В чем вред социальных сетей. Научно доказан вред социальных сетей. Социальные сети для общения

Это развлечение еще недавно было диковинкой, а сейчас практически все молодые люди, их родители и даже бабушки, имеют свои странички в той или иной социальной сети. Но насколько полезные такие контакты, чего больше приносят они: пользы или вреда?

Польза социальных сетей

Безусловно, социальные сети позволяют получать в достаточно быстрые сроки большой объем нужной информации. Они предоставляют возможность общаться на расстоянии с огромным количеством людей, живущих в разных уголках планеты, помогают знакомиться, находить друзей, влюбляться, обсуждать новости и события.

Социальные сети помогают найти потерянных друзей, и однокурсников. Благодаря популярным сайтам, люди возобновляют общение, а впоследствии поддерживают друг с другом связь, узнают новости, поздравляют с праздниками.

Сети также помогают в поиске работы, так как позволяют узнать полезную информацию о работодателе и самой организации. Кроме того, там создано большое количество клубов по интересам, которые помогают проводить с пользой свой досуг и не тратить время на бесполезный просмотр телевизора или компьютерные игрушки.

Зло социальных сетей

Виртуальное общение заменяет собой реальное взаимодействие с людьми, у человека возникает иллюзия огромного круга знакомств. Однако это общение не живое, фрагментарное, лишенное эмоций в их обычном понимании.

Социальные сети убивают время современного человека, ведь общаться в них можно бесконечно, однако в ущерб своей личной жизни и даже психическому здоровью. Они способны погрузить человека полностью в ирреальный мир, вытеснив желание жить обычной жизнью, не связанной с компьютером: заниматься спортом, читать книги, выезжать на природу с друзьями.

Кроме того, в интернете существует много мошенников, прикрывающихся масками добропорядочных людей, сектантов, вербующих последователей, извращенцев с ненормальными фантазиями, совращающих детей.

Таким образом, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не попасть в злые сети интернета.

Сегодня невозможно представить свою жизнь без компьютера. Они окружают нас повсюду: на работе, дома, в больнице, метро, магазине. Неоспорим тот факт, что компьютерная техника в значительной степени облегчает жизнь человеку. Благодаря ей мы меньше работаем, сложные вычисления проводим в считанные секунды. Даже жизнь больного во время операции контролируют приборы. Однако не все так прекрасно, как может показаться.

В чем вред?

Компьютеры вредят здоровью человека - этот факт давно доказан. Сегодня все большее опасение вызывает отнюдь не излучение, а повсеместное распространение Интернета. Всемирная паутина может быть очень полезной: там хранится огромное количество всевозможной информации, что дает возможность найти то, что нужно, не проводя долгие часы в библиотеке. Тем не менее, современная молодежь ищет в сети совсем не энциклопедические данные - ее привлекают социальные сети. Вред от них уже заметен - давно ли вы видели группу подростков играющих во дворе в футбол или просто занятых общением на лавочках? Все давно отошло в прошлое. Да и зачем им выходить на улицу, если все можно сказать, не выходя из комнаты?

Для начала хотелось бы напомнить о вреде физическом. Длительное просиживание штанов за компьютером чрезвычайно опасно для всех, особенно для молодых людей, у которых еще окончательно не сформировался скелет. Обратите внимание на то, как вы или ваш ребенок сидит на стуле? Он сутулится или горбится, щурит глаза, вглядываясь в монитор - так он может не двигаться большую часть дня, бесконечно читая то, что пишут его знакомые. Со временем нарушается осанка, зрение, часто болит голова и так далее.

Другая сторона медали

Это конечно здорово, когда ты в любой момент можешь написать дальнему родственнику или другу, уехавшему в командировку в Африку. Но большинство из нас ежедневно пишет и тем, кто находится совсем рядом, с кем можно встретиться или хотя бы позвонить. Вред социальных сетей состоит и в том, что человек забыл про живое общение. Все это осознают, но не могут или не хотят ничего с этим сделать. В результате наша обычная жизнь превращается в виртуальную.

Вред социальных сетей огромен: дети разучились заводить друзей, не поддерживают связь с обществом, а их отношения сводятся к сравнениям, чей новее компьютер или современнее игра, у кого больше друзей в той или иной сети. Многие родители вначале не обращают на это внимания, ведь ребенок занят и не мешает им. Бить тревогу начинают тогда, когда уже поздно что-то менять. Вероятно, наряду с лечением от алкоголизма и игромании, вскоре будут лечить зависимость от компьютера.

Полную картину наступившей катастрофы можно будет увидеть в ближайшем будущем. Дети подросли, но, просидев всю свою недолгую жизнь за компьютером, так и не получили необходимых навыков общения и выживания в обществе. Вред социальных сетей теперь становится очевидным. Молодые люди из виртуальных систем не умеют знакомится, им сложно строить отношения и заводить семьи - они привыкли прятаться за монитором. Избежать этого можно уже сегодня, ограничив детям доступ к компьютерам.

ВКонтакте, Facebook, Одноклассники — все они, не жалея средств, борятся за наше внимание.

Давайте же узнаем тёмную сторону происходящего: в чём вред социальных сетей?

В этой статье мы тщательно проанализируем, чем вредны социальные сети. И, конечно же, научимся минимизировать, а то и вовсе избавимся от этого вреда. Но сперва выделим пользу, ибо она, несомненно, тоже присутствует.

Итак, польза соц.сетей состоит в следующем:

1) Всегда на связи со многими людьми (в том числе с теми, кто далеко).
2) Всегда в курсе последних событий и .
3) Развлечения: музыка, фильмы, картинки, статьи.
4) Образовательная информация: документальные фильмы, лекции, книги, статьи.
5) Средство продвижения творчества и бизнеса.

Возможно, есть ещё преимущества, но это основные. А теперь перейдём к минусам социальных сетей. Сразу оговоримся, что вред соцсети, как правило, наносят при неразумном, чрезмерном использовании. Хотя границы разумного использования каждый определяет для себя сам, так что всё относительно. Ладно, приступим!

1⃣ Соц сети пожирают время. Время — самый ценный ресурс. А мы часто тратим его на всякие глупости. Конечно, отдыхать и развлекаться тоже нужно. Но если мы залипаем в социальных сетях в ущерб чему-то важному и полезному, то вред очевиден.

Что делать? Ограничить время, которые мы тратим на соц.сети. Хотя зачастую ограничения являются не самым лучшим решением. Ведь то не всегда железная. Гораздо эффективнее заменить всяких котиков на ютюбе или псевдо-юмор МДК на что-то действительно полезное. Ведь существует же что-то, что вам нравится и одновременно делает вас лучше? СиЗОЖ гарантирует: это есть у каждого человека, нужно лишь найти это в себе. Развивайтесь, совершенствуйтесь, выходите из зоны комфорта и пробуйте новое — и вы обязательно найдёте то, после чего вам будет жалко бесцельно тратить своё время. Оптимально обрести или просто хобби, тогда вы сами всё поймёте и прочувствуете. Даже если вы останетесь постоянным пользователем соцсетей, то будете тратить время с пользой, то есть получать из сетей в основном ту информацию, которая ПОЛЕЗНА для вас, вашего дела и вашей жизни. Успехов!

2⃣ Соц. сети приучают потреблять. На выходе получается идеальный потребитель — мечта всех маркетологов и менеджеров продаж. Дело в том, что социальные сети можно использовать по разному. то есть создавать что-то новое. А можно быть обыкновенным потребителем информации. Конечно, в этой жизни все мы в какой-то степени потребители. Но если человек только и делает, что лайкает, репостит, комментит (причём делает это в огромных масштабах), то тем самым он убивает в себе искру творца. Ибо поведение в социальных сетях формирует поведение в реальности.

Что делать? Во-первых, следует сократить или вовсе отказаться от , не несущей явной пользы. Во-вторых, желательно изменить соотношение потребления/творения в пользу последнего. Ведь соц сети — это мощный инструмент для создания и продвижения своего творения. Возможностей — тысячи, и вы можете с успехом что-то делать в социальных сетях с пользой для себя.

3⃣ Соц сети вызывают зависимость. И вы сами не заметите, как это произойдёт. Просто вдруг вы останетесь без интернета или ВК в очередной раз заглючит — и тут то вы и прочувствуете непреодолимую тягу к вашей любимой социалочке. Хотя может и не прочувствуете — если ещё недостаточно втянулись. В любом случае, рано или поздно пользование социальными сетями становится привычкой, а отсутствие возможности реализовать привычное действие вызывает дискомфорт. Да, соцсети дают свободу — свободу общения, получения и обмена информацией — но одновременно эту свободу забирают. Кстати, проблема зависимости молодежи от социальных сетей стоит особенно остро.

Что делать? Во-первых, можно . Во-вторых, не нужно делать соц.сети центром жизни, не стоит придавать им большого значения. А если вы вдруг остались без своей привычной социальной сети, то, быть может, самое время заняться другими делами?

4⃣ Соц.сети делают вас несчастными. Было проведено много исследований, результат которых одинаков: люди чувствуют себя тем несчастнее, чем чаще они пользуются социальными сетями. Почему? Потому что так называемые друзья в сети выкладывают свои лучшие фотографии, видео, статусы. Подчёркиваю — выкладывают только самое лучшее! И когда человек видит, как весело и интересно живут его «друзья», то рано или поздно начинает думать, что его жизнь скучна и уныла. И наоборот: люди, которые тратят больше времени на общение с друзьями в реальной жизни, реже испытывают такие негативные чувства.

Что делать? Если вы постигнете это умение, то ваша жизнь будет намного счастливее. Сравнивать себя с кем-то бессмыссленно, вы уникальны и неповторимы. И у вас свой путь. Если не сравнивать себя с другими пока не получается, то осознайте тот факт, что в социальных сетях выкладывают только лучшее. Лучшее — это просто красивая обёртка, а внутри могут скрываться проблемы и тому подобное. Но их то не выставляют напоказ! Вот и кажется, что внешне всё замечательно, но стоит лишь копнуть… Выход — не заморачиваться и не завидовать, это бессмысленно.

5⃣ Соц сети лишают общения. Общаться в сети намного проще, чем в реале. Многие из нас уже боятся вылезти из этого уютного кокона. Постепенно превращаемся в домашних социофобов и социопатов, лишая себя радости настоящего живого общения. А какие ещё есть минусы общения в социальных сетях? Да на любой вкус и цвет! Например, вы написали что-то важное, а ваш собеседник не ответил по причине занятости. Всё — кошмар — вас игнорят! А может быть кто-то не поставил вам лайк? Вот это трагедия, как дальше то жить?! Наверное, что-то подобное испытывал каждый из нас.

Что делать? Больше общаться в реале и не пытаться заменить живое общение виртуальными. Общение в соц сетях на данный момент не способно заменить настоящую встречу или совместное времяпровождение. А вот добавить негатива соц.сети могут запросто. Чтобы этого избежать, нужно просто не париться по пустякам, понимать всю иллюзорность виртуального общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как и всё вокруг, соц сети имеют двойственную природу. Есть и хорошее, есть и плохое. Так пользуйтесь же хорошим, а плохое старайтесь оставить за бортом. Это и есть разумный подход.

Пользуясь случаем, приглашаю вас на

Благодаря развитию интернет-технологий в мире каждый год появляется все большее количество социальных сетей. Наиболее популярные сети, такие, как ВК, посещаются миллионами пользователей ежедневно.

Скидка читателям

Вам повезло, сервис smmbox.com раздаёт скидки.
Сегодня скидка 15% на использование сервиса. Вам нужно просто зарегистрироваться и ввести при оплате промокод smmbox_blog

Например, отслеживание музыкальных новинок или просмотр онлайн трансляций интересующих матчей.

Одним из плюсов таких сетей в том, что они дают возможность стереть границы времени и пространства и позволяют всегда оставаться на связи с родными вне зависимости от страны проживания.

Но, несмотря на большое разнообразие плюсов, в таких глобальных сетях кроется и негативная сторона.

Для начала стоит рассмотреть общие вероятные причины появления возможных проблем.

Одна из причин — получение простого удовольствия и повышение уровня самооценки. Выкладывая личные фотографии в социальную сеть и получая множество положительных комментариев и оценок, естественно, повышается уровень гормона счастья на подсознательном уровне.

Как следствие, появляется хорошее настроение и уверенность в себе.

Второй распространенной причиной зависимости от социальных сетей является быстрое усваивание полученной информации, а также возможность работать в режиме многозадачности.

Например, можно отвечать на сообщения, одновременно просматривая ленту новостей и слушая музыку, или просматривая видео ролики.

Большинству людей нравится такой образ жизни, несмотря на то, что большинством психологов доказан вред работы в режиме многозадачности.

И последняя из наиболее распространенных причин кроется в разнообразии и доступности информации.

Разнообразие информации позволяет находить нужное без фильтрации из множества данных, что снижает уровень возможности четкого формулирования своих мыслей.

Последствия такого увлечения интернетом достаточно губительны для подрастающего поколения.

Например, снижение уровня начитанности подрастающего поколения связано с тем, что пребывая в социальных сетях слишком часто, мозг снижает уровень возможной концентрации на определенном действии или информации.

Еще одно не менее печальное последствие – выбор реального одиночества в пользу виртуальных друзей.

Одно дело, если человек выбрал одиночество сознательно еще до регистрации в какой-либо сети, и совсем другое, когда общение из личного переросло в интернетовское.

В любом случае, стоит стараться не поддаваться влиянию социальных сетей и стараться больше проводить времени в реальном мире.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«КУРЛЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ученица 7 класса

Руководитель: Никулина Светлана Сергеевна,

учитель истории и обществознания
с. Курлек 2014г.

Введение 2

Как избавиться от своей интернет-зависимости 16

Результаты исследования 17

Заключение 25


Введение

Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации, и во многом упрощает нашу жизнь. Одна из сторон Интернета – социальная сеть.

Одноклассники, ВКонтакте, ФэйсБук настолько заполонили разумы юных школьников, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все встречи спланированы через Интернет. Уже в раннем детстве появляется зависимость подростков от социальных сетей. Начиная с 3-х лет, дети могут самостоятельно включать компьютер и играть в полюбившиеся игры, а со школьной скамьи первым делом регистрируются в социальных сетях и ищут своих новоиспеченных одноклассников. Подростки «выходят на прогулки» в социальные сети, где становятся частью общества зачастую без должного контроля со стороны своих родителей. Усердно оформляя свои страницы, подростки, демонстрируют свой внутренний мир. Ведь те по сути уже являются их своеобразными визитными карточками.

И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь?

Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный.

О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому я и захотела выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли подростку проводить там время.

Актуальность проблемы влияния социальных сетей на процесс социализации подростков очевидна. Все чаще в последнее время стала появляться информация в СМИ, что социальные сети вредят здоровью молодёжи и отупляют современное поколение. И мне, как активному пользователю, захотелось узнать: социальная сеть – лучший друг, тайный враг или помощник?

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:


  1. изучить литературу об истории создания и развития социальных сетей;

  2. охарактеризовать виды социальных сетей;

  3. проанализировать статистику пользователей выбранных социальных сетей, возможности регистрации;

  4. провести исследования среди учеников нашей школы о роли социальных сетей в их жизни;

  5. обработать полученные данные, построить сравнительные таблицы, диаграммы;

  6. выявить преимущества и недостатки социальных сетей;

  7. дать рекомендации ученикам и родителям, как избежать интернет-зависимости и не попасть в «виртуальную реальность».
Гипотезы исследования:

  1. Предположим, что социальные сети приводят к расширению круга общения подростков, положительно влияют на их развитие личности.

  2. Предположим, что социальные сети оказывают отрицательное влияние на формирование личности подростка.
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:

Теоретический – изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме.

Практический – анкетирование и анализ опросов, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Предмет исследования: достоинства и недостатки социальных сетей, информационная безопасность в сети.

Практическая значимость исследования заключается в умении воспринимать виртуальный мир как дополнительный, но не основной.

Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно современных интернет - сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом. Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года – день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPANet. Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат) – сервисной системы для общения в режиме реального времени, созданной в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом.

Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).

Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.

В 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалась успешной, и с далёкого 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир.

Социальные сети стремительно набирают популярность во всём мире, аудитории некоторых из них уже превышают население крупнейших стран. В Интернете сейчас существует множество различных социальных сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому изложу самые популярные социальные сети среди подростков:

Владелец социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров.
Сервис приобрёл широкую популярность непосредственно в России, на Украине, в Беларуси и Казахстане. Социальная сеть насчитывает 200 миллионов аккаунтов. Ежедневная аудитория «ВКонтакте» - около 60 миллионов человек 2 , преимущественно это школьники и студенты.

Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создавать профиль с информацией о себе, производить и распространять контент, гибко управлять настройками доступа, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ.

Возможность загружать на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета.

2. «Одноклассники» - мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков.



Создатель сайта «Одноклассники» - Альберт Попков.
По данным собственной статистики сайта по состоянию на 1 января 2013 года в «Одноклассниках» зарегистрировано более 205 миллионов пользователей. Посещаемость сайта - более 40 миллионов посетителей в сутки. 3 Охват аудитории российских интернет-пользователей 14 - 55 лет.

В «Одноклассниках» можно расслабится и поиграть в игры, добавить свое видео к себе на страницу, добавить и послушать любимую музыку. По аналогии с «ВКонтакте» можно отправлять пользователям сообщения, оставлять комментарии, ставить оценки фотографиям, а также вступать в группы. Отличительная черта от главного конкурента («ВКонтакте») – это то, что вы можете посмотреть, кто заходил к вам на страницу.

3. «Facebook» в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете .

Создатель «Facebook» Марк Цукерберг
По данным представителей компании, в четвертом квартале 2013 года число человек, каждый месяц пользующихся социальной сетью «Facebook» составило 1,2 миллиарда пользователей. Ежедневная аудитория – около 757 миллионов пользователей. 4

Социальная сеть «Facebook» позволяет пользователям зарегистрироваться, добавив свою личную фотографию и описание о себе. Добавлять друзей, переписываться сообщениями, добавлять статус, делать сообщения на стенах (у себя и у друзей). Также есть возможность добавить фото, видео, создавать группы, вступать в них. Есть возможность обмениваться музыкой, фотографиями, видеозаписями, играми. Существует вариант выбрать самому адрес страницы, а также в «Facebook» был интегрирован «Skype».

Социальная сеть в нашей жизни

Раньше часто можно было услышать и от взрослых и от детей: «Зайдешь ко мне?». Фраза эта означала приглашение зайти домой, чтобы пообщаться, провести вместе время, поесть или попить чего-нибудь, помочь в домашних делах. Словом, любая совместная деятельность или совместное безделье. Несколько лет назад эта фраза получила новое значение – посетить профиль в социальной сети. Смысл приглашения примерно тот же, что и раньше – пообщаться, обменяться новостями и сплетнями, похвастаться достижениями или пожаловаться на жизнь. При этом заметна экономия времени: общаться можно не выходя из дома в любое удобное время суток, если собеседник надоел, то нет необходимости высокохудожественно зевать и намекать, что гости уже не в радость, можно просто отключить интернет.


  • наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;

  • вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля);

  • настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
Социальные сети, хотя и работают по единой концепции, имеют разные функции и опции, что позволяет делить аудиторию и успешно конкурировать. Мало, кто зарегистрирован более чем в трех глобальных социальных сетях, обычно даже очень общительные пользователи выбирают одну локальную социальную сеть, чтобы общаться с соотечественниками, одну международную, если есть друзья или родственники в других странах .

Всплеск интереса к социальным сетям стал настолько сильным, что многие люди уже не представляют себе жизни без своего виртуального двойника, живущего насыщенной и интересной социальной жизнью. Чтобы интерес к сайтам не падал, и, соответственно, чтобы не падали доходы, владельцы социальных сетей придумывают новые развлечения для жителей своих виртуальных мегаполисов, чтобы те как можно больше времени проводили по другую сторону экрана.

В психологии и педагогике подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 15 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинейджер.

Современные тинейджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.

Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода!

Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.

Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики подростка.

Следует отметить, что в последнее время обострилась ситуация влияния Интернета на подрастающее поколение. Из всего Интернет - пространства особое влияние на молодежь оказывают социальные сети. Современные подростки все свои потребности в социализации находят именно здесь. Некоторые считают, что это приносит пользу, другие же склонны различать в этом явлении негативные последствия.

С развитием Интернет – технологий мир очень сильно изменился. Вслед за ним меняется и образ мысли, и образ жизни молодых людей. Таким образом, несомненно, можно выделить определенные плюсы социальных сетей.


  1. Общение упростилось до максимального уровня. В наше время огромное расстояние между людьми теперь не помеха для их коммуникации. Достаточно иметь компьютер или ноутбук, подключенный к Интернету, и специальное программное обеспечение, которое дает возможность общаться, слышать и видеть друг друга 5 .
Подростки могут сказать гораздо больше через сеть, чем в реальной жизни, и не чувствовать себя при этом неудобно: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно.

  1. Сеть дает возможность найти себе друзей, знакомых одноклассников , а неуверенному в себе подростку почувствовать себя востребованным. Он заводит новые знакомства , не опасаясь того, что возможно в дальнейшем с этим человеком не о чем будет поговорить. Вступая в группы по интересам, не боится того, что может быть отвергнутым.

  2. Социальные сети привлекают своей возможностью самовыражения , ознакомить всех со своими талантами, увлечениями, достижениями. Некоторые выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео. Это также происходит и через оформление страниц: интересы, увлечения, хобби.

  3. В сети можно почерпнуть значимую для образования позитивную, познавательную информацию . Например, «В Контакте» является самым крупным в Рунете хранилищем аудио, видео и фотоматериалов по многим учебным предметам, которые можно слушать, просматривать и скачивать. Кроме того, социальная сеть – это быстрая передача или распространение информации о школе, классе, мероприятиях и новостях учащихся.
Мы видим, что с одной стороны, социальные сети дают подростку все то, что ему необходимо в этом возрасте: социализацию, коммуникации, самовыражение, создание своего образа, нахождение интересов и формирование взглядов, а главное – самостоятельность !

Отрицательные черты влияния социальных сетей


Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше.

1. У подростков появляется зависимость от виртуального мира . Вечерние прогулки по городу, посещение культурных мест, кафе теперь с легкостью заменит вербальное общение в сети. Такой путь приводит к аутизму и полной деградации личности , как составляющей общества.

2. При злоупотреблении сетью у молодых людей на подсознательном уровне развивается фобия (страх) общения с реальными людьми . Подростки стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту. Становится сложно заводить новых друзей. Общение современных людей мутирует в сторону подмены истинных чувств и ощущений на виртуальные переживания.


  1. Добавляя себе в друзья незнакомцев, подростки становятся потенциальными жертвами обмана . Для Интернет– мошенников социальные сети – золотая жила. Например, с помощью такой сети, как «В Контакте» можно продать что угодно и кому угодно. Для поглощения рекламной информации более благодарной аудитории не найти. Создаются соответствующие группы, рассылаются приглашения и предложения, добавляются в друзья...

  2. Общение в социальных сетях снижает и упрощает уровень грамотности . При переписке язык упрощается, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать в живой речи. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат национальный язык.
Потеря времени на пребывание в сети, в результате безразличие к учебе, ухудшение оценок, нехватка времени для чтения художественной литературы и иного обогащения внутреннего мира.

Посещения сети в ночное время является причиной недосыпания, умственной утомляемости подростков , которая очень опасна в этот возрастной период.


  1. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте – виртуальная зависимость , от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении. Ведь в виртуальном мире намного легче выражать себя, создавать идеальный образ, особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальном мире. Происходит полная замена реальных отношений на виртуальные.

  2. Неконтролируемое взрослыми зависание в сети может влиять на формирование моральных норм, отличающихся от принятых в обществе: пропаганда употребления алкоголя и наркотиков, убийств, изнасилований, распространение порнографии и т. д.

Признаки зависимости от социальных сетей

Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать. А возможно человек вообще постоянно находится онлайн, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.

Люди с ярко выраженными признаками зависимости слишком много времени проводят у экрана монитора , и каждый раз, заходя в социальную сеть, обещают себе, что пробудут там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживают, что прошло полдня. Их тянет десятки раз на дню просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил информацию.

Пользователь сети испытывает острое желание регулярно обновлять статус на своей странице, обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки.

Известен такой случай в Белграде: пользователь Снежана Павлович угодила в психиатрическую клинику из-за того, что на ее заметку в сети «Facebook» не отреагировал никто среди ее друзей. После этого клинические врачи назвали этот случай «синдром Снежаны», объяснили, что поведение пациентки – это стресс от неудовлетворенности в общественной потребности особи в современном мире.

Игра в различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам, оправданием того, почему человек «застрял» в сети на полдня .

Зависимые люди испытывают жуткое раздражение, если по какой-либо причине не могут попасть на свою страничку в социальной сети.

Как избавиться от своей интернет-зависимости

О социальных сетях – как наркотиках нашего времени говорилось немало. И о том, что социальные сети могут загнать в депрессию. В любом случае, это привыкание может, изрядно испортить ваше физическое или душевное состояние. Этому следует противостоять.

Даже если вы обнаружили в себе описанные признаки зависимости, вспомнили подозрительных собеседников – не стоит отчаиваться, у вас всегда есть время взять себя в руки, нужно только вовремя суметь сказать себе «Стоп!».

Прежде всего, ограничьте свое время пребывания в социальной сети, установите себе временные рамки. Лучше потратьте свободное время с пользой для себя, наверняка, у вас накопилась приличная масса незавершенных дел, которые вы всё время откладывали «на потом». Также лучше отключить все уведомления социальной сети, приходящие на почту, так у вас будет меньше соблазна посетить свою страницу в незапланированное время.

Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора.

Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие, которое отвлечет вас.

Поймите, что реально только то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире, сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения, зато вы увидите, на сколько вам свободней и легче станет без них. Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним.

И помните одно, не стоит приносить в жертву свою реальную жизнь , ведь окружающий нас мир гораздо интереснее, научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя и только по мере острой необходимости.

Результаты исследования

В рамках данной работы мною было проведено исследование путем анкетирования, целью которого явилась оценка степени влияния социальных сетей на подростков нашей школы. В анкетировании участвовало 53 учащихся 5-11 классов.

Я предложила подросткам максимально честно ответить на опрос. Все ответы учащихся я обработала и отразила на диаграммах. Приведу результаты нашего исследования:


  1. На вопрос «Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?» 48 человек ответили положительно, и лишь 5 – отрицательно, что в процентном соотношении составляет – 91% и 9% соответственно.


  1. Какими социальными сетями Вы пользуетесь? (многие зарегистрированы сразу в нескольких).
Результаты свидетельствуют, что «ВКонтакте» по праву стал истинно молодёжной социальной сетью. Если говорить об «Одноклассниках» то их популярность в данной группе не очень высока, т.к. основная целевая группа этой сети люди более старшего возраста.


  1. На аватарке аккаунта ваша фотография?
Ответ «Да» – дали 38 респондентов, ответ «Нет» –10.

4. В информации о себе вы указываете правдивые сведения, ничего не преувеличивая?

Ответ «Да» – дали 40 респондентов, ответ «Нет» –8.

На аватаре у большинства пользователей загружена собственная фотография и анкетная информация о себе правдива – это указывает о доверии и принятии норм и правил сетевого общения, ведь если общение человека в сети в границах нормы, он не скрывает информацию о себе и собственную фотографию.

Большинство опрошенных (40 человек) заходят в социальные сети ежедневно, 6 респондентов сказали, что посещают, свои страницы в социальных сетях 2-3 раза в неделю.

Это говорит о том, что существует некая зависимость. К тому же по данным о проведенном в социальных сетях времени за один сеанс видно, что большая часть подростков находится там более 2 часов.

На диаграмме видно, что подростки в большей степени используют социальные сети как средство общения.

7. Кого Вы приглашаете в друзья?

По полученным ответам на данный вопрос видно, что подростки нашей школы предпочитают приглашать в друзья и принимать приглашения от реальных друзей и знакомых. Так поступают 36 респондентов. Полученные результаты свидетельствуют об устойчивых социальных связях и предпочтениях в общении участников опроса.

8. Какое количество людей насчитывает ваш список «друзей»?

Количество друзей в социальной сети, очевидно, свидетельствует об уровне сплочения социальных связей. Данные указывают на следующее - большинство пользователей имеют количество от 200 друзей, что указывает на некоторое зеркальное отражение количества среднего показателя связей в социуме и в сети.

9. Согласны ли Вы, что частое пользование социальными сетями может вызвать у подростка отстраненность и комплексы?

Чуть больше половины опрошенных (29 человек) не согласны с данным высказыванием. Отсюда следует, что эти подростки, используют социальные сети в допустимых рамках и объемах, без фанатизма.

11. Готовы ли вы отказаться от пользования социальными сетями под угрозой ухудшения здоровья (ухудшение зрения, нарушение биоритма, сколиоз) или снижения учебных показателей?

По результатам опроса видно, что готовы отказаться – 14 человек, частично готовы - 25, и не готовы – 9 человек. Отсюда можно сделать вывод, что те подростки, которые даже под угрозой ухудшения здоровья не могут отказаться от пользования социальными сетями, стали зависимыми от виртуального мира.

В результате проведенного опроса я получила всю необходимую информацию, по которой стало возможным провести исследование.

При анализе результатов исследования отчетливо вырисовывается двойственный характер особенностей использования социальных сетей молодежью. С одной стороны всевозрастающие потребности активной аудитории Интернета – молодежи – в освоении и использовании социальных сетей, как коммуникативных площадок, в удовлетворении своих психологических потребностей. С другой стороны с – созданием собственного виртуального микромира, теряется реальность, появляется полная зависимость от интернета.

Альтернативы социальным сетям

Как мы смогли отметить, негативного влияния социальных сетей на процесс социализации учащихся значительно больше, чем положительного. Точнее сказать, оно гораздо опаснее и вреднее. Но, на мой взгляд, это не повод отказываться раз и навсегда от их использования. Достаточно просто свести к минимуму все опасные факторы.

1. Важно, чтобы у подростка была постоянная альтернатива социальным сетям: в первую очередь, дружеское общение с родителями, во вторую – спорт, рукоделье, физический труд, чтение литературы, кружки. В идеале несовершеннолетнему не стоит входить в интернет без взрослых, видящих происходящее на мониторе. Взрослые должны разъяснять подросткам, какие опасности скрыты в сети, и как их избежать 6 .

2. Необходимо освещение этической стороны использования сетей: какие фото и видео можно размещать, а какие нельзя.

3. Подросткам необходимо тренировать силу воли, твердость характера, вводя для себя ограничения времяпровождения в сети.

6. Необходимо заниматься поиском альтернативных способов времяпрепровождения . Например, занятие спортом, рисование, вышивание, чтение книг. Ну и, несомненно, нужно оказывать больше внимания своей реальной жизни: проблемам в школе, в семье, друзьям, а также увеличивать время пребывания в компании реальных, а не виртуальных друзей 7 .

Выводы

В начале своего исследования я предположила, что социальные сети приводят к расширению круга общения подростков, положительно влияют на их развитие личности. В результате проведенных опросов и обработки информации можно сказать, что мое предположение было верно, ведь большинство опрошенных подростков добавляют к себе в друзья непосредственно только друзей и знакомых, а также используют социальные сети в качестве общения со своими реальными друзьями. Несомненные плюсы от использования социальных сетей – это и коммуникация на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, быстрый способ обмена информацией. Главное, на мой взгляд, взрослым необходимо найти общий язык с подрастающим поколением и рассказать о возможных последствиях чрезмерным увлечением социальными сетями или их аналогами.

Говорить о том, что социальные сети оказывают только отрицательное влияние на формирование личности подростка нельзя. Но следует учитывать отрицательные факторы, такие как фобии (страхи) общения с реальными людьми, снижение уровня грамотности, а также патологическую зависимость от Интернета, которая отрицательно сказывается на учебе, психическом здоровье, умственной утомляемости и качестве жизни в целом. Некоторые наши ученики добавляют себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами Интернет - мошенников.

Заключение

В своей работе мы провели социологическое исследование по теме «Влияние социальных сетей на личность подростка». Опрос и анкетирование были проведение среди учащихся 5-11 классов МБОУ Курлекская СОШ.

Данный возраст бы выбран неслучайно. В первой главе мы установили, что подростковый возраст (от 11 до 15 лет) - это самый сложный, но в то же время важный этап в социализации личности. Ведущей деятельностью подростка является коммуникативная деятельность. Подросток ищет себя, свои интересы, взгляды, ценности, свой образ. Как было установлено нами, оказалось, что все эти задачи подросткового образа он находит в социальных сетях.

В результате анализа проведенного исследования было выявлено как положительное влияние, так и отрицательное, на формирование личности подростка.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: