Использование технологии «клиент-сервер. Технологии создания корпоративных интернет-решений

Web-сервер - это совокупность аппаратно-программных средств, которая принимает HTTP-запросы от клиентов (как правило, web- браузеров) и выдает HTTP-ответы. В простом случае ответ web- сервера - это содержание расположенных на нем файлов: документов, изображений, фильмов и так далее. Такие данные называют статическими: если пользователь запросит несколько раз информацию по одному и тому же адресу, web-сервер выдаст в точности одно и то же содержимое. Для динамического подхода, то есть когда выдаваемая информация будет меняться во времени и/или зависеть от параметров запроса, одного web-сервера недостаточно. В этом случае web-сервер служит переходным звеном между клиентом и некой программной средой, формирующей содержимое HTML-страницы. И здесь напрашивается вопрос: а зачем тогда нужен web-сервер, если динамическую страницу все равно формирует приложение.

При небольшой нагрузке на приложение - несколько одновременно подключенных пользователей (единицы) -web-сервер не является абсолютно необходимым звеном. Практически все существующие на сегодняшний день пакеты разработки web-приложений имеет в своем составе легковесный web-сервер. Достаточно запустить среду разработки на выполнение, и к ней можно подсоединиться браузером и работать с ней по протоколу HTTP.

Проблемы начинаются тогда, когда число одновременно работающих клиентов превышает некоторое критическое значение. И одна из функций web-сервера - это максимально возможное снижение нагрузки за счет ее распределения по разным частям системы. Оптимизация может затрагивать не только работу самого web-сервера, но и начинаться непосредственно с уровня ядра операционной системы. Современные операционные системы могут быть настроены таким образом, что после соединения с клиентом они не будут беспокоить web-сервер до тех пор, пока клиентская сокета не получит данные (с сокеты можно читать входной поток данных), либо пока не придет полный НТТР-запрос.

Такой подход позволяет web-серверу меньше времени простаивать в ожидании получения данных, повышая эффективность системы в целом.

Все современные (полновесные ) web-серверы используют асинхронную обработку поступающих от клиентов запросов. То есть после получения запроса от клиента сервер переадресует этот запрос потоку обработчика (worker). Сам сервер при этом продолжает принимать запросы от клиентов и переадресовывать их обработчикам. Существует несколько стратегий работы с обработчиками.

  • - Количество worker может быть жестко задано. При старте сервера запускается, например, 10 потоков. При получении 11-го запроса сервер выдаст клиенту ответ временно недоступен.
  • - Worker могут порождаться сервером динамически в зависимости от загрузки. При этом оговаривается начальное число worker, максимально допустимое количество, минимальное и максимальное количество свободных worker.
  • - Worker может быть как процессом, так и потоком. Различные процессы не взаимодействуют между собой и не могут разделять данные. В отличие от процессов, потоки имеют общее разделяемое пространство данных и могут обмениваться информацией между собой.
  • - Worker-процессы могут запускаться как внутри родительского серверного процесса, так и снаружи. При последнем варианте worker могут быть распределены по разным компьютерам.
  • - Worker - вне родительского сервера могут представлять собой непосредственно процессы среды web-приложения.
  • - Сервер может отслеживать разные варианты распределения нагрузки между порожденными worker: равномерную или поочередную загрузку.

Комбинируя эти факторы, можно попытаться добиться наилучшей производительности системы в целом.

Для логического разделения, оптимального распределения нагрузки по вычислительным мощностям Worker могут запускаться и на другом (-их) компьютере (-ах), не обязательно на том же самом, где расположен сам принимающий запросы от клиентов сервер. В этом случае общение между сервером и worker происходит по определенному сетевому протоколу. Это уже не может быть HTTP, потому что вместе с полученным запросом worker передается расширенная информация об окружении сервера. В частности, в качестве такого протокола общения может применяться FastCGI.

В современном интернете существует как минимум несколько десятков решений на тему web-серверов, как бесплатных, так и коммерческих. Как правило, коммерческие продукты имеют графический интерфейс управления и настройки сервера, с ними работать гораздо проще. В противоположность этому свободно распространяемые программные продукты обычно конфигурируются при помощи текстовых файлов.

Архитектура клиент-сервер применяется в большом числе сетевых технологий, используемых для доступа к различным сетевым сервисам. Кратко рассмотрим некоторые типы таких сервисов (и серверов).

Web-серверы

Изначально представляли доступ к гипертекстовым документам по протоколу HTTP (Huper Text Transfer Protocol). Сейчас поддерживают расширенные возможности, в частности работу с бинарными файлами (изображения, мультимедиа и т.п.).

Серверы приложений

Предназначены для централизованного решения прикладных задач в некоторой предметной области. Для этого пользователи имеют право запускать серверные программы на исполнение. Использование серверов приложений позволяет снизить требования к конфигурации клиентов и упрощает общее управление сетью.

Серверы баз данных

Серверы баз данных используются для обработки пользовательских запросов на языке SQL. При этом СУБД находится на сервере, к которому и подключаются клиентские приложения.

Файл-серверы

Файл-сервер хранит информацию в виде файлов и представляет пользователям доступ к ней. Как правило файл-сервер обеспечивает и определенный уровень защиты от несакционированного доступа.

Прокси-сервер

Во-первых, действует как посредник, помогая пользователям получить информацию из Интернета и при этом обеспечивая защиту сети.

Во-вторых, сохраняет часто запрашиваемую информацию в кэш-памяти на локальном диске, быстро доставляя ее пользователям без повторного обращения к Интернету.

Файрволы (брандмауэры)

Межсетевые экраны, анализирующие и фильтрующие проходящий сетевой трафик, с целью обеспечения безопасности сети.

Почтовые серверы

Представляют услуги по отправке и получению электронных почтовых сообщений.

Серверы удаленного доступа (RAS)

Эти системы обеспечивают связь с сетью по коммутируемым линиям. Удаленный сотрудник может использовать ресурсы корпоративной ЛВС, подключившись к ней с помощью обычного модема.

Это лишь несколько типов из всего многообразия клиент-серверных технологий, используемых как в локальных, так и в глобальных сетях.

Для доступа к тем или иным сетевам сервисам используются клиенты, возможности которых характеризуются понятием «толщины». Оно определяет конфигурацию оборудования и программное обеспечение, имеющиеся у клиента. Рассмотрим возможные граничные значения:

«Тонкий» клиент

Этот термин определяет клиента, вычислительных ресурсов которого достаточно лишь для запуска необходимого сетевого приложения через web-интерфейс. Пользовательский интерфейс такого приложения формируется средствами статического HTML (выполнение JavaScript не предусматривается), вся прикладная логика выполняется на сервере.
Для работы тонкого клиента достаточно лишь обеспечить возможность запуска web-браузера, в окне которого и осуществляются все действия. По этой причине web-браузер часто называют "универсальным клиентом".

«Толстый» клиент

Таковым является рабочая станция или персональный компьютер, работающие под управлением собственной дисковой операционной системы и имеющие необходимый набор программного обеспечения. К сетевым серверам «толстые» клиенты обращаются в основном за дополнительными услугами (например, доступ к web-серверу или корпоративной базе данных).
Так же под «толстым» клиентом подразумевается и клиентское сетевое приложение, запущенное под управлением локальной ОС. Такое приложение совмещает компонент представления данных (графический пользовательский интерфейс ОС) и прикладной компонент (вычислительные мощности клиентского компьютера).

В последнее время все чаще используется еще один термин: «rich»-client. «Rich«-клиент своего рода компромисс между «толстым» и «тонким» клиентом. Как и «тонкий» клиент, «rich»-клиент также представляет графический интерфейс, описываемый уже средствами XML и включающий некоторую функциональность толстых клиентов (например интерфейс drag-and-drop, вкладки, множественные окна, выпадающие меню и т.п.)

Прикладная логика «rich»-клиента также реализована на сервере. Данные отправляются в стандартном формате обмена, на основе того же XML (протоколы SOAP, XML-RPC) и интерпретируются клиентом.

Некоторые основные протоколы «rich»-клиентов на базе XML приведены ниже:

  • XAML (eXtensible Application Markup Language) - разработан Microsoft, используется в приложениях на платформе.NET;
  • XUL (XML User Interface Language) - стандарт, разработанный в рамках проекта Mozilla, используется, например, в почтовом клиенте Mozilla Thunderbird или браузере Mozilla Firefox;
  • Flex - мультимедийная технология на основе XML, разработанная Macromedia/Adobe.

Заключение

Итак, основная идея архитектуры «клиент-сервер» состоит в разделении сетевого приложения на несколько компонентов , каждый из которых реализует специфический набор сервисов. Компоненты такого приложения могут выполняться на разных компьютерах, выполняя серверные и/или клиентские функции. Это позволяет повысить надежность, безопасность и производительность сетевых приложений и сети в целом.

Клиент-серверные технологии

Почти все модели организации взаимодействия пользователя с БД построены на основе клиент-серверной технологии. Предполагается, что каждое такое приложение отличается способом распределения функций: клиентская часть отвечает за целевую обработку данных и организацию взаимодействия с пользователем, серверная часть обеспечивает хранение данных - обрабатывает запросы и посылает результаты клиенту для специальной обработки. Типовая архитектура клиент-серверной технологии представлена на рис. 4.1:

Рис. 4.1. Типовая архитектура клиент-серверной технологии

Часть функций центральных ЭВМ взяли на себя локальные компьютеры. Любое программное приложение в этом случае представляется из трех компонентов: компонент представления, реализующий интерфейс с пользователем; прикладной компонент, обеспечивающий выполнение прикладных функций; компонент доступа к информационным ресурсам (менеджер ресурсов), выполняющий накопление информации и управление данными.

На основе распределения этих компонентов между рабочей станцией и сервером сети выделяют модели архитектуры «клиент-сервер»:

· модель доступа к удаленным данным (рис. 4.2). На сервере расположены только данные:

Рис. 4.2. Модель доступа к удаленным данным

Данная модель характеризуется невысокой производительностью, так как вся информация обрабатывается на рабочих станциях; кроме того, поддерживается низкая скорость обмена при передаче больших объемов информации с сервера на рабочие станции;

· модель сервера управления данными (рис. 4.3):

Рис. 4.3. Модель сервера управления данными

Особенности данной модели: уменьшение объемов информации, передаваемых по сети, так как выборка необходимых информационных элементов осуществляется на сервере, а не на рабочих станциях; унификация и широкий выбор средств создания приложений; отсутствие четкого разграничения между компонентом представления и прикладным компонентом, что затрудняет совершенствование вычислительной системы. Целесообразно использовать в случае обработки умеренных объемов информации, при этом сложность прикладного компонента должна быть невысокой,

· модель комплексного сервера (рис. 4.4):

Рис. 4.4. Модель комплексного сервера

Преимущества модели: высокая производительность, централизованное администрирование, экономия ресурсов сети. Такой сервер оптимален для крупных сетей, ориентированных на обработку больших и увеличивающихся со временем объемов информации;

· трехзвенная архитектура «клиент-сервер» (рис. 4.5). Используется при усложнении и увеличении ресурсоемкости прикладного компонента.

Рис. 4.5. Трехзвенная архитектура

В сервере приложений могут быть реализованы несколько прикладных функций, каждая из которых оформляется как отдельная служба, предоставляющая некоторые услуги всем программам. Таких серверов может быть несколько, каждый из них ориентирован на предоставление некоторого набора услуг. Данная архитектура базируется на дальнейшей специализации компонентов архитектуры: клиент занимается только организацией интерфейса с пользователем, сервер БД выполняет только стандартную обработку данных, для реализации логики обработки данных архитектура предусматривает отдельный слой - слой бизнес-логики, он может представлять собой либо выделенный сервер (сервер приложений), либо размещаться на клиенте в качестве библиотеки.

В рамках архитектуры «клиент-сервер» существуют два основных понятия:

· «тонкий» клиент. Используется мощный сервер БД и библиотека хранимых процедур, позволяющих производить вычисления, реализующие основную логику обработки данных, непосредственно на сервере. Клиентское приложение, соответственно, предъявляет невысокие требования к аппаратному обеспечению рабочей станции;

· «толстый» клиент реализует основную логику обработки на клиенте, а сервер представляет собой в чистом виде сервер БД, обеспечивающий исполнение только стандартных запросов на манипуляцию с данными (как правило - чтение, запись, модификацию данных в таблицах реляционной БД).

Сетевые ИТ

Электронная почта . Возникшая самой первой, эта форма обмена электронными сообщениями (e-mail) продемонстрировала саму возможность практически мгновенного общения посредством компьютерных сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами, она позволила обмениваться информацией группам людей. Такой модификацией стали группы или списки рассылки. С помощью ПО для работы с электронной почтой можно создавать электронные сообщения и делать вложения в них. Функция вложения используется для отправки по почте документов любого типа, например текстовых документов, электронных таблиц, мультимедиа файлов, файлов БД и т.д. Разработанное позже ПО для фильтрации текста расширило возможности электронной почты, чтобы помочь пользователю в структурировании, направлении и фильтрации сообщений. Потребность в этих услугах обусловлена тем, что постоянно растет количество почты, которая почти или совсем не нужна пользователю (Spam). ПО для фильтрации может обеспечивать доставку пользователям только персональных сообщений, содержащих важные для них новости, а также помогает находить информацию, необходимую пользователям в процессе принятия решений.

Телеконференции или группы новостей . Телеконференции - следующий этап развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы тематической группировки сообщений. Такие системы проведения конференций дают возможность группе совместно работающих, но территориально разделенных людей обмениваться в режиме on-line мнениями, идеями или информацией при обсуждении какого-либо вопроса, преодолев временные и пространственные барьеры. В настоящее время существует масса разновидностей систем проведения конференций, включая компьютерные конференции (совещания, проводимые с помощью электронной почты), селекторные совещания с возможностью подключения мобильных абонентов, конференции с использованием настольных ПК, средств мультимедиа, теле- и видеоконференции.

Интерактивное общение (чаты). С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Интернете в режиме постоянного присутствия, поэтому появился сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течение незначительного промежутка времени после отправки его собеседником.

Наиболее распространенными современными средствами интерактивного общения являются Web-приложения, которые поддерживают следующие формы организации общения:

o Гостевые книги. Первая и самая простая форма. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым, каждое из которых оставлено в ней каким-либо посетителем.

o Форумы . Первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви - как в телеконференциях. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первыми сообщениями. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение - в ответ на уже написанные. Темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют неформальные администраторы и модераторы. Наиболее развитые форумы начинают обладать первыми признаками социальных сетей - между участниками могут быть установлены долговременные социальные связи по интересам.

o Блоги (Web Log - Web-журнал, Web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал - оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми, самый распространенный подход - это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать листинговый просмотр - список записей из журналов «друзей», регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества по интересам - журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть свободно размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества.

В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

· В подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей, т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника и его идентифицируемость.

· Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но, тем не менее, идентификация пользователя происходит постоянно.

· Помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение - внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы, желательные контакты, темы для общения и т.д.

· Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались чрезвычайно эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи, они постепенно стали одним из средств наполнения контента сайта содержимым, имеющим реальную коммерческую и социальную ценность.

На основе последнего подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных Web-сервисов, объединенных общим названием сервисы Web 2.0. Можно указать некоторые такие ресурсы:

o Социальные закладки . Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious.

o Социальные каталоги напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с БД цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.

o Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи, доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций и рейтингов. Примеры: discogs.com, IMDb.com.

o Многопользовательские сетевые игры имитируют виртуальные миры с различными системами подсчета очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.

o Многоязычные социальные сети позволяют налаживать социальные связи между людьми, говорящими на разных языках. При этом используется специальное ПО, позволяющее переводить фразы с одного языка на другой в режиме реального времени. Примеры: Dudu.

o Геосоциальные сети формируют социальные связи на основании географического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации (например, GPS или гибридные системы типа технологии AlterGeo), которые дают возможность определять текущее местонахождение того или иного пользователя и соотносить его позицию в пространстве с расположением различных мест и людей вокруг.

o Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: Доктор на работе, Профессионалы.ру, MyStarWay.com, LinkedIn, MarketingPeople, Viadeo.

o Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в online режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, ВКонтакте.

o Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учета их мнений о продукте, тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.

Цель лекции: показать, каким образом в веб-технологиях реализуются общие принципы клиент-серверных технологий. Рассмотреть ключевые элементы базового протокола HTTP.

Предметом данного курса являются технологии глобальной сети World Wide Web (сокращенно WWW или просто Web). На русском языке распространенным вариантом является название "Веб".

В частности, в рамках курса будут рассмотрены такие вопросы как: базовые стандарты и протоколы сети Веб, языки разметки и программирования веб-страниц, инструменты разработки и управления веб-контента и приложений для Веб, средства интеграции веб-контента и приложений в Веб.

Сеть Веб представляет собой глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета и протоколе передачи данных HTTP. Зачастую, говоря об Интернете, подразумевают именно сеть Веб .

Клиент-серверные технологии Веб

Базовым протоколом сети гипертекстовых ресурсов Веб является протокол HTTP. В его основу положено взаимодействие "клиент-сервер ", то есть предполагается, что:

    Потребитель-клиент инициировав соединение с поставщиком-сервером посылает ему запрос;

    Поставщик-сервер , получив запрос, производит необходимые действия и возвращает обратно клиенту ответ с результатом.

При этом возможны два способа организации работы компьютера-клиента:

    Тонкий клиент - это компьютер-клиент, который переносит все задачи по обработке информации на сервер. Примером тонкого клиента может служить компьютер с браузером, использующийся для работы с веб-приложениями.

    Толстый клиент , напротив, производит обработку информации независимо от сервера, использует последний в основном лишь для хранения данных.

Прежде чем перейти к конкретным клиент-серверным веб-технологиям, рассмотрим основные принципы и структуру базового протокола HTTP.

Протокол http

HTTP (HyperText Transfer Protocol - RFC 1945, RFC 2616) - протокол прикладного уровня для передачи гипертекста.

Центральным объектом в HTTP является ресурс , на который указывает URI в запросе клиента. Обычно такими ресурсами являются хранящиеся на сервере файлы. Особенностью протокола HTTP является возможность указать в запросе и ответе способ представления одного и того же ресурса по различным параметрам: формату, кодировке, языку и т. д. Именно благодаря возможности указания способа кодирования сообщения клиент и сервер могут обмениваться двоичными данными, хотя изначально данный протокол предназначен для передачи символьной информации. На первый взгляд это может показаться излишней тратой ресурсов. Действительно, данные в символьном виде занимают больше памяти, сообщения создают дополнительную нагрузку на каналы связи, однако подобный формат имеет много преимуществ. Сообщения, передаваемые по сети, удобочитаемы, и, проанализировав полученные данные, системный администратор может легко найти ошибку и устранить ее. При необходимости роль одного из взаимодействующих приложений может выполнять человек, вручную вводя сообщения в требуемом формате.

В отличие от многих других протоколов, HTTP является протоколом без памяти. Это означает, что протокол не хранит информацию о предыдущих запросах клиентов и ответах сервера. Компоненты, использующие HTTP, могут самостоятельно осуществлять сохранение информации о состоянии, связанной с последними запросами и ответами. Например, клиентское веб-приложение, посылающее запросы, может отслеживать задержки ответов, а веб-сервер может хранить IP-адреса и заголовки запросов последних клиентов.

Всё программное обеспечение для работы с протоколом HTTP разделяется на три основные категории:

    Серверы - поставщики услуг хранения и обработки информации (обработка запросов).

    Клиенты - конечные потребители услуг сервера (отправка запросов).

    Прокси-серверы для поддержки работы транспортных служб.

"Классическая" схема HTTP-сеанса выглядит так.

    Установление TCP-соединения.

    Запрос клиента.

    Ответ сервера.

    Разрыв TCP-соединения.

Таким образом, клиент посылает серверу запрос, получает от него ответ, после чего взаимодействие прекращается. Обычно запрос клиента представляет собой требование передать HTML-документ или какой-нибудь другой ресурс, а ответ сервера содержит код этого ресурса.

В состав HTTP-запроса, передаваемого клиентом серверу, входят следующие компоненты.

    Строка состояния (иногда для ее обозначения используют также термины строка-статус, или строка запроса).

    Поля заголовка.

    Пустая строка.

    Тело запроса.

Строку состояния вместе с полями заголовка иногда называют также заголовком запроса .

Рис. 1.1. Структура запроса клиента.

Строка состояния имеет следующий формат:

метод_запроса URL_pecypca версия_протокола_НТТР

Рассмотрим компоненты строки состояния, при этом особое внимание уделим методам запроса.

Метод , указанный в строке состояния, определяет способ воздействия на ресурс, URL которого задан в той же строке. Метод может принимать значения GET, POST, HEAD, PUT, DELETE и т.д. Несмотря на обилие методов, для веб-программиста по-настоящему важны лишь два из них: GET и POST.

    GET. Согласно формальному определению, метод GET предназначается для получения ресурса с указанным URL. Получив запрос GET, сервер должен прочитать указанный ресурс и включить код ресурса в состав ответа клиенту. Ресурс, URL которого передается в составе запроса, не обязательно должен представлять собой HTML-страницу, файл с изображением или другие данные. URL ресурса может указывать на исполняемый код программы, который, при соблюдении определенных условий, должен быть запущен на сервере. В этом случае клиенту возвращается не код программы, а данные, сгенерированные в процессе ее выполнения. Несмотря на то что, по определению, метод GET предназначен для получения информации, он может применяться и в других целях. Метод GET вполне подходит для передачи небольших фрагментов данных на сервер.

    POST. Согласно тому же формальному определению, основное назначение метода POST - передача данных на сервер. Однако, подобно методу GET, метод POST может применяться по-разному и нередко используется для получения информации с сервера. Как и в случае с методом GET, URL, заданный в строке состояния, указывает на конкретный ресурс. Метод POST также может использоваться для запуска процесса.

    Методы HEAD и PUT являются модификациями методов GET и POST.

Версия протокола HTTP , как правило, задается в следующем формате:

HTTP/версия.модификация

Поля заголовка , следующие за строкой состояния, позволяют уточнять запрос, т.е. передавать серверу дополнительную информацию. Поле заголовка имеет следующий формат:

Имя_поля: Значение

Назначение поля определяется его именем, которое отделяется от значения двоеточием.

Имена некоторых наиболее часто встречающихся в запросе клиента полей заголовка и их назначение приведены в табл. 1.1 .

Таблица 1.1. Поля заголовка запроса HTTP.

Поля заголовка HTTP-запроса

Значение

Доменное имя или IP-адрес узла, к которому обращается клиент

URL документа, который ссылается на ресурс, указанный в строке состояния

Адрес электронной почты пользователя, работающего с клиентом

MIME-типы данных, обрабатываемых клиентом. Это поле может иметь несколько значений, отделяемых одно от другого запятыми. Часто поле заголовка Accept используется для того, чтобы сообщить серверу о том, какие типы графических файлов поддерживает клиент

Набор двухсимвольных идентификаторов, разделенных запятыми, которые обозначают языки, поддерживаемые клиентом

Перечень поддерживаемых наборов символов

MIME-тип данных, содержащихся в теле запроса (если запрос не состоит из одного заголовка)

Число символов, содержащихся в теле запроса (если запрос не состоит из одного заголовка)

Присутствует в том случае, если клиент запрашивает не весь документ, а лишь его часть

Используется для управления TCP-соединением. Если в поле содержится Close, это означает, что после обработки запроса сервер должен закрыть соединение. Значение Keep-Alive предлагает не закрывать TCP-соединение, чтобы оно могло быть использовано для последующих запросов

Информация о клиенте

Во многих случаях при работе в Веб тело запроса отсутствует. При запуске CGI-сценариев данные, передаваемые для них в запросе, могут размещаться в теле запроса.

Ниже представлен пример HTML-запроса, сгенерированного браузером

GET http://oak.oakland.edu/ HTTP/1.0

Connection: Keep-Alive

User-Agent: Mozilla/4.04 (Win95; I)

Host: oak.oakland.edu

Accept: image/gif, image/x-xbitmap, image/jpeg, image/pjpeg, image/png, */*

Accept-Language: en

Accept-Charset: iso-8859-l,*,utf-8

Получив от клиента запрос, сервер должен ответить ему. Знание структуры ответа сервера необходимо разработчику веб-приложений, так как программы, которые выполняются на сервере, должны самостоятельно формировать ответ клиенту.

Подобно запросу клиента, ответ сервера также состоит из четырех перечисленных ниже компонентов.

    Строка состояния.

    Поля заголовка.

    Пустая строка.

    Тело ответа.

Ответ сервера клиенту начинается со строки состояния, которая имеет следующий формат:

Версия_протокола Код_ответа Пояснительное_сообщение

    Версия_протокола задается в том же формате, что и в запросе клиента, и имеет тот же смысл.

    Код_ответа - это трехзначное десятичное число, представляющее в закодированном виде результат обслуживания запроса сервером.

    Пояснительное_сообщение дублирует код ответа в символьном виде. Это строка символов, которая не обрабатывается клиентом. Она предназначена для системного администратора или оператора, занимающегося обслуживанием системы, и является расшифровкой кода ответа.

Из трех цифр, составляющих код ответа, первая (старшая) определяет класс ответа, остальные две представляют собой номер ответа внутри класса. Так, например, если запрос был обработан успешно, клиент получает следующее сообщение:

HТТР/1.0 200 ОК

Как видно, за версией протокола HTTP 1.0 следует код 200. В этом коде символ 2 означает успешную обработку запроса клиента, а остальные две цифры (00) - номер данного сообщения.

В используемых в настоящее время реализациях протокола HTTP первая цифра не может быть больше 5 и определяет следующие классы ответов.

    1 - специальный класс сообщений, называемых информационными. Код ответа, начинающийся с 1, означает, что сервер продолжает обработку запроса. При обмене данными между HTTP-клиентом и HTTP-сервером сообщения этого класса используются достаточно редко.

    2 - успешная обработка запроса клиента.

    3 - перенаправление запроса. Чтобы запрос был обслужен, необходимо предпринять дополнительные действия.

    4 - ошибка клиента. Как правило, код ответа, начинающийся с цифры 4, возвращается в том случае, если в запросе клиента встретилась синтаксическая ошибка.

    5 - ошибка сервера. По тем или иным причинам сервер не в состоянии выполнить запрос.

Примеры кодов ответов, которые клиент может получить от сервера, и поясняющие сообщения приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Классы кодов ответа сервера.

Расшифровка

Интерпретация

Часть запроса принята, и сервер ожидает от клиента продолжения запроса

Запрос успешно обработан, и в ответе клиента передаются данные, указанные в запросе

В результате обработки запроса был создан новый ресурс

Запрос принят сервером, но обработка его не окончена. Данный код ответа не гарантирует, что запрос будет обработан без ошибок.

Partial Content

Сервер возвращает часть ресурса в ответ на запрос, содержавший поле заголовка Range

Multiple Choice

Запрос указывает более чем на один ресурс. В теле ответа могут содержаться указания на то, как правильно идентифицировать запрашиваемый ресурс

Moved Permanently

Затребованный ресурс больше не располагается на сервере

Moved Temporarily

Затребованный ресурс временно изменил свой адрес

В запросе клиента обнаружена синтаксическая ошибка

Имеющийся на сервере ресурс недоступен для данного пользователя

Ресурс, указанный клиентом, на сервере отсутствует

Method Not Allowed

Сервер не поддерживает метод, указанный в запросе

Internal Server Error

Один из компонентов сервера работает некорректно

Not Implemented

Функциональных возможностей сервера недостаточно, чтобы выполнить запрос клиента

Service Unavailable

Служба временно недоступна

HTTP Version not Supported

Версия HTTP, указанная в запросе, не поддерживается сервером

В ответе используется такая же структура полей заголовка, как и в запросе клиента. Поля заголовка предназначены для того, чтобы уточнить ответ сервера клиенту. Описание некоторых из полей, которые можно встретить в заголовке ответа сервера, приведено в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Поля заголовка ответа веб-сервера.

Имя поля

Описание содержимого

Имя и номер версии сервера

Время в секундах, прошедшее с момента создания ресурса

Список методов, допустимых для данного ресурса

Content-Language

Языки, которые должен поддерживать клиент для того, чтобы корректно отобразить передаваемый ресурс

MIME -тип данных, содержащихся в теле ответа сервера

Число символов, содержащихся в теле ответа сервера

Дата и время последнего изменения ресурса

Дата и время, определяющие момент генерации ответа

Дата и время, определяющие момент, после которого информация, переданная клиенту, считается устаревшей

В этом поле указывается реальное расположение ресурса. Оно используется для перенаправления запроса

Директивы управления кэшированием. Например, no-cache означает, что данные не должны кэшироваться

В теле ответа содержится код ресурса, передаваемого клиенту в ответ на запрос. Это не обязательно должен быть HTML-текст веб-страницы. В составе ответа могут передаваться изображение, аудио-файл, фрагмент видеоинформации, а также любой другой тип данных, поддерживаемых клиентом. О том, как следует обрабатывать полученный ресурс, клиенту сообщает содержимое поля заголовка Content-type.

Ниже представлен пример ответа сервера на запрос, приведенный в предыдущем разделе. В теле ответа содержится исходный текст HTML-документа.

Server: Microsoft-IIS/5.1

X-Powered-By: ASP.NET

Content-Type: text/html

Accept-Ranges: bytes

ETag: "b66a667f948c92:8a5"

Content-Length: 426

Operand1:

Operand2:

Operation:

Поля заголовка и тело сообщения могут отсутствовать, но строка состояния является обязательным элементом, так как указывает на тип запроса/ответа.

Поле с именем Content-type может встречаться как в запросе клиента, так и в ответе сервера. В качестве значения этого поля указывается MIME -тип содержимого запроса или ответа. MIME -тип также передается в поле заголовка Accept, присутствующего в запросе.

Спецификация MIME (Multipurpose Internet Mail Extension - многоцелевое почтовое расширение Internet) первоначально была разработана для того, чтобы обеспечить передачу различных форматов данных в составе электронных писем. Однако применение MIME не исчерпывается электронной почтой. Средства MIME успешно используются в WWW и, по сути, стали неотъемлемой частью этой системы.

Стандарт MIME разработан как расширяемая спецификация, в которой подразумевается, что число типов данных будет расти по мере развития форм представления данных. Каждый новый тип в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в IANA (Internet Assigned Numbers Authority).

До появления MIME компьютеры, взаимодействующие по протоколу HTTP, обменивались исключительно текстовой информацией. Для передачи изображений, как и для передачи любых других двоичных файлов, приходилось пользоваться протоколом FTP.

В соответствии со спецификацией MIME , для описания формата данных используются тип и подтип . Тип определяет, к какому классу относится формат содержимого HTTP-запроса или HTTP-ответа. Подтип уточняет формат. Тип и подтип отделяются друг от друга косой чертой:

тип/подтип

Поскольку в подавляющем большинстве случаев в ответ на запрос клиента сервер возвращает исходный текст HTML-документа, то в поле Content-type ответа обычно содержится значение text/html. Здесь идентификатор text описывает тип, сообщая, что клиенту передается символьная информация, а идентификатор html описывает подтип, т.е. указывает на то, что последовательность символов, содержащаяся в теле ответа, представляет собой описание документа на языке HTML.

Перечень типов и подтипов MIME достаточно велик. В табл. 1.4 приведены примеры MIME -типов, наиболее часто встречающиеся в заголовках HTML-запросов и ответов.

Таблица 1.4. MIME типы данных.

Тип/подтип

Расширение файла

Описание

Документ, предназначенный для обработки Acrobat Reader

application/msexcel

Документ в формате Microsoft Excel

application/postscript

Документ в формате PostScript

application/x-tex

Документ в формате ТеХ

application/msword

Документ в формате Microsoft Word

Документ в формате RTF, отображаемый с помощью Microsoft Word

Изображение в формате GIF

Изображение в формате JPEG

Изображение в формате TIFF

Изображение в формате XBitmap

ASCII-текст

Документ в формате HTML

Аудиофайл в формате MIDI

Аудиофайл в формате WAV

Почтовое сообщение

Сообщение в группы новостей

Mpeg, .mpg, .mpe

Видеофрагмент в формате MPEG

Видеофрагмент в формате AVI

Для однозначной идентификации ресурсов в сети Веб используются уникальные идентификаторы URL.

Единообразный идентификатор ресурса URI (Uniform Resource Identifier) представляет собой короткую последовательность символов, идентифицирующую абстрактный или физический ресурс. URI не указывает на то, как получить ресурс, а только идентифицирует его. Это даёт возможность описывать с помощью RDF (Resource Description Framework) ресурсы, которые не могут быть получены через Интернет (имена, названия и т.п.). Самые известные примеры URI - это URL и URN.

    URL (Uniform Resource Locator) - это URI, который, помимо идентификации ресурса, предоставляет ещё и информацию о местонахождении этого ресурса.

    URN (Uniform Resource Name) - это URI, который идентифицирует ресурс в определённом пространстве имён, но, в отличие от URL, URN не указывает на местонахождение этого ресурса.

URL имеет следующую структуру:

<схема>://<логин>:<пароль>@<хост>:<порт>/

    схема - схема обращения к ресурсу (обычно сетевой протокол);

    логин - имя пользователя, используемое для доступа к ресурсу;

    пароль - пароль, ассоциированный с указанным именем пользователя;

    хост - полностью прописанное доменное имя хоста в системе DNS или IP-адрес хоста;

    порт - порт хоста для подключения;

    URL-путь - уточняющая информация о месте нахождения ресурса.

Клиентские технологии

Представление и отображение данных должно осуществляться в соответствии с определенным набором правил, в качестве которого используют html (Hypertext Markup Language). Html по сути не является языком программирования, поскольку не выполняет никаких функций по обработке материала, только по его оформлению и представлению. Теги этого метаязыка помогают получать в окне браузера информацию именно в том виде, в каком желает вебмастер. Отметим, что гипертекст разработан в 1989 году и изначально создавался с целью обмена различной документацией, позволяя браузерам отличать, например, заголовки и подзаголовки от рисунков и текста.

Интернет технологии развивались, html радикально изменился, с учетом новых возможностей появился "усовершенствованный" xhtml (Extensible Hypertext Markup Language) - язык расширенной разметки гипертекста для веб страниц, по возможностям сопоставимый с html и созданный на базе xml.

Разметка страниц со временем усложнилась, и ее стало трудно поддерживать. В связи с этим потребовалось отделить структуру документа от его визуального представления; появились каскадные таблицы стилей (Cascading Style Sheets - CSS). Впервые таблицы стилей в качестве рекомендаций W3C приняты в 1996 году и с тех пор широко используются для верстки сайтов. CSS верстка веб сайтов позволяет, например, одинаково оформить множество элементов, исправив всего одну строку в таблице стилей.

Конечно, оптимальные результаты верстки web сайта могут быть получены только путем умелого сочетания html-кода и каскадной таблицы стилей.

Обычный интернет-пользователь, заходя на тот или иной веб сайт, конечно, обращает внимание на выпадающие меню, падающий снег, бегущую строку. Подобные эффекты могут быть созданы с помощью технологии JavaScript.

JavaScript - это облегченный, интерпретируемый язык программирования с объектно-ориентированными возможностями. Универсальное ядро языка встроено в различные веб-браузеры. Клиентская версия JavaScript позволяет включать в веб-страницы исполняемое содержимое, то есть web страница не обязаны быть статическим html-кодом, а может включать в себя программы, взаимодействующие с пользователем, управляющие браузером и динамически создающие html.

JavaScript развивался много лет, в течение которых выпущено несколько версий этого языка. Например, Microsoft издала версии под именем Jscript. В свою очередь ассоциация Ecma, деятельность которой посвящена стандартизации информационных и коммуникационных технологий, опубликовала три версии, стандартизирующие JavaScript под названием EcmaScript. Последняя и определила стандартную версию базового языка JavaScript, а World Wide Web Consortiums опубликовала рекомендацию DOM, отражающую возможности браузеров по поддержке объектной модели.

Web - браузеры позволяют просматривать страницы сети Интернет.

Как показывает практика, различные браузеры показывают конкретную страницу по-разному. Отображение страниц зависит от работы алгоритмов коррекции, встроенных в браузер, а в разных браузерах эти алгоритмы различны. Internet Explorer и Netscape Navigator, работая под Windows, отображают страницы примерно одинаково, с различиями лишь в таких деталях, как поля и отступы. Однако другие браузеры могут серьезно исказить некоторые страницы. Разработчики с каждой новой версией совершенствуют свои продукты, поэтому чем новее версия браузера, тем меньше он искажает.

Серверные технологии

В области программирования для сети Интернет PHP - один из популярных скриптовых языков (наряду с JSP, Perl и языками, используемыми в ASP.NET) благодаря своей простоте, скорости выполнения, богатой функциональности, кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.

Perl - высокоуровневый интерпретируемый динамический язык программирования общего назначения, созданный Ларри Уоллом, лингвистом по образованию. Основной особенностью языка считаются его богатые возможности для работы с текстом, в том числе работа с регулярными выражениями, встроенная в синтаксис. Перл унаследовал много свойств от языков Си, AWK, скриптовых языков командных оболочек UNIX.

JSP - одна из высокопроизводительных технологий, так как весь код страницы транслируется в java-код сервлета с помощью компилятора JSP страниц Jasper, и затем компилируется в байт-код виртуальной машины java (JVM). Контейнеры сервлетов, способные исполнять JSP страницы, написаны на языке Java, который может работать на различных платформах. JSP страницы загружаются на сервере и управляются из структуры специального Java server packet, который называется Java EE Web Application, в большинстве своём упакованные в файловые архивы.war и.ear. Выгода, которую дает технология JSP в сравнении с другими веб-технологиями заключается в том, что JSP является платформонезависимой, переносимой и легко расширяемой технологией для разработки веб-приложений.

ASP.NET - технология создания веб-приложений и веб-сервисов от компании Майкрософт. Она является составной частью платформы Microsoft .NET и развитием более старой технологии Microsoft ASP. ASP.NET внешне во многом сохраняет схожесть с более старой технологией ASP, что позволяет разработчикам относительно легко перейти на ASP.NET. В то же время внутреннее устройство ASP.NET существенно отличается от ASP, поскольку она основана на платформе.NET и, следовательно, использует все новые возможности, предоставляемые этой платформой.

ASP.NET не является платформой.

IIS - проприетарный набор серверов для нескольких служб Интернета от компании Майкрософт. IIS распространяется с операционными системами семейства Windows NT.

Основным компонентом IIS является веб-сервер, который позволяет размещать в Интернете сайты. IIS поддерживает протоколы HTTP, HTTPS, FTP, POP3, SMTP, NNTP.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: