например, для обеспечения безопасности используется TSME, аппаратное шифрование оперативной памяти «на лету» (у Intel есть только программное ресурсоёмкое шифрование SME). А для централизованного управления парком машин доступен открытый стандарт DASH (Desktop and mobile Architecture for System Hardware, англ. мобильная и настольная архитектура для системных устройств) - поддержка его протоколов встроена в процессор.

Ноутбуки, ультрабуки и гибридные планшеты-ноутбуки с Ryzen PRO в первую очередь должны заинтересовать компании и госучреждения, которые планируют закупить их для сотрудников.

Ryzen 3 PRO 2300U Ryzen 5 PRO 2500U Ryzen 7 PRO 2700U
Ядра 4
Потоки 4 8
Базовая частота 2 ГГц 2,2 ГГц
Увеличенная частота 3,4 ГГц 3,6 ГГц 3,8 ГГц
Кэш 1 уровня 384 Кб (96 Кб на ядро)
Кэш 2 уровня 2 Мб (512 Кб на ядро)
Кэш 3 уровня 4 Мб (4 Мб на комплекс ядер)
Оперативная память Двухканальная DDR4-2400
Блоки графики 6 8 10
Максимальная частота графики 1 100 МГц 1 300 МГц
Процессорное гнездо AMD FP5 (BGA)
Базовое тепловыделение 15 Вт
Переменное тепловыделение 12-25 Вт
Кодовое имя Raven Ridge
Дата выхода Второй квартал 2018

Новые чипсеты AMD 400-ой серии

Второму поколению Ryzen полагается второе поколение системной логики: 300-ую серию чипсетов сменяет 400-ая. Флагманом серии ожидаемо стал AMD X470, а позже выйдут более простые и дешёвые наборы схем, такие как B450. Новая логика улучшила всё, что касается оперативной памяти: снизила задержку доступа, подняла верхний предел частоты и добавила запас для разгона. Также в 400-ой серии выросла пропускная способность USB и улучшилось энергопотребление процессора, а вместе с тем - и его тепловыделение.

А вот процессорное гнездо не поменялось. Настольное гнездо AMD AM4 (и его мобильный несъёмный вариант AMD FP5) - особое преимущество компании. Во втором поколении такой же разъём, как и в первом. Не сменится он и в третьем и пятом поколениях. AMD пообещала в принципе не менять AM4 до 2020 года. А чтобы матплаты 300-ой серии (X370, B350, A320, X300 и A300) заработали с новыми Ryzen - достаточно лишь обновить BIOS. Причём помимо прямой совместимости, есть и обратная: старые процессоры будут работать на новых платах.

Gigabyte на CES 2018 уже даже показала прототип первой матплаты на новом чипсете - X470 Aorus Gaming 7 WiFi. Эта и другие платы на X470 и младших чипсетах появятся в апреле 2018 года, одновременно со вторым поколением Ryzen на архитектуре Zen+.

Новая система охлаждения

Компания AMD также представила новый кулер AMD Wraith Prism (англ. призма гнева). В то время как его предшественник Wraith Max подсвечивался одноцветным красным цветом, Wraith Prism оснащён управляемой с матплаты RGB-подсветкой по периметру вентилятора. Лопасти кулера кулера выполнены из прозрачного пластика и также подсвечиваются миллионами оттенков. Любители RGB-подсветки оценят, а ненавистники смогут её просто отключить, хотя в таком случае нивелируется смысл покупки этой модели.


Wraith Prism - полная копия Wraith Max, но с подсветкой из миллионов цветов

Остальные характеристики идентичны Wraith Max: теплотрубки прямого контакта, программные профили обдува в режиме разгона и практически бесшумная работа на 39 дБ при стандартных условиях.

Пока нет информации о том сколько Wraith Prism будет стоить, будет ли он поставляться в комплекте c процессорами и когда его можно будет купить.

Новые ноутбуки на Ryzen

Помимо мобильных процессоров, AMD также продвигает новые ноутбуки на их основе. В 2017 году на мобильных Ryzen вышли модели HP Envy x360, Lenovo Ideapad 720S и Acer Swift 3. В первом квартале 2018 к ним прибавятся серии Acer Nitro 5, Dell Inspiron 5000 и HP. Все они работают на прошлогодних мобильных Ryzen 7 2700U и Ryzen 5 2500U.

Семейство Acer Nitro представляет собой игровые машины. Линейка Nitro 5 оснащается IPS-дисплеями диагональю 15,6 дюймов и разрешением 1920 × 1080. А к некоторым моделям будет добавлен дискретный графический чип Radeon RX 560 c 16 графическими блоками внутри.

Линейка ноутбуков Dell Inspiron 5000 предлагает модели с диагональю дисплеев 15,6 и 17 дюймов, оснащённые или жёсткими дисками или твёрдотельными накопителями. Некоторые модели линейки также получат дискретную видеокарту Radeon 530 с 6 графическими блоками. Это достаточно странная конфигурация, ведь даже в интегрированной графике Ryzen 5 2500U больше графических блоков - 8 штук. Но преимущество дискретной карты может быть в более высоких тактовых частотах и отдельных чипах графической памяти (вместо секции памяти оперативной).

Снижение цен на все процессоры Ryzen

Процессор (гнездо) Ядра/Потоки Старая цена* Новая цена*
Ryzen Threadripper 1950X (TR4) 16/32 56 000 ₽ ($999) -
Ryzen Threadripper 1920X (TR4) 12/24 45 000 ₽ ($799) -
Ryzen Threadripper 1900X (TR4) 8/16 31 000 ₽ ($549) 25 000 ₽ ($449)
Ryzen 7 1800X (AM4) 8/16 28 000 ₽ ($499) 20 000 ₽ ($349)
Ryzen 7 1700X (AM4) 8/16 22 500 ₽ ($399) 17 500 ₽ ($309)
Ryzen 7 1700 (AM4) 8/16 18 500 ₽ ($329) 17 000 ₽ ($299)
Ryzen 5 1600X (AM4) 6/12 14 000 ₽ ($249) 12 500 ₽ ($219)
Ryzen 5 1600 (AM4) 6/12 12 500 ₽ ($219) 10 500 ₽ ($189)
Ryzen 5 1500X (AM4) 4/8 10 500 ₽ ($189) 9 800 ₽ ($174)
Ryzen 5 1400 (AM4) 4/8 9 500 ₽ ($169) -
Ryzen 5 2400G (AM4) 4/8 - 9 500 ₽ ($169)
Ryzen 3 2200G (AM4) 4/4 - 5 600 ₽ ($99)
Ryzen 3 1300X (AM4) 4/4 7 300 ₽ ($129) -
Ryzen 3 1200 (AM4) 4/4 6 100 ₽ ($109) -

Планы до 2020 года: графика Navi, процессоры Zen 3

2017 год для AMD стал совершенно переломным. После многолетних проблем, AMD завершила разработку ядерной микроархитектуры Zen и выпустила первое поколение ЦП: семейство ПК-процессоров Ryzen, Ryzen PRO и Ryzen Threadripper, семейство мобильных Ryzen и Ryzen PRO, а также серверное семейство EPYC. В том же году группа Radeon разработала графическую архитектуру Vega: на её основе вышли видеокарты Vega 64 и Vega 56, а а концу года ядра Vega были интегрированы в мобильные процессоры Ryzen.


Доктор Лиза Су, генеральный директор AMD, уверяет, что компания выпустит процессоры на 7 нанометров раньше 2020 года

Новинки не только привлекли интерес фанатов, но и завладели вниманием обычных потребителей и энтузиастов. Intel и NVIDIA пришлось спешно парировать: Intel выпустила шестиядерные процессоры Coffee Lake, незапланированный второй «так» архитектуры Skylake, а NVIDIA расширила 10-ую серию видеокарт на архитектуре Pascal до 12 моделей.

Слухи о дальнейших планах AMD копились весь 2017 год. До сих пор Лиза Су, гендиректор AMD, лишь отмечала, что компания планирует превысить 7-8%-ую годовую норму прироста производительности в электронной индустрии. Наконец на выставке CES 2018 компания показала «дорожную карту» не просто до конца 2018 года, а вплоть до 2020. Основа этих планов - улучшение архитектур чипов через миниатюризацию транзисторов: поступательный переход с нынешних 14 нанометров на 12 и 7 нанометров.

12 нанометров: второе поколение Ryzen на Zen+

На техпроцессе 12 нанометров базируется микроархитектура Zen+, второе поколение бренда Ryzen. Фактически новая архитектура - это доработанный Zen. Норма технологического производства заводов GlobalFoundries переводится с 14-нанометровой 14LPP (Low Power Plus, англ. низкое энергопотребление плюс) на 12-нанометровую норму 12LP (Low Power, англ. низкое энергопотребление). Новый техпроцесс 12LP должен обеспечивать чипам 10% прирост производительности.

Справка: Сеть фабрик GlobalFoundries - это бывшие производственные мощности AMD, выделенные в 2009 в отдельную компанию и объединённые с другими подрядными производителями. По доле рынка контрактного производства GlobalFoundries делит второе место с UMC, значительно уступая TSMC. Разработчики чипов - компании AMD, Qualcomm и прочие - заказывают производство как в GlobalFoundries, так и на других фабриках.

Помимо нового техпроцесса, архитектура Zen+ и чипы на её основе получат улучшенные технологии AMD Precision Boost 2 (англ. точный разгон) и AMD XFR 2 (Extended Frequency Range 2, англ. расширенный диапазон частот). В мобильных процессорах Ryzen уже можно найти Precision Boost 2 и специальную модификацию XFR - Mobile Extended Frequency Range (mXFR).

Во втором поколении выйдет семейство ПК-процессоров Ryzen, Ryzen PRO и Ryzen Threadripper, но пока нет никаких сведений об обновлении поколений мобильного семейства Ryzen и Ryzen PRO, и серверного EPYC. Зато известно, что некоторые модели процессоров Ryzen с самого начала будут иметь две модификации: с интегрированной в чип графикой и без неё. Модели начального и среднего уровней Ryzen 3 и Ryzen 5 выйдут в обоих вариантах. А высокий уровень Ryzen 7 никакой графической модификации не получит. Скорее всего, за архитектурой ядер для именно этих процессоров закреплено кодовое имя Pinnacle Ridge (букв. острый геребень горы, одна из вершин хребта Уинд-Ривер в Вайоминге).

Второе поколение Ryzen 3, 5 и 7 начнёт продаваться в апреле 2018 года вместе с чипсетами 400 серии. А второе поколение Ryzen PRO и Ryzen Threadripper припозднится до второй половины 2018 года.

7 нанометров: третье поколение Ryzen на Zen 2, дискретная графика Vega, графическое ядро Navi

В 2018 группа Radeon выпустит дискретную графику Vega для ноутбуков, ультрабуков и планшетов-ноутбуков. В AMD не делятся особыми подробностями: известно, что дискретные чипы будут работать с компактной многослойной памятью типа HBM2 (в интегрированной графике используется оперативная память). Отдельно в Radeon подчёркивают, что высота чипов памяти составит всего 1,7 мм.


Руководитель Radeon показывает интегрированную и дискретную графику Vega

И в том же 2018 году Radeon переведёт графические чипы на архитектуре Vega с техпроцесса 14 нм LPP сразу на 7 нм LP, полностью перепрыгнув 12 нм. Но сперва новые графические блоки будут поставляться только для линейки Radeon Instinct. Это отдельное семейство серверных чипов Radeon для гетерогенных вычислений: машинного обучения и искусственного интеллекта - спрос на них обеспечен развитием беспилотных авто.

И уже в конце 2018 или начале 2019 года простые потребители дождутся продукции Radeon и AMD на 7-нанометровом техпроцессе: процессоров на архитектуре Zen 2 и графики на архитектуре Navi. Причём работы по проектированию Zen 2 уже завершены.

С чипами на Zen 2 уже знакомятся партнёры AMD, которые будут создавать под Ryzen третьего поколения материнские платы и прочие компоненты. Такие темпы AMD набирает из-за того, что у компании две «перепрыгивающие» друг друга команды по разработке перспективных микроархитектур. Начали они с параллельных работ над Zen и Zen+. Когда была завершена Zen - первая команда перешла к Zen 2, а когда была завершена Zen+ - вторая команда перешла к Zen 3.

7 нанометров «плюс»: четвёртое поколение Ryzen на Zen 3

Пока один отдел AMD решает проблемы массового производства Zen 2, другой отдел уже проектирует Zen 3 на технологической норме, обозначенной как «7 нм+». Компания не раскрывает подробностей, но по косвенных данным можно предположить, что техпроцесс будет улучшен за счёт дополнения нынешней глубокой ультрафиолетовой литографии (DUV, Deep Ultraviolet) новой жёсткой ультрафиолетовой литографией (EUV, Extreme Ultraviolet) с длинной волны 13,5 нм.


GlobalFoundries уже установила новое оборудование для перехода к 5 нм

Ещё летом 2017 года один из заводов GlobalFoundries закупил более 10 литографических систем из серии TWINSCAN NXE от нидерландской ASML. С частичным применением этого оборудования в рамках того же техпроцесса 7 нм удастся ещё больше снизить энергопотребление и повысить производительность чипов. Точных метрик пока нет - потребуется ещё какое-то время на отладку новых линий и вывод их на приемлемые мощности для массового производства.

AMD рассчитывает начать организовать продажи чипов на норме «7 нм+» с процессоров на микроархитектуре Zen 3 уже до конца 2020 года.

5 нанометров: пятое и последующие поколения Ryzen на Zen 4?

Официального объявления AMD пока не делала, но можно смело спекулировать, что следующим рубежом для компании станет техпроцесс 5 нм. Опытные чипы на этой норме уже производились исследовательским альянсом компаний IBM, Samsung и GlobalFoundries. Кристаллы на техпроцессе 5 нм потребуют уже не частичного, а полноценного применения жёсткой ультрафиолетовой литографии с точностью выше 3 нм. Именно такое разрешение обеспечивают купленные GlobalFoundries модели литографической системы TWINSCAN NXE:3300B от компании ASML.


Слой толщиной в одну молекулу дисульфида молибдена (0,65 нанометра) демонстрирует ток утечки всего 25 фемтоампер/микрометр при напряжении 0,5 вольта.

Но сложность заключается ещё и в том, что на процессе 5 нм вероятно придётся сменить форму транзисторов. Давно зарекомендовавшие себя FinFET (транзисторы в форме плавника, от англ. fin) могут уступить место перспективным GAA FET (форма транзисторов с окружающими затворами, от англ. gate-all-around). На наладку и развёртывание массового производства таких чипов уйдёт ещё несколько лет. Сектор потребительской электроники вряд ли получит их раньше 2021 года.

Дальнейшее уменьшение технологических норм также возможно. Например, ещё в 2003 году корейские исследователи создали FinFET на 3 нанометра. В 2008 году в Университете Манчестра на основе графена (углеродных нанотрубок) был создан нанометровый транзистор. А инженерам-исследователям лаборатории Беркли в 2016 году покорился суб-нанометровый масштаб: в таких транзисторах может применяться как графен, так и дисульфид молибдена (MoS2). Правда, на начало 2018 года ещё не нашлось способа произвести целый чип или подложку из новых материалов.

Дата публикации: 31.01.2012

С момента появления сенсорных телефонов и других мобильных устройств, было немало уже написано как в плане критики (не всегда конструктивной), так и в плане всяческих похвал. Я пишу эту статью не для того, чтобы указать все возможности операционных систем для мобильных платформ (ОС). А потому если хотите подробностей, то читайте Википедию или официальные форумы. В данной статье я ставлю перед собой цель объяснить понятным языком «что-есть-что».

Apple iOS

Это самая раскрученная и модная ОС. Но это не значит, что она самая лучшая...
Данная ОС установлена на всех устройствах компании Apple: iPhone, iPad, iPod touch. Большинству пользователей понравилась данная ОС – она простая, красивая, удобная. Девизом Стива Джобса были слова «Упрощайте», а потому простота и эргономичность данной ОС – это хороший плюс. Соответственно, минимум основных настроек насторожил опытных пользователей. Ведь ОС – это не красивый внешний вид, а сама функциональность, умение ОС работать с новейшими технологиями, а также сохранение конфиденциальной информации от злоумышленников. Подробнее об iOS и продуктах Apple поговорим в одной из следующих статей, а пока давайте подведём итог.

Плюсы:
- Самая модная операционная система (для кого-то это минус);
- Понятная и простая в использовании (для большинства пользователей это главное);
- Огромное количество приложений в App Store;
- Возможность создавать свои приложения и продавать их (для разработчиков);

Минусы:
- Минимальное число настроек (а это значит, чтобы запустить на вашем устройстве нелицензионное приложение, придётся немало исхитряться);
- Работает только на устройствах Apple (для кого-то это является плюсом);

Google Android

Честно признаюсь, на мой взгляд, это самая лучшая ОС на данный момент. В ней, конечно же, есть минусы, но по сравнению с другими ОС, Андроид превосходит их по функциональности.

Начать нужно с того, что Андроид построен на ядре Linux. К тому же, Гугл на сегодняшний день предлагает нам большое количество бесплатных функций и утилит, которыми обладает только Гугл (голосовые технологии, умный переводчик, карты и т.д.) К тому же, в отличии от iOS, Андроид можно настраивать очень тонко и кропотливо, тем самым, изменив ваше устройство до неузнаваемости. Это значит, что каждый пользователь может превратить свой смартфон в мощную медиа-станцию. При этом обилие настроек не усложняет пользование Андроидом. У Андроида есть своя альтернатива App Store – называется Android Market. Т.е. вы сможете установить на свой смартфон такие же приложения, как и в App Store. Ведь большинство разработчиков приложений (особенно популярных) делают свои игры, приложения кроссплатформенными. А некоторые разработчики делают так - берут и выкладывают бесплатно приложения, за которые на App Store приходится платить. Например, для своего Андроида вы можете скачать бесплатно популярных AngryBirds.

Плюсы:
- Продвинутая ОС;
- Большое количество бесплатных приложений;
- Возможность создавать свои приложения и продавать их через Андроид Маркет;
- Возможность тонкой настройки;

Минусы:
- Для некоторых пользователей, всё же, будет проблемой настройка своего Андроида.

Windows Phone 7

На удивление, в Майкрософт поздно спохватились на создание мобильной ОС. Когда в 2007 году начался бум сенсорных смартфонов, Майкрософт не мог предложить ничего хорошего. На тот момент у Майкрософт был только Windows Mobile, но он сильно отставал от конкурентов. Но в 2010 году Майкрософт выпустила в свет Windows Phone 7. Поначалу доля на рынке была мала, но свойственная Майкрософт манера пропаганды своих продуктов, вывела в итоге Windows Phone 7 в тройку лидеров рынка. В отличие от конкурентов, Майкрософт спроектировала свою ОС «с нуля». У данной ОС тоже есть свой магазин приложений – Marketplace. Поначалу количество приложений было скромным, но теперь, когда у Майкрософт есть договоры с Dell, HTC, LG, Samsung и др., количество приложений сильно увеличилось.

Но главной новостью стала сделка Майкрософт и Нокиа.

Теперь Нокиа на некоторых своих смартфонах и планшетниках будет устанавливать ОС от Майкрософт. Это означает либо то, что у Майкрософт очень много денег, либо (самое вероятное) в корпорации Нокиа понимают, что их ОС Symbian постепенно загнивает.

Плюсы:
- Удобный дизайн интерфейса;
- Простые и понятные настройки;
- Поддержка большого количества устройств;
- темы для nokia - возможность скачать и установить на свой телефон в качестве заставки любые картинки и сюжеты.

Минусы:
- Маловато доступных приложений;
- Как и со всеми продуктами Майкрософт, у Windows Phone7 есть свои недоработки (собственно, а у кого их нет...).

Windows 8

А вот с данной ОС от Майкрософт, которая пока есть в виде бета-версии, множество проблем. Майкрософт, вдруг, решил создать ОС, которая могла бы работать одинаково хорошо и на ПК, и на мобильных устройствах. Т.е. задумка-то хорошая – одна система для всех устройств, но пока что реализация плохая. Ну что же, в недалёком будущем посмотрим, что у них получится...

Symbian OS

Симбиан постепенно утрачивает свою силу. По началу, Симбиан была в лидерах мобильного рынка. Но из-за несовместимости приложений между новыми и старыми версиями ОС, из-за тактических ошибок Symbian Foundation – Симбиан теперь не котируется на рынке мобильных ОС. Через год или два Симбиан вообще исчезнет...

Плюсы:
- Большое количество устройств, поддерживающих Симбиан (однако со временем из Symbian Foundation вышли все компании, кроме Нокиа);
- Множество дополнительных программ;

Минусы:
- Запутанные настройки;
- Неудобный сенсорный интерфейс;
- Отсутствие поддержки;

BlackBerry

«Ежевика» - так переводится название данной ОС. Очень хорошая и качественная ОС, но популярности среди обычных пользователей не снискала, так как нацелена на чёткую аудиторию – деловых людей, решающих бизнес-задачи. Компания RIM (Research in Motion) придумала Ежевику, как удобную систему для бизнесменов. А потому основные приложения, которые можно купить или скачать в специальном магазине App World, нацелены на решение бизнес задач (курсы валют, рейтинги, статистика и проч.). В США большинство корпораций предпочитают именно телефоны с Ежевикой. Все телефоны BlackBerry обладают удобной QWERTY-клавиатурой. В России устройства с BlackBerry тоже продаются...

Плюсы:
- Хороший инструмент для решения бизнес-задач;

Минусы:
- Мало игр и прочих развлекательных приложений (ОС для серьёзных людей);
- На Российском рынке слабо распространён (приходится выбирать не из ряда моделей, а то, что есть в продаже);

По-корейски означает «Океан». «Корейский океан» был представлен публике в 2009 году. Бада устанавливается только на дешёвые телефоны и только фирмы Samsung. При этом у Samsung почти все смартфоны и устройства работают на Андроиде. Зачем им вторая ОС?
Может Бада нужна фирме «на всякий пожарный»... Или же в скором времени они раскрутят данную ОС, и на рынке появятся новый лидер... В общем, время покажет. А пока этот «эмбрион» находится в зачаточном состоянии, нет смысла говорить о его плюсах и минусах. Хотя Samsung уже анонсировала Bada 2.0.

А если вкратце, то плюсы :
- Понятный и удобный интерфейс;
- Встроенный магазин приложений;

Минусы:
- Мало приложений;
- Да и чего греха таить, вы хотя бы раз видели на прилавках телефон с ОС Bada??? И я тоже не видел. Хотя особо я и не присматривался...

Спасибо, что прочитали статью до конца.


Последние статьи раздела «Компьютеры & Интернет»:


Вам помогла эта статья? Вы тоже можете помочь проекту, пожертвовав любую сумму по своему усмотрению. Например, 50 рублей. Или меньше:)

Семейство операционных систем Palm OS – мобильные первопроходцы

Palm OS – одна из первых массовых операционных систем для наладонных компьютеров. Примерно в это же время КПК получили название PDA – персональный цифровой ассистент. Palm OS появилась в 1996 году, но гораздо раньше был изобретен метод рукописного ввода текста, легший в основу Palm OS. На базе Palm OS производятся преимущественно КПК и смартфоны Treo. Модели смартфонов Treo отличаются наличием QWERTY-клавиатуры и сенсорного экрана, естественно, они имеют модуль совершения звонков, что расширяет их возможности, как КПК. Конечно, наличие сенсорного экрана в Treo позволяет причислить их к коммуникаторам, но у компании palmOne другое мнение – именно компания позиционирует Treo как смартфоны, но о классификации мы поговорим в следующей части нашей статьи.



Наиболее популярная версия Palm OS – Garnet 5.4, эта версия используется практически во всех современных КПК и коммуникаторах Palm. Большим плюсом Palm OS является великолепная адресная книга и органайзер, равных которым нет ни у одной ОС, что неудивительно – ведь Palm создавался как переносная база данных. Отличительной чертой всех аппаратов на базе Palm OS (кроме Treo и TX) является отдельная от экрана область для прорисовки вводимых символов. Поддерживается работа с документами MS Office, причем эта функция довольно неплохо проработана, даже лучше, чем у Microsoft Windows Mobile. Наконец, отрицательной особенностью Palm OS являются проблемы с переключением кодировок (KOI-8, Unicode, Win-1251) и неполная многозадачность, например, можно запустить фоновое прослушивание музыки (таким образом, на экране может отображаться только одно приложение, впрочем, что еще нужно пользователю?).

В стандартной поставке Palm OS присутствуют основные приложения: Documents To Go для работы с документами Office (Word, Excel, Power Point), Календарь, Контакты, Калькулятор, Файловый менеджер, Интернет браузер (разработанный на базе NetFront), Почтовая программа (которая знает все основные протоколы и поддерживает несколько ящиков), Real One плеер, Программа просмотра видео и фото, различные утилиты. Palm отлично подойдет как читалка электронных книг, в связке с мобильным телефоном может выйти в Интернет, поможет управлять бытовой техникой, выступая в качестве ПДУ, заменит шпаргалку, позволит быстро отредактировать документ Word, когда рядом нет компьютера, с его помощью можно даже измерять объем и расстояние. Неудивительно, ведь владельцу Палма доступно сторонних разработчиков.

Семейство операционных систем Symbian

Операционные системы Symbian сегодня довольно успешно конкурируют с платформой Windows Mobile. На стороне Symbian большая дружественность к неподготовленному технически пользователю. Операционные системы Symbian делятся на две группы: первая, разработанная Nokia, называется Series 60 (как и дополнительные варианты – S80 и S90), вторая – версия для коммуникаторов UIQ с поддержкой сенсорного экрана и применяется компанией SonyEricsson.

Семейство Series 60 – это платформа на основе Symbian OS и предназначена для мобильных телефонов. Данная платформа была разработана компанией Nokia и используется ею в смартфонах, также эту платформу используют Lenovo, LG, Samsung и Panasonic. Мобильная платформа Series 60 подразделяется на редакции (Editions) в зависимости от версии. Каждая редакция в свою очередь может иметь пакеты дополнений (Feature Pack). Ниже представлена таблица различных редакций Series 60.

Отличительной особенностью платформы Series 60 является её мультимедийная направленность и максимальная телефонная функциональность – можно даже не задумываться о том, что в телефоне есть операционная система. Уже в стандартной поставке имеются отличные редакторы для фотографий и видео, предусмотрен не только Real Player, но и Flash Player для проигрывания Flash-роликов (в WM реализовывается сторонней программой). Дополнительное ПО пишется с использованием SDK (Software Development Kit) – набора средств для разработки программ (библиотеки, документация, эмулятор ОС для ПК), благодаря чему обладает очень большой стабильностью и совместимостью с платформой. Все программы для Series 60 пишутся с использованием языков программирования C++ и Java MIDP. Для установки на устройство программы C++ упаковываются в файлы SIS, написанные на Java – в файлы JAR и JAD. Установка SIS-приложений для Series 60 3 Edition усложняется системой подписи программ (нужна для обеспечения большей стабильности). Однако Symbian все-таки не обладает такой расширяемостью и надстраиваемостью, как Windows Mobile, что делает её самой стабильной платформой.

Дополнительным бонусом платформы S60 является огромное количество разнообразных игр, написанных специально под неё. Такая ситуация сложилась благодаря известному игровому смартфону Nokia N-Gage, основанному на Series 60.

Благодаря всем этим особенностям, платформа S60 завоевала большую популярность у подавляющего большинства пользователей, выбирающих смартфон.

Series 80 и другие Symbian этой ветви – платформа Series 80 не сильно отличается от S60, она используется на ограниченном числе устройств – бизнес коммуникаторах Nokia 9xxx серии (9300, 9500).

Поддерживается широкий экран большого разрешения и некоторые специфические бизнес-функции (работа с электронной почтой, например), причем все управление осуществляется с клавиатуры (их две: QWERTY и цифровая). Форм-фактор коммуникатора – боковая раскладушка, отчего аппарат в разложенном виде напоминает микроноутбук, а в сложенном – гипертрофированный телефон.

Series 90 – основная платформа для устройств с сенсорным экраном от Nokia – это коммуникатор 7710.


Отличием является немного переработанный интерфейс ОС и поддержка сенсорного экрана (как правило, с разрешением 640х200 точек).

S60 Touch – недавно анонсированная платформа. Об этой платформе пока мало информации, однако известно, что в S60 Touch будет реализована возможность управления пальцами (прикосновениями и движениями пальцев рук по экрану) при сохранении управления стилусом.

Оригинальным является и то, что по некоторым сообщениям, S60 Touch будет поддерживать тактильную обратную связь – то есть каждое свое действие вы будете не только видеть, но и ощущать.

Семейство Symbian UIQ . Поколение операционных систем UIQ (User Interface Quartz) предназначается для коммуникаторов с сенсорным экраном и отличается от S60 по большей части именно графической оболочкой. Данная платформа используется на смартфонах Sony Ericsson, версия, используемая сейчас – UIQ 3.0, которая основана на Symbian 9.1. Особенностью построения аппаратов P9xx серии на этой платформе является наличие флипа – откидной клавиатуры, закрывающей часть экрана, при этом коммуникатор становится смартфоном, так как сенсорная панель экрана выключается. Открытие флипа включает сенсорные возможности экрана и телефон становится полноценным коммуникатором с сенсорным экраном. Поддерживается разрешение 320х240. Аппараты М и W серии не имеют флипа и похожи на обычные коммуникаторы с большим экраном.


Особенностью платформы UIQ 3.0 является достаточно большой набор софта и приложений, установленных на смартфон производителем. Фактически, здесь есть все, что нужно для работы.

  • Браузер Opera 8.0
  • RSS-читалка (Интернет-новости)
  • просмотрщик картинок (просмотр и несложное редактирование фото)
  • Sound Recorder (запись звука)
  • Quick Office (P990i)
  • PDF+ (P990i читалка PDF)
  • Notes (заметки)
  • Tasks (диспетчер задач)
  • Business Card Scanner (сканер визиток, использует встроенную камеру, но не поддерживает русский язык)
  • Media Player (мультимедиа плеер)
  • E-mail Client (работа с электронной почтой)
  • MusicDJ (создание и редактирование MIDI мелодий)
  • Calendar (календарь-органайзер)
  • File Manager (работа с файлами и программами)
  • Калькулятор
  • Конвертер величин
  • Таймер
  • Секундомер
  • Мировое время

Хотя многие необходимые программы установлены, их хватит только на первое время, потом все равно придется искать сторонний софт. И вот тут проявляются главные недостатки Symbian UIQ, во-первых, малое количество программ для этой платформы и они в большинстве платные. Поэтому UIQ предназначен для тех, кто не горит особым желанием устанавливать сторонние программы на свой телефон – стандартный софт сделан отлично, а вот с расширяемостью проблемы. Во-вторых, платформа имеет проблемы со стабильностью, новые прошивки, конечно, исправляют «сырость», но до полной стабильности еще далеко. В-третьих, здесь очень слабы возможности настройки интерфейса, можно только поменять цвет и форму кнопок. Хотя возможность смены интерфейса зарезервирована для операторов сотовой связи, которые не торопятся этой возможностью воспользоваться. В-четвертых, смартфоны SonyEricsson поддерживают только карты памяти Memory Stick, которые не так привлекательны по цене, как конкурирующий формат SD. В общем, Sony снова идет по собственному пути.

Отдельно и оригинально. Mac OS X и iPhone

У всех на устах, у многих в голове. Наверное, многие из вас стали или хотят стать «жертвой» агрессивного маркетинга, купив сегодня уже культовый аппарат iPhone от Apple. Продажи аппарата стартовали в Америке 29 июля 2007 года, причем iPhone оказался привязан к одному из сотовых операторов США, что делало невозможной работу телефона в других странах. Сегодня этой привязки нет благодаря различным уловкам, разблокирующим аппарат. Основан iPhone на специальной версии Mac OS X, при этом интерфейс адаптирован для работы с пальцами. Это нововведение и стало основной «фишкой» телефона.

Особенностью аппарата является большой сенсорный экран, занимающий почти всю фронтальную панель и всего одна клавиша, все управление осуществляется прикосновениями и перемещением пальцев по экрану, все это делает смартфон как бы живым. Сегодня программ для смартфона от Apple практически нет, да и SDK для платформы еще не обнародован, поэтому сторонних программ ожидать не приходится. Хотя, конечно, потенциал у устройства очень высок. Смартфон основан на процессоре ARM 620 MHz, разрешение экрана 480x320, поддерживается GSM850/900/1800/1900, Wi-Fi, Bluetooth 2.0+EDR, EDGE, камера 2Мп, литий-ионная батарея 8 часов разговора/250 ч ожидания, размеры 115х61х11,5 мм, масса – 135 г.

Стандартный функционал включает в себя основные телефонные возможности.

  • Звонки, конференц-связь, отсутствует управление голосом, основная особенность – визуальная голосовая почта, работающая у операторов связи США, можно управлять сообщениями голосовой почты прямо в интерфейсе телефона.
  • SMS реализован в виде диалога.
  • Мелодии вызова продаются в iTunes Store, установка обычных мелодий не предусмотрена, но возможна при использовании стороннего ПО.
  • Мультимедиа плеер напоминает таковой в iPod, но умеет гораздо больше, а большой экран дает возможность просматривать фильмы с высоким качеством.
  • Интернет возможен благодаря EDGE и Wi-Fi, а также встроенному браузеру Safari. Отсутствует технология Flash, однако, это самый быстрый браузер среди всех мобильных устройств.
  • Операционная система Mac OS предоставляет в будущем возможности легкого портирования программ, предназначенных для Macintosh на iPhone. Возможно, тогда мы получим один из самых удачных коммуникаторов, но пока что это лишь планы на будущее.

Некоторые малоизвестные операционные системы

Кроме уже описанных нами сегодня операционных систем для мобильных помощников, существуют и малоизвестные ОС, например, Linux или Blackberry.

Linux – используется в КПК от Sharp. Это модели Zaurus, малоизвестные у нас в России. Конечно же, это не полноценный Linux. Да, используется ядро Linux, но вот оболочка ОС здесь совсем другая и до совместимости с «большой» Linux ей далеко.


Используемая Sharp оболочка называется Qtopia. Второй особенностью ОС от Sharp является простота интерфейса и работы (в отличие от настольного варианта Linux), поэтому не надо быть знатоком, чтобы освоить «Завра». В общем и целом, данная платформа весьма популярна в Азии, у нас в России распространена мало, потому особого интереса не представляет, разве что для техноманьяков, которые не прочь позабавиться с различной техникой, изучить новые возможности.

Все мы с вами привыкли видеть Android на заголовках привлекательных рекламных плакатов, где демонстрируется приятный дизайн и удобный функционал. Но так было далеко не всегда. Скажу больше - не всегда Android был предназначен для управления сенсором. О том, как же из пустоты возникла самая популярная операционная система читайте под катом.

Начало 2000-х годов: провал и развитие Android

Некий Энди Рубин со своими друзьями и знакомыми решили создать (в 2003 году) собственную операционную систему, которая предназначалась для мобильных устройств. Но из-за того, что разработка новой ОС велась в условии строжайшей секретности, корпорации пришлось тяжко. Ведь никто не знал, над чем же работает Энди Рубин.

Энди Рубин


Только из нечастых интервью удалось понять, что его команда работает в сфере мобильных телефонов и GPS. Вот таким образом деньги у корпорации быстро закончились (в 2005 году). Но свершилось чудо - никому ненужную Android купила громадная интернет-компания Google. С тех пор скорость выпуска новых бета-версий ускорилось, Google финансировала проекты Android. Кстати, а вы знаете, что из себя представляла первая версия Андроид, которую конечный пользователь мог поюзать только на эмуляторах, девайсы с этой ОС не продавались. Нет, не знаете? Тогда представляю вам её, читайте ниже!

Самая первая версия Android. Сенсорные экраны здесь не причём

Как вы уже поняли из заголовка, первые тестовые версии ОС Android предназначались для управления клавиатурой. Из этого можно сделать вывод, что изначально Android планировалась как достойная конкуренция смартфонам BlackBerry. Но разрабатывать ОС с полного нуля это задача не из лёгких. Создателям приходилось придумывать дизайн, удобство управления, функционал и пр. Но все разработки были скрыты от глаз прессы. Только суд между Android и Oracle (известную нам под своим продуктом Java) открыл нам глаза, чтобы посмотреть на новую ОС для мобильных устройств.
В презентации Android, которая прошла 26 июля 2005 года, рассказывалось об открытом исходном коде платформы и про интеграцию в неё сервисов Google.

Примечательно, что до самого последнего момента Google (а ранее Android Inc) не имела прототипа устройства, на котором была бы установлена новейшая платформа. А список технических характеристик, необходимых для работы Android, был составлен только к 2006 году. Вот как он выглядел в то время: процессор ARMv9 с частотой не менее 200 МГЦ, поддержка GSM (наличие 3G не обязательно, но желательно), минимальный объем оперативной памяти 64 МБ, наличие флэш-памяти на 64 МБ, слот для карт памяти miniSD. Для камеры должна была быть отдельная клавиша, плюс ее разрешение - не менее 2 мегапикселей. Разрешение экрана не менее 240х320 точек (QVGA), с отображением 262000 цветов и выше. Стандарты беспроводной передачи данных – Bluetooth 1.2, Wi-Fi, GPS (последние два опциональны, впрочем, как и Bluetooth 2.0 с EDR). Желательно наличие QWERTY-клавиатуры. Как вы видите, про сенсорные экраны речи вообще не идёт, а в то время Apple уже готовил первый iPhone, который покажется всему миру в январе 2007 года. А к 2006 году появляются сенсорные телефоны от знаменитых производителей мобильной техники Samsung и Nokia. Почему такой расклад событий? Дело в том, что инженеры, разрабатывавшие Android OS не думали про аппаратную часть устройств, они просто не умели правильно составить прототип и не разбирались на рынке устройств. Вот некоторые прототипы, которые предлагали инженеры Android:

Google ищет производителя смартфонов для своей ОС

Только к концу 2006 года Google начинает искать себе партнёра, способного производить смартфоны под ОС Android. Так как Google только вступает на рынок мобильной техники, то поиски достойного кандидата это не простой выход погулять, всё гораздо серьёзнее. Тут важно, чтобы интересы производителя аппаратов и самого Google были схожи, чтобы не было разногласий. Первым делом Google рассматривает Motorola. Как многие помнят, как раз в то время создатель первого мобильного телефона с успехом реализовывал свою RAZR, вот поэтому Motorola не подходила под параметры «послушного производителя гуглофона».


Motorola RAZR v3


Про Nokia даже говорить не стоит, в то время это была огромная компания, которая точно не согласится выпускать смартфоны для «другого дяди».
Поиски остановились на LG и HTC. Многие считали, что LG это та самая компания, которая сможет одним выстрелом (производством смартфонов Android) убить сразу двух зайцев: LG попадёт на рынок США, что для неё немаловажно, а Google наконец-то раскрутит свою ОС для мобильных устройств. Несмотря на то, что LG любит поэкспериментировать, «играть в игрушки» с малоизвестной Android в лице Google она не хочет, слишком уж большой шанс провала. Да и LG делает ставку на систему Windows Mobile, веря в успех этой системы. В середине января 2007 Google понимает, что LG за партнёра рассматривать бесполезно.


Стив Джобс представляет первый iPhone


Вот и наступил январь 2007 года, который решил судьбу Android. Свету показался первый iPhone, который многим пришёлся по-вкусу наличием сенсорного экрана. Из этого видно, что на рынке США BlackBerry-подобные смартфоны уже не будут пользоваться прежним спросом и Google придётся изменять минимальные технические характеристики для своей ОС, теперь в их списке числится сенсорный экран. Но Google по-прежнему не нашла себе партнёра, способного производить телефоны. Это второй кризис компании (после успеха Apple).
Остаётся HTC, если она не согласится выпускать смартфоны для OS Android то… Этого не произошло, HTC готова экспериментировать с новой ОС. В январе уже началась разработка устройства для работы с ОС Android от Google.

Развитие Android в 2007 году

Апрель 2007 года порадовал нас выходом первого устройства - Google Sooner. Он почти полностью соответствовал первых спецификациям, заявленным Google, в нём отсутствовал сенсорный экран. Но функционал и дизайн модели был интересным (но не удобным).
И только к августу 2008 года Google создаёт версию Android 0.9, чтобы после представить всему миру Android 1.0. 22 сентября 2008 года оператор T-Mobile начинает продажи всем известного смартфона на ОС Android от HTC - Dream (что в переводе на русский означает «мечта», «сон»).


HTC Dream - первый сенсорный Android-девайс


Несмотря на то, что успех Apple iPhone был огромен, к 23 апреля 2009 года удалось реализовать 1 миллион первого общедоступного Android-девайса, а это очень важно для дальнейших наработок. Интересно представить, чтобы было, если бы выход первого iPhone не состоялся в 2007 году. Тогда, наверняка, Android бы не стала шевелиться и не было бы никакой сейчас Android OS, к которой мы привыкли. Были бы обычные кнопочные телефончики на Java, а проект Android бы заморозили из-за провала. Всё-таки хорошо, что в Android работают такие люди, которые готовы были с выходом iPhone заново начать разрабатывать систему, но уже оптимизированную под сенсорные экраны. Но не будем уходить в дебри, давайте я расскажу про проект Google Sooner.

Google Sooner - первое кнопочное устройство на Android. Взгляд на раннюю Android OS

Как вы читали выше, HTC согласилась выпускать смартфоны на ОС от Google. Первым их проектом стал кнопочный смартфон HTC EXCA 300, известный также как Google Sooner (Sooner - «рано», «раньше»). Сразу бросается в глаза отсутствие сенсорного экрана, т. к. модель создаётся по спецификациям 2006-ого года, но с некоторыми разногласиями. Платформа, на которой работает аппарат TI OMAP 850, 64 МБ оперативной памяти, экран разрешением 240х320 точек, 1.3 мегапиксельная камера (прошу заметить, не 2 мп, как в заявленной Google документацией). Из отсутствующих особенностей отмечу Wi-Fi, 3G, слот для карт памяти miniSD. В качестве интерфейсного разъема используется miniUSB.

Теперь подробнее о самой платформе.
Основой в новой для тех времён системе стал Google Поиск, который контролировал все действия и запускался мгновенно. Статусная строка в первых образцах ОС Android была не такой, как сейчас. Вместо уведомлений там можно заметить список приложений, установленных на устройстве. О прочих приложениях говорить не буду, просто посмотрите скриншоты и всё сами поймёте.

Скажу также, что это устройство использовалось как тестовое, для проверки работы многих приложений и ОС в целом.

Заключение

Данная статья рассказывает только о тайной истории Android, о которой многие люди не знали. Отмечу, что все эти попытки многотрудной работы дали свои плоды, но не принесли больших успехов. Настоящий взлёт Android начался только с выхода версии 1.6, которую увидел свет 19 сентября 2009 года.
Спасибо всем за прочтение моей статьи, указывайте на ошибки и недочёты. Желаю удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: