Сравнительный анализ JavaScript и VBScript. Скриптовый язык для web-страниц VBScript

синтаксический программирование оператор скрипт

В VBScript предусмотрено два типа процедур: процедуры (subroutines) - ключевое слово Sub, и функции (functions) - обозначаются ключевым словом Function. Единственное отличие - функции возвращают какое-либо значение. В обоих случаях процедуры - это блок программного кода. Определение процедуры или функции должно заканчиваться ключевыми словами End Sub или End Function Вызов процедуры или функции: Call имя_процедуры, слово Call можно пропустить. Параметры могут передаваться процедуре по ссылке или по значению. По ссылке - значение исходной переменной меняется, по значению - создается копия, а значение исходной переменной не меняется. По умолчанию в VBScript параметр передается по ссылке (ByRef). Если нужно передать по значению, можно использовать ключевое слово ByVal: Function имя_функции(ByVal имя_переменной)

Встроенные функции VBScript

  • 1. Функции преобразования и проверки типов данных VBScript (C-convert, I-Is(type)):
    • * CBool() - преобразует переменную к типу Boolean;
    • * CByte() - преобразует переменную к типу Byte;
    • * CCur() - преобразует переменную к типу Currency;
    • * CDate() - преобразует переменную к типу Date;
    • * CDbl() - преобразует переменную к типу Double;
    • * CInt() - преобразует переменную к типу Integer;
    • * CLng() - преобразует переменную к типу Long;
    • * CSng() - преобразует переменную к типу Single;
    • * CStr() - преобразует переменную к типу String;
    • * TypeName() - которая возвращает имя используемого типа данных;
    • * IsNumeric();
    • * IsDate();
    • * IsArray();
    • * IsEmpty();
    • * IsError();
    • * IsMissing();
    • * IsNull();
    • * IsObject();
    • * Hex() - преобразовывают десятичные данные в строковое представление шестнадцатеричных значений;
    • * Oct() - преобразовывают десятичные данные в строковое представление восьмеричных значений.
  • 2. Строковые функции (string functions) в VBScript:
    • * Asc() - возвращает числовой код символа;
    • * AscB() - возвращает первый байт числового кода символа;
    • * AscW() - возвращает код для символа в формате unicode;
    • * Chr(), ChrB(),ChrW() - возвращает символ по коду;
    • * InStr() - позволяет найти в теле строковой переменной последовательность символов и вернуть ее позицию. Поиск ведется с начала строки. Если ничего не найдено - возвращается 0;
    • * InStrRev() - выполняет то же самое что и InStr(), но поиск ведется с конца строки;
    • * Left() - позволяют взять из строковой последовательности указанное количество символов, считая слева;
    • * Right() - позволяют взять из строковой последовательности указанное количество символов, считая справа;
    • * Mid() - позволяют взять из строковой последовательности указанное количество символов, считая от указанной позиции;
    • * Len() - возвращает длину строки;
    • * LCase() - переводит строку в нижний регистр;
    • * UCase() - переводит строку в верхний регистр;
    • * LTrim() - убирает пробелы в начале строки;
    • * RTrim() - убирает пробелы в конце строки;
    • * Trim() - убирает пробелы в начале и конце строки;
    • * Replace() - производит замену подстроки на другую;
    • * Space() - возвращает строку указанной длины из пробелов;
    • * String() - возвращает строку указанной длинны из символов;
    • * StrComp() - сравнивает две строки;
    • * StrConv() - преобразует строку;
    • * StrReverse() - "переворачивает" последовательность символов строки в обратный порядок;
    • * Tab(). - вывод на экран указанного кол-ва символов табуляции (аналогично встроенной константе vbTab);
  • 3. Числовые функции (numeric functions) в VBScript:
    • * Abs() - возвращает модуль числа;
    • * Int() - возвращает ближайшее целое;
    • * Fix() - отбрасывает дробную часть;
    • * Round() - округляет до указанного количества знаков после запятой;
    • * Rnd() и команда Randomize - используются для получения случайных значений. Синтаксис: случайное_число=Int(минимум + (Rnd()*максимум)). Перед использованием Rnd() необходимо инициализировать генератор случайных чисел командой Randomize;
    • * Sgn() - возвращает информацию о знаке числа. Возвращает -1 для отрицательного, +1 для положительного и 0 для 0.
  • 4. Функции даты/времени (datetime functions) в VBScript:
    • * Date() - возвращает системную дату;
    • * Time() - возвращает системное время;
    • * Now() - возвращает дату и время. Установить их можно одноименными операторами, например: Date = #6/10/2009# (#Месяц/день/год#);
    • * DateAdd() - Добавляет к дате указанное число лет, месяцев и т.п.;
    • * DateDiff() - возвращает разницу между датами в единицах от лет до секунд;
    • * DatePart() - возвращает указанную часть даты (год, месяц, день недели и т.п.);
    • * DateSerial() - создает значение даты на основе передаваемых символьных значений. То же самое делает функция DateValue(), но при другом формате принимаемых значений. Аналогичным образом (для времени) работают TimeSerial() и TimeValue();
    • * Day() - возвращает день (аналогично соотв. DatePart());
    • * Year() - возвращает год;
    • * Month() - возвращает месяц;
    • * Weekday() - возвращает день недели;
    • * Hour() - возвращает час;
    • * Minute() - возвращает минуты;
    • * Second() - возвращает секунды;
    • * MonthName() - возвращает название месяца;
    • * Timer() - возвращает количество секунд, прошедших после полуночи.
  • 5. Функции форматирования (formatting functions) в VBScript:
    • * Format() - синтаксис Format(выражение, "формат"), например: Format(2.505, "#,##0.00"). Аналогично для остальных функций;
    • * FormatNumber();
    • * FormatCurrency();
    • * FormatDateTime();
  • 6. Функции для работы с массивами в VBScript:
    • * Array() - позволяет автоматически создать массив нужного размера и типа и сразу загрузить в него переданные значения;
    • * Filter() - позволяет на основе одного массива получить другой, отфильтровав в исходном массиве нужные нам элементы;
    • * LBound() - возвращают информацию о нижней границе массива (номер первого имеющегося в массиве значения);
    • * UBound() - возвращают информацию о верхней границе массива (номер последнего имеющегося в массиве значения)
    • * Join() - соединяет множество строк, составляющих массив, в одну строковую переменную. В качестве разделителя по умолчанию используется пробел, но можно указать и свой разделитель;
    • * Split() - функция, обратная Join().
  • 7. Функции для взаимодействия с пользователем в VBScript:
    • * MsgBox(), константы +
    • * InputBox().

Пример использования MsgBox

Response = MsgBox("Нажмите кнопку", vbYesNo)

If Response = vbYes Then

" если нажали кнопу Yes

" если нажали кнопу No

Так же для взаимодействия с пользователем используются метод WshShell.Popup(), команда Beep.

Омский Государственный Педагогический Университет

Кафедра информатики

курсовая работа

Сравнительный анализ языков программирования JavaScript и VBScript

Проверил: Кирьякова И.В.

Выполнил: Поросков Д.В.

Группа: 34

Введение ….3

Общий обзор языка …4

Типы данных …5

Переменные …8

Операторы …10

Операторы управления …13

Процедуры …19

Объекты …21

Список литературы …24

Введение

Объектные модели языков сценариев тесно связаны с тэгами HTML. При загрузке

страницы HTML в браузер интерпретатор языка создает объекты со свойствами,

определенными значениями тэгов страницы. Говорят, что браузер отражает HTML-

страницу в свойствах объектов, и иногда этот процесс называют отражением

(reflection). Созданные объекты существуют в виде иерархической структуры,

отражающей структуру самой HTML-страницы. На верхнем уровне расположен

объект window, представляющий собой активное окно браузера. Далее вниз по

иерархической лестнице следуют объекты frame, document, location и history,

представляющие соответственно фрейм, непосредственно сам документ, адрес

загружаемого документа и список ранее загружавшихся документов, и т.д.

Значения свойств объектов отражают значения соответствующих параметров

тэгов страницы или установленных системных параметров.

Для правильного использования объектных моделей следует четко понимать, как

браузер компонует страницы и, тем самым, создает иерархия объектов. При

загрузке страницы просматриваются сверху вниз, тем самым последовательно

происходит компоновка страницы и ее отображение в окне браузера. А это

означает, что и объектная модель страницы также формируется

последовательно, по мере ее обработки. Поэтому невозможно обратится из

сценария, расположенного ранее какой-либо формы на странице, к элементам

этой формы. Всегда следует помнить о том, что браузер последовательно

сверху вниз интерпретирует содержимое HTML-страницы.

Еще один аспект работы с объектами языков сценариев заключается в том, что

нельзя изменить свойства объектов. Браузер обрабатывает страницу только

один раз, компонуя и отображая ее. Поэтому попытка в сценарии изменить

свойство отображенного элемента страницы, обречена на провал. Только

Общий обзор языка

Язык программирования JavaScript разработан фирмой Netscape для создания

интерактивных HTML-документов. Это объектно-ориентированный язык разработки

встраиваемых приложений, выполняющих как на стороне клиента, так и на

стороне сервера. Синтаксис языка очень похож на синтаксис языка Java –

поэтому его часто называют Java-подобным. Клиентские приложения выполняются

браузером просмотра Web-документов на машине пользователя, серверные

приложения выполняются на сервере.

При разработке обоих типов приложений используется общий компонент языка,

называемый ядром и включающий определения стандартных объектов и

конструкций (переменные, функции, основные объекты и средство LiveConnect

взаимодействия с Java-апплетами), и соответствующие компоненты дополнений

объектов.

Клиентские приложения непосредственно встраиваются в HTML-страницы и

интерпретируются браузером по мере отображения частей документа в его окне.

Серверные приложения для увеличения производительности предварительно

компилируются в промежуточный байт-код.

Основные области использования языка JavaScript при создании интерактивных

HTML-страниц:

Динамическое создание документа с помощью сценария

Оперативная проверка достоверности заполняемых пользователем полей форм

HTML до передачи их на сервер

Создание динамических HTML-страниц совместно с каскадными таблицами

стилей и объектной моделью документа

Взаимодействие с пользователем при решении “локальных” задач, решаемых

приложением JavaScript, встроенном в HTML-страницу

Язык создания сценариев VBScript разработан фирмой Microsoft и является

подмножеством достаточно распространенного в среде программистов языка

Visual Basic разработки прикладных Windows-приложений. Как и его родитель,

язык VBScript достаточно прост и легок в изучении.

Преимуществом его применения для создания сценариев является возможность

использования, с небольшими корректировками, ранее написанных процедур на

языках Visual Basic и Visual Basic for Application.

Функциональные возможности сценариев, написанных на VBScript, ничем не

отличаются от возможностей сценариев JavaScript: динамическое создание

документа или его частей, перехват и обработка событий и т.д.

VBScript используется для написания сценариев клиента (в этом случае

браузер должен иметь встроенный интерпретатор этого языка), а также для

написания сценариев на сервере (в этом случае сервер должен поддерживать

язык VBScript). Для создания сценариев клиента используется набор объектов,

аналогичный набору объектов JavaScript. Объекты клиента и сервера

отличаются друг от друга, но существует общая часть (ядро) объектов,

используемых при разработке как сценариев клиента, так и сценариев сервера.

Типы данных

Как и любой другой язык программирования, JavaScript использует переменные

для хранения данных определенного типа. Реализация JavaScript является

примером языка свободного использования типов. В нем не обязательно

задавать тип переменной. Ее тип зависит от типа хранимых в ней данных,

причем при изменении типа данных меняется и тип переменной.

JavaScript поддерживает четыре простых типа данных:

Вещественный

Строковый

Булевый, или логический

Для присваивания переменным значений основных типов применяются литералы –

буквенные значения данных соответствующих типов.

Целые литералы являются последовательностью цифр и представляют обычные

целые числа со знаком или без знака:

123 // целое положительное число

123 // целое отрицательное число

123 // целое положительное число

Для задания вещественных литералов используется синтаксис чисел с

десятичной точкой, отделяющей дробную часть числа от целой, или запись

вещественных чисел в научной нотации с указанием после символа “e” или “E”

порядка числа. Пример правильных вещественных чисел:

1.25 0.125e01 12.5E-1 0.0125E+2

Строковый литерал – последовательность алфавитно-цифровых символов,

заключенная в одинарные (‘) или двойные кавычки (“), например: “Ира”,

‘ИРА’. При задании строковых переменных нельзя смешивать одинарные и

двойные кавычки. Недопустимо задавать строку, например, в виде “Ира’.

Двойные кавычки – это один самостоятельный символ, а не последовательность

двух символов одинарных кавычек. Если в строке нужно использовать символ

кавычек, то строковый литерал необходимо заключать в кавычки

противоположного вида:

“It’s a string” // Значение строки равно It’s a string

Булевы литералы имеют два значения: true и false, и используются для

обработки ситуаций да/нет в операторах сравнения.

В VBScript определен только один тип данных – Variant. Это универсальный

тип, в котором можно хранить информацию, предоставленную другими типами

данных, применяемыми в программировании, начиная от простейшего целого и

заканчивая объектами.

В своем простейшем использовании тип Variant содержит либо числовые данные,

либо символьные строки – типы данных, наиболее часто встречаемые при

написании сценария. Реально содержащиеся в вариантом типе данные могут быть

одного из типов, называемых подтипами типа Variant, представленных в

Таблица 1. Подтипы данных, хранящихся в типе Variant

|Подтип |Описание |Функция |

| | |преобразовани|

|Empty |Переменная не инициализирована | |

|Null |Переменная не содержит никаких допустимых | |

| |данных | |

|Error |Содержит номер ошибки | |

|Boolean |Содержит значения либо True, либо False |CBool |

|Byte |Содержит целые числа в диапазоне от 0 до 255 |CByte |

|Integer |Содержит целые числа в диапазоне от -32 768 до |CInt |

|Currency |Значения в диапазоне |CCur |

| |от -922 337 203 685 477.5808 до | |

| |922 337 203 685 477.5807 | |

|Long |Содержит целые числа в диапазоне |CLng |

| |от -2 147 483 648 до 2 147 483 647 | |

|Single |Содержит вещественные числа с плавающей точкой |CSng |

| |одинарной точности в диапазоне | |

| |от -3.402823E38 до -1.401298E-45 | |

| |и от 1.401298E-45 до 3.402823E38 | |

|Double |Содержит вещественные числа с плавающей точкой |CDbl |

| |удвоенной точности в диапазоне | |

| |от -1.79769313486232E308 до | |

| |-4.94065645841247E-324 | |

| |для отрицательных значений | |

| |и от 4.94065645841247E-324 до | |

| |1.79769313486232E308 | |

| |для положительных значений | |

|Date(Time)|Содержит число, которое представляет дату в |CDate |

| |9999 года | |

|String |Содержит строку переменной длины (до 2 |CStr |

| |миллионов символов) | |

Первые три подтипа, собственно говоря, не являются подтипами, а

представляют значения, которые может принимать вариантный тип.

Значение Empty имеет переменная, которая была объявлена в операторе Dim

(см. ниже), но ей еще не присваивали никакого значения. Это значение

считается равным 0 в математических операциях и равным пустой строке (“”) в

операциях со строковыми значениями.

Значение Null означает, что переменная не содержит данных. Его не следует

путать со значением Empty. Вариантная переменная может получить значение

Null в результате выполнения некоторых операций над ней. Это значение можно

присвоить переменной, тогда как значение Empty – нельзя.

Значение Error – это специальное значение, которое используется для

указания возникновения ошибки в процедуре.

Каждый подтип данных задается с помощью литералов. Числовые литералы

представляют собой целые числа, действительные числа с плавающей или

фиксированной точкой. Примеры числовых литералов приведены ниже:

23 ‘Целое число

23.78 ‘Действительное число с фиксированной точкой

237.8E-1 ‘Действительное число с плавающей точкой

Строковые литералы задаются в виде последовательности символов, заключенных

в двойные кавычки (“):

“Это строковый литерал”.

Литералы даты и времени заключаются между символами числовых знаков (#).

VBScript поддерживает большое число форматов даты и времени. Следующие

примеры показывают правильные литералы даты и времени, соответствующие дате

#10/6/99 10:20pm#

Внутренне литералы даты и времени представляются в виде действительных

чисел удвоенной точности. Целая часть представляет количество дней,

Булевы литералы True и False являются константами целого типа, принимающими

соответственно значения 1 и 0. Любое числовое значение, не равное нулю,

преобразуется функцией CBool в True, а нулевое значение (целое или

действительное) – в False.

Вариантный тип данных при использовании в выражениях в качестве операндов

разнообразных операторов языка обрабатывается в зависимости от подтипа

типа данных в операторе сложения (+) результат зависит от того, какие

подтипы данных в них содержатся. Если хотя бы один из операндов содержит

число, то результат будет сумма значений двух переменных (содержимое

второго операнда преобразуется к числовому подтипу), если оба операнда

Вариативный тип данных предоставляет программисту более эффективный способ

обработки и хранения данных, не заботясь о типе хранимых данных. Если,

например, при вычислениях первоначально в переменной вариантного типа

хранилось значение типа Byte (число в диапазоне от 0 до 255), и в

результате выполнения некоторых действий это значение стало отрицательным,

то просто изменится представление этого числа в переменной (оно станет

Integer) и не возникает никакой ошибки. Правда, за это удобство приходится

платить используемой памятью: для вариантного типа данных вне зависимости

от хранимого подтипа нужно 16 байт памяти.

Иногда в некоторых вычислениях необходимо явно преобразовать содержащийся в

переменной подтип в другой. Для этого в VBScript имеется ряд функций

преобразования в соответствующие типы. В табл. 1 последний столбец содержит

имена функций преобразования в соответствующий подтип. Эти функции в

качестве параметра принимают литералы, переменные и выражения.

Переменные

Каждая переменная имеет имя, которое должно начинаться с буквы латинского

алфавита, либо символа подчеркивания “_”, за которым следует любая

комбинация алфавитно-цифровых символов или символов подчеркивания.

Следующие имена являются допустимыми именами переменных

Язык JavaScript чувствителен к регистру. Это означает, что строчные и

прописные буквы алфавита считаются разными символами.

Определить переменную можно двумя способами:

Оператором var

Оператором присваивания (=)

Оператор var используется как для задания, так и для инициализации

переменной и имеет синтаксис:

var имя_переменной [= начальное_значение];

Необязательный оператор присваивания задает данные, которые содержит

переменная. Их тип определяет и тип переменной. Например, следующий

оператор

var weekDay = “Пятница”;

задает переменную weekDay, присваивает ей строковое значение “Пятница”, и

тем самым определяет ее тип как строковый.

Если при определении переменной ей не присвоено никакого значения, то ее

тип не определен. Ее тип будет определен только после того, как ей будет

присвоено некоторое значение оператором присваивания =.

Переменные используются для хранения данных приложения. Прежде чем

переменную можно будет использовать, ее необходимо объявить. Это можно

осуществить явным способом с помощью оператора Dim, или неявным – просто

использовать имя переменной в операторе присваивания. Синтаксис оператора

явного объявления переменной следующий:

Dim имя_переменной

Параметр имя_переменной – имя объявляемой переменной. Оно должно начинаться

с буквы, не содержать пробелов, точку (.), восклицательный знак (!), а

также символов (@), (&), ($), (#) и не превышать длину в 255 символов.

Язык VBScript не чувствителен к регистру. Это означает, что в нем не

различаются строчные и прописные буквы. Поэтому, например, и m, и M будут

ссылаться на одну и ту же переменную, если используются в качестве

идентификатора переменной.

Иногда в программе необходимо задавать переменные, значения которых нельзя

изменять. Такие переменные называются именованными константами. В VBScript

для задания констант существует оператор Const, имеющий следующий

синтаксис:

Const conName = “Дмитрий” ‘Строковая константа

Const conPi = 3.1416 ‘Числовая константа

Const conBirthDay = #1-8-53# ‘Константа даты

Операторы

Оператор присваивания рассматривается как выражение присваивания, которое

вычисляется равным выражению правой части, и в то же время он присваивает

вычисленное значение выражения переменной, заданное в левой части

оператора.

Арифметические выражения создаются арифметическими операторами (табл. 2).

Таблица 2. Арифметические операторы

|Оператор |Название |

|+ |Сложение |

|- |Вычитание |

|* |Умножение |

|/ |Деление |

|% |Остаток от деления целых чисел |

|++ |Увеличение значения переменной на единицу |

|-- |Уменьшение значения переменной на единицу |

Кроме простого оператора присваивания (=) существуют сокращенные формы

операторов присваивания, совмещенных с арифметическими операторами, в

которых производятся арифметические действия над левыми и правыми

операндами и результат присваивается переменной, заданной левым операндом.

Все они перечислены в табл. 3.

Таблица 3. Сокращенные операторы присваивания

|Оператор |Значение |

|X * = Y |X = X * Y |

|X / = Y |X = X / Y |

|X + = Y |X = X + Y |

|X - = Y |X = X – Y |

|X % = Y |X = X % Y |

Для создания логических выражений используются операторы сравнения и

логические операторы, применяемые к переменным любого типа.

Операторы сравнения аналогичны таковым в других языках программирования. Их

список представлен в табл. 4.

Таблица 4. Операторы сравнения

|Оператор |Название |

|== |Равно |

|!= |Не равно |

|>= |Больше или равно |

| |Строго больше |

При использовании этих операторов в выражении оно вычисляется равным true,

если соответствующее сравнение верно, в противном случае значение выражения

равно false.

Логические операторы представлены в табл. 5. В примерах предполагается, что

переменная var1 = ‘Кит’, var2 = ‘Кот’, var3 = false.

Таблица 5. Логические операторы

|Оператор |Синтаксис |Описание |Пример |

|&& (логическое |выраж1 && |Возвращает выраж1, если |var1 && var2 |

|И) |выраж2 |оно преобразуется или |(равно ‘Кот’)|

| | |равно false, иначе | |

| | |выраж2 |var2 && var3 |

| | | |(равно false)|

||| (логическое |выраж1 || |Возвращает выраж1, если |var1 || var2 |

|ИЛИ) |выраж2 |оно преобразуется или | |

| | |равно true, иначе выраж2|(равно ‘Кит’)|

| | | |var3 || var1 |

| | | |(равно ‘Кит’)|

| | | |var3 || false|

| | | |(равно false)|

|! (логическое |!выраж |Если выраж равно true, |!var1 |

|НЕ) | |возвращает false; если |(равно false)|

| | |выраж равно false, | |

| | |возвращает true |!var3 |

| | | |(равно true) |

Логические операторы и операторы сравнения используются в операторах цикла

и условия для проверки завершения цикла или выполнения определенной группы

операторов.

Строковые операторы используются для создания строковых выражений. В

JavaScript, собственно говоря, существует только один строковый оператор –

оператор конкатенации (соединения) строк (+), если не считать сокращенной

формы оператора присваивания со сложением (+=). Этот оператор присоединяет

к строковому значению первого операнда строковое значение второго, получая

результат, равный соединению строк:

string = “Моя”+”строка”; // Значение переменной string равно “Моястрока”

Условный оператор является единственным оператором, использующим три

операнда. Его значением является один из двух операндов, определяемый из

условия истинности третьего. Его синтаксис таков:

(условие) ? знач1: знач2;

Если операнд условие имеет значение true, то результатом вычисления

оператор

range = (mark), меньше (), меньше или равно (=). Объекты сравниваются с помощью специального оператора Is.

В VBScript нет специального знака для операции присваивания. Один и тот же

знака равенства используется как для операции присваивания значения

переменной (см. выше), так и для операции сравнения на равенство. Смысл

операции, представляемой этим символом, зависит от контекста, в котором она

применена.

Существует ряд операторов, выполняющих действия над логическими (булевыми)

данными: отрицание (Not), конъюнкция (And), дизъюнкция (Or), исключающее

ИЛИ (Xor), эквивалентность (Eqv) и импликация (Imp).

Оператор (&) производит конкатенацию (соединение) двух строк. При его

выполнении данные, содержащиеся в операндах, преобразуются при

необходимости к строковому подтипу, и осуществляется сцепление двух строк.

Операторы управления

Весь набор управления языка можно разбить на три группы:

Операторы выбора, или условные

Операторы цикла

Операторы манипулирования с объектами

Операторы выбора

К этой группе операторов относятся операторы, которые выполняют

определенные блоки операторов в зависимости от истинности некоторого

булевского выражения. Этот оператор условия if…else и переключатель switch.

Оператор условия if применяется, если необходимо вычислить некоторый блок

операторов в зависимости от истинности заданного условия, и имеет следующий

синтаксис:

if (условие) {

операторы1

операторы2

Первая группа операторов операторы1 выполняется при условии истинности

выражения условие. Необязательный блок else задает группу операторов

операторы2, которая будет выполнена в случае ложности условия, заданного в

Внутри группы выполняемых операторов могут использоваться любые операторы

JavaScript, в том числе и операторы условия. Таким образом, можно создавать

группу вложенных операторов условия и реализовывать сложные алгоритмы

проверки.

В операторе switch вычисляется одно выражение и сравнивается со значениями,

заданными в блоках case. В случае совпадения выполняются операторы

соответствующего блока case. Синтаксис этого оператора следующий:

switch (выражение) {

case значение1:

[операторы1]

case значение2:

[операторы2]

[операторы]

Если значение выражения в блоке switch равно значение1, то выполняется

группа операторов операторы1, если равно значение2, то выполняется группа

операторов оператары2 и т.д. Если значение выражения не равняется ни одному

из значений, заданных в блоках case, то вычисляется группа операторов блока

default, если этот блок задан, иначе происходит выход из оператора switch.

Необязательный оператор break, задаваемый в каждом из блоков case,

выполняет безусловный выход из оператора switch. Если он не задан, то

продолжается выполнение операторов в следующих блоках case до первого

оператора break или до конца тела оператора switch.

Операторы цикла

Оператор цикла повторно выполняет последовательность операторов JavaScript,

определенных в его теле, пока не выполнится некоторое заданное условие. В

языке существует два оператора цикла: for и while. Они отличаются

механизмом организации цикла.

Оператор цикла for позволяет организовать выполнение блока операторов

заданное число раз. Он определяет переменную, называемую переменной цикла,

которая изменяет свое значение во время выполнения цикла. Условие

завершения цикла зависит от значения этой переменной. Оператор имеет

следующий синтаксис:

for ([инициал_выражение];[условие];[изменяющее_выражение]) {

[операторы]

Параметром инициал_выражение задается и инициализируется переменная цикла.

Это выражение вычисляется один раз в начале выполнения цикла. После этого

проверяется истинность выражения условие. Если оно истинно, то выполняется

блок операторов тела цикла, ограниченного фигурными скобками; вычисляется

изменяющее_выражение, содержащее переменную цикла, и снова проверяется

истинность выражения условие. Если оно истинно, то повторяется цикл

вычислений, если нет, то оператор цикла завершает свое выполнение.

Цикл while выполняется пока истинно выражение, задающее условие выполнения

цикла. Его синтаксис следующий:

while (условие) {

[операторы]

Сначала проверяется истинность условия, заданного в заголовке цикла, а

затем выполняются (или не выполняются) операторы тела цикла. Проверка

истинности условия осуществляется на каждом шаге цикла. Использование этого

цикла предполагает, что условное выражение окончания цикла меняется в

зависимости от вычисленных значений переменных и выражений в теле цикла.

Иногда необходимо завершить цикл не по условию, задаваемому в заголовке

цикла, а в результате вычисления некоторого условия в теле цикла. Для этой

цели в JavaScript существуют операторы break и continue.

Оператор break завершает выполнение цикла и передает управление оператору,

непосредственно следующим за оператором цикла. Оператор continue прекращает

выполнение текущей итерации и начинает выполнение следующей, т.е. в цикле

while он передает управление на проверку выражения условие цикла, а в цикле

for – на вычисление выражения изменяющее_выражение.

Манипулирование объектами

Четыре оператора JavaScript предназначены для работы с объектами. Это

оператор new, создающий новый объект, операторы for…in и with и ключевое

слово this.

Оператор for…in позволяет организовать цикл по свойствам объекта

JavaScript. Синтаксис его следующий:

for (переменная_цикла in объект) {

[операторы]

Этот цикл производит перебор свойств объекта. В переменной цикла на каждой

итерации сохраняется значение свойства объекта. Количество итераций равно

количеству свойств, существующих у заданного в заголовке цикла объекта.

Оператор with задает объект по умолчанию для блока операторов, определенных

в его теле. Это означает, что все встречаемые в операторах этого блока

свойства и методы, являются свойствами и методами указанного объекта.

Применение данного оператора избавляет от необходимости указывать иерархию

принадлежности объекта и сокращает исходный текст программы.

Операторы сценария выполняются последовательно в том порядке, как они

записаны. Изменить порядок выполнения операторов в VBScript можно

операторами условия и цикла.

Операторы условия

Операторы принятия решения (условные операторы) выполняют определенные

блоки операторов в зависимости от результатов проверки некоторого выражения

или выражений. VBScript поддерживает следующие конструкции операторов

принятия решения:

If…then…else

Конструкция if…then применяется, когда необходимо выполнить группу

операторов или один оператор в зависимости от значения выражения,

задаваемого в качестве параметра условия конструкции.

Ее первая форма

if условие then оператор

позволяет вычислить указанный оператор, если истинно заданное условие.

Вторая форма этой конструкции позволяет вычислить группу операторов,

заданных в нескольких строках кода, и имеет следующий синтаксис:

if условие then

операторы

Наиболее общий синтаксис конструкции if…then…else следующий:

if условие1 then

[группа-операторов-1]

[группа-операторов-n]]

Сначала проверяется условие1. Если оно ложно, то проверяется условие2. Если

и оно ложно, то проверяется следующее условие из группы elseIf до тех пор,

пока не будет найдено истинное условие, операторы которого и выполняются.

После чего управление передается оператору, непосредственно следующему за

оператором end if.

Если не найдено ни одно истинное условие, то выполняется группа операторов

из блока else, если он присутствует в конструкции. В противном случае

управление передается оператору, следующему за оператором end if.

Блоков elseIf в конструкции if…then…else может быть сколько угодно, тогда

как блок else всегда один, если он задан.

Если в предыдущей конструкции принятия решения проверяется равенство одного

выражения разным условиям, она становится не достаточно эффективной как с

точки зрения ее выполнения, так и сточки зрения легкости восприятия текста.

В этом случае следует использовать конструкцию select case:

select case тестируемое_выражение

[группа-операторов-n]]

Вычисляется единственное выражение тестируемое_выражение и последовательно

сравнивается со значениями из списка значений блоков case. Если значение

выражения совпадает со значением, заданным в списке какого-либо блока case,

то выполняется группа операторов данного блока, и после этого управление

передается оператору, непосредственно следующему за оператором end select.

Если не найдено ни одного соответствия значения тестируемого выражения со

значениями из списков значений, то выполняется группа операторов блока case

else (в случае его наличия).

Список значений блока case может состоять из одного или нескольких

значений. В случае нескольких значений они разделяются запятыми.

Операторы цикла

Для повторного выполнения несколько раз группы операторов VBScript, как и

любой другой язык программирования, предоставляет разнообразные типы

операторов цикла:

For each…next

Конструкция do…loop применяется для выполнения группы операторов, пока

некоторое выражение ложно или истинно. Она имеет несколько разновидностей,

отличающихся моментом проверки условия завершения цикла (до начала

выполнения группы операторов или после) и тем, истинно или ложно это

Цикл do while выполняется до тех пор, пока истинно условие окончания цикла:

do while условие_окончания

группа-операторов

Перед выполнением операторов цикла проверяется, истинно ли выражение

условие_окончания. Если оно истинно, то выполняется группа-операторов (в

ней изменяются значения переменных, входящих в выражение

условие_окончания). После этого снова проверяется условие окончания цикла

и, в случае его истинности, выполняется группа операторов тела цикла.

Процедура выполняется до тех пор, пока выражение условие_окончания не

станет ложным.

Цикл do while не будет выполнен ни разу, если при первой проверке

условие_окончания ложно.

Другая разновидность цикла do while сначала выполняет группу операторов, а

потом проверяет условие окончания цикла:

группа-операторов

loop while условие_окончания

Этот цикл обязательно выполнит один раз группу операторов, определенных в

теле цикла.

Цикл do until аналогичен первой разновидности цикла do while, за

исключением того, что он выполняется, пока значение выражения

условие_окончания ложно:

do until условие_окончания

группа-операторов

Этот цикл также может не выполниться ни одного раза, если при первой же

проверке условия завершения цикла, оно оказывается истинным.

Во второй разновидности цикла do until условие окончания завершения цикла

проверяется после выполнения группы операторов, и, таким образом, он

обязательно выполнится хотя бы один раз:

группа-операторов

loop until условие_окончания

В циклах do…loop заранее не известно количество итераций повторения группы

операторов, но иногда требуется выполнить точно заданное число повторений

цикла. Такую возможность предоставляет цикл for…next.

В этом цикле задается переменная, называемая счетчиком цикла, которая

увеличивается (или уменьшается) на заданную величину после выполнения

группы операторов. Цикл завершает свои итерации, когда значение счетчика

превысит (или станет меньше) заданной величины. Синтаксис такой конструкции

цикла следующий:

for счетчик = нач_значение to кон_значение

операторы

В начале выполнения этого цикла переменной счетчик присваивается значение,

заданное параметром нач_значение. Выполняются операторы цикла, и значение

переменной цикла увеличивается или уменьшается (в зависимости от знака) на

величину приращение. Осуществляется проверка, не превысило ли (или не стало

меньше) новое значение счетчика значение параметра кон_значение. Если нет,

то итерации повторяются, если да, то цикл завершает свое выполнение.

Параметр приращение цикла for…next является необязательным. Если он не

задан, то по умолчанию переменная цикла увеличивается на 1.

Конструкция for each…next позволяет организовать цикл по элементам массива

или по объектам некоторого набора (семейства) объектов, не зная заранее

число элементов в массиве или число объектов в наборе. Синтаксис этой

конструкции следующий:

for each элемент in группа

операторы

Параметр группа задает имя массива или имя набора объектов. Переменная

элемент на каждом шаге цикла будет содержать ссылку на элемент массива или

объект набора. Цикл завершает свое выполнение, как только завершится

последовательный перебор всех элементов массива или объектов набора.

Процедуры

Процедура, или функция, – это именованная последовательность операторов,

которая инициализируется и выполняется простой ссылкой на имя функции.

Процедура задается оператором function, имеющим следующий синтаксис:

function имя_функции ([параметры] {

[операторы]

где имя_функции – любое правильное имя языка JavaScript, параметры – список

передаваемых в процедуру параметров, элементы которого отделяются запятыми.

Оператор function только определяет процедуру, но не выполняет ее. Для

вызова процедуры достаточно указать ее имя с заданными в скобках

параметрами.

Если в процедуре параметры отсутствуют, наличие скобок без параметров в

операторе вызова процедуры обязательно.

Процедура может возвращать некоторое вычисляемое в ней значение. В этом

случае обычно она называется функцией, и в операторах, определяющих

последовательность выполняемых ею действий, обязательно должен

присутствовать оператор return, задающий возвращаемое функцией значение.

Вызов функции осуществляется аналогично вызову процедуры, но ее можно

использовать в выражениях JavaScript.

Обычно все определения процедур и функции задаются в разделе

документа. Это обеспечивает интерпретацию и сохранение в памяти всех

процедур при загрузке документа в браузер.

VBScript предусматривает создание двух типов процедур:

Процедура sub

Процедура function (или функция)

Процедура sub выполняет последовательность действий, но не возвращает

никакого, значения, ассоциированного с ее именем. Она имеет следующий

синтаксис:

sub имя_процедуры ([список-параметров])

операторы

Через необязательный параметр можно передать в процедуру внешние данные

или, наоборот, получить некоторые вычисленные ею значения.

Вызов процедуры sub осуществляется оператором call, после которого

указывается имя процедуры и в круглых скобках параметры. Процедуру можно

вызвать и простым указанием ее имени, но в этом случае передаваемые ей

параметры задаются без скобок. Следующие два способа вызова процедуры

эквивалентны:

call MyProc(firstarg, secondarg)

MyProc firstarg, secondarg

Функция также выполняет определенную последовательность операторов и ей

можно передать внешние данные через параметры процедуры, но, в отличие от

процедуры sub, она возвращает значение, присваиваемое ее имени, и может

быть использована в выражениях VBScript. Она имеет следующий синтаксис:

function имя_процедуры ([список-параметров])

операторы

имя_процедуры = значение

В операторах процедуры обязательно должен присутствовать оператор

присвоения имени процедуры некоторого значения.

VBScript предоставляет два способа передачи параметров в процедуру:

По значению

фактический адрес переменной, используемой в качестве параметра. Это

позволяет изменить содержимое соответствующего адреса памяти, а тем самым,

и значение переменной.

Передача параметров по значению предполагает передачу в процедуру копии

переменной, а не адреса самой переменной. Поэтому любые изменения параметра

внутри процедуры воздействуют на копию, а не на саму переменную, и,

следовательно, значение переменной, переданной в качестве параметра,

изменяться не будет. Для указания интерпретатору, что параметр передается в

процедуру по значению, используется ключевое слово ByVal, задаваемое перед

параметром в описании процедуры.

На самом верхнем уровне иерархии находится объект window, представляющий

окно браузера и являющийся “родителем” всех остальных объектов.

Расположенные ниже в иерархии объекты могут иметь свои подчиненные объекты.

На рис. 1 показана структура объектов клиента (браузера).

Рис. 1. Иерархия объектов JavaScript на стороне клиента

Особняком стоит объект navigator с двумя дочерними (подчиненными)

объектами. Он относится к самому браузеру, и его свойства позволяют

определить характеристики программы просмотра.

Каждая страница в добавление к объекту navigator обязательно имеет еще

четыре объекта:

Window – объект верхнего уровня, свойства которого применяются ко всему

окну, в котором отображается документ.

Document – свойства которого определяются содержимым самого документа:

связи, цвет фона, формы и т.д.

Location – свойства которого связаны с URL-адресом отображаемого

документа.

History – представляет адреса ранее загружавшихся HTML-страниц.

Кроме указанных объектов страница может иметь дополнительные объекты,

зависящие от ее содержимого, которые являются дочерними объектами объекта

document. Если на страницы расположена форма, то все ее элементы являются

дочерними объектами этой формы. Для задания точного имени объекта

используется точечная нотация с полным указанием всей цепочки наследования

объекта. Это возможно, так как объект верхнего уровня имеет свойство,

значением которого является объект нижнего уровня. Ссылка на объект

осуществляется по имени, заданному параметром NAME тэга HTML.

Для получения фамилии студента, введенного в первом поле ввода, в программе

чтобы определить курс, на котором обучается студент, необходимо

Во главе иерархии, как и в случае с Netscape Navigator, стоит объект

window, представляющий окно браузера и порождающий все остальные объекты

указывать “родительский” объект window.

Модель охватывает практически все элементы HTML-страницы. На рис. 2

показана иерархическая структура объектной модели, которая отражает

подчиненность элементов страницы.

Рис. 2. Объектная модель MS Internet Explorer

Для каждого типа элементов в модели предусмотрены соответствующие наборы.

Например, для объектов image, определяемых тэгами , существует набор

имени объекта, задаваемого значением параметра NAME, или с помощью набора

объектов, в данном случае images. В наборе объекты расположены в

последовательности, в которой они задаются на HTML-странице.

Список литературы

1. Матросов А.В., Сергеев А.О, Чаунин М.П. HTML 4.0. – СПб.: БХВ-

Петербург, 2000.

2. Кенин А.М., Печенкина Н.С. Новый уровень создания HTML-документов. –

Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

3. Дэвис С. Языки JavaScript и VBScript. – К.: Диалектика, 1996.

4. Микляев А. Основы HTML. – М.: Солон, 1998.

5. Зубкова С.В. Интерактивные Web-документы. – М.: ДМК Пресс, 2000.

6. Ратбон Э. JavaScript для чайников. – К.: Диалектика, 1995.

7. Ставровский А.Б. Учебник по VBScript. – K.: BHV, 2000.

Хотя в VBScript определен только один тип

, внутри этого типа имеется разделение на подтипы , описание которых приведено в табл. П2.1. Для преобразования переменных к определенному подтипу нужно использовать соответствующую функцию преобразования; такие функции также представлены в табл. П2.1.

Таблица П2.1. Подтипы данных

Подтип Функция преобразования Описание
- Автоматически присваивается новым переменным, когда для них еще не определено явное значение
- Указывает на то, что переменная не содержит допустимых значений
Используется для работы с логическими переменными, принимающим два допустимых значения: или
Содержит целые числа в диапазоне от 0 до 255
Содержит целые числа в диапазоне от –32768 до 32768
Специальный числовой формат для денежных величин
Содержит целые числа в диапазоне от -2147483648 до 2147483647
Тип чисел с плавающей точкой одинарной точности
Тип чисел с плавающей точкой двойной точности
Содержит числа, соответствующие датам и времени от 1 января 100 года до 31 декабря 9999 года
Символьный подтип данных. Текстовые строки в VBScript - это последовательность символов, заключенных в двойные кавычки
- Ссылка на объект
- Тип данных, предназначенный для хранения номеров ошибок

В переменную, которая была ранее объявлена с использованием ключевого слова

, можно записать ссылку на какой-либо объект. Делается это с помощью оператора , например:
Set FSO=CreateObject("Scripting.FileSystemObject")

Здесь функция

возвращает экземпляр объекта , ссылка на который заносится в переменную . :

Константы

Пользовательские константы в VBScript объявляются с помощью ключевого слова

, например:
Const MyConst="Это моя константа"

Кроме этого, VBScript поддерживает много встроенных именованных констант (их не нужно дополнительно объявлять в сценарии), применение которых упрощает использование различных внутренних функций (например,

или ). Имена, значения и описания внутренних констант приведены в табл. П2.2–П2.9.

Таблица П2.2. Константы для обозначения цветов

Имя Значение Описание
&h00 Черный цвет
&hFF Красный цвет
&hFF00 Зеленый цвет
&hFFF Желтый цвет
&hFF0000 Синий цвет
&hFF00FF Фиолетовый цвет
&hFFFF00 Бирюзовый цвет
&hFFFFFF Белый цвет

Таблица П2.3. Константы для нумерации дней недели

Имя Значение Описание
1 Воскресенье
2 Понедельник
3 Вторник
4 Среда
5 Четверг
6 Пятница
7 Суббота

Таблица П2.4. Константы для определения первого дня в неделе и первой недели в году

Имя Значение Описание
0 Использовать для определения первого дня недели региональные настройки системы
1 Первой неделей в году считается та, в которой было 1 января
2 Первой неделей в году считается та, в которой было по крайней мере четыре дня нового года
3 Первой неделей в году считается первая полная неделя

Таблица П2.5. Константы для работы с датой и временем

Имя Значение Описание
0 Дата и время выводятся в формате, определяемом региональными настройками системы
1 Выводить дату, используя полный формат
2 Выводить дату, используя краткий формат
3 Выводить время, используя полный формат
4 Выводить время, используя краткий формат

Таблица П2.6. Константы для диалоговых окон

Имя Значение Описание
0 Выводится кнопка OK
1 Выводятся кнопки OK и Отмена (Cancel)
2 Выводятся кнопки Стоп (Abort), Повтор (Retry) и Пропустить (Ignore)
3 Выводятся кнопки Да (Yes), Нет (No) и Отмена (Cancel)
4 Выводятся кнопки Да (Yes) и Нет (No)
5 Выводятся кнопки Повтор (Retry) и Отмена (Cancel)
16 Выводится значок Stop Mark
32 Выводится значок Question Mark
48 Выводится значок Exclamation Mark
64 Выводится значок
0 По умолчанию в окне выбирается первая кнопка
256 По умолчанию в окне выбирается вторая кнопка
512 По умолчанию в окне выбирается третья кнопка
768 По умолчанию в окне выбирается четвертая кнопка
0 Диалоговое окно выводится в модальном режиме
4096 Диалоговое окно выводится в модальном режиме и располагается сверху всех запускаемых приложений

Таблица П2.7. Результаты нажатия кнопок в диалоговых окнах

Имя Значение Описание
1 Нажата кнопка OK
2 Нажата кнопка Отмена (Cancel)
3 Нажата кнопка Стоп (Abort)
4 Нажата кнопка Повтор (Retry)
5 Нажата кнопка Пропустить (Ignore)
6 Нажата кнопка Да (Yes)
7 Нажата кнопка Нет (No)

Таблица П2.8. Константы для обозначения подтипов данных

Имя Значение Описание
0 Переменная не инициализирована
1 Переменная не содержит корректных данных
2 Переменная имеет подтип
3 Переменная имеет подтип
4 Переменная имеет подтип
5 Переменная имеет подтип
6 Переменная имеет подтип
7 Переменная имеет подтип
8 Переменная имеет подтип
9 Переменная имеет подтип
10 Переменная имеет подтип
11 Переменная имеет подтип
12 Переменная имеет подтип (только для массивов переменных типа )
13 Объект доступа к данным
14 Переменная имеет подтип
17 Переменная имеет подтип
8192 Переменная является массивом

Таблица П2.9. Прочие константы

Имя Значение Описание
Chr(13) Возврат каретки
Chr(13) & Chr(10) Возврат каретки и перевод строки
Chr(12) Перевод страницы
Chr(10) Перевод строки
Chr(0) Символ с нулевым кодом
Нулевая строка Нулевая строка
Chr(9) Символ табуляции
Chr(11) Символ вертикальной табуляции
-2 Использовать значения по умолчанию из региональных настроек системы
-1 Логическое значение "истина"
0 Логическое значение "ложь"
-2147221504 Определяет минимальное значение для номеров ошибок, задаваемых пользователем

Массивы в VBScript могут быть двух видов: статические (фиксированной длины) и динамические (переменной длины). Объявляются массивы, как и обычные переменные, с помощью ключевого слова

.

Для объявления статического массива нужно после его названия указать в круглых скобках наибольшее значение, которое может принимать индекс элемента в этом массиве, например:

В языке VBScript (в отличие, например, от VBA) нумерация в массивах всегда начинается с нуля, поэтому объявленный выше массив

будет содержать 11 элементов, обращаться к которым нужно следующим образом:

Можно объявить двумерный массив, указав максимальные значения индексов для строк и столбцов соответственно, например:

Dim MyArr(5, 10) "Массив из 6 строк и одиннадцати столбцов

При объявлении динамического массива его размеры в круглых скобках не указываются:

Для использования динамического массива в сценарии применяется оператор

, который определяет конкретную длину массива, например:

После этого к элементам динамического массива можно обращаться так же, как и к элементам обычного:

MyArr(0)="Это первый элемент"
MyArr(1)="Это второй элемент"

Отметим, что размеры динамического массива можно менять неоднократно (с помощью того же

). Для сохранения при этом содержимого массива следует в операторе использовать ключевое слово , например:

Операторы

В VBScript поддерживаются операторы нескольких типов, которые описаны ниже.

Арифметические операторы

Арифметические операторы языка VBScript представлены в табл. П2.10.


Таблица П2.10. Арифметические операторы

Оператор Описание
(унарный оператор) Изменение знака аргумента на противоположный
(бинарный оператор) Вычитание двух чисел
Сложение двух чисел
Умножение двух чисел
Деление двух чисел
Целочисленное деление двух чисел
Вычисление остатка от деления двух чисел
Оператор возведения в степень

Операторы отношения и логические операторы

Операторы отношения используются для сравнения значений двух переменных. Эти операторы, описанные в табл. П2.11, могут возвращать только логические значения

или .

Таблица П2.11. Операторы отношения


Также внутри условных операторов могут применяться логические операторы (табл. П2.12).


Таблица П2.12. Логические операторы

Оператор Описание
Оператор отрицания. Возвращает , если операнд равен . В противном случае возвращает
Оператор отношения "ИЛИ". Возвращает , если один из операндов равен . В противном случае возвращает
Оператор отношения "ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ". Возвращает , если один из операндов равен , а другой равен . В противном случае возвращает
Оператор отношения "И". Возвращает , если оба операнда равны . В противном случае возвращает

Условные операторы

В VBScript поддерживается условный оператор

. Общий вид этого оператора:
If условие_1 Then
выражение_3 ]

При выполнении оператора

оценивается логическое условие (условие_1 ), стоящее после ключевого слова . Если в результате оценки условия получилось значение , то выполняется и происходит выход из оператора. В противном случае начинают по очереди проверяться условия, стоящие после ключевых слов ; если одно из этих условий истинно, то выполняется соответствующее выражение, после чего управление передается следующему после End If оператору. Если ни одно из проверяемых условий не является истинным, выполняется выражение, стоящее после ключевого слова . Пример:

Другим оператором, позволяющим производить выбор из нескольких вариантов, является

. Синтаксис этого оператора:
Select Case выражение
Case значение_1
выражение_3 ]

Здесь сначала вычисляется значение , которое затем по очереди сравнивается со значениями, стоящими после ключевых слов

. В случае совпадения выполняются операторы в соответствующем блоке . Если же ни одно из имеющихся значений не совпадает со значением , то выполняются операторы, стоящие после слова Else. Пример использования оператора :
Color = "Цвет непонятен"

Операторы циклов

В VBScript поддерживаются несколько типов циклов: цикл

, цикл , цикл , цикл . Рассмотрим каждый из них подробнее.

Цикл For…Next

В общем случае оператор цикла

записывается следующим образом:
For counter=start То end

Параметр здесь является счетчиком цикла;

- начальное значение этого счетчика; - конечное значение; - шаг приращения счетчика. Если ключевое слово не указано, то шаг приращения берется равным единице. Выход из цикла происходит, когда значение счетчика становится больше, чем значение параметра . Выражение используется для безусловного выхода из цикла.

Пример использования цикла

приведен в листинге П2.1. Листинг П2.1. Пример использования цикла
"Цикл выполнится 11 раз

Цикл For Each…Next

Оператор цикла

предназначен для перебора всех элементов массива или коллекции:
For Each element In group

Здесь параметр является переменной, в которую будет записываться значение текущего элемента массива или коллекции при итерациях; - имя массива или коллекции объектов.

Замечание

Напомним, что в JScript для перебора всех элементов коллекции необходимо использовать вспомогательный объект

.

С помощью оператора

можно осуществить немедленный выход из цикла.

Пример использования цикла

приведен в листинге П2.2. Листинг П2.2. Пример использования цикла
"Объявляем переменные
Dim FSO, Folder, Files, File, s
s = "Список файлов" & vbCrLf
"Создаем объект FileSystemObject
Set FSO = CreateObject("Scripting.FileSystemObject")
" Создаем объект Folder для корневого каталога диска С:
Set Folder = FSO.GetFolder("C:\")
"Создаем коллекцию Files всех файлов в корневом каталоге диска С:
"Перебираем все элементы коллекции Files
"Выделяем имя файла для текущего элемента File коллекции
"Выводим сформированную строку на экран

Цикл While…Wend

записывается в следующем виде:

Таким образом, в цикле

условие выполнения тела цикла проверяется перед началом очередной итерации. Если условие равно , то тело цикла выполняется, в противном случае цикл завершается.

Пример использования цикла

приведен в листинге П2.3. Листинг П2.3. Пример использования цикла
theCount = 42 "Начальное значение счетчика цикла
theMoments = "До взрыва осталось " & theCount & " сек!"
theMoments = "Осталась секунда!"
theCount = theCount - 1 "Уменьшаем значение счетчика

Цикл Do…Loop

Этот цикл может применяться в двух видах (с предусловием, которое проверяется до начала очередной итерации, и с пост-условием, которое проверяется после окончания итерации):

Do условие
Loop условие

Если в цикле используется ключевое слово

, то итерации продолжаются до тех пор, пока равно ; если же применяется , то как только значением условия станет , произойдет выход из цикла.

Оператор

позволяет выйти из цикла до завершения его итераций.

Пример использования цикла

приведен в листинге П2.4. Листинг П2.4. Пример использования цикла
Dim howFar "Верхний предел для счетчика цикла
Dim sum(10) "Массив из 11 элементов, индексы от 0 до 10
"Цикл выполнится 11 раз

Прочие операторы

Рассмотрим еще несколько часто применяемых операторов (табл. П2.13).


Таблица П2.13. Прочие операторы

Обработка исключительных ситуаций

Режим обработки исключительных ситуаций в VBScript включается с помощью оператора

. Если после этого при исполнении какою-либо оператора в сценарии произойдет ошибка времени выполнения, то управление передастся к следующему оператору в тексте.

Для анализа ошибок используется специальный объект

, который содержит два свойства: - числовой код возникшей ошибки и - краткое описание этой ошибки.

В качестве примера приведем часть сценария, в которой происходит обработка исключительных ситуаций при подключении сетевого диска:

On Error Resume Next " Включаем обработку ошибок времени выполнения
" Подключаем сетевой диск
WshNetwork.MapNetworkDrive Drive, NetPath
Mess="Ошибка при подключении диска " & Drive & " к " & NetPath &_
"Код ошибки: " & е.number & "Описание: " & е.description
WshShell.Popup Mess, 0, "Подключение сетевого диска", vbCritical
Mess = "Диск " & Drive & " успешно подключен к " & NetPath
WshShell.Popup Mess, 0, "Подключение сетевого диска", vbInformation

Для отмены режима обработки исключительных ситуаций нужно выполнить оператор

.

Процедуры и функции

VBScript поддерживаются два вида подпрограмм: встроенные функции и функции или процедуры пользователя.

Математические функции

Имеющиеся в VBScript функции, предназначенные для математических вычислений, описаны в табл. П2.14.


Таблица П2.14. Математические функции

Функция Описание
Возвращает абсолютное значение числа
Возвращает арктангенс числа
Возвращает косинус числа
Экспоненциальная функция, возвращает число е, возведенное в степень
Возвращает целую часть числа
Возвращает натуральный логарифм числа
Возвращает случайное число от 0 до 1
Round(х[, nvmdecimal] )
Возвращает результат округления числа с точностью до знаков после запятой
Знаковая функция числа
Возвращает синус числа
Вычисляет квадратный корень из числа и возвращает полученное значение
Возвращает тангенс числа

Символьные функции

Наиболее часто используемые функции, с помощью которых можно производить различные операции над символьными строками, описаны в табл. П2.15.


Таблица П2.15. Символьные функции

Функция Описание
Возвращает ASCII-код первого символа в строке
Возвращает символ с ASCII-кодом
InStr( str1, str2[, compare] )
Возвращает индекс символа, с которого начинается первое вхождение подстроки в строку . Параметр задает номер символа, с которого следует начинать поиск. Если этот параметр не задан, то поиск производится с начала строки. Поиск производится слева направо. Параметр задает режим сравнения при обработке строк (0 - двоичное, сравнение, 1 - текстовое сравнение)
InStrRev(str1, str2[, start[, compare]] )
То же самое, что функция , но поиск производится справа налево, т.е. возвращается номер последнего символа, с которого начинается вхождение подстроки в строку
Возвращает строку, полученную в результате конкатенации подстрок, содержащихся в массиве . Параметр задает символ, разделяющий подстроки (по умолчанию таким символом является пробел)
Возвращает строку, в которой все алфавитные символы преобразованы к нижнему регистру
Возвращает символов с начала строки
Возвращает число символов в строке
LTrim(str ), RTrim(str ), Trim(str )
Удаляет из строки начальные, конечные или и те и другие пробелы соответственно
Mid(str, start[, len] )
Возвращает из строки подстроку, которая начинается с позиции и имеет длину . Если параметр не указан, то возвращаются все символы, начиная с позиции до конца строки
Replace(expr, find, replacewith[, start[, count[, compare]]] )
Возвращает строку, которая получается из строки путем замен входящих в нее подстрок на подстроки . Параметр определяет число подстрок, которые будут обработаны таким образом (по умолчанию производятся все возможные замены). Параметр
Возвращает символов с конца строки
Возвращает строку, состоящую из пробелов
Split(Expr[, delim[, count[, compare]]] )
Возвращает массив строк, полученных в результате разбиения строки на подстроки. Параметр задает символ, разделяющий подстроки (по умолчанию таким символом является пробел). Параметр определяет число подстрок, которые будут обработаны таким образом (по умолчанию в массив записываются все подстроки). Параметр задает режим сравнения при работе со строками (0 - двоичное сравнение, 1 - текстовое сравнение)
StrComp(str1, str2[, compare] )
Возвращает число - результат сравнения строк и . Если , то возвращается -1; если , то возвращается 0; если , то возвращается 1. Параметр задает режим сравнения при работе со строками (0 - двоичное сравнение, 1 - текстовое сравнение)
Возвращает строку, состоящую из символов
Возвращает строку, в которой все алфавитные символы преобразованы к верхнему регистру

Для работы с датой и временем в VBScript имеется большой набор функций, основные из которых приведены в табл. П2.16.


Таблица П2.16. Функции для работы с датой и временем

Функция Описание
Возвращает текущую системную дату
DateAdd(interval, number, date )
Возвращает дату, отстоящую от даты на интервалов, заданных параметром , который может принимать следующие значения: "уууу" - год, "q" - квартал, "m" - месяц, "у" - день года, "d" - день, "w" - неделя, "ww" - неделя года, "h"- час, "m" - минута, "s" - секунда
DateDiff(interval, date1, date2[, firstdayofweek [, firstweekofyear]] )
Возвращает разницу в интервалах (возможные значения этого параметра те же, что и в функции ) между датами и . Параметр - это константа, показывающая, какой из дней недели следует считать первым (см. табл. П2.3, П2.4). Параметр - это константа, показывающая, какую неделю следует считать первой в году (см. табл. П2.4)
DatePart(interval, date [, firstdayofweek [, firstweekofyear]] )
Возвращает ту часть даты , которая соответствует параметру . Значения параметров и здесь те же, что и в функции
DateSerial(year, month, day )
Возвращает переменную подтипа , которая соответствует указанным году (параметр ), месяцу (параметр ) и дню (параметр )
Возвращает переменную подтипа , которая соответствует дате, заданной символьным параметром
Выделяет номер часа из даты или момента времени, заданных параметром . Возвращает целое число от 0 до 23
Возвращает , если параметр задает корректную дату, и в противном случае
Выделяет количество минут из даты или момента времени, заданных параметром . Возвращает целое число от 0 до 59
Выделяет номер месяца из даты, заданной параметром . Возвращает целое число от 1 до 12
MonthName(month[, abbr] )
Возвращает наименование для месяца с номером . Если логический параметр равен , то наименование месяца представляется в виде аббревиатуры, в противном случае - в полном виде
Возвращает текущие дату и время в виде, соответствующем региональным настройкам Windows
Возвращает текущее системное время
Возвращает количество секунд, прошедших с полуночи
TimeSerial(hour, minute, second )
Возвращает переменную подтипа , которая соответствует указанным часу (параметр ), минуте (параметр ) и секунде (параметр )
Возвращает переменную подтипа , которая соответствует времени, заданному символьным параметром
Weekday(date[, firstdayofweek] )
Возвращает целое число - день недели для даты, заданной параметром . Параметр - это константа, показывающая, какой из дней недели следует считать первым
WeekdayName(weekday[, abbr[, firstdayofweek]] )
Возвращает наименование для дня недели с порядковым номером . Если логический параметр равен , то наименование дня недели представляется в виде аббревиатуры, в противном случае - в полном виде. Значение параметра здесь то же, что и в функции
Выделяет год из даты, заданной параметром , и возвращает это целое число

В этом начальном уроке, мы изучим синтаксис vbscript языка. Синтаксис языка vbscript является таким же как и в языке Visual Basic и фактически, является подмножеством данного языка программирования. Основной упор в использовании vbscript – это возможность написания сценариев (расширение vbs) с открытым кодом для платформы Windows. Пользователю не нужно прибегать к установке дополнительного программного обеспечения, так как все сценарии выполняются под управлением сервера сценариев .

И так, давайте рассмотрим базовый синтаксис vbscipt и его возможности.

  • Комментарии – для комментирования строк кода можно использовать ключевое слово REM , или одинарную кавычку (").
  • Строки кода – что бы произвести перенос одной строки на несколько, используется символ подчёркивания.
  • Переменные – для объявления переменных используется ключевое слово Dim . Более детально, работу с ними я рассмотрел в статье " "

Можно прописать несколько операторов в одну строчку, для этого используется знак двоеточия (:). Сам язык нечувствителен к регистру символов.

Хорошо, давайте рассмотрим синтаксис языка vbscript на таком примере:

REM Общий синтаксис vbscript REM primer_1.vbs "**************************************** dim a, b, c a = "строка" b = 100 c = 22.5 MsgBox a:MsgBox b:MsgBox c

Видим, что тут, мы вначале прописали комментарии, далее объявили три переменные. Как видим, язык vbscript не требует назначения типа данных (более детально, работу с типами данных я рассмотрел в статье – " "). В конце, для вывода данных мы использовали функцию MsgBox, в данном случае она прописана в упрощенном варианте. Давайте рассмотрим ее полный синтаксис:

MsgBox(prompt[, buttons] [, title ][, helpfile, context ]) – видим, что тут, функции передаются пять параметров, последние два мы рассматривать не будет, так как они не являются актуальными и практически не применяются.

  • prompt – собственно, сообщение, которое надо вывести
  • buttons – позволяет задать дополнительные кнопки, их значения указываются через константы
  • title – заголовок окна

Работу с данной функцией я более детально рассмотрел в статье " ".

Язык vbscript предоставляют также функции для работы со строками и датой, а также, ряд математических функций.

Конечно, синтаксис vbscript позволяет пользователю создавать собственные процедуры и функции. Для определения процедуры, т. е. подпрограммы, которая не возвращает никакого значения, в VBScript используется конструкция Sub ... End Sub . После ключевого слова Sub идёт имя процедуры, а в круглых скобках указывается список её пара­метров, например:

Sub MyProcedure(Param1, Param2)
Строки кода
End Sub

Если процедура не имеет параметров, то в скобках после имени ничего ука­зывать не нужно:

Sub MyProcedure()

End Sub

Вызывать процедуру из сценария можно двумя способами. Во-первых, мож­но просто написать имя и указать через пробел список передаваемых параметров, например: MyProcedure 3,10. Во-вторых, можно использовать специальный оператор Call , при этом спи­сок параметров обязательно должен быть заключен в круглые скобки: Call MyProcedure(3,10) .

Для определения функции, т. е. подпрограммы, которая возвращает опреде­ленное значение, применяется конструкция Function ... End Function . Как и при описании процедур, после названия функции в круглых скобках указывается список её параметров, например:

Function MyFunction(Param1, Param2) … End Function

Для того чтобы возвратить из функции какое-либо значение, нужно внутри неё присвоить это значение переменной, название которой совпадает с именем функции:

Function MyFunction(Param1, Param2)
Dim Sum
Sum = Paraml+Param2
MyFunction = Sum
End Function

Если возвращаемое функцией значение не нужно присваивать никакой пе­ременной, то функция вызывается так же, как и процедура - пишется имя этой функции и через пробел указывается список ее аргументов: MyFunction 3,5

Если же необходимо записать значение в какую-либо переменную, то аргументы функции заключаются в круглые скобки.

Вот простой пример синтаксиса vbscript для использования собственных процедур и функций:

Помимо процедур и функций, можно создавать собственные массивы (

Процедура sub выполняет последовательность действий, но не возвращает никакого, значения, ассоциированного с ее именем. Она имеет следующий синтаксис:

sub имя_процедуры ([список-параметров])

операторы

Через необязательный параметр можно передать в процедуру внешние данные или, наоборот, получить некоторые вычисленные ею значения.

Вызов процедуры sub осуществляется оператором call, после которого указывается имя процедуры и в круглых скобках параметры. Процедуру можно вызвать и простым указанием ее имени, но в этом случае передаваемые ей параметры задаются без скобок. Следующие два способа вызова процедуры эквивалентны:

call MyProc(firstarg, secondarg)

MyProc firstarg, secondarg

Функция также выполняет определенную последовательность операторов и ей можно передать внешние данные через параметры процедуры, но, в отличие от процедуры sub, она возвращает значение, присваиваемое ее имени, и может быть использована в выражениях VBScript. Она имеет следующий синтаксис:

function имя_процедуры ([список-параметров])

операторы

имя_процедуры = значение

В операторах процедуры обязательно должен присутствовать оператор присвоения имени процедуры некоторого значения.

VBScript предоставляет два способа передачи параметров в процедуру:

    По значению

Способ передачи параметров по ссылке, применяемый по умолчанию, передает фактический адрес переменной, используемой в качестве параметра. Это позволяет изменить содержимое соответствующего адреса памяти, а тем самым, и значение переменной.

Передача параметров по значению предполагает передачу в процедуру копии переменной, а не адреса самой переменной. Поэтому любые изменения параметра внутри процедуры воздействуют на копию, а не на саму переменную, и, следовательно, значение переменной, переданной в качестве параметра, изменяться не будет. Для указания интерпретатору, что параметр передается в процедуру по значению, используется ключевое слово ByVal, задаваемое перед параметром в описании процедуры.

6 Объекты

6.1 JavaScript

На самом верхнем уровне иерархии находится объект window, представляющий окно браузера и являющийся “родителем” всех остальных объектов. Расположенные ниже в иерархии объекты могут иметь свои подчиненные объекты.

Особняком стоит объект navigator с двумя дочерними (подчиненными) объектами. Он относится к самому браузеру, и его свойства позволяют определить характеристики программы просмотра.

Каждая страница в добавление к объекту navigator обязательно имеет еще четыре объекта:

    window – объект верхнего уровня, свойства которого применяются ко всему окну, в котором отображается документ.

    document – свойства которого определяются содержимым самого документа: связи, цвет фона, формы и т.д.

    location – свойства которого связаны с URL-адресом отображаемого документа.

    history – представляет адреса ранее загружавшихся HTML-страниц.

Кроме указанных объектов страница может иметь дополнительные объекты, зависящие от ее содержимого, которые являются дочерними объектами объекта document. Если на страницы расположена форма, то все ее элементы являются дочерними объектами этой формы. Для задания точного имени объекта используется точечная нотация с полным указанием всей цепочки наследования объекта. Это возможно, так как объект верхнего уровня имеет свойство, значением которого является объект нижнего уровня. Ссылка на объект осуществляется по имени, заданному параметром NAME тэга HTML.

Фамилия:

Курс:

Для получения фамилии студента, введенного в первом поле ввода, в программе JavaScript следует использовать ссылку document.form1.studentName.value, а чтобы определить курс, на котором обучается студент, необходимо использовать ссылку document.form1.course.value.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: