Роскомнадзор реестр операторов осуществляющих обработку персональных данных. Пример оформления Положения о работе с персональными данными сотрудников. Обработка данных без согласия

Буквально через пару дней, 1 июля 2017 года, вступят в силу поправки, внесенные в Кодекс об административных нарушениях и ужесточающие ответственность за несоблюдение (далее по тексту – Закон №152-ФЗ). Достаточно на эту тему было информации, писал об этом и "Клерк".

Но все еще остаются вопросы.

Такое ощущение, что вокруг этой темы просто нагоняется ажиотаж. А что, собственно, произошло-то? В целом, закон не изменился. В него внесли изменения только в части штрафов.

Сейчас по ст. 13.11 КоАП есть только одно нарушение со штрафом 10 000 рублей для юрлиц. После 1 июля их станет семь и общий штраф может составить до 295 000 рублей.

Почему за персональные данные власти взялись именно сейчас? Все штрафы, которые вступают в силу с 1 июля - это самые частые нарушения, выявляемые Роскомнадзором в течение последних пяти лет.

Один из главных вопросов: действительно ли всем сайтам нужно регистрироваться как оператор персональных данных в Роскомнадзоре?

Оказывается, нет. Есть возможность избежать такой необходимости. А как? Данные, которые поступают от пользователей, должны обрабатываться на основании пользовательского соглашения. Подпункт 2 пункта 2 статьи 22 закона №152-ФЗ предусматривает следующее.

Цитируем:

«…2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

…2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;»

Если на сайте организации или физического лица есть форма для сбора данных посетителей - например, форма обратной связи, строка для подписки на рассылку, регистрации или личный кабинет, это считается обработкой персональных данных.

Которая оказалась наиболее важной и в бухгалтерском учете, и при рассмотрении заявок на кредит и т.п.

Но что это такое и кто все-таки имеет право обрабатывать подобные сведения, а кто нет, об этом упоминается редко, даже с неохотой.

В результате иногда сложно понять, кто является оператором персональных данных.

– это информация о человеке, которая характеризует его как определенную личность, не является обобщенной, ее нельзя применить к группе лиц. В большинстве случаев речь идет о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, адресе, где человек зарегистрирован и проживает, семейном положении и т.п.

Понятие персональных данных введено в деловой оборот после принятия в 2006 году «О персональных данных». Там же было введено разграничение информации на ряд категорий, которые позволяют определять уровни разрешения обработки для различных ситуаций.

  1. Информация о расе и национальности, религиозных убеждениях, состояние здоровья и подробности интимной жизни гражданина.
  2. Сведения, которые позволяют помимо идентификации гражданина, еще и получить про него разные сведения, например, номер телефона, место проживания и т.п.
  3. Информация, благодаря которой один человек выделяется среди других – фамилия, имя и полная дата рождения.
  4. Общедоступные сведения, как правило, они обезличены, но иногда и те, которые обязаны быть публичными по законодательству, например, доходы представителей органов власти. Отдельной категорией идут те данные, на предоставление которых сам гражданин дал согласие, например, адрес и номер телефона в справочной службе 09.

В целом закон «О персональных данных» призван обеспечивать право каждого гражданина на неприкосновенность личной жизни и защиту в случае наличия нарушений. Исходя из выше приведенной классификации, предъявляются разнообразные требования по обеспечению сохранности сведений. Для первой категории требования жестче, чем ко всем остальным.

Кто является оператором персональных данных

Оператор персональных данных – юридическое лицо, которое в силу своей деятельности занимается информации о действующих и потенциальных клиентов и сотрудниках. Размеры организации при этом никакого значения не имеют, как и форма ее собственности.

На практике оператором является любая организация, в которой есть наемный труд. Ведь трудоустройство невозможно без заполнения анкеты с довольно подробным перечнем сведений о себе, а также подачи личных документов, причем со всех снимаются копии, информация вносится в бухгалтерские программы и т.д.

Главное требование законодательства РФ, предъявляемое к операторам, это обеспечение сохранности тех данных, которые получила организация в процессе деятельности.

Нормы, согласно которым обеспечивается охрана, установлены в упомянутом законе, также могут уточняться нормативными актами, так называемых регуляторов

Существует определенный порядок, который регламентирует случаи, когда организация получает право работать с персональными данными без уведомления в :

  • если предприятие обрабатывает только те сведения, которые нужны для трудовых отношений;
  • когда обработке подвергаются данные общедоступного характера;
  • если обрабатываются только фамилия, имя, отчество;
  • когда они используются один раз, например, для выписки пропуска;
  • если для обработки не применяется компьютерная техника.

Все остальные организации обязаны становиться на учет, в результате чего они получают уникальный регистрационный номер, под которым вносятся в специальный реестр.


В нем всегда можно уточнить, имеет ли право конкретное юридическое лицо запрашивать или хранить персональные данные.

Например, часто такие вопросы возникают в отношении кредитных организаций, операторов сотовой связи и т.п.

Поэтому принято называть «оператором обработки персональных данных» организации, которые в силу профессиональной деятельности собирают и обрабатывают не только общедоступные сведения, но и такие как серия, номер паспорта, адрес проживания и т.д.

Получение права на обработку персональных данных

Для обеспечения безопасности хранения и передачи персональных данных предусмотрена процедура аттестации и получения лицензии для организаций занимающихся сбором и хранением такой информации.

Чтобы получить лицензию предприятию приходится не только обучать сотрудников, но и приобретать технические средства защиты.

Процедура состоит из нескольких этапов, из которых можно выделить наиболее важные.

  • уведомить соответствующие органы о намерении обрабатывать данные с помощью средств (компьютеры);
  • пройти предварительное обследование имеющихся информационных систем;
  • спроектировать систему защиты с учетом инфраструктуры компьютерной техники и других средств автоматизации;
  • приобрести и внедрить средства защиты;
  • привести все помещения в соответствие требованиям по пожарной безопасности, охране, электропитанию и т.д.
  • провести повышение квалификации сотрудников в области защиты персональных данных и их аттестация.

В результате можно гарантировать наличие действующей системы защиты сведений при их и передаче через коммуникационные линии.

Стоит отметить, что все действия, описанные выше, могут быть применены только к обработке персональных данных в электронном виде, что является потенциально небезопасным для хранящейся или передаваемой информации.

Проверка деятельности операторов персональных данных

Работа всех операторов персональных данных не только регулируется законодательными актами, но еще и подвергается регулярным проверкам, как плановым, так и выборочным, например, по заявлению пострадавшего от их деятельности граждан.

Контролем над соблюдением закона о защите персональных данных должны заниматся многие надзорные и силовые ведомства, но в силу специфики работы выделяются лишь три из них (их и называют регуляторами):

  • Роскомнадзор – в его функции входит проверка соблюдения любых нормативных требований законодательства, а также проведение проверок;
  • ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) – в ее задачи входит в первую очередь защита данных находящихся в компьютерах самой организации, так и каналов их передачи, когда они хранятся и передаются без шифрования;
  • ФСБ (Федеральная служба безопасности) – контролирует применение шифрующих средств обработки и передачи персональных информации, в том числе разработку и их распространение.

Проверить отношение конкретной организации к операторам персональных сведений можно и самостоятельно.

На сайте Роскомнадзора имеется доступ к реестру операторов, осуществляющих обработку персональных данных, он доступен по этой ссылке.

Для просмотра информации достаточно внести в соответствующее поле наименование или регистрационный номер интересующего предприятия, либо его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Так можно выяснить, законно запрашивались данные или нет. Если организации в списке нет, то возможно этим надо заняться Роскомнадзору и либо включить ее в реестр, либо запретить незаконный сбор информации о гражданах.

Проверка операторов персональных данных осуществляется либо по заявлениям граждан, либо по инициативе, например, прокуратуры, которая может обратиться в Роскомнадзор в рамках проверки деятельности организации.

За нарушения в обработке сведений граждан предусмотрена ответственность. В зависимости от степени тяжести совершенных поступков может быть административное, дисциплинарное или уголовное наказание.

В целом, прежде чем давать разрешение на обработку персональных данных в кредитной или иной организации, запрашивающей такое право, лучше сначала убедиться в том, что она зарегистрирована в качестве оператора, а значит, имеет все для их безопасного хранения.

Особенно это может относиться к небольшим предприятиям, например, предоставляющим мелкие займы.

Конечно, без предоставления такого согласия подобные организации обычно отказывают в услугах, но в этом ничего страшного нет, т.к. конкуренция достаточно высока, и всегда можно найти другой подходящий вариант.

В каких случаях нужно уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных? Ответ - в статье.

Вопрос: Обязаны ли мы по законодательству зарегистрироваться в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора?в п. 2 ст. 22 Закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» говорится что,2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных.мы не обязаны регистрироваться в реестре?

Ответ: Регистрироваться в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора не требуется, так как процедуры прохождения регистрации нет. Оператор до начала обработки персональных данных обязан направить уведомление в Роскомнадзор (п. 1 ст. 22 закона № 152-ФЗ). Роскомнадзор на основании уведомлений ведет реестр операторов.

При этом из указанной нормы права имеются исключения, перечисленные подробно в п. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ.

Обоснование

Хранение персональных данных в России. Какие особенности есть для сведений о работниках

Если компания обрабатывает персональные данные не только работников и контрагентов - физических лиц. То есть фактически любая компания обязана уведомить чиновников об обработке персональных данных.

По общему правилу работодатель обязан направить в Роскомнадзор уведомление о начале обработки персональных данных (ч. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ). Многие компании до сих пор этого не сделали. Они обосновывают это так: работодатель обрабатывает персональные данные только своих работников. Поэтому компания подпадает под исключение, которое установлено в п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ. Согласно этой норме работодатель вправе обрабатывать персональные данные в соответствии с трудовым законодательством без уведомления Роскомнадзора.

Но в большинстве случаев позиция о том, что уведомление не требуется, ошибочная. Ведь работодатель обрабатывает данные не только работников, но и других субъектов. Например, представителей контрагентов при получении доверенностей или работников других компаний, входящих в одну группу с работодателем. В таких случаях рекомендуется направить уведомление в Роскомнадзор.

По какой форме нужно уведомить Роскомнадзор?

Включите в уведомление сведения о персональных данных работников (п. 7 Временных рекомендаций по заполнению формы уведомления, утв. Роскомнадзором 30.12.2014). Исключения, установленные в ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ, в данном случае неприменимы.

Роскомнадзор внесет информацию из уведомления в реестр операторов в течение 30 дней с даты получения документа. Платить деньги за это не нужно (ч. 4 , ч. 5 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Работодатели, которые не уведомили Роскомнадзор, рискуют получить письмо от чиновников. В ответ на него работодатели будут обязаны направить уведомление или обосновать причины его ненаправления. В последнем случае увеличивается риск проверки Роскомнадзором соответствия действительности такого рода обоснования. Так, согласно ежегодному отчету за 2014 год Роскомнадзор направил операторам более 58 тыс. таких писем (

Роскомнадзор ведёт реестр операторов - компаний, выполняющих требования закона «О персональных данных». Чтобы попасть в реестр, компания подаёт уведомление об обработке персональных данных. Это может быть непросто сделать: непонятно, когда подавать уведомление, как его заполнить и как убедиться, что информация дошла до Роскомнадзора.

Можно ли не подавать уведомление?

Закон «О персональных данных» требует, чтобы каждая компания подала уведомление.

В законе есть несколько исключений, позволяющих ряду компаний избежать этого. В этом случае нужно быть готовым юридически грамотно доказать контролирующему органу, что исключения на компанию распространяются. Сделать это не так-то просто: отсутствие уведомления - одно из самых частых нарушений, выявляемых в ходе проверок Роскомнадзора.

Самый лучший вариант - подать уведомление и обезопасить компанию от вопросов контролирующего органа, почему это не было сделано.

Иногда компании опасаются, что подача уведомления привлечёт излишнее внимание Роскомнадзора, и он придёт с проверкой. На практике этого не происходит.

Когда отправить уведомление?

Уведомление подаётся до начала обработки персональных данных. Исходя из буквы закона, это нужно сделать в первые дни после государственной регистрации юридического лица или ИП.

Часто решение подать уведомление принимается тогда, когда компания работает уже несколько месяцев или несколько лет. Не стоит опасаться штрафа или других санкций за «опоздание» с подачей уведомления. А вот если компанией заинтересуется Роскомнадзор (придёт с проверкой или пришлёт «письмо счастья», где потребует подать уведомление), тогда штрафа будет не избежать.

Важный нюанс: даже если уведомление подаётся с «опозданием», в качестве «даты начала обработки персональных данных» лучше указать дату государственной регистрации компании.

Как заполнить уведомление?

Уведомление нужно подать через интернет (в электронном виде) и направить по почте (в печатном виде).

Электронная форма уведомления заполняется на сайте Роскомнадзора. Требуется указать достаточно много информации, и это не так-то просто сделать, несмотря на наличие подсказок. Нужно быть готовым сформулировать правовые основания и цели обработки персональных данных, описать совершаемые с ними действия и указать, каким образом обеспечивается их безопасность.

После отправки электронной формы сайт Роскомнадзора предложит скачать уже заполненную печатную форму. Её нужно будет распечатать, подписать и удостоверить печатью компании, после чего отправить по почте в территориальный орган Роскомнадзора. Это необходимо, чтобы подтвердить сведения, поданные через интернет.

Ещё можно заполнить уведомление в электронном виде на Портале государственных услуг, однако это менее удобный способ.

Как узнать, что уведомление принято?

После заполнения уведомления на сайте Роскомнадзора компания получит номер уведомления и секретный ключ. С их помощью на специальной странице можно уточнить статус уведомления и узнать, когда его сведения попадут в реестр операторов.

Вся информация в реестре операторов общедоступна, кроме сведений об обеспечении безопасности персональных данных. Можно найти уведомление любого оператора.

Сколько раз нужно подавать уведомление?

Уведомление подаётся только один раз.

Однако есть важный нюанс: закон «О персональных данных» требует оповещать Роскомнадзор об изменении сведений, указанных в уведомлении, в течение 10 дней после таких изменений. Уведомление содержит много сведений о компании, и изменения могут случаться довольно часто. Увы, следить за ними и вовремя реагировать бывает непросто.

Лучше всего подать уведомление как можно раньше и аккуратно следить за тем, чтобы сведения о компании в реестре операторов были актуальны. Это очень просто сделать с помощью нашего сервиса.

Как стать оператором персональных данных в реестре Роскомнадзора

Не все компании и индивидуальные предприниматели знают, являются ли операторами персональных данных и надо ли им передавать о себе сведения в Роскомнадзор. Разберемся, за кем служба следит более внимательно и как уведомить о начале обработки личной информации граждан.

Кто такие операторы персональных данных и чем они занимаются

Большинство знает, что к персональным данным (далее - ПД) относится информация о фамилии, имени и отчестве гражданина, сведения из его паспорта, номер мобильного телефона, адрес проживания, e-mail. Какие еще сведения можно включить в этот список? Оказывается, любые: исчерпывающий список нигде не представлен, и его в принципе быть не может. Это подтверждается и формулировкой в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ:

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Получается, что в некоторых случаях будет достаточно фамилии, имени и номера автомобиля, чтобы идентифицировать гражданина, а в других понадобится еще номер его водительского удостоверения и адрес регистрации.

Оператор персональных данных - это государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое:

  • самостоятельно или совместно с другими лицами организует и/или осуществляет обработку ПД;
  • определяет цели работы с личной информацией, ее состав, а также действия (операции) с ней.
  • То есть любой, кто запрашивает и пользуется ПД, является их оператором. И все, кто имеет доступ и обрабатывает сведения, по которым можно идентифицировать гражданина, фактически работают с ПД и несут ответственность за несоблюдение закона об их защите.

    Давайте представим, кто может относиться к операторам ПД. Банки? Да! Сайты, собирающие материал о подписчиках? Да! Юридические и бухгалтерские компании, оказывающие различные услуги? Да! Магазины и салоны красоты, предлагающие приобрести бонусную карту? Снова да! ТСЖ, вузы, детсады, турагентства, медучреждения, автоматизированные системы, в том числе государственные? Да, да, да! Операторы ПД - повсюду, в любой сфере!

    Каждый, кто имеет дело с ПД, обязан соблюдать определенные правила сбора, обеспечения безопасности, уточнения, блокирования и уничтожения такого рода сведений. Согласно закону № 152-ФЗ, операторы должны:


    Регистрация в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных

    Законом предусмотрено, что до начала работы с ПД необходимо обратиться в уполномоченный орган надзора и уведомить о начале работы с личной информацией. Это не значит, что каждая компания должна быть внесена в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. В этот список не включаются:

  • работодатели. Они собирают и хранят информацию в соответствии с трудовым законодательством, например, при оформлении трудовых договоров, различных приказов кадрового характера;
  • компании сотовой или стационарной телефонной связи, если данные получены исключительно для оказания услуг связи по заключенному договору, не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта ПД;
  • общественные объединения или религиозные организации, которые получают доступ к данным своих членов (участников) для достижения целей, предусмотренных в учредительных документах;
  • организации и частные лица, пользующиеся общедоступными сведениями, которые субъекты ПД сами раскрыли, например, на персональных сайтах;
  • любые компании, в которых действует система пропусков. Если паспортные данные гражданина переписываются для оформления однократного пропуска на территорию организации, регистрироваться не придется;
  • системы со статусом государственных автоматизированных информсистем, а также государственные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка. Их очень много, а в их числе системы «Эра-Глонасс» и «Управление», АИС учета некоммерческих и религиозных организаций и многие другие на федеральном и региональном уровне;
  • граждане и организации, которые обрабатывают информацию без использования средств автоматизации (компьютера). При этом им надо руководствоваться требованиями, утвержденными Постановлением правительства от 15 сентября 2008 г. N 687 ;
  • организации, которые запрашивают данные для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, например, при бронировании и покупке билетов, в том числе через онлайн-сервисы перевозчиков или посредников.
  • С учетом таких формулировок многие из организаций уже не попадают в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. Но те, на кого исключения не распространяются, обязательно должны быть в списке контролирующего органа.

    Процедура регистрации заключается в подаче уведомления по определенной форме. С ней можно ознакомиться через реестр персональных данных Роскомнадзора, портал госуслуг либо с помощью Приказа Минкомсвязи России от 21.12.2011 N 346 . Бесплатно скачать нужный документ можно и в конце этой статьи.

    Роскомнадзор рекомендует подавать уведомление на бланке организации, на бумаге либо в электронном варианте. Бумажный вариант надо будет заполнить, подписать и отправить в территориальный орган Роскомнадзора (по почте или отнести лично). Электронный документ можно оформить прямо на сайте ведомства - в разделе «Электронные формы заявлений».

    Вне зависимости от способа информирования чиновников, в уведомлении придется обязательно указать:

  • полное и сокращенное наименование компании с указанием организационно-правовой формы, а также юридический и почтовый адреса, ИНН;
  • цели обработки, заявленные в учредительных документах либо фактически осуществляемые;
  • категории ПД, которые будут обрабатываться;
  • субъекты, чьи ПД планируется обрабатывать, в том числе отношения с ними, например, пассажир, заемщик, абонент, вкладчик, страхователь;
  • основание, по которому имеется право на обработку (к примеру, статьи Воздушного кодекса РФ или закона об актах гражданского состояния об актах гражданского состояния), в том числе наличие лицензии на осуществляемый вид деятельности;
  • описание используемых способов обработки ПД и их перечень: неавтоматизированная, автоматизированная или смешанная обработка;
  • сведения о лицах, ответственных за организацию обработки ПД, номера их телефонов, почтовые адреса, e-mail;
  • информация о шифровальных (криптографических) средствах;
  • дата начала, а также условия и сроки прекращения обработки ПД;
  • сведения о том, где хранятся данные в процессе их обработки, в том числе о стране, где находятся базы с информацией о ПД граждан Российской Федерации;
  • сведения об обеспечении безопасности ПД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 .
  • Отметим, что регистрация оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора осуществляется в 30-дневный срок. Если будет подано электронное заявление, компании придется направить в территориальный орган дополнительно и бумажный экземпляр уведомления. Если сведений будет недостаточно, чиновники направят запрос об уточнении поданных документов. Отказать в принятии уведомления и занесении сведений об организации в реестр нельзя.

    Если, по разным причинам, у организации изменились цели обработки ПД или необходимо внести иные изменения, в течение 10 дней она направляет в адрес Роскомнадзора письмо по установленной форме. С документом можно ознакомиться ниже. Кроме того, читателям PPT.ru доступна для скачивания форма документа, необходимого для исключения компании из реестра.

    Все оказываемые в этом случае услуги Роскомнадзором бесплатны.

    Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ, который начал действовать с 1 июля 2017 года, в статье 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 000 до 75 000 рублей, а для ИП - от 5000 до 20 000 рублей.

    Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим - от 3000 до 5000 рублей.

    Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных

    Внесение сведений об операторе в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)

    Общая информация

    Результаты услуги

    Кто может получить услугу

    • Имеет статус предпринимателя
    • Физические лица
    • Юридические лица
    • Как можно подать документы

    • Почтой
    • Через законного представителя
    • Как можно получить результаты оказания услуги

    • Лично
    • Основания для отказа в оказании услуги

    • Основанием для приостановления сроков внесения сведений об Операторе в Реестр (внесения изменений и исключения сведений об Операторе из Реестра) является предоставление оператором неполных или недостоверных сведений. (Основанием для приостановления сроков внесения сведений об Операторе в Реестр (внесения изменений и исключения сведений об Операторе из Реестра) является предоставление Оператором неполных или недостоверных сведений.)
    • Срок оказания услуги

      Срок выполнения услуги: Предоставление государственной услуги осуществляется без непосредственного взаимодействия с заявителем.
      Внесение сведений об Операторе в реестр осуществляется в течение 15 дней с даты поступления уведомления по результатам проверки сведений, содержащихся в Уведомлении. Датой внесения сведений об Операторе в Реестр считается дата подписания приказа.
      Заявление о предоставлении государственной услуги регистрируется в срок, не позднее дня, следующего за днем его поступления в Роскомнадзор (территориальный орган Роскомнадзора).
      Информация о внесении сведений об Операторе в Реестр размещается на официальном сайте Роскомнадзора в срок, не позднее 3 дней с даты подписания приказа.

      Основанием для рассмотрения вопроса о внесении сведений об Операторе в Реестр является направление Оператором Уведомления непосредственно в Роскомнадзор (территориальный орган Роскомнадзора) или поступление Уведомления в ЕИС с Единого портала с присвоением ему входящего номера.
      Уведомление должно содержать следующие сведения:

      1. Наименование (фамилия, имя, отчество), адрес Оператора.
      2. Цель обработки персональных данных.
      3. Категории персональных данных.
      4. Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются.
      5. Правовое основание обработки персональных данных.
      6. Перечень действий с персональными данными, общее описание используемых Оператором способов обработки персональных данных.
      7. Описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств.
      8. Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты.
      9. Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки.
      10. Сведения об обеспечении безопасности персонал

      www.gosuslugi71.ru

      Статьи по теме

      Оператор персональных данных – это любое лицо, собирающее сведения о сотрудниках и клиентах. Узнайте, как подать в Роскомнадзор заявку об обработке персональных данных, каковы обязанности оператора, что может привести к штрафу

      Читайте в нашей статье:

      Кто включен в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора

      Оператор персональных данных – это любое лицо, собирающее сведения о сотрудниках и клиентах (ст. 3 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных»).

      Новая ответственность за нарушения в персданных. За что и на сколько теперь будут штрафовать>>>

      Оператором (ОПД) может стать государственная или муниципальная компания, юрлицо, бизнесмен и даже обычный человек, если будет собирать сведения о других людях и самостоятельно определять, какие именно данные запрашивать, как их обрабатывать и что потом делать с собранной информацией.

      Закон определяет персональные данные как любую информацию, которая относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

      Конечно, в большинстве случаев запрашиваемая информация ограничивается только фамилией, именем, отчеством, паспортными данными и номером сотового телефона, но иногда для идентификации лица нужно выяснить номер его автомобиля, реквизиты водительского удостоверения или СНИЛС и другие сведения.

      Исчерпывающего перечня в законе нет, так что к персональным данным можно отнести абсолютно любую информацию, нужную для идентификации.

      Получается, что любой, кто запрашивает и использует такие сведения, и подал соответствующую заявку, включен в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. Уже сейчас там содержится больше 400 000 позиций, и постоянно появляются новые лица. Среди них банки, страховые компании, туристические агентства, салоны красоты, магазины, ТСЖ, детские садики, поликлиники и многие другие.

      Если на каком-либо сайте предусмотрена форма обратной связи, подписка или личный кабинет, в котором посетители будут оставлять данные, то владельцам сайта тоже следует зарегистрироваться в реестре.

      Оператор не может обрабатывать полученные сведения без согласия того, кому они принадлежат.

      Но есть и исключения. Если каким-либо законом предусмотрена такая работа с информацией (с определением цели и содержания обработки), то согласие получать не обязательно.

      Например, по закону «Об образовании» для допуска к ЕГЭ предусмотрены передача, обработка и предоставление личных данных учеников без их подписи на согласии на работу со сведениями.

      Как подать заявку об обработке персональных данных

      Уведомление можно подать на сайте Роскомнадзора и отправить почтой.

      Заполняя электронную форму уведомления, надо будет указать:

    • ИНН, ОГРН и прочие данные заявителя;
    • цели и правовое обоснование для обработки данных;
    • указать, какие именно данные будут обрабатываться и как это будет происходить;
    • реквизиты лицензий (если деятельность заявителя лицензируется);
    • меры, предпринимаемые для сохранности полученных данных;
    • дату начала обработки многое другое (ст. 22 Закона № 152-ФЗ).
    • После того, как электронная форма будет заполнена, ее можно будет скачать с сайта Роскомнадзора, распечатать, подписать и отправить почтой в территориальный орган. Тем самым будут подтверждены сведения, отправленные через сайт.

      Есть вариант заполнить заявку через Портал госуслуг, но это менее удобный способ, нежели общение с Роскомнадзором через его собственный сайт.

      Если все будет сделано правильно, то компания будет вписана Роскомнадзором в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

      Законом предусмотрены исключения, когда не требуется подобная регистрация.

      Могут не подавать заявку на включение в реестр:

    • работодатели, собирающие информацию о своих сотрудниках;
    • те, кто обрабатывают только ФИО людей;
    • те, кто берет сведения, чтобы один раз пропустить человека на свою территорию и т.д.
    • Полный перечень исключений расписан в ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных ». Компании, полагающей, что она входит в этот заветный список, придется аргументированно обосновать, что это действительно так.

      В приватном разговоре с инспекторами мы узнали, где они будут «копать», когда компанию нужно оштрафовать, а явного повода нет. Готовьтесь к тому, что искать будут, – планы по штрафам планируют повысить.

      Исходя из положений права, заявку об обработке персональных данных надо подать в первые дни после создания юрлица или ИП – то есть, до начала работы с информацией.

      Но на практике оператор уже вовсю работает несколько месяцев, а то и лет, когда руководству приходит в голову мысль зарегистрироваться. Если эта идея посетит руководство до прихода Роскомнадзора, хорошо – можно будет избежать штрафа или других санкций.

      А в случае прихода проверяющих до подачи уведомления, придется заплатить за нерасторопность.

      Обязанности оператора при обработке персональных данных

      После того, как фирмой или бизнесменом пройдена регистрация в Роскомнадзоре как оператора персональных данных, придется выполнять обязанности, прописанные в главе 4 Закона № 152-ФЗ. В частности, ОПД должны:

    • объяснять субъекту, от которого получают информацию, что именно они берут и для чего;
    • пояснять, какие последствия повлечет отказ сообщить сведения;
    • обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение и прочее полученной информации;
    • предоставить сведения об обработке данных субъекту, если они были получены не от него;
    • принимать меры для защиты от неправомерного (случайного) доступа к сведениям, уничтожения, изменения, блокирования или копирования;
    • назначить ответственное лицо.
    • Операторы должны получить предварительное согласие человека на обработку личной информации. Оно запрашивается в письменной форме – субъект подписывает бумагу, где сообщается, что данные собираются в соответствии с законом № 152-ФЗ, после получения они будут надлежащим образом храниться, использоваться, а потом уничтожаться. Специальный бланк, предложенный Роскомнадзором, можно скачать на его сайте.

      Ответственность за отказ регистрироваться в реестре

      Если потенциальный оператор не подал заявку на включение в реестр персональных данных Роскомнадзора, ему грозит административная ответственность. Отказ регистрироваться в реестре расценивается как непредставление информации в контролирующий орган. Такое правонарушение карается по статье 19.7 КоАП РФ. По этому составу на человека может быть наложен штраф в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

      Если нет желания нести ответственность за отказ регистрироваться в реестре и платить штрафы (пусть и не такие большие, как по другим составам), лучше соблюдать требования закона и вовремя подать заявку.

      www.pro-personal.ru

      Реестр операторов персональных данных

    1. Настоящее Положение о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N "О персональных данных" (далее - Закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451), для реализации полномочий по ведению реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее - Оператор), возложенных на Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее - Служба) в соответствии с Положением о Службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 года N 354 (Собрание законодательства Российской Федерации, 11.06.2007, N 24, ст. 2923; N 52, ст. 6462).


    2. Настоящее Положение устанавливает порядок ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее - Реестр).

    3. Понятия, используемые в настоящем Положении:

    реестр - перечень, список операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

    ведение реестра операторов - деятельность Службы, включающая сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

    оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

    обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

    II. Состав сведений, включаемых в реестр

    4. Реестр содержит следующие сведения об Операторах:

    а) регистрационный номер;

    б) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

    в) адреса филиалов (представительств) оператора, осуществляющих обработку персональных данных (при наличии);

    г) дата направления уведомления;

    д) цель обработки персональных данных;

    з) правовое основание обработки персональных данных;

    и) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

    к) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

    л) дата начала обработки персональных данных;

    м) срок или условие прекращения обработки персональных данных;

    н) дата и основания включения в реестр операторов;

    о) дата и основание исключения из реестра операторов;

    п) внесенные изменения.

    III. Условия включения операторов в реестр

    5. Операторы включаются в Реестр при выполнении следующих условий:

    Направление в территориальное управление Службы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (далее - Уведомление). Сведения, указанные в Уведомлении, должны соответствовать части 3 статьи 22 Закона;

    Регистрация полученного Уведомления в территориальном управлении Службы, его обработка для принятия решения по утверждению или отклонению;

    Подписание приказа руководителем Службы или заместителем руководителя о включении Оператора в Реестр.

    6. Оригинал направленного Оператором Уведомления с приложением всех поступивших документов должен храниться в соответствующем территориальном управлении Службы.

    IV. Порядок включения операторов в реестр

    7. Служба по результатам анализа обработанных территориальными управлениями Службы Уведомлений вправе осуществлять проверку достоверности и полноты представленной Операторами информации, содержащейся в Уведомлении, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий. Также Служба вправе запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию, в том числе в случае необходимости уточнения или дополнения недостающих сведений.

    8. По результатам проверки сведений, содержащихся в обработанном Уведомлении, Служба в течение тридцати дней с даты поступления Уведомления, принимает решение о включении Оператора в Реестр, которое оформляется в виде приказа руководителя Службы или заместителя руководителя Службы о включении Оператора в Реестр.

    9. На основании изданного приказа в Реестр вносится запись об Операторе, которой присваивается регистрационный номер.

    10. Датой внесения Оператора в Реестр считается дата подписания приказа.

    11. Информация о внесении Оператора в Реестр должна быть опубликована на официальном сайте Службы в сети не позднее трех дней с даты подписания приказа.

    V. Порядок ведения Реестра

    12. Ведение Реестра осуществляется с применением единой информационной системы (далее - ЕИС) в электронном виде.

    13. Ведение Реестра осуществляет Служба, которая при наличии условий, определенных настоящим Положением, включает Операторов в Реестр путем внесения в Реестр соответствующих записей, изменяет сведения, содержащиеся в указанных записях, исключает Операторов из Реестра путем дополнения ранее внесенных записей сведениями об исключении Операторов из Реестра.

    14. В случае изменения сведений, содержащихся в Уведомлении после включения Оператора в Реестр, он обязан уведомить об изменениях Службу в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений. Внесение указанных изменений в Реестр производится на основании приказа руководителя Службы или заместителя руководителя и не приводит к изменению регистрационного номера соответствующей записи в Реестре.

    15. Сведения, содержащиеся в Реестре, за исключением подпункта "к" пункта 4 настоящего Положения, являются общедоступными.

    16. Информация о Реестре публикуется на официальном сайте Службы.

    17. Операторы, включенные в Реестр, вправе получить выписку из Реестра по письменному обращению в Службу в срок не позднее тридцати дней.

    VI. Порядок исключения операторов из Реестра

    18. Вопрос об исключении Оператора из Реестра рассматривается в следующих случаях:

    Поступление в Службу или ее территориальные управления письменного заявления (обращения) от Оператора, включенного в Реестр, об исключении с приложением обоснований;

    Принятие Службой или ее территориальными управлениями мер по приостановлению или прекращению Оператором обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований Закона.

    19. Операторы исключаются из Реестра при наступлении одного из следующих условий:

    Ликвидация Оператора;

    Прекращение деятельности Оператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

    Аннулирование лицензии на осуществление лицензируемой деятельности Оператора, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

    Наступление срока или условия прекращения обработки персональных данных, указанных в Уведомлении;

    Решение суда о прекращении оператором деятельности по обработке персональных данных;

    Иные, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

    20. Решение об исключении Оператора из Реестра оформляется приказом руководителя Службы или заместителя руководителя Службы.

    На основании изданного приказа в Реестр вносятся сведения об исключении Оператора из Реестра. После исключения Оператора из Реестра регистрационный номер соответствующей записи в дальнейшем не используется.

    21. Информация об исключении Оператора из Реестра должна быть опубликована на официальном сайте Службы в сети Интернет не позднее трех дней с даты подписания приказа.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: