Альфа каналы в фотошопе. Еще одна приятная мелочь - альфа-каналы в Photoshop

Давайте проведем аналогию между альфа-каналами и инструментами, лежащими в ящике в мастерской. Инструменты извлекаются из ящика только тогда, когда они вам необходимы, после чего снова помещаются в ящик. Пока инструмент не нужен, он лежит в ящике и ни на что не влияет.

Именно так функционируют и альфа-маски. Они могут быть частью изображения, но никак себя при этом не проявлять, пока вы не активизируете их.

Работа с альфа-масками предполагает выполнение пяти шагов, причем в строго определенном порядке.

1. Создайте альфа-канал. При активной выделенной области щелкните на значке Save selection as channel (Сохраняет выделенную область в новом канале) или же выберите команду Selects Save Selection (Выделением Сохранить выделенную область).

Без активной области щелкните на значке Create new channel (Создает новый канал) или же перетащите на этот канал альфа-канал или канал изображения.

2. Определите, где именно должны применяться изменения. После создания альфа-канала всегда активизируйте канал или слой,

к которому будут применяться изменения.

3. Активизируйте альфа-канал. Выберите команду Select Load Selection (Выделение Загрузить выделенную область) или нажмите комбинацию клавиш для превращения альфа-канала в активную выделенную область.

4. Примените изменения. Примените необходимые изменения, такие как добавление корректирующего слоя, применение фильтра, вставка нового элемента изображения и т.д.

5. Внесите коррективы в изображение.

В зависимости от изображения данный шаг требует больших или меньших усилий

и часто подразумевает работу с отдельным слоем или маской слоя.

Запомнив эти пять шагов - создание, определение, активизация, применение и внесение корректив, я гораздо лучше разобралась во всем процессе маскирования. Приведенные ниже примеры помогут вам лучше запомнить приведенные выше пять шагов.

Придание выразительности небу

Для улучшения внешнего вида неба можно использовать несколько методов - от простого увеличения насыщенности цветов до добавления новых облаков или изменения времени дня или года.

На рис. 5.22 представлена фотография, полученная мною в Праге. Она была сделана в солнечный день, однако небо выглядит слишком тусклым. После создания альфа-канала и его активизации мне удалось придать небу более выразительный вид, добавив корректирующий слой Photo Filter (Фото фильтр) (рис. 5.23).

Рис. 5.22.

Исходное изображение

Рис. 5.23.

Конечное изображение

Шаг первый:

создание альфа-канала

В большинстве случаев первый шаг в придании небу выразительности заключается в предотвращении внесения изменений в другие области изображения, такие как здания или пейзаж.

1. Для создания маски, содержащей все мелкие детали собора, следует воспользоваться преимуществами маски в изображении. Внимательно изучите все три канала, чтобы найти канал с максимальным различием между зданием и небом. В настоящем примере такой контраст представлен в синем канале. Перетащите значок синего канала на значок Create new channel (Создает новый канал),

чтобы создать копию этого канала (рис. 5.24).

2. Выберите команду ImagedAdjustments Curves (Изображение Коррекция Кривые) (/) и увеличьте контраст канала, переместив точку белого влево,

а точку теней - вправо (рис. 5.25).

Рис. 5.24.

Создание альфа-канала на основе существующего канала позволяет сохранить мелкие детали

3. Для того чтобы еще больше отделить здание от неба, обработайте границы здания черной жесткой кистью в режиме наложения Overlay (Перекрытие) (рис. 5*26).

Использование режима наложения Overlay (Перекрытие) позволяет проигнорировать белое небо и быстро подчеркнуть различие между зданием и небом. Обрабатывать нижнюю часть здания не следует, так как этим мы займемся при выполнении следующего шага.

Рис. 5.26.

Использование черного цвета в режиме наложения Overlay позволяет затемнить здание, не затронув при этом небо

Рис. 5.25.

Применение команды Curves к альфа-маске с целью увеличения контраста позволяет быстро отделить небо от здания

4. Воспользуйтесь инструментом Polygon Lasso (Прямолинейное лассо) с нулевым радиусом растушевки для выделения внутренней части собора и нижней части здания (рис. 527). Чтобы быстро создать прямолинейные сегменты с помощью инструмента Lasso (Лассо), нажмите клавишу (

на рис. 5.28, после чего снимите выделение.

Рис. 5.27.

Выделение костела с помощью инструмента Polygon Lasso

Рис. 5.28.

Завершение альфа-маски благодаря заливке активной выделенной области черным

Шаг второй:

определите, где именно должн ы применяться изменения

Теперь, когда маска создана, вам необходимо указать Photoshop, что следует делать дальше. Другими словами, поскольку создание маски завершено, нам следует обратиться к участку изображения, требующему дополнительной обработки; в данном случае это небо на фоновом слое.

Для указания фонового слоя щелкните на слове RGB в палитре Channels (Каналы) (/). В случае многослойного документа следует указать определенный слой, с которым вы планируете работать.

Шаг третий:

активизация альфа-канала

Как отмечалось раньше, в изображении может присутствовать много слоев, однако для того чтобы Photoshop знала, с каким слоем ей следует работать, его необходимо активизировать. Не забывайте, что альфа-каналы никак себя не проявляют до тех пор, пока не будут активизированы.

Для активизации альфа-канала, который

в данном случае является четвертым каналом в изображении, нажмите комбинацию клавиш

().

В результате альфа-канал превратится

в активную выделенную область (рис. 5*29).

Рис. 5.29.

Активизация альфа-канала позволяет создать активную выделенную область

Шаг четвертый: применение изменений

А теперь самое интересное: пора увидеть результаты маскирования!

Выберите команду Layer >New Adjustment Layer Photo Filter (Слой"=>Новый корректирующий слой =>Фотофильтр), после чего примените фильтр Cooling Filter (82), как показано на. рис. 530. Обратите внимание, что активная выделенная область преобразована

в маску слоя Photo Filter (Фотофильтр),

а воздействию фильтра будет подвержено только небо.

Рис. 5.30.

Для придания небу более холодных оттенков достаточно применить фильтр Cooling Filter

Шаг пятый:

коррекци я композитного

изображения

Для коррекции изображения и придания дню более солнечного вида можно воспользоваться преимуществами существующего слоя Photo Filter (Фотофльтр) и маски слоя с целью придания оттенка восходящего солнца фасаду здания.

1. Создайте копию слоя Photo Filter (Фотофильтр), перетащив его на значок Create a new layer (Создает новый слой) в нижней части

палитры Layers (Слои). Выберите команду Imaged A djustments Invert (Изображение Коррекция Инверсия) или нажмите комбинацию клавиш (), чтобы инвертировать маску слоя. Конечно же, в результате здание приобретет выраженный синий оттенок (рис. 531).

Рис. 5.31.

Воспользуйтесь преимуществами существующих масок слоев благодаря созданию копий

1бО Маск и и композиция в Photoshop

2. Дважды щелкните на значке корректирующего слоя Photo Filter (Фотофильтр), выберите фильтр Warming Filter (81), после чего уменьшите плотность

фильтра приблизительно до 10%. Как показано па рис. 532, здание приобрело необходимый оттенок, а полученная мною фотография выглядит гораздо лучше.

Итак, никогда не забывайте о пяти шагах (создание, определение, активизация, применение и внесение корректив), которые позволят работать более творчески и эффективно.

Рис. 532.

Инверсия маски слоя позволяет защитить небо и дает возможность корректирующему слою Photo Filter придать зданию мягкий оттенок

Объявления:

Выделения сложных объектов при помощи альфа-каналов и масок..

Планируется создание нескольких уроков... с нарастающей сложностью... для начала урок 1: Основы..

на счет авторства.. автором себя назвать сложно... но и кого то другого тоже называть не буду.. так как подобные уроки встречаются в каждом более-менее продвинутом учебнике.... но так как не каждый будет заморачиватся прочтением книг и в виду отсутствия подобного урока на этом форуме (по крайней мере я не нашел) я решил его написать

итак.. например, нужно выделить что-то, что находится на фоне неба...

что обычно для этого применяется? все..или почти все смело будут использовать "волшебную палочку" (Magic Wand) ... а что делать, если там много очень мелких деталей.... например листья дерева или волосы... палочка не даст точного результата...

вот тут тогда и пригодится метод выделения при помощи Альфа каналов
для справки: каждое изображение может состоять из 3х (RGB и LAB) или 4х (CMYK) каналов...чтобы увидеть каналы нужно перейти в соответствующее меню "каналы" (Channels) или использовать горячие клавиши Ctrl+1,Ctrl+2,Ctrl+3 .. Ctrl+~ отобразит все каналы разом... альфа-канал - это изображение в градациях серого.. обыно белым обозначется в нем цвет..который он представляет а черным - его отсутствие....


например если взять фотографию зеленого леса... то зеленый канал будет почти белым в тех местах..где присутсвует зелень..
или если взять синие небо.. то синий канал тоже будет почти пустым.. там..где есть само небо...
для наглядности картинка: Синий канал в RGB пространстве..

эта особеность используется для создания масок

для справки:
Маска - так же является черно-белым изображением.... там где черный цвет - изображение скрыто... где белый, там видимо на 100% .. все остальное отображает лишь часть изображения... т.е. дает полупрозрачность...

создается маска путем нажатия соотвествующей кнопки..

после ее нажатия напротив превьюшки слоя появится квадратик..это и есть маска.

и так.. например нам нужно выделить пальмы..которые расположены на фоне неба.. начнем..

как было сказано в начале... в синем канале небо будет почти белым.. используем это..

для начала перейдем в закладку меню каналы и скопируем синий канал... это делается путем перетаскивания иконки канала на кнопочку "new"


щелчек по только что скопированному каналу активирует его.. теперь нужно увеличить контраст.. кому как нравится.. я использовал "Кривые" (Curves) ..
на этом шаге планируется максимальное отделение листвы от неба... иногда простое поднятие контраста не спасает и еще приходится закрашивать некоторые участки кистью..


в итоге получилось контрасное черно-белое изображение.. где белым обозначено небо..а черным пальмы и все остальное..

в принципе маска готова..теперь осталось ее загрузить..
для начала сделаем выделение..для этого зажав Ctrl щелкнуть по альфа-каналу с которым только что работали....

и щелкаем по кнопке "создать маску"

осталось только проинверитровать саму маску..так как все получилось в точности да наоборот

Поясню почему.. для удобства создания маски работая с альфа-каналами..черным обычно обозначается выделяемый объект а белым весь остальной фон... но когда создается сама маска то ее нужно проинвертировать..т.к. черный для маски - это значит невидимый... а белый - видимый... все наоборот..

щелчек по маске и инверсия Ctrl+I ...

если нужно что то вернуть обратно.. то берем кисть -- основной цвет - белый.. активируем маску и закрашиваем нужные участки....

з.ы. если что то непонятно.. то просьба сообщить..постараюсь исправить...

Давайте рассмотрим работу с альфа-каналами: сохранение, обработка, загрузка выделений, логические операции.

Наверное, вы уже сталкивались с тем, что одну и ту же область приходится выделять несколько раз в процессе редактирования изображения. А если эта область имеет сложную форму, то каждый раз повторяется один и тот же мучительный процесс.. Безрадостно. Хотелось бы сохранить где-то созданное выделение и загружать его по мере потребностей. Именно такую возможность предоставляют альфа-каналы - объекты Photoshop, позволяющие хранить выделения. Поскольку выделять можно с разной степенью прозрачности, то в альфа-каналах хранятся маски - представления выделений в виде градаций серого, где белый цвет соответствует выделенным областям, черный - невыделенным, серый - частично выделенным. Итак, помощью альфа-каналов можно сохранять, загружать и редактировать выделения. Работа с альфа-каналами напоминает работу в быстрой маске. Рассмотрим это на примере.

Сохранение и загрузка выделений.


Редактирование выделений в альфа-каналах. Работа с градиентными масками.


Логические операции с альфа-каналами.

Если при выборе пункта меню Select > Save Selection в списке Channel выбрать имя существующего канала, то у программы возникает естественный вопрос: если мы пытаемся поместить туда что-то новое, то что же делать со старым? Правила взаимодействия старого и нового содержимого канала определяются при помощи логической операции, выбранной в поле Operation .


Эти операции вам уже знакомы. При выборе пункта Replace Channel всё содержимое канала будет заменено на новое сохраняемое выделение. Если Вы включите переключатель Add to Channel , то к выделению, сохранённому в канале, будет добавлено сохраняемое выделение (операция сложения выделений). Операции вычитания (Substract from channel ) и пересечения (Intersect with channel ) выполняются аналогично подобным операциям с выделениями. Обязательно попробуйте работу этих операций. Только учтите, что пересечь или вычесть выделение из канала можно только в том случае, если сохраняемое выделение "перекрывает" уже сохранённое в данном канале. (т.е. они должны иметь общие области, иначе нечего будет пересекать и вычитать).


При загрузке выделения из канала с помощью пункта меню Select > также возможна логическая операция при условии, что мы будем загружать выделение в файл, уже содержащий выделенную область. Взаимодействовать будут старое выделение и новое, загружаемое из альфа-канала. Все операции стандартны.

Вы узнаете:

  • Для чего нужна маска в Photoshop.
  • Как прятать изображение под маской.
  • Как рисовать по маске слоя.
  • Как выделять изображение при помощи альфа-канала.
  • Как устроена палитра Channels (Каналы).
  • Как сохранять документы с альфа-каналом.
  • Как переносить альфа-каналы в другой документ.

Урок состоит из следующих разделов:

1. Обучающее видео.
2. Для чего нужна маска.

4. Альфа-канал.
5. Использование маски при вставке одного выделенного фрагмента в другой.
6. Создание копии канала в другом изображении.
7. Вопросы.
8. Домашнее задание.

Для чего нужна маска

Маска в Photoshop позволяет скрыть часть изображения от воздействия различных инструментов коррекции и фильтров. С помощью маски можно скрыть часть нижележащего слоя. Маску используют если нужно отделить сложный объект от фона. В предыдущих уроках мы выделяли объекты при помощи разных инструментов выделения. А теперь пришло время узнать, как это можно сделать с помощью Маски.

Маскирование в Photoshop и выделение различными инструментами имеют одну общую цель – ВЫДЕЛИТЬ. В отличие от обычного выделения областей (бегущие муравьи), которое лишь временно воздействует на изображение, маски сохраняются вместе с изображениями в качестве Альфа-каналов. Есть несколько разных видов масок: Маска слоя, Альфа-канал, быстрая маска, векторная маска и обтравочная маска. На протяжении трех уроков мы разберем их возможности.

Посмотрим на простом примере, как работает маска. Создайте новый документ Ctrl + N . Создайте новый слой Shift + Ctrl + N . Залейте этот слой каким-нибудь цветом при помощи инструмента ведерко. Щелкните по миниатюре маски внизу палитры Layers (Слои) . Рядом с миниатюрой слоя появится миниатюра маски. Она белая. Белый цвет говорит о том, что виден весь слой. А Рамка вокруг миниатюры маски говорит о том, что выбрана именно Маска. Выберите инструмент Rectangular marquee (Прямоугольная область) и выделите часть листа. Инструментом Paint Bucket (Заливка/ведерко) залейте выделение черным цветом. Обратите внимание, как изменилась миниатюра маски. Черный цвет заполнил выделение не на изображении, а на маске. В результате на изображении мы видим белый цвет нижележащего слоя. Отмените выделение Ctrl + D .

Отключите видимость верхнего слоя. Нарисуйте что‑нибудь на нижнем слое инструментом кисть. Снова включите видимость верхнего слоя и убедитесь в том, что маска скрыла часть рисунка.

Убедитесь в том, что маска выделена (есть рамка вокруг миниатюры маски). Возьмите ту же кисточку, цвет выберите черный. Сделайте несколько мазков кистью по маске.

Переключитесь на палитру Channels (Каналы) . Последней в списке каналов стала Layer 1 Mask (Маска Слой 1) .

Для того чтоб маска сохранилась вместе с изображением в меню Файл выберите Save as… (Сохранить как…), задайте имя, а в поле Тип файлов выберите TIFF, PSD, PDF или RAW.

Альфа-канал.

Приступим к выделению при помощи Маски. Откройте изображение анемоны.jpg. Перейдите в палитру Channels (Каналы) . Внизу палитры нажмите значок . Внизу списка каналов появится новый канал с названием Альфа 1.
Дважды щелкнув по нему, вы попадете в окно параметров канала. Здесь можно поменять Имя, цвет, непрозрачность, а также отметить, что именно показывать цветом: Masked Areas (Маскированные области), Selected Areas (Выделенные области) или Spot Color (Плашечный цвет).

Сделайте видимым изображение, нажав глазик слева от RGB. Изображение окрасится
в красноватый цвет.
Этот цвет задан по умолчанию, но его можно изменить
в настройках Channel Options (Параметры канала).

Перейдите на слой с Альфа-Каналом. Оставьте видимым только тот канал, на котором лучше просматривается объект. Выберите инструмент Кисть белого цвета. Белый цвет открывает изображение. Начните закрашивать объект. Если вы случайно зашли за пределы объекта, поменяйте цвет кисти на черный и закрасьте ошибочно выделенный участок. Черный цвет скрывает изображение.
Если сейчас отключить глазик слева от канала, то вы увидите, что изображение состоит всего из 2-х цветов: черного и белого. Белый цвет это выделенная область.

Кисточками белого и черного цвета подправьте выделение.

Если результат вас удовлетворяет, нажмите значок в нижней части палитры Channels (Каналы). Выделенная область загрузится уже привычными бегущими муравьями. Включите видимость каналов, нажав на значок глазика слева от канала RGB.

Перейдите в палитру Layers (Слои). Теперь можно скопировать выделение и вставить его в другой документ.

Быстрый способ перевести любое выделение в Альфа-канал: нажать кнопку на палитре Channels (Каналы). Альфа-канал будет создан с именем Alpha I в текущем документе. Также сохранить выделение можно через меню Select (Выделение) – Save Selection (Сохранить выделенную область).

Появится окно, в котором можно задать имя альфа-каналу, выбрать
в разделе документ любой из открытых документов или создать новый. Если в документе уже имеется альфа канал, то станут доступны пункты: Сложение с каналом, Вычитание из канала и Пересечение с каналом.

Если вы сохраняли разные контуры выделения, каждый будет располагаться в отдельном Альфа‑канале.

Когда понадобится загрузить на изображение сохраненный контур выделения,
можно воспользоваться этой кнопкой или командой из меню Selection (Выделение). Для загрузки выделения также можно кликнуть мышкой по Альфа‑каналу, с зажатой клавишей Ctrl. Ctrl + щелчок создает выделение из любого цветового канала. Например, щелчок по красному каналу загрузит все, что окрашено в белый цвет в этом канале.

Точно также вы можете создать выделение из любого слоя – Ctrl + щелчок по слою в палитре Layers (Слои), и на рисунке появится контур, созданный вокруг непрозрачных участков данного слоя. Если были размытые, полупрозрачные участки, программа все это учтет.

Как добавить к новому выделению выделение из каналов? Если мы щелкнем по Каналу с зажатой клавишей Shift, то новое выделение заменится на выделение из канала. Чтобы объединить эти два выделения зажмите Ctrl +Shift + щелчок по Альфа-Каналу.

Если нажмете Ctrl + Alt + щелчок по Альфа-каналу – произойдет вычитание канала из существующего выделения. А если нажать Ctrl +Shift +Alt + щелчок по Альфа-каналу, то на рисунке останется только область пересечения выделений. Можно воспользоваться командой Load Selection (Загрузить выделенную область)в меню Select (Выделение). Появится окно, в котором можно выбрать какой из Aльфа-каналов использовать. Отметив пункт Invert (Инверсия), выделится все кроме объекта. Если есть несколько открытых изображений, то в графе документ будет доступен выбор. Если файлов нет, значит у документов разные геометрические размеры. Если что-то на рисунке уже было выделено, станут доступны дополнительные операции.

New Selection (Новая выделенная область) ;

Add… (Добавить к выделенной области) ;

Subtract… (Вычитание из выделенной области) ;

Intersect… (Пересечение с выделенной областью) .

Если выделенная область растушёвана, то граница будет проходить через середину, между черными и белыми пикселами градиента маски. Не пугайтесь, что рамка из «бегущих муравьев» оказалась в каком-то совсем другом месте. Граница выделенной области показывает переход между пикселами, которые выделены менее чем на 50 % и более чем на 50 %.

В том случае, когда Вы выбираете Альфа-канал, отключаются все цветовые каналы, и включается черно‑белое изображение Альфа‑канала. Когда закончите редактирование канала и создадите из него контур выделения, можете вернуться к работе с рисунком. Для этого щелкните в панели каналов по строке RGB, рисунок включится, Альфа-канал выключится.

Белым цветом в Альфа‑канале обозначаются выделенные участки, черным – участки вне выделения (замаскированные), а серым – участки с частичным, полупрозрачным выделением. Чем светлее серый цвет, тем в большей степени будет выделен участок. Применяя к рисунку фильтры или иные обработки, мы будем применять их к более светлым участкам в большей степени, чем к темным.

Рассмотрим еще один способ выделения при помощи Альфа‑канала.

Откройте файл нарциссы.jpg. Перейдите в палитру Channels (Каналы). Выберите канал, в котором изображение выглядит наиболее контрастно. Скопируйте его, перетащив на значок Create New Chenel (Создать новый канал).

Перейдите в меню Image (Изображение) Adjustments (Коррекция) Levels… (Уровни…) . Сдвиньте крайние ползунки в сторону центра и нажмите ОК. Все, что нам нужно сделать – это закрасить то, что должно быть выделено белым цветом. Фон должен стать черным. Выполните эту задачу любыми удобными инструментами (Лассо, Ведерко, Цветовой диапазон, Прямоугольное выделение, Волшебная палочка, Кисть и т. п.). Чтобы загрузить выделение нажмите значок в нижней части палитры Channels (Каналы) .

Для смягчения краев растушуйте их: Select (Выделение) Modify (Модификация) Feather (Растушевка) . Радиус задайте 3-5 пикс. Включите видимость каналов, нажав на значок глазика слева от канала RGB.

Перейдите в палитру Layers (Слои) . Скопируйте выделение Ctrl + C и вставьте его в другой документ Ctrl + V .

Использование маски при вставке одного выделенного фрагмента в другой.

Выделите область, которую хотите заменить на первом изображении. Выделите и скопируйте область со второго изображения. Вернитесь к первому документу. Выберите в меню Edit (Редактирование) – Paste into (Вставить в) или нажмите комбинацию клавиш Shift + Ctrl + V (для CS3 и CS4). В CS5 этот пункт можно найти в меню Edit (Редактирование) Paste Special (Специальная вставка) Paste into (Вставить в) , только комбинация клавиш (по умолчанию) для этой функции изменилась – Alt + Shift + Ctrl + V .

Скопированный участок будет вставлен в границах выделенной области. Обратите внимание на палитру Layers (Слои) . Появился новый слой
с маской. Миниатюры слоя и маски не скреплены. Это значит, что вы можете двигать и масштабировать вставленное изображение внутри выделенной области произвольным образом.

Создание копии канала в другом изображении.

В палитре Cannels (Каналы) выберите Альфа-канал, который хотите скопировать (например, из предыдущего примера с окном). Щелкните по миниатюре Альфа-канала с зажатой клавишей Ctrl , чтобы загрузить выделение. Откройте изображение, в которое хотите вставить Альфа-канал. В палитре Cannels (Каналы) щелкните по заначку , чтобы создать новый канал. Вернитесь к первому изображению. Перетащите выделение, зажав левую клавишу мыши, из первого документа во второй. Или воспользуйтесь командами Ctrl + C и Ctrl + V . Отредактируйте положение и масштаб альфа-канала, нажав Ctrl +T. Переключитесь на совмещенный канал RGB. Перейдите в палитру Layers (Слои) . Создайте новый слой, нажав Ctrl +J или значок . Инвертируйте выделение CTRL + Shift + I . Залейте его каким-нибудь цветом. Примените к слою стили. Отмените выделение Ctrl +D .

Вопросы:

  1. О чем говорит белый цвет маски?

– О том, что слой с маской виден.

– О том, что слой с маской скрыт.

– О том, что виден нижележащий слой.

  1. Как узнать, что вы рисуете по маске?

– Миниатюра маски обведена рамочкой.

– Миниатюра слоя обведена рамочкой.

  1. Рисуя черной кисточкой по маске…

– Вы открываете нижележащий слой.

–Вы прячете нижележащий слой.

  1. Где можно найти Альфа-канал?

– В палитре Layers (Слои).

–В палитре Channels (Каналы).

– В палитре Paths (Контуры).

  1. Что обозначает серый цвет в альфа-канале?

– Выделенные области.

– Невыделенные области.

– Полупрозрачные области.

Домашнее задание:

При помощи маски слоя и инструмента кисть создайте свою собственную рамку. Вставьте

в нее вырезанную при помощи Альфа-канала розочку из файла роза.jpg . Сохраните в формате PSD.

RGBA - это привычная нам цветовая модель RGB с ещё одним четвёртым каналом, называемым альфа-каналом . Как правило, этот канал задаёт прозрачность: черным цветом помечается прозрачная область, белым - непрозрачная, серым - полупрозрачная.

В Фотошопе можно увидеть альфа-канал в закладке Channels (Каналы). Чтобы увидеть эту закладку, поставьте галочку в меню Window напротив Channels :

Рис. 1. Альфа-канал в Фотошопе

Альфа-канал можно использовать для разных целей (например, в альфа-канале может находиться карта глубины), но нас интересует только прозрачность. Для фотомонтажа стереоракурсов. Можно сделать стереоракурсы заднего плана в одной программе, переднего - в другой, и наложить их друг на друга. Например, можно создать стереоракурсы в программе Барельеф (Барельеф работает с цветовой моделью RGBA) и наложить их на стереоракурсы пейзажа, снятые одним фотоаппаратом со сдвигом. Программа трёхмерного моделирования 3D Studio Max тоже создаёт ракурсы в цветовой модели RGBA, так что можно убрать задний план и заменить его другим. С помощью альфа-канала можно комбинировать стереофрагменты, созданные в самых разных программах с использованием самых разных техник.

Но это еще не всё. Можно делать фотомонтаж не только на уровне стереоракурсов, но и на уровне кодированных под линзовый растр изображений, потому что программы Photoprojector Easy и Photoprojector тоже работают с цветовой моделью RGBA .

Существует распространенный способ изготовления детских фотографий для линзового растра - с помощью шаблонов, когда портрет ребёнка вырезается и помещается между задними и передними объемными (а чаще плоскими) слоями, уже заранее заготовленными (родители выбирают понравившийся им шаблон). При этом вначале создаётся несколько стереоракурсов ребёнка с шаблоном, потом эти ракурсы кодируются ("полосатятся").

Можно эту работу выполнить совсем в другом порядке: вначале закодировать задний объемный план, передний объемный план, сохранить их в таком виде на диске. Потом вырезать плоский портрет ребенка, закодировать его отдельно, или вообще не кодировать, просто вставить между задним и передним кодированным изображением. После этого объединить все три закодированных слоя в Фотошопе. То есть, осуществить фотомонтаж на уровне кодированных (чересполосных) изображений.

Что это нам даёт? Ну, во-первых, экономию времени. А во-вторых, гибкость в работе. Ведь у нас теперь нет необходимости в слоёном жёстко заданном шаблоне. У нас теперь есть полная свобода творчества. Задний план - это может быть закодированная настоящая стереофотография (например, снятая одним фотоаппаратом со сдвигом). На переднем плане - закодированная трехмерная модель из 3D Studio Max. Мало того, можно создать отдельный кодированный слой с вариоэффектом. Добавить 2D-3D, сделанное в Барельефе , PSD 3D Converter -е или StereoMorpherPlus -е. Все эти закодированные слои объединить в Фотошопе (вы, конечно, понимаете, что при этом необходимо совместить выравнивающие риски), и останется только вставить портрет ребёнка. Причём по желанию можно сделать часть слоёв невидимыми, убрать какую-нибудь надпись или вариоэлемент.

Теперь о том, как работать с альфа-каналами.

Карта прозрачности в альфа-канале задается градациями серого: белый цвет - область непрозрачна, черный цвет - прозрачна, серый - полупрозрачна. Участок вырезанного фрагмента заливается белым цветом, а остальной ненужный фон - черным. Лучше сделать плавный переход от черного к белому, тогда края вырезанного фрагмента станут полупрозрачными и плавно перейдут в фон, на который этот фрагмент накладывается, фотомонтаж будет выглядеть естественнее.

Если вы по каким-то причинам сделали резкий переход от белого к черному, тогда размойте альфа-канал. Меню Filter-> Blur -> Gaussian Blur. Достаточно размыть на один пиксель:

Как создать в Фотошопе альфа-канал без удаления фона

Фон необязательно удалять с фотографии, пользуясь, например, резинкой. Можно его выделить инструментами перо, лассо, волшебной палочкой и, создав альфа-канал, залить в альфа-канале черным цветом. Фон будет помечен как невидимый, но сам он не будет стерт. Можно выделить видимый фрагмент и залить его белым цветом. Так остается возможность изменить прозрачность, ведь сама исходная картинка остается неизменной, меняется только альфа-канал.

Самый простой способ - выделить невидимый фон или видимый фрагмент и нажать на эту кнопку (выделена красным кружочком) в закладке каналов:

Если вы перепутали прозрачность с непрозрачностью, тогда сделайте негатив для альфа-канала Image -> Adjustments -> Invert (Ctrl+I).

А еще можно создать альфа-канал, выбрав режим быстрой маски. На панели инструментов выделите кнопку, обведенную зеленой линией:

Теперь можно редактировать альфа-канал кистью, непрозрачная область будет слегка окрашена в красный цвет (обратите внимание на места, на которые указывают красные стрелки):

Чтобы увидеть быструю маску, сделайте невидимыми каналы RGB (щелкните по глазу напротив RGB, показано красной стрелкой):

Работа в режиме быстрой маски напоминает работу резинки, только фон при этом не стирается.

Обратите внимание на сохранение изображения с альфа-каналом в формате TIFF. Поставьте галочку Alpha channels:

Инструмент ЛАССО

При использовании инструментов лассо обратите внимание на параметр Feather, поставьте его равным 1 px, так мы создадим небольшое размытие края, чтобы получить более естественный фотомонтаж, мы говорили об этом выше:


Инструмент ПЕРО

Выбрав инструмент перо , аккуратно обводим объект. Затем, замкнув выделение, нажмите на правую кнопку мыши и вызовите диалог Make Selection :


В диалоге Make Selection ставим Feather Radius в 1 пиксель, чтобы получить слегка размытый край.

Как работать с альфа-каналом в программе Барельеф

Для работы с альфа-каналом в программе Барельеф ничего особенного делать не нужно. Если вы загружаете Изображение в цветовой модели RGBA, то и сгенерированные ракурсы будут в цветовой модели RGBA. Обратите внимание, внизу слева (показано красной стрелкой) показывается цветовая модель загруженного изображения:

После генерации ракурсы автоматически открываются в программе MultiViewer:

При этом вы видите вместо заднего плана черный цвет. На самом деле задний план не исчез. Если вы откроете те же ракурсы в Фотошопе, то задний план будет на месте:

Разные программы по-разному отображают изображения с альфа-каналом.

Как сама картинка может быть использована для создания альфа-канала

Иногда сами объекты содержат в себе карту прозрачности. Для разных объектов можно придумать разные способы обработки в зависиости от их содержания. Допустим, у нас есть вот такая стрекоза:

Вот теперь мы позаботимся о прозрачности крыльев стрекозы. Выделим крылья, обесцветим их, сделаем негатив. После этого изменим яркость крыльев, чтобы сделать прожилки на них ярче (Image->Adjustment->Brightness/Contrast).

Теперь добавляем крылья к карте прозрачности:

новая карта прозрачности

При фотомонтаже такие крылья выглядят естественно:

Как превратить альфа-канал в обычную для Фотошопа прозрачность, в Фотошопе и MultiViewer-e

Предположим, мы сделали картинку с альфа-каналом, теперь мы хотим сделать фотомонтаж в программе Фотошоп. Мы описали метод, при которых задний план не удаляется, а просто помечается как прозрачный (черный цвет в альфа-канале). Но для фотомонтажа этот фон нужно просто убрать. Откроем изображение в Фотошопе и откроем закладку со слоями. Мы видим, что наша картинка состоит из одного слоя под названием Background (фон). Его нельзя ни повернуть, ни добавить слой-маску. Поэтому нужно превратить его в обычный слой. Щелкните по значку Background два раза, появится окошко New layer . В графе Name (Имя) слой называется Layer 0 , можно это изменить, назвать слой как-нибудь по-другому и нажать ОК :

Теперь у нас есть обычный слой, к которому можно добавить слой-маску. Нажмите на кнопку, на которую указывает красная стрелка:

Получили слой маску:

А теперь нужно альфа-канал скопировать и вставить в эту слой-маску. Либо с помощью закладки Layers, либо с помощью закладки Channels, что не важно:

С помощью закладки Channels удобнее. Только нужно все каналы RGB сделать невидимыми, щелкнуть по глазику напротив RGB:

Ну, теперь можно сделать просто Copy-Paste (скопировать-вставить). Можно через меню Edit->Copy. Странно, не получается, команда Copy неактивна! Это потому что перед копированием нужно сделать выделение. Нажимаем в меню Select -> Select All (выделяем всё). Только после этого можно копировать. Фотошоп приучает нас мыслить правильно. Чтобы скопировать, нужно знать, что копировать, т.е. выделить нужную область.

Теперь выделяем мышкой канал Layer 0 Mask и делаем Edit-Paste:

После этого делаем видимыми RGB каналы и невидимыми остальные каналы:

Кто знает более быстрый и простой способ превращения альфа-канала в прозрачность в Фотошопе, будем очень признательны.

Эту же процедуру можно проделать с помощью программы MultiViewer :

Загружаем картинку в программу командой File -> Add images , затем нажимаем на команду File -> Save as Multilayer PSD . Multilayer значит многослойный, но поскольку у нас загружена только одна картинка, то и слой будет один. Создастся файл вот в таком виде:

Можно сделать и для нескольких файлов, загрузить в программу MultiViewer несколько изображений командой Add images , затем создать многослойный PSD-файл командой Save as Multilayer PSD , но всё обрежется по наименьшему изображению:

Ничто нам не заменит Фотошоп.

Как создать в Фотошопе альфа-канал с удалением фона

Создать альфа-канала с удалением фона, значит просто стереть этот фон резинкой. Но перед этим нужно преобразовать слой Background в слой Layer 0 . Мы об этом писали выше:

Кроме обычной резинки, есть замечательный инструмент Background Eraser Tool . Нажимаем на клавишу ALT на клавиатуре (держим её не отпуская), появляется пипетка. Этой пипеткой мы отмечаем фон, который хотим стереть (щелчок левой кнопкой мыши):

Отпускаем клавишу ALT и водим резинкой. Стирается только фон:

Подробнее читайте в руководстве программы. Другой инструмент, Magic Eraser Tool , по действию напоминает волшебную палочку для выделения Magic Wand Tool , но есть различие - если вы нажмёте на клавишу ALT, опять же появится пипетка, которой можно пометить базовый цвет.

Также можно использовать специальный плагин к Фотошопу Background Remover www.imageskill.com

Теперь внимание! При сохранении файла поставьте галочку Save Transparency (сохранить прозрачность) в настройках TIFF, иначе альфа-канала в файле не будет.

Как работать с альфа-каналом в программе PSD 3D Converter

Если вы хотите сохранить сгенерированные ракурсы в цветовой модели RGBA, выбираете меню Settings(Настройки) , выбираете Settings for saving (Настройки сохранения) и дальше отмечаете Flatten frames and save as TIFF files in RGBA colour mode (only for RGB). (Сводим слои и сохраняем в TIFF файлы в цветовой модели RGBA (Исходное изображения должно быть в цветовой модели RGB)) :

Как работать с альфа-каналом в программе StereoMorpherPlus, PhotoProjectorEasy, PhotoProjector

Если вы загружаете ракурсы в цветовой модели RGBA в программы StereoMorpherPlus, PhotoProjectorEasy, PhotoProjector , то на выходе получаете изображения в цветовой модели RGBA.

Фотомонтаж на уровне кодированных (чересполосных) изображений

При фотомонтаже на уровне кодированных изображений, нужно помнить о параллаксах. У заднего плана параллакс должен быть больше, чем у переднего, иначе задний объект начнет "продавливаться" сквозь передний, выглядит это неестественно. Если предполагается сделать три слоя: задний - с фоном, средний - с портретом ребенка, передний - с подписями и украшениями, то лучше сделать так, чтобы у фона везде был только положительный параллакс, чтобы вся сцена была "утоплена" внутрь, а у переднего - отрицательный параллакс, чтоб предметы "висели" в воздухе перед плоскостью открытки. При таком распределении параллаксов неприятностей не возникнет. Плоский слой с портретом ребенка не имеет никакого параллакса, его даже не нужно кодировать, просто вставить между двумя закодированными слоями, предварительно увеличив до нужного размера. При создании и кодировании фона и переднего плана нужно выбирать одинаковые настройки и размеры. Фон просто кодируется и открывается в Фотошопе. Ракурсы переднего плана создаются в цветовой модели RGBA, кодируются, создается кодированное изображение в цветовой модели RGBA, затем альфа-канал превращается в прозрачность (смотрите раздел выше). Далее передний план копируется и вставляется в новом слое поверх фона. Таким образом получаются два слоя - заготовка:

После вставки портрета между слоями, изображение можно свести в один слой: Layer - Flatten Image. Распечатать. Просушить. Склеить.

Как автоматизировать - макрокоманды, пакетная обработка

Если вы обрабатываете большое количество фотографий в Фотошопе, то все ваши действия можно записать в макрокоманду (Action), и вам не нужно повторять эти действия каждый раз - просто запускаете макрокоманду.

Выберите Window -> Actions .

Появится закладка Actions . Нажмите на черный треугольник справа от надписи Actions , откроется меню. Выберите в меню команду New Set... - создать ряд из макрокоманд, назовите его, например, Мои макрокоманды . Теперь выберите в меню New Action и нажмите на кнопку Record , с этого момента все ваши действия будут записываться в эту макрокоманду. В том же меню вы найдёте команды Save (Сохранить) и Load (Загрузить) .

Остановите запись макрокоманды, нажав на черный квадратик внизу закладки Actions . Наша макрокоманда записана. Теперь ее можно раскрыть и просмотреть все шаги, которые мы туда записали. Эти шаги можно выделить, стереть, сдвинуть, скопировать. Работа с макрокомандами интуитивно понятна, её можно легко освоить "методом тыка" (вы же знаете, как пользователи не любят читать руководства).

Вот такие замечательные возможности таит в себе Фотошоп. Не будучи программистом, можно спокойно создавать нужные макрокоманды. Но и это еще не все. Вы можете обработать целый каталог с помощью пакетной обработки: File -> Automate -> Batch...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: