Компьютерные игры: за и против. Урок здоровья "Компьютер: «за» и «против»"

Как утверждают психологи, воспитание будущего воспитателя заканчивается примерно в 5-7 лет. Все мы воспитываем наших детей так же (или прямо противоположно) как воспитывали нас. Пример родителей – положительный, которому мы неосознанно всю жизнь подражаем, или отрицательный, которому мы так же неосознанно поступаем наперекор, сопровождает нас постоянно.

Поэтому любой родитель твердо знает, как поступить, если ребенок капризничает, какие игрушки ему надо покупать и как он должен проводить свое свободное время. Однако темп нашей с вами жизни таков, что современные родители сталкиваются со многими вещами, которых не было в их детстве, и поэтому у них нет готовых рецептов. И эти вещи требуют, чтобы каждый родитель принял свое собственное решение возникающих проблем.
К таким вещам можно отнести видеомагнитофоны, игровые приставки, компьютеры.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Но если для детей это привычный предмет, такой как телевизор или телефон, то для большинства родителей это все-таки новая техника, техника, которую они осваивали в более-менее сознательном возрасте и которая вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, компьютер – незаменимый помощник и замечательная игрушка, а с другой – с ним связано множество не вполне привычных и пугающих вещей – виртуальная реальность, например. В этой статье мы в большей степени коснемся отрицательных моментов, связанных с компьютером, потому что его достоинства известны, наверное, всем.
Как известно, пугает только то, что непонятно. Наверное, именно поэтому множество работ в современной психологии посвящено взаимодействию компьютера и человека, особенно ребенка. Наиболее важные направления исследований – изучение возможности применения развивающих и обучающих компьютерных программ и влияние компьютерных игр на психику ребенка. Именно эти вопросы больше всего волнуют родителей – как, пользуясь компьютером с наибольшей пользой, не нанести вреда ребенку.
Большинство исследований зарубежных и отечественных ученых показывает, что использование компьютером очень эффективно для обучения всех людей – от дошкольников до пенсионеров.
Для маленьких детей разрабатываются специальные игровые программы, которые помогают им учиться писать и считать, различать цвета и геометрические фигуры. Однако к выбору обучающей программы нужно подходить не менее внимательно, чем к выбору правильной обуви или полезного питания. И дело не только в том, что плохо сделанная программа может вредно влиять, например, на зрение ребенка из-за неправильного цветового решения. Исследования подтвердили, что некоторые из программ, использующихся для обучения ребенка читать, менее эффективны, чем даже традиционные методики. Кроме того, в современном постиндустриальном обществе изменяются требования к образованному человеку. Теперь надо не только и не столько владеть определенными знаниями, а нужно, основываясь на базовых знаниях, уметь находить и обрабатывать информацию, постоянно учась. Также немаловажным становится умение находить неожиданные решения, нужна креативность, «творческость» мышления. Но именно это умение часто подавляется при сильном увлечении компьютерными обучающими программами. В них, как правило, используются тесты, которые тренируют не мышление, а умение угадать правильный ответ.
Еще одна опасность, которая может подстерегать детей и родителей: ребенка пытаются научить чему-то, к чему он еще психологически не готов. А при отсутствии психологической готовности дополнительные усилия могут лишь затруднить обучение.
Однако эти недостатки ни в коем случае не перечеркивают достоинств обучающих программ: их наглядности, возможности легко манипулировать с объектами, использование индивидуального подхода – ведь в зависимости от правильности выполнения и сделанных ошибок программа сама направляет ребенка в нужное место. Немаловажно и то, что ребенок, играя, гораздо лучше и полнее усваивает знания и навыки, а обучение на компьютере для ребенка всегда игра.
Еще более осторожно, чем к выбору компьютерных обучающих программ, надо подходить к выбору компьютерных игр. Игры могут помочь развить у ребенка наблюдательность, пространственное мышление, увеличить скорость реакции или просто занять малыша на некоторое время. Однако игры могут быть причиной проблем при общении с другими людьми, возникновении у ребенка агрессивности или тревожности, могут подавлять его личность.
После трагических событий в Америке, когда по стране прокатилась волна немотивированных убийств, совершенных подростками-любителями компьютерных игр «стрелялок», психологи стали исследовать этот феномен. Оказалось, что при игре в компьютерные игры, содержащие насилие, подавляется деятельность мозга в тех участках, которые «отвечают» за эмоции, планирование собственных действий, самоконтроль и самообладание человека. При этом у «активных» пользователей, играющих более 1-2 часов в день, наблюдалась наименьшая активность мозговой деятельности. Подобные нарушения деятельности мозга особенно опасны для маленьких детей, у которых многие функции (например, самоконтроль) еще не полностью сформированы. Следует отметить, что у тех детей, которые играли в «мирные» игры, например, в автогонки, подобных нарушений практически не возникало или они были очень малы.
Еще один существенный момент. В одном эксперименте американские психологи выдали детям 9-10 лет «настоящие» пистолеты и предложили попасть в силуэт человека, нарисованный на доске и расположенный на расстоянии 10 метров. Результат поразил самих ученых. Большинство детей, не играющих в компьютерные игры или играющих в «мирные» игры, не смогли выстрелить в силуэт, а из тех, кто выстрелил, большинство промахнулось. Дети же, часто играющие в игры содержащие насилие, стреляли, не задумываясь; 99% из них попали в мишень, а 97% – поразили жизненно важные органы. Этот результат настолько ошеломляющий, что некоторые психологи предложили ввести возрастной ценз на подобные игры, такой же, как на курение или спиртные напитки.
Эти факты заставляют признать, что компьютерный мир создает свою, «виртуальную» реальность, которая для детей бывает более реальной, чем настоящий мир. Поэтому необходимо ограничивать игру детей на компьютере не только из-за возможного вреда здоровью, но и для того, чтобы ребенок как можно больше жил в реальном мире, общался с реальными людьми и играл с реальными предметами. Ведь один из «соблазнов» общения с компьютером – возможность вернуться на шаг назад, изменить свой выбор, сделать другое действие. В жизни такая возможность предоставляется очень редко. А ребенок все надеется, что можно будет переиграть и не привыкает брать на себя ответственность за свои поступки.
В общем, можно заключить, что достоинств и недостатков у компьютера поровну. И как его использовать, что будет превалировать – недостатки или достоинства, зависит от нас с вами. Разумное использование компьютерного обучения, игра в хорошие игры пойдут только на пользу ребенку. Однако при этом следует помнить, что виртуальный мир, создаваемый компьютером, притягивает к себе иной раз сильнее любого наркотика. Особенно это касается детей, которым не с чем сравнивать, которые не обладают нашим опытом и знаниями. Многие застенчивые дети испытывают при общении с людьми большое психоэмоциональное напряжение. Чтобы избежать этого, они уходят в псевдообщение с компьютером, все больше и больше отдаляясь от людей и попадают в замкнутый круг, разорвать который можно будет лишь с помощью опытного психолога.
И, в заключение, хочется перечислить достоинства компьютера и напомнить о временных ограничениях при игре или работе на компьютере детей.
Что же может компьютер?
Помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация;
В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей;
При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы);
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций;
При этом следует помнить, что детям 3-4 лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.

По материалам журналов «Childe Study Journal»,
«Journal of Instructional Psychology»,
«National»

Цели:

1. Познакомить с историей появления компьютеров.
2. Обсудить с ребятами пользу от использования компьютеров в жизни людей и вред, наносимый здоровью.
3. Познакомить с приёмами, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор, экран.
2. Слайды: десять пальцев; абак и Пифагор; счёты; Паскаль и арифмометр; ЭВМ, компьютер фирмы "Apple".
3. Памятки для детей "Берегите зрение", "Гимнастика для глаз", подготовленные с помощью компьютера.
4. Диски из серии "Гармония мира", "Танцевальные мелодии" с музыкальным и видео фрагментами для проведения подвижных физкультминуток.
5. Куклы из классного кукольного театра: Вовочка и Милочка.
6. Карточки со словами: "за", "против".
7. Большой надувной мяч.
8. Фрагмент из DVD "Загадки человеческого тела" – "Глаз человека".
9. Фрагмент из DVD "Загадки человеческого тела" – "Скелет человека".
10. Спортивный мат для показа упражнений.

Приглашены медработник школы и психолог.

Структура урока здоровья:

1. Организационный момент.
2. Сообщения по теме: "Из истории происхождения компьютера".
3. Показ сценок, подготовленных классным кукольным кружком.
4. "Дискуссионные качели".
5. Знакомство со строением человеческого глаза. (Медработник школы)
6. Знакомство с упражнениями для зрения.
7. Знакомство со строением позвоночника. (Медработник школы)
8. Знакомство с упражнениями для осанки.
9. Знакомство с упражнениями психотренинга. (Психолог школы)
10. Выводы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель: Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Но многие учёные "трубят" о его вреде, наносимом здоровью. Сегодня на уроке здоровья мы должны решить для себя: компьютер – это наш друг или враг?

2. Сообщения по теме: "Из истории происхождения компьютера".

Во время рассказа учащихся учитель демонстрирует слайды на общий экран через проектор.

1 ученик: С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.

2 ученик: Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе "пыль" или "мелкий песок".
На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.

3 ученик: Постепенно "вычислительные машины" усовершенствовались.
Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся "бусы" натянули на рамку. Получились счёты. Только на современных счётах, которыми иногда пользуются и сейчас, металлические спицы.

4 ученик: В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр.
Она выполняла любые арифметические действия. Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру Первому великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.

5 ученик: В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ. Слово "компьютер" произошло от латинского слова, означающего "считать, вычислять". Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

6 ученик: Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.
Учитель: Несомненно, компьютер значительно облегчил жизнь людей. Вот и сейчас во время рассказа ребят мы пользовались компьютером. Было очень удобно и зрелищно. Но послушайте ребят, которые просто заболели благодаря компьютеру.

3. Показ сценок, подготовленных классным кукольным кружком "Теремок".

На ширме появляются куклы.

Вовочка (Кукла – голова с кругами под глазами, сутулый, очень бледный):

У меня один лишь друг,
Компом все его зовут.
Целый день с ним провожу,
На прогулки не хожу.
Спортом я не занимаюсь,
И совсем не закаляюсь.
Я сутулый и хромой,
Чувствую, я больной.

Милочка (Кукла – полная девочка в больших очках, с перевязанной головой):

Я учуся целый день,
И поверьте, мне не лень
За компьютером сидеть,
Фильмы, игры поглядеть.
На все сайты без разбора
Выхожу вплоть до упора.
Стало плохо с головою…
И с глазами …
Что со мною?!

Учитель:

Мы второй год осваиваем компьютер. Неужели станем такими же, как Вовочка и Милочка? Компьютер нам поможет или навредит?
Проводися обсуждение этих вопросов с детьми.

4. "Дискуссионные качели".

Класс делится на две команды. Капитанам команд выдаются карточки со словами: "за" или "против".
Участники команд становятся друг против друга, перекидывают большой надувной мяч, изображая "качели" и называют слова "за" и "против". Два подготовленных ученика вписывают в таблицу на компьютере, а результаты демонстрируются на экране.

Компьютер:

Учитель: Какие выводы можно сделать по этой таблице?
Выслушивается мнение детей.
Учитель: Верно, нашу жизнь невозможно представить без компьютера.
Сегодня на уроке здоровья мы подробнее обсудим три строчки таблицы: вред зрению, искривление осанки и боязнь живого общения.

5. Знакомство со строением человеческого глаза.

Выступление медработника школы.

Рассказ и показ фрагмента DVD "Загадки человеческого тела".
Глаза дают человеку около 90% всей информации об окружающем мире. Это ценнейший орган в системе органов чувств. Что же такое зрение и почему оно возможно? Всё дело в том, что глаз способен воспринимать лучи света, отражаемые предметами.
Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку – роговицу, позади которой находится радужная оболочка. Именно она делает глаза голубыми, серыми, карими. После этого свет попадает в отверстие, находящееся посредине радужной оболочки – зрачок. Особые мышцы радужной оболочки, сокращаясь и расслабляясь, могут делать зрачок то больше, то меньше.
Пройдя через зрачок, луч попадает в плотное прозрачное тельце – хрусталик. Это природная линза, которая с помощью специальной мышцы может уплощаться или становиться более выпуклой. Благодаря этому лучи света, отражающиеся от предметов, на которые смотрит человек, собираются (фокусируются) в одном месте на внутренней стороне глаза – сетчатке.
Сетчатка состоит из светочувствительных нервных клеток – рецепторов – колбочек и палочек. Палочек значительно больше. Они чувствительны к свету и позволяют видеть человеку даже при плохом освещении. А с помощью колбочек человек различает цвет.
Рецепторы сетчатки принимают световой сигнал по нервам и передают его в зрительные центры головного мозга, где и возникает образ того предмета, на который человек смотрит.
Движение глаз обеспечивают мышцы, которые соединяют их с костями черепа. Как правило, мышцы обоих глаз сокращаются одновременно, поэтому глаза одновременно моргают и поворачиваются.
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. Природа позаботилась о безопасности глаз: спрятала их в углублении черепа и снабдила веками, которые закрываются, когда глазам грозят пыль, ветер, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слёзы. Они увлажняют глаза и вымывают из них пылинки. В слёзной жидкости есть вещество, которое убивает микробы.
Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. Каждый четвёртый школьник имеет нарушения зрения, причём преимущественно миопию, т. е. близорукость. Способствуют возникновению миопии переутомление глаз, слабое освещение, длительные игры на компьютере, плохое питание, наследственная предрасположенность.

6. Знакомство с упражнениями для зрения.

Включается музыкальный диск из серии "Гармония мира", под звучание которой ребята выполняют упражнения для глаз.

Детям раздают Памятку "Гимнастика для глаз".

а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
б) Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
в) Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вверх, вверх и вниз. (4–5 раз)
г) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счёт 1–4, потом перенести взор вдаль на счёт 1–6. (4–5 раз)
д) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1–6. (1–2 раза)
е) Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
ж) Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. (3 раза)
з) Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. (3 раза)
и) Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Детям раздают закладку для книг "Берегите глаза".

1) Оберегайте глаза от попадания вирусов и инородных тел.
2) Употребляйте в пищу достаточное количество растительных продуктов.
3) Выполняйте гимнастику для глаз.
4) Оберегайте глаза от ударов.
5) Улучшите освещение рабочего места.
6) Перестаньте читать лёжа или в транспорте.
7) Занимайтесь на компьютере не более 30 минут за один сеанс.

7. Знакомство со строением позвоночника.

Медработник школы показывает фрагмент "Скелет человека" DVD "Загадки человеческого тела".
Особую роль в организме играет позвоночник. Он является стержнем скелета. Состояние позвоночника очень важно для здоровья. Помещённый внутри позвоночника спинной мозг является центром чувствительных и двигательных нервов. Повреждения позвоночника могут привести к поражению этих нервов. В "списке болезней" школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место. Каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Человек должен всю жизнь следить за своей осанкой, развивать его гибкость.

1 ученик:

Каждый день зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!

2 ученик:

За компьютером устал –
Вспомни о зарядке,
Чтоб с осанкою прямой
Было всё в порядке!

8. Знакомство с упражнениями для осанки.

Упражнения за компьютером

Дети разучивают упражнения вместе с одноклассником М.Дамиром, который занимается в спортивной секции ДЮСШ.

а) Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.
б) Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперёд. Затем развести руки в стороны, расслабиться.
в) Руки поднять вверх, согнуть в локтях и пальцами помассировать между лопатками.
г) Выполнить наклоны вправо и влево, положив руки на пояс.
д) Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.
е) Наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево.
ж) Медленное вращение головой в правую и левую стороны.

Упражнения на мате

Показывают Б. Юра и Т.Сергей, которые занимаются в кружке "Унибой" во Дворце детского и юношеского творчества.

а) "Лодочка" – лёжа на животе, схватив руками ступни ног, перекатываться вперёд и назад.
б) "Змея" – в положении лёжа приподнять голову как можно выше и посмотреть сначала вправо, затем влево.
в) "Мостик" – с положения лёжа выполнить высокий подъём на руках и ногах, прогнуться в спине.
г) "Брёвнышко" – в положении лёжа на спине понянуть одновременно руки и ноги. Застыть и немного полежать спокойно, вытянув позвоночник.

Подвижные упражнения

Ребята разучивают несколько движений танца "Летка-Енка" вместе с "инструктором" М. Инной, которая занимается хореографией в Детской школе искусств.
Включён диск с видеофрагментом показа движений танца.

9. Знакомство с упражнениями психотренинга.

На ширме кукольного театра вновь появляется кукла Вовочка.

Вовочка: Я не люблю общаться с ребятами, потому что считаю их капризными и жестокими. Они могут высмеять, когда отвечаю у доски. Нужно всегда быть с приятелями внимательным, любезным. Фу! Для меня это обременительно и сложно. Поэтому предпочитаю общение с компьютером. Не ладится игра – выключил и все дела! Не нужно ссориться и переживать.
Учитель: Что вы думаете по поводу откровений Вовочки?

Выслушиваются ответы ребят.

Психолог школы А.З.: Дорогие ребята! Вы правильно заметили, что Вовочка очень одинок, неуверен в себе, ленив. Сегодня я познакомлю вас с простыми упражнениями для расслабления перед общением, повышения самооценки:

а) Глубокое медленное дыхание: 1–2–3–4 (вдох), 5–6–7–8 (выдох) и т.д.
б) Из йоги: сомкнуть и немного подержать вместе большой и указательный палец, медленно вдохнуть и выдохнуть.
в) Если волнуешься перед ответом у классной доски, высоко подними голову и медленно вдохни, спокойно опусти плечи, представь себя "принцем".

10. Выводы.

Учитель: Урок здоровья подходит к концу. Наши "Дискуссионные качели" скоро остановятся. Какие выводы вы сделали для себя, ребята?
Дети перебрасывают мяч друг другу по кругу и произносят по одному короткому предложению:

Компьютер – необходим в современной жизни.
Нужно соблюдать осторожность при обращении с ним.
Обязательно позаботься о своём зрении.
Нужно "дружить" с компьютером, но не забывайте о своих друзьях.
Не забывайте об упражнениях для осанки при работе на компьютере, т.д.

Учитель: Верно, компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.

Дети хором читают слова, проецированные учителем на экран:

Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Попробуем разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки.

В работах Л.А. Венгера посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация , которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живим учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания , то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Однако "знаковая функция сознания" не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или "про себя". Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.

Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет

Однако чудо совершаемое, компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер , так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала , что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов .

Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные . Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке , но и надеяться, что они пройдут сами собой тоже не следует.

Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание . Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе .

И так компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка , но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье . При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе.Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие от компьютера.

И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления , помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Т.Козак

статья взята с сайта http://baby.com.ua

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии.

В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера.

Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная.

Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации.

Существует множество специальных разработок для дошкольников, школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети, изучающие навыки чтения, счета и чтения географических карт при помощи компьютера, намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает. Если предыдущее поколение получало знания из бумажных источников, то нынешние школьники привыкли усваивать новые умения через видеоряд. В чём же плюсы обучающих компьютерных программ?

Обучающие игры создают на экране фантастический в мир, в котором оживают герои сказок, мультфильмов, а также буквы, цифры и окружающие предметы. Такие игры создают обстановку, помогающую школьнику представить не конкретную ситуацию или единичное понятие, а получить обобщенное представление о подобных ситуациях либо же предметах. То есть в момент занятий за компьютером у ребенка развиваются такие важные мыслительные операции, как классификация и обобщение.

Но благоприятно влияют на умственные процессы школьника не только обучающие программы, но и обычные компьютерные игры. Воспитатели отметили, что благодаря такому времяпрепровождению у детей улучшается внимание и память. Психологи объясняют это тем, что дети непроизвольно запоминают только эмоциональные и яркие моменты. Компьютерные программы за счет яркой подачи учебного материала способствуют ускоренному и долговременному запоминанию информации.

Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром».

Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

· Неудобная поза

Работая за компьютером, школьник длительное время не отрывает взгляд от экрана и постоянно держит руки на клавиатуре и мыши. В результате долгого неподвижного сидения могут возникнуть боли в суставах кистей рук, спине, мышцах шеи, головные боли. А при неправильном положении тела может развиться сколиоз или остеохондроз.

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни. Подростки, уходящие в виртуальный мир, вымещают там свою агрессию или забывают о комплексах.

Кто подвержен игромании? Подростки или дети, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям.

Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных.

Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию.

Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению.

В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным.

Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене.

С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером.

Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации. Специалисты рекомендуют оградить детей 3-5 лет от знакомства с компьютером. С 5 до 7 лет можно давать ребенку поиграть не более 20 минут в день, поскольку неокрепшая психика в таком возрасте не позволяет дитю отличать виртуальность от реальной жизни.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время. Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир, однако стоит обращать внимание на индивидуальное развитие ребенка. Даже в этот период не рекомендуется разрешать играть за компьютером перед сном и ночью.

Компьютер для школьника должен быть помощником в учебе. Например, используя интернет, можно готовить рефераты, а ученики младших классов могут подготавливать небольшие доклады. Также стоит следить за играми, которыми увлекается ребенок. В идеале, на компьютере должны быть установлены развивающие или «добрые» игры.

Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить. Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности, космос, театр или динозавры. Это может быть всё, что угодно, лишь бы ребенок получал радость не только от «общения» с этой умной машиной. Также негативное влияние компьютера можно значительно уменьшить, следуя простым правилам:

Обзавестись хорошим монитором, это позволит снизить утомляемость глаз. Расстояние от дисплея до глаз должно быть 45-60 сантиметров. Источник естественного света должен находиться слева. Для взрослого человека допустимо 2 часа беспрерывной работы, для ребенка – полчаса. Затем следует отвлечься хотя бы на 15 минут. Чтобы сохранить зрение, следует ограничивать время игр и сидения в интернете.

Специальный компьютерный стул без подлокотников и на газпатроне позволит избежать неудобной позы и боли в суставах. Важно соблюдать правильную позу. При сидении за компьютером ноги должны прочно опираться на пол, а спина сохранять ровное положение. Положение головы тоже должно быть ровным, а не выпяченным вперед. Если нет возможности приобрести специальное кресло, стоит подобрать максимально удобный стул. Он должен быть с твердым сиденьем и удобной высоты. Также рекомендуется приобрести компьютерный стол, оснащенный выдвижной доской для клавиатуры.

· Чтобы не допустить психического перенапряжения, необходимо ограничить время игр-стрелялок и пребывание в интернете. Нужно регулярно отвлекаться от монитора и проветривать помещение.

· При правильно оборудованном рабочем месте время провождения за компьютером можно увеличить. Соответственно, при плохой организации желательно удержаться от длительного контакта.

Также рекомендуется следить за увлечениями ребенка: какие игры предпочитает, какие сайты посещает. Для удобства и спокойствия родителей на компьютерах существует функция «Родительский контроль», позволяющая ограничивать время пребывания за экраном и блокировать опасные сайты.

Основной вопрос – ограничить своего ребенка от использования компьютера или нет? Вопрос достаточно сложный, но решаемый. Компьютер, как и любой бытовой предмет, может нести не только пользу, но и вред. Но так можно описать любой предмет обихода и любую игрушку. Во всем нужно соблюдать меру и пользоваться незамысловатыми, но действенными рекомендациями.

Компьютер стал заменой видеоприставке, пишущей машинке, музыкальному центру и даже телевизору. Но основное достоинство – он стал средством связи и позволяет общаться людям с разных уголков планеты.

Компьютер: «за» и «против»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Магия компьютерных игр охватила сейчас почти все юное поколение во всем мире. Родителей чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок - очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.

  • Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.
  • Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
  • Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

Для детей ростом 115 - 130 см рекомендуемая высота стола - 54 см, высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) - 32 см. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 - 70 см (чем дальше, тем лучше). Поза ребенка - прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая. Пространство между корпусом тела и краем стола - не менее 5 см.

  • Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
  • Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до и после работы на компьютере.
  • Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.
  • Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.
  • Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья - только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.
  • После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: