Положение о школьной научно-практической конференции школьников. Проведение научно-практической конференции в начальной школе (из опыта работы)

Положение о школьной научно-практической конференции школьников

Общие положения
Школьная научно-практическая конференция школьников (далее - Конференция) является ежегодной и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством педагогов-предметников.

Цель конференции:
демонстрация и пропаганда научно-исследовательских достижений школьников, привлечение общественного внимания к формированию и развитию интеллектуального потенциала.

Задачи конференции:
- выявление талантливых, одаренных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности, оказание им поддержки;
- вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность;
- содействие профессиональной ориентации школьников;
- развитие навыков самостоятельной работы с научными трудами, документами, архивными материалами;
- формирование навыка публичного выступления;
- популяризации интеллектуально-творческой деятельности учащихся;

Руководство конференцией
Общее руководство Конференцией осуществляет организационный комитет (Оргкомитет). В состав оргкомитета входят директор школы, заместитель директора школы по УВР, руководитель школьного научного общества учащихся, руководители ШМО (Приложение 1)

Участники конференции.
В школьной научно-практической конференции школьников принимают участие все желающие 1-11 классов.

Организация, содержание и порядок проведения конференции.
1. Конференция проводится в образовательном учреждении 6 февраля 2015 г.
2. Заявку на участие в школьном туре НПК сдать в учебную часть не позднее 4 февраля 2015 г. Не позднее 17:00 часов 4 февраля 2015 г. в оргкомитет необходимо предоставить следующие материалы:
- печатный и электронный варианты исследовательской (творческой) работы (требования к электронному варианту см. приложение№6);
3. По результатам проведения школьной НПК оформляется протокол.
4. На защиту работы отводится 15 минут (10 минут на защиту работы и 5 минут на вопросы членов жюри и всех присутствующих по теме сообщения). В сообщении докладчика должны быть освещены следующие вопросы:
название работы, авторский коллектив;
актуальность данной проблемы;
краткая характеристика литературы вопроса, методика исследования;
основное содержание работы (кратко);
основные результаты и выводы;
практическое значение работы.

Критерии защиты работы для оценки жюри:
№ Критерии
1 Эрудированность автора
2 Логика изложения, убедительность рассуждения
3 Оригинальность мышления, аналитичность выступления

Порядок подведения итогов и награждения
1. По окончании защиты работ проводится заседание жюри. По каждой работе члены жюри высказывают свое мнение. На основании голосования определяются победители и призеры Конференции.
2. По результатам школьного тура членами жюри определяются работы для участия в муниципальном туре.

Приложение 1
Состав оргкомитета
:
Евдокимова И.К. – иректор школы
Ишкова Г.И.., заместитель директора школы по УВР
Михайлова О.В., заместитель директора школы по УВР
Осмоловская И.М., научный консультант, зав.лабораторией дидактики
Грачева Л.Е., руководитель ШМО учителей математики, информатики
Межлумян Г.В., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла
Майорова Н.Я, руководитель ШМО учителей естественнонаучного цикла
Мухамедьярова Е.В., руководитель ШМО учителей начальных классов
Черненко Ю.И., руководитель ШМО учителей развивающего цикла

Приложение 7

Приложение 5
«Нормы и требования к процессу и результату учебно-исследовательской деятельности школьников:
организационные аспекты»

Типы аналитических и исследовательских работ школьников
Реферат - представляет на основе анализа, систематизации и обобщения работ ряда авторов имеющиеся знания по выбранной теме, содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет-ресурсы).

Критерии оценки реферата:
Наличие и ясность формулировки познавательного вопроса
Количество используемых литературных источников (наличие ссылок); наличие ссылок на Интернет-ресурсы
Качество использования цитат (правильность оформления ссылки, уместность и логичность применения цитат, объем цитаты не более одного абзаца)
Наличие анализа использованных источников
Проведена систематизация работ других авторов.
Исследовательский реферат - содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет-ресурсы), сформулирована проблема на основе анализа, систематизации и обобщения работ других авторов, выдвинута гипотеза по разрешению проблемы, сформулированы задачи исследования (план исследования). Желательно проведение пилотного исследования, подтверждающего правдоподобность гипотезы.

Критерии оценки исследовательского реферата:
Критерии реферата

Проведено обобщение работ других авторов
Сформулирована проблема в одной из следующих форм:
знание о том, что мы не знаем
отсутствие на данный момент средств, устраняющих препятствие в деятельности и мышлении.
столкновение двух внутренних непротиворечивых знаний об одном и том же.
Приведено обоснование правдоподобности гипотезы (частичное подтверждение)
Наличие плана исследования с указанием методов и последовательности решаемых задач.
Исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат) и содержит описание проведенного исследования, результата, вытекающего из проведенного исследования.
Критерии оценки исследовательской работы:

обоснованность полученного результата
новизна полученного результата
Проектно-исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат), содержит описание проведенного исследования и показывает возможность применения полученного результата.
Критерии оценки проектно-исследовательской работы:
критерии оценки исследовательского реферата
критерии оценки исследовательской работы
обоснованность применения полученного результата
практическая значимость полученного результата


Приложение 6
Требования к оформлению электронных версий исследовательских работ школьников

Файл, содержащий весь текст работы, представляется в электронном виде (формат МS Word 97-2003, RTF).
Титульный лист (первая страница):

Полное название темы работы
Тип работы исследовательский реферат
или исследовательская работа
или проектно-исследовательская работа (выбрать что-то одно)
Возрастная номинация 1-4 класс, 5-8 класс, или 9-11 класс
Фамилия имя автора, учащийся, но не более 2 человека
Территория г.Реутов
Место учебы Полное название образовательного учреждения
Класс
Руководитель Фамилия, имя, отчество, место работы, должность, контактный телефон

Основная часть работы
Основная часть раскрывает основное содержание, начинается с третьей страницы.
1. Введение:

- актуальность темы работы (почему важно исследовать эту тему, чем она значима сейчас; желательны ссылки на авторитетные работы, на мнение экспертов);
- постановка и формулировка проблемы (в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие каких-либо знаний и одновременно потребность в них);
- разработанность исследуемой проблемы: известные знания, положенные в основание данной работы (содержит ссылки на аналогичные работы, то есть обзор литературы по данному вопросу).

2. Основное содержание:
- цель (то, что предполагается получить по окончании работы). Целей не может быть много – одна или две. Цель должна быть проверяема, конечна, поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение, поиск и т.п.).
- основные задачи отражают последовательность достижения цели; под задачами понимается то, что необходимо сделать, чтобы достичь намеченной цели (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить). К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
- методы и методики решения основных задач (те способы деятельности, которыми Вы пользовались, чтобы разрешить поставленные задачи).
- Результаты (подробное описание всех полученных результатов, которые соответствуют поставленным выше задачам. По каждой задаче может быть получено один или несколько результатов).
3. Заключение:
- Выводы, которые содержат краткие формулировки основных полученных результатов (соответствуют количеству задач), содержат описание возможности продолжения исследования;
- Возможная область применения (если есть): приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения.
- Список литературы завершает работу, не более 1 страницы. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе подготовки работы, обязательно со ссылкой в тексте работы.

Вконтакте

Практически в каждом образовательном учреждении выработана своя система работы над проектами. Особой трудностью, считаем мы, является организация предъявления результатов работы детей.

В современной начальной школе актуальной является идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно или социально значимой проблемы. В широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.

Презентация проекта - завершающий этап выполнения практической деятельности, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Защита проектов осуществляется в форме выставки, коллекции, макета, стенгазеты, экскурсии, спектакля, книжки-раскладушки. Одной из форм представления выполненной работы является презентация проекта в ходе научно-практической конференции.

Ход проведения

Первый этап проведения конференции. Поздравление участников научно-практической конференции.

Дорогие ребята, сегодня в нашей гимназии знаменательный день. Мы подводим итоги исследовательской деятельности, которой вы занимались на протяжении всего года. Наш праздник можно назвать праздником науки, потому что вы продемонстрируете результаты своего самостоятельного поиска в решении определённых задач. Желаю вам всем удачи. Помните, что упорство, труд, терпение должны быть вашими самыми главными помощниками для достижения своих целей.

«Не дозволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь».
Н. Заболоцкий.

Второй этап. Представление участников и тем проектов.

На нашей конференции были представлены следующие проекты:

  1. Что такое радуга?
  2. Истоки арабской нумерации.
  3. Где родилась русская матрёшка.
  4. Тайна мыльного пузыря.
  5. Дома сказочных героев.
  6. Насколько глуп Иван-дурак.
  7. Везде ли идёт дождь?
  8. Почему озёра Урала носят такие названия?
  9. Забота о зимующих птицах Урала.
  10. Чем вредны фаст-фуды?
  11. Как избежать травм в спортивной гимнастике?

Третий этап. Представление жюри.

Мы предлагаем, чтобы членами жюри были представители детских коллективов, Совета старшеклассников, родителей учащихся, педагогов.

Четвёртый этап. Приветствие участников конференции.

Выступление детей.

Я хочу узнать об этом очень,
Но никто не скажет, как назло,
Почему темно бывает ночью?
Почему бывает днём светло?

Почему мы любим то, что вкусно,
Почему в реке вода?
Почему без друга грустно-грустно?
Почему с ним весело всегда?

Спрашивала всех я терпеливо,
Но никто сказать не хочет мне,
Почему растёт на ветке слива,
А морковка прячется в земле?

Мне хотя бы раз ответил кто-то
На моё простое «почему»,
Почему смеяться всем охота.
А вот плакать – вовсе никому?

Настал час больших секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Все готовимся к нему,
Отвечать на «почему?»
(М. Пляцковский)

Исполнение всеми участниками песни, которая стала гимном нашей конференции. (песня-гимн под фонограмму «Это очень интересно» муз. С. Никитина, слова Ю. Мориц)

Это очень интересно, от кого река бежит,
Это очень интересно, что в трамвае дребезжит?
Отчего сворец поёт? Почему медведь ревёт?
Почему один в берлоге, а другой в гнезде живёт?(2 раза)

Это очень интересно, кто деревья посадил,
Кто придумал крокодилу это слово «крокодил»?
Кто назвал слоном слона, это очень интересно,
Кто сазану и фазану дал такие такие имена? (2 раза)

Это очень интересно, поглядеть на муравья,
Это очень интересно, как живёт его семья.
Нелегко живётся ей, потому что меньше крошки,
Меньше мухи, меньше мошки – всех он меньше, муравей! (2 раза)

Это очень интересно, почему молчит коза?
Это очень интересно, в барабан ли бьёт гроза?
Это, это же чудесно, что у всех, у всех людей
И у всех, у всех детей на лице живут глаза! (2 раза)

Шестой этап. Работа с оценочным листом.

Для того чтобы зрители были активными участниками и смогли выразить своё мнение и оценку работ, мы предлагаем выполнить работу с оценочным листом в ходе презентации работ. Такая форма работы позволяет всем слушателям быть полноценными участниками научно-практической конференции и в тоже время учит проектной деятельности. Форма оценочного листа единая для жюри и участников. Инструкция по заполнению листа даётся с использованием слайд-шоу. В ходе защиты проектных работ идёт заполнение оценочных листов для последующего обсуждения результатов на круглом столе в классах.

Оценка проектных работ.

Выступление участника по теме № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 №10
В исследовательской работе использованы:
* теоретические умозаключения
. . . . . . . . . .
*наблюдения . . . . . . . . . .
*опыты . . . . . . . . . .
*создана коллекция видеоматериалов . . . . . . . . . .
Наличие выводов . . . . . . . . . .
На каком уровне раскрыта тема
(высокий, средний, низкий)
. . . . . . . . . .
Научность выступления . . . . . . . . . .
Ораторские качества . . . . . . . . . .
Умение отвечать на вопросы . . . . . . . . . .
Оценка по 10 бальной системе . . . . . . . . . .

Седьмой этап. Защита проектных работ.

Проводится после жеребьёвки участников конференции. Для представления работ устанавливается регламент, защита проектных работ может сопровождаться демонстрацией опытов, компьютерной презентацией, продуктом творческой и исследовательской деятельности. По окончанию выступления задаются вопросы по содержанию участниками конференции и членами жюри.

Восьмой этап. Подведение итогов конкурса. Награждение.

Слово предоставляется председателю жюри. Председатель жюри после подведения итогов знакомит с результатами конкурса, объявляет победителей в номинациях:

  1. За ораторское искусство.
  2. За уверенность и находчивость.
  3. За удивительные идеи.
  4. За оформление работы.
  5. За исследовательское мастерство.
  6. За творческий полёт и вдохновение.
  7. За воплощение творческого замысла.
  8. За актуальность исследования.

Вручение дипломов и удостоверений (приложение 2) участникам.

Девятый этап. Обсуждение итогов конференции.

После окончания конференции в классах проводятся «круглые столы», где учащиеся выражают своё мнение о проектах, которые они увидели, доказывая свою точку зрения, опираясь на оценочный лист.

Целесообразно сопровождать открытие научно-практической конференции компьютерной презентацией (приложение 1)

Провёдённая научно-практическая конференция показала способность учащихся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствовало повышению мотивации к такой форме работы.

МОУ СОШ №68

Школьная научно-практическая конференция

Компьютерные игры: вред или польза?

Исследовательская работа

Выполнил: Ряска Даниил,

ученик 7 б класса

Руководитель: Колдарова

Анна Сергеевна, учитель физкультуры, классный руководитель МОУ СОШ № 68

Тюмень 2015г.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……………....…...…2

Глава I. Теоретическое обоснование вопроса

1.1. Классификация компьютерных игр…………………………...…...….…....5

1.2. Положительное влияние компьютерных игр на детей……………….……7 1.3. Отрицательное влияние компьютерных игр на детей………………...…...8

1.4. Мнения геймеров о компьютерных играх……………………………….12

Глава II .

    1. Результаты анкетирования……………………….…………….…………..13

      Мини-исследование в компьютерных магазинах………………….….….16

      Результаты интервью………………………………………………….……17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………….………….…………………………22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….………..................23

Приложение 1…………………………………….……………...……...…………..24

Приложение 2…………………………………………...…….…………………….26

Приложение 3………………………….………………...…….……………………29

Приложение 4………………………………………………........…………...……..30

Приложение 5…………………………………………...…………….……….……31

Приложение 6………………………………………………………….……......…..33

ВВЕДЕНИЕ

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что существование без этой умной машины сложно себе представить. Мы родились и растем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нашим родителям совсем недавно казалось чудом техники, для нас, детей, – просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Компьютером теперь никого не удивишь. Если предыдущее поколение было поколением книг, то сегодня «продвинутые» родители, еще не сняв с ребенка памперсы, сажают малыша к монитору. Вместе с компьютерами появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников разных возрастов.

Уже много лет компьютерные игры продолжают своё триумфальное шествие. Всё больше и больше появляется продвинутых во всех отношениях игр: с ошеломительными спецэффектами, закрученными сюжетами, трёхмерной графикой. С каждым годом ряды геймеров увеличиваются в геометрической прогрессии. Всё больше людей часами засиживаются за ПК, играя в свою любимую компьютерную игру.

Мне самому нравиться играть в компьютерные игры! Они меня увлекают, и я могу просидеть за компьютером целый день. Я просто погружаюсь в другой мир. К тому же очень часто я слышу от родителей, что я не должен целыми днями сидеть за компьютером, что из-за компьютерных игр у меня падает зрение, портится осанка, они влияют на мою психику и т.п. Разговаривая с одноклассниками, я выяснил, что не только мои родители считают так. Поскольку это увлечение среди учащихся нашего класса очень распространено и за компьютерными играми ребята проводят достаточно много времени, мы решили изучить данный вопрос более подробно и выяснить о вреде и пользе компьютерных игр.

Цель исследования : Выяснить, положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на человека.

Задачи исследования:

    Познакомиться с классификацией компьютерных игр.

    Найти примеры положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на школьников.

3) Узнать, как относятся к проблеме взрослые (учителя-предметники, медицинский работник, школьный психолог).

4) Провести анкетирование среди одноклассников и родителей, с целью выяснить отношение ребят и взрослых к компьютерным играм.

    Обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм, о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх.

У меня возникло два предположения :

Предположим: что компьютерные игры вредны, т.к. влияют на здоровье детей.

Возможно , что компьютерные игры – полезны, т.к. развивают детей.

Методы исследования:

    • поиск, сбор и анализ информации по данному вопросу;

  • беседа-опрос;

    наблюдение;

    анкетирование, интервьюирование;

    обобщения и выводы.

Объектом исследования является процесс использования компьютера.

Предметом данного исследования являются компьютерные игры, и влияние их на школьников.

Продукт исследования: информационный буклет с рекомендациями.

Результат работы:

Оповещение одноклассников и родителей о результатах исследований.

Создание буклета с информацией о пользе и вреде компьютерных игр.

Этапы организации работы

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

    Подготовительный этап

Определение цели, задач.

октябрь

Выработка гипотезы

октябрь

Сбор информации по данному вопросу из различных источников (книги, журналы, Интернет):

Посещение библиотеки, с целью изучения литературы по теме;

Беседы с одноклассниками, родителями.

октябрь-декабрь

  1. Основной этап

Мини – исследование в компьютерном магазине

январь

Изучение информации

январь

Выводы из информации

январь

Анкетирование школьников и родителей:

Разработать анкету;

Распространить среди сверстников, родителей;

Изучить, проанализировать, сделать выводы.

январь

Консультации со специалистами:

- учителем информатики

Медицинским работником

Школьным психологом

март-апрель

  1. Этап обобщения накопленного материала

Оформить буклет;

Распространить информацию.

март

Представить презентацию перед учениками и учителями школы на школьной научно-практической конференции

апрель

ГЛАВА I . Теоретическое обоснование вопроса

    1. Классификация компьютерных игр

Компьютерная игра - это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре или сама выступающая в качестве партнёра. Тот, кто играет в компьютерные игры, называется - геймером .

Все дети любят играть. Но обычные игры не интересны или бывает, что в них не с кем поиграть. А вот в компьютерные игры можно играть одному или с друзьями. Используя сеть Интернета можно заводить новых партнеров по играм. С каждым разом компьютерные игры становятся все интересней. Они создаются так, чтобы увлекать игроков. В них хорошие графические и звуковые оформления.

Из литературы и сети Интернет мы узнали, что мир компьютерных игр широк и разнообразен. Компьютерные игры могут быть классифицированы по нескольким признакам:

- Жанр: игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам;

- Количество игроков и способ их взаимодействия: игра может быть однопользовательской - рассчитанной на игру одного человека, или многопользовательской - рассчитанной на одновременную игру нескольких человек; а также вестись на одном компьютере, через интернет, электронную почту, или массово.

Компьютерные игры классифицируют по жанрам:

    Аркады - игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции игрока. Различают детские аркады, где главная задача игрока обычно состоит в том, чтобы избегать врагов, и аркады для более взрослых, где врагов необходимо ещё и убивать.

    Стратегии - игры, где игрок выступает в роли человека, наделённого властью. В экономических стратегиях задача игрока состоит в том, чтобы построить мощную финансовую корпорацию, победив в экономической войне своих конкурентов. В военных стратегиях игрок выступает в роли генерала, управляющего постройкой военных баз и тренировкой войск и должен победить врагов на поле боя.

    Квесты (англ. Quest - поиск) - игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки.

    Экшен - игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок.

    Приключения - игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета.

    Стрелялки - как видно из названия, игры привлекают тех, кто любит пострелять. Выбор оружия широк – от обычного пистолета до бластера. Игрок либо сам выступает в роли героя и видит виртуальный мир его глазами, либо смотрит на него со стороны.

    Головоломки - электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо как следует напрячь мозги.

    3 D игры - в них как такового сюжета нет, только иллюзия вида "из глаз" персонажа, основана на трехмерном движении.

    Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры - например, лопание пузырьков.

    Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс.

    Ролевая игра - жанр игр, где игрок обладает свободой действий - он сам выбирает куда идти, что делать и так далее. Отличительной особенностью которых, является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия.

    Тренажеры - всевозможные гонки, в том числе и в космосе, военные. Перед глазами игрока, находящегося в кабине автомобиля или самолета, находятся различные индикаторы, кнопки, рычаги, руль, штурвал. Ощущения от таких тренажеров близки к тем, что имеют место в реальной жизни. Например, геймер чувствует, как заносит машину, если он отвлечется от управления.

    Логические - п рекрасный способ провести несколько свободных минут, не покидая рабочего места (головоломки, шахматы, карточные игры).

Таким образом, мы сделали вывод, что с каждым годом качество компьютерных игр улучшается и появляется их огромный выбор. Из всего разнообразия не трудно выбрать подходящие, главное не забывать, что в реальной жизни куда больше интересней.

    1. Положительное влияние компьютерных игр на школьников

Интересно, а какое влияние на школьников оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред? Чтобы ответить на эти вопросы мы решили воспользоваться Интернетом и поискать там необходимую информацию.

Читая литературу по данному вопросу, мы узнали, что компьютерные игры имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Компьютерные игры помогают ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы. Самая простая компьютерная игра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость.

Игра за компьютером - это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.

Зарубежные специалисты считают, что разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей. Позитивный эффект компьютерных игр французский детский психиатр Серж Тиссерон видит в формировании способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам.

Многие стратегические игры позволяют получить навыки управления ресурсами в стрессовых ситуациях. Современные онлайновые игры, а это в основном "стрелялки", очень часто воспитывают командный дух, позволяя "притереться" друг к другу в условиях, "приближенных" к боевым. Участники одной такой команды, как правило, хорошо знают друг друга, общаясь не только в виртуальном пространстве. Выяснение отношений между командами происходит лишь внутри компьютерных сетей, а совсем не на темных улицах.

Сам характер игр – постоянное преодоление препятствий делает геймера более целеустремленным и жизнестойким. Он решает проблемы реальной жизни с не меньшим упорством, с каким преодолевает очередной этап игры. Большинство геймеров способны к быстрому восприятию новых идей и перемен.

Правильно подобранные компьютерные игры позволяют достаточно быстро научиться считать, читать, изучить иностранные языки, развить логическое мышление, улучшить память, внимание, реакцию, глазомер и координацию движений.

Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть. Все дети разные. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим - активные, динамические. Родителям надо знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать.

Компьютерная игра может отвлечь ребенка от пагубного влияния улицы. Выпивка, курение и другие вредные увлечения могут отступить на десятый план. Ребенок находит друзей легче, тем более, если у него с этим проблемы

    1. Отрицательное влияние компьютерных игр на школьника

В чём же вред компьютерных игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

- сидячее положение в течение длительного времени;

- воздействие электромагнитного излучения монитора;

- перегрузка суставов кистей рук;

Психическая нагрузка и стресс при потере информации;

Компьютерная зависимость.

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации

Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

Компьютерная зависимость

Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Со временем ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, отрешается от своих сверстников и всего общества в целом, у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья, снижается зрение. Также ребенок теряет как бы контакт с реальностью, для него "виртуальный" мир становится альтернативой "реального", тем самым теряется какая-либо взаимосвязь с обществом, в котором он находится, игра для него становится наркотиком. Иногда в медицинской практике встречаются случаи убийства или самоубийства под влиянием компьютерных игр. Игрок воображает себя героем своей любимой игры, и начинает входить в эту роль, путая миры, в которых находится. В результате, это приводит к непоправимым последствиям, как в жизни самого ребенка, так и людей, его окружающих.

В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой "Последняя Фантазия". В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, "не вернувшегося" из игры "Everquest". Но это скорее крайние формы игровой зависимости, чем норма.

Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира.

Результаты изучения положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на школьников были обобщены в следующей таблице:

Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер – это всего-навсего машина. Им вполне можно управлять. Но если делать это неграмотно – вот тогда он может оказаться вредным для здоровья.

    1. Мнения геймеров о компьютерных играх

Пагубно действуют на психику «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike». Миллионы тинэйджеров по всему миру рубятся в неё сутками, и не всегда «за просто так». Единицы на турнирах по «каунтеру» выигрывают деньги, и довольно крупные суммы, но миллионы и миллионы их же и проигрывают, не задумываясь, что проигрывают не только деньги, но и время, и свою молодость.

Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры, типа футбольных «Fifa» или баскетбольных «NBA Live». Есть ещё хоккейные, бейсбольные и другие. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Гордость творения «игрушечных» программеров – стратегии. Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться не за счёт быстрого и точного нажатия клавиш, а за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»), можно нехило пополнить свои познания в истории. Кроме того, появляется настоящий интерес изучить историю того самого периода, в котором происходит игровое действие. Таким образом, все игрушки можно классифицировать на вредные («бродилки» «стрелялки»), безвредные – «спортивные» и «гонки», и полезные – «стратежки», а также «головоломки», например, шахматы (.

ГЛАВА II . Практическое обоснование вопроса

    1. Результаты анкетирования

Чтобы выяснить отношение взрослых и моих одноклассников к компьютерным играм, были разработаны анкеты и проведен опрос среди одноклассников, а также родителей.

Всего в анкетировании приняли участие 53 человека: 27 – из числа учащихся и 26 человек из числа родителей учащихся.

Анкета для учеников состояла из 16 вопросов, а для родителей из 7 вопросов на каждый из которых нужно было выбрать один ответ (Приложение 1). Изучив результаты опроса, мы сделали следующие выводы:

Результаты опроса учащихся

После того как анкеты были обработаны, выяснилось, что из опрошенных мною школьников - 27 (100%) имеют дома компьютер. Если проведённые несколько лет назад исследования показали, что любимым занятием в свободное время было просмотр телевидения, то сейчас это компьютерные игры, которыми увлекаются 100% учащихся.

На вопрос: «С какого возраста ты играешь в компьютерные игры?» мы получили следующие ответы:

С 4 лет - 3 респондента (15%); - с 5- 6 лет - 6 респондентов (22%);

С 7-8 лет - 10 респондентов (37%); - с 9-10 лет - 6 респондентов (22%);

С 11-12 лет - 2 респондентов (7,5 %).

В день на игру ребята тратят от 30 минут до более 2-х часов. 15 % опрошенных посвящают этому занятию меньше 30 минут в день, 30 % опрошенных - играют 1-2 часа, 56% опрошенных - более 2 часов.

Если бы ребятам позволили все свободное время уделять компьютерным играм, то согласились - 7 опрошенных (26%), не согласились - 8 (30%) и затрудняются ответить 12 респондентов (45%).

Компьютерные игры для школьников в основном развлечение, так считают 18 респондентов (69%), отдых - 7 респондентов (26%), и только для 2–х респондентов (7,5%) – это смысл жизни. В свободное время 5 опрошенных (18,5%) - предпочитают погулять; 12 респондентов (45%) – поиграть в компьютер; 4 респондента (15%) – предпочитают почитать; 6 респондентов - другое. Ссоры с родителями из-за компьютера бывают у 12 опрошенных (45%), 10 опрошенных (37%) ответили, что таких ссор не бывает, у 4 опрошенных - иногда.

На вопрос: «Как, по твоему мнению, игры влияют на игрока?» - 9 респондентов (34%) считаю, что отрицательно, 8 респондентов (30%), что положительно, а 10 респондентов (37%) – затрудняются ответить. В тоже время, отмечают, что компьютерные игры полезны тем, что развивают логику, воображение, быстроту реакции и тренируют память. А отрицательно в компьютерных играх то, что они занимает много времени, воспитывают плохие качества, отвлекают от других занятий и плохо влияет на состояние здоровья.

На вопрос: «Может ли компьютер заменить тебе друга?» - 22 респондента (82%) ответили, что нет, 5 респондентов – не знают.

Результаты опроса родителей

У всех опрошенных 26 респондентов (100%) мною родителей имеется дома компьютер, который используют для работы, общения и игры. 2 респондента (7,5%) отметили, что компьютер есть, но не пользуются им. Все родители считают, что ребенок должен уметь работать на компьютере, начиная с 7-10 лет, так ответило 18 опрошенных (69%), с 5-6 лет – 4 опрошенных (15%) и с 11-14 лет – 4 опрошенных (15%). Большинство родителей ответило, что компьютер дети используют в основном для игры - 12 респондентов (46%), слушает музыку – 6 респондента (23%), набор текста и составление презентаций – 16 респондентов (61,5%), поиск в Интернете – 11 респондентов (42%).

Одна половина родителей считает, что долгое времяпровождение у мониторов компьютеров вредит здоровью и мешает учебе, другая отмечает, что удобно, что ребенок проводит время за компьютером т.к. он всегда сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.

На вопрос: «Стараетесь ли вы контролировать процесс игры вашего ребенка в компьютерные игры, и как именно?» Ответы были следующие: ограничиваю время игры – 10 респондентов (38%); обсуждаем вместе с ребенком и приходим к общему решению – 6 респондентов (23%), разрешаю играть взамен на что-либо («поиграешь, когда уберешь в комнате (помоешь посуду, прочитаешь 10 страниц)» и т.д.) – 5 респондентов (19%) и стараюсь заинтересовать ребенка чем-то другим – 6 респондентов (23%), у 6 родителей – нет такой проблемы. Чтобы отвлечь ребёнка от чрезмерного увлечения компьютерными играми нельзя действовать запретами. Это понимают все взрослые и предлагают больше времени проводить с ребенком или увлечь другими занятиями. Для более наглядного представления результатов анкетирования предлагаю ознакомиться с диаграммами (Приложение 2).

Проведенный опрос показал, что большинство детей увлечено компьютерными играми. Они тратят на игру по 2-3 часа и более. Из-за этого у ребят и родителей часто случаются ссоры. Из анкет мы узнали, что большинство учащихся знают о вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми, но все равно продолжают очень много играть. А для некоторых это увлечение уже стало смыслом жизни. При этом большинство отмечают, что компьютерные игры отрицательно влияют на игрока. Чрезмерному увлечению компьютерными играми также способствует слабый контроль со стороны родителей. Именно родители должны помочь детям сделать правильный выбор игры, определить время, проведенное за игрой и проявить понимание.

2.2. Мини-исследование в компьютерных магазинах

Следующим этапом нашей работы стало мини-исследование компьютерных магазинов. Я посетил три магазина, где продаются диски с компьютерными играми: «М-видео», «Multi Zona» и « GameZona » (Приложение 3).

Полки магазинов были заставлены всевозможными играми: развивающими, обучающими, гонками, стрелялками, играми для всей семьи. Из разговора с продавцами компьютерных игр я узнал, что чаще всего покупают игры дети в возрасте от 7 до 14 лет, молодые люди в возрасте 16 – 18 лет, реже взрослые, дошкольникам игры покупают взрослые. Оказывается, ассортимент игр пополняется каждую неделю. Самым большим спросом у покупателей пользуются «стрелялки», «квесты», «экшен» и логические игры. Обучающие игры, чаще покупают родители для детей. Обычно школьники покупают компьютерные игры, которые предназначены для детей старшего возраста или для взрослых.

Мне было очень интересно узнать то, как сами продавцы игр ответят на вопросы: «А какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред? »

В большинстве случаев ответ был такой: «Компьютерные игры влияют на детей как положительно, так и отрицательно. Важно, покупать игры по возрасту, не развивающие агрессию и соблюдать гигиенические требования: играть определённое количество времени, делая перерыв во время игры, выполнять зарядку для глаз. Использование игр в разумных пределах никогда не даёт отрицательных результатов. Очевидно одно: все хорошо в меру».

А теперь проанализируем то, что по этому поводу думают специалисты нашей школы.

    1. Результаты интервью

Всем взрослым так же был задан один и тот же вопрос: ««Какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред? » (Приложение 4).

Гуранова Елена Александровна , школьная медсестра : «Одна из главных опасностей компьютерных игр - формирование зависимости от них. Эмоционально привлекательные сюжеты не дают возможность ребенку мало играть. Тогда как, по санитарным требованиям занятия в школьном возрасте (6-9 кл.) за компьютером не должно быть более 20 - 25 минут. Более длительное пребывание за компьютером оказывает негативное влияние на ребенка. Нарушается развитие зрительной, костно-мышечной и нервной систем. Ребенок получает недопустимую нагрузку на организм. В школьном возрасте компьютерный мир формирует уход от реальности, заторможенность социального развития, снижает адаптацию к реальным взаимоотношениям, умение планировать, предвидеть результаты своей деятельности.

Компьютерная игра должна находиться на одном уровне с прочтением книги, прогулкой, любимым спортом. Если все это соответствует действительности, то не стоит проявлять излишнее беспокойство. Ну а когда в жизни все приоритеты сводятся к игре, то нужно как можно скорее начать борьбу с игроманией».

Курманова Айсылу Хасановна, учитель информатики: «Компьютерные игры могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на детей. Отрицательное то, что на игры занимают много времени, отвлекают от других занятий и плохо влияет на состояние здоровья, может возникнуть психологическая зависимость. На здоровье ребёнка влияют электромагнитные и прочие излучения исходящие от монитора, а также наблюдается общее и зрительное утомление при долгой работе за компьютером. Положительное в компьютерной игре то, что они развивают у ребенка память, внимание, логику, быстроту реакции. Но важно знать меру, учащиеся должны проводить за компьютером не более 40 минут в день. Очень важно, чтобы был постоянный контроль со стороны родителей».

: «Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к зависимости, что напрямую влияет на здоровье и психику ребенка. Многие дети так увлекаются играми, что живут, можно так сказать, виртуально. Реальная жизнь их начинает мало интересовать. Они всё реже общаются со сверстниками. Отсюда возникают проблемы в общении. У ребёнка пропадает интерес к учёбе. Со временем может развиться «игромания».

Как можно раньше прививайте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.

Подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.

Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участвуйте в детском представлении, многочисленные кружки, походы и другое) .

Предоставьте возможность самовыражаться и удовлетворять потребность в эмоциях.

Желательно предоставить ребенку возможность адекватного выплеска негативных эмоций, агрессии (спорт, состязательные игры, борьба)».

В результате опроса в се взрослые сошлись в одном: само по себе существование компьютерных игр не может пагубно влиять на детей. Умеренное использование игр в повседневной жизни не губит детский организм. Если неукоснительно знать и соблюдать все рекомендации специалистов, компьютер не только не навредит нашему здоровью, а станет нашим другом.

Изучив литературу, учитывая советы продавцов, специалистов нашей школы, после анализа анкет были подготовлены рекомендации по использованию компьютера и компьютерных игр. Все наши предложения мы оформили в виде буклета, который может быть использован родителями и детьми.

    Заканчивай занятия с компьютерными играми за 2,5-2 часа до сна.

    Не проводи за компьютером более 1 часа в день.

    Высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног.

    Кресло обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

    Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально - 60 - 70 см.

    В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы. Общая освещенность должна быть 300 - 500 люкс. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.

    Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз.

    Высоту клавиатуры надо отрегулировать так, чтобы кисти рук располагались горизонтально.

    Спинка кресла должна поддерживать спину пользователя.

    Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов.

    Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера; оптимальная влажность 60% при температуре 21 0 С.

    Каждые 10 минут отводите взгляд на 5-10 секунд в сторону от экрана.

Запрещать ребенку играть в компьютерные игры не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:

Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.

Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5-2 часов в день.

Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи.

В процессе игры на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.

Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.

Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,

Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд).

Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль. Разговаривайте с Вашим ребёнком обо всём: о школе, погоде, друзьях, учителях.

Нагружайте Вашего ребёнка: пусть он тратит своё время на помощь семье, на спорт, любые другие увлечения.

Побуждайте вашего ребёнка творить, думать, ставить цели и достигать их.

Помните: профилактика всегда проще и безболезненнее, чем лечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая теоретическую и практическую части нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днём всё больше и больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры. Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на моих сверстников. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером.

Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.

Поэтому мои предположения, о том, что компьютерные игры вредны, т.к. влияют на здоровье детей, и то, что компьютерные игры – полезны, т.к. развивают детей, подтвердились частично.

Компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред. Ч его больше, вреда или пользы, принесут компьютерные игры человеку, зависит только от него самого. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть, сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди.

Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе и не навредили здоровью, мы советуем:

1. Играйте по принципу «Поиграл и хватит» – не больше одного часа в день.

2. Свободное время проводите не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гуляйте, играйте в подвижные игры и читайте.

3. Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.

А самое главное для родителей: не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребёнка важнее, чем реальный.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9.

    Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка, М.: Знание, 1988. - 96 С. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Вычислительная техника и ее применение»); №3.

    А. Клименков Компьютерные дети // Компьютера. Компьютерный еженедельник. -2007.

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.

Ресурсы сети Интернет :

    1. Компьютерные игры: вред или польза,

      Учительский портал

      Как влияют компьютерные игры на психику ребенка?

    1. Исследование влияния компьютерных игр.

5. Чем полезны или опасны компьютерные игр.

6. Вредны ли или полезны компьютерные игры для человека?

7. Вся правда о компьютерных играх.

8. Все о компьютерных играх

9. Я и компьютер: плюсы и минусы

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ школьников

    У тебя дома есть компьютер?

□ – да □ – нет □ – скоро будет

4. Играешь ли ты в компьютерные игры?

□ – да □ – нет □ – иногда

5. Если ДА, с какого возраста ты играешь в компьютерные игры?

□- 4 лет □ – 5-6 лет □ – 7-8 лет □ – 9-10 лет

6. Какие твои любимые игры? (Названия игр писать НЕ надо!)

□ – разные □ – стрелялки □ – бегалки □ – обучающие

□ – стратегии □ – поиск предметов □ – гонки □ – головоломки

7. Сколько времени ты тратишь на игру?

8. Сколько раз в день ты садишься за компьютер? _______________

9. Если бы тебе позволили все свободное время уделять компьютерным играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласился бы ты?

□ – да □ – нет □ – не знаю

10. Для тебя компьютерные игры – это…

□ – развлечение □ – отдых □ – смысл жизни

11. Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:

□ – погулять □ – поиграть за компьютером □ – почитать □ – другое

12. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

□ – да □ – нет □ – иногда

13. Как, по твоему мнению, игры влияют на игрока?

□ – положительно □ – отрицательно □ – не знают

14. Чем, по-твоему, полезны компьютерные игры?

□ – не знаю □ – развивают логику □ – развивают быстроту реакции

□ –помогают определить свои интересы в жизни □ – тренируют память

□ – развивают воображение □ – другое

15.Какой вред, по-твоему, приносит увлечение компьютерными играми?

□ –не знаю □ – воспитывает плохие качества □ – занимает много времени

□ –отвлекают от других занятий □ – плохо влияет на состояние здоровья

□ – другое

16. Может ли компьютер заменить тебе друга?

□ – да □ – нет □ – не знаю

Спасибо за ответы!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Есть ли у вас дома компьютер и пользуетесь ли им вы сами?

□ – да, пользуюсь для □ – нет компьютера

– общения, □ – компьютер есть, но не пользуюсь

– работы,

– игры (нужное подчеркнуть )

– другое

2. Считаете ли вы, что ребенок должен уметь работать с компьютером?

□ – да □ – нет □ – не знаю

3. Если ДА, то с какого возраста?

□ – 5-6 лет □ – 7-10 лет □ – 11-14 лет

4. Если НЕТ, то почему?

□ – вредно для здоровья

□ – это пустое занятие, баловство

□ – мешает учебе

□ – по религиозным соображениям

□ – другое____________________________________________________________

4. Какие программы осваивает ваш ребенок?

□ – не знаю

□ – слушает музыку, аудиокниги

□ – графические редакторы

□ – набор текста

□ – составление презентаций

□ – поиск в Интернете

□ – компьютерные игры

5. Стараетесь ли вы контролировать процесс игры вашего ребенка в компьютерные игры, и как именно?

□ – у нас нет такой проблемы

□ – разрешаю или запрещаю конкретные игры

□ – обсуждаем вместе с ребенком и приходим к общему решению

□ – ограничиваю время игры

□ – разрешаю играть взамен на что-либо («поиграешь, когда уберешь в комнате (помоешь посуду, прочитаешь 10 страниц)» и т.д.)

□ – стараюсь заинтересовать ребенка чем-то другим (кружки/студии, чтение книг вслух, прогулки, спорт и т.д.)

6. Сколько времени в день проводит за компьютером ваш ребенок?

□ – меньше 30 мин. □ – 2 часа □ – больше 2-х часов

7. Бывают ли у вас ссоры с ребенком из-за его чрезмерного увлечения компьютером?

□ – часто □ – регулярно □ – иногда □ – никогда

Благодарим за ответы!

Приложение 2

Результаты АНКЕТИРОВАНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

4 чел. –не знаю 7 чел. – помогают определить свои интересы в жизни

16 чел. – развивают логику 8 чел. – тренируют память

14 чел. – развивают быстроту реакции 11 чел. – развивают воображение

14.Какой вред, по-твоему, приносит увлечение компьютерными играми?

4 чел. - не знаю 7 чел. – воспитывает плохие качества

10 чел. – занимает много времени 14 чел. – отвлекают от других занятий

21 чел.– плохо влияет на состояние здоровья

15. Может ли компьютер заменить тебе друга?

Результаты АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Считаете ли вы, что ребенок должен уметь работать с компьютером?

2. Если ДА, то с какого возраста?

Приложение 3

Мини-исследование в компьютерных магазинах

Консультант магазина «М-видео»


Консультант магазина «Multi Zona» Консультант магазина «GameZona»

Приложение 4

Интервью со специалистами нашей школы


Гуранова Елена Александровна, школьная медсестра

Курманова Айсылу Хасановна, учитель информатики

Исайкина Татьяна Владимировна, школьный психолог

Приложение 5

Упражнения для глаз

Упражнения для снятия зрительной усталости и улучшения зрения

Устают глаза при работе за компьютером? Выполни упражнения для глаз. Если у вас устали глаза от длительной работы за экраном монитора, то выполните хотя бы несколько из описанных ниже упражнений.

Если вы хотите улучшить свое зрение , то упражнения следует выполнять ежедневно.

Описание упражнений взято из комплекса занятий по йоге. Считается, что эти упражнения способствуют сохранению хорошего зрения и здоровья глаз.

Перед выполнением упражнений посоветуйтесь с врачом-офтальмологом.

Упражнения выполняются в положении сидя, голову держите прямо и неподвижно. Не напрягайтесь.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

Каждое из упражнений проделайте не менее 4 раз. После каждого упражнения поморгайте несколько раз, потом закройте глаза, чтобы они расслабились. Останьтесь на несколько секунд в этом положении.

- Вверх-вниз

Поднимите взгляд максимально вверх (посмотрите вверх), опустите взгляд максимально вниз (посмотрите вниз).

- Вправо-влево

Переводите взгляд вправо-влево. Можно поднять пальцы на некотором расстоянии справа и слева от головы и смотреть поочередно на них (пальцы находятся на уровне глаз). Вы должны видеть пальцы, но не напрягайтесь. Не двигайте головой.

- По диагонали

Теперь выполните диагональные движения глаз. Посмотрите вверх-вправо, потом вниз-влево. Выберите точки для фокусирования взгляда в указанных направлениях. Повторите диагональные движения из точки вверху-слева к точке внизу-справа и обратно.

ВРАЩЕНИЕ ГЛАЗ

К вращению глаз можно приступать только после 3-4 дней выполнения упражнений на движения глаз по сторонам. Медленно вращайте глазами по часовой стрелке, а потом против: сначала опустите глаза и посмотрите на пол, потом медленно переведите взгляд влево, выше и выше, пока не увидите потолок. Продолжайте круговое движение глаз вправо, опуская взгляд постепенно вниз, пока снова не увидите пол. Вращение выполняйте медленно. Поморгайте, закройте глаза и отдохните. Повторите упражнение в противоположном направлении. Выполните 5 полных циклов вращений. Поморгайте не меньше 5 секунд. При вращении глаза должны описывать максимально большой круг. При выполнении упражнения вы должны чувствовать небольшое напряжение глаз.

УПРАЖНЕНИЕ НА ТРЕНИРОВКУ ФОКУСИРОВАНИЯ

Возьмите в руку карандаш или используйте палец руки. Держите карандаш вертикально на расстоянии около 15-25 см от глаз (на минимальном расстоянии, на котором вы четко его видите), кончик карандаша на уровне глаз. Сфокусируйте на нем взгляд. Потом немного поднимите взгляд и посмотрите прямо вдаль (дальше 3 метров), найдите там точку, на которой можете сфокусироваться. Посмотрите опять на кончик карандаша (или пальца). Опять переведите взгляд на удаленную точку. Повторите движения 10-15 раз. Поморгайте, закройте глаза и плотно сомкните веки. Не забывайте глубоко дышать.

НАПРЯЖЕНИЕ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ

Как можно плотнее закройте глаза. Сомкните их (зажмурьтесь) так, чтобы глазные мышцы сильно напряглись. Сохраняйте напряжение глаз в течение 3 секунд и потом быстро откройте их. Это упражнение способствует глубокому расслаблению глазных мышц. Поморгайте несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ

Потрите ладони (15-30 секунд), чтобы они стали теплыми. Положите пальцы правой руки на пальцы левой так, чтобы ладони образовали чашу. Мягко положите ладони на глаза (ладони лежат, не касаясь глаз, но полностью прикрывая их от света). Пальцы на лбу. Проверьте, что можете свободно моргать под ладонями. Постарайтесь расслабить мышцы глаз. Локти на столе или на коленях. Голову держите прямо. Дышите глубоко. Упражнение следует выполнять, начав с 1-2 минуты. Потом каждую неделю постепенно увеличивайте длительность упражнения на минуты, пока не доведете ее до 10 минут.

Тем, кто много времени проводит за монитором, врачи-офтальмологи советуют чаще мигать

Тем, кто много времени проводит за монитором, врачи-офтальмологи советуют чаще мигать. При длительной работе за монитором мы мигаем реже, чем обычно. Из-за этого наши глаза хуже смачиваются слезной жидкостью, и как следствие этого возникает зрительный дискомфорт, глаза чешутся, появляется ощущение песка в глазах.

Выполняйте это упражнение каждый раз, когда почувствовали, что глаза начинают уставать, или примерно через каждый час работы.

В статье рассматривается ход подготовки работы, указаны: положительные, отрицательные моменты,требования к написанию работы, критерий оценки,структура работы, примерные аспекты содержания, оформления работы и модели защиты.

Статья: «Школьная научно-практическая конференция»

Дорошина Т. И. ГБОУ СОШ 78

В нашей школе ежегодно проводится научно — практическая конференция, в которой принимают участие учащиеся 7-11 классов. Всё более популярной среди наших учеников становится научно-исследовательская работа, вытекающая в подготовку проекта. Уникальность проектной работы с использованием ИКТ заключается в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, развивая свой творческий потенциал. Проектная деятельность повышает мотивацию в изучении английского языка, способствует приобретению опыта выступления перед аудиторией и повышает самооценку учащихся. Проектная деятельность способствует модернизации образования, развивает межпредметные связи, формирует коммуникативную и информационную компетенции и повышает эффективность обучения английскому языку в связи с повышением мотивации к обучению через совершенствование технологий обучения. Тема проекта должна быть интересной для учащихся и соответствовать возрасту ребёнка. Выбор темы проводится в октябре, практически каждый учитель нашего методического объединения курирует подготовку учащихся к научно- практической конференции. Все выбранные темы на заседании методического объединения обсуждаются и работа может строиться по следующему плану:

Предъявление темы проекта и основного вопроса, на который должны ответить ученики в ходе вьшолнения своей работы.

Самостоятельная или групповая (если необходимо) исследовательская и творческая работа учащихся с обязательными консультациями учителя в течение всего периода

подготовки.

Оформление проекта.

Защита проекта.

По итогам школьной конференции учащиеся 9б класса были направлены на районную НПК. При подведении школьной НПК методическим советом школы были отмечены положительные моменты: желание учащихся принимать участие в исследовательской деятельности, возможность соревновательного процесса, достаточно глубокое содержание работ. Среди положительных моментов можно отметить повышение качества научно- исследовательских работ. В 2010 году ученица нашей школы заняла 3 место на районной научно- практической конференции.

Говоря о проблемах работы в этом направлении, следует сказать:

1.О более внимательном отношении к ученику по вопросам курирования работы со

научного руководителя проекта.

2.Привлекать всех педагогов МО к подготовке учащихся для участия в НПК.

3.При проведении защиты проектов делать акцент на однотипности проектов по назначению (творческие, ролевые, исследовательские, информационные).

4.Поощрять работу учителей, которые готовили учащихся к НПК.

Необходимо остановиться и на проблемах,которые возникают у учащихся при подготовке работы к научно- практической конференции:

1.Часто исследование носит поверхностный характер, обычно в форме опроса общественного мнения.

2.Не всегда понятна практическая значимость работы.

З.Отсутствие личностной позиции, просто изложение фактов.

4.Мало внимания уделено теоретической части т.е. изучению соответствующей

литературы, соответственно объём данной части не соответствует требованиям работы.

  1. Есть проблемы при оформлении работы.

Данные проблемы были выявлены в течение 5 школьных НПК. На первой консультации учитель — куратор и ученик(и) обсуждают тему исследовательской работы для выступления на предстоящей научно- практической конференции. Тему исследования выбирает ученик(и). Обычно готовят работу 2 или 3 ученика. Темы, которые выбирают наши учащиеся показывают их интересы и увлечения. Наши исследователи выбирают темы, которые актуальны в современном мире.

Требования к написанию работы.

Формы научно-исследовательских работ учащихся.

На конференцию представляются работы следующих видов:

Реферативные:

а) информационно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой-либо проблемы и исследование ее;

б) проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данные и формулировки собственного взгляда на проблему;

в) реферативно-экспериментальные, в основе которого лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны науке; возможна интерпретация самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента;

Описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления; отличительной особенностью данных работ является отсутствие типизированной методики исследования, которая определяется спецификой наблюдаемого объекта;

Исследовательские работы;

Экспериментально-исследовательские работы.

Критерии оценки работ на НПК

  1. Соответствие работы заявленной теме
  2. Логика изложения, композиция работы
  3. Научный подход, наличие исследовательского компонента
  4. Наличие самостоятельных выводов и личного отношения к заявленной в работе проблеме, аргументированность высказанных суждений
  5. Глубина раскрытия темы
  6. Содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;
  7. Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её;
  8. Умения выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
  9. Присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
  10. Умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля автора реферата;
  11. Правильность оформления работы (структурирование текста по пунктам и подпунктам, его изложение в соответствии с выбранным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.)

Структура работы.

  1. План с указанием глав страниц
  2. Обоснование темы
  3. Теоретические основы темы
  4. Изложение основного вопроса
  5. Выводы и обобщения
  6. Практическое значение работы
  7. Список используемой литературы (не менее 5 источников)
  8. Приложение (документы), иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

Примерные аспекты содержания работы

  1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

Её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем; - Новые современные подходы к решению проблемы;

Наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке, желание в них разобраться;

Противоположность бытовых представлений и научных данные о заинтересовавшем;

Личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной

  1. Основная часть:

Изложение объективных сведений по теме работы; - критический обзор источников;

Собственные сведения, версии, оценки.

  1. Заключение:

Основные выводы;

Результаты и личная значимость проделанной работы; - перспективы продолжения работы над темой.

Оформление работы

  1. Оформление титvльного листа:

Название образовательного учреждения

Вид работы

Сведения о научном руководителе и научном консультанте - год и место написания работы.

  1. Оформление ссылок на источники:

Постраничный вариант: в верхней части страницы (под основным текстом), под соответствующим номером сноски, указываются выходные данные источника, номер тома, страницы.

Внутристраничный вариант: в тексте работы, после приведённой цитаты, в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку и страницы.

  1. Оформление списка литературы:

Название книги;

Место издания;

Год издания.

  1. Объём реферата:

20 страниц машинописного текста (формат А-4)

  1. Критерии отбора:

Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её;

Умения выявлять несовпадения в различиях позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;

Правильность оформления работы (структурирование текста по пунктам и подпунктам, его изложение в соответствии с выбранным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.)

Сопроводительные материалы (иллюстрации, схемы, чертежи, карты и т.д.).

Модели защиты работы (7-10 мин)

  1. «Классическая» — устное выступление, сосредоточенное на принципиальных вопросах:

Тема исследования и её актуальность;

Круг использованных источников и основные подходы к проблеме;

Новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новы подходы решению проблемы); - основные вьпiоды по работе.

  1. «Индивидуальная» — старшеклассник раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

Обоснование выбора темы;

Способы работы;

Оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

Личная значимость проделанной работы;

Перспективы продолжения работы (исследования).

  1. «Творческая» — защита предполагает:

Оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме, их комментарии;

Демонстрация слайдов и видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;

Яркое оригинальное представление фрагмента основной части

Педагогический коллектив, претворяя в жизнь идеи выявления и поддержки одаренных детей, уже немало сделал для развития исследовательской деятельности учащихся, вовлекая их в участие в олимпиадах, конференциях, предметных конкурсах разного уровня. Научная конференция стала не только формой организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности воспитанников, но и средством мотивации и более активного вовлечения новых учащихся в научно-проектную деятельность. В конференции приняло участие около 180 учеников из 6-11 классов, имеющих интерес к научно-исследовательской деятельности.

Открыла конференцию куратор школьного Научного общества - Нестерина Г.И., подчеркнув влияние науки в современном мире на все сферы человеческой жизни и значение Научного общества школы в интеллектуальном и творческом развитии учащихся.

Конференцию вели Мусатова Галина - президент НОУ и Белова Дарья - заместитель президента НОУ. Они представили почётных гостей, руководителей проектов и познакомили с регламентом проведения конференции.

Руководитель гуманитарной кафедры школы: Ларина Л.В. рассказала о работе с одарёнными в различных учебных областях знаний и познакомили учащихся с итогами работы за год (олимпиады, турниры, конкурсы и конференции разного уровня).

На конференции с докладами и презентациями своих работ выступило 15 учащихся, (всего 8 проектов) которые были приняты с большим вниманием и неподдельным интересом.

Надеемся, что итогом работы конференции станут новые интересные идеи, и…новые таланты, которые примут активное участие в следующем году. Торжественно прошла церемония посвящения новых членов в школьное научное общество. Всем участникам конференции были вручены директором школы - Савченко Т.Л. грамоты участников конференции.

Конференция помогла ввести знания и умения учащихся в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса в школе.

ФИО ученика

Класс

Тема выступления

ФИО руководителя

Кафедра естественно-математических предметов

Балабанов Дмитрий

Торлак Людмила

«Русский гений - В.Н. Ипатьев»

«Национальное достояние - физик-ядерщик Г.Гамов»

Ларина Людмила Владимировна

Бердюгина Елизавета

Исследовательская работа.

«Знакомого слова глубинный смысл»

(Работа по русскому языку)

Ларина Людмила Владимировна

Тодорова Полина

Николаева Ирина

Исследовательская работа.

«Секреты Фамилий учащихся 6а класса»

Горина Марина Александровна

Абросимов Анастасия

Опря Александр

Вахидов Керим

Исследовательская работа

«Год 1917-й глазами разных поколений»

Пацукова Лилия Петровна

Хвастункова Яна

Ашуркина Анна

Усенко Ника

Исследовательская работа

«Эколингвистика»

Ёлкина Юлия Васильевна

Волкова Виктория

«Невесомость»

Фролов Сергей Григорьевич

Горелова Любовь

Белынцева Марина

«На лабутенах» (Влияние высоты каблука на здоровье ног)

Реброва Светлана Владимировна

Сучкова Наталья Васильевна

Артамонова Ангелина

«Исследования Миклухо-Маклая на острове Новая Гвинея»

Клементьева Ольга Кузьминична

Открытие конференции

Выступление зав.кафедрой гуманитарного цикла Лариной Л.В.

Выступление Торлак Людмилы

Выступление Бердюгиной Елизаветы

Выступление Тодоровой Полины и Николаевой Ирины Выступление Хвастунковой Яны и Ашуркиной Анны

Награждение участников конференции

Заключительное слово директора школы Савченко Т.Л.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: