Яндекс почта как отсортировать письма. Автоматическая сортировка писем по папкам. Пометить письмо прочитанным или непрочитанным

Поздней осенью 1480 года закончилось Великое стояние на Угре. Считается, что после этого на Руси не стало монголо-татарского ига.

ОСКОРБЛЕНИЕ

Конфликт великого князя Московского Ивана III с ханом Большой Орды Ахматом возник, по одной версии, из-за неуплаты дани. Но ряд историков считают, что Ахмат дань получил, но пошёл на Москву потому, что не дождался личного присутствия Ивана III, который должен был получить ярлык на великое княжение. Тем самым князь не признал авторитет и власть хана.

Особо должно было оскорбить Ахмата то, что, когда он отправил в Москву послов просить дани и оброков за прошлые годы, великий князь опять не проявил должного уважения. В «Казанской истории» написано даже так: «великий же князь не испугался... взяв басму, плюнул, сломал, бросил наземь и растоптал ногами своими". Конечно, такое поведение великого князя трудно представить, но отказ признать власть Ахмата последовал.

Подтверждение гордости хана есть и в другом эпизоде. На «Угорщине» Ахмат, который находился не в лучшей стратегической позиции, требовал, чтобы Иван III сам приехал в ордынскую ставку и стал у стремени владыки, дожидаясь принятия решения.

ЖЕНСКОЕ УЧАСТИЕ

А вот Ивана Васильевича заботила собственная семья. Его жену народ недолюбливал. Запаниковав, князь в первую очередь спасает жену: «великую княгиню Софию (римлянку, как выражаются летописцы), Иоанн послал вместе с казною на Белоозеро, давши наказ ехать далее к морю и океану, если хан перейдет Оку», - писал историк Сергей Соловьев. Однако её возвращению с Белоозера в народе не радовались: «великая княгиня Софья бегала от Татар на Белоозеро, а не гонял никто же».

Братья, Андрей Галицкий и Борис Волоцкий, подняли мятеж, требуя поделить наследство умершего брата - князя Юрия. Только когда этот конфликт был улажен, не без помощи матери, Иван III мог продолжать борьбу с Ордой. Вообще, "женское участие" в стоянии на Угре велико. Если верить Татищеву, то именно Софья уговорила Ивана III принять историческое решение. Победу в Стоянии также приписывают заступничеству Богородицы.

Кстати, размер требуемой дани был относительно невысок - 140 000 алтын. Хан Тохтамыш за век до этого собрал с Владимирского княжества около почти в 20 раз больше.

Не экономили и при планировании обороны. Иван Васильевич дал указ жечь посады. Жителей переселили внутрь крепостных стен.

Есть версия, что князь попросту откупился от хана после Стояния: одну часть денег выплатил на Угре, вторую - после отступления. За Окой Андрей Меньшой, брат Ивана III, не нападал на татар, а отдал «выход».

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Великий князь от активных действий отказывался. Впоследствии потомки одобрили его оборонительную позицию. А вот у некоторых современников мнение было иное.

При известии о приближении Ахмата, он запаниковал. Народ, согласно летописи, обвинял князя в том, что тот подвергает всех опасности своей нерешительностью. Опасаясь покушений, Иван уехал в Красное сельцо. Его наследник, Иван Молодой, находился в это время при войске, игнорируя просьбы и грамоты отца с требованием покинуть армию.

Великий князь выехал всё же по направлению к Угре в начале октября, но до основных сил не добрался. В городе Кременец он дождался примирившихся с ним братьев. А в это время на Угре шли бои.

ПОЧЕМУ НЕ ПОМОГ ПОЛЬСКИЙ КОРОЛЬ?

Главный союзник Ахмат-хана, великий литовский князь и польский король Казимир IV , на помощь так и не пришел. Возникает вопрос: почему?

Одни пишут о том, что король был озабочен нападением крымского хана Мепгли-Гирея. Другие указывают на внутренние усобийцы в земле литовской - «заговор князей». «Русские элементы», недовольные королем, искали поддержки у Москвы, хотели воссоединения с русскими княжествами. Есть и такое мнение, что король сам не хотел конфликтов с Русью. Крымский хан был ему не страшен: посол с середины октября вел в Литве переговоры.

И замерзающий хан Ахмат, дождавшись морозов, а не подкрепления, писал Ивану III: «А нынеча если от берега пошол, потому что у меня люди без одеж, а кони без попон. А минет сердце зимы девяносто дней, и аз опять на тебя буду, а пить ти у меня вода мутная».

Гордый, но неосторожный Ахмат вернулся в степь с добычей, разорив земли бывшего союзника, и остался зимовать в устье Донца. Там сибирский хан Ивак через три месяца после «Угорщины» собственноручно убил противника во сне. В Москву был отправлен посол объявить о кончине последнего правителя Большой Орды. Историк Сергей Соловьев пишет об этом так: «Последний грозный для Москвы хан Золотой Орды погиб от одного из потомков Чингисхановых; у него остались сыновья, которым также суждено было погибнуть от татарского оружия».

Вероятно, потомки всё же остались: Анна Горенко считала Ахмата своим предком по материнской линии и, став поэтессой, взяла псевдоним - Ахматова.

СПОРЫ О МЕСТЕ И ВРЕМЕНИ

Историки спорят о том, где же на Угре было Стояние. Называют и район под Опаковым городищем, и село Городец, и место слияния Угры с Окой. «К устью Угры вдоль ее правого, «литовского» берега тянулась сухопутная дорога из Вязьмы, по которой ожидалась литовская помощь и которую ордынцы могли использовать для маневров. Даже в середине XIX в. Российский генеральный штаб рекомендовал эту дорогу для передвижения войск от Вязьмы к Калуге», - пишет историк Вадим Каргалов.

Не известна и точная дата прихода Ахамата на Угру. Книги и летописи сходятся в одном: случилось это не ранее начала октября. Владимирская летопись, например, точна вплоть до часа: «прииде на Угру октября в 8 день, в неделю, в 1 час дня». В Вологодско-Пермской летописи написано: «прочь царь пошол от Угры в четверг, канун Михайлову дни» (7 ноября).

Существует большое количество фактов, которые не только однозначно опровергают гипотезу о татаро-монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно, и, что делалось это с вполне определённой целью… Но кто и зачем умышленно исказил историю? Какие реальные события они хотели скрыть и почему?

Если проанализировать исторические факты, становится очевидно, что «татаро-монгольское иго» было придумано для того, чтобы скрыть последствия от «крещения» . Ведь эта религия навязывалась далеко не мирным способом… В процессе «крещения» была уничтожена большая часть населения Киевского княжества! Однозначно становится понятно, что те силы, которые стояли за навязыванием этой религии, в дальнейшем и сфабриковали историю, подтасовывая исторические факты под себя и свои цели...

Данные факты известны историкам и не являются секретными, они общедоступны, и каждый желающий без проблем может найти их в Интернете. Опуская научные изыскания и обоснования, кои описаны уже достаточно широко, подытожим основные факты, которые опровергают большую ложь о «татаро-монгольском иге».

1. Чингисхан

Реконструкция трона Чингисхана с родовой тамгой со свастикой.

2. Монголия

Государство Монголия появилась только в 1930-х годах, когда к кочевникам, проживающим в пустыне Гоби, приехали большевики и сообщили им, что они – потомки великих монголов, и их «соотечественник» создал в своё время Великую Империю, чему они очень удивились и обрадовались. Слово «Могол» имеет греческое происхождение, и означает «Великий». Этим словом греки называли наших предков – славян. Никакого отношение к названию какого-либо народа оно не имеет (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

3. Состав армии «татаро-монголов»

70-80% армии «татаро-монголов» составляли русские, остальные 20-30% приходились на другие малые народы Руси, собственно, как и сейчас. Этот факт наглядно подтверждает фрагмент иконы Сергия Радонежского «Куликовская Битва». На нём чётко видно, что с обеих сторон воюют одинаковые воины. И это сражение больше похоже на гражданскую войну, чем на войну с иностранным завоевателем.

4. Как выглядели «татаро-монголы»?

Обратите внимание на рисунок гробницы Генриха II Набожного, который был убит на Легницком поле.

Надпись следующая: «Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.» Как мы видим у этого «татарина» совершенно русская внешность, одежда и оружие. На следующем изображении – «ханский дворец в столице монгольской империи Ханбалыке» (считается, что Ханбалык – это якобы и есть ).

Что здесь «монгольского» и что – «китайского»? Вновь, как и в случае с гробницей Генриха II, перед нами – люди явно славянского облика. Русские кафтаны, стрелецкие колпаки, те же окладистые бороды, те же характерные лезвия сабель под названием «елмань». Крыша слева – практически точная копия крыш старорусских теремов…(А. Бушков, «Россия, которой не было»).

5. Генетическая экспертиза

По последним данным, полученным в результате генетических исследований, оказалось, что татары и русские имеют очень близкую генетику. Тогда как отличия генетики русских и татар от генетики монголов – колоссальны: «Отличия русского генофонда (почти полностью европейского) от монгольского (почти полностью центрально-азиатского) действительно велики – этo как бы два разных мира…» (oagb.ru).

6. Документы в период татаро-монгольского ига

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

7. Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием « ». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская! ..»

В этом тексте нет даже намёка на «татаро-монгольское иго». Но зато в этом «древнем» документе присутствует такая строчка: «Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!»

До церковной реформы Никона, которая была проведена в середине 17 века, называлось «правоверным». Православным оно стало называться только после этой реформы... Стало быть, этот документ мог быть написан не ранее середины 17 века и никакого отношения к эпохе «татаро-монгольского ига» не имеет...

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину.

Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или (см. карту).

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…» (см. сайт «Пища РА»)…

Откуда пошло название Тартария

Наши предки знали законы природы и реальное устройство мира, жизни, человека. Но, как и сейчас, уровень развития каждого человека не был одинаковым и в те времена. Людей, которые в своём развитии ушли значительно дальше других, и которые могли управлять пространством и материей (управлять погодой, исцелять болезни, видеть будущее и т.д.), называли Волхвами. Тех из Волхвов, кто умел управлять пространством на планетарном уровне и выше, называли Богами.

То есть, значение слова Бог, у наших предков было совсем не таким, каким оно является сейчас. Богами были люди, ушедшие в своём развитии намного дальше, чем подавляющее большинство людей. Для обычного человека их способности казались невероятными, тем не менее, боги тоже были людьми, и возможности каждого бога имели свой предел.

У наших предков были покровители – , его ещё называли Даждьбог (дающий Бог) и его сестра – Богиня Тара. Эти Боги помогали людям в решении таких проблем, которые наши предки не могли решить самостоятельно. Так вот, боги Тарх и Тара обучали наших предков тому, как строить дома, возделывать землю, письменности и многому другому, что было необходимо для того, чтобы выжить после катастрофы и со временем восстановить цивилизацию.

Поэтому, ещё совсем недавно наши предки говорили чужестранцам «Мы дети Тарха и Тары…». Говорили так, потому что в своём развитии, действительно были детьми по отношению к значительно ушедшим в развитии Тарху и Таре. И жители других стран называли наших предков «Тархтарами», а в дальнейшем, из-за сложности в произношении – «Тартарами». Отсюда и произошло название страны – Тартария…

Крещение Руси

Причём здесь крещение Руси? – могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причём. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать (см. статью ). Вспомним из школьной программы по истории, хотя бы, те же «Берестяные грамоты» – письма, которые писали друг другу крестьяне на бересте из одной деревни в другую.

У наших предков было ведическое мировоззрение, как я уже писал выше, это не было религией. Так как суть любой религии сводится к слепому принятию каких-либо догм и правил, без глубокого понимания, почему нужно делать именно так, а не иначе. Ведическое мировоззрение же давало людям именно понимание реальных законов природы, понимание того, как устроен мир, что есть хорошо, а что – плохо.

Люди видели, что происходило после « » в соседних странах, когда под воздействием религии успешная, высокоразвитая страна с образованным населением, в считанные годы погружалась в невежество и хаос, где читать и писать умели уже только представители аристократии, и то далеко не все...

Все прекрасно понимали, что в себе несёт «Греческая религия», в которую собирался крестить Киевскую Русь князь Владимир Кровавый и те, кто стоял за ним. Поэтому никто из жителей тогдашнего Киевского княжества (провинции, отколовшейся от ) не принимал эту религию. Но за Владимиром стояли большие силы, и они не собирались отступать.

В процессе «крещения» за 12 лет насильственной христианизации было уничтожено, за редким исключением, практически всё взрослое население Киевской Руси. Потому что навязать такое «учение» можно было только неразумным детям, которые, в силу своей молодости, ещё не могли понимать, что такая религия обращала их в рабов и в физическом, и духовном смысле этого слова. Всех же, кто отказывался принимать новую «веру» – убивали. Это подтверждают дошедшие до нас факты. Если до «крещения» на территории Киевской Руси было 300 городов и проживало 12 миллионов жителей, то после «крещения» осталось только 30 городов и 3 миллиона населения! 270 городов были разрушены! 9 миллионов людей было убито! (Дий Владимир, «Русь православная до принятия христианства и после»).

Но несмотря на то, что практически всё взрослое население Киевской Руси было уничтожено «святыми» крестителями, ведическая традиция не исчезла. На землях Киевской Руси установилось, так называемое, двоеверие. Большая часть населения чисто формально признавало навязанную религию рабов, а сама продолжала жить по ведической традиции, правда, не выставляя это напоказ. И это явление наблюдалось не только в народных массах, но и среди части правящей элиты. И такое положение вещей сохранялось вплоть до реформы патриарха Никона, который придумал, как можно всех обмануть.

Выводы

По сути, после крещения в Киевском княжестве в живых остались только дети и очень малая часть взрослого населения, которая приняла Греческую религию – 3 миллиона человек из 12-миллионного населения до крещения. Княжество было полностью разорено, большая часть городов, сёл и деревень разграблена и сожжена. Но ведь точно такую же картину рисуют нам авторы версии о «татаро-монгольском иге», отличие лишь в том, что эти же жестокие, действия там проделывали якобы «татаро-монголы»!

Как было всегда, победитель пишет историю. И становится очевидным, что для того, чтобы скрыть всю жестокость, с которой было крещено Киевское княжество, и с целью пресечь все возможные вопросы, и было впоследствии придумано «татаро-монгольское иго». Детей воспитали в традициях Греческой религии (культ Дионисия, а в дальнейшем – Христианство) и переписали историю, где всю жестокость свалили на «диких кочевников»…

Известное высказывание президента В.В. Путина о , в которой русские якобы воевали против татар с монголами…

Татаро-монгольское иго – самый большой миф истории.

о (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) - традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани .

Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.

Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками - представителями хана на завоеванных землях. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество. Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.

На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях - «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» - налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 - начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII - первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.

Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.

Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

сколько длилось татаро-монгольское иго на Руси!! ! надо точно

  1. не было никакого иго
  2. большое спасибо за ответы
  3. от дрючили россиян за милую душу....
  4. не было никаких монгол менгу мангу с тюркского вечный славный мангу татар
  5. с 1243 по 1480
  6. 1243-1480гг. При Ярославе Всеволодовиче считанется началось, когда он получил ярлык от ханов. И кончилось в 1480 считается. Куликово поле было в 1380, но потом Орда взяла Москву при поддержки поляков и литовцев.
  7. 238 лет (с 1242 по 1480)
  8. судя по многочисленным фактам несоответствия истории и были, - можно вс. Например можно было кочевников"татар" нанять любому князю и похоже "иго" ни что иное, как нанятое Киевским князем войско для смены веры православной на христианскую... получилось таки.
  9. с 1243 по 1480
  10. Никакого ига не было, под этим прикрыли гражданскую войну между Новгородом и Московй. Это доказали
  11. с 1243 по 1480
  12. с 1243 по 1480
  13. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 году.

    Весной 1238 г. татаро-монгольское войско хана Батыя, уже много месяцев разорявшее Русь, оказалось на Калужской земле под стенами Козельска. Согласно Никоновской летописи грозный покоритель Руси потребовал сдачи города, однако козельчани ответили отказом решив "главы своя положити за христианскую веру". В течение семи недель длилась осада и только после разрушения стены стенобитными орудиями врагу удалось подняться на вал, где "бысть брань велика и сеча зла". Часть защитников вышли за стены города и погибли в неравном бою, уничтожив до 4 тысяч татаро-монгольских воинов. Ворвавшись в Козельск Батый приказал уничтожить всех жителей, "до отрочят сосущих млеко", а город повелел называть "Злым градом". Подвиг козельчан, презревших смерть и не покорившихся сильнейшему врагу, стал одной из ярких страниц героического прошлого нашего Отечества.

    В 1240-х гг. русские князья оказались в политической зависимости от Золотой Орды. Начался период татаро-монгольского ига. Одновременно, в XIII в. под властью литовских князей начало складываться государство, в состав которого вошли русские земли, в том числе и часть "калужских". Граница между Великим княжеством литовским и княжеством Московским установились по рекам Оке и Угре.

    В XIV в. территория Калужского края стала местом постоянного противоборства между Литвой и Москвой. В 1371 г. литовский князь Ольгерд в жалобе Константинопольскому патриарху Филофею на митрополита Киевского и всея Руси Алексея, среди отнятых у него Москвой "против крестного целования" городов впервые называет Калугу (в отечественных источниках Калуга впервые упоминается в завещании Дмитрия Донского, умершего в 1389 г.) . Традиционно считается, что Калуга возникла, как пограничная крепость для защиты Московского княжества от нападения со стороны Литвы.

    Калужские города Таруса, Оболенск, Боровск и др. приняли участие в борьбе Дмитрия Ивановича (Донского) против Золотой Орды. Их дружины участвовали в 1380 г. в Куликовской битве. Значительную роль в победе над противником сыграл известный полководец Владимир Андреевич Храбрый (удельный князь серпуховский и боровский) . В Куликовской битве погибли тарусские князья Федор и Мстислав.

    Спустя сто лет Калужская земля стала местом, где произошли события положившие конец татаро-монгольскому игу. Великий князь Иван III Васильевич, превратившийся за годы своего правления из Московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси, в 1476 г. прекратил платить Орде ежегодный денежный "выход", собиравшийся с русских земель со времен Батыя. В ответ в 1480 г. хан Ахмат, в союзе с польско-литовским королем Казимиром IV, выступил в поход на русскую землю. Войска Ахмата двигались через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так ее и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подольскую землю.

    Не получив обещанной подмоги, Ахмат пошел к Угре и, став на берегу против русских полков, заблаговременно сосредоточенных здесь Иваном III, предпринял попытку перейти реку. Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки пресекались русскими войсками. Вскоре река начала замерзать. Иван III приказал отвести все войска к Кременцу, а затем к Боровску. Но, Ахмат не решился преследовать русские войска и 11 ноября отступил от Угры. Последний поход золотоордынцев на Русь закончился полным провалом. Приемники грозного Батыя оказались бессильны перед объединившимся вокруг Москвы государством.

Изучая труды летописцев, свидетельства европейских путешественников, посетивших Русь и Монгольскую империю, далеко не однозначное трактование событий X–XV веков академиком Н. В. Левашовым, Л. Н. Гумилевым, нельзя не задаться целым рядом вопросов : было татаро-монгольское иго или его придумали специально, с определенной целью, это исторический факт или преднамеренный вымысел.

Вконтакте

Русские и монголы

Умерший в 978 году киевский князь Ярослав Мудрый должен был поступить так, как делают англичане , у которых все наследство отдается старшему сыну, а остальные становятся либо священниками, либо морскими офицерами, тогда у нас не образовалось бы нескольких отдельных областей, отданных наследникам Ярослава.

Удельная разобщенность Руси

Каждый князь, получивший землю, делил ее между своими сыновьями, что способствовало еще большему , ослаблению Киевской Руси, хотя она расширила владения за счет переноса столицы в лесной Владимир.

Наше государство, не будь удельной разобщенности , не позволило бы поработить себя татаро-монголам.

Кочевники у стен русских городов

В конце IX века Киев окружали венгры, которые были вытеснены к западу печенегами. Вслед за ними к середине XI века последовали торки, за ними - половцы; затем началось нашествие монгольской империи.

Подступы к русским княжествам неоднократно осаждали мощные войска степняков, через некоторое время прежние кочевники сменялись другими, поработившими их большей удалью, лучшим оружием.

Как складывалась империя Чингисхана

Период конца XII - начала XIII века ознаменовался единением нескольких монгольских родов, направляемых неординарным Тэмуджином , взявшим в 1206 году звание Чингисхана.

Пресеклись нескончаемые распри воевод-нойонов, обычные кочевники были обложены непомерными оброками, обязательствами. Для упрочения положения простого населения и аристократии Чингисхан двинул свое огромное войско сперва в зажиточную Поднебесную империю, позже на исламские земли.

Государство Чингисхана носило организованное военное администрирование, правительственный персонал служащих, имело почтовую коммуникацию, постоянное обложение пошлинами. Кодекс канонов «Яса» уравновешивал полномочия приверженцев любых верований.

Фундаментом империи служило войско, основанное на принципах всеобщего армейского долга, военного уклада, суровой выдержанности. Квартирмейстеры-юртжи намечали маршруты, привалы, запасали продовольствие. Сведения о будущих пунктах нападения приносили торговцы , главы обозов, особые представительства.

Внимание! Следствием захватнических кампаний Чингисхана с его приверженцами стала исполинская сверхдержава, охватывавшая Поднебесную, Корею, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, Сирию, степи Восточной Европы, Казахстана.

Успехи монголов

С юго-востока имперские войска выгружались на Японских островах, островах Малайского архипелага; дотянулись до Египта на Синайском полуострове, севернее подошли к Европейским рубежам Австрии. 1219 год - армия Чингисхана покорила величайшее среднеазиатское государство - Хорезм, который вошел затем в состав Золотой Орды. К 1220 году Чингисхан основал Каракорум - столицу Монгольской империи.

Обогнув с юга Каспийское море, конные войска вторглись в Закавказье, через Дербентское ущелье вышли к Северному Кавказу, где встретились с половцами и аланами, разгромив которых, овладели Крымским Судаком.

Гонимые монголами степные кочевники попросили защиты у русичей . Русские князья приняли предложение сразиться с неизвестным войском за границами своей земли. В 1223 году хитрой уловкой монголы завлекли русских и половцев к берегам . Дружины наших воевод сопротивлялись разрозненно и были совершенно опрокинуты.

1235 год - собрание монгольской аристократии утвердило решение о кампании по захвату Руси, отрядив большую часть имперских воинов, около 70 тысяч боевых единиц под управлением внука Чингисхана Бату.

Эта рать определялась символически как «татаро-монгольская». «Татарами» именовали персы, китайцы, арабы степняков, живущих по северной границе с ними .

К середине XIII века в могучем государстве Чингизидов монгольскими были начальники военных округов и отборные привилегированные бойцы, прочие войска оставались характерной имперской армией, представлявшей собой воинов поверженных территорий - китайцев, аланов, иранцев, бесчисленных тюркских племен. Захватив Серебряную Булгарию, мордвин и кипчаков, эта туча по холодам 1237 года придвинулась к рубежам Руси , накрыла Рязань, потом Владимир.

Важно! Исторический отсчет татаро-монгольское иго начинает с 1237 года, со взятия Рязани.

Русские защищаются

С этого времени Русь стала платить дань завоевателям, очень часто подвергаясь жесточайшим набегам татаро-монгольских войск. Русичи геройски отвечали захватчикам. В историю вошел маленький Козельск, который монголы назвали злым городом за то, что он дал отпор и сражался до последнего; бились защитники: женщины, старики, дети - все, кто мог держать оружие или лить расплавленную смолу со стен города. Ни единого человека в Козельске не осталось в живых, одни погибли в бою, остальных добили, когда вражеское войско прорвало оборону.

Хорошо известно имя рязанского боярина Евпатия Коловрата, который, возвратившись в родную Рязань и увидев, что натворили там захватчики, с маленьким войском кинулся вслед Батыевым отрядам, бился с ними смертно.

1242 год - хан Бату на приволжских равнинах основал новейшее селение империи Чингизидов - Золотую Орду . Русичи исподволь догадались, с кем предстоит вступить в конфликт. С 1252 по 1263 год высочайшим владыкой Владимира являлся Александр Невский, собственно тогда утвердилось татарское иго как концепция правовой подчиненности Орде.

Наконец-то, русичи вняли, что надо объединиться против страшного врага. 1378 год - русские дружины на реке Воже разгромили огромные татаро-монгольские полчища под руководством опытного мурзы Бегича. Оскорбленный этим поражением, темник Мамай сколотил несметную армию и двинулся к Московии . По призыву князя Дмитрия спасать родную землю поднялась вся Русь.

1380 год - на реке Дон темник Мамай был окончательно разгромлен. После той великой сечи Дмитрий стал называться Донским, саму битву по названию исторического местечка Куликово поле между реками Дон и Непрядва, где происходило побоище, нарекли .

Но Русь из кабалы не вышла. Сколько лет еще не могла она обрести окончательную независимость. Через два года Тохтамыш-хан сжег Москву, потому что князь Дмитрий Донской уехал собирать войско, не смог вовремя дать достойного отпора нападавшим . Еще сто лет русские князья продолжали подчиняться Орде, а та становилась все слабее из-за раздоров Чингизидов - кровников Чингиса.

1472 год - Иван III, Великий князь Московский, разгромил монголов, отказался уплачивать им дань. Через несколько лет Орда решила восстановить свои права и двинулась с очередным походом.

1480 год - русские войска расположились с одного берега реки Угры, монгольские - с другого. «Стояние» на Угре длилось 100 дней.

Наконец русичи отодвинулись от берегов, чтобы освободить место для будущей битвы, но у татар духу не хватило переправиться, ушли прочь. Русская рать вернулась в Москву, а противники - в Орду. Вопрос, кто победил — славяне или страх их врагов.

Внимание! В 1480 году наступил конец ига на Руси, ее севере и северо-востоке. Однако ряд исследователей полагает, что зависимость Москвы от Орды продолжалась вплоть до правления .

Итоги нашествия

Некоторые ученые полагают, что иго способствовало регрессу Руси , но это меньшее зло сравнительно с западными российскими недругами, отбиравшими наши наделы, требовавшими перехода православных в католичество. Позитивно мыслящие верят, что Монгольская империя помогла Московии возвыситься. Усобицы прекратились, разобщенные русские княжества объединились против совместного врага.

После установления стабильных связей с Русью богатые татарские мурзы с обозами дружно потянулись к Московии. Прибывшие принимали православие, женились на славянках, рожали детей с нерусскими фамилиями: Юсупов, Ханов, Мамаев, Мурзин.

Классическую историю России опровергают

Среди некоторых историков бытует другое мнение о татаро-монгольском иге и о тех, кто его придумал. Приведем интересные факты:

  1. Генофонд монголов отличается от генофонда татар, поэтому их нельзя объединять в общий этнос.
  2. Чингисхан имел европеоидную внешность.
  3. Отсутствие письменности у монголов и татар XII–XIII века , как следствие этого - недостаток увековеченных свидетельств их победоносных набегов.
  4. Наших летописей, подтверждающих кабалу русичей почти триста лет, не обнаружено. Появляются кое-какие псевдоисторические документы, описывающие монголо-татарское иго только со времен начала правления .
  5. Смущение вызывает отсутствие археологических артефактов с места знаменитых сражений, например, с Куликова поля,
  6. Вся территория, по которой кочевала Орда, не выдали археологам ни множества оружия того времени, ни захоронений убитых, ни курганов с телами умерших на становищах степных кочевников.
  7. У древних русских племен было язычество с ведическим мировоззрением. Их покровителями были Бог Тарх и его сестра - Богиня Тара. Отсюда пошло название народа «тархтары», позднее просто «тартары». Население Тартарии составляли русские, дальше к востоку Евразии разбавлялись разрозненными разноязыкими племенами, кочующими в поисках пропитания. Все они назывались тартарами, по-нынешнему - татарами .
  8. Поздние летописцы прикрыли нашествием Орды факт насильственного, кровавого навязывания греко-кафолической веры на Руси, выполняли заказ Византийской церкви и господствующей верхушки государства. Новое христианское учение, получившее после реформы патриарха Никона название православное христианство, привело народные массы к расколу: некоторые принимали православие, несогласных истребляли или высылали в северо-восточные провинции, в Тартарию.
  9. Тартары не простили уничтожения населения, разорения Киевского княжества, но армия ее не сумела молниеносно ответить, отвлеченная неурядицами на дальневосточных рубежах страны. Когда ведическая империя набрала силу, она дала отпор насаждавшим греческую религию, началась настоящая гражданская война: русичи с русскими, так называемые язычники (староверы) с православными. Длившуюся почти 300 лет конфронтацию своих против наших современные историки подали как «монголо-татарское нашествие».
  10. После насильственного крещения Владимиром Красное Солнышко Киевское княжество было разрушено, населенные пункты разорены, сожжены, большая часть жителей уничтожена. Не смогли объяснить происходящее, так что прикрыли татаро-монгольским игом, чтобы замаскировать жестокость перехода в новую веру (недаром Владимир после этого стал называться Кровавым) было призвано нашествие «диких кочевников».

Татары на Руси

Прошлое Казани

Крепость Казань исхода XII века становится престольным градом государства волжско-камских булгар. Спустя некоторое время, страна покоряется монголам, три века подчиняется Золотой Орде, булгарские правители, сродни московским князьям, вносят оброк, исправляют подчиненные функции.

К пятидесятым годам XV века, следом за очевидным разделением Монгольской империи , прежний ее правитель Уду-Мухаммед, оказавшийся без собственности, вторгся в булгарскую столицу, казнил наместника Али-Бека, захватил его трон.

1552 год - в Казань прибыл царевич Едигер - наследник хана Астраханского. Едигер нагрянул c 10 тыс. чужеземцев, кочевников своевольных, шляющихся по степи.

Иван IV Васильевич, царь всея Руси, покоряет столицу Булгарии

Сражение за Казань разыгрывалось не с урожденными обитателями государства, а с ратными массами Едигера, нагнанными им из Астрахани. Многотысячной армии Ивана Грозного противоборствовала стая чингизида, состоявшая из народностей Среднего Поволжья, Тюркских племен, ногайцев, марийцев.

15 октября 1552 года, спустя 41 день отважной защиты, во время остервенелого штурма сдался славный благодатный город Казан. После обороны столицы полегли практически все ее защитники. Город подвергся тотальному расхищению. Уцелевших жителей ожидала беспощадная кара: раненых мужчин, стариков, детей - всех добили триумфаторы по велению московского царя; молодиц с крошечными младенцами услали в невольничество. Если бы царь всея Руси, разделавшийся с Казанью и Астраханью , замыслил совершить обряд крещения против воли всех татар, то, безусловно, учинил бы очередной беспредел.

Еще Петр I ратовал о создании моноконфессионального христианского государства, но при его правлении до всеобщего крещения народов Руси не дошло.

Крещение татар на Руси происходило с первой половины 18 века. 1740 год - императрица Анна Иоанновна издала указ, по которому все иноверческие народы России должны были принять православие. По предписаниям новообращенным не подобало жить вместе с иноверцами; нехристей надлежало переселять в отдельные местности. Среди признавших православие татар-мусульман была малая доля , гораздо меньше, в сравнении с язычниками. Положение порождало неудовольствие короны и администрации, принявших на вооружение практику последней четверти XVI в. Власть имущие инициировали кардинальные санкции.

Радикальные меры

Провести крещение татар на Руси не удалось несколько веков назад и остается проблематичным в наше время. Собственно уклонение татар принять православие, а также сопротивление курсу на христианизацию правоверного священства, привели к осуществлению намерения уничтожить мусульманские храмы.

Исламский народ не только устремлялся с прошениями к власти, но и крайне неодобрительно реагировал на широчайшее разорение мечетей. Это породило обеспокоенность господствующей державы .

Православные батюшки русской армии становились проповедниками посреди служивых-нехристей. Узнав об этом, некоторые из иноверных новобранцев отдавали предпочтение принять крещение еще до мобилизации. Для склонения к принятию христианства предприимчиво употреблялись налоговые скидки крещеным, дополнительные взносы должны были платить не православные.

Документальный фильм о монголо-татарском иге

Альтернативная история, татаро-монгольское иго

Выводы

Как вы поняли, сегодня предлагается множество мнений об особенностях монгольского нашествия. Может, в будущем, ученые смогут найти веские доказательства факта его существования или вымысла, что прикрыли татаро -монгольским игом политики и правители и с какой целью это делалось. Возможно, истинная правда о монголах («великих» — так называли чингизидов другие племена) раскроется. История — такая наука, где не может быть однозначного взгляда на то или иное событие, так как оно всегда рассматривается с разных точек зрения. Ученые собирают факты, а выводы будут делать потомки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: