Понятие информации. Роль информации в развитии общества. Роль информационных ресурсов в развитии современного общества

Современные информационные технологии/1. Компьютерная инженерия.

Кан С.В.

Карагандинский государственный индустриальный университет

Республика Казахстан

Роль информации в современном обществе

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные . Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентраии и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека .

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами :

Человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;

Развитие массово - коммуникационных процессов;

Потребность разработки общей теории информации;

Развитие кибернетики как науки об управлении;

Проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;

Исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;

Актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;

Проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом .

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики не возможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

Литература

1. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001.

2. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 2007.

Информация, виды, источники информации

Пенза, 2011 г.

Введение……………………………………………………………………..…3

Глава 1. «Информация. Основные положения»

1.1 Понятие информации……………………………………………………..6

1.2 Свойства информации…………………………………………………….8

1.3 Виды информации…………………………………………………...….10

Глава 2. «Передача информации»

2.1 Передача информации…………………………………………………..14

2.2 Обработка информации………………………………………..………..19

2.3 Носители информации……………………………..……………………21

2.4 Классификация носителей………………………………………..….….22

Заключение………...........................................................................................29


Введение

Роль информации в современном обществе

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека.

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:

Человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;

Развитие массово - коммуникационных процессов;

Потребность разработки общей теории информации;

Развитие кибернетики как науки об управлении;

Проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;

Исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;

Актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;

Проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики не возможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

Понятие информации

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения термина информация. В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. Толковый словарь русского языка Ожегова приводит

2 определения слова «информация»:

1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации - печать, радио, телевидение, кино).

Для того чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Термин "информация" (в переводе с лат. "informatio") означает осведомление, сообщение о положении дел или о чьей-то деятельности, сведения о чем-либо. Вплоть до средины XX в. это понятие означало какие-либо сведения. Однако академик А. Колмогоров дал ему более широкое определение, рассматривая информацию как первооснову всех новых и перспективных отраслей науки и техники (кибернетики, теории организации и управления, системотехники и т. п.). На современном этапе проблему информации считают одной из наиболее актуальных и фундаментальных проблем, связанных с научно-технической революцией. Она характеризуется, в частности, передачей информационных функций от человека к машинам в самых широких масштабах.

За последние три десятилетия в обществе получил широкое распространение и другой, близкий по смыслу термин – "информатика", под которым обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает этому понятно следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и практикой представления информации преимущественно (но не исключительно) для поддержания профессиональной и академической деятельности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по различным каналам".

Поскольку распространяемая информация охватывает сотни миллионов людей, то она становится все более заметной материальной силой, которая воздействует не только на производство, технику, технологии, экономику, политику, социальную сферу, но и на характер современного мышления. Информационная революция, таким образом, представляет собой важнейшее звено в сложной сети общественных процессов и явлений современности.

Различные аспекты информатизации и роль информации в современном обществе изучали такие видные ученые, как Н. Винер, К. Шеннон, У. Эшби, Л. Бриллюэн, А. Берг, В. Глуш-ков, Н. Амосов, А. Колмогоров и др. Философский энциклопедический словарь содержит следующее толкование понятия информации: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность как результат получения сообщения; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигнал в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы .

В этом контексте к наиболее важным свойствам информации следует отнести такие: а) адекватность – соответствие реальным процессам и объектам; б) релевантность – соответствие тем задачам, для решения которых она предназначена; в) правильность – соответствие способа выражения информации ее содержанию; г) точность – отражение соответствующих явлений с минимальным искажением или минимальной ошибкой; д) актуальность, или своевременность – возможность ее использования тогда, когда нужда в ней особенно велика; е) всеобщность – независимость от отдельных частных изменений; ж) степень подробности – детальность информации. Важно отметить также свойство информации отражать различные социальные объекты, явления и процессы, т. е. ее достоверность. В социологии и других социальных науках выделяют и множество других свойств информации, таких как надежность, репрезентативность, системность, качество и др.


Наряду с этим информацию можно изучать в трех основных ее аспектах: 1) прагматическом – с точки зрения ее полезности в достижении цели, для которой она предназначена; 2) семантическом – с точки зрения ее содержания и правильного толкования; 3) синтаксическом – в зависимости от техники ее представления и передачи. Немаловажным аспектом сущности информации, на наш взгляд, является технологический. В этом аспекте рассматривают систему различных технологий работы с информацией.

Необходимо учитывать, что информация может накапливаться, теряться, загрязняться и уплотняться. В этой связи она представляет собой важный ресурс общества, который имеет гораздо большее значение, чем другие ресурсы, например энергетические ресурсы или полезные ископаемые. Кроме того, в современном обществе информация выполняет весьма важные и многообразные функции. Во-первых, благодаря ей обществу свойственны социальная память, наследственность и преемственность развития. Во-вторых, она представляет собой основное средство (ресурс) социального управления. В-третьих, без информации невозможно формирование личности, ее социализация, обучение и воспитание. В-четвертых, она является носительницей всех форм и проявлений культуры.

С развитием общества в нем постоянно возрастает роль информационных ресурсов, в которых обобщаются и концентрируются все имеющиеся сведения о различных отраслях человеческой жизнедеятельности. Составляющими этого процесса являются, как правило, общий рост объемов информации, а также возрастание экономического, социального, политического и других эффектов от ее использования. Люди добывают и используют информацию для удовлетворения своих насущных жизненных потребностей. Ее экономический эффект зависит в основном от затрат ресурсов на ее получение. Принято выделять три варианта эффективности использования информации (рис. 27).

Для варианта А характерен рост эффективности информации пропорционально расходу ресурсов. В варианте Б эффективность быстро достигает пика и идет на спад. Наиболее интересен вариант В, который характеризуется экспоненциальным ростом эффективности использования информации.

Тенденцию к увеличению роли информации в жизни современного общества осмыслили Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Канн, А. Тоффлер и другие видные исследователи в рамках концепции постиндустриального развития современного общества. Реализация этой тенденции, по мнению этих ученых, должна в перспективе привести к формированию информационного общества, для которого характерно следующее:

В экономике – малые организационно-экономические формы, которые заменяют традиционные громоздкие корпорации;

В социальной сфере – появление информационных сообществ и обширная интеллектуализация деятельности людей, а также сосредоточение их в сфере производства и переработки информации;

В духовной сфере – повсеместная компьютерная революция, в результате которой возникнет единый мировой интеллект;

В сфере демократии – преодоление прежних форм отчуждения людей и возникновение новых противоречий между "умными" и "глупыми", образованными и необразованными, которые заменяют основное противоречие индустриального общества между бедными и богатыми.

Рис. 27. Варианты получения экономического эффекта от использования информации:

Э - эффективность информации; РР - расход ресурсов

В этой концепции переплетаются два начала: рациональное и иррациональное. Если попытаться отделить рациональные зерна от плевел иррационального, то становится ясным, что нарастающей тенденцией развития человеческого общества в ближайшие десятилетия XXI в. будет широкое развертывание и технологизация информационных процессов. Кроме того, в настоящее время очень быстро воплощаются в жизнь концепции информационного общества, особенно в высокоразвитых странах. В экономике этих стран утрачивают свое влияние гигантские корпорации, которые возникли на пике индустриального развития. Как отмечает в этой связи украинский исследователь Е. Марчук, стремительно сокращается количество занятых в тех корпорациях, которые еще продолжают удерживать и укреплять свои позиции. Например, доля занятых в промышленности США уменьшилась с 34 % от общего количества рабочей силы в 1950 г. до 15 % в настоящее время. Приблизительно треть этих людей – не промышленные рабочие, а специалисты, имеющие дело с информацией: бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры и т. п. Расходы на информацию составляют в среднем три четверти добавленной стоимости современной продукции. Наряду с этим происходят такие динамические процессы, как стремительное сокращение промежутка времени между ключевыми этапами научно-техническо­го прогресса: открытием (изобретением), доведением его до стадии технологии и внедрением в производственный процесс; человеческий интеллект становится непосредственной и главной производительной силой общества; происходит "охота на интеллект" и его импорт в лидирующие страны; быстро развиваются образование, системы связи, базы данных, компьютерная техника .

Наблюдаемый ныне информационный взрыв был вызван научно-технической революцией во второй половине XX в., которая породила динамический процесс умножения научного знания, его экспоненциальный рост. Довольно высокими темпами в современном мире растут объемы научной, экономической, политической и социокультурной информации. Так, объем научной информации удваивается за 10-15 лет. Однако в различных отраслях науки, общественной и практической деятельности людей темпы производства информации далеко не одинаковы. Не случайно многие исследователи говорят о "мегабитовой бомбе".

Поэтому возникают реальные трудности в работе с информацией. Становится достаточно тяжело искать, производить, хранить, перерабатывать и использовать ее. Объем информации ныне так велик, что наступил кризис некоторых традиционных приемов информационной деятельности, складывавшихся на протяжении многих столетий. При этом усиленный рост объемов информации в современном обществе приводит к целому комплексу социальных проблем, наиболее важными среди которых являются следующие:

Быстро растет объем учебной и научной информации, что приводит к реальным трудностям социализации личности вообще и к усложнению ее образовательной и профессиональной подготовки в частности. Удлиняются сроки обучения людей, возрастают нагрузки, увеличиваются сроки вступления молодежи в активную трудовую деятельность;

Быстрыми темпами расширяется инфраструктура информации, которая существенно модифицирует все сферы жизнедеятельности и ставит современного человека перед "шоковой" ситуацией, выдвигая на первый план проблему адаптации людей к новым, непривычным условиям жизни, что, естественно, приводит к негативным для них последствиям (информационным перегрузкам, психическим заболеваниям и т. п.);

объем информации растет зачастую неуправляемо, стихийно, масштабно и всеохватывающе. По всей видимости, проблема информации – одна из ведущих глобальных проблем современной цивилизации.

Что такое информация?

В современном обществе информация давно стала чуть ли не самым дорогим товаром, не зря же говорят, что тот, кто ею владеет, владеет миром. Однако, несмотря на популярность этого понятия, нет четкого представления о том, что такое информация —

Настолько широкую область знаний она охватывает. В общих случаях применяют следующую формулировку: совокупность каких-либо данных, записанных на материальном носителе, хранимых и передаваемых в пространстве и времени. Для определения понятия "информация" в более узком смысле нужно учитывать контекст - очевидно, что журналист или биолог вкладывает в данный термин совсем иной смысл, нежели физик или программист.

Формы представления информации

Несмотря на множество разработанных классификаций, информацию можно разделить на два вида: аналоговую и дискретную, в любом другом состоянии в нашем материальном мире она существовать не может. В чем различие между ними? Аналоговая информация изменяется непрерывно, ее можно представить в виде мелодии, речи, тепловых ощущений и т. д. Дискретная информация (или цифровая), соответственно, меняется скачкообразно. Она, скорее, тяготеет к символьному представлению: музыкальные ноты, буквы, машинный код. Последовательность нулей и единиц - вот что такое информация в представлении компьютерщика.

Роль информации в жизни человека

Окружающий мир люди воспринимают органами чувств, анализируя поступающие извне звуковые, визуальные, вкусовые, тактильные сигналы. Без них

человек не смог бы составить реальную картину происходящего. Кроме того, как многие наверняка помнят из школьного курса, в истории человечества было четыре качественных скачка в развитии, каждый из которых кардинально менял облик человечества и его способ мышления и был связан с изобретением определенного способа хранения и передачи информации:

  • изобретение письменности;
  • открытие способов применения электричества, что послужило основой для изобретения радио и телеграфа;
  • изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и их последующая эволюция.

Информация и ее свойства

Совокупность сведений, как и любое явление, имеет ряд характеристик. Поэтому сейчас от рассмотрения того, мы перейдем к изучению ее


качеств. Информатика (наука, занимающаяся проблемами получения, хранения, передачи и практической реализации информации) выделяет следующие ее свойства:

1. Объективность — отражение реальной картины происходящего в окружающем мире.

2. Достоверность — информация должна содержать в себе реальное положение дел. Достоверность отличается от объективности тем, что она может быть и субъективной, например, отражать истинные мысли человека, его душевное состояние, мировоззрение.

3. Точность — максимальная близость к настоящему состоянию объекта или явления.

4. Полнота — информации должно быть достаточно для того, чтобы на ее основании принять верное решение.

5. Актуальность — свежесть сведений, их востребованнность в современных условиях.

6. Доступность — подразумевает под собой не только легкость получения данных, но и их понятность.

Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики.

1.2 Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею. Недаром в Библии вначале было слово: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:1-5).

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество .

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению .

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения .

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции - повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой .

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации .

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях .

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет .

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства.

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация - это информация, а не энергия и не материя», - сказал Ноберт Винер - отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

Понятно, что такое философские определение информации для права неприемлемо, как и неприемлемо, например, регулирование отношений по поводу энергии вообще или материи вообще. Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.

В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов:

информация - это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни - ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики.

В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Появились разные теории, и понятие «информация» начало наполняться разным содержанием.

В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Однако такие методы описывают лишь знаковую структуру информации и не затрагивают заложенного в ней смысла (в сообщении, сведениях).

В 1948 г. Н. Винер предложил «информационное видение» кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.

Уже много лет развивается семантическая теория информации, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный и на априорной подготовленности субъекта к восприятию таких сведений или сообщений и с их новизной для субъекта и с их полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на достижение поставленных целей.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность «вывести» из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Жизнь - это тоже явление природы, хотя до сих пор и малоизученное. Одной из характерных особенностей организмов живой природы является происходящий в них непрерывный обмен веществ. Этот обмен тоже имеет энергетическую природу и происходит на уровне клеток и их структурных элементов. При прекращении обмена веществ прекращаются и жизненные процессы.

Человек, с одной стороны, это обычный материальный объект, и потому ему свойственно непрерывное энергетическое взаимодействие с другими объектами материального мира. В то же время он является организмом живой природы и в этом качестве обладает непрерывным внутренним обменом веществ. Эти два процесса могут взаимодействовать между собой. Результат такого взаимодействия мы воспринимаем как информационный обмен между живой и неживой природой.


Рис. 1.1. Информационный обмен в природе

Рассмотрим пример, известный из курса биологии. Если через органы чувств животное воспринимает окружающую среду как угрожающую, это приводит к изменению обмена веществ. В частности, в кровь выделяются специальные вещества, повышающие частоту дыхания, усиливающие сердцебиение и приводящие органы опорно-двигательной системы в состояние готовности к отражению угрозы. Иные по содержанию, но похожие по механизму процессы происходят в среде, которая воспринимается как успокаивающая. Все это результат информационного обмена, инициированного внешней средой.

Но информационный обмен не обязательно инициируется только внешней средой. Человеку достаточно лишь представить опасность (или иное состояние), чтобы в его организме начались физиологические реакции, связанные с изменением процесса обмена веществ. Здесь проявляется реакция на ранее зарегистрированные результаты предшествующего взаимодействия. На этом основаны механизмы вспоминания, воображения, логического мышления и другие. С их проявлениями мы сталкиваемся, например, в процессе творчества. То есть, в основе логического мышления и творчества тоже лежит информационный обмен.

Информационный обмен может не иметь материальную природу, но он с ней неразрывно связан. Он является промежуточным звеном между энергетическим обменом, свойственным материальным объектам, и обменом веществ, свойственным живым организмам. Информационный обмен развивается в виде информационных процессов. Если проследить информационный процесс от начала до конца, то на отдельных его этапах можно и не увидеть объектов живой природы, но в его начале или конце объект живой природы присутствует обязательно. Забегая вперед, укажем, что свойство отдельных этапов информационного процесса обходиться без объектов живой природы ныне широко используется в информационных технологиях. Оно лежит в основе функционирования автоматических систем обработки информации.

Любое взаимодействие материальных объектов имеет энергетическую природу. Космические тела взаимодействуют друг с другом через гравитационные поля. Взаимодействие заряженных частиц осуществляется через электрическое поле. Даже механическое взаимодействие твердых тел можно рассматривать как взаимодействие их кристаллических или молекулярных структур, в основе которого лежат электромагнитные взаимодействия между частицами, составляющими тела.

С точки зрения физики, любые изменения, происходящие во внутренней структуре вещества или в энергетических полях, сопровождаются образованием сигналов. Сигналы обладают способностью распространяться во времени и пространстве. Они затухают в результате взаимодействия с веществом.

Сигналы окружают нас на каждом шагу. Солнечный свет - это сигналы, образовавшиеся в результате термоядерных реакций, происходящих в веществе Солнца. Радиосигналы - результат электромагнитных процессов, происходящих в материале излучающей антенны передатчика. Сигналы, регистрируемые сейсмографом, - результаты сложнейших геофизических процессов, происходящих в веществе земной коры и в более глубоких областях планеты.

Как и все объекты материальной Природы, сигналы не возникают из ничего и не исчезают бесследно. Их распространение в пространстве всегда завершается взаимодействием с веществом физических тел. Такое взаимодействие в информатике рассматривается как регистрация сигналов.

Сигналы разной физической природы взаимодействуют с веществом по-разному. Например, мы знаем, что свет может оказывать давление на вещество и может выбивать электроны вещества. Световые сигналы могут вызывать долговременные химические изменения в составе вещества - в растительных организмах на этом основано явление фотосинтеза, а в технике - фотографические процессы.

Изменения магнитного поля могут быть зарегистрированы на ферромагнитном покрытии. На этом явлении основана магнитофонная звукозапись и видеозапись на магнитной пленке. Сигналы регистрируются и при механическом взаимодействии двух тел. Эта регистрация может происходить как деформация тел, как продолжительные упругие колебания и даже в виде образования поверхностного электрического заряда.

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. На современном этапе информация занимает все большее место, заставляя по-новому оценить ее значение во всех сферах жизнедеятельности. Распространение информации радикально изменило общество, сделало возможным приобщение к культурным ценностям больших слоев населения, позволило людям более оперативно общаться между собой. Информационные технологии широко внедряются в образование, здравоохранение, связь, транспорт, финансы, торговлю и т.д., порождая новые возможности для формирования информационного общества в России .

Современный этап развития общества можно охарактеризовать как переход от индустриального к информационному. Информация становится важнейшим элементом для развития всех сфер общественной жизни. Роль и место информации в жизни общества, воздействие информации на развитие личности, общества и государства существенно повысились. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Более того, информация превратилась в оружие, повсеместно ведутся информационные войны различного масштаба и различной интенсивности.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году Президент Российской Федерации отметил необходимость модернизировать государство, добиваясь соответствия его функций современному этапу развития России. Формирование единого информационного пространства Российской Федерации и развитие информационного общества является необходимым условием интеграции России в мировое сообщество не в качестве сырьевого придатка, а как равноценного партнера.

Информационное общество — общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения.

Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти, как оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационной техники и технологии — все эти факторы обусловили широкое распространение термина «информационное общество», отразившего суть изменений, связанных с возрастанием роли информации в жизни человечества.

«Информационное общество» — это новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации. Переход к информационному обществу предполагает существенное изменение всей экономической системы государства. Он предполагает создание нового информационного управляющего фундамента развития общества, формирование принципиально новых социальных мотиваций и технологических возможностей, широкое практическое использование инноваций и знаний для интенсивного повышения производительности труда и на этой основе — улучшение качества жизни. Следует подчеркнуть, что переход к информационному обществу является важнейшим фактором изменения облика как отдельных стран, так и человеческой цивилизации в целом. Закономерной реакцией на этот процесс стало обсуждение проблем становления и раз-вития информационного общества на уровне глав государств в ходе Всемирного cаммита по информационному обществу.

Основные черты, присущие как информационному обществу:

информация и знания — главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы — это стратегические ресурсы общества;

глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий — основа новой экономики, экономики знаний;

новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни;

цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений;

непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;

судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Становление информационного общества влечет за собой необходимость специальной подготовки личности в нем.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Новая образовательная парадигма — это своего рода стратегия «образования для будущего». Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:

смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

Проблема формирования информационной грамотности и информационной культуры личности получила большое развитие. Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная культура личности — это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Общие условия задачи

Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпечных изделий, приведены на рис. 2 и 3.

    Построить таблицы по приведенным ниже данным.

    Результаты вычислений представить в виде таблицы содержащей расчет стоимости выпечных изделий (рис.), и в графическом виде.

    Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий.

    Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис. 2.3).

    Компоненты выпечки

    Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб.

    Бисквит

    15,00

    Тесто песочное

    7,00

    Крем сливочный

    25,0

    Крем масляный

    23,0

    Глазурь

    12,0

    Рис. 2 Данные о стоимости компонентов выпечных изделий

    Стоимости выпечных изделий

    Изделие

    Состав

    Количество компонента в изделии, кг

    Стоимость изготовления 1 кг. компонента

    Пирожное бисквитно-кремовое

    Бисквит

    0,30

    15,00

    4,50

    Крем масляный

    0,10

    15,00

    1,50

    Глазурь

    0,05

    15,00

    0,75

    Пирожное песочное

    Тесто песочное

    12,00

    2,40

    Крем сливочный

    0,10

    25,00

    2,50

    Рис. 3 Расчет стоимости выпечных изделий

    Расчетный период

    по

    20__

    20__

    Калькуляция стоимости выпечных изделий

    Изделие

    Состав

    Стоимость компонента в изделии, руб.

    Пирожное бисквитно-кремовое

    Бисквит

    4,50

    Крем масляный

    1,50

    Глазурь

    0,75

    ВСЕГО

    6,75

    Пирожное песочное

    Тесто песочное

    2,40

    Крем сливочный

    2,50

    ВСЕГО

    18,4

    Бухгалтер_____________________________

    Рис. 4. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий

    2.2. Описание алгоритма решения задач

  1. Запустить табличный процессор MS Excel

    Создать книгу с именем «Инициатива»

    Лист 1 переименовать в лист с названием «Компоненты выпечки»

    На рабочем листе Компоненты выпечки MS Excel создать таблицу расход продуктов

    Заполнить таблицу расходов продуктов


    Рис.5. Расположение таблицы Расходы продуктов

    6. Лист 2 переименовать в Стоимость выпечных изделий

    7. На рабочем листе Стоимость выпечных изделий создать таблицу, в которой буду содержать наименование изделий.

    8. Заполнить таблицу со списком изделий.


    Рис. 6. Расположение таблицы Список выпечных изделий

    9. В таблице Стоимость выпечных изделий в столбец Е ввести формулы для автоматизации расчетов стоимости компонентов.

    10. Создать лист 3 и переименовать его в Калькуляция изделий.

    11. Организовать межтабличные связи и заполнить таблицу Форма калькуляции стоимости выпечных изделий на листе Калькуляции изделий.

    12. Результаты вычислений представим графически (рис. 9,10).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: