Как уменьшить шум в фотографии: шумодавы. Как убрать цифровой шум в фотошопе

Сегодня мы будем бороться с шумами на фото с помощью мощного и качественного плагина для Photoshop под названием . Это, как я уже сказал, мощный инструмент, где в ручную можно уменьшить каждую составляющую шума, двигая кучу ползунков. Но так, как на сайте у нас все просто, то я вас успокою, для большинства задач хватает автоматических присетов, чтобы убрать шумы до минимума нам нужо будет всего сделать 2-3 клика. Для начала вам нужно скачать и установить этот плагин, затем загрузить Photoshop, а в нем открыть нужную фотографию.

Итак берем это старое фото сделанное старенькой фотокамерой Olympus - C760UZ. Как раз здесь вылезло очеь много шумов, т.к. фото снято с большой выдержкой 4 секунды. Открываем Imagenomic Noiseware Professional , как показанно ниже.

И вот мы в окне плагина

Здесь мы видим кучу настроек, плюс наше фото на котором отчасти шумы уже удалены. Как же оптимально убрать шумы для нашего фото? Не беспокойтесь нам хватит и автоматических настроек. заходим сюда и выбираем шумоподавление в зависимости от сюжета (в основыном актуальны настройки "Ночная сцена","Портрет", "Пейзаж", "Полное шумоподавление").

Для нашего случая "Night Scene" (Ночная Сцена). Но вы всегда сможете выбрать любую другу настройку, возможно вас удовлетворит не та, которой приписана сцена. В этом пункте в зависимости от задач удаляются разные шумы (шумы от высокого ISO, цветовые шумы и пр.). Так же там присутствует функия полного удаления шумов, но пользоваться ей резонно далеко не всегда, хоть и картинка перестанет "шуметь", но вполне могут вылезти другие дефекты, такие как "Ступенчатость неба" т.е. небо получится не плавным градиентом, а ступенями с отчетливыми краями. Помните про золотую середину, и про то, что безболезненно шумы на 100% убрать нельзя. Надеюсь после установки данного плагина, те ваши фото, которые "шумели" станут более красивыми и привлекательными. Кстати, вот, что получилось у меня

В этом статье я напишу про то как убрать шум с записи и как обработать запись с микрофона. А в начале я бы хотел рассказать про программу,

которую я использую по сегодняшний день это программа FL Studio 10. С помощью данной программой я убираю шум с моих записей.

Эту программу используют профессиональные музыканты (по моему для создания и обработки музыки). Данную программу можно скачать на официальном сайте разработчика http://fl-studio.ru/

Для начала скачиваем данную программу и устанавливаем как обычно. Далее запускаем и откроется вот такое окно с куча непонятными и крутыми инструментами.

Нажимаем «continue»

И для того чтобы начать обработку записи нужен сам запись. Рекомендую использовать для записи хорошую программу для записи например Bandicam или ее тоже можно скачать на официальном сайте. Заходим поисковик и пишем Bandicam или можно еще использовать Adobe Audition.

В моем случаи я обрабатываю записи формате.wav и стерео при таком выборе мне кажется, что эффект лучше, чем на моно.

И так у вас запись есть, конечно с шумом и ее необходим очистить от шума. Скачиваем программу FL Studio и устанавливаем обычном режиме.

При первом запуске программа автоматический создает трек т.е. уже существует готовый трек, который можно отредактировать.

Чтобы работать с вашей записью заходим «file» и нажимаем «new». Далее откроется «fruity limiter»

На правом верхнем углу находится стрелка направленный вниз нажимаем ее и выбираем из списка меню «replace». Чтобы убрать шум с записи выбираем инструмент edison

Открывшейся окне наводим курсор мыши на центр окна, нажимаем правое кнопка мыши наводим курсор мыши на «file» и нажимаем «load semple».

Или нажимаем сочетание клавиш «ctrl+o» на клавиатуре.

Выбираем обрабатываемый файл и нажимаем «открыт». А сейчас самый важный момент нужно найти на треке участок фонового свободного шума.

Не пугаемся от такого предложения это проще простого.

Выделяем участок шума, который нужно убрать с записи и на верхнем панели в инструменте edison нажимаем на пиктограмму виде щетки

Если вы разбираетесь в этой программе и понимаете какие действии вы выполняете, то тогда можно поиграть в настройках.

Я всегда для того чтобы убрать шум с записи оставляю все настройки по умолчании, так как при изменение каких-нибудь настроек после обработки запись становится искаженной.

По крайне мере с моими результатами получалось так. Но я не люблю такие программы и особо не обращаю на них внимание.

И так выделяем участок шума нажимаем на щетку и открывшийся окне нажимаем «acquire noise profle».

Иногда в инструменте edison по умолчанию включен кладка «output noise only» ее необходимо отключить

После того как снять профиль шума нужно полностью выделить весь трек чтобы убрать шум с всего трека

Время обработки записи зависит от длительности и от качество вашего трека. После окончание процесса удаление шума с записи необходимо сохранить трек.

Для этого наводим курсор мыши на трек, нажимаем правое кнопка мыши и выбираем «save semple as». Все мы убрали шум с записи.

От куда возникает шум на записи

Давайте немного поговорим откуда же все таки возникает шум в записи. Источником шума друзья является вентиляторы и электротехника.

В основном виновником шума является вентиляторы и система охлаждении в системном блоке компьютера. Конечно с ними можно бороться.

Можно купить более мощный радиатор охлаждении за солидную цену и мощные вентиляторы.

Но убрать шум с помощью таких комплектующих на 100% не получиться. Есть так же вариант .

Самый эффективный способ убрать шум с записи это купить конденсаторный студийный микрофон.

Данный микрофон порадует вас своим качественным и чистым записями. Но данный микрофон постучит вам карман.

И под конец хотелось бы рассказать, что кроме данной программы на просторах интернета есть множество программ как

Adobe Audition, Sound Forge Pro 11.0, audacity, которые помогают бороться с шумом на записи.

Об этих программах я напишу отдельные статьи. В моей практике я воспользовался с этими программа которые можно удалить шум с записи

но есть у всех у них один но. Некоторые программы требует профессиональных навыков чтобы добиться максимального результата.

Другие программы сильно искажают звук что приводит худшему результату. Поэтому эти параметры не подходит особенно для новичков.

А с помощью программой FL Studio можно удалить шум с записи за пару кликов и добиться хорошего результата.

Я по сегодняшний день пользуюсь данной программой FL Studio и доволен его плодами.

Я конечно не говорю, что данная программа самая лучшая и использовать только ее а просто делюсь тем что вдруг вам пригодится.

Но этом я заканчиваю данный пост надеюсь, что информация будет вам полезен. Пишите ваши мнении в комментарии.

Вам будет интересно

Всем доброго времени суток! Продолжаем потихоньку наполнять рубрику ! В этой статье я хочу рассказать и показать вам, один из самых быстрых и лёгких способов как убрать шум в Фотошоп . Чтобы более глубоко и детально раскрыть эту тему, я подобрал специально такое изображение, на котором покажу как убирать с изображения яркостный шум и цветовой шум.

Вообще шум целая, неприятная проблема цифровых фотографий, сделанных в темное время суток и сейчас мы с вами эту проблему за решаем. Для начала давайте откроем наше изображение с шумом и оценим ситуацию в целом.

Заходим в меню Файл/Открыть или воспользуемся горячими клавишами CTRL+O . Кстати, ещё можно открыть изображение с помощью функции «Открыть как… » (ALT+SHIFT+CTRL+O ), находим и выбираем наше изображение с шумом, затем справа от поля «Имя файла», выбираем открыть как тип файла «Camera Raw» и наше изображение сразу же открывается в фильтре Camera Raw.

Я открываю свое изображение первым, обычным способом, чтобы далее показать как зайти в специальный фильтр «Camera Raw», выбрать нужную вкладку и провести операции по устранению шума. Теперь давайте оценим моё изображение, в котором присутствует цветовой и яркостный шум. Вот оно:

Изображение с цветовым и яркостным шумом

Шума в этом изображение больше чем достаточно. Вы наверное уже начали сомневаться, что у нас что-то получится.. Конечно же, полностью весь шум убрать не получится, но сделать изображение менее шумным легко. Переходим от теории к практике!

Шаг №1

Итак, я открыл своё изображение в Фотошоп, теперь мне нужно зайти в специальный фильтр — «фильтр Camera Raw». Для этого я захожу в верхнее меню Фильтр/Фильтр Camera Raw , либо воспользуюсь горячими клавишами (SHIFT+CTRL+A ).

Заходим в меню Фильтр/Фильтр Camera Raw…

Шаг №2

Перед нами открывается окошко фильтра Adobe Camera Raw. Ставим галочку наверху в пункте «Контрольный просмотр», чтобы сразу видеть изменения изображения во время работы в фильтре. Далее выбираем вкладку «Детализация», у меня эта третья иконка слева. В нижнем левом углу можно менять масштаб изображения, скоро это нам понадобится.

Окно фильтра Adobe Camera Raw

Шаг №3

Находим ползунок «Цветность» и потихоньку передвигаем его вправо, до тех пор, пока не исчезнут цветовые точки. Не старайтесь на этом этапе убрать яркостный шум, пока что мы убираем только цветовой шум (цветовые точки). Как только цветовые точки исчезнут, сразу перестаём двигать ползунок.

Увеличили масштаб изображение до 300%

Вот что у нас получилось на данном шаге после не сложных манипуляций ползунком «Цветность». Обратите внимание, что цветные точки (цветовой шум) полностью исчезли с изображения. Теперь осталось убрать яркостный шум.

Цветовой шум в виде цветовых точек полностью убран

Шаг №4

Теперь давайте приступим к устранению яркостного шума. Для того, чтобы это сделать находим ползунок «Светимость» и медленно двигаем его в правую сторону, параллельно наблюдая за нашим изображением. Когда будет достаточно, определяем в каждом случае индивидуально, но значение «Светимости» при любом раскладе всегда выше значения «Цветности». Вот что получилось:

Вот такую картинку мы получили, шум практически полностью исчез

Шаг №5

В результате всех наших манипуляций, резкость изображения уменьшилась. Для того, чтобы увеличить резкость, необходимо подвигать вправо ползунки «Эффект» или «Сведения о яркости». Можно подвигать два этих ползунка или любой один из них.

Но имейте ввиду, двигать ползунки нужно очень осторожно, потому что получается обратный эффект, чем больше вы добавляете резкости, тем больше появляется шум. В конце не забудьте нажать кнопку «Ок» для того чтобы сохранить все изменения.

Осторожно добавляем резкость

Теперь давайте посмотрим на результат всей нашей работы по устранению шума из изображения. В итоге мы получили изображение на котором практически отсутствует шум, результат вполне достойный. Думаю теперь у вас отпадет вопрос о том как убрать шум в Фотошоп .

Вот что получилось после обработки по удалению шума

Если вам понравился этот урок и вы считаете его полезным, то прямо сейчас поделитесь ссылкой на этот урок со своими друзьями в социальных сетях, сделайте доброе дело пусть другие люди тоже получают пользу от этого материала! Кнопки соц. сетей расположены ниже.

На этом сегодня всё, спасибо за внимание, увидимся в следующих уроках!

Шум в аудиозаписи может иметь различную природу, а точнее сказать, источники происхождения. Иногда случается так, что пение, голосовое сообщение, изготовленная собственноручно аудиокнига, подкаст, записанный онлайн, звуки музыкального инструмента на треке сопровождаются щелчками, потрескиванием, гулом, зумерящими призвуками. Стоит ли говорить, как все эти помехи омрачают впечатление о звуковой дорожке.

А бывает и так, что на полке хранится аудиоархив на бобинах, пластинках, аудиокассетах. И владельцу хочется его отреставрировать - оцифровать в формат mp3 или wave и улучшить качество аудиозаписи.

В решении этих задач на помощь пользователю приходят специальные программы для обработки звука, а также специальные VST-плагины, выполняющие фильтрацию полезного сигнала посредством разнообразных алгоритмов.

Давайте познакомимся с ними поближе, чтобы научиться очищать аудиозаписи от шумящего фона самостоятельно.

Программы для обработки аудио- и звукозаписи

Ниже представлены наиболее популярные и удобные в пользовании программные решения. Естественно, они не единственные, и есть другие аудиоредакторы, не уступающие им по функционалу.

Какую программу выбрать, решать вам. Каждая по-своему хороша. В следующей главе этой статьи рассматриваются варианты того, как удалить шум из трека дополнительными плагинами в программе Cubase 5. Однако приведённые в качестве примера VST-фильтры таким же образом можно задействовать и в Steinberg Nuendo, Adobe Audition, WaveLab и др.

Цифровая аудиостанция с огромным количеством опций и настроек. Используется в профессиональных и домашних студиях звукозаписи. Поддерживает функции экспорта и импорта звуковых дорожек в различных форматах (в том числе и в Midi). Идеально подходит для многоканальной записи музыкальных инструментов и вокала.

Один из самых мощных инструментов мастеринга, реставрации и редактирования аудио. Кроме того, что наделён собственным обширным арсеналом обработок, также отлично работает и со сторонними плагинами.

Последние версии редактора реализованы в 64-битном формате для операционных систем Mac и Windows.

Профессиональная программа для редактирования и обработки видео- и аудиопродукции. Оснащена системой гибких настроек и понятным интерфейсом. На «отлично» справляется с микшированием, мастерингом и накладыванием на дорожку различных эффектов.

VST-плагины, удаляющие шум

VST-плагин можно сравнить с браузерным аддоном. (Например, устанавливается Firefox, а затем к нему подключается аддон «AdBlock». Благодаря этому дополнению, в браузере активируется ещё одна функция - блокировка рекламы на страницах сайтов).

Итак, давайте подключим и настроим необходимые VST-плагины, а затем при помощи них уберём шум в треках.

Примечание. В руководстве рассматривается подключение пакета VST Waves Restoration в Cubase 5. Как уже говорилось выше, эти операции по аналогии вы можете выполнить и в других программах.

Подключение

1. Установите на компьютер аудиоредактор Cubase, а затем пакет плагинов Wave Arts Master Restoration Suite (либо Waves Complete Bundle).

2. Запустите Cubase.

3. Подключите к редактору пакет проинсталлированных VST:

  • в меню Cubase откройте раздел «Оборудование» и кликните по пункту «Информация о плагинах»;
  • в панели «Информация… » нажмите кнопку «Путь к VST»;
  • в дополнительном окне щёлкните «Добавить»;
  • в проводнике Windows укажите папку на диске С, в которую установлены плагины Waves;
  • клацните «OK»;
  • вернитесь в панель «Информация о плагинах» и запустите команду «Обновить» (кнопка вверху);
  • после обновления убедитесь в том, что Waves есть в списке подключенных VST.

4. Загрузите дорожку, в которой необходимо удалить призвуки. Откройте в меню: Файл → Импорт → Аудиофайл.

Установка фильтра

1. Чтобы установить фильтр, клацните по панели обрабатываемого трека.

2. В вертикальной панели опций дорожки кликните раздел «Инсерты».

3. Нажмите левой кнопкой по одной из ячеек (i1, i2 и т.д.).

4. В отрывшемся перечне VST зайдите в раздел Restoration и выберите необходимый фильтр (клацните по нему).

Выбор фильтра

Выбор фильтрующего плагина и его настройка зависят от конкретных задач пользователя.

Незаменим при оцифровывании виниловых пластинок и кассет на ПК. Убирает характерные для этих аудионосителей (особенно, для тех, которые порядком износились в ходе эксплуатации) щелчки, поскрипывания, шорохи.

  • Audio - включает полезный сигнал;
  • Difference - отображает призвуки;
  • Thresh - порог срабатывания фильтра;
  • Shape - форма характеристики детектора помех.

Опытным путём (на слух) установите оптимальные параметры Thresh и Shape, при которых отфильтровываются только помехи, а звуки дорожки остаются без изменений (не попадают в зону действия фильтра).

Выполняет схожие функции с предыдущим плагином, но использует для их реализации более сложные алгоритмы. Соответственно, и системных ресурсов ПК потребляет больше.

  • Audio/ Difference - раздельный мониторинг сигнала и помех.
  • Thresh/Reduction - чувствительность и глубина фильтра (также необходимо добиться оптимального баланса без потери качества трека).

X-hum

Узкополосный фильтр. Нейтрализует в дорожке звон, гудение, зумерящие фоны, возникающие в результате помех в электросети.

  • Freq - регулируемая частота настройки фильтра;
  • Q - добротность (ширина полосы частотного фильтра);
  • Gain - уровень сигнала.

Совет! Если вам покажутся настройки этого фильтра сложными, попробуйте воспользоваться готовыми пресетами. Откройте кликом ниспадающее меню в верху окна фильтра и выберите один из вариантов настройки (Full Reset, DC Reset и т.д.)

Как убрать шум в паузах?

1. Найдите на дорожке фрагмент с шумами (без полезного сигнала).

2. При помощи инструмента «Ножницы» обрежьте в треке его границы.

3. Щёлкните по вырезанной области левой кнопкой. Нажмите «Delete».

4. Прослушайте отредактированный отрезок трека (в месте удаления паузы). Если речь, пение резко обрываются, на границах обрезки установите плавное затухание сигнала:

Наведите курсор на правый верхний уголок трека, а потом, удерживая левую кнопку мыши, перемещайте его в противоположную сторону от границы обрезки. Чем больше будет диагональ, тем плавнее будет снижаться громкость.

Пусть ваши аудиозаписи всегда радуют слушателей своим отменным качеством!

В первой части этого урока мы разобрали причины появления шума в фотографии , его составные, и что делать, чтобы не провоцировать их появление. В этом уроке мы узнаем как уменьшить шумы в Фотошопе, Capture One, Digital Photo Professional и Lightroom . Все эти программы имеют инструмент для уменьшения шума в фотографии, именуемый на жаргоне фотографов «шумодав ».

    На данном этапе необходимо понимать что:
  • Если во время съемки есть только две альтернативы: сделать кадр без шумов (низкая чувствительность матрицы фотокамеры) но нерезкий, или с шумами, но резкий, то я выбираю второй вариант. Ибо от нерезкости уже не избавиться, а вот с шумами побороться еще можно.
  • Не всегда надо полностью удалять шумы в фотографии, часто достаточно лишь уменьшить его уровень до приемлемого.
  • Яркостный и хроматический шумы удаляются по-разному.
  • При 100% масштабе снимка на мониторе мы видим шумы в несколько раз большие по площади, чем они будут на отпечатке, в полиграфическом издании или онлайновом фотоальбоме.

В этом уроке встречаются большие фотографии, которые автоматически масштабируются, если размер вашего экрана меньше необходимого. Когда это произойдет, то в верхнем правом углу фотографии появится кнопка увеличения до 100%. Только этот масштаб позволит вам точно оценивать силу и размер шумов. Чтобы посмотреть те части иллюстрации, которые оказались скрыты, перетаскивайте изображение мышью за ее центральную часть. Чтобы закрыть фотографию и вернуться к статье нажмите клавишу Esc.

Исходные условия: в моей камере отключены все шумодавы, съемка ведется в формат RAW , чувствительность установлена на 3200 единиц (я еще допускаю такое ее значение в своих съемках) и 6400 единиц (посмотрим, могу ли я использовать эту чувствительность в экстренном случае). Для контроля был снят кадр на чувствительности матрицы 100 единиц. Для всех снимков была сделана экспокоррекция +0,5 ступени. Это несколько увеличило уровень шумов на фотографиях, но во время съемки случаются ошибки по экспозиции, поэтому такая коррекция ближе к практической ситуации для фотографа. Из тестовых снимков были вырезаны (фото 1 ): а) фрагмент с упаковки корма Шныря (для контроля резкости по тексту и искажений цвета); б) шкала с полями различной светлоты (контроль силы шумов в разных тональностях); в) фрагмент тела мифического существа Гавы (для пущей красоты). На фото 2 мы видим, что с увеличением чувствительности растут шумовые пятна на всех полях мишеней, что вполне естественно и ожидаемо.

Фото 1: тестовая фотография.
Фото 2: увеличение чувствительности матрицы фотокамеры приводит к усилению шумов.
Фото 3: ослабление яркостных шумов уменьшает резкость мелких деталей в снимке.

Как убрать шум в Фотошопе (Photoshop).

Ах, проказники, снимали не в формат RAW или забыли убрать шум на этапе конвертирования RAW-файла? Бывает и такое. Открываем в Фотошопе нашу фотографию, далее в меню: Filter > Noise > Reduce Noise… (Фильтр > Шум > Уменьшить шум…). Вот наш первый тестируемый шумодав.

Яркостный шум. Именно первые два ползунка (Strength и Preserve Details) отвечают за его уменьшение. Если потянуть Strength (Сила) к правому краю, то мы увидим, что яркостные шумы уменьшаются, но и текст становится более размытым (фото 3 ). Главное зло яркостных шумов: борьба с ними приводит к снижению резкости и деталировки фотографии. Внимательный читатель заметит, что ползунок Preserve Details (Сохранить детали), как раз, и предназначен для того, чтобы изображение не потеряло в качестве. Двиньте второй ползунок правее, и вы увидите, что резкость и деталировка возвращаются. Но с ней возвращаются и шумы, получается «поменяли шило на мыло». Установки, которые использовал для ISO 3200: Strength – 9, Preserve Details 6%. Если в вашей фотографии нет мелких деталей, как текст, фактура, то Preserve Details можно уменьшить вплоть до 0. Для ISO 6400 данные настройки оказались слабоваты, поэтому Strength я увеличил до 10, а Details было уменьшено до 3%, несколько в ущерб резкости текста (фото 5 ).

Хроматический (цветной) шум кажется меньшим злом. Двинув ползунок Reduce Color Noise до максимального значения (фото 4 ) резкость текста не снижается, цветовые шумы почти исчезают, но объекты небольшого размера теряют насыщенность цвета (посмотрите на красное и синее поле). Так же обратите внимание, что вокруг красных плашек образуется цветной ореол. Иногда, такое изменение цвета мелких деталей может быть критичным и невозможным для фотоснимка. Поэтому, надо стараться применять шумоподавление в минимальной степени: для ISO 3200 я применил значение Reduce Color Noise 70%, а для ISO 6400 – 100%.

На фото 5 и 6 вы видите итог работы шумодава в Фотошопе. Если для ISO 3200 после щумоподавления шумы проявляют себя на терпимом уровне и еще остаётся некоторый резерв по их большему подавлению, то для ISO 6400 они уже чрезмерны для некоторых съемок, и я бы старался всячески избегать использования этой чувствительности матрицы.

Фото 4: уменьшение цветного шума может привести к снижению насыщенности цвета деталей и цветным ореолам.
Фото 5: уменьшили шум в Фотошопе, ISO 3200.
Фото 6: результат применения шумодава Фотошопа для ISO 6400.

Выводы: уменьшение яркостных шумов невозможно без снижения резкости фотографии. Применение шумодава дает возможность использования чувствительности 3200 единиц, но чувствительность 6400 может не подойти при повышенных требованияхк качеству фотографии. Если делать фотографии для интернета или печати небольшого размера, то я допустимо использование чувствительности 6400 единиц. Уменьшая яркостные шумы в фотографии, мы не избавляемся от хроматических, и наоборот.

Уменьшение хроматического шума в фотографии иногда может оказаться незамеченным зрителем. Но если при съемке важна точность цветопередачи в небольших деталях, то чрезмерное использование настроек шумодава в Фотошопе недопустимо, например при предметной съемке или в фуд-фотографии . Чем «нежнее» установки шумодава мы используем (не только у Фотошопа, вообще любого), тем качественней наше изображение после обработки.

Digital Photo Professional

Вторым для этого урока я выбрал Canon Digital Photo Professional (далее DPP). Это очень простой конвертор RAW-файлов для фотокамер Canon и именно с его помощью я знакомлю студентов курса фотографии для начинающих с возможностями RAW-формата. Для того чтобы попасть на шумодав DPP надо на Tool Palette (палитре инструментов) выбрать вкладку NR/Lens/AOL. Нас, естественно, интересует блок Noise reduction (уменьшение шума), в котором находится всего два ползунка: Luminance… - для уменьшения яркостного шума, и Chrominance… - для хроматического (фото 7 ). Как и в случает с шумодавом Фотошопа я постарался применить такие установки в DPP чтобы соблюдался баланс качества для мелких деталей и гладких поверхностей. Для ISO 3200 использовались следующие параметры: Luminance - 7, Chrominance – 12 (фото 8 ). Для ISO 6400 - 12 и 20 соответственно (фото 9 ). Результат очень похож на тот, что был получен в шумодаве Фотошопа.

Настройка шумодава в DPP. Я заметил, что при отключенных в моей фотокамере шумодавах, DPP применяет собственное шумоподавление к RAW-файлам. Каждый раз выключать шумоподавление фотографий не удобно, поэтому надо сделать так, чтобы по умолчанию DPP его не применял. Для этого зайдите в настройки DPP (клавиши Ctrl + K), перейдите на вкладку Tool palette (палитра инструментов), включите переключатель Set as defaults, установите все ползунки на 0, нажмите OK, и перезагрузите DPP (фото 10 ).

Фото 7: шумодав Canon Digital Photo Professional.
Фото 8: результат применения шумодава DPP для ISO 3200.
Фото 9: результат применения того же шумодава для ISO 6400.
Фото 10: настройки шумодава DPP.

Capture One

На сегодняшний день Capture One мой основной конвертор RAW-файлов. Как и в случае с DPP его шумодав (фото 11 ) не отключен, и применяется к RAW-файлом независимо от настроек камеры. Причем, даже тогда, когда в уменьшении шума нет необходимости, например при низкой чувствительности. Я провел небольшое исследование алгоритма работы шумодава в Capture One, и это меня настолько заинтересовало, что я решил почитать справку этого RAW-конвертора. Увы, никакой полезной информации по принципам работы шумодава в Capture One я не нашел. Поэтому далее будут описаны результаты моих домыслов, предположений и изысканий.

Согласно справки Capture One, шумодав этого конвертора меняет свои настройки после анализа файла. Признаюсь, за несколько лет работы в Capture One, я корректировал настройки его шумодава лишь несколько раз. Шумодав работает так нежно, интеллектуально, ненавязчиво и превосходно в автоматическом режиме, что я просто забыл о его существовании.

Первое что я проверил, как улучшится моя фотография когда я уберу настройки шумодава для ISO 100. И ничего не произошло. То есть если нет шумов, то шумодав и не работает. Затем я заметил, что при увеличении чувствительности меняется лишь значение Color (воздействие на цветовые шумы), но не Luminance (яркостные шумы). Тогда я предположил, что при одинаковом значении Luminance и с ростом чувствительности яркостные шумы будут расти пропорционально тому, как это происходит при отсутствии шумоподавления. Не тут-то было. Шумы выросли, но не столь значительно. Не стану гадать, как это происходит, но результат интеллектуальности Capture One меня порадовал.

В следующем эксперименте я попытался найти то минимальное значение настроек шумодава, которое бы меня удовлетворило, и сравнить, насколько мягче мои установки с теми, что предлагает Capture One по умолчанию. Изменения были столь незначительны, что ими можно пренебречь: для ISO 3200 Capture One предлагал значение 25 и 54 (Luminance и Color), я же нашел допустимыми и более мягкие значения: 20 и 50 соответственно. Для ISO 6400 собственные установки шумодава Capture One меня полностью удовлетворили, и я их не трогал (25 и 57).

Есть еще несколько приятностей, позволяющих сделать шумоподавление еще эффективней. Surface (поверхность) позволяет уменьшать шумовые пятна крупного размера на малоконтрастных, гладких поверхностях, не задевая при этом мелкие детали, такие как текст (значение 70 для ISO 3200 и 90 для ISO 6400). Single Pixel позволяет удалять одинопиксельный шум (отдельные выбитые пиксели) без потери мелких деталей. Правда такие пиксели у меня появляются только при ISO 6400 или при перегреве матрицы в режиме Live View. Не смотря на то, что в тесте шумодавов использовалась чувствительность матрицы 6400 единиц, я не задействовал данную настройку Capture one, так как воздействия основных инструментов было достаточно.

Я очень доволен качеством и возможностями шумодава Capture One. В отличие от рассмотренных выше шумодавов, Capture One не создает цветовые ореолы и не уменьшает насыщенность цвета в небольших деталях снимка. Цветные шумы в затененных участка подавляются так же значительно лучше, чем у предыдущих конкурентов. Это говорит о высоком качестве алгоритма работы уменьшения цветового шума. Благодаря действию Surface яркостные шумы тоже выглядят слабее, особенно на однотонных поверхностях.

Результаты шумоподавления в Capture One вы можете увидеть на фото 12 и 13 . Однако, осталось испытать конкурента среди RAW-конверторов - шумодав в Lightroom.

Фото 11: шумодав Capture One.
Фото 12: результат применения шумодава Capture One для ISO 3200.
Фото 13: результат применения того же шумодава для ISO 6400.

Lightroom и Adobe Camera RAW

Я даже скачал новый Lightroom - 4.3... Во всех предыдущих версиях Lightroom, его шумодав, по мнению пользователей, считался слабым звеном и не рекомендовался к использованию. Т.е. после конвертирования RAW-файлов в Lightroom уменьшение шумов надо было выполнять в Фотошопе. Но шумодав Фотошопа сильно проигрывает в качестве работы хотя бы Capture One, и я никак не могу рекомендовать данную цепочку (Lightroom > Фотошоп) для шумоподавления. Краем уха я встречал упоминание на форумах о том, что шумодав Lightroom, начиная с четвертой версии, был улучшен. Желая уточнить эту информацию у опытных пользователей, я вновь попал на форумы по Lightroom. И то, что я там прочел, меня никак не порадовало: тормоза, трудности в работе, глюки, в общем, всё как всегда с конвертором RAW-файлов от Adobe. Это окончательно отвратило меня от установки Lightroom, и вместо его шумодава я буду тестировать аналогичный инструмент Фотошопа – Adobe Camera RAW. Я давно заметил, что настройки этих двух продуктов Adobe идентичны, и приводят к одинаковым результатам после обработки RAW-файлов. То есть алгоритмы работы обеих программ одинаковы (было бы странно одному производителю делать две версии шумодава). Если я не прав, и у вас есть для этого серьезные основания, сообщите мне об этом.

Для того чтобы уменьшить шумы в Adobe Camera RAW необходимо перейти на вкладку Detail (Детали). Этот шумодав имеет больше настроек, нежели шумодав в Фотошопа (фото 14). По умолчанию, для файлов обеих чувствительностей Camera RAW предлагает не уменьшать яркостные шумы, но снижать цветовые (Luminance – 0, Color - 25, Color Detail - 50). При этих установках цветовой шум прекрасно подавлен, и (как в Capture One) я не замечаю цветных ореолов. Прекрасно. Ползунок Color Detail (цветные детали) помогает регулировать (возвращать) насыщенность цвета для небольших деталей (помните, в шумодаве Фотошопе с этим была проблема). Я оставил значение Color Detail по умолчанию, т.е. 50. А вот основную установку Color я снизил до 15 (для ISO 3200) и 20 (ISO 6400).

Яркостные пятна на гладких поверхностях оставались различимыми, но ненавязчивыми при значении Luminance – 55 (для ISO 3200) и 70 (ISO 6400), но при этом давали легкое снижение деталировки текста. Поэтому я выбрал компромиссное значение Luminance Detail – 40 (для ISO 3200) и 50 (ISO 6400).

Мне так понравилось как уменьшает шумы Adobe Camera RAW (фото 15 и 16 ) что я задумался о допустимости более широкого использования чувствительности 6400 на моей фотокамере. Если бы к этому шумодаву добавить настройку Surface как в Capture One, то ему не было бы равных. Интересно, как распределятся места среди лидеров шумодавов в финале этого урока фотографии.

Фото 14: шумодав Adobe Camera RAW (настройки идентичны Lightroom).
Фото 15: результат применения шумодава Adobe Camera RAW для ISO 3200.
Фото 16: результат применения того же шумодава для ISO 6400.

Результаты тестирования шумодавов

Результаты теста шумодавов на фото 17 и 18: худшие - вверху, лучшие - внизу. При съемке с высокими значениями чувствительности я не рекомендую использовать шумодав Фотошопа для растровых изображений и Canon Digital Photo Professional. Основная причина – сильные цветовые ореолы вокруг цветных деталей в фотографии. Так же в этих шумодавах трудно найти компромисс между уровнем яркостных шумов на гладких поверхностях и резкостью мелких деталей. Capture One, на фоне первых двух, выглядит в выигрышном положении, пока в работу не вступает шумодав Adobe Camera RAW. Последний показал, что во многих случаях я могу использовать чувствительность 6400 и для коммерческих съемок: восхитительное уменьшение яркостных шумов для гладких поверхностей при сохранении мелких деталей и хорошая работа по уменьшению цветового шума. На что же жалуются работающие в Lightroom я не понимаю?

Фото 17: Сравнительная таблица шумодавов для ISO 3200.
Фото 18: Сравнительная таблица шумодавов для ISO 6400.
Фото 19: Очаровательный шум.

Заключение

Если во время съемки вы хотите использовать высокие значения чувствительности, то начните бороться с шумами еще на этапе съемки – снимайте в формат RAW. Не перекладывайте процесс уменьшения шумов на Фотошоп, сделайте это в RAW-конверторе при коррекции фотографий. Используйте тот конвертор, который с меньшими потерями (а потери неизбежны) уменьшит шумы в фотографии. Используйте минимальные значения установок шумодава.

Если фотография имеет сильные шумы, то в некоторых случаях можно ограничиться уменьшением лишь цветовых пятен. Оставшиеся яркостные шумы будут очень похожи на зерно фотопленки. Иногда такая имитация зерна даже предпочтительней, чем гладкая картинка цифровой фотокамеры. Например, если вы стилизуете фотографию под старинную. В иных же случаях зерно может дать определенный шарм снимку (фото 19 ). Недаром существуют фильтры Фотошопа, создающие подобное пленочное зерно. Но, это тема для другого урока.

PS: В этом тесте шумодавов использовались не самые новые версии Adobe Camera RAW и Capture One. Поэтому, возможно, что алгоритмы уменьшения шумов в этих программах стали еще более совершенными.
PPS: Не шумите!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: